Научная тема: «СИСТЕМНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ И БЮДЖЕТНОГО АУДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»
Специальность: 12.00.04
Год: 2014
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

1. На основе обобщения имеющихся определений бюджетного контроля и действующего законодательства предлагается рассматривать бюджетный контроль как деятельность специализированных и неспециализированных органов бюджетного контроля и иных уполномоченных субъектов, наделенных контрольными полномочиями по проверке правомерности движения публичных денежных средств и использования государственного и муниципального имущества, посредством использования установленных законом форм и методов работы, выступающих как единая система.

Эта деятельность образует собой совокупность правовых отношений, связанных с организацией бюджетного контроля в Российской Федерации, возникающих в процессе его осуществления и при применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства.

Основной целью бюджетного контроля как разновидности государственного (муниципального) финансового контроля является предотвращение нарушений бюджетного законодательства и, как следствие, создание прозрачного и эффективного правового механизма движения государственных и муниципальных денежных средств и использования публичного имущества.

2. Бюджетный аудит представляет собой отдельное направление деятельности внешних органов государственного аудита (контроля), контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и иных органов бюджетного контроля на всех уровнях публичной власти по анализу и оценке эффективности деятельности субъектов, участвующих в бюджетных правоотношениях, а также в иных публично-управленческих отношениях, связанных с реализацией бюджетной политики государства.

Введение в научный оборот понятия «бюджетный аудит» позволит усовершенствовать теорию финансового права, что будет способствовать развитию института бюджетного контроля и бюджетного аудита в Российской Федерации.

3. Под системностью бюджетного контроля и бюджетного аудита в диссертации понимается специфическое проявление механизмов взаимодействия субъектов бюджетно-контрольных правоотношений, в результате которого решаются проблемы скоординированности действий указанных субъектов, выявляются недостатки законодательства, обеспечивающего бюджетный контроль и бюджетный аудит на всех уровнях публичной власти, происходит учет внутренних и внешних факторов, способствующих повышению эффективности или мешающих развитию системы бюджетного контроля и бюджетного аудита в Российской Федерации.

Системность бюджетного контроля в России включает в себя четыре основных элемента: системность организации бюджетного контроля; системность осуществления бюджетного контроля (использование всех возможных механизмов, необходимых для выявления, пресечения и предотвращения нарушений в сфере бюджетных отношений, а также выработка рекомендаций по совершенствованию бюджетной деятельности государства); системность правового регулирования бюджетного контроля (поэтапное совершенствование действующего законодательства, а также создание методик, способствующих выявлению недостатков в правовом регулировании бюджетного контроля на всех уровнях власти); системность мер государственного принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

4. Исторический опыт организации, осуществления и правового регулирования бюджетного контроля в России показывает, что наиболее эффективная модель бюджетного контроля связана с ее централизацией, что не свойственно современной системе бюджетного контроля. Сделан вывод о том, что в современной России необходимо усиливать централизованные тенденции при организации бюджетного контроля, сочетая их с существующими элементами децентрализации.

Современной российской системе бюджетного контроля и бюджетного аудита свойственно параллельное существование централизованных органов бюджетного контроля исполнительной власти и децентрализация контрольно-счетных органов законодательной власти, что вызвано процессом формирования указных структур.

5. Раскрыта специфика бюджетного контроля на всех уровнях публичной власти, которая проявляется, с одной стороны, в едином подходе к закреплению правовых норм, регулирующих бюджетный контроль и бюджетный аудит, а с другой стороны, в неоднозначности их применения на всей территории Российской Федерации. При сохранении роли федерального законодательства как определяющей основы на региональном уровне по-прежнему имеется потребность в учете специфики отдельных субъектов Российской Федерации в процессе организации, осуществления и правового регулирования бюджетного контроля и бюджетного аудита. Схожая ситуация наблюдается и в системе местного самоуправления.

Несмотря на возможность и необходимость дополнения федерального законодательства в части регулирования бюджетного контроля и бюджетного аудита, данное право на региональном и местном уровнях власти после вступления в силу в 2011 году Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» практически не реализуется, что не способствует развитию в России бюджетного контроля и бюджетного аудита.

