- Правореализация интегрирована во все общественно значимые практики, разнообразна по субъектному составу и организационным структурам, высокозначима по результатам для ее участников и социума в целом и есть синтез социально-психологически-правового содержания и формы. Это всегда сложный интеллектуально-эмоционально-волевой процесс. Здесь действуют не обезличенные правовые структуры-фикции, а конкретные люди. Правореализаторов, исходя из особенностей их статуса, который возникает в той или иной правореализационной ситуации, можно разделить на следующие виды: частные праводееспособные физические лица, которые действуют от своего имени и в своем интересе в пределе ситуационного социально-правового статуса; публичные праводееспособные физические лица, действующие от имени и в интересе того или иного субъекта права в пределе представительского ситуационного социально-правового статуса.
- Субъект объективного права (субъект права де-юре) получает статус конкретного правореализатора или участника, становится субъектом ситуационного права и затем реализует его (субъект права де-факто), во-первых, если сложилась правореализационная ситуация высокой степени зрелости, во-вторых, если он обладает необходимым ситуационным социально-правовым статусом и соответствующей праводееспособностью; в-третьих, когда у него есть ситуационный интерес и потребность получить конкретную ценность-объект, а также формирующаяся на этой основе свобода воли и готовность осуществить волеизъявление; в-четвертых, когда, независимо от субъективного желания, жизненная ситуация объективно вынуждает его стать правореализатором или участником правореализации.
- Правореализация может быть простая и сложная. Сложная правореализация возможна тогда, когда есть социальная основа, т.е. объективно необходимые и реально возникающие в правореализационных ситуациях и функционирующие в их пределе общественные отношения. Она на микроуровне встроена в структуру того или иного отношения, является его организующе-стабилизирующей компонентой, а при необходимости и основанием для его легальной охраны и защиты со стороны представителей правоохранительных и судебных институтов государства, общества и даже субъекта - стороны отношения.
- Непосредственным нормативно-правовым основанием сложной правореализации является формализованное ситуационное право. В нем фиксируются, получают социально-правовую предметно-практическую конкретизацию взаимные субъективные права и обязанности персонально поименованных сторон, ситуационные запреты и ограничения, вид и мера юридической ответственности, объекты-ценности, средства-инструменты деятельности, необходимые для ее эффективного осуществления ресурсы, условия, сроки и порядок (процедура) деятельности, а в целом - формальный ситуационный социально-правовой статус правореализатора. В случае реализации ситуационного права в конкретном правовом отношении возникает реальный ситуационный социально-правовой статус субъекта.
- Ситуационное право является результатом индивидуального нормативного правового регулирования сложной правореализационной ситуации и отношения, которое возникает в ее пределе. В ходе этой правоустанавливающей деятельности с учетом интересов сторон, их возможностей, ситуационных социально-психологических условий и требований норм объективного права сложная жизненная ситуация и отношение доурегулируется, и в ней появляется такой организующе-стабилизирующий ситуацию нормативный комплекс, как ситуационное право. Ситуационное право возникает и в простых правореализационных ситуациях. Здесь его формализация минимальна, поскольку оно существует главным образом как элемент правосознания участника ситуации, как когнитивное ситуационное право в виде интеллектуально-эмоционально программируемой и пригодной для воления модели поведения.
- В ситуационном праве закрепляется модель поведения. Исходя из специфики интересов правореализаторов и без учета правовой регламентации, можно выделить следующие модели: 1) недальновидная и стратегически ущербная индивидуалистическая (эгоистическая) модель связана с приоритетом частного интереса и личной выгоды; 2) наиболее предпочтительная компромиссная (консенсуальная) модель на основе согласования интересов сторон и третьих лиц (специфическая модель добропорядочного поведения); 3) социально и правопоощряемая альтруистическая модель деятельности в интересах другой стороны, третьих лиц, социальной группы, государства и общества (наиболее очевидная модель добропорядочного поведения); 4) этатистская (государственная) модель, в которой преобладают до известных пределов интересы государства и общества; кроме того, потенциально существует социально осуждаемая и запрещенная правом девиантная модель поведения, ущемляющая и нарушающая интересы другой стороны, третьих лиц. Такую модель полезно и даже необходимо проанализировать в сложной правореализационной ситуации. Это помогает, во-первых, выявить слабые, уязвимые позиции правомерной правореализационной тактики и попытаться усилить ее, найти эффективные правовые средства и формы защиты; во-вторых, психологически и организационно подготовиться к возможным противоправным действиям другой стороны.
