2. Обосновывается различие между правовыми понятиями «организация торгового оборота» и «управление торговым оборотом». Организация торгового оборота включает в себя выбор субъектов торгового оборота, формирование материально-технической базы торговли и товарных ресурсов, оптимальное построение товародвижения (процесс физического перемещения товара), налаживание товароснабжения и хранения товаров. Управление торговлей возложено на органы исполнительной власти, занимающие надведомственное положение и осуществляющие полномочия правотворческого, координационного, методического, контрольно-надзорного и лицензионного (разрешительного) характера.
3. На базе анализа основных положений научной доктрины демонстрируется неточность существующих определений субъектов торгового оборота, недостаточная разработанность классификаций субъектов торгового оборота по их видовым и функциональным характеристикам, отсутствие четких, научно-обоснованных критериев их разграничения. На основе исследования функций субъектов торгового оборота выявляется их роль в регулировании торговой деятельности, возможности для содействия повышению эффективности торгового оборота в целом. Проводится функциональная классификация участников торгового оборота.
4. Доказывается, что обязательным условием формирования структуры товарного рынка является развитие специальных субъектов торгового оборота, действующих в качестве организаторов товарного рынка. На этой основе возможно научное исследование правового статуса организаторов торгового оборота.
5. Обосновывается вывод о том, что специальными субъектами торгового права, выступающими организаторами торгового оборота, в основном являются некоммерческие организации: торгово-промышленные палаты, ассоциации товаропроизводителей и торговых предпринимателей, товарные биржи, оптовые продовольственные рынки, выставки и ярмарки и др.. Основной целью организаторов торгового оборота служит не совершение сделок, а создание условий для совершения сделок другими участниками торговли, совершенствование торговли. Соответственно, некоммерческие организации не преследуют цель получения прибыли и по функциональному назначению они являются организаторами торгового оборота. Некоммерческие организации, упорядочивающие торговый оборот, обладают строго целевой (специальной) правоспособностью, которая обусловлена целями их создания, определенными законом и учредителями.
6. Формулируется понятие «организатор торгового оборота», под которым предлагается понимать некоммерческие организации, осуществляющие непредпринимательскую по своим целям деятельность, направленную на содействие главным участникам торгового оборота (торговым организациям и индивидуальным предпринимателям) в продвижении товаров от производителей к потребителям. Обосновывается положение о том, что организаторы торгового оборота являются субъектами, предназначенными для упорядочения торгового оборота.
7. Предпринимается первая в научной доктрине попытка систематизации организаторов торгового оборота по функциональному признаку и анализируется специальная роль, которая выполняется организаторами торгового оборота по отношению к основным его участникам - торговцам. Показывается необходимость выхода за рамки традиционной типологии некоммерческих организаций и рассмотрения их во взаимосвязи с другими субъектами торгового оборота с учетом специфики их функционирования. Такой методологический подход позволяет конкретизировать исследуемую область и утилизировать роль организаторов торгового оборота по отношению к его различным стадиям.
8. С учетом принятой классификации организационных отношений обосновывается классификация организаторов торгового оборота на основе функционального подхода:
- Создающие условия для товародвижения - биржи, выставки, ярмарки, оптовые рынки
- Сервисные (выполняющие услуги или работы для торговцев) - торгово-промышленные палаты, торговые ассоциации, складские и транспортные организации, организации упаковочной индустрии и т.п.
- Контролирующие условия торговли - центры сертификации, стандартизации и контроля качества товаров
- Информационные - рекламные и маркетинговые агентства, торгово-промышленные палаты.
Показывается, что в число организаторов торгового оборота могут быть включены не только некоммерческие организации, но также и те коммерческие юридические лица, которые избрали в качестве основной своей деятельности организацию торговли.
9. Обосновывается вывод о том, что ввиду отсутствия определенности правового статуса и функций организаторов торгового оборота, эти субъекты торгового права нуждаются в законодательном регулировании в той же степени, что и основные участники торговли. В качестве общих подходов к совершенствованию законодательства об организаторах торгового оборота и усилению их воздействия на эффективность торговли представляется целесообразным систематизировать законодательство, регулирующее деятельность организаторов, устранив противоречия, исключив избыточное регулирование, а также обеспечив единые правила торговли и упрощение существующих процедур регистрации, сертификации, лицензирования и проверок торговой деятельности.
