Научная тема: «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»
Специальность: 13.00.01
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Теоретическая и методологическая обоснованность мониторинга качества образования, диагностики уровня готовности учащихся и студентов в процессе учебной и профессиональной деятельности, выступающих в качестве необходимых условий  по повышению  качества  подготовки субъектов образования.
  2. Теоретические положения о содержании и объеме педагогической диагностики и мониторинга качества обучения в образовательных учреждениях Республики Таджикистан.
  3. Предпосылками исследования педагогического мониторинга и тестовой подготовки учащихся и студентов выступают: массовая практика применения педагогических тестов в мире и стран постсоветского пространства (Россия, Казахстан, Кыргызстан), применение тестирования как способа итогового и промежуточного контроля достижений учащихся и студентов, низкий уровень тестовой грамотности школьников, что определяет значимость ис­следования их тестовой подготовки.
  4. Тесты являются методом педагогической диагностики, с помощью которого планируемые и определяемые учебным планом результаты могут быть объективно измерены, обработаны и подготовлены к использованию в педагогической практике; тест является одним из эффективных инструментов диагностики достижений учащихся и студентов, способствующих повышению уровня их готовности к сдаче итоговых экзаменов.
  5. Тестовая грамотность и, соответственно готовность к тестовому контролю учащихся, в том числе и к сдаче предстоящего единого вступительного экзамена в общеобразовательной школе, обеспечивается тестовой подготовкой учащихся, компонентами которой яв­ляются:
    • выработка мотивации тестирования у школьников;
    • создание системы тестов школьной успеваемости;
    • разработка специальных тестов по всем предметам, в том числе по русскому языку, для каждого класса.
  6. Условиями реализации предлагаемой модели выступают:
    • в контексте управления: учреждение центра мониторинга;     методическими советами про­межуточных и итоговых форм контроля;  введение должности тестолога;
    • в контексте подготовки педагогических кадров: введение в вузовскую программу обучения педагогической специальности курсов «мониторинг» и «тестирование».
  7. Разработанная система педагогического мониторинга и содержание тестовой подготовки учащихся и студентов оказывает положительное влияние на тестовую грамотность учащихся, их готовность к единому государственному экзамену; введение системного контроля успе­ваемости обучаемых на протяжении всего курса обучения в средней общеобразовательной и высшей школе является надёжным средством повышения качества образования.
Список опубликованных работ
I. Статьи, опубликованные в изданиях из Перечня ведущих рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК МО РФ:

1.Мухаметов Г.Б. Принципы отбора текстов по специальности в учебных целях // Вестник Таджикского национального университета. - №4. - Душанбе, 1997. - С.59-61 ISSN 2074 - 1847.

2.Мухаметов Г.Б. Проверка и оценка знаний как форма педагогического контроля // Вестник Таджикского национального университета. - №6(70) – Душанбе, 2011. - С.381-385. ISSN 2074-1847.

3.Мухаметов Г.Б. Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования. // Вестник Таджикского национального университета. -№6(70)- Душанбе, 2011. -С.387-392. ISSN 2074-1847.

4.Мухаметов Г.Б. Педагогическая оценка // Вестник Таджикского национального университета.- №8(72) – Душанбе, 2011.-С.437-439 ISSN 2074-1847.

5.Мухаметов Г.Б. Принципы контролирования успеваемости при рейтинговой системе.// Вестник Таджикского национального университета. - №7(71) - Душанбе, 2011.-С.400-404. ISSN 2074-1847.

6.Мухаметов Г.Б. Традиционный мониторинг качества подготовки по предмету «Русский язык» // Вестник Таджикского национального университета.-№12(76)- Душанбе, 2011.-С 446-450.

7.Мухаметов Г.Б. Автоматизированная оценка в педагогическом процессе.//Вестник Таджикского национального университета.-3/1(79)-Душанбе, 2012.-С.201-205

8.Мухаметов Г.Б. Место мониторинга в развитии методики преподавания русского языка как неродного.//Вестник Российско-Таджикского Славянского Университета.- №1(36) - Душанбе, 2012.-С.257-261. ISSN 2077-8325

9.Мухаметов Г.Б. Тесты как форма контроля при обучении русскому языку.//Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика.-№2-М.: Изд-во ЦМО МГУ им. М.В.Ломоносова, 2012.-С.120-122. ISSN 2074-8361.

