Научная тема: «ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СФЕРЫ»
Специальность: 08.00.01; 08.00.10
Год: 2014
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
По специальности 08.00.01 - Экономическая теория:

1. Гражданское общество представлено как система социально-экономических отношений, возникающих между государством и социумом, осуществляемых в рамках национального и международного правового поля, ключевым признаком которой выступает четкое разграничение функций субъектов данных отношений: 1) государство формирует экономические ограничения и свободы, прежде всего, на основе регулирования экономических отношений в сфере распределения, гарантируя социальные права и свободы; 2) общество формирует совокупность социальных ограничений с учетом ментально-идеологических, гражданских и политических ценностей социума и способствует формированию экономического обеспечения социальных прав на основе контроля за деятельностью органов государственной власти в сфере распределительных отношений и развития альтернативных механизмов социального финансирования.

2. Гармонизация экономических отношений гражданского общества определена как результат перманентного расширения сферы согласованной реализации экономических интересов субъектов хозяйствования на всех стадиях воспроизводственного процесса на основе реализации принципов: множественности интересов (учет экономических интересов индивидов, ассоциированных форм их взаимодействия и государства); индивидуализма (вне зависимости от субъекта - носителя экономических интересов их выразителем выступает конкретный индивид как экономический и социальный субъект); саморегуляции развития (достижение социальной справедливости и обеспечение экономической свободы и независимости личности - как основа гражданского самоопределения).

3. Обосновано, что ключевым детерминантом гармонизации экономических отношений гражданского общества выступает совершенствование перераспределительных отношений (при условии сохранения достигнутого уровня развития производственных отношений и уровня и структуры потребления), формой институционального закрепления которых является налоговая сфера. Детерминирующая роль налоговой сферы в обеспечении гармонизации экономических отношений гражданского общества обусловлена дуалистическим характером ее включения в реальные экономические процессы национального хозяйства и реализуемыми функциями: с одной стороны, доминирующий в гражданском обществе частный интерес стимулирует социальную и экономическую активность социума и осознание им своей индивидуальности, что придает импульс развитию производственной сферы, и, как следствие, материальной и социальной базы развития гражданского общества; с другой стороны - деформация экономического взаимодействия индивида и государства в налоговой сфере сдерживает развитие экономических отношений гражданского общества.

4. Сформированы базовые постулаты концепта гармонизации экономических отношений гражданского общества:

  • определена цель гармонизации экономических отношений гражданского общества в России в современных условиях хозяйствования - обеспечение равноправного партнерства государства и национального социума, направленное на повышение конкурентоспособности национальной экономики в сфере сохранения и воспроизводства человеческого капитала, как необходимого условия сохранения государственной целостности и национального самоопределения в условиях глобализации и сформированы задачи, направленные на ее достижение;
  • раскрыты принципы гармонизации экономических отношений гражданского общества: экономически эффективной социальной справедливости; принцип экономической демократии на основе многоукладности национальной экономики и многообразия форм собственности; опережающего экономического развития на основе более активного привлечения бизнес-сообщества к решению задач модернизации национальной экономики и поиску путей ее инновационного развития; сохранения и развития национальных ценностей на основе их эволюционной интеграции в современные экономические системы), отражающие его ключевые ценности (индивид как носитель уникального набора знаний, умений и ценностей, формирующих его позицию как гражданина; самоопределение нации как уникальной политико-экономической и ценностно-идеологической системы в глобальном цивилизационном развитии).

5. Конкретизированы социально-экономические условия, определяющие сферу гармоничной реализации экономических интересов гражданского общества: 1) общесистемные: сбалансированная система перераспределения доходов, что обеспечивает нивелирование проблемы расслоения населения; положительный баланс между экспортом и импортом инвестиций, что обеспечивает достаточный объем инвестиций в развитие экономики; масштабный некоммерческий сектор как по доле экономически активного населения, так и по доле его участия в ВВП, что позволяет реализовать механизм обеспечения социальных ограничений и экономического обеспечения социальных; высокая доля малого и среднего бизнеса в структуре предпринимательства ключевых сфер национальной экономики как основы экономического сбалансированного развития; 2) индивидуализированные: автономность хозяйственной деятельности индивида, сопряженная с его относительной независимостью в принятии решений и установлением опосредованной социальной связи - преимущественно через соотнесение экономических результатов; самоподдержание функций жизнедеятельности социума путем оперирования индивидом материальными и нематериальными ресурсами, структурированными в общих интересах обеспечения благополучия экономически индивидуализированных субъектов социума и их групп.

