Научная тема: «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ»
Специальность: 12.00.14; 12.00.13
Год: 2014
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Анализ сущностной характеристики информационной функции государства и ее основных свойств и признаков обосновывает выделение использования информационных технологий в самостоятельный объект правоотношений, на основе чего сформирована общая концепция административно-правового регулирования использования информационных технологий.

2. Информационная функция государства состоит в том, чтобы способствовать формированию информационного общества, повышению качества жизни населения путем всемерного внедрения информационных технологий в жизнь общества и государства при одновременном создании условий для полноценной защиты прав всех субъектов, участвующих в осуществлении информационной политики.

3. Выделены следующие этапы формирования правового регулирования процесса информатизации в России, имеющие значение для формирования концепции административно-правового регулирования использования информационных технологий:

I этап - 60-70-е годы ХХ столетия, когда впервые планомерно и последовательно стали внедрять автоматизированные системы управления в государственный механизм;

II этап - 90-е годы ХХ в., характеризующийся развитием сети Интернет, заложившим основу для появления первых в постсоветское время нормативных документов, направленных на информатизацию государственного управления;

III этап - начало ХХI в. (примерно до 2005 г.), когда был сформирован новый вызов государственному управлению в виде идеи создания информационного общества, а также параллельного процесса развития административной реформы. Этот период характеризовался разработкой основных концептуальных положений процесса информатизации;

IV этап - 2006-2010 годы -ознаменован реализацией концептуальных положений в федеральных, региональных и муниципальных программах;

V этап - текущий, который начался в 2011 г., и продолжается по настоящее время, направленный на обеспечение равного доступа к информационным ресурсам, развитие цифрового контента, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

4. Обосновывается вывод о том, что государственное управление использования информационных технологий представляет собой систему способов и факторов, обеспечивающих необходимые условия для формирования и удовлетворения информационных потребностей пользователей (потребителей) информации, включая обеспечение информационных потребностей высших органов государственной власти, а также информационный контроль, выражающийся в качестве, методах и формах обеспечения информационной политики государства. Развитие системы функционирования государственного управления использования информационных технологий осуществляется в целях повышения эффективности жизнедеятельности государства и общества.

5. Дается определение административно-правового режима информационного обеспечения как системы прав, обязанностей и административной ответственности, связанной с его созданием, использованием и актуализацией (сопровождением), обусловливающей повышение эффективности принимаемых решений при условии обеспечения достоверности и полноты информации, ее своевременного доведения до всех заинтересованных лиц, а также при условии организации согласованности управленческих решений территориально удалёнными участниками переговоров в режиме реального времени; доступа широкого круга пользователей (граждан, юридических лиц, общественных организаций и объединений) к источникам коллективных информационных ресурсов в сфере их профессиональной деятельности, образования, науки, культуры, права и т.д.

6. Доказано, что административно-правовое регулирование использования информационных технологий:

во-первых, обеспечивает оказание государственных услуг не только информационной направленности, но и других государственных услуг (в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.д.);

во-вторых, позволяет осуществлять внутриорганизационное управление на более современной основе: повысить скорость доведения решений до исполнителей, проконтролировать ход и результат исполнения решений, принять необходимые меры.

Поэтому использование информационных технологий в государственном управлении является предметом административно-правовых отношений, а сами информационные технологии, будучи элементом информационной среды, наряду с информационным ресурсом, представляют собой один из объектов государственного управления.

7. Информационные ресурсы являются многоаспектным объектом правового регулирования, имеющим особое значение для формирования полноценного и эффективного государственного управления. Кроме того, специфическая роль информационного ресурса при осуществлении государственной деятельности обусловливает его положение как объекта государственного управления, а деятельность субъектов права в отношении использования государственного информационного ресурса - как объекта административно-правового регулирования.

Возврат определения понятия «информационный ресурс» в федеральный закон не только обеспечит возможность свободного использования более тысячи действующих нормативных актов, которые так или иначе упоминают названную категорию, но и позволит решить ряд задач в сфере государственного управления информационной сферой вообще и информационным ресурсом в частности.

