- Под влиянием европейских риторических учений в литературной культуре выговских старообрядцев в начале XVIII века происходит утверждение нового типа творчества. Принцип imitatio, господствовавший в Средневековье, сменяется установкой на создание текстов по моделям, диктуемым риториками. Утверждение нового типа творчества сопровождается теорией «любомудрия», выраженной в риториках и литературных текстах.
- Новая теория слова нашла главное выражение в проповедническом творчестве выговских старообрядцев. Жанровая типология выговской проповеди определяется ориентацией на структурные модели, предписанные риториками. Все формы барочной проповеди, описанные в риториках, отражены в творчестве основоположников Выговской литературной школы, Андрея и Семена Денисовых.
- Важным фактором литературной культуры старообрядцев был риторический сборник как концептуальное единство, объединявший тексты разных риторик и литературных сочинений, созданных на их основе и отражавший идейно-эстетические вкусы книжников.
- Наибольшей популярностью у выговских книжников пользовались барочные риторики, сыгравшие роль трансляторов в литературную культуру Выга новых эстетических веяний. Риторические сборники воспринимались не только как теоретические и практические пособия по составлению проповедей, но и служили своеобразными четьими книгами. «Парадигмы», важная структурная составляющая выговских риторик, отразили культурные стили, в контексте которых они были созданы, барочно-гуманистические и просветительские идеи.
- Барочные идеи глубоко проникли в старообрядческую проповедь начала XVIII в., что нашло отражение в восприятии ключевых барочных тем и концептов (memento mori, мимолетности красоты и земной жизни, проблема времени), в концепции человека, в творческой реализации принципа «остроумия». В рамках стиля барокко созданы самобытные художественные памятники, написанные в жанре проповеди («Слово плачевно о злостраданиях и скорбех Церкви Христовой», «Послание риторическое о встрече в Москве персидского слона», «Сотове медовни, словеса добра» Андрея Денисова, Слова о времени и человеке Андрея и Семена Денисовых и др.) продолжавшие свою жизнь в письменной традиции следующих поколений старообрядцев.
- Важную роль в выработке философско-эстетических основ выговской литературной школы сыграло «русское люллианство», представленное сочинениями барочного поэта, философа и ритора Андрея Белобоцкого. Под влиянием его сочинений происходила не только модернизация принципов творчества, но и усвоение ряда идей европейской философии. Комплексный анализ редакторской работы Андрея Денисова над «Великой наукой Раймунда Луллия» и его собственных сочинений свидетельствует об интересе старообрядческого писателя к философской проблематике и к новой теории текста.
- В качестве теоретической основы выговской литературной школы утверждался рационализм, ориентация на риторические модели и логизация творческого процесса, а также поиск внутренних органичных соответствий между словом, понятием и сущностью, успешность которого гарантировало умелое применение метода Белобоцкого.
- На основе риторических учений формировалась стилистика и семантика барочной проповеди старообрядцев. Слово становится в барочной проповеди иконическим знаком, семантическая структура барочной проповеди старообрядцев формируется системой ключевых слов, что согласовывалось с риторическим учением о фигурах речи.
- В проповеди старообрядцев-беспоповцев уделено внимание антропологической проблематике. Обращение к теме, традиционной для святоотеческой литературы, было обусловлено потребностью осмыслить концепт человека в новой ситуации бессвященнической практики. Концепция человека Андрея и Семена Денисовых отразила барочные и гуманистические идеи, привнесенные риториками. Тексты, акцентирующие идею человека как микрокосма, обнаруживают следы воздействия как христианских апологетов - от Григория Богослова до Лактанция, так и идей европейских гуманистов. Человек представлен как венец творения, подчеркнута его прямая и непосредственная связь с Богом.
- Жанровой доминантой старообрядческой проповеди на разных этапах является смысловая двуплановость, выраженная через систему иносказаний (от метафор до развернутых аллегорий), через включение в архитектонику барочной проповеди в качестве «парадигм» малых жанров - эмблемы, притчи, басни. Формой иносказания в поздней старообрядческой проповеди служит притчевый дискурс, основанный на переложении и актуализации сакральных, в частности, евангельских сюжетов и тем («Слово о Марфе и Марии» и «Благовещение Пресвятыя Богородицы и Рождество Христово» Афанасия Мурачева, сочинения о. Симеона).
