Научная тема: «ОРГАНИЗАТОРЫ ТОРГОВОГО ОБОРОТА: ПРАВОВОЙ СТАТУС И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ»
Специальность: 12.00.03
Год: 2014
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Обосновывается комплексный характер отрасли коммерческого права, сочетающей частноправовые и публично-правовые начала. Публично-правовой режим осуществления коммерческой деятельности связан с необходимостью исполнения субъектами торгового оборота ряда публично-правовых обязанностей. Частноправовые основы коммерческого права обусловливаются дозволительным методом регулирования торговой деятельности, активным применением правового инструментария для достижения правовых целей субъектов торгового оборота.

2. Обосновывается различие между правовыми понятиями «организация торгового оборота» и «управление торговым оборотом». Организация торгового оборота включает в себя выбор субъектов торгового оборота, формирование материально-технической базы торговли и товарных ресурсов, оптимальное построение товародвижения (процесс физического перемещения товара), налаживание товароснабжения и хранения товаров. Управление торговлей возложено на органы исполнительной власти, занимающие надведомственное положение и осуществляющие полномочия правотворческого, координационного, методического, контрольно-надзорного и лицензионного (разрешительного) характера.

3. На базе анализа основных положений научной доктрины демонстрируется неточность существующих определений субъектов торгового оборота, недостаточная разработанность классификаций субъектов торгового оборота по их видовым и функциональным характеристикам, отсутствие четких, научно-обоснованных критериев их разграничения. На основе исследования функций субъектов торгового оборота выявляется их роль в регулировании торговой деятельности, возможности для содействия повышению эффективности торгового оборота в целом. Проводится функциональная классификация участников торгового оборота.

4. Доказывается, что обязательным условием формирования структуры товарного рынка является развитие специальных субъектов торгового оборота, действующих в качестве организаторов товарного рынка. На этой основе возможно научное исследование правового статуса организаторов торгового оборота.

5. Обосновывается вывод о том, что специальными субъектами торгового права, выступающими организаторами торгового оборота, в основном являются некоммерческие организации: торгово-промышленные палаты, ассоциации товаропроизводителей и торговых предпринимателей, товарные биржи, оптовые продовольственные рынки, выставки и ярмарки и др.. Основной целью организаторов торгового оборота служит не совершение сделок, а создание условий для совершения сделок другими участниками торговли, совершенствование торговли. Соответственно, некоммерческие организации не преследуют цель получения прибыли и по функциональному назначению они являются организаторами торгового оборота. Некоммерческие организации, упорядочивающие торговый оборот, обладают строго целевой (специальной) правоспособностью, которая обусловлена целями их создания, определенными законом и учредителями.

6. Формулируется понятие «организатор торгового оборота», под которым предлагается понимать некоммерческие организации, осуществляющие непредпринимательскую по своим целям деятельность, направленную на содействие главным участникам торгового оборота (торговым организациям и индивидуальным предпринимателям) в продвижении товаров от производителей к потребителям. Обосновывается положение о том, что организаторы торгового оборота являются субъектами, предназначенными для упорядочения торгового оборота.

7. Предпринимается первая в научной доктрине попытка систематизации организаторов торгового оборота по функциональному признаку и анализируется специальная роль, которая выполняется организаторами торгового оборота по отношению к основным его участникам - торговцам. Показывается необходимость выхода за рамки традиционной типологии некоммерческих организаций и рассмотрения их во взаимосвязи с другими субъектами торгового оборота с учетом специфики их функционирования. Такой методологический подход позволяет конкретизировать исследуемую область и утилизировать роль организаторов торгового оборота по отношению к его различным стадиям.

8. С учетом принятой классификации организационных отношений обосновывается классификация организаторов торгового оборота на основе функционального подхода:

  • Создающие условия для товародвижения - биржи, выставки, ярмарки, оптовые рынки
  • Сервисные (выполняющие услуги или работы для торговцев) - торгово-промышленные палаты, торговые ассоциации, складские и транспортные организации, организации упаковочной индустрии и т.п.
  • Контролирующие условия торговли - центры сертификации, стандартизации и контроля качества товаров
  • Информационные - рекламные и маркетинговые агентства, торгово-промышленные палаты.

