- «Индивидуальная профессиональная идентичность» - это характеристика субъекта, которая выступает существенным ресурсом оптимизации трудового поведения сотрудника и позволяет ему стать частью профессионального и организационного сообществ за счет освоения компетенций, ролей, эмоционального принятия ценностей и повторения типичных эффективных практик исполнения. Профессиональная идентичность коллективного субъекта труда определяется нами как когнитивно-эмоционально-деятельностное единство членов рабочей группы, которое основано не только на сходстве профессиональной сферы, но и на общности реализуемых каждым сотрудником организационных целей, ценностей, поведенческих моделей и проявляется в преобладании определенного ролевого репертуара.
- Структура профессиональной идентичности включает в себя социально-психологическую (тождество с обобщенным представителем профессии как вида занятий), производственно-технологическую (тождество с содержанием труда) и организационно-культурную (тождество с организационной средой и ее культурообразующей основой) составляющие. В зависимости от степени оформленности каждой составляющей мы выделяем три уровня профессиональной идентичности, которые соответствуют уровням квалификации работника. Это первичное тождество, характерное для дилетанта; узкая специализация, характерная для специалиста; мастерство, характерное для профессионала. Профессиональная идентичность специалиста характеризуется ограниченным репертуаром ролей «коммуникатора», «реализатора», «завершителя», «координатора» и привычными организационно-культурными условиями деятельности. Мастерство характеризуется максимально широким репертуаром ролей, необходимых для эффективного взаимодействия, независимо от организационных условий.
- Процессно-результативный подход к феномену «профессиональная идентичность» можно описать в основных положениях: 1. Структура профессиональной идентичности представляет совокупность взаимосвязанных элементов: ценностных преференций, эмоционального отношения, организационных условий, исполняемых ролей; 2. Внешне наблюдаемые роли, обусловленные личностными и социальными факторами, объединены в профессионально-ролевые комплексы, в которых одни роли занимают доминирующее положение, другие - субдоминантные позиции, а некоторые роли встречаются в поведении субъекта реже всего; 3. Социологический анализ профессиональной идентичности с точки зрения ресурса/барьера в достижении организационных целей должен строиться на изучении степени тождества между мотивами, целями, действиями конкретного работника и той профессиональной группы, к которой он относится.
- Анализ трудовой деятельности учителя показал, что психологическим обеспечением мотивационной составляющей выступает осознание личностных смыслов труда и собственной адекватности в качестве педагога конкретной школы, которое возможно благодаря поведенческой компетентности «аналитика». Разработка концептуальной модели учебно-воспитательного процесса, формулировка его целей, отбор содержания, средств и методов, творческое достижение результата и владение приемами мотивирования обучающихся является психологическим сопровождением целевого и исполнительского компонентов трудовой деятельности учителей. Оно выражается в ролях «генератора идей», «исследователя ресурсов», «завершителя» и «мотиватора». Усилия, направленные на контроль, оценку и коррекцию собственных действий и действий учеников, отличающие «координаторов», составляют содержание психологической поддержки контрольно-оценочной части трудового поведения учителей.
- С помощью адаптированного к трудовой деятельности учителей инструментария Р.М. Белбина и К. Камерона-Р. Куинна выявлены профессиональные роли учителя и типы организационно-культурных условий школы, которые являются ресурсом эффективной трудовой деятельности учителей в условиях модернизации образования. Установлено, что существенным социально-психологическим ресурсом эффективной жизнедеятельности средних общеобразовательных учреждений в условиях модернизации современного образования выступает максимально широкий репертуар ролей в индивидуальных профессионально-ролевых комплексах, где доминирующие позиции заняты ролями «аналитика» и «исследователя ресурсов», а роли ««генератора идей», «мотиватора», «координатора», «завершителя» являются субдоминантными (поддерживающими). Выяснилось, что эклектические и, предположительно, инновационные культуры в большей степени, чем кланово-результативно-иерархические и результативно-кланово-иерархические культуры способствуют
- формированию адекватной профессиональной идентичности и, как следствие, эффективной трудовой деятельности учителей в современных условиях. Так, представители организационных культур, в которых ценности поиска, инициативы, свободного творчества присутствуют наравне с иными ценностями, в отличие от учителей, относящихся к организациям с кланово-результативно-иерархическими и результативно-кланово-иерархическими культурами, на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях отождествляют себя не только с «коммуникаторами», «завершителями» и «реализаторами», но и с «координаторами» и «мотиваторами». Идентификации с «аналитиками», «исследователями ресурсов» и «генераторами идей» выступают в качестве поддержки доминирующей у них идентичности.