8. Административно-правовое регулирование использования информационного ресурса имеет ряд нерешенных проблем, например, отсутствует детальная регламентация возможности предоставления информационного ресурса на платной основе. В связи с этим полагаем необходимым законодательное закрепление права на бесплатное получение государственного информационного ресурса в электронном виде. Недостаточность контроля в сфере использования государственного информационного ресурса обусловлено также отсутствием административной ответственности за неразрешенное копирование документов, неверное хранение подлинников в государственных и муниципальных архивах и библиотеках. Предлагаем внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях необходимые изменения.

9. Административно-правовые режимы информационных ресурсов можно разделить по доступности: режим свободного доступа (или общий режим),включающий в себя: режим информационных ресурсов, отнесенных к общественному достоянию; режим массовой информации; режим исключительных прав на объекты информационных ресурсов, режим «одного окна» и т. п.; режим ограниченного доступа (или специальный режим), включающий в себя административно-правовые режимы сведений, подлежащих охране в режиме государственной тайны, и конфиденциальной информации. Административно-правовой режим конфиденциальной информации в свою очередь делится на административно-правовые режимы коммерческой тайны, тайны частной жизни, служебной тайны, профессиональной тайны и инсайдерской информации. Административно-правовые режимы информационных ресурсов также можно разделить по форме выражения: режим документированной информации и режим электронного документа.

10. Требуется устранение правового пробела: определения оснований административной ответственности работодателей при нарушении ими административно-правового режима тайны частной жизни работников. Так, в Федеральном законе «О персональных данных» установлено обязательное согласие работника на обработку его данных работодателем (оператором персональных данных). По аналогии с данной нормой требуется ввести норму, обязывающую работодателей брать письменное согласие работников на контроль за телефонными переговорами, электронными сообщениями и другими подобными действиями, осуществляемыми работниками на рабочем месте в рабочее время с использованием технических средств работодателя.

11. Обоснован вывод, что важнейшей задачей при определении административно-правового статуса субъектов государственного управления в условиях использования информационных технологий является обеспечение массового информационного обслуживания на основе государственного информационного ресурса. Государственные и муниципальные органы, которые владеют соответствующим информационным ресурсом, не осуществляют массового информационного обслуживания. Это связано в том числе с отсутствием у них соответствующих технологических, кадровых, организационных и финансовых возможностей. В этих случаях перспективным является создание системы, обеспечивающей взаимодействие с негосударственными информационными службами, которые бы производили информационные продукты и оказывали бы информационные услуги, основываясь на использовании государственных информационных ресурсов. Поэтому необходимо обеспечить административно-правовое регулирование системы взаимодействия органов власти и негосударственных информационных служб по поводу использования государственных информационных ресурсов и условий распространения информационных продуктов и услуг.

12. Обосновывается, что информационные услуги, оказываемые органами государственной власти, выступают разновидностью государственных услуг в электронной форме, или электронных государственных услуг. Понятия «информационные услуги» и «государственные электронные услуги» являются понятиями пересекающимися с точки зрения формальной логики.

«Электронное государство» будучи способом организации государственной власти, который основан на использовании информационных технологий, определяет концепцию развития современного общества и включает в себя деятельность органов исполнительной власти - «электронное правительство», представительной власти - «электронный парламент», а также судебной власти - «электронное правосудие», является более широким понятием, по сравнению с понятием «электронное правительство».

13. Анализ действующей системы органов власти, реализующих государственное управление информационным обеспечением в Российской Федерации, свидетельствует об отсутствии четко выстроенной и взаимоувязанной иерархии в данной сфере. В связи с этим представляется целесообразным придание Роскомнадзору статуса относительно независимого федерального органа исполнительной власти в статусе федеральной службы при Правительстве РФ с подчиненными ему структурами на уровне субъектов Федерации и на местном уровне. Данный орган власти должен не только обеспечивать создание единого информационного пространства с точки зрения его технического обеспечения, но и сущностного наполнения, а также распределения финансовых потоков на выполнение данной задачи. Одновременно в его функции включается решение задач в области информационной безопасности и защиты личной жизни. В свою очередь в каждом органе исполнительной власти, как федеральном, так и на уровнях субъектов Федерации и местном, предполагается обязательное введение должности - ответственного за внедрение информационных технологий в деятельность органов исполнительной власти и контроль за их реализацией, который назначается по согласованию с создаваемой структурой. Представляется особенно важным объединение функций контроля и надзора в сфере защиты информации с контролем за финансированием этих процессов.

