Научная тема: «МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УСЛУГАМИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2014
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Обосновано, что интегрированная инновационная система управления услугами в сфере высшего профессионального образования представляет собой комплекс взаимосвязанных инструментов воздействия на субъектов управления, основанный на активном использовании технологических, организационных, методических достижений научно-технического прогресса во всех сферах деятельности системы высшего образования с целью долгосрочного устойчивого повышения социально-экономической эффективности ее функционирования посредством повышения качества предоставляемых услуг.
  2. Разработана методология формирования интегрированной инновационной системы управления услугами высшего профессионального образования, представляющая собой систему целенаправленных методов, моделей, мероприятий, основанных на принципах объективности, транспарентности дебюрократизации, системности, преемственности образовательных парадигм, приоритетной нацеленности на развитие и совершенствование человеческого потенциала, долгосрочной экономической эффективности и синтезирующая методический инструментарий компетентностной парадигмы управления качеством образовательных услуг, системно-функционального, процессного и проектного подходов к управлению, который может быть с определенными модификациями использован на централизованном (уровень образовательной системы в целом), децентрализованном (уровень оказания услуг учреждениями высшего образования) и дополнительном (уровень вузовских и межвузовских дочерних организаций) уровнях управления услугами учреждения высшего образования.
  3. Обоснованы направления активизации взаимодействия основных сфер деятельности учреждения высшего образования (комплексной системы менеджмента качества, формализованных процессов развития вузов по основным направлениям деятельности, сбалансированной системы показателей, информационной системы управления, системы взаимодействия с потребителями) на основе методологии интегрированной инновационной системы управления услугами высшего профессионального образования, проявляющиеся в ускорении и повышении уровня транспарентности учебной, научной, административно-хозяйственной и иных видов деятельности учреждения ВПО, активизации процессов их интеграции, увеличении уровня инновационной активности, комплексном повышении качества предоставления образовательных услуг в результате формирования новой системы оплаты труда ППС, системно учитывающей результаты педагогической, научной и иных видов деятельности, обеспечении разносторонней интеграции учреждения ВПО с заинтересованными группами внешних контрагентов.
  4. Разработана концептуальная компетентностная модель дидактической системы профильной подготовки выпускников в контексте требований ФГОС ВПО, в соответствии с которой повышения качества подготовки выпускников можно добиться при комплексном профильном развитии у обучающихся формализационных, конструктивных и исполнительских способностей, а также полноты и целостности усвоенных знаний. Обосновано, что требуемого качества подготовки кадров можно оптимальным образом достичь в дидактических системах, специально спроектированных на единой платформе с управляемым качеством подготовки, оцениваемым в метрическом компетентностном формате по шкале качества владения компетенциями.
  5. Предложена функциональная модель управления качеством образовательных услуг в сфере высшего образования, которая позволяет осуществить взаимоувязку общих (планирование, анализ, контроль, принятие решений) и специальных (определяемых исходя из поставленных целей и задач) функций управления услугами ВПО в рамках единой системы информационно-аналитического обеспечения. Данная модель позволяет осуществить более глубокую функциональную интеграцию различных подразделений и направлений деятельности учреждения в рамках процесса предоставления услуг в сфере высшего образования.
  6. Разработана процессная модель управления услугами высшего профессионального образования, позволяющая в рамках единой образовательной парадигмы и соответствующей ей информационной системы интегрировать такие процессы функционирования высшего профессионального образования, как прием на обучение, планирование учебного процесса, управление контингентом, управление персоналом, проведение контроля результатов учебного процесса, мониторинг учебного процесса и обеспечивающая за счет синхронизации указанных процессов повышение эффективности предоставления образовательных услуг.
  7. Сформирована проектная организационная структура внедрения интегрированной информационной системы управления в деятельность организации высшего профессионального образования, позволяющая наиболее рационально распределить полномочия и ответственность между различными участниками в части организации внедрения и обеспечения эффективного использования информационно-аналитической платформы разработанной интегрированной инновационной системы управления услугами в сфере высшего образования.
  8. Разработана методика контроля и оценки эффективности интегрированной инновационной системы управления услугами высшего профессионального образования, основанная на адаптации принципов сбалансированной системы показателей к специфике образовательных услуг, включающая взаимосвязанные технологию контроля качества образования на основе балльно-рейтинговой системы, инструментарий социологического мониторинга и систему показателей эффективности управления образовательными услугами.
  9. Разработана технология внедрения системы мониторинга качества образовательных услуг на основе балльно-рейтинговой системы оценки, обеспечивающей процедуру эффективного текущего контроля успеваемости на протяжении всего процесса обучения и стимулирующей более полное овладевание обучающимися системой компетенций.
  10. Предложена система ключевых показателей эффективности управления услугами в сфере высшего профессионального образования, позволяющая комплексно (с позиций качества учебного процесса, оценки компетенций выпускников рынком труда, анализа показателей, характеризующих человеческий потенциал учреждения образования, финансово-хозяйственную деятельность и т.д.) оценить эффективность развития вуза, разработать рекомендации по мобилизации наиболее действенных резервов повышения качества оказываемых образовательных услуг, осуществить ранжирование вузов и структурных подразделений учреждения высшего образования.
  11. Обоснована методика оценки финансово-экономической эффективности разработки и внедрения интегрированной инновационной системы управления услугами в сфере высшего профессионального образования. Методика, основанная на синтезе корреляционно-регрессионного и функционального экономического анализа, позволяет определить характер влияния затрат на разработку и внедрение интегрированной инновационной системы управления услугами в части определения чистого денежного потока учреждений высшего образования и в последующем, разработать организационно-экономических мероприятий по дальнейшему совершенствованию системы управления.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Галимов А.М. и др. Направления инновационного развития региональной экономики через модернизацию профессионального образования. Казань: ТГГПУ, 2009. – 216 c.

