2. Психологическая концепция проявления феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде включает в себя интеграцию следующих уровней:
- методологического (реализация ведущих методологических принципов: системности; развития; саморазвития; детерминизма; единства сознания, личности и деятельности; субъекта; проблематизации; индивидуализации; соотношения актуального и потенциального; оптимизации; общественно-исторической обусловленности; всеобщей связи и обоснования использования интегративного подхода, включающего в себя синтез аспектов системного, междисциплинарного, целостно-функционального, субъектного и типологического подходов);
- теоретического (синтез субстратного, атрибутивного, категориального, структурного, функционального, генетического, динамического, критериального, топологического и типологического аспектов в обосновании целостного научного представления и разработки теоретической модели психологической структуры, особенностей проявления и развития изучаемого феномена в разновозрастной студенческой среде; определение его сущностных признаков, движущих сил, психологических механизмов и функций);
- эмпирического (разработка исследовательской программы выявления этапов, компонентного состава психологической структуры, включающей меж- и внутрикомпонентные связи, возрастные и половые различия, в динамике взаимосвязей показателей структурной организации и определение параметров оценки, показателей и уровней развития интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде);
- прикладного (выявление психологических затруднений и барьеров, а также системы детерминант и средств продуктивного развития изучаемого феномена);
- экспериментального (внедрение комплексной программы «Техника интеллектуального труда» и установление ее продуктивности в развитии меж- и внутрикомпонентных связей у личности с разным типом структурной организации изучаемого феномена).
3. Интеллектуальная деятельность личности как вид деятельности имеет общие (одинаковые с любым другим видом деятельности) и специфические (присущие только данному виду деятельности) характеристики проявления. Общие характеристики проявления раскрываются через следующие параметры оценки: в когнитивном компоненте - предмет (анализ и обработка информации; применение знаний, умений и навыков, связанных с идеальным представлением о предмете; осмысление решаемой задачи; операцию (развернутость отдельных операций в зависимости от содержания деятельности; наблюдение в целях обнаружения некоторого общего отношения исследуемого предмета); в мотивационном компоненте - мотив (реализация потребностей, интересов, убеждений, установок, стереотипов и ценностей личности, ее познавательной активности; наличие объекта деятельности), задача (обнаружение признаков исследуемого предмета и выявление его отношений с другими объектами окружающего мира; выполнение действий и операций, исходя из целей и содержания деятельности); в эмоциональном компоненте - позиция (выраженность эмоционального отношения к задаче); в регулятивном компоненте - средства (наличие программы действий с использованием духовных, материальных, технических, инструментальных средств, понятий и потенциальной энергии) и в результативном компоненте - результат и его оценка (определяются в соответствии с целью деятельности путем выполнения предметно-практических действий, моделирования и преобразования предмета, его новизна).
Специфические характеристики проявления интеллектуальной деятельности личности раскрываются через следующие параметры: в когнитивном компоненте - предмет (познание специфичных явлений окружающего мира; отражение межпредметных связей и отношений; порождение полифункциональности; выявление актуальной задачи; определение объективного содержания интеллектуальной деятельности, которое направляет движение, перенос и интенцию интеллектуального действия, операция (фиксация выбора соответствующей операции); в мотивационном компоненте - мотив (актуализация интеллектуальных действий и операций в соответствии с поставленной целью и индивидуально-психологическими качествами личности, ее самомотивацией и локусом контроля), задача (выбор интеллектуальных действий и операций; активизация смысло- и целеобразования; развитие рефлексии); в эмоциональном компоненте - позиция (осуществление интеллектуальных действий в зависимости от знаний и опыта); в регулятивном компоненте - психологические средства (использование символьных, словесных и модельных заменителей материальных объектов в зависимости от знаний и индивидуально-психологических качеств личности, ее интуиции) и в результативном компоненте - результат и его оценка (адекватность системы оценивания интеллектуальных достижений личности; способность к выведению закономерностей; авторское видение решения задач, успешное выполнение тестовых заданий).
4. Сущностные признаки интеллектуальной деятельности личности раскрываются через целостность, предметность, осознанность, принадлежность субъекту, смыслообразование, целеобразование, рефлексивность, интеллектуальную активность, творчество и применение знаний.