Таким образом, будет реализована тенденция к более тесному взаимодействию органов власти и граждан по предметно-функциональному признаку, а также персонализирована ответственность при организации информационного взаимодействия.

14. Предложено деление форм государственного управления в условиях использования информационных технологий на правовые и неправовые. Обосновывается, что к правовым формам можно отнести лицензирование, обращения, в частности в виде запросов, составление перечней обязательно предоставляемой информации и реестров информационного ресурса, запрет на распространение определенной информации, а к неправовым - финансово-экономическое обеспечение и технологическое обеспечение государственного управления в условиях использования информационных технологий.

Методы государственного управления в условиях использования информационных технологий также предлагается разделить на правовые и неправовые. К правовым методам государственного управления в условиях использования информационных технологий можно отнести административное принуждение в информационной сфере, применяемое при установлении и привлечении к административной ответственности; административный надзор за осуществлением услуг в информационной сфере; к неправовым - методическое обеспечение управления государственным информационным ресурсом; учет и регистрацию государственного информационного ресурса и установление методик и критериев оценки его стоимости; экономическое стимулирование формирования и использования государственного информационного ресурса; унификацию используемых информационных технологий для координации управления государственным информационным ресурсом.

15. В целях концентрации ограниченных финансовых возможностей нашей страны, а также исключения дублирования исследований и разработок, которые осуществляются федеральными органами и органами субъектов РФ трех ветвей власти, необходимо разработать единую систему организационно-распорядительных документов, способных в свою очередь обеспечить единую классификацию информационных задач, работ и услуг, которая была бы направлена на унификацию информационного обеспечения органов власти.

16. Доказывается, что, несмотря на то, что Конституция РФ и другие нормативные акты гарантируют свободу доступа к информации для граждан, неразвитость информационной инфраструктуры и зачастую высокая стоимость пользования информационными сетями в труднодоступных, сельских местностях, недостаточная компьютерная грамотность создают серьезные ограничения реализации данного права. Таким образом, административно-правовое регулирование доступа к сведениям о деятельности органов власти включает в себя формирование организационно-правовой, технологической основы информирования населения. В первую очередь необходимо обеспечить стандарты качества предоставления информации государственными и муниципальными органами, а также административно-правовые меры по ликвидации цифрового неравенства.

17. Эффективность административного обеспечения использования информационных технологий в законодательной деятельности в значительной мере зависит от эффективности взаимодействия всех субъектов законодательной деятельности. Повысить эффективность такого взаимодействия следует на основе опыта создания системы межведомственного электронного взаимодействия в системе исполнительной власти.

18. Обосновывается вывод о том, что административно-правовое регулирование деятельности судебных органов в условиях использования информационных технологий включает в себя процесс информатизации судебных органов, установление регламентов по осуществлению информационных функций судебными органами, судебной статистики и кадрового обеспечения судов в целях обеспечения свободного доступа к информации о деятельности судебных органов.

19. На основе результатов, полученных в ходе проведенного исследования, автором был разработан проект Концепции информационного обеспечения органов власти в Российской Федерации, нацеленной на создание системы информационного обеспечения, консолидирующей работу всех органов государственной и местной власти, включая представительные, исполнительные и судебные органы. Изменения, произошедшие в сфере развития и использования информационных технологий, их влияние на общество в целом и на деятельность органов власти достигли такого уровня, что требуется внедрение унифицированных подходов в системе информационного обеспечения органов власти Российской Федерации.

Список опубликованных работ
Монографии и учебные пособия

1. Ковалева Н.Н., Малько А.В., Петров М.П., Саломатин А.Ю. Модернизация юридического образования как неотъемлемая составляющая российской правовой реформы (в соавторстве) / под ред. А.В. Малько и А.Ю. Саломатина. Пенза; Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. 53 с. (2,3 п.л. / 1,0 п.л.).

2. Административное право: учебник (в соавторстве) / под ред. Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. Рекомендован Минобрнауки РФ в качестве учебно-методического пособия (46,0 п.л. / 5,0 п.л.).