- Исходной нормативно-правовой основой ситуационного права выступает общерегулятивное правоотношение. Это ситуационно конкретное проявление внутриотраслевых и межотраслевых связей комплекса абстрактно-общих норм объективного права, адресованных участникам правореализационной ситуации. Есть практические, специально-юридические, доктринальные и профессионально-психологические предпосылки-основания для характеристики общерегулятивного правового отношения как элемента содержания объективного права, как промежуточное звено в структуре объективного права между нормой права и правовым институтом, а с точки зрения субъекта правореализационной практики как исходной нормативной основы ситуационного права и последующей его реализации в рамках конкретного правового отношения.
- Правореализация в динамике и на микроуровне состоит из многообразных конкретных правовых отношений, а также вне конкретных правоотношений. В зависимости от того, в каком состоянии (нормальном или деформированном) конкретные правоотношения находятся, как они взаимодействуют друг с другом и с внешней средой, во многом зависит уровень законности и правопорядка в правореализации. Конкретные правовые отношения с точки зрения функциональной роли и значения в реализации норм права делятся на группы: материальные, процедурные, контрольно-надзорные, деформированные, охранительные, процессуально-правовые и поощрительные. Ведущую роль играют конкретные материальные правовые отношения в их единстве с процедурными, контрольно-надзорными, поощрительными правоотношениями. В современном обществе и государстве имеется столько видов означенных отношений, сколько практик реально существует. Причем появляются всё новые практики и виды конкретных материальных правоотношений.
- В правореализации выделяются структуры: 1) частные и публичные моноструктуры; 2) частные простые полиструктуры; 3) частные сложные полиструктуры; 4) частно-публичные полиструктуры; 5) публичные простые полиструктуры; 6) публичные сложные полиструктуры. В любой практике, например, практике выборов, купли-продажи земли, можно обнаружить названные выше структуры и внеправовые социальные структуры. Эти структуры способны функционировать в качестве системы, которая может находиться на разной стадии развития. В зависимости от соотношения всего массива правомерного поведения правореализаторов в моно- и полиструктурах и правонарушений выделяются: 1) стадия внесистемного состояния (реформы по типу «шоковой терапии», революция и т.п.); 2) стадия локальной системности или стадия предсистемности (ее можно наблюдать в современной РФ); 3) стадия формирующейся системы; 4) стадия реально действующей и стабильно устойчивой системы (это свойственно социально-правовому государству).
- Та или иная практика через частные и публичные правореализационные моно- и полиструктуры получает необходимую для комфортной жизнедеятельности человека упорядоченность и организованность. В результате в практике формируется устойчивый правопорядок и общественный порядок. В этом случае правореализация органично «встраивается» в социальную систему и выполняет 1) организующе-стабилизирующую функцию не только в конкретном социально-правовом отношении, но и в конкретной практике в целом; 2) государство, общество, социальная группа, человек, устанавливая в процессе общего нормативного правового регулирования инновационные абстрактно-общие нормы, конкретизируя эти нормы в ходе индивидуального нормативного правового регулирования, а затем реализуя их, проводят модернизацию стагнирующей практики и даже инициируют-создают новую практику; здесь правореализация выполняет функцию обеспечения модернизации и инициирования социально целесообразной деятельности;3) ей присуща функция легальной охраны и защиты тех элементов практики, которые нуждаются в этом; 4) дополнительно можно выделить индикативно-показательную функцию реализации норм права.