- Основными социально-психологическими проблемами в формировании профессиональной идентичности учителей являются диспозиции личности (преобладание ориентации на поддержание хороших отношений с коллегами и соответствие групповым нормам, аналогичные организационно-культурные предпочтения, отсутствие амбиций), возрастные особенности учителей (средний возраст старше 42 лет), непрестижность профессии, что препятствует массовому притоку в школы молодых специалистов, идентификации которых носят более продуктивный характер, организационно-культурная неготовность педагогических ВУЗов обеспечивать школы кадрами, которые обладали бы конструктивными ценностями, целями, отношениями и профессионально-ролевыми комплексами. К проблемам организационно-психологического плана следует отнести ценности и нормы школьной организационной культуры, которая регулирует жизнедеятельность учебных заведений и трудовую деятельность учителей, в одних случаях подавляя субъективные диспозиции отдельных учителей, а в других усиливая личные мотивы деятельности.
- Современного «мастера», или профессионала, характеризует доминирование мотиваторов: установки на результат, инициативное поведение, чувство личной профессиональной ответственности, ценности и цели, способствующие развитию личности и социума (Ф. Херцберг); позитивное отношение к современным образовательным требованиям к личности выпускника; совокупность рефлексирующих, поисковых, творческих умений, мотивационно-координирующих практик исполнения с направленностью на достижение цели, то есть, ролей «аналитика», «исследователя ресурсов», «генератора идей», «мотиватора», «координатора», «завершителя». Реальная профессиональная идентичность учителей не повторяет эталонный профессионально-ролевой комплекс полностью, но наиболее близкой к нему по содержанию является следующая последовательность ролей: «аналитик», «координатор», «генератор идей», «завершитель», «исследователь ресурсов», «мотиватор», «реализатор» и «коммуникатор».
- Совершенствование соответствующей современным требованиям профессиональной идентичности возможно через изменение организационной культуры учебного заведения (трансформация мотивационного аспекта); использование процессов «косвенного научения», например, поощрение тех педагогов, которые выступают в «наилучших» профессиональных ролях; применение «целенаправленного планомерно-поэтапного обучения»; привлечение к сотрудничеству учреждений по подготовке кадров (трансформация поведенческих проявлений).
1.Шакурова А.В. Организационная культура образовательного учреждения (ОУ): системный фактор формирования мотивационной готовности учащихся к трудовой деятельности/А.В. Шакурова. – LAP Lambert Academic Publishing – 2011-06-15 – 180 с. – Режим доступа: http://www.lap-publishing.com/ – ISBN: 978-3-8443-5094-4 – 10 п.л.
2.Шакурова А.В. Профессиональная идентичность учителей как субъектов трудового поведения/А.В. Шакурова. – Н.Новгород: НИСОЦ, 2014. – ISBN 978-5-93116-164-8. - 7,45 п.л.
Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ (15)
1.Шакурова А. В. Феномен «организационная культура»: проблема диагностики (статья)//Вестник ННГУ. – Серия Социальные науки. – Вып.1(5). – Н.Новгород: Изд.-во ННГУ, 2006. – С.117-125. – 0,6 п.л.
2.Шакурова А.В. Интеграция организационных культур как фактор лояльности персонала/А.В. Шакурова//Вестник ННГУ. – 2007. – №3. – С. 249-255. – 0,63 п.л.
3.Шакурова А.В. К вопросу о связи типа организационной культуры и организационной эффективности/А.В. Шакурова //Вестник ННГУ. – 2008. – №4. – С.270-277. – 0,61 п.л.