Показывается, что в число организаторов торгового оборота могут быть включены не только некоммерческие организации, но также и те коммерческие юридические лица, которые избрали в качестве основной своей деятельности организацию торговли.

9. Обосновывается вывод о том, что ввиду отсутствия определенности правового статуса и функций организаторов торгового оборота, эти субъекты торгового права нуждаются в законодательном регулировании в той же степени, что и основные участники торговли. В качестве общих подходов к совершенствованию законодательства об организаторах торгового оборота и усилению их воздействия на эффективность торговли представляется целесообразным систематизировать законодательство, регулирующее деятельность организаторов, устранив противоречия, исключив избыточное регулирование, а также обеспечив единые правила торговли и упрощение существующих процедур регистрации, сертификации, лицензирования и проверок торговой деятельности.

Аргументируется целесообразность принятия специальных законодательных актов, регулирующих отдельные виды организаторов торгового оборота (оптовых ярмарок, выставок-продаж, товарных бирж, оптовых продовольственных рынков, торгово-промышленных палат и т.п.); регулирование отношений, возникающих с участием организаторов торгового оборота, кодифицированными законами общего характера с установлением общих принципов деятельности, определением понятия данных субъектов, их построения и содержания деятельности.

10. Обосновывается функциональное назначение торгово-промышленных палат, позволяющее четко определить их координирующую, консолидирующую роль в организации торговли, а также сформулировать основные предложения по совершенствованию законодательства о торгово-промышленных палатах. Формулируются основные функции ТПП по организации торгового оборота: общей координация деятельности торговых организаций, развития отечественных товаропроизводителей посредством предоставления им разного рода услуг, включая обучение, предоставление информации и др.

11. Раскрывается важная роль ассоциаций содействия торговле и торговых союзов в современном развитии торговли. Проводится терминологическое разделение понятий «ассоциация» и «союз». Для ассоциации доминирующим признаком служит однотипный состав участников, который может определяться общностью их правовых форм, принадлежностью к одной или смежным отраслям экономики и т.п., а для союзов - общность целей участников объединения.

Делается вывод о том, что развитие функциональных ассоциаций содействия торговле выступает одной из прорывных стратегий развития экономики. Обосновывается классификация функций ассоциаций содействия торговле в создании эффективной системы связей участников торгового процесса, координации деятельности и консолидации участников торговли и др. Подчеркивается важная функция ассоциации содействия торговле по унификации обычаев делового оборота и деловых обыкновений, складывающихся в торговой деятельности.

Формулируются предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность ассоциаций содействия торговле, которые могут быть инкорпорированы в ГК РФ и Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности».

12. На основе анализа недостатков правового регулирования товарных бирж в современном биржевом законодательстве, обосновывается вывод о целесообразности придания всем товарным биржам статуса некоммерческих организаций и создания их в форме некоммерческих партнерств или разновидности ассоциаций и союзов в их новом понимании согласно последним изменениям в Гражданском кодексе РФ.

В исследовании приводится классификация современных товарных бирж с учетом их функционального назначения: организация постоянно функционирующего оптового рынка товаров и сырья, обеспечение концентрации спроса и предложения, формирование цен на биржевые товары, биржевое страхование (хеджирование), выработка товарных стандартов, установление сортов, приемлемых для потребителей, регистрация марок фирм, допущенных к биржевой торговле, и др.

Обосновываются направления совершенствования законодательства о товарных биржах: установление их четкого правового статуса как организаторов торгового оборота, создание стимулов для развития товарных бирж в России, регулирование отдельных видов биржевых операций. Кроме того, доказывается, что инновационные подходы должны найти свое отражение в законодательстве о биржевой торговле. Необходима разработка законодательства, регулирующего деятельность Интернет-бирж.

13. Делается вывод о современном назначении важнейшего элемента инфраструктуры товарного рынка - оптовых продовольственных рынков, которые организуют рыночное распределение продовольствия и сельскохозяйственной продукции, а также стимулируют производство и переработку продукции в регионах на основе формирования эффективного рыночного механизма путем установления взаимовыгодных договорных связей. В исследовании доказывается, что оптовый продовольственный рынок, являясь субъектом торгового оборота, должен существовать в качестве некоммерческой организации со специальной правоспособностью. Некоммерческий характер оптовых продовольственных рынков связан в том числе с участием государства в организации оптовой торговли.