Аргументируется целесообразность принятия специальных законодательных актов, регулирующих отдельные виды организаторов торгового оборота (оптовых ярмарок, выставок-продаж, товарных бирж, оптовых продовольственных рынков, торгово-промышленных палат и т.п.); регулирование отношений, возникающих с участием организаторов торгового оборота, кодифицированными законами общего характера с установлением общих принципов деятельности, определением понятия данных субъектов, их построения и содержания деятельности.
10. Обосновывается функциональное назначение торгово-промышленных палат, позволяющее четко определить их координирующую, консолидирующую роль в организации торговли, а также сформулировать основные предложения по совершенствованию законодательства о торгово-промышленных палатах. Формулируются основные функции ТПП по организации торгового оборота: общей координация деятельности торговых организаций, развития отечественных товаропроизводителей посредством предоставления им разного рода услуг, включая обучение, предоставление информации и др.
11. Раскрывается важная роль ассоциаций содействия торговле и торговых союзов в современном развитии торговли. Проводится терминологическое разделение понятий «ассоциация» и «союз». Для ассоциации доминирующим признаком служит однотипный состав участников, который может определяться общностью их правовых форм, принадлежностью к одной или смежным отраслям экономики и т.п., а для союзов - общность целей участников объединения.
Делается вывод о том, что развитие функциональных ассоциаций содействия торговле выступает одной из прорывных стратегий развития экономики. Обосновывается классификация функций ассоциаций содействия торговле в создании эффективной системы связей участников торгового процесса, координации деятельности и консолидации участников торговли и др. Подчеркивается важная функция ассоциации содействия торговле по унификации обычаев делового оборота и деловых обыкновений, складывающихся в торговой деятельности.
Формулируются предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность ассоциаций содействия торговле, которые могут быть инкорпорированы в ГК РФ и Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности».
12. На основе анализа недостатков правового регулирования товарных бирж в современном биржевом законодательстве, обосновывается вывод о целесообразности придания всем товарным биржам статуса некоммерческих организаций и создания их в форме некоммерческих партнерств или разновидности ассоциаций и союзов в их новом понимании согласно последним изменениям в Гражданском кодексе РФ.
В исследовании приводится классификация современных товарных бирж с учетом их функционального назначения: организация постоянно функционирующего оптового рынка товаров и сырья, обеспечение концентрации спроса и предложения, формирование цен на биржевые товары, биржевое страхование (хеджирование), выработка товарных стандартов, установление сортов, приемлемых для потребителей, регистрация марок фирм, допущенных к биржевой торговле, и др.
Обосновываются направления совершенствования законодательства о товарных биржах: установление их четкого правового статуса как организаторов торгового оборота, создание стимулов для развития товарных бирж в России, регулирование отдельных видов биржевых операций. Кроме того, доказывается, что инновационные подходы должны найти свое отражение в законодательстве о биржевой торговле. Необходима разработка законодательства, регулирующего деятельность Интернет-бирж.
13. Делается вывод о современном назначении важнейшего элемента инфраструктуры товарного рынка - оптовых продовольственных рынков, которые организуют рыночное распределение продовольствия и сельскохозяйственной продукции, а также стимулируют производство и переработку продукции в регионах на основе формирования эффективного рыночного механизма путем установления взаимовыгодных договорных связей. В исследовании доказывается, что оптовый продовольственный рынок, являясь субъектом торгового оборота, должен существовать в качестве некоммерческой организации со специальной правоспособностью. Некоммерческий характер оптовых продовольственных рынков связан в том числе с участием государства в организации оптовой торговли.
Предлагается принять общий правовой акт об организаторах оптовой торговли либо разработать специальный федеральный закон об оптовых продовольственных рынках, а также государственную и региональные программы, содействующие организации и развитию оптовых рынков, базирующихся на передовом зарубежном и отечественном опыте, ориентированных на развитие принципов свободной торговли и конкуренции, установление стандартов качества продовольственной продукции.
