- В основу МСПУ (предметная область физика) в рамках постдипломного образования выпускников технических вузов, отражающего современные требования к подготовке педагогов, целесообразно положить идею о том, что ее внутренним механизмом, является сложившийся индивидуальный методический стиль деятельности учителя (ИМСДУ) и осознание учителем необходимости непрерывного образования. Кроме того, следует учитывать особенности обучения взрослых, их потребности в пополнении дефицита знаний, опираясь на практико-ориентированное обучение и учет личных мотивов и потребностей учителя, а также специфику их предшествующей подготовки в техническом вузе, которая отличается практической направленностью технических дисциплин (теоретические основы электротехники, сопротивление материалов, радиоэлектроника, материаловедение и т.п.), базирующихся на глубоком освоении курса общей физики.
- Основой методической системы являются подходы и принципы, реализация которых используется как ресурс совершенствования образовательного процесса за счет предоставления обучающемуся учителю выбора собственной образовательной траектории на основе внешней (со стороны преподавателя) и самодиагностики, а также с учетом базовой технической подготовки.
- Реализация методической системы в практике подготовки учителей физики, имеющих базовое техническое образование, может служить основой для обеспечения их продуктивного обучения и дальнейшего непрерывного саморазвития за счет свойств системы, влияющих на ожидаемые эффекты ее применения. Среди этих свойств мы выделяем: открытость (возможность дополнения необходимыми элементами в зависимости от конкретных условий); возможность ее освоения и применения в системе постдипломного образования учителей; воспроизводимость для достижения поставленных целей и прогнозируемых результатов; универсальность, т.е. возможность использования при организации подготовки учителей по любому направлению деятельности с учетом его особенностей. Опора на указанные особенности позволяет с одной стороны сочетать выполнение технологического процесса, с другой - реализовать творческий подход к организации и осуществлению образовательного процесса по подготовке учителей в постдипломный период.
- Эффективной учебной деятельности учителя физики в период его постдипломной подготовки способствует использование ряда методик: последовательного выполнения системы заданий; организации вариативного выполнения заданий; организации самостоятельной работы; мониторинга образовательных результатов.
- Сопровождение профессионального становления учителя в процессе его постдипломного образования и последующей профессиональной деятельности осуществляется с учетом личностного потенциала, профессиональных затруднений, особенностей построения учебной программы, текущих образовательных результатов на основе мониторинга - необходимого условия для выявления факторов, влияющих на эффективность обучения учителей физики и уровень качества их подготовки.
1.Фещенко, Т.С. Методическая система подготовки учителя физики в рамках постдипломного образования выпускника технического вуза: проблемы и перспективы: Монография [Текст]/ Т.С. Фещенко. – М.:. Изд-во. «Прометей», МПГУ, 2013. – 508 с. (31.5 п.л.).
2.Фещенко, Т.С.Управление качеством образования по результатам: обучение школьной команды как фактор совершенствования управленческой культуры учителя //Современные образовательные технологии: психология и педагогика: коллективная монография [Текст]/ Т.С. Фещенко. /под общ. ред. Е.В. Коротаевой, С.С. Чернова – Книга 12. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2012– С.192-205 (0.88 п.л.).
3.Фещенко, Т.С. Некоторые подходы к формированию методической системы подготовки учителя физики в рамках постдипломного образования выпускников физико-технических вузов //Педагогика профессионального образования: перспективы развития: коллективная монография [Текст]/ Т.С. Фещенко. / под общ. ред. С.С. Чернова.–Книга 6. –Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2012– С.89-102 (0.8 п. л.).
4.Фещенко, Т.С. Глава 2. Подготовка современного учителя физики в период постдипломного образования: проблемы и перспективы (методический аспект) // Система профессионального образования в России проблемы и перспективы развития: коллективная монография [Текст]/ Т.С. Фещенко/ под. общ. редакцией С.С. Чернова. – Книга 3. – Новосибирск: издательство НГТУ, 2012 – С. 38-81, С. 255-275(3.95 п.л.).