Предлагается принять общий правовой акт об организаторах оптовой торговли либо разработать специальный федеральный закон об оптовых продовольственных рынках, а также государственную и региональные программы, содействующие организации и развитию оптовых рынков, базирующихся на передовом зарубежном и отечественном опыте, ориентированных на развитие принципов свободной торговли и конкуренции, установление стандартов качества продовольственной продукции.

14. Делается вывод, что с точки зрения субъектов торгового оборота конструкция юридического лица не имеет решающего значения для организации оптовой торговли товарами, поскольку организатор оптового рынка - это управляющая рынком компания или юридическое лицо, которое имеет разрешение на организацию оптового рынка и осуществляет управление оптовым рынком как имущественным комплексом. Организатор торговли определяется не наличием или отсутствием соответствующей организационно-правовой формы юридического лица, а его функциональным или целевым предназначением и может выступать даже в виде имущественного комплекса.

15. Формулируются особенности таких организаторов торгового оборота, как оптовые ярмарки и выставки, приводятся основные отличия торгово-промышленной выставки от оптовой ярмарки. Делается вывод, что по своей правовой сущности оптовые ярмарки и выставки должны быть некоммерческими организациями, в то время как организаторы выставочно-ярмарочной деятельности могут существовать в любой из организационно-правовых форм, предусмотренных действующим законодательством.

Принимая во внимание факт вхождения России в ВТО, участники которой создали общее унифицированное правовое пространство для ведения международной торговли, оптовые ярмарки и выставки в качестве организаторов торгового оборота обеспечивают следующие функции: улучшения качества выпускаемой продукции, расширение и обновление ассортимента, внедрение новых товаров; упрощенное и ускоренное заключение прямых договоров между производителями и покупателями; оказание комплекса услуг участникам оптовой торговли по заключению договоров; развитие конкуренции, повышение конкурентоспособности продукции отечественного производства и др.

16. Формулируются требования к нормативно-правовой базе, регулирующей ярмарочно-выставочную деятельность, и предложения по ее совершенствованию. Целесообразно принять специальный федеральный закон, регулирующий основные аспекты выставочно-ярмарочной деятельности, об организации и проведении оптовых ярмарок и выставок, так как в отсутствие комплексного нормативного правового акта принимаются нечеткие и противоречивые документы о проведении конкретной выставки или ярмарки.

17. С учетом тесного взаимодействия организаторов торгового оборота между собой делается вывод о целесообразности установления общих принципов и правовых категорий на основе издания нормативных актов федерального и регионального уровня об организаторах торгового оборота в качестве одного из ведущих требований становления законодательства о них.

18. Предлагаются в качестве дополнительных правовых инструментов и мер поддержки развития организаторов торгового оборота:

  • Упрощение процедуры регистрации организаторов торгового оборота и разработка законодательства, ориентированного на вариативность в решении вопроса о регистрации организаторов торгового оборота в качестве юридических лиц.
  • Разработка программ развития торговли на уровне субъектов РФ и на местном уровне, позволяющих в должной степени упрочить место и роль организаторов в совершенствовании торгового оборота.
  • Разработка и реализация ведомственных и региональных нормативных актов, направленных на предоставление административной и финансовой поддержки организаторам торгового оборота на основе открытых тендеров / аукционов, устранение существующих административных барьеров для успешного развития этой группы субъектов торгового оборота.
  • Разработка законодательной базы об организаторах торговли с учетом современных тенденций развития и обеспечения качественного функционирования Интернет-торговли и повсеместно внедряемой системы электронных платежей.
  • Закрепление на законодательном уровне стимулирующего подхода к налогообложению организаторов торгового оборота с учетом их важной роли в целостном процессе развития отечественной торговли, становлении цивилизованных методов ведения торговли.
  • Ориентация нормативного регулирования на развитие негосударственных инфраструктур поддержки малого бизнеса, функционирующих на договорной основе, и расширение представительства объединений малого предпринимательства в законодательных органах всех уровней.