6. Раскрыта система социально-экономических ограничений, препятствующих гармонизации экономических отношений гражданского общества в России: институционального (политические и геополитические, организационно-правовые), экономического (структурно-технологические и содержательные) и социального характера (ценностно-ментальные и инициированные), определяющих деформацию его сущностного (низкий уровень доверия к формальным институтам гражданского общества; преобладание узкогрупповых интересов в деятельности институтов гражданского общества; низкий уровень экономической и социальной ответственности отдельного индивида перед обществом как отражения его самоопределения как гражданина) и структурного (преобладание «неформального», латентного гражданского общества; внедрение заимствованных «западных» институтов; отсутствие адекватных механизмов взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества на основе открытости и взаимного контроля) наполнения.

7. Систематизированы ограничения гармонизации экономических отношений гражданского общества локального характера: 1) в подсистеме «индивид как хозяйствующий субъект - государство» - отсутствие четко оформленной институциональной базы взаимодействия хозяйствующих субъектов и государства; высокий уровень коррумпированности и бюрократизации административной системы, наличие значительного числа административных барьеров для открытия и развития бизнеса; несовершенство взаимосвязи интересов и влияний институтов государственной власти, хозяйствующих субъектов и общественных институтов в сфере регулирования налоговых отношений; несовершенство реализуемой в современных условиях хозяйствования политики развития и поддержки отдельных сфер деятельности (инновационной, производственной и обрабатывающей сфер, развития малого предпринимательства и некоммерческих организаций); 2) «индивид как социальный субъект - государство» - низкий уровень благосостояния населения; значительное расслоение населения по уровню доходов; несовершенство системы экономических отношений в налоговой сфере; низкий уровень доверия населения к государству; низкий уровень финансовой грамотности населения.

По специальности 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит:

8. Раскрыты проявления девиантного состояния налоговой сферы в России (структурного и содержательного характера), нивелирование которых будет способствовать повышению гражданской активности налогоплательщиков и развитию национального хозяйства в целом за счет: концентрации ресурсов государством и обеспечения стимулирующего характера налогообложения (как базис обеспечения экономически обоснованного добровольного характера уплаты налогов); расширения налоговой базы (как механизм сохранения ресурсов государства для решения задач социально-ориентированного развития экономики, выступающего неотъемлемым элементом гражданского общества); обеспечения информационной открытости налоговой сферы (как отражение соответствия ее текущего состояния уровню гражданской ответственности индивида); экономической и социальной дифференциации налоговой нагрузки (как принцип распределения налогового бремени).

9. Выделены этапы обеспечения опережающего развития налоговой сферы в целях гармонизации экономических отношений гражданского общества: 1) подготовительный (обеспечение системного характера изменений в институциональной среде, охватывающих всю совокупность экономических отношений налоговой сферы, связанных с трансформацией ценностно-идеологических установок, принципов, механизмов и инструментария налогообложения); 2) стабилизационный (разработка и реализация комплекса мер глобального и локального характера, направленных на формирование экономической основы развития налоговой сферы в соответствии с выбранными ценностными установками); 3) полноценной реализации, предполагающий введение агрегированного налога и формирование механизмов его взимания.

10. Предложена идеологическая установка развития налоговой сферы
(в рамках реализации подготовительного этапа) - индивидуализация системы налогообложения, направленная на расширение налоговой базы, за счет развития реального сектора экономики и повышения гражданской ответственности налогоплательщиков. Данная установка определяет вектор эволюционной трансформации налоговой сферы в соответствии с потребностью в гармонизации экономических отношений гражданского общества, с одной стороны, обусловленной ее необходимостью, а с другой - выступающая инструментом ее достижения. В долгосрочной перспективе индивидуализация системы налогообложения должна привести к введению агрегированного налога, взимаемого дифференцированно со всей совокупности доходов индивидуума.