5.Фещенко, Т.С. Глава I. Профессиональная компетентность современного учителя: теоретическая модель // Компетентностный подход в образовании: проблемы и пути модернизации: коллективная монография [Текст]/ Т.С. Фещенко. /под общ. редакцией Т.С. Фещенко. – Новосибирск: ООО агентство «СИБПРИНТ», 2012– 215 с. (13.4 п.л.)., С. 9-57 (авт.3.0 п.л.).
6.Фещенко, Т.С. Дутов А.С. Глава II. Контроль и оценка знаний школьников в современных условиях: проблемы и поиски путей эффективного оценивания //Компетентностный подход в образовании: проблемы и пути модернизации: коллективная монография [Текст]/ Т.С. Фещенко. /под общ. редакцией Т.С. Фещенко. – Новосибирск: ООО агентство «СИБПРИНТ», 2012.– 215 с. (13.4 п.л.)., С. 58-106 (авт. 2.25 п.л.).
7.Фещенко, Т.С. Метапредметный результат обучения физике. Технологический подход к оцениванию образовательных результатов школьников // Современные образовательные технологии: психология и педагогика: коллективная монография [Текст]/ Т.С. Фещенко. /под общ. редакцией С.С. Чернова. Книга 13. Глава 2. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2012– С.39-51 (0.8 п.л.).
II. Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
8.Фещенко, Т.С. Исследовательское обучение физике в школе – первые шаги в мир науки [Текст]/ Т.С. Фещенко // Физика в школе. –2012. – № 2. – С. 17-21 (0.5 п.л.).
9.Фещенко, Т.С. Как написать рабочую программу по физике [Текст]/ Т.С. Фещенко // Физика в школе. – 2012. – № 5. – С.11-20(0.5 п.л.).
10. Фещенко, Т.С. Тенденции и перспективы развития постдипломного образования учителя физики [Текст]/ Т.С. Фещенко // «Школа будущего». – 2012. – № 6. – С. 86-93 (0.63 п.л.).
11. Фещенко, Т.С. Совершенствование управленческой культуры учителя [Текст]/ Т.С. Фещенко // Образование и общество. – 2012. – № 3(74).Май-июнь. – С.10-16 (0.5 п.л.).
12.Фещенко, Т.С. Умение работать с информацией как основа непрерывного образования [Текст]/ Т.С. Фещенко // Человек и образование. – 2012. – №2. –С.56-62 (0.5 п.л.).
13.Фещенко, Т.С. Метапредметный результат обучения физике. Проблемы оценивания: что должен уметь учитель? [Текст]/ Т.С. Фещенко // Образование и общество. – 2012. – №5 (76).Сентябрь – октябрь. – С. 39-43 (0.5 п.л.).
14.Фещенко, Т.С. Портфолио в современной учебной деятельности [Текст]/ Т.С. Фещенко //Русский язык в школе. – 2011. – №3. – С. 23-28 (0.5 п.л.).
15.Фещенко Т.С. Портфолио как форма оценки личностных достижений школьника [Текст]/ Т.С. Фещенко // Русский язык в школе. – 2011. – №12. – С. 15-19 (0.5 п.л.)
16.Фещенко Т.С Умение работать с информацией как фактор развития личности и основа непрерывного образования [Текст]/ Т.С. Фещенко // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №7. – С.193-196 (0.25 п.л.).
17.Фещенко, Т.С. Методика проектирования открытого урока физики [Текст]/ Т.С. Фещенко //Физика в школе. – 2012– № 8.- С. 51-57 (0.5 п.л.)
18.Фещенко, Т.С. К вопросу об индивидуальном методическом стиле деятельности учителя. [Электронный ресурс]/Т.С. Фещенко//Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Август 2012, ART 1846 . - CПб. – 2012 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1846.htm . – Гос. рег. 0421200031. ISSN 1997-8588. – Объем 0.5 п.л.
19.Важеевская Н.Е., Фещенко Т.С. «Рабочая тетрадь как дидактическое средство в системе подготовки учителя физики в период постдипломного образования» [Текст]/ Т.С. Фещенко //Школа будущего. – 2013. – № 1. – С. 42-49 (0.5 п.л., авт.0.3 п.л. -60%).