- На формирование системы правореализации позитивно действуют и противодействуют различные национальные и международные факторы. Позитивные факторы: 1) ситуационные факторы-условия, факторы-причины, факторы-катализаторы, факторы-гарантии влияния на реализацию норм права на микроуровне (а также ситуационные негативные факторы); 2) в каждой практике должна быть локальная система необходимых и достаточных позитивных факторов; если их нет или они есть, но негативные факторы преобладают, то в данной практике правореализация не будет выполнять свойственные ей созидательные функции в полном объеме. Как неизбежное следствие, в этом сегменте социума появляется и накапливается отрицательная социальная энергия, блокирующая процесс становления социально-правового государства и гражданского правового общества; 3) глобальные факторы-предпосылки (материальные факторы, организационно-структурные факторы, факторы социальной стабильности, культурологические факторы, фактор качественной теории правореализации), которые действуют в масштабе всей социальной системы.
- Одним из системообразующих факторов для выстраивания правореализации как системы является развитое полноценное правосознание правореализатора (фактор личности). Оно немыслимо вне и без нравственного сознания и знания элементов теории правореализации. Нравственные ценности, нормы, принципы и идеалы добропорядочного поведения, усвоенные субъектом в качестве категорического нравственного императива, выступают «краеугольным камнем» в основании правосознания. Нравственность личности - стержень и внутренний ограничитель-цензор, своеобразный антидевиантный духовный фильтр, и духовная основа категорического правового императива. Она в большинстве ситуаций не позволяет правореализатору использовать правосознание во вред третьим лицам, социальной группе, обществу и государству. Нравственное сознание выполняет не только функцию контроля и даже подавления низменных мотивов и страстей, но и функцию конструирования в простой и сложной правореализационной ситуации модели добропорядочного поведения с последующей мотивацией ее реализации. Развитое правосознание, соединенное с нравственным сознанием и ограниченное им, обретает качество развитого и полноценного и способно выступать доминирующим фактором-первопричиной формирования законности конкретного правового отношения и правореализации в целом.
- Нравственное сознание, рациональное правовое мышление, эмоционально-чувственное восприятие, воля, если системно взаимодействуют, гармонично дополняют друг друга в процессе саморегуляции личности, то создают мультисистемный эффект - эффект категорического правового императива, в который входят: 1) духовная основа в виде категорического нравственного императива поступать в правореализационной ситуации справедливо и добропорядочно, не совершать вредного и тем более опасного действия-бездействия, отказ от делания зла (злодеяния); 2) рациональное правовое мышление и основанное на знании элементов теории правореализации понимание необходимости выполнять в правореализационной ситуации требования правовых норм, т.е. не выходить за пределы поля свободы и позитивной юридической ответственности ситуационного социально-правового статуса (субъективная идея приоритета законности); 3) позитивное эмоционально-чувственное отношение к праву и готовность реализовать его (позитивное социально-правовое настроение); 4) сильная волевая направленность на выбор правомерной модели поведения и ее реализации и одновременно сильная волевая и осознанная направленность на блокирование противоправного поведения.
- Функционально системооборазующим для правореализации фактором (фактор государства) является оптимальный с высоким индексом законности и мобильности государственный социально-правовой режим: как состояние взаимодействия: 1) государственного чиновника с другим чиновником, а также иными частными и публичными субъектами (микроуровень); 2) представителей государства в целом с участниками той или иной практики (макроуровень). В данном случае режим предстает в качестве неотъемлемого элемента стабилизации или (если вместо правореализации доминирует произвол, криминал и диктат силы) дестабилизации общественно значимой практики, т.е. режим де-факто; режим как нормативная модель-идеал в виде специфических норм объективного права, в которых устанавливаются цели, средства, методы, правовые формы, принципы, ситуационный социально-правовой статус государственного чиновника и служащего и иного частного и публичного субъекта (режим де-юре). Но до принятия этих норм должно сложиться теоретическое знание режима, оно закрепляется в научном тексте и является идеологическим источником для субъекта-нормотворца абстрактно-общих норм (научная категория «режим»).
