- Комплексный метод лингвокультурологической археологии заключается в синтезе герменевтического и лингвопрагматического подходов к осмыслению коммуникативной реальности (при главенстве первого из них) и позволяет проследить действие механизма осуществления перформативности на широком культурно-историческом материале, а также разработать типологию форм, в которых реализовывалась эта способность речи. Составной частью данного метода служит археология перформативных жанров речи, дающая возможность реконструировать подсистемы сакральных перформативов в исследуемых культурах, проведя сравнительный анализ этих подсистем и проследить динамику происходивших в них изменений.
- Культурно-коммуникативный механизм, детерминирующий реализацию перформативности в истории культуры, являет собой систему однонаправленных и обоюдных каузальных связей, соединяющих ментальность, картину мира, мировоззрение и прочие факторы с речевой действительностью, характеризующейся определённым модусом функционирования языка, образом переживания и «наивного» осмысления языка, каноном речевого поведения, а также с теоретической онтологией языка в культуре. В соответствии с данным механизмом, образ переживания и осмысления языка, а также модус употребления последнего тем более перформативны в культуре, чем более магическими являются ментальность и картина мира, свойственные ей.
- Образ языка и модус его употребления коррелируют в культуре с характерной для неё речевой этикой. При этом общая закономерность такова: нормы речевого поведения тем строже в культуре, чем большими возможностями в плане воздействия на бытие она наделяет язык. Так, в частности, чем более магическим является восприятие языка и, соответственно, чем более перформативным является модус его использования в культуре, тем более суровым запретам подвергаются в ней такие коммуникативные злоупотребления, как ложь, злословие и праздноречие.
- Необходимо проводить типологическое различие между архаико-языческим магизмом и средневековым сверхперформатизмом, включавшим в себя, помимо магизма первого типа, другой - наиболее значимый - церковно-христианский аспект. Если метафизическим основанием архаико-языческого магизма служило представление о магической силе, которой обладает слово само по себе по причине его субстанциональности и сущностной причастности к природному миру, то согласно сути церковно-христианского магизма, воздействие на бытие словом совершается с помощью духовной силы, дарованной человеку Богом, либо вследствие договора, заключённого между представителями поту- и посюстороннего миров, например, между Богом и Церковью или демоном и магом.
- Коммуникативная действительность начала Нового времени характеризовалась угасанием сверхперформатизма, вызванным принципиальной антимагичностью формировавшейся ментальности и картины мира, а теоретическая модель языка, создаваемая новоевропейской философией и наукой, тяготела к абсолютной констативности. По мере утверждения науки в качестве господствующей формы мировоззрения, представленная модель всё активнее влияла на обыденное сознание, изменяя образ переживания, «наивного» осмысления и модус употребления языка, что также способствовало ослаблению перформативного начала в коммуникации и формированию новой - немагической - формы осуществления перформативности.
- Первостепенным мотивом, обусловливавшим осознанный отказ многих интеллектуалов XVI-XVII вв. от использования средневековой системы сакральных перформативов, был влиятельный в тот период принцип приспособления к обстоятельствам. В нём выражалась квинтэссенция реалистического мировосприятия, которое всё настойчивее определяло мышление и поведение людей того времени. Утверждение данного принципа, в частности, обессмыслило такие традиционные священнодействия, как обет и клятва, совершение которых создавало необходимость действовать вопреки возможным жизненным обстоятельствам. Кроме того, указанный принцип стимулировал мутацию средневековой речевой этики, результатом чего стало признание недоверия в качестве нормы и исходной презумпции, охватывающих всё пространство человеческих взаимодействий.
1.Карабыков А.В. Проблема конститутивных признаков предложения в отечественном языкознании XVIII–XXI веков / А.В. Карабыков. – Омск: Омский государственный университет, 2005. – 210 с. – 13,5 п.л.
2.Карабыков А.В. Метафизика языка в культурах древности. Египет. Израиль. Рим / А.В. Карабыков. – Омск: Омский юридический ин¬ститут, 2011. – 200 с. – 13 п.л.
3.Карабыков А.В. Логос и глагол. Символ, слово, речевое действие в культуре христианского Средневековья / А.В. Карабыков. – СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2013. – 352 с. – 15 п.л.
Статьи в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией в Перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий
4.Карабыков А.В. О природе коммуникативного смысла высказывания / А.В. Карабыков // Омский научный вестник. – 2006. – №5 (40). – С. 161–163. – 0,3 п.л.
5.Карабыков А.В. Проблема функционирования языка в её отношении к динамике жанровой системы речи / А.В. Карабыков // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 327. – С. 11–18. – 0,8 п.л.
6.Карабыков А.В. О роли имени и именования в Ветхом Завете / А.В. Карабыков // Религиоведение. – 2009. – № 3. – С. 5–11. – 0,6 п.л.