Интеллектуальная деятельность личности - это динамическая, иерархическая, смысловая система единства «внешнего и внутреннего»; взаимодействия субъекта с самим собой, другими людьми, окружающим миром и информацией. В процессе этого взаимодействия происходит: проявление интеллектуальной активности, напряженности и действий в решении теоретических и практических задач (контроль содержания и результата интеллектуальной деятельности, его оценка и моделирование); адаптация к новым условиям проблемных ситуаций, развертывание интеллектуальных действий и операций (понимание, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, различение и сопоставление понятий, конструирование, ассоциирование, аналогии, аргументирование, установление связей, выяснение значений и смыслов, индукция, дедукция, доказательство и интерпретация) на основе рациональной и интуитивной трансформации знаний; преобразование предмета в продукт (соответствие знаний и навыков целям, сформированным на основе ценностей личности и ее представлений о конечном результате; новизна и авторское видение решения актуальных задач; выведение закономерностей; творческое преобразование или создание новых теоретических и практических разработок; генерация идей и новой информации; познание себя и других; успех в жизни).
5. Психологическая структура интеллектуальной деятельности личности включает в себя качественные характеристики функционального единства показателей следующих компонентов: когнитивного (дополнение предложений, исключение слова, аналогии, обобщение, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение и обобщение, рациональный и интуитивный подходы к решению проблемы, практический план способностей, теоретический план способностей, полезависимость, поленезависимость), мотивационного (цели в жизни, смысловая наполненность жизни, результат жизни, локус контроля, ценности общения, самомотивация, осмысленность жизни, абстрактные, конкретные и индивидуалистические ценности, ценности дела, самоутверждения и принятия других людей, вера, осознанность жизненных предназначений, гармоничность жизненных предназначений), эмоционального (эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, эмпатия, распознавание эмоций других людей, интегративный уровень, экспрессивность, чувствительность, эмоциональная стабильность, склонность к доминированию), регулятивного (тревожность, интеллектуальная напряженность, конкретная концептуализация, абстрактная концептуализация, толерантность (нетолерантность) к нереалистическому опыту, смелость, социальная желательность) и результативного (успешность выполнения совокупности всех тестовых заданий).
6. Совокупность параметров оценки и показателей компонентов отражает уровни развития интеллектуальной деятельности личности, которые имеют различную степень интеграции меж- и внутрикомпонентных связей в зависимости от типологии и соотношения показателей исследуемого феномена. В изучаемой выборке наиболее выражен средний уровень развития интеллектуальной деятельности личности.
7. Возрастные и половые различия на разных этапах развития интеллектуальной деятельности личности проявляются гетерохронно. Каждый возрастной этап характеризуется спецификой показателей компонентов структуры изучаемого феномена.
С повышением возраста становится более выраженным рациональное решение проблем, что отражает когнитивный компонент интеллектуальной деятельности личности. Усиливается ригидность познавательного контроля как способность жестко следовать намеченному плану и возрастает конкретная концептуализация, представленная способностью к анализу ситуации в конкретных условиях, что соответствует мотивационному компоненту. По эмоциональному компоненту с возрастом наблюдаются усиление эмоциональной осведомленности, социальной желательности, замкнутости и уменьшение выраженности эмоциональных состояний. По регулятивному компоненту с повышением возраста происходит усиление полезависимости и ориентации на внешние социальные признаки, устойчивости к стрессу и нормативности, при этом уменьшается экспрессивность. Успешность выполнения тестовых заданий как показатель результативного компонента имеет положительную динамику.
Динамика половых особенностей проявления феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде показывает отсутствие значимых различий показателей когнитивного компонента, за исключением поленезависимости, которая выше у мужчин. По мотивационному компоненту существуют значимые различия: у мужчин более выражено наличие целей в жизни, ее осмысленность, направленность на самореализацию, они альтруистичны в оценке ситуации и ориентированы на общение с принятием других; у женщин более выражены этические и индивидуалистические ценности. Эмоциональный компонент отражает выраженность экспрессивности эмоциональных переживаний, чувствительность и эмоциональность у женщин по сравнению с мужчинами. По регулятивному компоненту для женщин более характерен внешний локус контроля, отражающий уровень развития социального интеллекта и ориентацию на внешние социальные признаки, а для мужчин - самодостаточность, самоконтроль и конкретная концептуализация. По результативному компоненту успешность выполнения тестовых заданий у мужчин значимо выше, чем у женщин. И у мужчин, и у женщин преобладает средний уровень развития интеллектуальной деятельности личности.
