Научная тема: «СИНТАКСИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ «ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
Специальность: 10.02.19
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Модель предложения с предикатами психической деятельности в речи младшего школьника трехкомпонентна: предикат, по своей морфологической природе характеризующийся однородностью, который представлен личным глаголом лексико-семантической группы «психическая деятельность»; субъект, зависящий от семантики предиката, - носитель состояния, маркированный преимущественно именем существительным (собственным или нарицательным) или личным местоимением; объект, выраженный предложно-падежными словоформами имени существительного со значением эмоционально-психологического действия, состояния, отношения. Выбор таких частотных структурных схем определяется этапом онтогенеза: способности к репрезентации психической деятельности, а также коммуникативными характеристиками индивида.
  2. В речи младшего школьника вербализуются восемь синтаксических концептов, отражающих типовые пропозиции, выделенные человеческим сознанием на основе обобщения непосредственного физического опыта. Релевантны типовые пропозиции «воздействие агенса на объект», «речемыслительная деятельность человека», «претерпевание состояния пациенсом», репрезентирующиеся структурными схемами простого предложения, по которым концептуализируется фрагмент языковой картины мира младшего школьника - психическая деятельность.
  3. Репрезентированные структурные схемы образуют индивидуальное синтаксическое поле с ядром и периферией концепта. Центр ядра представлен специализированными схемами «кто любит кого/что», «кто думает что / о чем», которые являются частотными и продуктивными в речевой реализации. Остальные структурные схемы простого предложения располагаются с учетом основных признаков на разном расстоянии от центра. Периферия поля представлена неспециализированными структурными схемами: «кто воспринимает что», «кому нравится кто/что», «кто учится чему», «кто любит смотреть (что)», «кто занимается чем», «кто (не) знает что», «кто (не) хочет чего», «кто желает что», и т.д.
  4. Рекуррентность специализированных структурных схем как означающих типовых пропозиций, детерминированная сущностью ментального действия, морфологической спецификой предиката, их компонентным составом, а также коммуникативной установкой младшего школьника, свидетельствует о существовании синтаксического гиперконцепта «психическая деятельность», состоящего из закодированных в нем вербально микроконцептов «эмоциональное отношение», «мышление», «знание» и других, сопоставимых между собой на основании общих когнитивных признаков его языковой картины мира.
  5. Осложненную структурно-семантическую схему предложения, включающую обстоятельственные детерминанты, формируют ядерные компоненты структурной схемы и неприсловные самостоятельные распространители основы предложения в целом, которые являются означающим синтаксического концепта. Модель синтаксического концепта «психическая деятельность» в речи младшего школьника включает сирконстанты, выполняющие роль синкретичных обстоятельственных компонентов высказывания со значением времени, места и причины, которые актуализируют соответствующие универсальные когнитивные признаки.
  6. Специфика содержания синтаксического концепта осложненного предложения состоит в том, что в нем заданы две и более коммуникативные единицы информации, одна из которых приоритетная, а другая - комментирующая. Однородные ряды, обороты и конструкции, выражающие дополнительную предикативность, являются такими же означающими синтаксического концепта, как и базовые актанты структурной схемы простого предложения. Модель синтаксического концепта «психическая деятельность» осложненного предложения содержит прагматические ряды однородных сказуемых, выражающие слияние логической пропозиции, репрезентированной совокупностью структурных схем простого предложения, акцентирующих универсальный когнитивный признак в языковой картине мира младшего школьника.
  7. Вариативность структурных схем предложений обусловлена интенциями говорящего относительно конкретной ситуации, представленной в высказывании. Ввиду этого синтаксический концепт маркирует тип речевого акта, высвечивая его индивидуальные когнитивные признаки, как один из речевых способов дискурсивной самореализации языковой личности. Таким образом, между типовыми пропозициями, или синтаксическими концептами и их воплощением в виде речевых актов в дискурсе младшего школьника, выявлены регулярные соответствия. Репрезентативные речевые акты используются для выражения синтаксических концептов «воздействие агенса на объект» и «речемыслительная деятельность», а экспрессивные - «претерпевание состояния пациенсом», которые актуализируют соответствующие индивидуальные когнитивные признаки.
  8. Когнитивная доминанта синтаксического концепта «психическая деятельность» характеризуется набором следующих универсальных и индивидуальных признаков: антропоцентричность, модальность, фазисность, небытийность, темпоральность, локализованность, каузальность, логичность, а также репрезентативность, экспрессивность, субъективность, гедонистическая оценка, витальность, которые выявляются в результате отображения действительности в речи младшего школьника.
  9. Языковая картина мира младшего школьника формируется диалектическим взаимодействием трех аспектов языкового оперирования знанием - семантико-синтаксического, репрезентируемого значениями слов, концептуального, представленного специализированными схемами, и дискурсивного, манифестируемого речевыми актами, оформляющими типы коммуникативного взаимодействия. Инкорпорируя наиболее значимые индексы познания в виде типизированных реализаций, синтаксический концепт «психическая деятельность» входит на правах фрагмента в языковую картину мира младшего школьника.
Список опубликованных работ
Монография, глава в коллективной монографии

1. Тарасенко, Е. В. Методологический аспект исследования языковой личности / Е. В. Тарасенко // Актуальные проблемы когнитивной лингвистики и концептологии (на примере сопоставительного изучения языков) : коллективная монография / Е. Е. Дебердеева [и др.]; под ред. Е. Е. Дебердеевой. – Таганрог : Изд. центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. – 1,2 п.л.