3. Ковалева Н.Н. Информационное право России: учебное пособие.М.: Изд-во «Дашков и Ко», 2007. 360 с. (22,5 п.л.). Рецензия на учебное пособие: Улиско А.Н. // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов, 2007. № 4.С. 40–43 (0,3 п.л.).

4.Ковалева Н.Н. Информационное право // Краткий юридический словарь / отв. ред. А.В. Малько. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 496 с. (15,5 п.л. / 1,0 п.л.).

5.Ковалева Н.Н. Информационное право // Большой юридический словарь. / отв. ред. А.В. Малько. М.: Изд-во Проспект, 2009. 704 с. (44,0 п.л. / 2,0 п.л.).

6.Ковалева Н.Н. Административная реформа и информационные правоотношения // Административная реформа в России: федеральный и региональный уровень / под ред. А.В. Малько. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та, 2009. 395 с. (21,21 п.л / 2,0 п.л.).

7. Ковалева Н.Н. Информационное право России: учебное пособие. 2-еизд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Дашков и Ко», 2009. 352 с. (22,5 п.л.).

8. Административное право: учебник (в соавторстве) / под ред. Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. М.: Норма, 2010. Рекомендован Минобрнауки РФ в качестве учебно-методического пособия (47,41 п.л. / 5,0 п.л.).

9. Ковалева Н.Н. Государственное управление в информационной сфере. Саратов: КУБиК, 2011. 224 с. (12,02 п.л.). Анонс монографии: Ковалева Н.Н.Государственное управление в информационной сфере. 2011 // Информационное право. М., 2011. № 4. Рубрика «Новинки литературы». С. 32 (0,05 п.л.); УлискоА.Н. Рецензия на монографию: Ковалева Н.Н. «Государственное управление в информационной сфере» (Саратов: КУБиК, 2011. 224 с.) // Государственная власть и местное самоуправление. М., 2013. № 1. С. 45–46 (0,3 п.л.).

10. Ковалева Н.Н. Информационное обеспечение органов власти на трехуровнях: государственном, региональном и местном. М.: Юрлитинформ, 2012.264 с. (16,5 п.л.). Улиско А.Н. Анонс монографии: Ковалева Н.Н. Информационное обеспечение органов власти на трех уровнях: государственном, региональном и местном. М.: Юрлитинформ, 2012. 264 с. // Вестник Саратовскойгосударственной юридической академии. Саратов, 2012. № 4. С. 225–226(0,2 п.л.); Гришина Я.С. Рецензия на монографию: Ковалева Н.Н. «Информационное обеспечение органов власти на трех уровнях: государственном, региональном и местном». М.: Юрлитинформ, 2012. 264 с. // Государственная власть и местное самоуправление. М., 2013. № 1. С. 47–48 (0,3 п.л.).

11.Конин Н.М., Ковалева Н.Н. Регистрация и аккредитация как элементы административно-правового статуса субъектов предпринимательской деятельности // Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: Россия и СНГ / отв. ред. Р.А. Адельханян. М.: Статут; ФБУ ГРП при Минюсте России, 2012. 327 с. (26,65 п.л. /1,0 п.л.).

12.Ковалева Н.Н. Информационное право// Юридическая энциклопедия/ под ред. А.В. Малько, С.Н. Туманова. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2013. 452 с. (68 п.л. / 4,0 п.л.).

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии

13.Ковалева Н.Н. Рецензия на учебник: Тедеев А.А. Информационное право. М.: Эксмо, 2005 // Информационное право. М., 2007. № 4. С. 40–43 (0,4 п.л.).

14.Ковалева Н.Н. Общая характеристика единого информационного пространства // Современное право. М., 2011. № 7. С. 37–38 (0,4 п.л.).

15.Ковалева Н.Н. Роль информационной безопасности в процессе организации эффективного управления регионами // Информационная безопасность регионов. Саратов, 2011. № 2. С. 72–75 (0,5 п.л.).

16.Ковалева Н.Н. Информационная функция государства // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов, 2011. № 4 (80). С. 47–50 (0,5 п.л.).

17.Ковалева Н.Н. Соотношение терминов «электронное государство» и «электронное правительство» // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов, 2011. № 6 (82). С. 106–109 (0,5 п.л.).