- Правонарушения государственных чиновников, катастрофически разрушающие системные связи правореализации, особенно в политической практике (и любой иной практике), не проявления правового нигилизма. Поскольку некоторая их часть совершается в состоянии аффекта либо из-за ошибки, либо под воздействием форс-мажорных обстоятельств; правонарушения по неосторожности и даже умышленные должностные преступления также не относятся к правовому нигилизму. Здесь нет мотива отрицания права. В основе такого поведения низменные мотивы - жадность, корысть, месть и т.п. Нельзя полностью исключать отрицание права, но девиантность такого рода ничтожна мала, на макроуровне ее можно не учитывать и тем более вряд ли оправданно все формы-разновидности противоправного поведения сводить только к правовому нигилизму. Правонарушения государственных чиновников - более сложный феномен, чем принято считать; в частности, умышленное правонарушение и особенно преступление - это проявления системного кризиса личности, это следствие деформации правового и профессионального сознания, отсутствия правовой культуры и деградации нравственности, в конечном итоге - особая разновидность социально-правовой и профессионально-психической ущербности, следовательно, профессиональной непригодности чиновника, особенно очевидная в условиях модернизации.
- Правореализация как система осуществляется: на микроуровне, во-первых, вне конкретного правового отношения либо в простом конкретном материально-правовом отношении, где нет необходимости создавать формализованное ситуационное право, здесь в качестве ситуационного регулятора достаточно эффективно когнитивное ситуационное право; это может дополняться контрольно-надзорными и поощрительными правоотношениями (простая реализация норм права или социально-правовая саморегуляция частного и публичного субъекта); во-вторых, в пределе сложного конкретного материального правового отношения, которое возникает на нормативной основе формализованного ситуационного права, либо сложного конкретного материального правового отношения и комплекса процедурно-правовых отношений, а также, если функционально необходимо, контрольно-надзорных и поощрительных правоотношений (сложная правореализация); в-третьих, в рамках охранительного правового отношения и соответствующих процессуально-правовых отношений, если в материальных, процедурных, контрольно-надзорных и поощрительных правовых отношениях возникает деформация; на макроуровне, во-первых, в частных и публичных правореализационных моно- и полиструктурах той или иной практики; во-вторых, в частных и публичных моноструктурах-полиструктурах всей системы практик.
1.Погодин А.В. Ситуационный праворегулирующий комплекс: постановка проблемы / А.В. Погодин // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». Т.150. Кн.5. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2008. – С.45-50 (0,375 п.л.)
2.Погодин А.В. Конкретные правовые отношения и правореализация / А.В. Погодин // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. Т.151. Кн.4. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2009. – С.18-25 (0,5 п.л.)
3.Погодин А.В. Принципы исследования содержания права / А.В. Погодин // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. Т.152. Кн.4. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2010. – С.19-27 (0,55 п.л.)
4.Погодин А.В. Содержание и методология теории реализации норм права / А.В. Погодин // Ученые записки Казанского университета. Т.153. Кн.4. Гуманитарные науки. – Казань: Казан. ун-т, 2011. – С.7-14 (0,5 п.л.)
5.Погодин А.В. Ситуационное право и принципы деятельности юриста в сложной правореализационной ситуации / А.В. Погодин // Вестник академии экономической безопасности МВД РФ. – 2011. – № 4. – С.110-114 (0,3 п.л.)
6.Погодин А.В. Взаимодействие политики и права и проблемы правореализации в политической сфере / А.В. Погодин // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. Т.152. Кн.4. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2012. – С. 25-33 (0,55 п.л.)
7. Погодин А.В. Ситуационное право и общерегулятивное правоотношение в правореализации / А.В. Погодин // Юридический мир. – 2013. – № 2. – С.64-68 (0,3 п.л.)
8.Погодин А.В. Структура правореализации, ее субъекты и системообразующие факторы / А.В. Погодин // Российская юстиция. – 2013. – № 6. – С.50-53 (0,3 п.л.)