6. Сформулирован вывод о необходимости учета иерархичности в построении системы бюджетного контроля и бюджетного аудита на всей территории Российской Федерации. Под государственным федеральным бюджетным контролем в работе понимается бюджетный контроль, осуществляемый на всей территории Российской Федерации федеральными органами государственной власти и их территориальными подразделениями. Объектом такого контроля главным образом выступают федеральные бюджетные средства и федеральное имущество.

Региональный и муниципальный бюджетный контроль представляют собой деятельность органов бюджетного контроля субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, действующих как составная часть общегосударственного бюджетного контроля.

Понятие «государственный региональный бюджетный контроль» целесообразно закрепить в законодательстве, поскольку оно, в отличие от государственного федерального бюджетного контроля и муниципального бюджетного контроля, вызывает неоднозначное толкование и в науке, и в практике. Более того, аналогичные одноуровневые определения уже имеют нормативную основу. Так, в статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации дается определение регионального бюджета, а в пункте 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается понятие «региональный налог». Подобная мера позволит разграничить понятие «государственный региональный бюджетный контроль» со схожим понятием «территориальный бюджетный контроль». Под территориальным бюджетным контролем понимается деятельность территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации по осуществлению бюджетного контроля (Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства).

7. Важнейшими элементами системности бюджетного контроля и бюджетного аудита являются формы и методы контроля.

С целью совершенствования в России системы бюджетного контроля и бюджетного аудита, предлагается разделить формы бюджетного контроля на «формы организации бюджетного контроля» и «формы осуществления бюджетного контроля». Формы организации бюджетного контроля - это внешние особенности в организации бюджетного контроля. В этой связи предложено выделять следующие формы организации бюджетного контроля: а) по вертикали: государственный федеральный бюджетный контроль, государственный региональный бюджетный контроль, муниципальный бюджетный контроль; б) по горизонтали: бюджетный контроль органов законодательной (представительной) власти; бюджетный контроль органов исполнительной власти.

Под формами осуществления бюджетного контроля и бюджетного аудита понимаются контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, такие как ревизия, проверка, экспертиза, мониторинг, аудит эффективности, стратегический аудит.

Методы бюджетного контроля в диссертации рассматриваются как конкретные способы (приемы), используемые сотрудниками органов бюджетного контроля в процессе осуществления контрольных мероприятий. Анализируя современное законодательство, можно выделить следующие методы бюджетного контроля: осмотр территории и помещений, занимаемых проверяемым органом или организацией; истребование информации и документов; изъятие документов и материалов; опрос руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций; исследование документов; получение письменных объяснений; направление запросов.

8. Раскрыта современная система принципов организации и осуществления бюджетного контроля и бюджетного аудита, включающая в себя принцип системности, законности, эффективности, независимости, гласности, ответственности, скоординированности действий, субординации правового статуса.

Все эти принципы следует рассматривать как элементы системной основы бюджетного контроля и бюджетного аудита, а принцип системности выступает способом их комплексного применения.

Анализ принципов организации и правового регулирования бюджетного контроля позволяет утверждать лишь о начале формирования национальной системы принципов бюджетного контроля и бюджетного аудита в Российской Федерации.

Сформулирована система принципов бюджетного контроля и бюджетного аудита, включающая в себя, помимо общих принципов, специальные принципы бюджетного контроля и бюджетного аудита, такие как: единство организационной основы и механизма реализации бюджетного контроля в Российской Федерации; координация действий; принцип отсутствия конкуренции в показателях; эффективности; учет региональных и муниципальных особенностей; единая субъектность; необходимость сохранения системы разделения властей при формировании органов бюджетного контроля; открытость действий органов бюджетного контроля; принцип специальной поднадзорности.

9. В Бюджетном кодексе Российской Федерации предлагается разграничить полномочия между федеральными, региональными и муниципальными органами бюджетного контроля Российской Федерации и территориальными управлениями федеральных органов бюджетного контроля в субъектах Российской Федерации, что обусловлено принципом бюджетного федерализма. В настоящее время отсутствует четкость в определении предмета нормотворчества субъектов Российской Федерации в сфере бюджетного контроля и бюджетного аудита. В связи с этим предлагается законодательно запретить дублирование в региональном законодательстве положений федеральных нормативных актов в части регулирования контрольных отношений.