11. Предложен комплексный инструментарий развития налоговой сферы, рекомендуемый к реализации в рамках стабилизационного этапа:

  • на глобальном уровне: введение системы дифференцированного налогообложения (по сферам деятельности и группам населения); развитие системы налогового стимулирования инвестиционной, инновационной деятельности, побуждающей осуществление модернизации и обновление производства; стимулирование расширения сферы реального производства и роста потребительского спроса за счет трансформации структуры налоговых платежей; предоставление регионам большей самостоятельности при осуществлении политики налогового регулирования с сохранением приоритета национально-государственных интересов; совершенствование организационно-методического обеспечения функционирования процесса налогообложения;
  • на локальном уровне: корректировка механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц; проведение широкомасштабных мероприятий по повышению налоговой грамотности граждан; представление налогоплательщикам права применения налогообложения по «семейному доходу»; институциональное определение экономически обоснованных механизмов налогового контроля за соотношением доходов и расходов граждан, вплоть до налогообложения незадекларированных расходов.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Филатова И.И. Финансовое обеспечение дотационных регионов

/ И.И. Филатова и др. [колл.авторов]. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2007. – 144 с. – 8,6 п.л. (авт.0,4 п.л.)

2.Филатова И.И. Совершенствование государственного регулирования экономики: налоговые инструменты регионального развития / И.И. Филатова, О.Ю. Тарасова. – Липецк: ЛИ ВИ МВД России, 2008. – 194 с. – 12,0 п.л. (авт.11,0 п.л.)

3. Филатова И.И. Финансово-экономические проблемы развития региона в условиях модернизации российской экономики/ И.И. Филатова и др. [колл.авторов]. – ГОУ ВПО ОРАГС (филиал в г.Липецке). – Воронеж: Изд-во «ВГПУ», 2011. – 307 с. – 19,5 п.л. (авт.1,0 п.л.)

4.Филатова И.И. Конкурентоспособность социально-экономических систем: факторы и способы оценки, механизмы управления / И.И. Филатова и др. [колл.авторов]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 257 с. – 16,0 п.л. (авт.1,0 п.л.)

5.Филатова И.И. Согласование экономических интересов индивида и государства через призму оптимизации налоговых отношений. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2013. – 295 с. – 17,3 п.л.

Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки РФ:

6.Филатова И.И. Налоговая политика в условиях модернизации экономики // Вест. Москов. ун-та МВД России. – 2011. № 4. – 0,9 п.л.

7.Филатова И.И. Стратегия и тактика налогового реформирования современной России // Вестн. Тамб. ун-та Сер.: Гуманитарные науки. – Тамбов, 2011. – Вып. 10 (102). – 0,7 п.л.

8.Филатова И.И. Налоговые отношения в гражданском обществе // Социально-экономические явления и процессы. – Тамбов, 2011. – № 12. – 0,9 п.л.

9.Филатова И.И. Современная налоговая политика в условиях модернизации: понятие и содержание /И.И. Филатова, В.В. Бородин// Юридическая мысль. – С.-Петербург, 2011. – № 2. – 0,8 п.л. (авт. 0,7 п.л.)

10.Филатова И.И. О дизайне налоговых отношений в гражданском обществе // European Social Science Journal. – Рига-Москва, 2012. – № 3(19) – 0,8 п.л.

11. Филатова И.И. Налог на доходы физических лиц как инструмент реализации принципа справедливости в гражданском обществе /И.И. Филатова, В.М. Юрьев // Вестн. Тамб. ун-та Сер.: Гуманитарные науки. – Тамбов, 2012. –

Вып. 3 (107). – 0,7 п.л. (авт. 0,5 п.л.)

12.Филатова И.И. Перспективы формирования нравственной налоговой системы в гражданском обществе // ФЭС: Финансы, Экономика, Стратегия. – Воронеж, 2012. – № 6 (55). – 0,7 п.л.

13.Филатова И.И. К вопросу о справедливости в налогообложении доходов физических лиц // Русский провинциальный научный журнал «Регион: системы, экономика, управление». – Воронеж, 2012. – № 3 (18). – 0,7 п.л.

14.Филатова И.И. Налоговые механизмы построения нравственной экономики в гражданском обществе // Социально-экономические явления и процессы. – Тамбов, 2012. – № 9. – 0,6 п.л.

15.Филатова И.И. Государство-налогоплательщик: о возможном паритете их интересов // Социально-экономические явления и процессы. – Тамбов, 2012. – № 12. – 0,5 п.л.

