Научная тема: «ИСТОРИЯ «БЛУДНОГО СЫНА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: МОДИФИКАЦИИ АРХЕТИПИЧЕСКОГО СЮЖЕТА В ДВИЖЕНИИ ЭПОХ»
Специальность: 10.01.01
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Сюжет евангельской притчи о блудном сыне - структурное начало, включающее уровни фабулы, сюжета, смыслов, способствующее распознаванию внутренних антитетичных отношений; универсальная мифологическая модель взаимоотношений поколений, отражающая образцовость в разрешении извечной проблемы «отцов» и «детей»; канонический сюжет с исходом, в котором торжествует идеальное начало, сюжет-макрособытие, поведенческий образец; матрица для создания типологически сходных произведений разных жанров русской литературы.

Миф о блудном сыне как язык, на котором говорят авторы разных времен, затрагивающие извечную проблему «отцов» и «детей», имплицитно или эксплицитно присутствующий в текстах, составляет онтологическое поле и является результатом онтологического сознания. Это свойство сюжета-архетипа позволяет рассматривать его в онтологическом плане и говорить о «физических» художественных реализациях.

2. Фабульная ситуация конфликтности инварианта - модели человеческого полагания и поведения - порождает разнообразные модификаций формы и художественные инкарнации в актуальном пространстве (структурные варианты). Инвариант является началом парадигмы сюжетных модификаций по сходству и различию, в каждом структурном варианте сохраняя свою устойчивость в движении эпох, расширяя смысловое пространство текста, становясь мета текстом по отношению к другим моделям (т.к. передает во времени отцовско-сыновние отношения), и предстает способом художественного постижения события.

3. Согласно нашей теории, в механизме порождения сюжетных модификаций участвуют: а) смысловые координаты инвариантной структуры евангельской притчи, потенциально предполагающие вариативность; б) наличие главного «гена» - мотива «отцы - дети» - обладающего моделирующими качествами; в) индивидуально-авторское сознание, моделирующее новый художественный вариант ситуации, вобравший в себя конкретное жизненное событие и особенности исторической эпохи и культурного развития общества; г) память (личностная (авторская) и сверхличностная (память культуры)), которая ретроспективно отсылает читателя к архетипу.

4. Сюжетно-фабульные модели разных эпох демонстрируют смысловую неисчерпаемость и процесс деканонизации в разрешении проблемы «отцов» и «детей». Этот процесс затрагивает не только уровень фабулы, выдавая модификации формы, но и уровень сюжета, отражая смысловую спектральность. Художественные модели как варианты текста-матрицы, созданные индивидуально-авторским сознанием, в системе модификаций репрезентируют смысловое многообразие интерпретации проблемы «отцов и детей» и многоликость образа «блудного сына». Философский смысл притчи, отвечая на запросы времени, проявляясь в модификационных моделях, потенциально бесконечен, актуализируется, соприкоснувшись с другим (чужим) смыслом. Через развертывание смысловых потенциалов инварианта происходит растяжение текста первообраза в его вариантах и смысловой прирост.

5. В системе сюжетных модификаций можно выделить два комплекса сочинений: 1) один составляют сочинения, где притча о блудном сыне сохранена в своем первоначальном композиционном построении, либо с прямыми воспроизведениями сюжетной канвы притчи; 2) второй - произведения, где обнаруживается «присутствие» того же сюжета в значительно измененном виде, это случаи актуализации притчи без воспроизведения ее сюжета в тексте. Парадигма сюжетных модификаций демонстрирует генетическую сюжетную предопределенность и «онтологичность» писательского сознания, впитывающего особенности своей эпохи и проявляющего своеобразие художественного метода. «Ядро» сюжета-архетипа в новых моделях, с одной стороны, обретает новые оболочки, с другой, - остается не уничножимо-вечным.

6. В типологии сюжетов происходит (или подразумевается) изменение состояния героя. Эквивалентности состояний и ситуаций в парадигме сюжетных модификаций отражаются в эпизодах жизни сюжета о блудном сыне. Наличие эквивалентностей подтверждает факт существования типологических черт в системе.