10. Для повышения эффективности бюджетного контроля и бюджетного аудита обосновывается необходимость осуществления частичной передачи полномочий по осуществлению бюджетного контроля определенным структурам гражданского общества, а именно: необходимость закрепить в законодательстве обязанность и правовой порядок привлечения экспертов и представителей общественности при проведении таких форм осуществления бюджетного контроля, как аудит эффективности и стратегический аудит.

Предлагается усилить использование научного потенциала образовательных учреждений на всей территории Российской Федерации. При содействии органов бюджетного контроля организовывать на базе вузов специальные научно-практические центры по исследованию и экспертной поддержке бюджетного контроля и бюджетного аудита. Указанные центры могут также оказывать и содействие в решении кадровых вопросов (обучение сотрудников контрольно-счетных органов на профильных специальностях и направлениях подготовки, разработка и реализация программ повышения их квалификации), методических вопросов (совместная разработка документов, регламентирующих процедурные моменты бюджетного контроля и бюджетного аудита) и другое.

Частичная передача полномочий по осуществлению бюджетного контроля гражданскому обществу позволит сделать этот процесс более прозрачным и эффективным.

Предлагается законодательное закрепление поощрительных мер в отношении лиц, способствующих выявлению нарушений бюджетного законодательства. Исследование зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что в ряде стран обращения в органы бюджетного контроля являются эффективной формой работы, так как граждане выступают источником информации о нарушениях бюджетного законодательства. В России подобный инструмент практически не используется. Внедрение контроля в виде обращений граждан в систему бюджетного контроля позволит повысить его эффективность.

11. Предлагается наделить Счетную палату Российской Федерации полномочиями по методологическому обеспечению бюджетного контроля и бюджетного аудита на всей территории Российской Федерации и разработке соответствующих образовательных стандартов и требований к подготовке сотрудников органов бюджетного контроля для всех уровней публичной власти.

12. На основе исследования зарубежного опыта в области бюджетного контроля вносятся предложения об усилении предварительного контроля как направления деятельности органов бюджетного контроля и бюджетного аудита в целях повышения эффективности управленческих решений в области публичных финансов и ликвидации практики завышения стоимости приобретаемых товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Предлагается сделать предварительный бюджетный контроль обязательным этапом расходования бюджетных средств на всех уровнях публичной власти.

Утверждается, что предварительный бюджетный контроль наиболее эффективен на региональном и местном уровнях, где легче проанализировать, предсказать и увидеть результат управленческих решений в области использования публичных финансов. Без создания эффективной системы предварительного бюджетного контроля невозможно качественно осуществлять многие направления расходования бюджетных средств (например, субсидирование малого бизнеса).

13. Определено, что существенным недостатком в организации бюджетного контроля в России является отказ от использования потенциала координации органов бюджетного контроля в ряде субъектов Российской Федерации в виде специальных объединений (союзов или ассоциаций органов бюджетного контроля региона). Создание указанных общественных структур, как показывает практика ряда субъектов Российской Федерации, способствует развитию системы контрольно-счетных органов в регионе, а также позволяет обеспечить достаточный уровень взаимодействия между контрольно-счетными органами субъекта Российской Федерации.

14. Обосновывается позиция о том, что организация действенного бюджетного контроля и бюджетного аудита в России невозможна без дополнительных мер по усилению и изменению системы ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Для этого следует создать условия для полноценной реализации правовосстановительной функции ответственности в сфере бюджетных отношений и усилить персонализацию ответственности, а также целесообразно ввести элементы позитивной ответственности в работу контрольных органов и закрепить механизм непосредственного участия органов бюджетного контроля в процессе реализации ответственности.

Список опубликованных работ
I.Монографии

1.Контроль в современной России: вопросы теории и практика правового регулирования / В.П. Беляев, О.В. Брежнев, И.Б. Лагутин, А.И. Хорошильцев. М.: Юрлитинформ, 2013. – 19,5 п.л. (авт. уч. 7,2 п.л.).