7.Карабыков А.В. Ключевые черты речевого поведения в древнеримской культуре I в. до н.э. – II в. н.э. / А.В. Карабыков // Вестник Омского университета. – 2010. – № 3. – С. 114–119. – 0,6 п.л.
8.Карабыков А.В. Эскиз сакральной семиотики Древнего Рима / А.В. Карабыков // Религиоведение. – 2010. – №1. – С. 101–108. – 0,7 п.л.
9.Карабыков А.В. Лингвистическая теория Рима в социокультурном контексте I в. до н.э. – I в. н.э. / А.В. Карабыков // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 338. – С. 19-25. – 0,8 п.л.
10. Карабыков А.В. Система сакральных перформативов и их роль в культуре и жизни Рима I в. до н.э. – I в. н.э. / А.В. Карабыков // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2010. – № 3 (11). – С. 26–40. – 0,9 п.л.
11. Карабыков А.В. Имя в картине мира и религиозно-магических практиках Древнего Египта / А.В. Карабыков // Религиоведение. – 2010. – № 3. – С. 124–132. – 0,8 п.л.
12. Карабыков А.В. Лингвистические воззрения Августина в культурном контексте поздней Античности и раннего Средневековья / А.В. Карабыков // Язык и культура. – 2011. – № 4 (16). – С. 30–43. – 1 п.л.
13. Карабыков А.В. Текст как мир, и мир как текст (К вопросу о сущности символической герменевтики в европейской культуре Средних веков) / А.В. Карабыков // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2011. – № 2 (14). – С. 12–20. – 0,7 п.л.
14.Карабыков А.В. Об основаниях лингвистической концепции в трудах мыслителей каппадокийского кружка (IV в.) / А.В. Карабыков // Вестник Томского государственного университета. 2011. – № 351. – С. 22–28. – 0,8 п.л.
15.Карабыков А.В. О роли языка в эпистемологии Фомы Аквинского / А.В. Карабыков // Религиоведение. – 2011. – № 4. – С. 88–97. – 0,7 п.л.
16.Карабыков А.В. Прагматика обета в европейской культуре Средних веков / А.В. Карабыков // Вестник Омского университета. – 2012. – № 1 (63). – С. 166–172. – 0,6 п.л.
17.Карабыков А.В. Смысл и судьба риторики в христианской культуре Средневековья / А.В. Карабыков // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2012. – № 1 (17). – С. 23–33. – 0,8 п.л.
18.Карабыков А.В. Проблема «языка» и мышления животных в философских доктринах начала Нового времени / А.В. Карабыков // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 366. – С. 35–41. – 0,8 п.л.
19.Карабыков А.В. Пути культивирования символизма в культуре христианского Средневековья / А.В. Карабыков // Омский научный вестник. – 2013. – №1 (115). – С. 189–193. – 0,4 п.л.
20.Карабыков А.В. Проблема лжи в трудах мыслителей христианского Средневековья / А.В. Карабыков // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2013. – № 2 (22). – С. 177–185. – 0,7 п.л.
21.Карабыков А.В. Пути преодоления символического миропонимания в раннее Новое время / А.В. Карабыков // Религиоведение. – 2013. – № 1. – С. 98–110. – 0,8 п.л.
Публикации в других научных изданиях
22.Карабыков А.В. Понятие коммуникации в синтаксической концепции А.А. Шахматова / А.В. Карабыков // Вестник Северо-Казахстанского государственного университета. Петропавловск: Северо-Казахстанский государственный университет. – 2004. – №11. – С. 160–165. – 0,4 п.л.
23.Карабыков А.В. Основы структурного соотношения предложения и высказывания / А.В. Карабыков // Межвузовский вестник № 1. – Петропавловск: Северо-Казахстанский государственный университет, 2004. – С.144–149. – 0,4 п.л.
24.Карабыков А.В. Речь и безмолвие в культуре христианского Средневековья / А.В. Карабыков // Человек – слово – текст – контекст: проблемы современных лингвистических исследований. – Вып. 3. – Омск: Омский государственный университет, 2005. – С. 30–54. – 1,2 п.л.
25.Карабыков А.В. Очерк истории отечественной теории предложения / А.В. Карабыков // Вестник Омского университета. – 2005. – №3. – С. 64–67. – 0,4 п.л.
26.Карабыков А.В. Проблема устройства предложения в синтаксической концепции Д. Н. Овсянико-Куликовского / А.В. Карабыков // Вестник Омского юридического института. – 2007. – № 6. – С. 90–92. – 0,3 п.л.
27.Карабыков А.В. Речевой жанр клятвы в истории культуры / А.В. Карабыков // Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике: материалы Международной научной конференции: в 3 ч. – Кемерово: Юнити, 2006. – Часть 3. – С. 226–231. – 0,3 п.л.