7. Типология текстов с единой структурной единицей, выявляющая сходства / различия, проецирует горизонтальные и вертикальные межтекстовые связи, подразумевает многочисленные многоуровневые межтекстовые и внутритекстовые диалоги (диалог мировоззрений героев, их сознаний; диалог авторского сознания с сознаниями героев, автора и повествователя (нарратора); диа-лог творческой личности (автора) с жизнью; диалог с мифом; диалог эпох и авторских сознаний; диалог времени и вечности; диалог с культурой).

Список опубликованных работ
Монографии:

1.Радь, Э. А. Память творчества русских писателей : Мифопоэтика, интертекстуальность, межтекстовые связи : монография / Э. А. Радь. Уфа : Гилем, 2010. 200 с. (12,5 п. л.). ISBN 978-5-7501-1194-7

2.Радь, Э. А. История «блудного сына» в русской литературе : модификации архетипического сюжета в движении эпох : монография / Э. А. Радь. М. : ФЛИНТА : Наука, 2014. 278 с. (16,6 п. л.). ISBN 978-5-9765-1826-1 (Флинта), ISBN 978-5-02-038539-9 (Наука)

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

3.Радь, Э. А. Механизм порождения сюжетных модификаций (на примере сюжета о блудном сыне) / Э. А. Радь // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2011. № 1. С. 60-64. ISSN 1814-2958. Режим доступа: jour.vsu.ru/edition/journals/vestnik_filology/2011_1_vestnik.pdf

4.Радь, Э.А. Моделирование вариантов сюжета-архетипа о блудном сыне авторским сознанием А.С. Пушкина и Л.Н. Андреева в диалоге эпох // Вестник ТГУ, октябрь 2011, № 351. – С. 39-42. ISSN 1561-7793. Режим доступа: vestnik.tsu.ru/vestnik/archive/134-351-oktjabr-2011.html

5.Радь, Э. А. Модификации сюжета о блудном сыне в древнерусской литературе. Статья 1 / Э. А. Радь // Вестник ВГУ. Серия : Филология. Журналистика. 2011. № 2. С. 94-99. ISSN 1814-2958. Режим доступа: jour.vsu.ru/edition/journals/vestnik_filology/2011_2_vestnik.pdf

6.Радь, Э. А. Комедия Д.И. Фонвизина «Бригадир» : Диалог времени и вечности / Э. А. Радь // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14, № 2. С. 217-222. ISSN 1990-5378. Режим доступа: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2012/2012_2_217_222.pdf

7.Радь, Э. А. Модификации сюжета о блудном сыне в древнерусской литературе. Статья 2 / Э. А. Радь // Вестник ВГУ. Серия : Филология. Журналистика. 2012. № 1. С. 95-102. ISSN 1814-2958. Режим доступа: http://jour.vsu.ru/edition/journals/vestnik_filology/2012_1_vestnik.pdf

8. Радь, Э. А. Интертекстуальные переплетения в повести А.П. Чехова «Черный монах» / Э. А. Радь // Вестник ВГУ. Серия : Филология. Журналистика. 2012. № 2. С.79-84. ISSN 1814-2958. Режим доступа:http://jour.vsu.ru/edition/journals/vestnik_filology/2012_2_vestnik.pdf

9.Радь, Э. А. Сюжетообразующие парадигмы в ранних рассказах Л.Н. Андреева / Э. А. Радь // Вопросы филологии. 2012. № 40. С.64-71. ISSN 1562-1391

10.Радь, Э. А. Система эквивалентностей «Слова о полку Игореве» и евангельской притчи о блудном сыне / Э. А. Радь // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2013. № 5 (23), Ч. 2. С. 172-175. ISSN 1997-2911. Режим доступа: www.gramota.net/materials/2/2013/5-2/45.html

11.Радь, Э. А. Автор – нарратор – герой в стихотворении В. Брюсова «Блудный сын» / Э. А. Радь // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2013. № 7 (25), Ч. 1. С. 168-170. ISSN 1997-2911. Режим доступа: www.gramota.net/materials/2/2013/7-1/47.html

12.Радь, Э. А. Сотворение новой реальности в «Стихах к сыну» М.И. Цветаевой / Э. А. Радь // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2013. № 12 (30), Ч. 2. С.176-178. ISSN 1997-2911. Режим доступа: www.gramota.net/materials/2/2013/12-2/46.html