2.Лагутин И.Б. Система организации бюджетного контроля в Российской Федерации: монография / И.Б. Лагутин. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2012. – 7,7 п.л.

3.Лагутин И.Б. Финансово-правовые основы регионального финансового контроля: монография / И.Б. Лагутин. М.: Юрлитинформ, 2012. – 15 п.л.

4.Бюджетная реформа в России и правовое регулирование региональных бюджетных отношений: монография / И.Б. Лагутин, М.Н. Королева, М.А. Куркова [и др.]; Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2012. – 12,7 п.л. (авт. уч. 2,9 п.л.).

5.Лагутин И.Б. Финансовый контроль в Российской империи: эволюция правового регулирования в первой половине XIX века / И.Б. Лагутин. Saarbrucken, Germany: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 8 п.л.

6.Лагутин И.Б. Региональный финансовый контроль (организационно-правовые и теоретические основы): монография / И.Б. Лагутин. М.: Юрлитинформ, 2009. – 11 п.л.

7.Лагутин И.Б. Государственный финансовый контроль в Российской империи в первой половине XIX века / И.Б. Лагутин. Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. – 8,2 п.л.

8.Лагутин И.Б. Государственные основы финансово-контрольной деятельности в Российской империи в первой половине XIX века / И.Б. Лагутин. Курск: Издат. центр «ЮМЭКС», 2004. – 3,6 п.л.

II. Научные статьи

а) опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях:

9.Лагутин И.Б. Правовое регулирование системы государственного финансового контроля в России в первой половине XIX века // Налоги и финансовое право. 2007. № 4. – 0,4 п.л.

10.Лагутин И.Б. Финансовый контроль как категория финансового права // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 3 (8). – 0,5 п.л.

11.Лагутин И.Б. Подконтрольные органы как субъекты финансово-контрольных правоотношений // Налоги и финансовое право. 2008. № 3. – 0,5 п.л.

12.Лагутин И.Б. Муниципальный финансовый контроль в Российской Федерации: организационно-правовые основы // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 24 – 0,4 п.л.

13.Лагутин И.Б. Финансовый контроль как комплексный (смешанный) институт российского финансового права // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 3 (12). – 0,5 п.л.

14.Лагутин И.Б. Финансовый контроль как категория российского финансового права: новые подходы к определению // Lex Russica. 2009. № 2. – 1 п.л.

15.Лагутин И.Б. Институт финансового контроля в системе российского финансового права // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2009. № 2. – 0,8 п.л.

16.Лагутин И.Б. Региональный финансовый контроль в зарубежных странах: особенности организации и правового регулирования // Правоведение. Известия высших учебных заведений. 2009. № 5. – 1 п.л.

17.Лагутин И.Б. Региональный финансовый контроль: правовые проблемы и пути их решения // Финансовое право. 2010. № 5. – 0,7 п.л.

18.Лагутин И.Б. Нормативное регулирование муниципального финансового контроля в России на современном этапе // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск: Изд-во КГУ, 2010. № 3 (15). Часть 2. Режим доступа к журн.: http:// scientific-notes.ru № гос. регистрации 0421000068/0092. – 1,2 п.л.

19.Ялбулганов А.А., Лагутин И.Б. Модернизация системы органов регионального финансового контроля (финансово-правовой аспект) // Государство и право. 2010. № 12. – 1,2 п.л. (авт. уч. 0,6 п.л.).

20.Лагутин И.Б. Принципы регионального финансового контроля и особенности их правового закрепления // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск: Изд-во КГУ, 2011. № 1 (17). Режим доступа к журн.: http:// scientific-notes.ru № гос. регистрации 0421100068020. – 1,2 п.л.

21.Лагутин И.Б. О становлении института финансового контроля в России: к 200-летию Государственного контроля // Финансовое право. 2011. № 3. – 0,5 п.л.

22.Лагутин И.Б. Проблемы организации и правового регулирования органов финансового контроля исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Современное право. 2011. № 4. – 0,5 п.л.