20.Фещенко Т.С. Тенденции и перспективы развития постдипломного образования учителя физики [Текст]/ Т.С. Фещенко // «Образование и общество». –2013 – №1(78). Январь-февраль.-– С.39-43 (0.5 п.л.)
21.Т.С. Фещенко. О роли рабочей тетради в период постдипломной подготовки учителя [Электронный ресурс] / Т.С. Фещенко // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Март 2013, ART 1979. - CПб. – 2013 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2013/1979.htm, ISSN 1997-8588. – Объем 0.5 п.л.
22.Т.С. Фещенко. К вопросу о совершенствовании процесса подготовки учителя в постдипломный период [Электронный ресурс] / Т.С. Фещенко // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Июль 2013, ART 2022. - CПб. – 2013 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2022.htm, ISSN 1997-8588. – Объем 0.5 п.л.
23.Фещенко Т.С. Как обеспечить, проверить и оценить метапредметный результат при обучении физике: проблемы и решения. // Физика в школе. – 2013. –№ 5. – С. 5-16 (1.06 п.л.).
24.Фещенко Т.С. Ментальная карта как метаязык ума: обеспечение метапредметного образовательного результата [Текст]/ Т.С. Фещенко // Физика в школе. – 2013. – № 5. – С. 41-47 (0.5 п.л., авт. - 0.25 п.л., 50%).
25. Важеевская Н.Е., Фещенко Т.С. Исследование как вид учебной деятельности при обучении физике в основной школе [Текст]/ Н.Е. Важеевская Т.С. Фещенко // Образование и общество.- 2013. – № 5(82). Сентябрь-октябрь. – С.53-58 (0.5 п.л., авт.0.25 п.л. - 50%).
III.Учебно-методические пособия
26. Фещенко Т.С. Новые стандарты – новое качество работы учителя: Практико- ориентированное учебно-методическое пособие [Текст]/ Т.С. Фещенко. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 224 с. (14.0 п.л.).
27. Фещенко Т.С. Рабочая тетрадь №1. Целеполагание в обучающей деятельности учителя. Выбор форм, методов и средств обучения. Дополнительное образование учителя физики. [Текст] / Т.С. Фещенко –М.: ЗАО «ЭКОН-ИНФОРМ», 2012. – 112 С (7.0 п.л.).
28.Фещенко Т.С.Рабочая тетрадь №2.Структура и содержание учебного материала по физике. Основные требования [Текст] / Т.С. Фещенко – М.: ЗАО «ЭКОН-ИНФОРМ», 2012. – 55 С. (3.44 п.л.).
29.Фещенко Т.С.Рабочая тетрадь №3.Проектирование в обучающей деятельности учителя. Научно-методическая и исследовательская деятельность учителя [Текст] / Т.С. Фещенко – М.: ЗАО «ЭКОН-ИНФОРМ», 2012. – 55 С. (3.44 п.л.).
30.Фещенко Т.С. Современное обучение: работаем по новым стандартам. Часть 1. Современное обучение: как управлять уроком. Рабочая тетрадь №1[текст] / Т.С. Фещенко – М.: УЦ Перспектива, 2013. – 120 с. (7.5 п.л.).
31.Фещенко Т.С. Современное обучение: работаем по новым стандартам. Часть 2. Деятельностный подход в обучении / Рабочая тетрадь №2. Рабочая тетрадь №3[Текст] / Т.С. Фещенко. – М.: УЦ Перспектива, 2013. –132 с. (8.25 п.л.).
32. Фещенко Т.С. Современный педсовет: руководство к действию: Методическое пособие [Текст] / Т.С. Фещенко – М.: УЦ «Перспектива», 2009. – 176 с.(11 п.л.)
III. Статьи в материалах научно-практических конференций
33.Фещенко Т.С. Формирование универсальных учебных действий: развитие умений работать с учебной информацией [Электронный ресурс] / Т.С. Фещенко //Сборник материалов научно - практической конференции «Проблемы формирования универсальных учебных действий средствами естественнонаучного образования» – Режим доступа. – М.: МИОО – сайт http://www.olympiada-mioo.ru/, 2010. (0.3 п.л.).