16.Филатова И.И. Пирамидальное изменение в системе налоговых отношений в условиях формирования в России гражданского общества // Вестник СаратовГСЭУ. – №2(46). – Саратов, 2013. – 0,6 п.л.

17.Филатова И.И. Об экономической сущности гражданского общества в современных условиях хозяйствования // European Social Science Journal. – Рига-Москва, 2013. – № 9. – Т. 3. – 0,9 п.л.

18.Филатова И.И. Факторы развития гражданского общества в России // Вестн. Тамб. ун-та Сер.: Гуманитарный науки. – Тамбов, 2014. – Вып.1. – 0,8 п.л.

19.Филатова И.И. Взаимодействия индивида и государства в гражданском обществе в налоговой сфере // Лесотехнический журнал. – Воронеж, 2014. – Вып.1. – 0,7 п.л.

20. Филатова И.И. Общественный контроль как вектор формирования и развития гражданского общества // Вестн. Тамб. ун-та Сер.: Гуманитарные науки. – Тамбов, 2014. – Вып.2. – 0,6 п.л.

21.Филатова И.И. Изменения в системе налоговых отношений в условиях формирования в России гражданского общества/И.И. Филатова, В.М. Юрьев // Вестн. Тамб. ун-та Сер.: Гуманитарные науки. – Тамбов, 2014. – Вып.2. – 0,7 п.л. (авт.0,4 п.л.)

Прочие публикации по теме исследования:

22.Филатова И.И. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ // Органы внутренних дел в современной России: проблемы и перспективы: мат-лы регион. науч.-практ. конф. – Орел: изд-во Орловского института МВД России, 2004. – 0,4 п.л.

23.Филатова И.И. Особенности современной системы налогообложения в Российской Федерации // Правоохранительная система России: мат-лы науч.-практ. конф. – Липецк: изд-во ЛГТУ, 2004. – 0,4 п.л.

24. Филатова И.И. Основные направления повышения эффективности сбора налогов // Современные проблемы борьбы с преступностью: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. – Воронеж: изд-во Воронежского института МВД РФ, 2004. – 0,4 п.л.

25.Филатова И.И. Основные принципы современной системы налогообложения // Проблемы раскрытия и расследования преступлений в сфере экономики: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. – Изд-во ВА МВД РФ, 2005. – 0,4 п.л.

26. Филатова И.И. Особенности налоговых отношений на современном этапе // Сб. научных трудов ЛФ ВИ МВД РФ. – Липецк: изд-во ЛГТУ, 2005. – 0,5 п.л.

27.Филатова И.И. Проблемы функционального содержания налогового управления // Сб. научных трудов ЛФ ВЮИ ФСИН России. – Липецк: изд-во ЛГТУ, 2005. – 0,4 п.л.

28.Филатова И.И. Налоговые регуляторы инвестиционной активности региона // Экономический вестник. – № 1(3). – Липецк: изд-во ИНФОЛ, 2005. – 0,4 п.л.

29.Филатова И.И. Налоговый федерализм и экономическое развитие региона // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы: сб. научных трудов МИПиЭ. – № 3. – Липецк: изд-во МИПиЭ, 2005. – 0,4 п.л.

30.Филатова И.И. Совершенствование налогового администрирования как фактор экономического роста региона // Государство, право, общество: современное состояние и проблемы развития: мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. – Липецк, 2006. – 0,4 п.л.

31.Филатова И.И. К вопросу о совершенствовании форм и методов налогового администрирования в борьбе с теневой экономической деятельностью в регионе // Сб. научных трудов кафедры «Финансы и кредит». – Вып. 1. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2006. – 0,5 п.л.

32.Филатова И.И. Судебно-бухгалтерская информация при выявлении и раскрытии преступлений в сфере мошенничества // Современные проблемы применения ОВД административного и оперативно-розыскного законодательства России: перспективы и пути развития: мат-лы межвед. науч.-практ. конф. – Липецк, 2006. – 0,5 п.л.

33.Филатова И.И. Экономико-правовые аспекты применения налоговых регуляторов инвестиционной активности в регионах //Сб. научных трудов кафедры «Финансы и кредит». – Вып. 2. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2006. – 0,5 п.л.

34.Филатова И.И. Участие специалиста в уголовном судопроизводстве // Актуальные вопросы общественно-экономического и государственно- правового развития России на современном этапе: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. – Липецк: ЛГТУ, 2008. – 0,4 п.л.