4.Шакурова А.В. Анализ особенностей принятия организационной культуры сотрудниками с разной мотивацией достижений и ожиданиями самоэффективности/А.В. Шакурова//Вестник ННГУ. – 2008. – Серия «Социальные науки». – № 4 – С. 70-76. – 0,61 п.л.
5.Мастерство как элемент профессиональной идентичности субъекта трудового поведения в образовательном процессе/А.В. Шакурова //Вестник ННГУ. Серия Социальные науки. – 2010. - № 3. – С. 93-103. – 0,6 п.л.
6.Этническая идентичность в поведенческом аспекте/А.В. Шакурова //Личность. Культура. Общество. – 2011. – Т. 13. – Вып. 3 (65-66). – С. 270-275. – 0,4 п.л.
7.Системно-деятельностный подход к структуре поведения/А.В. Шакурова// Электронный журнал "Современные исследования социальных проблем".– 2011.–№4.– Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/4/shakurova.pdf URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/4/shakurova.pdf 0421100132/0125 -Идентификационный номер статьи, присвоенный НТЦ "Информрегистр". – 1,0 п.л.
8.Шакурова А.В. Вопросы теории социальной идентичности в социологии и психологии. – Красноярск: Научно-инновационный центр/А.В. Шакурова, М.В. Плотников//В мире научных открытий. – 2012. – № 4.3 (28). – С. 188-220. – 1,2 п.л. (личный вклад 1,0 п.л.).
9.История становления понятия «социальная идентичность» в зарубежной социологии и социальной психологии/А.В. Шакурова// Электронный журнал «Современные исследования социальных проблем». – 2012. – № 2. – URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/2/shakurova.pdf 0421200132/0101 – Идентификационный номер статьи, присвоенный НТЦ "Информрегистр" – 1,3 п.л.
10.Профессиональная идентичность современного учителя/А.В. Шакурова, Н.Ю. Бармин//Нижегородское образование. – 2013. – № 3. – С. 12-18. – 0,5 п.л. (личный вклад 0,4 п.л.).
11.Групповая профессиональная идентичность/А.В. Шакурова, А.М. Бекарев, А.В. Рушева// Личность. Культура. Общество. – 2013. – Т. 15. – Вып. 3-4 (79-80). – С. 160-168. – 0,6 п.л. (личный вклад 0,4 п.л.).
12.Роль традиционных ценностей в формировании профессиональной идентичности современных учителей/А.В. Шакурова//Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2013. – № 3(1). – С. 24-27. – 0,4 п.л.
13.Организационная культура образовательного учреждения (ОУ) как социально-психологический регулятор и инструмент формирования профессиональной идентичности учителей и трудовой мотивации выпускников школы/А.В. Шакурова//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – № 6 (1). – С. 457-462. – 0,6 п.л.
14.Вызовы современности и формирование профессиональной идентичности педагога/А.В. Шакурова//Социология. – 2013. – № 4. – С. 95-101. – 0,5 п.л.
15.Индивидуальные профессионально-ролевые комплексы как ресурсы эффективной деятельности педагога/А.М. Бекарев, А.В. Шакурова// Женщина в российском обществе. – 2013. – № 4(69). – С. 3-10. – 0,5 п.л. (личный вклад 0,4 п.л.)
Статьи, доклады и тезисы в научных сборниках, журналах, материалах конференций
16.Шакурова А.В. Идеология, философия и культура организации: к вопросу о соотношении и роли понятий в организационной деятельности/ А.В. Шакурова//«Девиация и делинквентность: социальный контроль»: Материалы Международной научно-практической конференции 21-22 апреля 2006 г. – В 2-х т. – Т. 2. – Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2006. – С.191-193. – 0,1 п.л.
17.Шакурова А.В. Организационная культура (ОК) ВУЗа как условие эффективной подготовки студентов к трудовой деятельности/А.В. Шакурова //«Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы»: Материалы Региональной научно-практической конференции 26 апреля 2006 г. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2006. – С.55-59. – 0,1 п.л.
18.Шакурова А.В. Влияние процесса интеграции организационных культур (ОК) на лояльность персонала /А.В. Шакурова //«Управление персоналом: стратегия, организация, эффективность»: Материалы Всероссийской научно- практической конференции 19-21 октября 2006 г. – Н.Новгород: НИМБ, 2006. – С. 150-152. – 0,1 п.л.