13.Радь, Э. А. Вариативность сюжета о блудном сыне в русской литературе XVIII века / Э. А. Радь // Вестник Удмуртского университета. Серия История. Филология. Ижевск : Изд-во УдГУ, 2013. Вып. 4. С. 3-8. ISSN 1999-8597 (Online), ISSN 1810-5505 (Print). Режим доступа: http://vestnik.udsu.ru/2013/2013-054/vuu_13_054_01.pdf

14.Радь, Э. А. Притча о блудном сыне: христианский канонический метасюжет и литературное творчество / Э. А. Радь // Фундаментальные исследования. 2013. № 11 (Ч. 3). С.598-604. ISSN 1812-7339. Режим доступа:http://www.rae.ru/fs/pdf/2013/11-3/33172.pdf

15.Радь, Э. А. Дихотомия «тело – душа» в поэме М. Цветаевой «Автобус» / Э. А. Радь, С. Р. Мокшина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2014. № 1 (31), Ч. 2. С. 169-173. ISSN 1997-2911. Режим доступа: www.gramota.net/materials/2/2014/1-2/47.html

16.Радь, Э. А. Дихотомия «блудный – праведный» в структуре произведений А.С. Пушкина «Метель» и «Капитанская дочка» / Э. А. Радь // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2014. № 2 (32), Ч. 1. С. 145-148. ISSN 1997-2911. Режим доступа: www.gramota.net/materials/2/2014/2-1/39.html

17.Радь, Э. А. Межтекстовый диалог в поэме Н.С. Гумилева «Блудный сын» / Э. А. Радь // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2014. № 3 (33), Ч. I. C. 144-146. ISSN 1997-2911. Режим доступа: http://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2013_12-2_46.pdf

Публикации в сборниках материалов всесоюзных, всероссийских и международных конференций

18.Акбашева (Радь), Э. А. Конфликт поколений и ситуация выбора в биографических сюжетах (в исследовании студентов педагогического колледжа) / Э. А. Радь // Современные технологии в организации учебно-воспитательного процесса в вузе и школе : сб. материалов регион. научно-практич. конф. 25-26 марта 1998 г. Стерлитамак : СГПИ, 1998. Ч. 2. С. 74-78.

19.Акбашева (Радь), Э. А. Архетип блудного сына в произведениях А.С. Пушкина / Э. А. Радь // «Два века с Пушкиным» : материалы Всерос. научно-практич. конф. 17-18 февраля 1999 г. Оренбург : ОГПУ, 1999. Ч. 1. С.72-78.

20.Радь, Э. А. Идиллия и странствие в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» / Э. А. Радь // А.С. Пушкин и культура : тезисы междунар. конф., посвященной 200-летию со дня рождения. Самара, 1999. С.10-11.

21.Радь, Э. А. Проблема выбора путей и смены поколений в творчестве И.С. Тургенева / Э. А. Радь // Христианство и культура : материалы конференций, посвященных 2000-летию Христианства. Самара : Изд-во СамГПУ, 2000. С.96-113.

22.Радь, Э. А. Парадигмы рассказа Л.Н. Андреева «В темную даль» / Э. А. Радь // Русский язык и литература рубежа XX-XXI веков : специфика функционирования : Всерос. науч. конф. языковедов и литературоведов (5-7 мая 2005 года). Самара : Изд-во СГПУ, 2005. С. 596-600.

23.Радь, Э.А. Психологизм в трагедиях А.П. Сумарокова (мотивы сердца и страдания) / Э. А. Радь // Антропологическая парадигма лингвистики и проблемы лингвокультурологии : материалы Всерос. науч. конф. с меж-дунар. участием. 14 октября 2005 г., Стерлитамакская гос. пед. академия (Респ. Башкортостан) / отв. ред. Н.В. Пятаева : в 2 т. Стерлитамак : СГПА, 2006. Т. 1. С. 212-216.

24.Радь, Э. А. Многоликое одиночество героев как отражение проблемы «отцов» и «детей» в рассказе Л. Андреева «Молчание» / Э. А. Радь // Кормановские чтения : материалы Межвуз. конф. (Ижевск, апрель, 2006) / сост. Н. С. Изместьева, Д. И. Черашняя. Ижевск, 2006. Вып. 6. С. 168-172.

