Научная тема: «АНТИЧНАЯ ТРАДИЦИЯ И РАННЕХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ МЕДИЦИНЫ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ I–III ВЕКОВ»
Специальность: 07.00.10
Год: 2014
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Комплексная оценка обстоятельств установления господствующего характера анатомо-физиологической системы Галена, исторической судьбы галенизма и зарождения больничного дела во II-III вв. Римской империи возможна только с учетом включения в процесс анализа натурфилософских и этических основ раннехристианской картины мира.
  2. В силу смены в конце XX в. историографической доминанты «теории конфликта» науки и религии на «теорию сложности» их взаимоотношений стал возможен комплексный анализ общетеоретических и этических взглядов Галена и христианских воззрений на медицину.
  3. Общетеоретической основой взглядов Галена стали идеи Платона о творении мира Богом (Демиургом) по определенному плану, создающему целесообразные принципы функционирования человеческого организма (телеология), представления Аристотеля и Гиппократа о познаваемости материального мира, причинах и способах лечения заболеваний с помощью эмпирических методов. Теоретической основой главных оппонентов Галена были атомизм в современной ему эпикурейской версии и отрицание возможности точного, доказательного знания в медицине.
  4. На основании впервые вводимого в научный оборот комплекса трудов Галена, его взгляд на соотношение духовного и телесного в человеке может быть рассмотрен как психосоматическое единство, что развивает соответствующие идеи Платона. Болезненные страсти, оцениваемые Галеном как грехи, вызывают, по его мнению, телесные болезни; последние могут быть излечены только с помощью сочетания медицинских и духовных методов воздействия.
  5. В классической античной традиции здоровье понималось как равновесие первоэлементов и жидкостей, из которых состоит организм человека, а болезнь - как нарушение этого равновесия; состояние телесного недуга виделось исключительно отрицательным явлением и карой богов, самоубийство понималось как проявление достоинства личности. Мнение Платона о психосоматическом единстве человека не получило определяющего распространения в догаленовской медицине. В рамках христианской традиции человек воспринимался как целостность духовного и телесного, болезни тела виделись следствием греха и имели положительное духовное значение, практическая деятельность врача оценивалась как дар Божий и рассматривалась в необходимой совокупности с духовными трудами самого пациента, направленными на борьбу с грехом; самоубийство как способ избавления от страданий категорически отвергалось. Этико-философские взгляды Галена, по нашему мнению, в своей целостности близки к христианскому пониманию соотношения и баланса духовного и телесного в человеке.
  6. Христианские взгляды на болезнь и страдание как попущение Божие привели к возникновению положительных социальных смыслов этого явления: осмысление болезни как одного из способов духовного совершенствования для больного и пониманию ухода за страждущими как спасительного подвига. Последнее стало стимулом для развития практики социального служения и в критические моменты эпидемий привело к зарождению больничного дела, институтов медико-социальной помощи, ориентировало на облегчение духовных и телесных страданий заболевшего человека.
  7. Отцы ранней христианской церкви, в большинстве своем, положительно относились к естествознанию в целом и медицине в частности; противоположное мнение, нередко высказываемое в специальной литературе, связано с неполнотой анализа источников.
  8. Натурфилософские взгляды в ранней патристике характеризуются: представлением о тварности материального мира, принятием принципа телеологии как основы устройства живого, идеей естественного богословия как обоснования его познаваемости и практической деятельности человека в этом направлении. В диссертационном исследовании впервые установлено, что наиболее ранняя целостная натурфилософская система, отражающая христианское мировоззрение, предложена епископом Александрии Св. Дионисием Великим в его трактате «О природе». В нем не только прямо указывается на неприемлемость атомизма (на это указывают все крупные раннехристианские авторы), но и подвергается критике крупнейший из врачей-эрасистраторов Асклепиад. Вопреки распространенному в историографии суждению, Тертуллиан положительно относился к естественным наукам, хорошо знал медицину и занимал в вопросах ее развития позицию, близкую к взглядам Галена.
  9. В ранней патристике формируется мнение о грехе как болезни (поврежденности человеческого естества), которая определяет развитие телесных недугов в их психосоматическом единстве, как основе понимания состояния здоровья и патологии; раннехристианские авторы убеждены в невозможности излечивания болезней тела без борьбы со страстями и проистекающим из них грехом - позиции отцов церкви и Галена по этому вопросу очень близки.
  10. Установление господствующего положения галенизма происходит в период активного становления христианского мировоззрения. При анализе источников рассматриваемого исторического периода становятся ясны причины комплиментарного характера восприятия галенизма христианской мыслью - общность натурфилософских позиций, близость взглядов на взаимосвязь духовного и телесного, совпадение этических воззрений.
Список опубликованных работ
Монография

1. Балалыкин Д.А., Шок Н.П., Щеглов А.П. Гален: врач и философ. – М.: Издательство Весть, 2014. – 416 с. – 24,4 / 8,2 п.л.

Научные статьи, опубликованные в научных журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки Российской Федерации:

2.Балалыкин Д.А., Шок Н.П. Взаимодополняющее развитие натурфилософии и медицины в Древней Греции // Главный врач: хозяйство и право. – 2013. – № 2. – С. 47-52. – 0,68 / 0,34 п.л.

3.Балалыкин Д.А., Шок Н.П. Медицина периода эллинизма, историческое значение работ Галена // Главный врач: хозяйство и право. – 2013. – № 3. – С. 48-52. – 0,67 / 0,35 п.л.

4.Балалыкин Д.А., Шок Н.П. История медицины как предмет научного исследования // Человеческий капитал. – 2013. – № 4 (52). – С. 130-135. – 0,67 / 0,35 п.л.