2.Галимов А.М. Современные подходы к формированию системы управления качеством в образовательном учреждении. Казань: ТГГПУ, 2010. –275 c.

3.Галимов А.М. Внедрение и развитие системы менеджмента качества в вузе. Казань: Казан. Ун-т, 2011. – 388 c.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК

4.Галимов А.М. Системный подход в управлении качеством профессионального образования // Вестник Казанского технологического университета. №6. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2009. – С.391-396.

5.Галимов А.М. Гарантии качества высшего профессионального образования // Казанский педагогический журнал, №11-12(77-78) 2009. – С.68-73.

6.Галимов А.М. Управление профессиональной подготовкой студентов вузов на основе повышения качества образования // Высшее образование сегодня. Издательская группа «ЛОГОС», №12/2009. – С.42-48.

7.Галимов А.М. Из опыта внедрения балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний обучающихся в ТГГПУ // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. №1 (19), 2010 г. – С.146-152.

8.Галимов А.М. Из опыта разработки информационной модели управления процессом дистанционного обучения при повышении квалификации. // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2010 г. V. 13, - №1. С. 324-335. - ISSN 1436-4522 URL:http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

9.Галимов А.М., Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Латентно-структурный анализ как методологическая основа проектирования дидактических систем нового поколения // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. №2 (20), 2010 г. – С.249-257.

10.Галимов А.М., Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Проектирование дидактических систем нового поколения как средство управления качеством саморазвития // Высшее образование сегодня. Издательская группа «ЛОГОС», №7. 2010. – С.65-70.

11.Галимов А.М., Насибуллов К.И. Развитие системы управления качеством профессионального религиозного мусульманского образования: опыт Татарстана // Образование и саморазвитие. Научный журнал. №5(21) 2010 г. – С.82-88.

12.Нуриев Н.К., Галимов А.М., Старыгина С.Д. Системный анализ и исследование операций интеллектуальной деятельности в контексте проектирования дидактических систем нового поколения//Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)"–2010. -V.13.-№4. - C.268-299. - ISSN 1436-4522. URL:http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

13.Галимов А.М. Методологические особенности аналитического обеспечения управления качеством образования в вузе // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. №1 (23), 2011 г. – С.279-284.

14.Галимов А.М. Модель взаимодействия системы качества образования вуза с общей системой менеджмента // Стандарты и качество. Международный журнал для профессионалов стандартизации и управления качеством.№7 (889), 2011 г. №7. – С.78-80.

15.Галимов А.М. Особенности гибкого управления проектами развития вуза // Интеграл. Научно-практический межотраслевой журнал. №2 (58) 2011 г. – С.106-107.