28.Карабыков А.В. О причинах динамики жанровой системы речи / А.В. Карабыков // Российский лингвистический ежегодник, 2007. – Вып. 2 (9). – Красноярск, 2007. – С. 91–100. – 0,4 п.л.
29.Карабыков А.В. Об основаниях энергийной философии языка в концепциях М.М. Бахтина и Л. Витгенштейна / А.В. Карабыков // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты: материалы III Международной научно-практической конференции. – Бийск: Бийский государствен¬ный педагогический университет, 2006. – С. 17–21. – 0,3 п.л.
30.Карабыков А.В. Аспекты развития жанровой системы речи / А.В. Карабыков // Системное и асистемное в языке и речи: материалы Международной научной конференции. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2007. – С. 40–46. – 0,4 п.л.
31.Карабыков А.В. О специфике переживания языка архаическим сознанием / А.В. Карабыков // Славянские языки и культура: материалы Международной научной конференции. – Тула: Тульский государственный педагогический университет, 2007. – С. 135–138. – 0,3 п.л.
32.Карабыков А.В. Образ переживания и «наивная» онтология языка в Ветхом Завете / А.В. Карабыков // Вестник Омского юридического института. 2007. – №7. – С. 113–115. – 0,25 п.л.
33.Карабыков А.В. К вопросу о системном представлении функций языка / А.В. Карабыков // Вестник Омского университета. – 2008. – № 3. – С. 79–84. – 0,5 п.л.
34.Карабыков А.В. Прагматика клятвы в контексте развития культуры / А.В. Карабыков // Филологический ежегодник. Омск: Омский государственный университет, 2007-2008. – Вып. 7-8. – С. 98–106. – 0,7 п.л.
35.Карабыков А.В. О роли имени Бога в сакральных перформативах Ветхого Завета / А.В. Карабыков // Язык. Человек. Ментальность. Культура: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Ч. 1. – Омск: Омский государственный университет, 2008. – С. 232–236. – 0,3 п.л.
36.Карабыков А.В. «От пустословия только ущерб…»: проблема описания речевого поведения в культуре Древнего Израиля / А.В. Карабыков // Вестник Омского юридического института. – 2008. – № 1(8). – С. 63–66. – 0,3 п.л.
37.Карабыков А.В. О роли клятвы в языковом сознании древнего Израиля / А.В. Карабыков // Славянские чтения: сборник научных статей и материалов научно-практической конференции. – Омск: Омский государственный университет, 2008. – Вып. XI. – С. 56–59. – 0,3 п.л.
38.Карабыков А.В. Прагматика обета в Ветхом Завете / А.В. Карабыков // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 г., Челябинск: в 4 т. – Т. 3. – Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2008. – С. 132–135. – 0,3 п.л.
39.Карабыков А.В. Имя в элитарном сознании Рима I в. до н.э. – I в. н.э. / А.В. Карабыков // Вестник Омского юридического института. – 2008. – № 2 (9). – С. 79–81. – 0,3 п.л.
40.Карабыков А.В. О космогонических и онтологических основаниях мифологии языка в Древнем Египте / А.В. Карабыков // Вестник Омского юридического института. – 2009. – № 2 (11). – С. 92–97. – 0,4 п.л.
41.Карабыков А.В. Основные черты прагматического устройства клятвы в римской культуре I в. до н.э. – I в. н.э. / А.В. Карабыков // Вестник Омского юридического института. – 2009. – № 1 (10). – С. 82–84. – 0,25 п.л.
42.Карабыков А.В. Молчание как стержневой концепт культуры христианского Средневековья / А.В. Карабыков // Вестник Омского юридического института. – 2010. – № 2 (13). – С. 101–104. – 0,3 п.л.
43.Карабыков А.В. Взаимосвязь языка и культуры: новый взгляд на старую проблему / А.В. Карабыков // Языки культуры: историко-культурный, философско-антропологический и лингвистический аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (9 февраля 2010 г.): В 2 т. Том 1. – Омск: Издательство Омского экономического института, 2010. – С. 244–246. – 0,25 п.л.
44.Карабыков А.В. Принцип герменевтического круга «на службе» у исторической прагматики / А.В. Карабыков // Концепции и технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку: материалы международной научно-практической конференции (Омск, 7 апреля 2011 г.). – Омск: Омский юридический институт, 2011. – С. 81–87. – 0,3 п.л.
45.Карабыков А.В. Проблема конститутивных признаков предложения в отечественном языкознании XVIII–XXI веков / А.В. Карабыков // Лингвистика человека: антология. – Омск: Вариант-Омск, 2012. – С. 328–334. – 0,4 п.л.
46.Карабыков А.В. Кризис риторики и речевой идеал в европейской культуре XVII в. / А.В. Карабыков // Язык как система и деятельность – 3: материалы международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 3–6 октября 2012 г.). – Ростов н/Д.: Издательство НМЦ «Логос», 2012. – С. 140–141. – 0,25 п.л.