23.Лагутин И.Б. Проблемы создания, организации и деятельности местных финансово-контрольных органов в России // Право и экономика. 2011. № 4. – 0,7 п.л.

24.Лагутин И.Б. Аудит эффективности в системе регионального финансового контроля // Реформы и право. 2011. № 2. – 1 п.л.

25.Лагутин И.Б. Развитие советского финансового контроля на местах: организация и правовое регулирование // История государства и права. 2011. № 12. – 0,4 п.л.

26.Лагутин И.Б. Региональный финансовый контроль как форма финансового контроля (финансово-правовые основы) // Известия Юго-западного государственного университета. 2011. № 2 (35). – 0,8 п.л.

27.Лагутин И.Б. Эволюция территориальных органов финансового контроля в России в советский период (организационно-правовые основы) // Налоги и финансовое право. 2011. № 8. – 0,8 п.л.

28.Лагутин И.Б. Новеллы регионального финансового контроля в России: научно-практический комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2011. № 2 (11). – 0,6 п.л.

29.Лагутин И.Б. Новый закон о контрольно-счетных органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: особенности и перспективы // Право. Журнал высшей школы экономики. 2011. № 3. – 0,5 п.л.

30.Лагутин И.Б. Проблемы и особенности Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Финансовое право. 2011. № 8. – 0,6 п.л.

31.Лагутин И.Б. Проблемы оценки эффективности регионального финансового контроля в России // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2012. № 3. – 0,6 п.л.

32.Лагутин И.Б. Виды, формы и методы финансового контроля: общие вопросы теории и практика правового регулирования на региональном уровне // Российская юстиция. 2012. № 6. – 0,5 п.л.

33.Лагутин И.Б. Особенности региональных бюджетных отношений и развитие российской модели бюджетного федерализма // Финансовое право. 2012. № 8. – 0,3 п.л.

34.Сафонов В.Н., Лагутин И.Б. Организационные основы бюджетного контроля в зарубежных странах // Известия ЮЗГУ: серия история и право. 2012. № 1. Часть 2. – 0,3 п.л. (авт. уч. 0,2 п.л.)

35.Лагутин И.Б. Организационная основа бюджетного контроля в Российской Федерации: вопросы теории и практика правового обеспечения // Право и экономика. 2012. № 8. – 0,5 п.л.

36.Лагутин И.Б. Организационная основа российского бюджетного контроля: административно-правовое обеспечение // Административное и муниципальное право. 2012. № 9. – 0,4 п.л.

37.Лагутин И.Б. Правовое обеспечение организации бюджетного контроля на федеральном уровне исполнительной власти и в судебной системе Российской Федерации // Известия ЮЗГУ: серия история и право. 2012. № 2. Часть 2. – 0,5 п.л.

38.Лагутин И.Б. Актуальные проблемы теории и практики государственного регионального бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. 2012. № 9. – 0,5 п.л.

39.Лагутин И.Б. Основы исследования системности организации бюджетного контроля в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. № 11. – 0,5 п.л.

40.Лагутин И.Б. Этапы эволюции системы организации бюджетного контроля в России // Известия ЮЗГУ: серия история и право. 2013. № 1. – 0,3 п.л.

41.Лагутин И.Б. Элементы системности в организации бюджетного контроля в России // Административное и муниципальное право. 2013. № 2. – 0,4 п.л.

42.Лагутин И.Б. К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности контрольно-счетных органов в Российской Федерации // Право и экономика. 2013. № 6. – 0,4 п.л.

43.Лагутин И.Б. Счетная палата Российской Федерации в системе государственного бюджетного контроля и аудита: вопросы теории и практики // Налоги и финансовое право. 2013. № 6. – 0,5 п.л.

44.Лагутин И.Б. Создание и развитие советских органов финансово-бюджетного контроля: к 90-летию КРУ-ФСФБН России // Финансовое право. 2013. № 8. – 0,2 п.л.

45.Лагутин И.Б. Проблемы борьбы с финансированием терроризма в Российской Федерации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 9. – 0,3 п.л.

46.Артемов Н.М., Лагутин И.Б. Региональное и местное денежное обращение: особенности осуществления и правового регулирования // Государство и право. 2014. № 2. – 0,8 п.л. (авт. уч. 0,4 п.л.)