25.Радь, Э. А. Философское и психологическое содержание памятника древнерусской литературы («Слово Даниила Заточника») / Э. А. Радь // Бочкаревские чтения : материалы XXX Зональной конф. литературоведов Поволжья 6-8 апреля 2006 года. Самара : Изд-во СГПУ, 2006. Т. 1. С. 121-128.

26.Радь, Э. А. Традиции древнерусской литературы в повести А.П. Чехова

«Черный монах» / Э. А. Радь, И. В. Ивашина // Материалы XXXI Зональной конф. литературоведов Поволжья : в 3 ч. Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2008. Ч. 1. С. 240-245.

27. Радь, Э. А. Честь и бесчестие «отцов» и «детей» в комедии Д.И. Фонвизина«Бригадир» / Э. А. Радь // Пятая междунар. научно-практич. конф. «Проблемы изучения русской литературы XVIII века», посв. 60-летию профессора Олега Михайловича Буранка и 30-летию его научной деятельности. Октябрь 2011 г. Самара, 2011. С. 140-147.

28.Радь, Э. А. Домострой XVI века : форма и содержание идеальной жизни / Э. А. Радь // Гуманитарные науки в XXI веке : материалы IV Междунар. научно-практич. конф. (30.09.2011). М. : Изд-во «Спутник +», 2011. С. 17-24.

29.Радь, Э. А. Трансформация «вечного» текста в творчестве Н.В. Гоголя / Э. А. Радь // Теоретические и методические аспекты изучения литературы. Вторые Качуринские чтения : сб. материалов Всерос. (с междунар. участием) научно-практич. конф., Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 18 мая 2012 г. / отв. ред. А. С. Акбашева : в 2 ч. Стерлитамак : СГПА им. Зай-наб Биишевой, 2012. Ч. 2. С. 46-54.

30.Радь, Э. А. «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя : трансформация «вечного текста» / Э. А. Радь // Дни науки – 2012 : материалы VIII Междунар. научно-практич. конф. Прага, 2012. С. 35-41.

31.Радь, Э. А. «Точка зрения» героя-нарратора в стихотворении В. Брюсова «Блудный сын» / Э. А. Радь // 1st Conference «Science progress in European countries: new concepts and modern solutions». March 28, 2013. Stuttgart, Germany. Штуттгарт, 2013. С. 141-142.

32.Радь, Э. А. Структурный анализ притчи о блудном сыне : уровни нарратива / Э. А. Радь // Диалог традиций и инноваций в условиях трансформации общества и культуры: Сб. научных статей и методических рекомендаций по материалам I Международного форума словесников (19 - 20 октября 2012 г., Санкт-Петербург). СПб.: ООО "Книжный Дом", 2014. С.238-245.

33.Радь, Э. А. Дихотомия «блудный – праведный» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» / Э. А. Радь // Четвертые Измайловские чтения, посвященные 180-летию приезда в г. Оренбург А.С. Пушкина. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2013. С. 203-206.

Учебно-методические материалы

34.Радь, Э. А. Трансформация сюжета о блудном сыне в произведениях русской литературы : учебное пособие по спецкурсу для студентов филол. факультетов вузов. Стерлитамак ; Самара : Изд-во СГПИ, 2003. 167с.

35.Радь, Э. А. Методические указания к изучению бытовых повестей XVII века (из курса истории древнерусской литературы) / Э. А. Радь // Сотворчество учителя и ученика : сб. научно-методич. материалов / под общ. ред. И. Е. Карпухина ; отв. ред. А. С. Акбашева. Стерлитамак : Изд-во СГПИ, 2004. С. 130-137.

36.Радь, Э. А. Притча о блудном сыне в русской литературе : учебное пособие / Э. А. Радь. Стерлитамак ; Самара, 2006. 185 с.

37.Радь, Э. А. Кризис бытия и сознания в ранних рассказах Л.Н. Андреева / Э. А. Радь // Русская литература XX века : учебное пособие. Уфа : Гилем ; Стерлитамак : СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2009. С. 56-75.

Публикации в других изданиях

38.Акбашева (Радь), Э. А. Конфликт поколений и ситуация выбора в биографических сюжетах (на примере произведений древнерусской литературы) : рукопись / Э. А. Радь. Деп. в ИНИОН РАН 15.03.99 г. № 54405. 19 с.