14. Делается вывод, что с точки зрения субъектов торгового оборота конструкция юридического лица не имеет решающего значения для организации оптовой торговли товарами, поскольку организатор оптового рынка - это управляющая рынком компания или юридическое лицо, которое имеет разрешение на организацию оптового рынка и осуществляет управление оптовым рынком как имущественным комплексом. Организатор торговли определяется не наличием или отсутствием соответствующей организационно-правовой формы юридического лица, а его функциональным или целевым предназначением и может выступать даже в виде имущественного комплекса.
15. Формулируются особенности таких организаторов торгового оборота, как оптовые ярмарки и выставки, приводятся основные отличия торгово-промышленной выставки от оптовой ярмарки. Делается вывод, что по своей правовой сущности оптовые ярмарки и выставки должны быть некоммерческими организациями, в то время как организаторы выставочно-ярмарочной деятельности могут существовать в любой из организационно-правовых форм, предусмотренных действующим законодательством.
Принимая во внимание факт вхождения России в ВТО, участники которой создали общее унифицированное правовое пространство для ведения международной торговли, оптовые ярмарки и выставки в качестве организаторов торгового оборота обеспечивают следующие функции: улучшения качества выпускаемой продукции, расширение и обновление ассортимента, внедрение новых товаров; упрощенное и ускоренное заключение прямых договоров между производителями и покупателями; оказание комплекса услуг участникам оптовой торговли по заключению договоров; развитие конкуренции, повышение конкурентоспособности продукции отечественного производства и др.
16. Формулируются требования к нормативно-правовой базе, регулирующей ярмарочно-выставочную деятельность, и предложения по ее совершенствованию. Целесообразно принять специальный федеральный закон, регулирующий основные аспекты выставочно-ярмарочной деятельности, об организации и проведении оптовых ярмарок и выставок, так как в отсутствие комплексного нормативного правового акта принимаются нечеткие и противоречивые документы о проведении конкретной выставки или ярмарки.
17. С учетом тесного взаимодействия организаторов торгового оборота между собой делается вывод о целесообразности установления общих принципов и правовых категорий на основе издания нормативных актов федерального и регионального уровня об организаторах торгового оборота в качестве одного из ведущих требований становления законодательства о них.
18. Предлагаются в качестве дополнительных правовых инструментов и мер поддержки развития организаторов торгового оборота:
- Упрощение процедуры регистрации организаторов торгового оборота и разработка законодательства, ориентированного на вариативность в решении вопроса о регистрации организаторов торгового оборота в качестве юридических лиц.
- Разработка программ развития торговли на уровне субъектов РФ и на местном уровне, позволяющих в должной степени упрочить место и роль организаторов в совершенствовании торгового оборота.
- Разработка и реализация ведомственных и региональных нормативных актов, направленных на предоставление административной и финансовой поддержки организаторам торгового оборота на основе открытых тендеров / аукционов, устранение существующих административных барьеров для успешного развития этой группы субъектов торгового оборота.
- Разработка законодательной базы об организаторах торговли с учетом современных тенденций развития и обеспечения качественного функционирования Интернет-торговли и повсеместно внедряемой системы электронных платежей.
- Закрепление на законодательном уровне стимулирующего подхода к налогообложению организаторов торгового оборота с учетом их важной роли в целостном процессе развития отечественной торговли, становлении цивилизованных методов ведения торговли.
- Ориентация нормативного регулирования на развитие негосударственных инфраструктур поддержки малого бизнеса, функционирующих на договорной основе, и расширение представительства объединений малого предпринимательства в законодательных органах всех уровней.