16.Галимов А.М., Кашапов Н.Ф., Маханько А.В. Управление инновационной деятельностью в вузе: проблемы и перспективы // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" – 2012. - V.15. - №4. - C.615-625. - ISSN 1436-4522. URL:http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

17.Галимов А.М., Терзи А.В. Особенности использования современных технологий управления инновационной деятельностью в российских федеральных и национальных исследовательских университетах // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" – 2012. - V.15. - №4. - C.625-637. - ISSN 1436-4522. URL:http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

18. Галимов А.М. Процессное управление проектами в инновационной деятельности вуза // Стандарты и качество. Международный журнал для профессионалов стандартизации и управления качеством, 2013 г. №1. – С.70-71.

19. Галимов А.М., Закирова А.Р., Маханько А.В. Об оценке результатов инновационной деятельности вуза // Международный электронный журнал "Образователь ные технологии и общество (Educational Technology & Society)" )" – 2013. - V.16. - №4. - C.403-412. - ISSN 1436-4522. URL:http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

Свидетельства о регистрации права

20.Управление кадрами и трудовыми ресурсами. Свидетельство о государственной регистрации программы ЭВМ. №2012611730. Заявка №2011660103. Дата поступления 27.12.2011 г. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 15.02.2012.

21.Автоматизированный учет и отчетность по балльно-рейтинговой системе (БРС). Свидетельство о государственной регистрации программы ЭВМ. №2012612055. Заявка №2011660115. Дата поступления 27.12.2011 г. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 22.02.2012.

22.Описание процессов управления учебным процессом в высшем учебном заведении на основе принципов системы менеджмента качества. Свидетельство о государственной регистрации базы данных. №2012620363. Заявка №2011621011. Дата поступления 27.12.2011 г. Зарегистрировано в Реестре баз данных 18.04.2012.

23.Проектное управление инновационной деятельностью в ВУЗе. Свидетельство о государственной регистрации программы ЭВМ. №2013613922. Заявка №2013611485. Дата поступления 04.03.2013 г. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 18.04.2013

Статьи и тезисы докладов в других изданиях

24. Галимов А.М. Информатизация системы менеджмента качества в ТГГПУ // «Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере». – Симферополь: КИПУ, 2006. – С.46-48.

25.Галимов А.М. К вопросу о создании внутривузовской системы обеспечения качества образования // Университетское образование в мире: современные инновационные подходы к его развитию: Международная научно-практическая конференция, посвященная 130-летию ГОУ ВПО «ТГГПУ» (Казань, 23-25 октября 2006 Г.): Труды и материалы. - Казань: АЛМА-ЛИТ, 2007. – С.58-61.

26.Галимов А.М. Развитие информационной компоненты системы качества вуза на этапе ее формирования // Управление высшим учебным заведением в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование»: Материалы международной научно-практической конференции. Пенза, 3-5 декабря 2007 г. – Пенза: ПГУАС, 2007. – С.152-154.

27.Галимов А.М. и др. Система менеджмента качества образования ТГГПУ: предварительные итоги и очередные задачи: Сборник научно-методических информационно-аналитических материалов. Серия «Обеспечение качества высшего образования». Выпуск 3. – Казань: ТГГПУ, 2007. – 123 с.

28.Галимов А.М. и др. Опыт внедрения балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний // Распространение Болонского процесса: от декларации к внедрению на практике. В 3-х частях. Часть 3. Опыт интернационализации вузов и их интеграция в международное образовательное пространство / Сборник статей. Под ред.проф. Р.Р. Агишева.- Казань, КГТУ им.А.Н. Туполева, 2008. – С.62-71.

29.Галимов А.М. Об опыте создания системы мониторинга качества образования в ТГГПУ // Непрерывное психолого-педагогическое образование: проблемы, поиски, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции (12-13 ноября 2009 г., г. Казань). В 2-х ч. / Под ред. Р.А.Валеевой, Г.Ж.Фахрутдиновой. – Казань: ТГГПУ, 2009. – Ч.1. – С.332-334.

30.Галимов А.М. и др. Комплексная оценка деятельности вуза как инструмент системы менеджмента качества. Сборник информационно-аналитических материалов. Серия «Обеспечение качества высшего образования». Выпуск 9. – Казань: ТГГПУ, 2009. – 175 с.