19. Обосновывается новый взгляд на проблемы теории юридического лица. Юридическое лицо в современных условиях в определенном смысле утрачивает свое значение как единственно возможный субъект коммерческого оборота. На смену формально-статическому взгляду на юридическое лицо приходят его функционально-деятельностные характеристики. Такие организаторы торгового оборота, как оптовые рынки, ярмарки, выставки, являясь специальными субъектами торгового оборота, одновременно представляют собой особые формы торговли. Делается вывод о том, что формализм законодательства в этой области часто не успевает за динамичным развитием торговых отношений. С точки зрения субъектов торгового оборота конструкция юридического лица не имеет решающего значения для организации оптовой торговли товарами. Организатор торговли определяется не наличием или отсутствием определенной организационно-правовой формы юридического лица, а его функциональным назначением или целевым предназначением и может выступать даже в виде имущественного комплекса, как это происходит в случае с оптовым продовольственным рынком. Статус организатора торгового оборота в первую очередь связан не с правовой категорией юридического лица, а с функциональным назначением, поэтому наиболее существенным является анализ функциональных характеристик организаторов торгового оборота.

Список опубликованных работ
Монографии и книги

1.Организаторы торгового оборота - М., Волтерс Клувер, 2011 – 200 с. (12,5 п.л.)

2.Правовые инициативы некоммерческих организаций России (в соавторстве с Ф.Э. Шереги) - М., Книжный дом «Университет», 2002 – 124 с. (7,25п.л.)

3.Юридические аспекты деятельности некоммерческих организаций - М.: Марс, 2000 – 230 с. (14 п.л.)

4.Правовые инициативы некоммерческих организаций в России (в соавторстве с Ф.Э Шереги) - М.:ИМА-Пресс, 1999 –130 с. (7,8 п.л.)

Публикации в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

5.Соотношение публичных и частных интересов в коммерческом законодательстве об организации торгового оборота// Закон. 2013. №10 – с. 165-171 (0,5 п.л.)

6.Проблемы правового регулирования оптовых продовольственных рынков в России// Российская юстиция. 2013. №10 – с. 7-11 (0,6 п.л.)

7.Функциональные особенности саморегулируемых организаций в сфере торговли //Законодательство. 2013. №11. – с.27-34 (0,7 п.л.)

8.Правовые вопросы участия некоммерческих организаций в торговом обороте// Вопросы правоведения. 2013. №3 – с. 264-274 (0,7 п.л.)

9.Использование интерактивных методов обучения праву в школе// Стандарты и мониторинг в образовании, 2014, №1 – с.25-29 (1 п.л.)

10.Оптовые продовольственные рынки: проблемы правового регулирования //Агропродовольственная политика России. 2013. №10. –с.23-27. (0,8 п.л.)

11.Специфика работы юридической службы коммерческой компании с адвокатами и внешними юридическими консультантами// Адвокатская практика, 2013, №5 – с.11-14 (0,5 п.л.)

12.Правовой статус товарных бирж: новый взгляд законодателя и проблемы практической реализации//Законодательство. 2012. №11. – с.22-30 (0,7 п.л.)

13.Сравнительный анализ функций Всемирной торговой организации и российских ассоциаций содействия торговле: влияние присоединения России к ВТО//Коммерческое право. 2012. № 2. – с. 28-34 (0,6 п.л.)

14.Правовой статус организатора торгового оборота// Законодательство. 2012. №2 – с.33-40 (0,6 п.л.)

15.Становление и развитие института организаторов торгового оборота в России//Вестник Московского университета. Серия 11 Право. 2012. №1 – с.53-70 (0,6 п.л.)

16.Понятие и функциональное назначение организатора торгового оборота// Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2012. №5. – с. 188-199 (0,9 п.л.)

17.Организаторы торгового оборота и их функциональное значение// Государство и право. 2011. №10 – с.109-112 (0,5 п.л.)

18.Правовое положение ассоциаций содействия торговле//Коммерческое право. 2011. № 2 – с. 30-52 (1,5 п.л.)

19.Правовые аспекты организации и управления торговлей// Коммерческое право. 2010. № 2 – с.25-43 (0,9 п.л.)