19.Шакурова А.В. Анализ проблемы интеграции организационных культур (ОК) как фактора лояльности персонала /А.В. Шакурова //«Менеджмент ХХI века: инновационные технологии управления организационной культурой»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 1-2 февраля 2006 г. - Инновационные технологии управления организационной культурой: Сборник тезисов и научных трудов. – Н.Новгород.: Изд.-во НГМА, 2006. – С. 491-495. – 0,2 п.л.
20.Шакурова А.В. Организационная культура (ОК) школы как возможный фактор формирования актуальных характеристик субъекта труда /А.В. Шакурова //«Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России»: Материалы I Международной научно-практической конференции 4-7 октября 2006 г. – Кисловодск-Ставрополь-Москва: СевКав ГТУ, 2006. – 460-462. – 0,1 п.л.
21.Шакурова А.В.Организационная культура (ОК) школы: специфика и особенности влияния на формирование мотивационной готовности к труду /А.В. Шакурова//«Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности»: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 8-9 февраля 2007 г. - Коллективная монография/под ред. К.М.Гайдар – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2007 – 541 с. – С. 442-450. – 0,5 п.л.
22.Шакурова А.В. Анализ эффективной деятельности высшей школы в представлении работодателей и студентов /А.В. Шакурова// «Государственное регулирование экономики»: Материалы Международной научно-практической конференции 19-21 апреля 2007 г. – Н.Новгород: ННГУ, 2007 г. – С. 557-559. – 0,1 п.л.
23.Шакурова А.В. Анализ студенческих представлений об эффективной деятельности высшей школы /А.В. Шакурова //«Мир на северном Кавказе через языки, образование, культуру»: Материалы V Международного конгресса 8-12 октября 2007 г. – Пятигорск, 2007. – С. 105-107. – 0,1 п.л.
24. Шакурова А.В. Стратегическое управление образовательным учреждением: роль организационной культуры /А.В. Шакурова//Научное обозрение. – 2007. – №6. – С.122-129. – 0,69 п.л.
25.Шакурова А.В. Организационная культура (ОК) как фактор организационной эффективности /А.В. Шакурова//«Особенности российского менеджмента»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 30 ноября 2007 г. – Казань, 2007. – С. 147-149. – 0,13 п.л.
26.Шакурова А.В., Криворотова Т.А. К вопросу о диагностике организационно-культурных предпочтений студентов экономико-правового профиля /А.В. Шакурова, Т.А. Криворотова //«Экономико-правовые аспекты развития Нижегородского региона»: Материалы Региональной научно-практической конференции 20 декабря 2007 г. – Н.Новгород: МИЭМиП, 2007. – С.193-199. – 0,3 п.л. (личный вклад 0,2 п.л.).
27.Шакурова А.В. Анализ проблемы связи типа культуры и эффективности в организации /А.В. Шакурова //«Организационная культура и организационное поведение на современных российских предприятиях»: Сборник научных статей. – Набережные Челны, 2008. – С.200-206. – 0,61 п.л.
28.Шакурова А.В. Возможности организационной культуры средней общеобразовательной школы в формировании Европейской модели подготовки специалистов /А.В. Шакурова //«Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы»: Материалы Международной научно-практической конференции 23 апреля 2008 г. – Н.Новгород: НГАСУ ГХИ, 2008. – С. 241-246. – 0,4 п.л.
29. Шакурова А.В. К вопросу о вариативных технологиях организации здоровьесберегающего образовательного процесса в высшей школе /А.В. Шакурова //«Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века»: Материалы Международной научно-практической конференции 8-10 октября 2008 г. – Кисловодск: СКГТУ, 2008. – С.417-419. – 0,1 п.л.
30.Шакурова А.В. Культура образовательного учреждения (ОУ) как системный фактор и эффективный механизм подготовки специалиста для инновационной экономики /А.В. Шакурова //«Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России»: Материалы Международной научно-практической конференции 11-14 ноября 2009 г. – Кисловодск: СКГТУ, 2009. – С. 302-304. – 0,2 п.л.