8. Типология интеллектуальной деятельности личности определяется различным соотношением показателей компонентов ее структуры с использованием корреляционного, факторного анализа и апостериорного сравнения групп по методу Тюке. Зависимости между показателями компонентов у различных типов структурной организации интеллектуальной деятельности личности образуют корреляционные плеяды и отличаются различной степенью выраженности меж- и внутрикомпонентных связей. Анализ факторных нагрузок позволяет выделить следующие типы структурной организации интеллектуальной деятельности личности с доминированием определенных компонентов: операциональный (когнитивный), аксиологический, экстравертированный, эмоциональный (эмоциональный), гармоничный и конкретный (мотивационный), абстрактный (когнитивный и мотивационный), интеллектуально-выносливый (когнитивный и регулятивный) и генерирующий (результативный компонент).
Установленные взаимосвязи между показателями компонентов у разных типов структурной организации интеллектуальной деятельности позволяют определить стратегии развития изучаемого феномена в разновозрастной студенческой среде.
Операциональный тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности характеризуется высоким уровнем развития творческого потенциала, интеллектуальной активностью и выраженным внутренним локусом контроля; средним уровнем развития целеобразования, рефлексивности, мотивации и эмоциональной регуляции; имеет высокозначимые связи по следующим показателям: внутренний локус контроля (с абстрактным типом), любознательность (с экстравертированным и абстрактным типами) и творческий потенциал (с конкретным, аксиологическим, экстравертированным, эмоциональным, гармоничным, абстрактным и интеллектуально-выносливым типами).
Аксиологический тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности характеризуется выраженным осознанием цели, внешним локусом контроля, самоконтролем, экспрессивностью; средним уровнем развития рефлексивности, напряженности, интеллектуальной активности, креативности, мотивации, саморегуляции, эмоциональной регуляции, а также низким уровнем развития тревожности; имеет высокозначимые связи по следующим показателям: цели в жизни (с конкретным типом), осмысленность жизни (с операциональным, гармоничным и абстрактным типами), экспрессивность (с операциональным, экстравертированным, эмоциональным, гармоничным, абстрактным типами), тревожность (с конкретным, операциональным, экстравертированным, эмоциональным, гармоничным, абстрактным, интеллектуально-выносливым и генерирующим типами).
Экстравертированный тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности характеризуется выраженной рефлексивностью, тревожностью и напряженностью; средним уровнем развития смысло- и целеобразования, креативности и мотивации при низком уровне развития интеллектуальной активности; внешним локусом контроля; имеет высокозначимые связи по показателям: управление своими эмоциями (с гармоничным и абстрактным типами) и нетолерантность к нереалистическому опыту (с интеллектуально-выносливым типом).
Эмоциональный тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности характеризуется выраженным внешним локусом контроля, а также внутренней мотивацией к деятельности, управлением своими эмоциями при высокой тревожности и напряженности, высоким уровнем развития саморегуляции и самоконтроля; средним уровнем развития смысло- и целеобразования, рефлексивности, интеллектуальной активности и креативности; имеет высокозначимые связи по таким показателям: творец (с гармоничным и интеллектуально-выносливым типами), управление своими эмоциями (с конкретным, операциональным, аксиологическим, экстравертированным, гармоничным, абстрактным, интеллектуально-выносливым и генерирующим типами) и самомотивация (с конкретным, операциональным, аксиологическим, экстравертированным, гармоничным, абстрактным, интеллектуально-выносливым и генерирующим типами).
Гармоничный тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности характеризуется выраженным внешним локусом контроля, высоким уровнем развития рефлексивности и самоконтроля, а также низким уровнем развития мотивации к деятельности, низкой экспрессивностью, низким управлением своими эмоциями при высокой тревожности; средним уровнем развития смысло- и целеобразования; имеет высокозначимые связи по показателю внутренний локус контроля (с конкретным типом).