б) опубликованные в иных научных изданиях:

47.Лагутин И.Б. Местные органы государственного финансового контроля в Российской империи (1811–1836 гг.) (историко-правовой анализ) // Курский край. Научно-исторический журнал. – Курск: Издательский центр «ЮМЭКС», 2003. №№ 12–13 (44–45). – 0,2 п. л.

48.Лагутин И.Б. Государственно-правовые основы финансово-контрольной деятельности в Российской империи в первой половине XIX века. – Курск, 2004. – 0,3 п. л. (Рукопись деп. в ИНИОН РАН 17.08.2004. № 58831).

49.Лагутин И.Б. Контрольно-надзорная деятельность в России за государственными финансами: вопросы теории и истории // Актуальные проблемы научного творчества ученых кафедры истории России. Сборник научных статей. Выпуск 1: К 70–летию образования исторического факультета. – Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2004. – 0,3 п.л.

50.Лагутин И.Б. Финансово-контрольные правоотношения в России в первой половине XIX века // Научные труды РАЮН. Выпуск 5. М.: Изд-во РАЮН, 2005. – 0,3 п.л.

51.Лагутин И.Б. Финансово-контрольные правоотношения в первой половине XIX века // История, теория, практика российского права: Сборник научных работ. Вып. 1. – Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2005. – 0,5 п.л.

52.Лагутин И.Б. Становление счетно-ревизионной деятельности в России как основы государственного финансового контроля // Государственный финансовый контроль в России: история, теория, практика: Сб. науч. ст./ отв. ред. В.В. Захаров, И.Б. Лагутин. Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. – 0,7 п.л.

53.Лагутин И.Б. Правовое регулирование системы государственного финансового контроля в России в первой половине XIX века // Финансовое право, 2007, № 9. – 0,4 п.л.

54.Лагутин И.Б. Финансовый контроль: вопросы теории // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск: Изд-во КГУ, 2007. №1. Режим доступа к журн.: http:// scientific-notes.ru. – 0,2 п.л.

55.Фомина Л.А., Лагутин И.Б. Финансово-бюджетный контроль и новые изменения в бюджетном законодательстве: пример Курской области // Реформы и право. 2007, № 1. – 0,5 п.л. (авт. уч. 0,3 п.л.).

56.Лагутин И.Б. Проблемы внешнего регионального финансового контроля // История, теория практика российского права: Сборник научных работ. Вып. 4 / Отв. ред. В.В.Захаров. Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. – 0,5 п.л.

57.Лагутин И.Б. Особенности местного финансового контроля в Российской Федерации // История, теория, практика российского права. Сборник научных работ. Вып. 5 / Отв. ред. В.В. Захаров. Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. – 0,5 п.л.

58.Лагутин И.Б. Категория «финансовый контроль» в науке и законодательстве России (вопросы эволюции) // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. Выпуск 8. Т. 1. М.: Юрист, 2008. – 0,5 п.л.

59.Лагутин И.Б. Финансово-правовые категории // Научно-практический журнал «Правовий вiсник УкраΪнськой академiΪ банкiвськоΪ справи», 2009 № 1 (2). – 0,5 п.л.

60.Лагутин И.Б. Понятие регионального финансового контроля // Финансовое право. 2009. № 7. – 0,5 п.л.

61.Лагутин И.Б. Модернизация системы регионального финансового контроля на современном этапе (финансово-правовой аспект) // История, теория, практика российского права. Сборник научных работ. Вып. 6. Часть II. / Отв. ред. А.М. Нехороших. Курск: Курск. гос. ун-т, 2009. – 1 п.л.

62.Лагутин И.Б. Значение регионального финансового контроля в системе антикризисных мер государства (финансово-правовой аспект) // Правовые аспекты национальной безопасности. Сборник научных работ / Отв. ред. И.Б. Лагутин. Курск: Курск. гос. ун-т, 2009. – 0,4 п.л.

63.Лагутин И.Б. Возникновение и развитие регионального финансового контроля в России: организация и правовое регулирование // История, теория, практика российского права. Выпуск 7 / Под общ. ред. В.В. Захарова, О.В. Харсеевой. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та. 2010. – 1 п.л.