34.Фещенко Т.С.Формирование универсальных учебных действий на уроках физики. Развитие умения работать с учебной информацией [Текст] / Т.С. Фещенко // Материалы 14-ой научно-практической конференции по психологии и педагогике чтения с международным участием «Понимание в контексте науки, культуры, образования», МГУ институт РАО, Москва //Журнал Международного института чтения им. А.А. Леонтьева № 9./ Сост. И.В. Усачева. – М.: НИЦ ИНЛОККС, 2010. – С.144-146 (0.19 п.л.).
35. Фещенко Т.С. Чтение, работа с учебной информацией на уроках физики как факторы развития личности школьника [Текст] / Т.С. Фещенко // Материалы 15-ой научно- практической конференции по психологии и педагогике чтения с международным участием «Чтение и развитие личности», МГУ институт РАО, Москва //Журнал Международного института чтения им. А.А. Леонтьева № 10./ Сост. И.В. Усачева. – М.: НИЦ ИНЛОККС,2011. – С.89-95(0.5 п.л.).
36. Фещенко Т.С. Исследовательское обучение физике в школе [Текст] / Т.С. Фещенко // Сб.тр. научно-методического семинара «Наука в школе». Том IV . М.: Издание научно-технической ассоциации «Актуальные проблемы фундаментальных наук», серия «Профессионал», 2011. – С. 104- 108 (0.5 п.л.).
37. Фещенко Т.С. Управление качеством образования: некоторые аспекты совершенствования управленческой культуры учителя [Текст] / Т.С. Фещенко // Сб.тр. по материалам международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке». Международная заочная научно-практическая конференция. 31 января 2012 года: в 10 частях. Часть 3. Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука- Общество», 2012. – С.135-141 (0.5 п.л.).
38. Фещенко Т.С. Некоторые подходы к формированию методической системы подготовки учителя физики в рамках постдипломного образования выпускников физико-технического вуза [Текст] / Т.С. Фещенко // Сб.тр. XI Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», посвященной 110 - летию со дня рождения А.В. Перышкина.27 февраля-01 марта, 2012 г., МПГУ. Часть 3 М.: Московский государственный педагогический университет,2012. – С. 92-96 (0.3 п.л.).
39.Фещенко Т.С. Чтение и познание на уроках физики //Материалы 16-й научно-практической конференции по психологии, философии и педагогике чтения с международным участием «Чтение и познание», МГУ институт РАО, Москва [Текст] / Т.С. Фещенко //Журнал Международного института чтения им. А.А. Леонтьева № 11/ Сост. И.В. Усачева. – М.: НИЦ ИНЛОККС, 2012. – С. 78-83 (0.3 п.л.).
40. Фещенко Т.С. Метапредметный подход в образовании как основа культуры работы со знанием [Текст] / Т.С. Фещенко // Сб.тр. Международная заочная научно-практическая конференция «Вопросы образования и науки: теоретический и методические аспекты».
Часть 3. Россия, Тамбов. 30 апреля 2012 Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. – С.131-137 (0.5 п.л.)
41. Фещенко Т.С. Профессиональная компетентность учителя: современные требования [Текст] / Т.С. Фещенко //Сб.тр. XXV научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». Новосибирск, 18 мая 2012 г. Часть 2/ под общ. редакцией С.С. Чернова.– Новосибирск: издательство НГТУ, 2012. – С.179-191 (0.8 п.л.).
36. Фещенко Т.С.Проектировочные умения учителя. Проектирование урока [Текст] / Т.С. Фещенко //Сб.тр. XXVI Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» 13 августа 2012 г./ под общ. редакцией С.С. Чернова.- Новосибирск: издательство НГТУ, 2012. – С.268-274 (0.56 п.л.).
42.Фещенко Т.С. Рабочая тетрадь как дидактическое средство в системе подготовки учителя физики в постдипломный период [Текст] / Т.С. Фещенко //Сб.тр. XVI Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России». Педагогика: методика и проблемы практического применения». Новосибирск, 24 октября 2012 г. / под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: издательство НГТУ, 2012. –С.175-183 (0.56 п.л.)