20.Особенности правового статуса организаторов товарного рынка//Коммерческое право. 2008. № 1 – с.61-71 (0,8 п.л.)

21.Законодательство о некоммерческих организациях: российская история и зарубежный опыт// Закон. 2003. №10 – с.77-86 (0,6 п.л.)

Научно-практические и учебные пособия, статьи в иных изданиях

22. Правовой статус товарной биржи по закону «Об организованных торгах»// Материалы Международной научно-практической конференции Высшей школы экономики «Модернизация правовых институтов: вызовы времени». Сб. докладов.. М.:Издание НИУ-ВШЭ. 2013 – (0,6 п.л.)

23.Роль оптовых продовольственных рынков в формировании договорных связей// Материалы научно-практической конференции «Теория и практика договорного права и его судебного применения», Российская академия правосудия. Сб. докладов. М. 2013 – (0,4 п.л.)

24.Участники коммерческой деятельности//Коммерческое право России. Учебно-методический комплекс. М.(Электронный учебник) 2013 – (0.6 п.л.)

25.Правовой статус организаторов торгового оборота в России// Проблемы укрепления российской государственности. Сборник статей, под ред. В.М.Лебедева, Г.Л.Осокина и др. Томск. 2012 – с.11-13 (0,1 п.л.)

26.Виды юридических лиц//Правоведение. Учебник для вузов Отв.ред. Б.И.Пугинский. М.:Юрайт. 2011 – с.103-115 (0,7 п.л.)

27.Основания возникновения и прекращения гражданско-правовых отношений// Правоведение. Учебник для вузов Отв.ред. Б.И.Пугинский. М.:Юрайт. 2011 – с.125-135 (0,7 п.л.)

28.Торговый оборот и специальные субъекты коммерческого права// Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: К юбилею доктора юридических наук, профессора Бориса Ивановича Пугинского. Сборник статей -М.: Статут, 2011- с. 50-61 (0,6 п.л.)

29.Функциональность юридического лица и модернизация законодательства// Институты гражданского права и модернизация экономики. Сборник материалов ежегодных научных чтений, посвященных памяти профессора Сергея Никитича Братуся. М.: Юстицинформ. 2011 – с. 123-130 (0,6 п.л.)

30.Участники коммерческой деятельности//Коммерческое право России. Учебно-методический комплекс. Под ред. Б.И.Пугинского, И.В.Цветкова. М.:Зерцало-М. 2010 – с.12-19 (0.8 п.л.)

31.Правовое содействие развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка//Коммерческое право России. Учебно-методический комплекс. Под ред. Б.И.Пугинского, И.В.Цветкова. М.:Зерцало-М. 2010 – с.29-35 (0,7 п.л.)

32.Уточнение перечня организационно-правовых форм некоммерческих организаций с учетом положений Концепции совершенствования гражданского законодательства// Законодательство и гражданское общество: проблемы и перспективы. Сборник статей. - Санкт-Петербург, 2010 – (0,1 п.л.)

33.Реформирование законодательства о некоммерческих организациях: обзор важнейших изменений // Законодательство и гражданское общество: проблемы и перспективы. Сборник статей - Санкт-Петербург, 2010 – (0,6 п.л.)

34.Правовые основы функционирования некоммерческого сектора: проблемы, направления совершенствования М.:ГУ-ВШЭ. 2009 – (1,5 п.л.) (в соавторстве с Канишевской Н.В., Рудником Б.Л., Шишкиным С.В., Якобсоном Л.И., Левшиной Т.Л. и др.)

35.Некоммерческие организации – специальные субъекты коммерческого права// Некоммерческие организации: теоретические и практические проблемы. Сборник материалов ежегодных научных чтений, посвященных памяти профессора Сергея Никитича Братуся М.: Эксмо. 2009 – (1,5 п.л.)

36.О социально ориентированных организациях// Материалы круглого стола в Общественной палате РФ 17 декабря 2009 года М.: ОП РФ. 2009 – (0,1 п.л.)

37.Функции торгово-промышленных палат по организации торгового оборота// Актуальные проблемы коммерческого права. Сборник статей. Выпуск 3 Под ред. проф. Б.И.Пугинского. М.:Зерцало-М. 2007 – (1 п.л.)