64.Лагутин И.Б. Вместо предисловия. О становлении института финансового контроля в России: к 200-летию Государственного контроля // Государственный контроль. 1811–2011: сб. науч. трудов, посвящ. 200-летию Государственного контроля / отв. ред. И.Б. Лагутин; Курск: Курск. гос. ун-т; Институт публично-правовых исследований (Москва). – Курск, Москва, 2011. – 0,5 п.л.

65.Лагутин И.Б. Финансовый контроль исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Государственный контроль. 1811–2011: сб. науч. трудов, посвящ. 200-летию Государственного контроля / отв. ред. И.Б. Лагутин; Курск: Курск. гос. ун-т; Институт публично-правовых исследований (Москва). – Курск, Москва, 2011. – 0,5 п.л.

66.Лагутин И.Б. Ответственность в системе регионального финансового контроля // История, теория, практика российского права. Сборник научных работ: Вып. 8. / отв. ред. С.В. Маньшин. Курск: Курск. гос. ун-т, 2011. – 0,8 п.л.

67.Лагутин И.Б. Проблемы применения системного анализа, как основного метода исследования организации бюджетного контроля в Российской Федерации // Современное государство и право. 2012. № 1. – 0,6 п.л.

68.Лагутин И.Б. Этапы формирования российской системы организации бюджетного контроля: организационно-правовое обеспечение // Историко-правовые проблемы: новый ракурс: сб. науч. работ: Вып. 5 / отв. ред. В.В. Захаров. Курск: Курск. гос. ун-т, 2012. – 0,5 п.л.

69.Лагутин И.Б. Организационные и юридические преференции бюджетного контроля в Российской Федерации // Публичные финансы и налоговое право: ежегодник. – Вып. 3: Преференции в финансовом праве и экономике стран Центральной и Восточной Европы / под ред. М.В. Карасевой (Сенцовой). Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2012. – 0,4 п.л.

70.Лагутин И.Б. Категория «общественные финансы» в финансовом праве // Налоги и финансы (Республика Казахстан, на русск. яз). 2013. № 4 (65). – 0,3 п.л.

71.Лагутин И.Б. Бюджетный контроль и управление государством (опыт Российской Федерации) // Annual and Long Term Public Finances in Central and Eastern European Countries / Edited by: E. Ruskowski, J. Stankiewich, M. Tyniewicki, Y. Zawadzka-Ponk. Bialystok: Temida2, 2013. – 0,5 п.л.

III. Тезисы и статьи, опубликованные в материалах научных конференций

72.Лагутин И.Б. Структурная реформа местных органов финансового контроля в Российской империи в 1-ой пол. XIX века // Курский край в истории Отечества. Материалы научно-практической конференции, посвященной 225-летию образования Курской губернии и 70-летию образования Курской области. Ч. 1. – Курск: Издательский центр «ЮМЭКС», 2004. – 0,3 п. л.

73.Лагутин И.Б. Финансовый контроль в регионах над публичными финансами в условиях кризиса // Мировой экономический кризис и Россия: причины, последствия, пути преодоления: тез. докл. / Материалы международной научной конференции. 12 – 13 ноября 2009 г., Экономический факультет СпбГУ. СПб, 2009. – 0,3 п.л.

74.Лагутин И.Б. Региональный финансовый контроль в системе антикризисных мер государства // Финансово-правовые и экономические проблемы в условиях мирового кризиса: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 27 мая 2009 г./ отв. ред. проф. Е.В. Покачалова; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. – 0,2 п.л.

75.Лагутин И.Б. Региональный финансовый контроль в финансовом праве: новые подходы к определению понятия // Актуальные проблемы финансового права и государственного регулирования экономики в кризисный период: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 18 сентября 2009 г. / под ред. д-ра юрид. наук Н.А. Сатаровой, д-ра юрид. наук И.И. Бикеева. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 0,5 п.л.

76.Лагутин И.Б. Региональный финансовый контроль: новые подходы к определению // Материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века (Кутафинские чтения)», тезисы докладов по кафедре финансового права и бухгалтерского учета. М., ООО «Изд-во «Элит», 2009. – 0,5 п.л.