10.Мухаметов Г.Б. Некоторые аспекты конструирования тестов: анализ и планирование. //Вестник Таджикского национального университета.-3/2(83)-Душанбе, 2012.-С.187-191. ISSN 2074-1847.

11.Мухаметов Г.Б. Проверка степени эффективности тех или иных специальных программ обучения с использованием различных форм тестов.//Вестник Таджикского национального университета.- 3/3(87)-Душанбе, 2012.- С.283-287. ISSN 2074-1847.

12.Мухаметов Г.Б. Разновидности тестового контроля при обучении русскому языку. // Вестник Таджикского национального университета.-3/4(90)-Душанбе, 2012.-С.242-245. ISSN 2074-1847.

13. Мухаметов Г.Б. Мониторинг качества учебного процесса.//Вестник Таджикского национального университета.- 3/6(96)-Душанбе, 2012.- С.159-161 ISSN 2074-1847.

14. Мухаметов Г.Б. Структурированные тесты как средство контроля знаний.//Вестник Таджикского национального университета.- 3/7(99)-Душанбе, 2012.- С.186-190 ISSN 2074-1847.

15. Мухаметов Г.Б. Прогнозирование результатов образовательного процесса // Вестник Таджикского национального университета. - 3/8(101). -Душанбе, 2012. - С.278-281 ISSN 2074-1847.

16. Мухаметов Г.Б. Понятие качества преподавания и подходы к его определению // Вестник Таджикского национального университета. - 3/1(128). -Душанбе, 2014. - С.215-220. ISSN 2074 - 1847.

II. Монографии, учебно-методические пособия:

17. Мухаметов Г.Б. Теоретические основы исследования организации контроля над учебным процессом в образовательных учреждениях республики Таджикистан / Монография.- Душанбе, 2011.-220с. ББК 45.656 Х - 123

18. Мухаметов Г.Б. Мониторинг учебных достижений учащихся по русскому языку в средней общеобразовательной школе / Монография -Душанбе, 2013.-115с. ББК 45.656 Х - 123

19. Мухаметов Г.Б. Сборник контрольных заданий./Учебное пособие для студентов нефилологических факультетов. –Душанбе, 2013.-74c.

20. Мухаметов Г.Б. Методическое руководство к практическим занятиям по русскому языку с кредитной системой образования. –Душанбе, 2013.-120c.

21. Мухаметов Г.Б. Методические разработки по практическому курсу русского языка в кредитных группах (Часть I). –Душанбе, 2013.-106c.

22. Мухаметов Г.Б. Учебное пособие по практическому курсу русского языка для студентов 1 курсов (в двух частях). – Душанбе, 2013.-216c.

III. Статьи, опубликованные в других изданиях и материалах конференций:

23. Мухаметов Г.Б. Методические требования к отбору текстов по специальности в учебных целях // Материалы Международной конференции, посвященной 50-летию ТГНУ, «Проблемы методики преподавания русского языка в вузах Республики Таджикистан».- Душанбе, 1997. - С.65-67.

24. Мухаметов Г.Б. Принципы современной русской пунктуации // Материалы научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов, посвященной 15-й годовщине Независимости Республики Таджикистан, 2700-летию города Куляб и «Году арийской цивилизации».- Душанбе, 2006. -С.225-226.

25. Мухаметов Г.Б. Проблемы изучения русского языка в вузах Таджикистан.//Материалы республиканской научно-практической конференции «Проблемы изучения русского языка в вузах Республики Таджикистан».- Душанбе, 2006.-С.64-67.

26. Мухаметов Г.Б. Профессиональная направленность обучения русскому языку при кредитной системе // Материалы Международной конференции «Наука и современное образование: проблема и перспективы», посвященной 60- летию ТГНУ.- Душанбе, 2008. -С. 495-496.