19. Обосновывается новый взгляд на проблемы теории юридического лица. Юридическое лицо в современных условиях в определенном смысле утрачивает свое значение как единственно возможный субъект коммерческого оборота. На смену формально-статическому взгляду на юридическое лицо приходят его функционально-деятельностные характеристики. Такие организаторы торгового оборота, как оптовые рынки, ярмарки, выставки, являясь специальными субъектами торгового оборота, одновременно представляют собой особые формы торговли. Делается вывод о том, что формализм законодательства в этой области часто не успевает за динамичным развитием торговых отношений. С точки зрения субъектов торгового оборота конструкция юридического лица не имеет решающего значения для организации оптовой торговли товарами. Организатор торговли определяется не наличием или отсутствием определенной организационно-правовой формы юридического лица, а его функциональным назначением или целевым предназначением и может выступать даже в виде имущественного комплекса, как это происходит в случае с оптовым продовольственным рынком. Статус организатора торгового оборота в первую очередь связан не с правовой категорией юридического лица, а с функциональным назначением, поэтому наиболее существенным является анализ функциональных характеристик организаторов торгового оборота.
1.Организаторы торгового оборота - М., Волтерс Клувер, 2011 – 200 с. (12,5 п.л.)
2.Правовые инициативы некоммерческих организаций России (в соавторстве с Ф.Э. Шереги) - М., Книжный дом «Университет», 2002 – 124 с. (7,25п.л.)
3.Юридические аспекты деятельности некоммерческих организаций - М.: Марс, 2000 – 230 с. (14 п.л.)
4.Правовые инициативы некоммерческих организаций в России (в соавторстве с Ф.Э Шереги) - М.:ИМА-Пресс, 1999 –130 с. (7,8 п.л.)
Публикации в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
5.Соотношение публичных и частных интересов в коммерческом законодательстве об организации торгового оборота// Закон. 2013. №10 – с. 165-171 (0,5 п.л.)
6.Проблемы правового регулирования оптовых продовольственных рынков в России// Российская юстиция. 2013. №10 – с. 7-11 (0,6 п.л.)
7.Функциональные особенности саморегулируемых организаций в сфере торговли //Законодательство. 2013. №11. – с.27-34 (0,7 п.л.)
8.Правовые вопросы участия некоммерческих организаций в торговом обороте// Вопросы правоведения. 2013. №3 – с. 264-274 (0,7 п.л.)
9.Использование интерактивных методов обучения праву в школе// Стандарты и мониторинг в образовании, 2014, №1 – с.25-29 (1 п.л.)
10.Оптовые продовольственные рынки: проблемы правового регулирования //Агропродовольственная политика России. 2013. №10. –с.23-27. (0,8 п.л.)
11.Специфика работы юридической службы коммерческой компании с адвокатами и внешними юридическими консультантами// Адвокатская практика, 2013, №5 – с.11-14 (0,5 п.л.)
12.Правовой статус товарных бирж: новый взгляд законодателя и проблемы практической реализации//Законодательство. 2012. №11. – с.22-30 (0,7 п.л.)
13.Сравнительный анализ функций Всемирной торговой организации и российских ассоциаций содействия торговле: влияние присоединения России к ВТО//Коммерческое право. 2012. № 2. – с. 28-34 (0,6 п.л.)
14.Правовой статус организатора торгового оборота// Законодательство. 2012. №2 – с.33-40 (0,6 п.л.)
15.Становление и развитие института организаторов торгового оборота в России//Вестник Московского университета. Серия 11 Право. 2012. №1 – с.53-70 (0,6 п.л.)
16.Понятие и функциональное назначение организатора торгового оборота// Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2012. №5. – с. 188-199 (0,9 п.л.)
17.Организаторы торгового оборота и их функциональное значение// Государство и право. 2011. №10 – с.109-112 (0,5 п.л.)
18.Правовое положение ассоциаций содействия торговле//Коммерческое право. 2011. № 2 – с. 30-52 (1,5 п.л.)
19.Правовые аспекты организации и управления торговлей// Коммерческое право. 2010. № 2 – с.25-43 (0,9 п.л.)
20.Особенности правового статуса организаторов товарного рынка//Коммерческое право. 2008. № 1 – с.61-71 (0,8 п.л.)
21.Законодательство о некоммерческих организациях: российская история и зарубежный опыт// Закон. 2003. №10 – с.77-86 (0,6 п.л.)