18.Ковалева Н.Н. Рецензия на учебник: Бачило И.Л. Информационное право. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 522 с. // Государство и право. М., 2012. № 1. С. 125–127 (0,4 п.л.).

19.Ковалева Н.Н. Система информационного обеспечения органов власти// Государственная власть и местное самоуправление. М., 2012. № 6. С. 24– 27 (0,5 п.л.).

20.Ковалева Н.Н. Правовая природа государственных информационных ресурсов // Информационные ресурсы России. М., 2012. № 2. С. 24–27 (0,5 п.л.).

21. Ковалева Н.Н. Правовые и неправовые формы государственного управления в информационной сфере // Современное право. М., 2012. № 6. С. 36–38(0,4 п.л.).

22.Ковалева Н.Н. Информатизация: опыт государственно-правового регулирования // Информационное право. М., 2012. № 2. С. 3–5 (0,5 п.л.).

23.Ковалева Н.Н. Объекты информационного пространства в структуре государственного управления в информационной сфере // Законы России: опыт, анализ, практика. М., 2012. № 6. С. 104–106 (0,4 п.л.).

24.Ковалева Н.Н. Сущность механизма информационного обеспечения// Вопросы правоведения. М., 2012. № 1. С. 41–50 (0,8 п.л.).

25.Ковалева Н.Н. Правовой режим информационных ресурсов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. Саратов, 2012. № 3 (86). С. 111–116 (0,6 п.л.).

26.Ковалева Н.Н. Государственное управление в информационной сфере // Государство и право. М., 2013. № 2. С. 78–86 (1,0 п.л.).

27.Ковалева Н.Н. Правовое регулирование информационного обеспечения законодательных органов власти // Государственная власть и местное самоуправление. М., 2013. № 1. С. 20–22 (0,5 п.л.).

28.Ковалева Н.Н. Органы публичной власти как субъекты управления в информационной сфере // Информационное право. М., 2013. № 2. С. 8–9 (0,4 п.л.).

29.Ковалева Н.Н. Правовой режим информационного обеспечения государственного управления // Информационная безопасность регионов. Саратов, 2013. № 1. С. 121–125 (0,5 п.л.).

30.Ковалева Н.Н. Вопросы взаимосвязи административно-правового регулирования и использования информационных технологий в трудах профессора В.М. Манохина // Административное право и процесс. М., 2013. № 11. С. 46–48 (0,4 п.л.).

31.Ковалева Н.Н. Государственное управление в условиях использования информационных технологий // Вестник Саратовской государственной юридической академии. Саратов, 2013. № 6 (95). С. 40–43 (0,5 п.л.).

Статьи, опубликованные в сборниках по материалам международных и всероссийских конференций

32. Ковалева Н.Н. Государственное управление и государственное регулирование деятельностью предприятий // Правовая политика: федеральные и региональные проблемы: материалы научно-практической конференции / под ред.А.В. Малько. Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права,2001. С. 54–55 (0,2 п.л.).

33.Ковалева Н.Н. Конституционные основы информационного обеспечения органов государственного управления и органов местного самоуправления. // Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития: материалы Международной научно-практической конференции. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003. Ч. 1. С. 78–79 (0,2 п.л.).

34.Ковалева Н.Н. Проблемы реализации прав физических и юридических лиц на доступ к информации местного характера // Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития: материалы Международной научно-практической конференции. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003 . Ч. 7. С. 112–113 (0,2 п.л.).

35.Ковалева Н.Н. Взаимодействие органов местного самоуправления органов государственной власти в условиях информатизации общества // Реализация положений Конституции Российской Федерации в законодательстве: материалы V Международной научно-практической конференции. Челябинск: ЮУрГУ, 2003. С. 123–125 (0,3 п.л.).

36.Ковалева Н.Н. Роль местных и региональных органов власти в обеспечении социального партнерства // Материалы заседания Комитета по образованию и культуре Палаты регионов Конгресса местных и региональных властей Европы (30 сентября – 1 октября 2004 г., г. Саратов). Саратов: Слово, 2004. С. 118–119 (0,2 п.л.).

37.Ковалева Н.Н. Проблемы взаимодействия органов власти с предприятиями // Применение норм гражданского законодательства в условиях развития рыночных отношений (к 10-летию принятия ГК РФ): материалы Международной научно-практической конференции (1–2 октября 2004 г., г. Саратов). Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. С. 69–71 (0,3 п.л.).