27. Мухаметов Г.Б. Использование элементов просторечия в качестве эмоционального средства // Материалы Международной конференции «Наука и современное образование: проблемы и перспективы», посвященной 60- летию ТГНУ.- Душанбе, 2008. - С. 526-528.

28. Мухаметов Г.Б. Нетрадиционный подход к обучению русскому языку // Материалы научно - практической конференции. «Проблемы регионального славяноведения».- Душанбе, 2009. -С.247-253.

29. Мухаметов Г.Б. Основные принципы системы рейтинговой оценки // Материалы Международной конференции «Русский язык и литература в образовательном пространстве СНГ».- Душанбе, 2009.- С.155-158.

30. Мухаметов Г.Б. Изучение видов глаголов в таджикских группах // Материалы Международной конференции «Проблемы функционирования и преподавания русского языка в Центральной Азии стран СНГ».-Душанбе, 2010. -С.284-289.

31. Мухаметов Г.Б. Инновационные методы работы // Материалы научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов, посвященной 18-ой годовщине Независимости Республики Таджикистан и «Году памяти Имом Аъзама».- Душанбе, 2010. -С.234-237.

32. Мухаметов Г.Б. Принципы корректирующего контроля // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Содружества независимых Государств и 20-летию независимости Республики Таджикистан. - Душанбе, 2011. - С.170-172.

33. Мухаметов Г.Б. Виды, методы и формы контроля // Материалы научно-теоретической конференции, посвященной 300-летию М.В.Ломоносова. - Куляб, 2011.- С.76-79.

34. Мухаметов Г.Б. Критерии оценочной деятельности // Материалы Международной научно-практической конференции «Русский язык в межкультурном диалоге: Проблемы функционирования и преподавания русского языка в персоязычных странах».- Душанбе, 2012.- С.173-176.

35. Мухаметов Г.Б. Классификация тестовых вопросов // Материалы Международной научно-практической конференции «Русский язык в межкультурном диалоге: Проблемы функционирования и преподавания русского языка в персоязычных странах». - Душанбе, 2012.- С.177-180.

36. Мухаметов Г.Б. Принципы тестовой технологии контроля // Материалы Международной научно-практической конференции «Роль русского языка в межкультурном диалоге: Россия и персоязычные страны (Афганистан, Иран, Таджикистан) ». -Душанбе, 2013. –C.200-202.

37. Мухаметов Г.Б. Единый вступительный экзамен как способ итогового контроля.//Материалы Международной научно-практической конференции «Русский язык и литература в современных реалиях». – Душанбе, 2014. – с.176-178.

38. Мухаметов Г.Б. Применение современных технологий на занятиях русского языка // Материалы международной конференции - «Актуальные вопросы обучения русскому и английскому языкам в условиях поликультурной и многоязычной среды» (27-28 февраля 2014 г., г. Душанбе, Республика Таджикистан), Душанбе, 2014, - С.304-308.

Учебные, методические пособия, методические рекомендации:

39. Мухаметов Г.Б. Сборник тестовых заданий по русскому языку для нефилологических специальностей. Учебное пособие. – Душанбе: изд.: Озар, 2009. – 120 с.

40. Мухаметов Г.Б. Методические руководство к практическим занятиям по русскому языку с кредитной системой образования. – Душанбе: изд.: Озар, 2010. – 120 с. (в соавторстве).

41. Мухаметов Г.Б. Учебное пособие по практическому курсу русского языка для студентов 1курсов (Часть 1) – Душанбе: изд.: Ирфон, 2013. – 226 с. (в соавторстве)

42. Мухаметов Г.Б. Учебное пособие по практическому курсу русского языка для студентов заочников – Душанбе: изд.: Ирфон, 2013. – 237 с. ( в соавторстве).

43. Мухаметов Г.Б. Интенсивный курс русского языка. Учебное пособие. – Душанбе: изд. С.И. Ахмедов Рузи , 2013. - 155 с.

44. Мухаметов Г.Б. Сборник контрольных заданий. Учебное пособие для студентов не филологических факультетов. – Душанбе: изд.: Озар, 2013. – 76 с.