5.Шок Н.П. Взаимодополняющее развитие натурфилософии и медицины в Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель) // Человеческий капитал. – 2013. – № 4 (52). – С. 146-151. – С. 146-151. – 0,65 п.л.

6.Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Натурфилософская традиция античного естествознания и Александрийская школа в III веке. Часть I // Философия науки. – 2013. – № 2. – С. 157-175. – 1 / 0,33 п.л.

7.Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Натурфилософская традиция античного естествознания и Александрийская школа в III веке. Часть II // Философия науки. – 2013. – № 3. – С. 128-150. – 1 / 0,33 п.л.

8.Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Натурфилософская традиция античного естествознания и Александрийская школа в III веке. Часть III // Философия науки. – 2013. – № 4. – С. 132-154. – 1 / 0,33 п.л.

9.Шок Н.П. Доксография Тертуллиана и её значение для истории естествознания. Часть I // Вестник Томского государственного университета. История. – 2013. – № 6 (26). – С. 176-181. – 0,68 п.л.

10.Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Соотношение духовного и физического в понимании Галеном здоровья и болезни. Часть I (на примере работы «Способ распознавания и лечения страстей любой, в том числе и своей собственной души») // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – № 7 (Часть 1). – С. 257-268. – 1 / 0,33 п.л.

11.Шок Н.П. Роль религиозно-философских доминант в истории естествознания (на примере медицины в Римской Империи I-III вв.) // Человеческий капитал. – 2013. – № 11 (59). – С. 55-61. – 0,6 п.л.

12.Шок Н.П. Влияние теории «конфликта» науки и религии на историю естествознания // Человеческий капитал. – 2014. – № 12 (60). – С. 156-162. – 0,6 п.л.

13.Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Единство философской теории и медицинской практики во взглядах Галена // Философия науки. – 2014. – № 1(60). – С. 70-85. – 1 / 0,33 п.л.

14.Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Соотношение духовного и физического в понимании Галеном здоровья и болезни. Часть II (на примере работы «Способ распознавания и лечения страстей любой, в том числе и своей собственной души») // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 1. – С. 251-262. – 1 / 0,33 п.л.

15.Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Соотношение духовного и физического в понимании Галеном здоровья и болезни. Часть III (на примере работы «Способ распознавания и лечения страстей любой, в том числе и своей собственной души») // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 2. – С. 234-245. – 1 / 0,33 п.л.

16.Балалыкин Д.А., Шок Н.П., Щеглов А.П. Синтез натурфилософских оснований рационального знания в анатомо-физиологической системе Галена. Часть I // Человеческий капитал. – 2014. – № 2 (61). – С. 120-128. – 1 / 0,33 п.л.

17.Балалыкин Д.А., Шок Н.П., Щеглов А.П. Синтез натурфилософских оснований рационального знания в анатомо-физиологической системе Галена. Часть II // Человеческий капитал. – 2014. – № 3 (62). – С. 121-141. – 1,8 / 0,63 п.л.

18.Шок Н.П. Доксография Тертуллиана и её значение для истории естествознания. Часть II// Вестник Томского государственного университета. История. – 2014. – № 1(27). – С. 94-98. – 0,63 п.л.

19.Шок Н.П. Понятие «здоровья» и «болезни» в эллинской традиции и раннем христианстве.// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 1. – С. 195-198. – 0,68 п.л.

20.Шок Н.П. Значение христианства для зарождения больничного дела III в. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2014. – № 1. – http://scientific-notes.ru/pdf/034-002.pdf. – 0,67 п.л.

21.Шок Н.П. Христианская этика и эпидемии II-III вв. // Перспективы науки. – 2014. – № 1. – С. 31-36. – 0,72 п.л.

22.Шок Н.П. Историческая судьба галенизма: мифы и реальность // Главный врач: хозяйство и право. – 2014. – № 1. – С. 48-53. – 0, 71 п.л.

Публикации в других научных изданиях:

23.Шок Н.П. Зарождение больничного дела в Римской империи II-III вв. // История медицины. – 2014. – № 1. – С. 160-169. – 0,68 п.л.

24.Шок Н.П. Гален – создатель комплексной анатомо-физиологической системы // Материалы Всероссийских чтений, посвященных памяти профессора Г.Н. Троянского «Зубоврачевание в России: медицина и общество». – М.: МГМСУ, 2013. – С. 145-147. – 0,3 п.л.

25.Шок Н.П. Христианская натурфилософия на примере работ апологетов II в. Тертуллиана и Татиана // Тезисы Международной научной конференции «Наука и религия: исторические пути и перспективы конвергенции в преддверии 450-летия со дня рождения Галилео Галилея (1564-1642)». – М., 2013. – С. 33-34. – 0,3 п.л.

26.Шок Н.П. Философско-методологическое значение взаимоотношений религии и науки в контексте формирования гуманитарной среды вуза // Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Формирование гуманитарной среды в высшей технической школе: опыт проектирования и реализации». – М., 2013. – C. 228-229. – 0,2 п.л.

27.Шок Н.П. Влияние теории конфликта науки и религии на историю естествознания. – М., 2012. – 40 с. – 2 п.л.

28.Шок Н.П. Современные научные взгляды на историю взаимоотношений науки и религии. – М., 2012. – 48 с. – 2,4 п.л.

29.Балалыкин Д.А., Шок Н.П. Роль религиозно-философских доминант для истории естествознания. – М., 2011. – 48 с. – 2,5 / 1,25 п.л.

30.Шок Н.П. Зарождение больничного дела во время эпидемий II-III вв. – М., 2011. – 38 с. – 1,9 п.л.