38.Ковалева Н.Н. Правовое обеспечение внедрения инновационных технологий как фактор противодействия кризису // Кризис экономической системы как фактор нестабильности современного общества: материалы Международной научно-практической конференции (18 декабря 2009 г.): в 3 ч. Ч. 2 / отв. ред. Л.А. Тягунова. Саратов: ИЦ «Наука», 2009. С. 94–100 (0,4 п.л.).

39.Ковалева Н.Н. Информационное взаимодействие органов управления при формировании рынка качественных образовательных услуг // Инновации в образовательных системах: материалы I Всероссийской дистанционной научно-практической конференции (25 декабря 2009 г.) / под ред. И.В. Резанович. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2009. С. 23–26 (0,4 п.л.).

40.Ковалева Н.Н. Взаимодействие и разграничение информационных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления// Актуальные проблемы нормотворчества: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. 360 с. С. 153–156 (0,3 п.л).

41.Ковалева Н.Н. Обеспечение интерактивного участия сельских граждан в управлении государством // Участие граждан в управлении делами государства: проблемы правового регулирования и реализации в условиях модернизации России: материалы Международного Конституционного Форума. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 2010. 447 с. С. 115–119 (0,3 п.л).

42.Ковалева Н.Н. Правовое регулирование государственных информационных услуг для сельских граждан // Информационное общество и социальное государство: сборник научных работ. Итоги международного теоретического семинара по информационному праву 5 февраля 2010 г. в ИГП РАН. М.: ИГП РАН, ИПО «У Никитских ворот», 2011. 248 с. С. 104–112 (0,6 п.л.).

43. Ковалева Н.Н. Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти и административная реформа// Право иего реализация в XXI веке: сборник научных трудов (по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Саратовской государственной юридической академии (29–30 сентября 2011 г.,г. Саратов): в 2 ч. / под общ. ред. С.Н. Туманова. Саратов: Изд-во ФГБОУВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2011. Ч. 1.404 с. С. 194–195 (0,4 п.л.).

44. Ковалева Н.Н. Применение информационных технологий в обеспечении права на высшее образование в Российской Федерации// Актуальные проблемы права России и стран СНГ – 2011: материалы XIII Международной научно-практической конференции с элементами научной школы (1–2 апреля 2011 г.,г. Челябинск): в 3 ч. Ч. 3: Административное, финансовое, информационное право (1–2 апреля 2011 г., Юридический факультет Южно-Уральского государственного университета). Челябинск: Цицеро, 2011. 266 с. С. 240–243 (0,5 п.л.).

45. Ковалева Н.Н. Организация системы государственного управления информационным обеспечением в электронной среде// Сборники Президентской библиотеки / Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина. СПб.: ФГБУ«Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина», 2011. Сер. «Электронное правительство». 2011. Вып. 2: Право на доступ к информации: возможности и ограничения в электронной среде: сборник материалов Международной научно-практической конференции / науч. ред. Н.А. Шевелева. СПб., 2012.298 с. С. 209–213 (0,6 п.л.).

46.Ковалева Н.Н. Система правового регулирования применения информационных технологий в избирательном процессе// Информационное общество: проблемы развития законодательства. М.: ИГП РАН; Юридическое изд-во "Юркомпани", 2012. 260 с. С. 56–65 (0,8 п.л.).

47.Ковалева Н.Н. О соотношении понятий «информационные услуги» и «государственные электронные услуги» // Актуальные проблемы права России и стран СНГ – 2012: материалы XIV Международной научно-практической конференции с элементами научной школы (30–31 марта 2012 г., Юридический факультет Южно-Уральского государственного университета). Ч. 1. Челябинск: Цицеро, 2012. 246 с. С. 150–154 (0,5 п.л.).

48.Ковалева Н.Н. Эволюция понятий «электронное государство» и «электронное правительство» в условиях формирования информационного общества// Эволюция государственных и правовых институтов в условиях развития информационного общества: материалы Международной теоретической конференции-семинара по информационному праву: сборник научных трудов (2–3 февраля 2012 г., г. Москва). М.: ИГП РАН; Юридическое изд-во «Юр-компани», 2012. 340 с. С. 154–164 (0,8 п.л.).