2. Тарасенко, Е. В. Синтаксический концепт «психическая деятельность» как фрагмент языковой картины мира младшего школьника / Е. В. Тарасенко. – Ростов н/Д : ИПО ПИ ЮФУ, 2012. – 15 п.л.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

3. Тарасенко, Е. В. Фрагменты лексикона младшего школьника, отражаемые в предикативно-номинативном ядре предложения с глаголами восприятия в позиции предиката / Е. В. Тарасенко // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – Сер. Общественные и гуманитарные науки. – СПб., 2008. – № 12 (84). – 0,5 п.л.

4. Никитина Е. Ю. Вопрос о детской языковой картине мира / Е. Ю. Никитина, Е. В. Тарасенко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 5. – 0,8 п.л.

5. Тарасенко, Е. В. Модели предложений с предикатами эмоционального отношения в речи младшего школьника / Е. В. Тарасенко // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. – Сер. Общественные науки. – Ростов н/Д, 2009. – № 6. – 0,2 п.л.

6. Тарасенко, Е. В. Роль предикатов знания в конструировании детской языковой картины мира / Е. В. Тарасенко // Вестник Волгоградского государственного университета. – Сер. 2. Языкознание. – 2009. – № 2 (10). – 0,4 п.л.

7. Тарасенко, Е. В. Рекуррентность синтаксических концептов в речи младшего школьника / Е. В. Тарасенко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2011. – № 1. – 0,3 п.л.

8. Тарасенко, Е. В. Синтаксический концепт «агенс воздействует на объект», репрезентирующий психическую деятельность в речи младшего школьника / Е. В. Тарасенко // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – Сер. Филология и искусствоведение. – 2011. – № 1 (2). – 0,2 п.л.

9. Тарасенко, Е. В. К вопросу о языковой картине мире эмоций (на материале речи младшего школьника) / Е. В. Тарасенко // Известия Тульского государственного университета. – Сер. Гуманитарные науки. –2012. – Вып. 1, ч. 2. – 0,5 п.л.

10. Тарасенко, Е. В. Синтаксический концепт в аспекте осложненного предложения / Е. В. Тарасенко // Вестник Адыгейского государственного университета. – Сер. Филология и искусствоведение. – Майкоп, 2012. – Вып. 3. – 0,5 п.л.

11. Тарасенко, Е. В. Субъектный детерминант как распространитель структурной схемы, репрезентирующий синтаксический концепт «психическая деятельность» в речи младшего школьника / Е. В. Тарасенко // Вестник Брянского государственного университета. – Сер. История. Литературоведение. Право. Языкознание. – 2012. – № 2 (2). – 0,2 п.л.

12. Малащенко, В. П. Синтаксический концепт, выражаемый модельно обстоятельственными детерминантами / В. П. Малащенко, Е. В. Тарасенко // Известия ЮФУ. – Сер. Филологические науки. – 2013. – № 1. – 0,5 п.л.

13. Тарасенко, Е. В. К вопросу о структуре синтаксического концепта / Е. В. Тарасенко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2013. – № 4. – 0,5 п.л.

14. Тарасенко, Е. В. Модель фрагмента детской языковой картины мира / Е. В. Тарасенко // Европейский журнал социальных наук. – 2013. – № 8-2 (35). – 0,5 п.л.

15. Тарасенко, Е. В. Синтаксическое поле «психическая деятельность» в речи младшего школьника / Е. В. Тарасенко // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2013. – № 3 (036). – 0,5 п.л.

16. Тарасенко, Е. В. Принципы параметризации синтаксического концепта / Е. В. Тарасенко // Известия ЮФУ. – Сер. Филологические науки. – 2014. – № 1. – 0,5 п.л.

17. Тарасенко, Е. В. Лингвоконцептологический подход к исследованию психической деятельности в речи младшего школьника / Е. В. Тарасенко // Европейский журнал социальных наук. – 2014. – № 4, т.1 – 0,5 п.л.

Научные публикации в других изданиях

18. Тарасенко, Е. В. К вопросу о языковой личности младшего школьника / Е. В. Тарасенко // Языковые и культурные контакты различных народов : материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Пенза : Изд-во Пензенск. гос. пед. ун-та, 2002. – Ч. 2. – 0,2 п.л.

19.Тарасенко, Е. В. Норма как критерий уровня речевого развития младшего школьника / Е. В. Тарасенко // Проблемы языкознания на рубеже веков : материалы Международной студенческой конференции. – Кокшетау : Изд-во Кокшет. гос. ун-та им. Ш. Уалиханова, 2003. – 0,1 п.л.