- В памятниках старообрядческой письменности нашел литературную реализацию утопический текст, обусловленный глубинными идеологическими установками. Старообрядческая утопия является отражением мифопоэтического сознания и актуальна на всех этапах развития движения. Расцвет старообрядческой духовной культуры в первые десятилетия XVIII в. стал возможен не только благодаря организаторским способностям его основателей, но и вследствие того значения, которое выговские книжники придавали слову, в дальнейшем утопия поддерживается мифопоэтическими представлениями и фольклорными традициями.
- Утопический текст представлен комплексом мотивов, имеющих разное происхождение и составивших динамичное единство, эволюционировавшее на протяжении времени. В старообрядческой утопии сочетаются элементы как временной, так и пространственной утопии. Утопический текст основан на актуализации эсхатологической символики, включает представления о минувшем «золотом веке» русского православия и трансцендентное видение особой роли старообрядчества в мировой истории, а также включает систему мотивов, основанных на мифологемах («век» как особое время-пространство, архетип Святой Земли и другие).
- В старообрядческой литературе актуализируется и обретает новую жизнь древнерусский жанр книжных плачей, изначально тесно связанный как с книжными (библейскими), так и с фольклорными традициями. Общей архетипической основой сочинений, продолжающих традиции книжных плачей, являются образы и интонационная структура фольклорных ламентаций.
- В старообрядческой литературе обнаруживает креативный потенциал агиографический жанр. На разных этапах развития старообрядческой агиографии актуально персоналистическое начало, опора на ключевые историософские идеи, связанные с осмыслением старообрядцами собственного места в универсальном потоке истории. Репрезентация агиографического жанра в позднейшем старообрядческом творчестве выразилась через систему традиционных житийных топосов. Типизация по агиографическому типу совмещается в поздней агиографии с прорывом стихийного реализма, а также с проникновением фольклорных жанров и народно-мифологических представлений.
- Между разными этапами старообрядческой литературы существовали преемственные связи, выраженные в общности жанровых традиций, сюжетного фонда, тем и образов, принадлежащих к «национальной топике». Традиционная литературная культура, развивавшаяся в рамках движения старообрядчества, является неотъемлемой частью общерусского литературного процесса.
1.Журавель, О.Д. Рец. на книгу: О древней и новой литературе: Сб. ст. в честь профессора Н.С. Демковой / Отв. ред. М.В. Рождественская; сост. А.Г. Бобров, Т.Ф. Волкова, И.А. Лобакова, М.В. Рождественская. СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2005. 331 с. // Вестник НГУ. Серия: История, филология. – 2007. – Т. 6, вып. 2: Филология. – С. 133–136 (0, 5 п.л.).
2.Журавель, О.Д. Рец. на книгу: Человек в культуре русского барокко: Сб. ст. по материалам междунар. конф. / ИФ РАН; Историко-архивный музей «Новый Иерусалим». 28–30 сентября 2006 г. М., 2007. 613 с. // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2008. – Т. 7, вып.2: Филология . – С. 140–143 (0, 5 п.л.).
3.Журавель, О.Д. О барочных тенденциях в старообрядческой книжности первой трети XVIII века / О.Д. Журавель // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Культура народов Сибири. –2008. – № 3. – С. 12–17 (0, 8 п.л.).
4.Журавель, О.Д. «Разум Христов» и «любомудрие»: две концепции мудрости в народно-христианской литературе старообрядчества / О.Д. Журавель // Вестник НГУ. Серия: История, филология. – Т. 7, вып. 2: Филология. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2009. – С. 117– 123 (0, 6 п.л.).
5.Журавель, О.Д. К изучению старообрядческой агиографии: ситуация преставления / О.Д. Журавель // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. – 2009. – № 3. – С. 24–28 (0, 6 п.л.).
6.Журавель, О.Д. «Книга Степенная царского родословия и русское историческое сознание» (Международная научная конференция – Лос-Анджелес, 26–28 февраля 2009 г.) // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. – 2009. – № 3. – С. 131–132. 0, 3
7.Журавель, О.Д. Старообрядческое сочинение 1909 г. о человеке: истоки, контекст / О.Д. Журавель // Вестник НГУ. Серия: История, филология. – Т. 9, вып. 2: Филология. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 2010. – С. 147–154 (0, 8 п.л.).
8.Журавель, О.Д. Старообрядческие книжные плачи: проблемы жанровой типологии / О.Д. Журавель // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. – 2010. – № 3. – С. 11–15 (0, 6 п.л.).
9.Журавель, О.Д. Церковь в кончину времен: у истоков Выговской утопии / О.Д. Журавель // Вестник НГУ. Серия: История, филология. – 2011. – Т.10, выпуск 2: Филология. – С. 98–107 (0, 95 п.л.).