39.Радь, Э.А. Проблема выбора путей и смены поколений в творчестве А.С. Пушкина и И.С. Тургенева // Проблемы изучения и преподавания филологических наук. Сб. материалов. В 4-х частях. Ч.3. – Стерлитамак: СГПИ, 1999. – С.63-67.

40. Радь, Э. А. Изучение проблемы «отцов» и «детей» в творчестве СимеонаПолоцкого / Э. А. Радь // Актуальные проблемы изучения и преподаваниялитературы в вузе и школе : межвуз. сб. науч. тр. Самара : Изд-во СамГПУ, 2000. С. 135-145.

41.Радь, Э. А. «Моление Даниила Заточника» сквозь призму проблемы «отцов» и «детей» / Э. А. Радь // Ученые записки Стерлитамакского госпединститута и СФ АН РБ (Лингвистика. Литературоведение). Стерлитамак : СГПИ, 2002. С. 175-179.

42.Радь, Э. А. Художественное воплощение проблемы «семья-общество» в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева / Э. А. Радь // Проблемы изучения русской литературы XVIII века : межвуз. сб. науч. тр. Самара : Изд-во СамГПУ, 2003. Вып. 10. С. 211-222.

43.Радь, Э. А. Концепция личности человека в исторической повести Н.М. Карамзина / Э. А. Радь // Актуальные проблемы социогуманитарного знания : сб. науч. тр. кафедры философии МГПУ. М. : «Прометей», 2004. Вып. 27. С. 142-151.

44.Радь, Э. А. Трансформация сюжета о блудном сыне в творчестве Л. Андреева / Э. А. Радь // Актуальные проблемы социогуманитарного знания : сб. науч. тр. М. : «Прометей», 2005. Вып. 31. С. 233-238.

45.Радь, Э. А. Древнерусская художественная традиция в творчестве Н.М. Карамзина / Э. А. Радь // Проблемы изучения русской литературы XVIII века : межвуз. сб. науч. тр. Самара : Изд-во «НТЦ», 2005. Вып. 11. С. 152-162.

46.Радь, Э. А. Мудрость Даниила Заточника / Э. А. Радь // Актуальные проблемы социогуманитарного знания : сб. науч. тр. кафедры философии МПГУ. М. : «Прометей», 2006. Вып. 35. С. 210-215.

47.Радь, Э. А. Идеология и психологизм в трагедии А. Сумарокова «Синав и Трувор» / Э. А. Радь // Проблемы изучения русской литературы XVIII века : межвуз. сб. науч. тр. Самара : Изд-во «НТЦ», 2006. Вып. 12. С. 98- 105.

48.Радь, Э. А. «Повесть о купце» : художественное своеобразие и общность с бытовыми повестями XVII века / Э. А. Радь // Труды Стерлитамакского филиала Академии наук Республики Башкортостан. Серия «Филологические науки» / отв. ред. И.Е. Карпухин. Уфа : Гилем, 2006. Вып. 3. С. 88-92.

49.Радь, Э. А. Ситуация открытия истины в поздних рассказах А.П. Чехова / Э. А. Радь // Проблемы образотворчества и смыслопорождения в словесном искусстве : сб. ст. к 80-летию проф. В.А. Зарецкого. Стерлитамак, 2008. С. 261-270.

50.Радь, Э. А. Антитетичность миров сознания и бытия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» / Э. А. Радь // Гоголевский сборник. СПб. ; Самара, 2009. Вып. 3. С. 30-38.

51.Радь, Э. А. Характер функций Черного монаха в одноименной повести А.П. Чехова / Э. А. Радь // Труды Стерлитамакского филиала АН РБ. Серия «Филологические науки» / отв. ред. И.Е. Карпухин. Уфа : АН РБ, Гилем, 2010. Вып. 4. С. 181-185.

52.Радь, Э. А. Архетипический сюжет и сюжетообразующий мотив «отцы – дети» в «Слове и полку Игореве» / Э. А. Радь // «Любить дело в себе…»: Книга Памяти профессора В.А. Зарецкого : воспоминания, материалы личного архива, статьи / ред.-сост. А. С. Акбашева. Стерлитамак : СФ БГУ, 2013. С. 473-478.