31.Галимов А.М. и др. Вопросы трудоустройства выпускников ТГГПУ по данным социологического мониторинга // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сборник докладов по материалам Седьмой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (13-14 октября 2010 г.) Кн. 1. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010. – С.110-118.

32.Галимов А.М. и др. Система менеджмента качества ТГГПУ. Сборник информационно-аналитических материалов. Серия «Обеспечение качества высшего образования». Выпуск 10. – Казань: ТГГПУ, 2010. – 154 с.

33.Галимов А.М. и др. Социологический мониторинг в системе менеджмента качеством в вузе. Сборник информационно-аналитических материалов. Серия «Обеспечение качества высшего образования». Выпуск 11. – Казань: ТГГПУ, 2010. – 72 с.

34.Галимов А.М. Интегрированный подход к построению системы качества в профессиональном учебном заведении // Модернизация профессионального образования: вопросы теории и практический опыт: Материалы Международной научно-практической конференции посвященной Году учителя. - Казань: Изд-во «Печать-Сервис-XXI век», 2010. - С.47-49.

35.Галимов А.М. Модель менеджмента качества современного университета и условия ее внедрения // Инновационная модель подготовки учителя в системе непрерывного психолого-педагогического образования: Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная Году учителя в РФ (8-10 декабря 2010 г., г. Казань): в 2-х частях. – Казань: Магариф – Вакыт, 2011. Ч.1. – С.93-95.

36.Галимов А.М., Кашапов Н.Ф., Романов Е.С. Опыт и направления развития инновационной деятельности в КФУ // Коммерциализация научно-исследовательских разработок: создание малых инновационных предприятий на базе ФЗ-217, формирование рынка интеллектуальной собственности и активизация молодых ученых в инновационной деятельности / Материалы конференции и круглого стола, проведенного в рамках всероссийского фестиваля науки 20-22 апреля 2011 г. – Казань: РИО ГУ «РЦМКО», 2011. С. 5-17.

37.Галимов А.М., Кашапов Н.Ф. Развитие инженерного образования в федеральном университет. // Инженерное образование. Журнал ассоциации инженерного образования России. №8, 2011 г. С. 84-88.

38.Галимов А.М. и др. Система менеджмента качества ТГГПУ: текущее состояние и направления развития. Сборник научно-методических и информационно-аналитических материалов. Серия «Обеспечение качества высшего образования». Выпуск 12. – Казань: ТГГПУ, 2011. – 127 с.

39.Галимов А.М. и др. Потребности и ожидания внутренних и внешних потребителей ТГГПУ по данным социологического мониторинга. Серия «Обеспечение качества высшего образования». Выпуск 13. – Казань: ТГГПУ, 2011. – 70 с.

40.Галимов А.М., Кашапов Н.Ф. НИОКР в КФУ – роль и значение интеллектуальной собственности. // Формирование и развитие рынка интеллектуальной собственности в регионе. Материалы конференции и круглых столов. Казань, 17-18 февраля 2012 года. Казань: 2012. С. 24-30.

41.Галимов А.М., Кашапов Н.Ф., Маханько А.В. Процессное управление проектами инновационной деятельности в вузе. // Материалы Международной научно-практической конференции «Образование, наука и производство. Новые технологии как инструмент реализации стратегии развития и модернизации – 2020». 19 июня 2012 г., Казань: Изд-во ООО «МБГПРЕСС», 2012. С. 212-217.

42.Галимов А.М., Кашапов Н.Ф. Особенности развития инновационной инфраструктуры в Казанском федеральном университете. // Материалы Седьмой международной научной школы «Наука и инновации – 2012 ISS «SI-2012»: Материалы Седьмого международного научного семинара «Фундаментальные исследования и инновации» и Всероссийского молодежного научного семинара «Наука и инновации – 2012» / ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»: – Йошкар-Ола: Мар-Г У, 2012. С. 12-15.

43.Galimov, A.M.; Makhanko, A.V.; Kashapov, N.F., "Construction features of project management process model of innovative activity in Kazan Federal University / 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL) / PH: IEEE, IEEE Catalog Number: CFP1323R-ART. New York, 2013. - P.501-505.