20.Тарасенко, Е. В. Текстовые умения младшего школьника как показатель речевого развития / Е. В. Тарасенко // Текст в системе высшего профессионального образования : материалы 1-й Международной научно-практической конференции. – Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2003. – 0,2 п.л.

21.Тарасенко, Е. В. Языковая личность младшего школьника как предмет современных лингвистических исследований / Е. В. Тарасенко // История языкознания, литературоведения и журналистики как основа современного филологического знания. История. Культура. Язык : материалы Международной научной конференции (Ростов-на-Дону – Адлер, 6–12 сентября 3003 г.). – Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2003. – Вып. 2. – 0,1 п.л.

22.Тарасенко, Е. В. К вопросу о детской языковой картине мира / Е. В. Тарасенко // Русский язык : исторические судьбы и современность : материалы II Международного конгресса исследователей русского языка (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, филологический факультет, 18–21 марта 2004 г.). – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 0,2 п.л.

23.Тарасенко, Е. В. Фрагменты языковой картины мира школьника / Е. В. Тарасенко // Язык. Дискурс. Текст : материалы Международной научной конференции, посвященной юбилею В. П. Малащенко (Ростов-на-Дону, РГПУ, лингвистический институт, 11–12 марта 2004 г.). – Ростов н/Д : Изд-во РГПУ, 2004. – Ч. 1. – 0,2 п.л.

24.Тарасенко, Е. В. Фрагмент речевого портрета младшего школьника (на синтаксическом уровне) / Е. В. Тарасенко // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики : межвузовский сборник научных трудов. – Краснодар : Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2005. – 0,6 п.л.

25.Тарасенко, Е. В. Когнитивный аспект детской языковой картины мира / Е. В. Тарасенко // Концепт и культура : материалы II Международной научной конференции (Кемерово, 30–31 марта 2006 г.). – Прокопьевск : Полиграф-Центр, 2006. – 0,3 п.л.

26.Тарасенко, Е. В. Коммуникативно-когнитивный подход к исследованию дискурса / Е. В. Тарасенко // Активные процессы в современном русском языке : материалы Всероссийской конференции. – Ростов н/Д : Легион, 2006. – 0,2 п.л.

27.Тарасенко, Е. В. Типизированные разговорные конструкции устной речи как один из признаков «речевого почерка» младшего школьника / Е. В. Тарасенко // Наследие академика В. И. Борковского и проблемы современной лингвистики : статьи, исследования, материалы / под. ред. Н. А. Тупиковой. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2006. – 0,6 п.л.

28.Тарасенко, Е. В. Роль текста в реконструкции фрагмента речевого портрета (на материале речи младшего школьника) / Е. В. Тарасенко // Русская филология. Украинский вестник. – Харьков : Альманах, 2007. – № 2–3 (33). – 0,2 п.л.

29.Тарасенко, Е. В. К характеристике лексикона языковой личности младшего школьника // Языковая личность. Речевые жанры. Текст : сборник научных трудов. – М. : НАНОО «МСГИ», 2008. – 0,2 п.л.

30.Тарасенко, Е. В. К вопросу об этапах дискурсивной деятельности продуцента / Е. В. Тарасенко // Язык. Дискурс. Текст : материалы IV Международной научной конференции. – Ростов н/Д : ИПО ПИ ЮФУ, 2009. – 0,3 п.л.

31.Тарасенко, Е. В. Модели предложений с предикатами мышления в речи младшего школьника / Е. В. Тарасенко // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – Сер. Гуманитарные науки. – Таганрог : Изд. центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. – № 2. – 0,5 п.л.

32.Тарасенко, Е. В. Изучение эмотивной лексики в структуре языковой личности / Е. В. Тарасенко // Языковая личность. Речевые жанры. Текст : сборник научных трудов. – М. : НАНОО «МСГИ», 2010. – 0,3 п.л.

33.Тарасенко, Е. В. Синтаксический концепт «психическая деятельность» в речи младшего школьника» / Е. В. Тарасенко // Речь. Речевая деятельность. Текст : материалы Всероссийской межвузовской научной конференции, посвященной памяти проф. Г. Г. Инфантовой. – Таганрог, 2012. – 0,2 п.л.

34.Тарасенко, Е. В. Языковая личность младшего школьника : специфика структурных компонентов и значимых концептов / Е. В. Тарасенко // Язык. Дискурс. Текст : материалы VI Международной научной конференции. – Ростов н/Д : АкадемЛит, 2012. – 0,2 п.л.

35.Тарасенко, Е. В. Синтаксические концепты – дискурсивные маркеры языковой картины мира / Е. В. Тарасенко // Языковая личность. Речевые жанры. Текст : сборник научных статей / под ред. И. В. Голубевой. – Таганрог : Изд-во Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та им. А. П. Чехова, 2013. – 0,2 п.л.

36.Тарасенко, Е. В. Фрагмент языковой картины мира: дискурсивный анализ / Е. В. Тарасенко // Современная филология: теория и практика : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2013. – 0,2 п.л.