Иные публикации

49.Манохин В.М., Панова И.В., Ковалева Н.Н. Российское административное право: учебно-методическое пособие. Саратов: Слово, 1997. 152 с. (8,84 п.л. / 4,0 п.л.).

50.Ковалева Н.Н. Административное право Российской Федерации: учебно-методические материалы для студентов заочного факультета со сроком обучения 3 года. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003 (1,0 п.л.).

51.Система и структура органов исполнительной власти Российской Федерации: учебно-методический комментарий к Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» / под общ. ред. Н.Н. Ковалевой ( в соавт. с В.М. Манохиным, Ю.В. Соболевой, Е.В. Ильговой, М.П. Петровым). Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. 56 с. (3,0 п.л. / 1,0 п.л.).

52.Ковалева Н.Н. Информационной обеспечение органов исполнительной власти на трех уровнях: государственном, региональном и местном // Сборник выступлений на VIII Лазаревских чтениях Института государства и права РАН. М.: Изд-во ИГП РАН, 2004 (0,5 п.л.).

53.Ковалева Н.Н. Средства информационного обеспечения органов местного самоуправления // Материалы выступлений на научно-методологическом семинаре Саратовского филиала ГУ Института государства и права РАН по теме «Информационные средства модернизации Российского права» (29 сентября 2004 г., г. Саратов.). Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004 (0,6 п.л.).

54.Ковалева Н.Н. Роль органов местного самоуправления в обеспечении защиты прав детей // Проблемы и практика ювенальной юстиции, защиты прав и интересов несовершеннолетних: материалы научно-практической конференции (18 ноября 2004 г., г. Саратов). Саратов: Приволжское книжное изд-во, 2005 (0,2 п.л.).

55.Ковалева Н.Н. Организация самостоятельной работы по дисциплинам, не имеющим практических занятий: материалы учебно-методической конференции. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005 (0,3 п.л.).

56.Ковалева Н.Н. Защита прав детей и реформа в системе высшего профессионального образования // Региональная модель защиты прав детей. Опыт. Проблемы: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2007. 208 с. С. 201–207 (0,4 п.л.).

57. Ковалева Н.Н. Органы местного самоуправления и органы государственной власти в условиях информатизации общества // Актуальные проблемы государства и гражданского общества на современном этапе развития российского законодательства: материалы межвузовской научно-практической конференции (28 апреля 2007 г., г. Астрахань) /отв. ред. Н.М. Ушаков. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2007. С. 78–82 (0,4 п.л.).

58.Ковалева Н.Н. Направления совершенствования государственных образовательных стандартов высшего юридического образования // Информационное право и становление основ гражданского общества в России: материалы теоретического семинара по информационному праву в 2007 году. М.: ИГП РАН, 2008. С. 173–179 (0,4 п.л.).

59.Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (15,0 п.л. / 12,5 п.л.).

60.Ильгова Е.В., Ковалева Н.Н., Тугушева Ю.М. Информационное право России: учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. 172 с. (10,0 п.л. / 3,0 п.л.).

61.Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (8,0 п.л. / 4,0 п.л.).

62.Ковалева Н.Н. Инновационные способы и информационный мониторинг, осуществляемый органами управления образованием, как методы обеспечения качества образовательных ресурсов // Приоритетные направления развития юридического образования в условиях модернизации страны: сборник научных статей. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010 (0,5 п.л.).

63.Ковалева Н.Н. Проблемы правового регулирования использования информационных технологий в избирательном процессе // Защита прав и свобод человека и гражданина: Реалии и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции (17 ноября 2010 г., г. Саратов). Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. 132 с. С. 33–37 (0,3 п.л).

64.Арестова О.Н., Ковалева Н.Н. Комментарий к Федеральному закону от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (9,0 п.л. / 3,0 п.л.).

65.Ковалева Н.Н. Государственное управление в информационной сфере: научно-практическое пособие. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». (12,0 п.л.).

66.Ковалева Н.Н. Рецензия на книгу: Гришина Я.С. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» / под ред. О.В. Исаенковой. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 176 с. // Администратор суда. М., 2011. № 4. С. 40-41 (0,3 п.л.).