10.Журавель, О.Д. «Примеры» из риторик и литературная культура старообрядцев Выга / О.Д. Журавель // Вестник НГУ. Серия: История, филология. – 2011. – Т. 10, выпуск 8. – С. 149–158 (0, 9 п.л.).
11.Журавель, О.Д. О некоторых принципах работы старообрядческого агиографа в XX в. / О.Д. Журавель // Гуманитарные науки в Сибири. – 2011. – № 3. – С. 78–81 (0, 5 п.л.).
12.Журавель, О.Д. «Остроумие есть изящность естества ума»: к вопросу о барокко выговских старообрядцев / О.Д. Журавель // Сибирский филологический журнал. – 2012. – № 2. – С. 48–54 (0, 5 п.л.).
13.Журавель, О.Д. Символика меда и пчел в творчестве Андрея Денисова / О.Д. Журавель // Вестник НГУ. Серия: История, филология. – 2012. – Т. 11, вып. 12. – С. 225–231 (0, 5 п.л.).
14.Журавель, О.Д. Предисловия в в старообрядческой рукописной традиции / О.Д. Журавель // Гуманитарные науки в Сибири. – 2013. – № 4. – С. 57- 62 (0, 5 п.л.).
15.Журавель, О.Д. История и культура купечества Востока России: лица и судьбы / О.Д. Журавель // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2014. – № 1 (124). – С. 292–294.
Монографии и монографические издания источников:
16.Журавель, О.Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. – 234 с.
17.Журавель, О.Д. Литературное творчество старообрядцев XVIII - начала XXI вв.: темы, проблемы, поэтика. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. – 442 с.
18.Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века / изд. подгот. Е.К. Ромодановская, О.Д. Журавель. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. – 439 с. – (История Сибири. Первоисточники; вып. X). (35,6 п.л. / 8 п.л.)
19.Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: тексты и коммент.: в 3 т. Т. 1. Житие св. княгини Ольги. Степени I–X. / Отв. ред. Н.Н. Покровский, Г.Д. Ленхофф. – М.: Языки славянских культур, 2007. – 622 с. (в соавт. с Н.Н. Покровским, А.В. Сиреновым и др.) (48, 37 п.л. / 12 п.л.).
20. Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: тексты и коммент.: в 3 т. Т. 2. Степени XI-XVII. Приложения. Указатели / Отв. ред. Н.Н. Покровский, Г.Д. Ленхофф. – М.: Языки славянских культур, 2008. – 563 с. (в соавт. с Н.Н. Покровским, А.В. Сиреновым) (46 п.л. / 12 п.л.).
21. Духовная литература староверов востока России XVIII–XX вв. / Отв. ред. Н.Н. Покровский. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2005. – Т.2. – 584 с. (в соавт. с Н.С. Гурьяновой, Н.Д. Зольниковой и др.) (38,1 п.л. / 3 п.л.) (История Сибири. Первоисточники; вып. XII).
22. Духовная литература староверов востока России XVIII–XX вв. / Отв.ред. Н.Н. Покровский. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. – 405 с. (в соавт. с Н.Н. Покровским, Н.С. Гурьяновой и др.) (30,5 п.л. / 3,9 п.л.) (История Сибири. Первоисточники; вып. XIII).
23. История литературы Урала. Конец XIV-XVIII в. / Глав. ред.: В.В. Блажес, Е.К. Созина.Часть II, гл. 4.1.2. Житие Симеона Верхотурского М.: Языки славянской культуры, 2012. – 608 с.: ил. (в соавт. с Е.К. Ромодановской) (76 п.л. /1 п.л.).
24. Морфология дискурса лжи в литературе и культуре: коллективная монография: в 2 ч. / под ред. Н.А. Ермаковой; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб.гос.пед.ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013 г. Часть I: Модусы лжи в литературе и культуре. – 171 с. (Глава 1, 1.4. «Правдивый» бес народно-христианской культуры. С. 37–48). (15 п.л./0, 8 п.л.)
Другие публикации:
25.Журавель, О.Д. К изучению топики старообрядческой литературы: ситуация «отшествия на безмолвие» // Культурное наследие средневековой Руси в традициях Урало-Сибирского старообрядчества: Материалы Всерос. науч. конф. / Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 1999. – С. 74–84. 1, 4 п.л.
26.Журавель, О.Д. Житие Симеона Верхотурского (К изучению литературного творчества Игнатия Римского-Корсакова) // Источники по русской истории и литературе. Средневековье и Новое время. Новосибирск: Изд–во СО РАН, 2000. – С. 73–93. 1, 4 п.л.