31.Шакурова А.В. Совпадение оргкультурных предпочтений выпускников и руководителей как важное условие социально-психологического благополучия сотрудников в организации/А.В. Шакурова //«Здоровье как ресурс»: Материалы Международной научно-практической конференции 24-25 ноября 2009 г. – Н.Новгород: ННГУ, 2009. – С. 363-366. – 0,2 п.л.
32.Шакурова А.В. К вопросу о подготовке субъекта трудовой деятельности в условиях современной инновационной экономики /А.В. Шакурова //«Теоретические и прикладные проблемы развития личности в образовательном пространстве»: Материалы Международной научно-практической конференции 27 ноября 2009 г. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – С. 102-104. – 0,2 п.л.
33.Шакурова А.В. Роль организационно-культурных условий подготовки специалиста для инновационной деятельности/А.В. Шакурова //«Негосударственное образование в России: традиции и перспективы»: Материалы Международной конференции 14 января 2010 г. – Ч. II. – Т. 2. – Нижний Новгород: Гуманитарный институт (Москва), 2010. - С. 84-94. – 0,68 п.л.
34. Шакурова А.В. Формирование самоэффективности субъекта трудового поведения в образовательном процессе /А.В. Шакурова //Научное обозрение. – 2010. – №2. – С. 93-99. – 0,6 п.л.
35.Шакурова А.В. Профессиональная идентичность сотрудника как ресурс оптимизации трудового поведения /А.В. Шакурова //«Модернизационный потенциал российского общества: региональный аспект»: Материалы Международной научно-практической конференции 14-15 октября 2010 г. – Н.Новгород, Иваново: ННГУ-ИГУ, 2010. – С. 378-379. – 0,1 п.л.
36.Шакурова А.В. Статусно-ролевые позиции как детерминанты эффективного трудового поведения персонала/А.В. Шакурова //«Государственное регулирование экономики. Инновационный путь развития»: Материалы Восьмой Международной научно-практической конференции 19-21 апреля 2011 г. – Н.Новгород, ННГУ, 2011. – С.170-172. – 0,2 п.л.
37.Шакурова А.В. Статусно-ролевые позиции как маркеры эффективного трудового поведения сотрудников/А.В. Шакурова//«Альянс наук: Ученый – Ученому»: Материалы VI Международной научно-практической Интернет-конференции. (История. Философия. Право) 25-26 февраля 2011 г. – Опубликовано denis в ПТ, 02/25/2011 – 02:41 http://www.confcontact.com/20110225/is6_shakur.htm Днепропетровск: Видавец Бiла К.О., 2011. – Т.2. – С.126-128. – 0,2 п.л.
38.Шакурова А.В. Эмпирический анализ профессиональной идентичности (ПИ) в современных условиях/А.В. Шакурова //«Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы»: Материалы I Международной научно-практической конференции 20-27 июня 2011 г. – Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2011. – С. 165-169. – 0,3 п.л.
39.Шакурова А.В. Соотношение профессиональной идентичности индивидуального и коллективного субъектов трудового поведения/ А.В. Шакурова //«Проблемы современной науки»: Сборник научных трудов. – Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2011. – 278 с. – С. 181-187. – 0,44 п.л.
40.Шакурова А.В. Системно-деятельностый подход к поведению/ А.В. Шакурова //Научное обозрение. – 2011. – № 4. – С.62-69. – 0,44 п.л.
41.Шакурова А.В. Ценностные преференции учителей в современной России /А.В. Шакурова//«Гуманитарии 21 века»: Материалы Международной научно-практической конференции 18-19 апреля 2013 г. – Н.Новгород, ННГУ, 2013. – С. 307-314. - 0,3 п.л.
42.Шакурова А.В. Профессиональная идентичность учителя: процессуальные и результативные аспекты /А.В. Шакурова //«Государственное регулирование экономики. Инновационный путь развития»: Материалы Международной научно-практической конференции 19-21 апреля 2013 г. – Н.Новгород, ННГУ, 2013. – С. 897-900. - 0,3 п.л.