38.Виды юридических лиц//Правоведение. Учебник для вузов. Отв.ред. Б.И.Пугинский. М.:Юрайт, 2007 – с. 102-114 (0,8 п.л.)

39.Основания возникновения и прекращения гражданско-правовых отношений// Правоведение. Учебник для вузов. Отв.ред. Б.И.Пугинский. М.:Юрайт, 2007 – с. 124-133 (0,7 п.л.)

40.Перспективы развития законодательства о некоммерческих организациях// Некоммерческий сектор: экономика, право, управление. Сборник статей. - М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2007 – с. 137-144 (0,3 п.л.)

41.Нормативно-правовое обеспечение некоммерческого сектора и общественной активности// Доклад Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. М.: ОП РФ. 2007 – (1 п.л.)

42.Тенденции развития законодательства об НКО// Горбачевские чтения. Сборник статей. №5. Горбачев-Фонд. 2007 (0,4 п.л.)

43.Региональные законы о взаимодействии власти и некоммерческих организаций: формальность или подспорье в развитии конструктивного диалога?// Библиотека лучших практик в области взаимодействия гражданского общества и власти на региональном и местном уровне / Под ред Акрамовской А Г. Сборник статей. М.: Гриф и К. 2007 – (0,6 п.л.)

44.Участники коммерческой деятельности//Коммерческое право России. Практикум. Отв ред. Б.И.Пугинский - М.:Зерцало-М, 2007 – с.11-14 (0,4 п.л.)

45.Правовое содействие развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка//Коммерческое право России. Практикум. Отв ред. Б.И.Пугинский -М.:Зерцало-М, 2007 – с.11-14 (0,5 п.л.)

46.Разработка стандартов российских некоммерческих организаций// Прозрачность деятельности некоммерческих организаций в современных условиях. М. 2006- (0,1 п.л.)

47.Правовое содействие развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка//Коммерческое право России. Практикум. Под ред. Б.И.Пугинского. М.:Зерцало-М. 2005 – с.21-27 (0,3 п.л.)

48.Сотрудничество некоммерческих организаций и государственных органов // Новые возможности принятия решений. Санкт-Петербург. Эком. 2005–(2,5 п.л.)

49.Становление института организаторов торгового оборота в России// Актуальные проблемы коммерческого права. Выпуск 2. Сборник статей. Под ред. проф. Б.И.Пугинского - М.:Зерцало, 2005 – (1 п.л.)

50.Некоммерческие организации в структуре рынка. Программа учебного курса. М.:Издательство МГУ. 2004 – 18 с. (1 п.л.)

51.Обучение представителей малого и среднего бизнеса и развитие бизнес-ассоциаций на Дальнем Востоке. Хабаровск. 2004 – (3 п.л.)

52.Виды юридических лиц//Правоведение. Учебник для вузов. Отв.ред. Б.И.Пугинский . М.:Зерцало-М. 2003 – с.83-93 (1,4 п.л.)

53.Основания возникновения и прекращения гражданско-правовых отношений//Правоведение. Учебник для вузов. Отв.ред. Б.И.Пугинский . М.:Зерцало-М. 2003 – с.101-109 (1,2 п.л.)

54.О тенденциях российского законодательства о некоммерческих организациях. Инициативы. Ташкент. 2003 – (0,7 п.л.)

55.Совершенствование законодательства, регулирующего правовой статус и деятельность некоммерческих организаций в 2003 году// Проблемы законодательного регулирования деятельности неправительственных некоммерческих организаций. Сборник статей. М.: Изд-во Государственной Думы РФ, 2003 – (0,3 п.л.)

56.Место и роль некоммерческих партнерств в структуре товарного рынка// Актуальные проблемы коммерческого права. Сборник статей. Под ред. проф. Б.И.Пугинского. М.:Зерцало-М. 2002 – (1 п.л.)

57.Проект закона «Об использовании имущества НКО»// Актуальные правовые проблемы развития НКО в регионах России. М. 2002 – (0,4 п.л.)

58.Конфликт интересов в некоммерческих организация// Вестник Совета по международным исследованиям и обменам, М., 2002, №9 – (0,3 п.л.)