27.Журавель, О.Д. «Мать-пустыня» (К проблеме изучения народно-христианских традиций в культуре старообрядчества) // Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. С. 32–41. 0, 8.
28. Журавель, О.Д. К изучению топики старообрядческой культуры: пустыня как Святая Земля / О.Д. Журавель // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: История, филология. – 2001. – № 3. – С. 56–60 (0, 5 п.л.)
29. Журавель, О.Д. «Девствующая церковь Христова на Севере» о. Симеона – памятник современной старообрядческой литературы // Общественное сознание и литература XVI–XX вв. Новосибирск: Изд–во СО РАН, 2001. – С. 274-291. 1, 2
30. Журавель, О.Д. «Мы безумны Христа ради…» (К вопросу о месте юродства в культуре старообрядчества) / О.Д. Журавель // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. – 2002. – Вып. 2. – С. 32–36 (0, 5 п.л.).
31. Журавель, О.Д. «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесех святаго и праведнаго Симеона, новаго Сибирскаго чюдотворца»: модификация агиографического канона в XVII веке / О.Д. Журавель // Славянский альманах. 2002. – М.: Индрик, 2003. – С. 311–318.
32. Журавель, О.Д. К изучению жанрового состава современной старообрядческой литературы: видения потустороннего мира в составе Урало-Сибирского патерика // Книга и литература в культурном контексте. Сб. науч. трудов, посвященных 35-летию археографической работы в Сибири. 1965–2000 гг. Новосибирск: изд–во ГПНТБ СО РАН, 2003. – С.459–468. (0, 8 п.л.)
33. Журавель, О.Д. Повествования агиографического типа в поздней старообрядческой традиции (на материале Урало-Сибирского патерика) // Исторические и литературные памятники "высокой" и "низовой" культуры в России XVI–XX вв. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. – С.204–228. (1, 8 п.л.)
34. Журавель, О.Д. Старообрядческий писатель Афанасий Мурачев: новые сочинения на евангельские сюжеты // Исторические источники и литературные памятники XVI–XX вв. Развитие традиций. Новосибирск: Изд–во СО РАН, 2004. – С. 286–307. (1, 2 п.л.)
35. Журавель, О.Д. Повесть о видениях пустынножителя Михаила – памятник старообрядческой литературы / О.Д. Журавель // Гуманитарные науки в Сибири. –2004. – № 3. – С.16–23 (0, 8 п.л.)
36. Журавель, О.Д. «От великаго моря в мал сосуд воды почерпаем…» (еще раз о Выговской переработке «Великой науки» Раймунда Люллия) // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в рукописных источниках XVI–XX вв. Новосибирск: Изд–во СО РАН, 2005. – С.373–388. (0, 8 п.л.)
37. Журавель, О.Д. «Плач Богородицы» Афанасия Мурачева – памятник современной старообрядческой литературы» // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы Второй межрегиональной конф./ Новосиб. Гос. ун–т. Новосибирск, 2005. – С. 192–197. (0, 6 п.л.)
38. Журавель, О.Д. К истории образа церкви в старообрядческой литературе: «Слово плачевно о злостраданиих и скорбех Церкве Христовы» Андрея Денисова // Общественное сознание населения России по отечественным нарративным источникам XVI–XX вв. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. – С.199–218. (1, 2 п.л.)
39. Журавель, О.Д. Образ церкви в поздней старообрядческой литературе (к проблеме изучения народно-христианских представлений) // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы Третьей межрегиональной науч. – практической конф., посвящ. памяти М.И. Рижского. Новосибирск: Новосиб. Гос. ун-т, 2006. – С. 184–187. (0, 4 п.л.)
40. Журавель, О.Д. Женские образы в современной агиографии староверов-часовенных (на материале Урало-Сибирского патерика) // Женщина в старообрядчестве. Материалы международной науч. – практической конф., посвященной 300–летию основания Лексинской старообрядческой обители. Петрозаводск: Изд–во ПетрГУ, 2006. – С. 139–144. (0, 25 п.л.)
41. Журавель, О.Д. Старообрядческое сочинение о времени, достойном плача, как памятник народно–христианской литературы // Памятники отечественной книжности: новые тексты, новые интерпретации. Новосибирск: Изд–во СО РАН, 2007. – С. 219–251. (2 п.л.)
42. Журавель, О.Д. Басня, притча и проповедь в Выговской риторической традиции // Поэтика русской литературы в историко-культурном контексте. – Новосибирск: Наука, 2008. – С. 92–103. (0, 8 п.л.)