35.Филатова И.И. Оптимизация налоговых регуляторов инвестиционной активности Липецкой области //АПК региона: системность, инновации, инвестиции: мат-лы заседания регионального «круглого стола». – Вып. V. – Воронеж: изд-во ВГАУ, 2008. – 0,4 п.л.

36.Филатова И.И. К вопросу о совершенствовании налогового законодательства на современном этапе // Актуальные проблемы профессиональной подготовки юриста: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. – Липецк: ЛФ ВИ ФСИН России, 2008. – 0,6 п.л.

37.Филатова И.И. Экономическая безопасность региона в свете налоговых реформ (на примере Липецкой области) // Инвестиционные, инновационные и кадровые факторы развития региональной экономики в современных условиях: мат-лы регионального круглого стола. – Воронеж: изд-во ВГАУ, 2009. – 0,4 п.л.

38. Филатова И.И. Налоговое регулирование экономики региона в современных кризисных условиях // Актуальные вопросы современной экономической науки: сб. докладов междунар. науч. конф. – Липецк, 2010. – 0,6 п.л.

39.Филатова И.И. Экономический кризис и налоговые инструменты регионального развития // Российское общество на стадии модернизации: состояние проблемы и перспективы: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. –Липецк: ЛФ ОРАГС, 2010. – 0.4 п.л.

40.Филатова И.И. Проблемы реформирования НДС на современном этапе // Инновационное развитие как доминантное условие модернизации экономики: мат-лы «круглого стола». – Воронеж: ВФ РАГС при Президенте РФ, 2011. – 0,4 п.л.

41.Филатова И.И. Современная налоговая политика: понятие и содержание // Правовое государство, правовая политика, правовая жизнь: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. – С.-Петербург, 2012. – 0,5 п.л.

42.Филатова И.И. Налоговая система и модернизация российской экономики // Экономический рост и конкурентоспособность России: тенденции, проблемы и стратегические приоритеты: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2012. – 0,4 п.л.

43.Филатова И.И. Нравственные аспекты формирования российской налоговой системы // Социогуманитарные науки в трансформирующемся обществе. Человек в информационном обществе: мат-лы X всерос. науч. конф. – Липецк, 2012. – 0,5 п.л.

44.Филатова И.И. Новые подходы к построению налоговых отношений в гражданском обществе // Государство, экономика, социум в мире инноваций: мат-лы VI междунар. науч.-практ. конф. – Липецк, 2012. – 0,5 п.л.

45.Филатова И.И. Совершенствование налоговых отношений в условиях формирования гражданского общества // Формирование благоприятной предпринимательской среды в непроизводственной сфере: проблемы и перспективы: мат-лы III всерос. науч.-практ. конф. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. – 0,6 п.л.

46. Филатова И.И. Налоги и местное самоуправление // Современный город: проблемы и перспективы развития: мат-лы межрегион. научно-практической конференции 15 ноября 2012 г. – Липецк, 2012. – 0,4 п.л.

47.Филатова И.И. Оптимизация налогообложения как фактор повышения конкурентоспособности предприятия /И.И. Филатова, В.В. Боброва // Конкурентоспособность региона: факторы роста, механизмы обеспечения: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. – Липецк: ЛФ РАНХиГС, 2012. – 0,4 п.л.

48.Филатова И.И. О состоянии гражданского общества в России на современном этапе. – Тамбов, 2013. [эл.ресурс] – Режим доступа: http://rosmu.ru/ – 0,4 п.л.

49.Филатова И.И. Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы реализации // Современные проблемы эффективного использования социально-экономического потенциала региона и пути их решения: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. – Тамбов – Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2013. – 0,4 п.л.

50.Филатова И.И. Изменения в системе налоговых отношений в условиях формирования в России // Современные проблемы и перспективы развития управления персоналом в России: мат-лы всерос.заоч. науч.-практ. конф.– Тамбов: изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. – 0,5 п.л.

51.Филатова И.И. Институты гражданского общества в городском пространстве // Липецк-2035: стратегия развития: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. – Липецк: ЛФ Фин. ун-та при Правительстве РФ, 2013. – 0,4 п.л.

52.Filatova I.I. The essence and the meaning of civil society in modern Russia // European Science and Technology: 6-th Inter. scientific conf. – Munich, 2013. – 0,4 п.л.