77.Лагутин И.Б. О проблеме правового понятия «регион» // Актуальнi проблеми правового регулювання фiнанcово-кредитних вiдносин в умовах кризи: практика правозастосування i шляхи ii вдосконалення: збiрник тез доповiдей за матерiалами Мiжнародноï науково-практичноï конференциiï (4-5 червня 2010 року). Суми: ДВНЗ «УАБС НБУ», 2010. – 0,4 п.л.

78.Лагутин И.Б., Шашкова Е.М. Особенности уголовной ответственности за нецелевое использование публичных денежных средств // Конституция Российской Федерации и актуальные политико-правовые проблемы: материалы третьей всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. доц. Азизова В.Т. и ст. преподаватель Абдуллаева Х.А. Махачкала: Институт (филиал) МГЮА, 2011. – 1 п.л. (авт. уч. 0,5 п.л.).

79.Лагутин И.Б. Бюджетный федерализм и региональный финансовый контроль: модели взаимодействия // Эволюция государства и права в России: история и современность: сборник научных статей участников секции конституционного и международного права / Ред. кол.: В.В. Коровин (отв. ред.) [и др.]. В 2-х ч. Ч. 1. Курск: МУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2011. – 0,2 п.л.

80.Лагутин И.Б. Методы финансового контроля: вопросы теории и новеллы российского законодательства // Фiнансове право у XXI сторiччi : здобутки та перспективи : збiрник наукових праць за матерiалами МiжнародноΪ науково-практичноΪ конференцii, 4-7 жовтня 2011 року. Ч. I. / НДI фiнансового права. К.: АЛЕРТА, 2011. – 0,2 п.л.

81.Лагутин И.Б. Правовое обеспечение процедур осуществления контроля за использованием бюджетных средств и публичного имущества субъектов Российской Федерации // Налоговое и бюджетное право: современные проблемы имущественных отношений: материалы международной научно-практической конференции. Воронеж, 29-31 марта 2012 г. / под ред. М.В. Карасевой (Сенцовой). Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2012. – 0,3 п.л.

82. Лагутин И.Б. Бюджетный федерализм и этапы бюджетной реформы в России: организационно-правовое обеспечение // Проблемы федеративных отношений в России на современном этапе: сборник статей участников регионального круглого стола / ред. кол.: В.В. Коровин (отв. ред.) [и др.]. Курск: РПК «Оранж», 2012. – 0,3 п.л.

83.Лагутин И.Б. Бюджетный контроль на федеральном уровне исполнительной власти и в судебной системе Российской Федерации: особенности организации и правового обеспечения // Проблемы взаимодействия личности и власти в условиях построения правового государства: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 31 мая 2012 г. / ред. кол.: И.Ю. Ташбекова (отв. ред.) [и др.]; Юго-Зап. гос. ун-т, Курск, 2012. – 0,7 п.л.

IV. Учебные пособия и комментарии к нормативным правовым актам

84.Постатейный комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 года «Об аудиторской деятельности» (под ред. проф. А.А. Ялбулганова). Информационно-правовая система «Гарант», 2009. (Комментарий к статьям 20 и 23). – авт. уч. 2 п.л.

85.Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации и деятельности контрольно счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (под научной редакцией проф. А.А. Ялбулганова). Информационно-правовая система «Гарант», 2011. (Комментарий к статьям 3, 4, 5, 11, 12, 14, 18, 20). – авт. уч. 2,1 п.л.

86.Лагутин И.Б. Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации: Учебное пособие / И.Б. Лагутин. Курск: Курск. гос. ун-т, 2010. – 3,1 п.л. (Размещено также в информационно-правовой системе «Гарант»).

87.Налоги и сборы в Российской Федерации: учеб. пособие / под. ред. А.А. Ялбулганова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 432 с. (Главы 15-17). – авт. уч. 2,8 п.л.

88.Практикум по финансовому праву Российской Федерации / под ред. А. Н. Козырина. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2011. – 320 с. (Тема 7). – авт. уч. 1,1 п.л.