Научно-практические и учебные пособия, статьи в иных изданиях
22. Правовой статус товарной биржи по закону «Об организованных торгах»// Материалы Международной научно-практической конференции Высшей школы экономики «Модернизация правовых институтов: вызовы времени». Сб. докладов.. М.:Издание НИУ-ВШЭ. 2013 – (0,6 п.л.)
23.Роль оптовых продовольственных рынков в формировании договорных связей// Материалы научно-практической конференции «Теория и практика договорного права и его судебного применения», Российская академия правосудия. Сб. докладов. М. 2013 – (0,4 п.л.)
24.Участники коммерческой деятельности//Коммерческое право России. Учебно-методический комплекс. М.(Электронный учебник) 2013 – (0.6 п.л.)
25.Правовой статус организаторов торгового оборота в России// Проблемы укрепления российской государственности. Сборник статей, под ред. В.М.Лебедева, Г.Л.Осокина и др. Томск. 2012 – с.11-13 (0,1 п.л.)
26.Виды юридических лиц//Правоведение. Учебник для вузов Отв.ред. Б.И.Пугинский. М.:Юрайт. 2011 – с.103-115 (0,7 п.л.)
27.Основания возникновения и прекращения гражданско-правовых отношений// Правоведение. Учебник для вузов Отв.ред. Б.И.Пугинский. М.:Юрайт. 2011 – с.125-135 (0,7 п.л.)
28.Торговый оборот и специальные субъекты коммерческого права// Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: К юбилею доктора юридических наук, профессора Бориса Ивановича Пугинского. Сборник статей -М.: Статут, 2011- с. 50-61 (0,6 п.л.)
29.Функциональность юридического лица и модернизация законодательства// Институты гражданского права и модернизация экономики. Сборник материалов ежегодных научных чтений, посвященных памяти профессора Сергея Никитича Братуся. М.: Юстицинформ. 2011 – с. 123-130 (0,6 п.л.)
30.Участники коммерческой деятельности//Коммерческое право России. Учебно-методический комплекс. Под ред. Б.И.Пугинского, И.В.Цветкова. М.:Зерцало-М. 2010 – с.12-19 (0.8 п.л.)
31.Правовое содействие развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка//Коммерческое право России. Учебно-методический комплекс. Под ред. Б.И.Пугинского, И.В.Цветкова. М.:Зерцало-М. 2010 – с.29-35 (0,7 п.л.)
32.Уточнение перечня организационно-правовых форм некоммерческих организаций с учетом положений Концепции совершенствования гражданского законодательства// Законодательство и гражданское общество: проблемы и перспективы. Сборник статей. - Санкт-Петербург, 2010 – (0,1 п.л.)
33.Реформирование законодательства о некоммерческих организациях: обзор важнейших изменений // Законодательство и гражданское общество: проблемы и перспективы. Сборник статей - Санкт-Петербург, 2010 – (0,6 п.л.)
34.Правовые основы функционирования некоммерческого сектора: проблемы, направления совершенствования М.:ГУ-ВШЭ. 2009 – (1,5 п.л.) (в соавторстве с Канишевской Н.В., Рудником Б.Л., Шишкиным С.В., Якобсоном Л.И., Левшиной Т.Л. и др.)
35.Некоммерческие организации – специальные субъекты коммерческого права// Некоммерческие организации: теоретические и практические проблемы. Сборник материалов ежегодных научных чтений, посвященных памяти профессора Сергея Никитича Братуся М.: Эксмо. 2009 – (1,5 п.л.)
36.О социально ориентированных организациях// Материалы круглого стола в Общественной палате РФ 17 декабря 2009 года М.: ОП РФ. 2009 – (0,1 п.л.)
37.Функции торгово-промышленных палат по организации торгового оборота// Актуальные проблемы коммерческого права. Сборник статей. Выпуск 3 Под ред. проф. Б.И.Пугинского. М.:Зерцало-М. 2007 – (1 п.л.)
38.Виды юридических лиц//Правоведение. Учебник для вузов. Отв.ред. Б.И.Пугинский. М.:Юрайт, 2007 – с. 102-114 (0,8 п.л.)