43.Фещенко Т.С. К вопросу о тенденциях развития постдипломного образования учителя физики [Текст] / Т.С. Фещенко // Сб. труд о в по материалам международной научно - практической конференции «Перспективы развития науки и образования». 28 сентября 2012 года: в 14 частях. Часть 5. Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наук а-Общество», 2012. – С.119-126 (0.5 п.л.).
44.Фещенко Т.С. Научно-методический стиль мышления учителя основа профессиональной мобильности [Текст] / Т.С. Фещенко //Сб.тр.I Международной научно-практической конференции «Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования» 9 ноября 2012 г/ под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: издательство НГТУ, 2012. – С.76-82 (0.5 п.л.).
45.Фещенко Т.С. Рабочая тетрадь как инструмент для развития и формирования системного мышления учителя физики в период постдипломного образования [Текст] / Т.С. Фещенко //Сб. материалов I Международной научно-практической конференции «Обучение и воспитание: методики и практики 2012-2013 учебного года»31 октября 2012 г/ под общ. редакцией С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. – С.250-259 (0.63 п.л.).
46. Фещенко Т.С. Новые общеобразовательные стандарты: проблема оценивания метапредметных результатов по физике [Текст] / Т.С. Фещенко // Материалы XII научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», посвященной 90-летию со дня рождения С.Е. Каменецкого Часть I. – М.: МПГУ, 2013. – С.114-120 (0.5 п.л.).
47.Фещенко Т.С. Подготовка современного учителя в период постдипломного образования как основа развития и совершенствования системы образования в России [Текст] / Т.С. Фещенко // Материалы II научно-методической конференции «Российский учитель в системе современного образования», (26.03-28.03.2013) – М.: МПГУ: Издательство Прометей, 2013. –С.310-320 (0.63 п.л.).
48.Фещенко Т.С. Методическая система подготовки учителя в постдипломный период [Текст] / Т.С. Фещенко //Управление образованием: перспективы развития научной школы Т.И. Шамовой: сборник статей Пятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы управления образовательными системами (25 января 2013 года)/отв. ред. С.Г. Воровщиков. – М.: – МПГУ, 2013. – С.92-96 (0.4 п.л.)
V. Другие публикации
49.ФещенкоТ.С. Компетентностный подход в образовании – путь к повышению его качества [Текст] / Т.С. Фещенко //Качество образования в школе, 2009. –№1–С.18-28(0.7 п.л.)
50.ФещенкоТ.С. Компетентностный подход в образовании – путь к повышению его качества (продолжение) [Текст] / Т.С. Фещенко //Качество образования в школе, 2009. –№2–С.30-37(0.5 п.л.)
51.ФещенкоТ.С. Компетентностный подход к педагогической деятельности [Текст] / Т.С. Фещенко //Качество образования в школе. –2009. –№3–С.11-19(0.6 п.л.)
52.Фещенко Т.С. Новое качество работы учителя [Текст] / Т.С. Фещенко //Вестник московского образования. М.: Департамент образования города Москвы. Центр «Школьная книга», 2012. – №21– С. 77–115 (2.4 п.л.).
53.Фещенко Т.С. Модель методической системы подготовки учителя физики в постдипломный период [Текст] / Т.С. Фещенко //Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов. Выпуск 24/ Под общ. редакцией С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. – С.114–136 (1.4 п.л.).
54.Фещенко Т. С. К вопросу о понят ии «методическ ая система» [ Т е к ст] / Т.С. Фещенко / / Молодой ученый. — 2013. –№7. – С. 432-435 (0.25 п.л.).
55.Фещенко Т. С. К вопросу о методах педагогического исследования [Текст] / Т.С. Фещенко //Новый взгляд. Международный научный вестник: сборник научных трудов. Выпуск 1./ под общ. ред. С.С. Чернова: – Новосибирск. – Издательство ЦРНС, 2013. – С.52-62 (0.63 п.л.).
56. Фещенко Т. С. К вопросу об организации самостоятельной работы учителей физики в период постдипломного образования [Текст] / Т.С. Фещенко // Молодой ученый. – 2013. – №11. –С. 668-672 (0.3 п.л.).