9.Погодин А.В. Право, правореализация и нравственность / А.В. Погодин // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2013. - №5. – С.194-197 (0,25 п.л.)
10.Погодин А.В. Правореализация и государственный социально-правовой режим / А.В. Погодин // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. Т.153. Кн.4. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2013. – С. 37-45 (0,5 п.л.)
11.Погодин А.В. Некоторые особенности формы права и правореализации / А.В. Погодин // Юридический мир. – 2013. – №9(201). – С. 59-62 (0,3 п.л.)
12.Погодин А.В. Правосознание субъекта как системообразующий фактор правореализации / А.В. Погодин // История государства и права. – 2013. – №21. – С.42-46 (0,3 п.л.)
13.Погодин А.В. Право, правореализация и свобода воли субъекта / А.В. Погодин // Казанская наука. – 2013. – №11. – С.259-261 (0,2 п.л.)
14.Погодин А.В. Ситуационное право и правореализация / А.В. Погодин // История государства и права. – 2014. – №5. – С.13-16 (0,25 п.л.)
15.Погодин А.В. Социальное содержание права и правореализация / А.В. Погодин // История государства и права. – 2014. – №6. – С.6-9 (0,25 п.л.)
Монографии:
16.Погодин А.В. Элементы теории правореализации. Исследование практики взаимодействия частных и публичных субъектов, права, социокультурной среды / А.В. Погодин. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. (2012-06-14)ISBN-13:978-3-659-14655-8. – 260 с. (16,25 п.л.)
17.Погодин А.В. Понятие правореализации / А.В. Погодин // Правовое регулирование и правореализация / науч. ред. Ю.С. Решетов. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. – С.95-115 (1,3 п.л.)
18.Погодин А.В. Содержательная характеристика российского права / А.В. Погодин // Основные характеристики российской правовой действительности / науч. ред. Ю.С. Решетов. – Казань: Казан. ун-т, 2010. – С.23-49 (1,65 п.л.)
Работы, опубликованные в иных изданиях:
19.Погодин А.В. Гражданская процессуальная форма в механизме реализации прав и обязанностей / А.В. Погодин // Актуальные вопросы советского права. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1985. – С.82-83 (0.125 п.л.)
20.Погодин А.В. Правосознание в нестабильной политико-правовой ситуации и его влияние на развитие законодательства / А.В. Погодин // Тенденции и перспективы развития юридической науки: сб. ст. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. – С.6-12 (0,425)
21.Погодин А.В. Форма, содержание и сущность правоотношений / А.В. Погодин, К.М. Гарапшин // Правоотношения и их роль в реализации права: учеб. пособие; науч. ред. Ю.С. Решетов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1993. – С.3-18 (авт. – 0,5 п.л.)
22.Погодин А.В. Процессуальные правовые отношения / А.В. Погодин // Правоотношения и их роль в реализации права: учеб. пособие; науч. ред. Ю.С. Решетов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1993. – С.57-81 (1,5 п.л.)
23.Погодин А.В. Политическая система общества и право / А.В. Погодин // Актуальные проблемы юридической науки и образования на современном этапе: Материалы научно-практической конференции, посвященной 50-летию восстановления юридического факультета в Казанском государственном университете (Казань, 30-31 октября 2002 г.). – Казань: КГУ, 2003. – С.26-29 (0,25 п.л.)
24.Погодин А.В. Государство, его признаки, формы и функции / А.В. Погодин // Обществознание: политика и право: учеб. пособие. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2003. – С.23-31 (0,5 п.л.)
25.Погодин А.В. Государственно-правовой режим / А.В. Погодин // Два века юридической науки и образования в Казанском университете: материалы юбилейной научной конференции (13-14 мая 2004 г.). – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – С.69-72 (0,25 п.л.)
26.Погодин А.В. Правосознание и интерес в реализации права / А.В. Погодин // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Вып.1 / отв. ред. Д.Х. Валеев, М.Ю. Челышев. – М.: Статут, 2006. – С.37-41 (0,3 п.л.)