39.Основания возникновения и прекращения гражданско-правовых отношений// Правоведение. Учебник для вузов. Отв.ред. Б.И.Пугинский. М.:Юрайт, 2007 – с. 124-133 (0,7 п.л.)
40.Перспективы развития законодательства о некоммерческих организациях// Некоммерческий сектор: экономика, право, управление. Сборник статей. - М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2007 – с. 137-144 (0,3 п.л.)
41.Нормативно-правовое обеспечение некоммерческого сектора и общественной активности// Доклад Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. М.: ОП РФ. 2007 – (1 п.л.)
42.Тенденции развития законодательства об НКО// Горбачевские чтения. Сборник статей. №5. Горбачев-Фонд. 2007 (0,4 п.л.)
43.Региональные законы о взаимодействии власти и некоммерческих организаций: формальность или подспорье в развитии конструктивного диалога?// Библиотека лучших практик в области взаимодействия гражданского общества и власти на региональном и местном уровне / Под ред Акрамовской А Г. Сборник статей. М.: Гриф и К. 2007 – (0,6 п.л.)
44.Участники коммерческой деятельности//Коммерческое право России. Практикум. Отв ред. Б.И.Пугинский - М.:Зерцало-М, 2007 – с.11-14 (0,4 п.л.)
45.Правовое содействие развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка//Коммерческое право России. Практикум. Отв ред. Б.И.Пугинский -М.:Зерцало-М, 2007 – с.11-14 (0,5 п.л.)
46.Разработка стандартов российских некоммерческих организаций// Прозрачность деятельности некоммерческих организаций в современных условиях. М. 2006- (0,1 п.л.)
47.Правовое содействие развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка//Коммерческое право России. Практикум. Под ред. Б.И.Пугинского. М.:Зерцало-М. 2005 – с.21-27 (0,3 п.л.)
48.Сотрудничество некоммерческих организаций и государственных органов // Новые возможности принятия решений. Санкт-Петербург. Эком. 2005–(2,5 п.л.)
49.Становление института организаторов торгового оборота в России// Актуальные проблемы коммерческого права. Выпуск 2. Сборник статей. Под ред. проф. Б.И.Пугинского - М.:Зерцало, 2005 – (1 п.л.)
50.Некоммерческие организации в структуре рынка. Программа учебного курса. М.:Издательство МГУ. 2004 – 18 с. (1 п.л.)
51.Обучение представителей малого и среднего бизнеса и развитие бизнес-ассоциаций на Дальнем Востоке. Хабаровск. 2004 – (3 п.л.)
52.Виды юридических лиц//Правоведение. Учебник для вузов. Отв.ред. Б.И.Пугинский . М.:Зерцало-М. 2003 – с.83-93 (1,4 п.л.)
53.Основания возникновения и прекращения гражданско-правовых отношений//Правоведение. Учебник для вузов. Отв.ред. Б.И.Пугинский . М.:Зерцало-М. 2003 – с.101-109 (1,2 п.л.)
54.О тенденциях российского законодательства о некоммерческих организациях. Инициативы. Ташкент. 2003 – (0,7 п.л.)
55.Совершенствование законодательства, регулирующего правовой статус и деятельность некоммерческих организаций в 2003 году// Проблемы законодательного регулирования деятельности неправительственных некоммерческих организаций. Сборник статей. М.: Изд-во Государственной Думы РФ, 2003 – (0,3 п.л.)
56.Место и роль некоммерческих партнерств в структуре товарного рынка// Актуальные проблемы коммерческого права. Сборник статей. Под ред. проф. Б.И.Пугинского. М.:Зерцало-М. 2002 – (1 п.л.)
57.Проект закона «Об использовании имущества НКО»// Актуальные правовые проблемы развития НКО в регионах России. М. 2002 – (0,4 п.л.)
58.Конфликт интересов в некоммерческих организация// Вестник Совета по международным исследованиям и обменам, М., 2002, №9 – (0,3 п.л.)
59.Межсекторное взаимодействие в законах и постановлениях// Социальное партнерство. Российский опыт. Сборник статей. СПб. 2001 – (0,3 п.л.)