59.Межсекторное взаимодействие в законах и постановлениях// Социальное партнерство. Российский опыт. Сборник статей. СПб. 2001 – (0,3 п.л.)

60.Быть или не быть: коммерция и некоммерческие организации// Эффект присутствия №1 (13). Новосибирск. 2000 – (0,4 п.л.)

61.Запад и российские юридические тенденции// Восприятие современной России за рубежом (выпуск 1) - М.: Никит. клуб, 2000 – (0,3 п.л.)

62.Структура и инфраструктура товарного рынка//Коммерческое право России. Учебное пособие. Под ред Б.И.Пугинского. М.:Городец. 1999 – с.15-19 (0,3 п.л.)

63.Субъекты торговой деятельности //Коммерческое право России. Учебное пособие. Под ред Б.И.Пугинского. М.:Городец. 1999 – с.24-30 (0,5 п.л.)

64.Влияние государства на некоммерческие организации или парадоксы взаимодействия// Органы местного самоуправления и негосударственные некоммерческие организации: отношения партнерства. Сборник научных статей. Новосибирск. 1999 – (0,6 п.л.)

65.Особенности заключения договоров и их влияние на имущественные отношения// Правовые аспекты рыночной экономики. Сборник статей. -М.:АВА CEELI, 1999 – (2 п.л.)

Публикации на английском языке:

66.Pathways Out of Crisis: New Organizational Structures- Is the Nonprofit Model an Answer?// Economic Crisis: An Opportunities for the Third Sector. Lisbon. Portugal. 2012 (Выход из кризиса: Новые организационные структуры – станет ли некоммерческая модель ответом?// Экономический кризис: возможности для некоммерческого сектора) (0,4 п.л.)

67.Overview of Russian Third Sector Legislation in 2008-2009// Beyond the Welfare State: Towards a Welfare Partnership. Milano. Italy. 2009 (Обзор российского законодательства о некоммерческих организациях в 2008- 2009 годах// От государства всеобщего благосостояния к социальному партнерству) (0,3 п.л.)

68.Legislation for Russian NGO sector// Civil society in Europe: legal condition and perspectives. Amsterdam. Netherlands. 2007 (Законодательство для российского некоммерческого сектора// Гражданское общество в Европе: законодательные условия и перспективы ) (0,4 п.л.)

69.FRS Clarifies NGO Registration Questions. Moscow. AmCham News.2006. Vol.13. #73 (Разъяснения ФРС по вопросам регистрации некоммерческих организаций) (0.2 п.л.)

70.Accountability and transparency in Russian NGO sector. Nairobi. Kenya. 2004 ( Прозрачность и подотчетность российского некоммерческого сектора) (0,4п.л.)

71.Survey of Tax Laws Affecting NGOs in Russian Federation. Washington DC.USA. 2003 (Обзор налогового законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций в Российской Федерации) (1 п.л.)

72.Taxation for noncommercial legal entities in Russia//Legal workshop for international organizations operating in the Russian Federation.Moscow. TACIS. 1998 (Налогообложение некоммерческих юридических лиц в России// Юридический семинар для международных организаций в Российской Федерации) (0.4 п.л.)

73.Liability of Foreign Legal Entities in Russia//The non-profit Sector in Russia. London. UK. 1997 (Юридическая ответственность иностранных юридических лиц в России// Некоммерческий сектор в России) (0,4 п.л.)

74.Taxation foreign international organizations operation in the Russian Federation// Russian Legal Framework for International Organizations. London. UK. 1997 (Налогообложение деятельности международных организаций в Российской Федерации// Российское правовое регулирование деятельности международных организаций) (0,5 п.л.)

75.Commercial Activity of Non-profit Organization:What can be applied to Russia?// NGO Law in Brief in the Newly Independent States. Washington DC. USA. 1995 (Коммерческая деятельность бесприбыльных организаций: что применимо в России?// Краткий обзор законодательства о некоммерческих организациях в Содружестве Независимых Государств) (0,4 п.л)

76.Commercial Activity of Noncommercial Organizations. Baltimore. USA. Johns Hopkins Institute for Policy Studies. 1994 (Коммерческая деятельность некоммерческих организаций) (4 п.л.)