27.Погодин А.В. Понятие и признаки государства / А.В. Погодин // Обществознание (политика и право): пособие для поступающих в юридические учебные заведения / отв. ред. И.А. Тарханов, А.В. Погодин. – Казань. Изд-во КГУ, 2006. – С.34-37 (0,3 п.л.)
28.Погодин А.В. Простые и сложные объекты правонарушения / А.В. Погодин, Ф.А. Сабитова // Актуальные проблемы юридической науки: сб. науч. тр. Вып. 6. – Тольятти: ТГУ, 2009. – С.60-66 (авт. – 0,2 п.л.)
29.Погодин А.В. Принципы интерпретации юристом сложной правореализационной ситуации / А.В. Погодин // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. – Тольятти. 2010. – № 3(3). – С.150-152 (0,2 п.л.)
30.Погодин А.В. Дефекты объективного права / А.В. Погодин // Журнал «Российское право в Интернете». – № 2010 (04). Спецвыпуск: материалы Международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы 21 века (Кутафинские чтения)», 1 декабря 2010 г. (http://www.rpi.msal.ru/prints/201004_14.html) (0,3 п.л.)
31.Погодин А.В. Российское государство и правореализация: элементы теоретической модели эффективного взаимодействия в условиях модернизации / А.В. Погодин // Правореализация и юридический процесс: инновационные подходы к построению моделей: сборник статей международной конференции. 80-летию и памяти Ф.Н. Фаткуллина посвящается / науч. ред. Н.Г. Муратова. – Казань: Казан. ун-т, 2011. – С.64-71 (0,45 п.л.)
32.Погодин А.В. Правосознание субъекта в системе факторов формирования законности частноправовой реализации / А.В. Погодин // Российская правовая политика в сфере частного права: Материалы «круглого стола» журналов «Государство и право» и «Правовая политика и правовая жизнь», г. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет / отв. ред. А.В. Малько, Д.Н. Горшунов. – М.: Статут. – 2011. – С.115-127 (0,75 п.л.)
33.Погодин А.В. Содержание и методология теории реализации права / А.В. Погодин // Реализация права: учеб. пособие. – Казань: Казан. ун-т, 2012. – С.5-14 (0,6 п.л.)
34.Погодин А.В. Характерные черты правореализации / А.В. Погодин // Реализация права: учеб. пособие. – Казань: Казан. ун-т, 2012. – С.15-35 (1,25 п.л.)
35.Погодин А.В. Ситуационное право и правоотношения в правореализации / А.В. Погодин // Реализация права: учеб. пособие. – Казань: Казан. ун-т, 2012. – С.70-91 (1,3 п.л.)
36.Погодин А.В. Принципы деятельности юриста в сложной правореализационной ситуации / А.В. Погодин // Реализация права: учеб. пособие. – Казань: Казан. ун-т, 2012. – С.124-131 (0,45 п.л.)
37.Погодин А.В. Конституция и социально-правовая динамика / А.В. Погодин // Конституция, конституционализм, конституциализация правовых систем: актуальное соотношение понятий и трендов: сборник материалов международной научно-практической конференции посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. – С.320-323 (0,25 п.л.).
38.Погодин А.В. Метод правового регулирования и правореализация / А.В. Погодин // Научные воззрения профессора Г.Ф. Шершеневича в современных условиях конвергенции частного и публичного права (к 150-летию со дня рождения): сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Казань, 1-2 марта 2013 г.). – М.: Статут, 2013. – С.1393-1397 (0,3 п.л.)
39.Погодин А.В. Субъект права и субъект правореализации / А.В. Погодин, А.Л. Шигабутдинова // Научные воззрения профессора Г.Ф. Шершеневича в современных условиях конвергенции частного и публичного права (к 150-летию со дня рождения): сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Казань, 1-2 марта 2013 г.). – М.: Статут, 2013. - С.1398-1402 (0,15 п.л.)