60.Быть или не быть: коммерция и некоммерческие организации// Эффект присутствия №1 (13). Новосибирск. 2000 – (0,4 п.л.)
61.Запад и российские юридические тенденции// Восприятие современной России за рубежом (выпуск 1) - М.: Никит. клуб, 2000 – (0,3 п.л.)
62.Структура и инфраструктура товарного рынка//Коммерческое право России. Учебное пособие. Под ред Б.И.Пугинского. М.:Городец. 1999 – с.15-19 (0,3 п.л.)
63.Субъекты торговой деятельности //Коммерческое право России. Учебное пособие. Под ред Б.И.Пугинского. М.:Городец. 1999 – с.24-30 (0,5 п.л.)
64.Влияние государства на некоммерческие организации или парадоксы взаимодействия// Органы местного самоуправления и негосударственные некоммерческие организации: отношения партнерства. Сборник научных статей. Новосибирск. 1999 – (0,6 п.л.)
65.Особенности заключения договоров и их влияние на имущественные отношения// Правовые аспекты рыночной экономики. Сборник статей. -М.:АВА CEELI, 1999 – (2 п.л.)
Публикации на английском языке:
66.Pathways Out of Crisis: New Organizational Structures- Is the Nonprofit Model an Answer?// Economic Crisis: An Opportunities for the Third Sector. Lisbon. Portugal. 2012 (Выход из кризиса: Новые организационные структуры – станет ли некоммерческая модель ответом?// Экономический кризис: возможности для некоммерческого сектора) (0,4 п.л.)
67.Overview of Russian Third Sector Legislation in 2008-2009// Beyond the Welfare State: Towards a Welfare Partnership. Milano. Italy. 2009 (Обзор российского законодательства о некоммерческих организациях в 2008- 2009 годах// От государства всеобщего благосостояния к социальному партнерству) (0,3 п.л.)
68.Legislation for Russian NGO sector// Civil society in Europe: legal condition and perspectives. Amsterdam. Netherlands. 2007 (Законодательство для российского некоммерческого сектора// Гражданское общество в Европе: законодательные условия и перспективы ) (0,4 п.л.)
69.FRS Clarifies NGO Registration Questions. Moscow. AmCham News.2006. Vol.13. #73 (Разъяснения ФРС по вопросам регистрации некоммерческих организаций) (0.2 п.л.)
70.Accountability and transparency in Russian NGO sector. Nairobi. Kenya. 2004 ( Прозрачность и подотчетность российского некоммерческого сектора) (0,4п.л.)
71.Survey of Tax Laws Affecting NGOs in Russian Federation. Washington DC.USA. 2003 (Обзор налогового законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций в Российской Федерации) (1 п.л.)
72.Taxation for noncommercial legal entities in Russia//Legal workshop for international organizations operating in the Russian Federation.Moscow. TACIS. 1998 (Налогообложение некоммерческих юридических лиц в России// Юридический семинар для международных организаций в Российской Федерации) (0.4 п.л.)
73.Liability of Foreign Legal Entities in Russia//The non-profit Sector in Russia. London. UK. 1997 (Юридическая ответственность иностранных юридических лиц в России// Некоммерческий сектор в России) (0,4 п.л.)
74.Taxation foreign international organizations operation in the Russian Federation// Russian Legal Framework for International Organizations. London. UK. 1997 (Налогообложение деятельности международных организаций в Российской Федерации// Российское правовое регулирование деятельности международных организаций) (0,5 п.л.)
75.Commercial Activity of Non-profit Organization:What can be applied to Russia?// NGO Law in Brief in the Newly Independent States. Washington DC. USA. 1995 (Коммерческая деятельность бесприбыльных организаций: что применимо в России?// Краткий обзор законодательства о некоммерческих организациях в Содружестве Независимых Государств) (0,4 п.л)
76.Commercial Activity of Noncommercial Organizations. Baltimore. USA. Johns Hopkins Institute for Policy Studies. 1994 (Коммерческая деятельность некоммерческих организаций) (4 п.л.)