43. Журавель, О.Д. Новые сведения о выговской книжности (на основе сборника из коллекции рукописей Института истории СО РАН) // Книга в пространстве культуры. Сб. статей. М.: РГБ (приложение к журналу «Библиотековедение»). М.: РГБ, 2008. – С. 47–57. (1, 2 п.л.)
44. Журавель, О.Д. Структура и окончание проповеди в риторической традиции раннего Нового времени (на материале сочинений Андрея Денисова) // Поэтика финала. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. д. филол. н. Т.И. Печерской. Новосибирск: ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», 2009. – С. 139–146. (0, 8 п.л.)
45.Журавель, О.Д., Покровский, Н.Н. Степенная книга: шаг к истокам / О.Д. Журавель, Н.Н. Покровский // Наука из первых рук. – 2009. – № 2. – С. 22–23 (0, 25 п.л./0,1 п.л.).
46. Журавель, О.Д. «Человек есть вещь дивна…» (традиции христианской антропософии в сочинениях писателей-старообрядцев) // «Человек есть вещь дивна…» (традиции христианской антропософии в сочинениях писателей-старообрядцев) // Православие в судьбе Урала и России: история и современность: Материалы Всерос. Науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 18–20 апреля 2010 г.) Екатеринбург: ИИА УрО РАН; Изд-во Екатеринбургской епархии, 2010. – С. 202–207. (0, 6 п.л.)
47. Журавель, О.Д. «Росту средняго, взору свирепаго…»: демонологические образы в народной культуре (по рукописно-книжным и документальным источникам XVII–XX вв.) // Международная конференция «Демонология как семиотическая система. Изображение. Текст. Народная культура. Москва, РГГУ. 18–19 июня 2010 г. Тезисы докладов. М.: РГГУ, 2010. – С. 26–30. (0, 25 п.л.)
48. Журавель, О.Д. К изучению поэтического стиля Андрея Денисова: «Послание с Москвы во общебратство» о встрече в Москве персидского слона // Традиции отечественной духовной культуры в нарративных и документальных источниках XV–XXI вв. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. – С. 95–118. (1, 5 п.л.)
49. Журавель, О.Д. О почерках древнейших списков Степенной книги и о некоторых вопросах ее ранней истории // The Royal Book of Degrees and Russian Historical Consciousness / Ed. by A. Kleimola and G. Lenhoff. Bloomington; Indiana. 2011. – P. 33–49. (1, 2 п.л.)
50. Журавель, О.Д. Время и вечность в творчестве Андрея Денисова (к постановке проблемы) // Археографические исследования отечественной истории: текст источника в литературных и общественных связях. Новосибирск: Изд-во Наука, 2009. – С. 90–115. (1, 75 п.л.)
51. Журавель, О.Д. Выговские риторики и проблема жанровой типологии старообрядческой проповеди // Общественное сознание и литература России: источники и исследования. Сб. науч. трудов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. – С. 54–87. (2, 3 п.л.)
52. Журавель, О.Д. «Походим умныма очима…» (к изучению традиции поминовения в литературе старообрядчества) // Уральский сборник: История. Культура. Религия. – Вып. 7, ч. 2. –Екатеринбург: УрГУ, 2010. – С. 134–144. (0, 6 п.л.)
53. Журавель, О.Д. Европейские риторики и искусство проповеди Андрея Денисова // Рябининские чтения – 2011. Материалы VI конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. – С. 438–441. (0, 3 п.л.)
54. Журавель, О.Д. Демонологические образы в парадигме сюжета о договоре с дьяволом (русские версии) // In Umbra. Демононология как семиотическая система. Альманах. Вып. 1. М.: РГГУ, 2012. – С. 345–363. (1 п.л.)
55. Журавель, О.Д. Старообрядческие сочинения начала XVIII века о человеке // Власть, общество и человек в исторических и литературных источниках XVI–XX вв. : сборник научных трудов / Российская акад. Наук, Сибирское отд-ние, Ин-т истории; отв. ред. Н.Н. Покровский. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. – С. 134–191. (3, 6 п.л.)
56. Журавель, О.Д. Ян (Андрей) Белобоцкий и литературная культура выговских старообрядцев // Проблемы российско-польской истории и культурный диалог: материалы Международной научной конференции (Новосибирск, 23-24 апреля 2013 г.) Новосибирск: Институт истории СО РАН, 2013. С. 419-429 (0, 6 п.л.).
57. Zhuravel O., Soboleva L. Old Belief in the Mirror of Literary Work / O. Zhuravel, L. Soboleva // QUAESTIO ROSSICA: STUDIES IN HUMANITIES. 2013. № 1. S. 173-192.