Конкретный тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности характеризуется высоким уровнем развития смыслообразования, рефлексивности, саморегуляции, самоконтроля, тревожности и напряженности; средним уровнем развития целеобразования, интеллектуальной активности и креативности при выраженной склонности к принятию оригинальных решений на основе нового опыта; выраженным внутренним локусом контроля; имеет высокозначимые связи по следующим показателям: внутренний локус контроля (с операциональным и гармоничным типами), тревожность (с интеллектуально-выносливым и аксиологическим типами), самоконтроль (с интеллектуально-выносливым типом), творческий потенциал (с интеллектуально-выносливым типом) и толерантность к нереалистическому опыту (с эмоциональным типом).
Абстрактный тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности характеризуется выраженным внешним локусом контроля, высоким уровнем развития креативности, саморегуляции и самоконтроля; средним уровнем развития смысло- и целеобразования, рефлексивности, мотивации к деятельности, эмоциональной и волевой регуляции; имеет высокозначимые связи по таким показателям: внешний локус контроля (с генерирующим типом) и напряженность (с операциональным и генерирующим типами).
Интеллектуально-выносливый тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности характеризуется выраженным внутренним локусом контроля, высоким уровнем развития эмоциональной стабильности, интеллектуальной активности, креативности, саморегуляции; средним уровнем развития мотивации, смыслообразования; низким уровнем развития целеобразования, рефлексивности, самоконтроля, тревожности и напряженности; имеет высокозначимые связи по показателю эмоциональная стабильность (с конкретным, операциональным, аксиологическим, экстравертированным, эмоциональным, гармоничным, абстрактным и генерирующим типами).
Генерирующий тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности характеризуется выраженным внешним локусом контроля, эмоциональной стабильностью, высокой тревожностью и напряженностью, творческим потенциалом, высоким уровнем развития целе- и смыслообразования, креативности, рефлексивности и самоконтроля; средним уровнем развития мотивации и интеллектуальной активности; имеет высокозначимые связи по показателям: цели в жизни (с интеллектуально-выносливым типом) и эмоциональная стабильность (с аксиологическим и экстравертированным типами).
9. Существуют значимые различия в соотношении смысло- и целеобразования, рефлексивности, интеллектуальной активности, креативности, мотивации, а также в стилях саморегуляции, локуса контроля и социального самоконтроля в зависимости от типа структурной организации интеллектуальной деятельности личности.
10. Разрешение противоречий внутри интеллектуальной деятельности при анализе психологических затруднений и барьеров: понимания (отсутствие любознательности, творчества), ценностно-смысловых (невыраженность целевой установки и самомотивации, неопределенность ценностных ориентаций), аффективных (переживания по поводу понимания задачи и управления эмоциями), волевых (высокий уровень чувствительности, тревожности, напряженности) и нормативных (отражающих соотношение требований и полученного результата); средовых (вторжение в процесс интеллектуального развития других негативно влияющих людей), природных (ограничение психических и физиологических ресурсов) и личностных (отсутствие мотивации к интеллектуальному развитию) условий. Подбор психологических средств обеспечивает продуктивное развитие интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде.
11. Реализация экспериментальной комплексной программы «Техника интеллектуального труда» как развивающей технологии учитывает и обусловливает продуктивное развитие компонентов структуры изучаемого феномена. Психолого- педагогическая технология состоит из следующих блоков: целеобразования (установка на интеллектуальное совершенствование и стремление к самопознанию, погружение в свой внутренний мир, анализ интеллектуальных возможностей и личностных качеств), познавательной активности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация), эмотивный (идентификация эмоций, точное их выражение и различение, эмоциональная стабильность), контрольно- регулирующий (самоконтроль, способы регуляции, саморегуляции и мобилизации) и эффективности (фиксация изменений, самонаблюдение, обратная связь, сравнительно-сопоставительный анализ достижений, определяющих интеллектуальный потенциал, проектирование). Предложенный алгоритм включает основные шаги реализации этой программы: перспектива, движение к цели, самовыражение, достижение, новые перспективы и методические принципы - комплексного подхода, единства развития психических процессов, повышения производительности и сознательности самоконтроля, преемственности и усложнения заданий и упражнений за счет введения материала увеличивающейся сложности, экспрессивности (быстрота и динамичность).
1.Мишина, М.М. Теоретико-методологическое обоснование разработки системной концепции интеллектуальной деятельности личности : монография / М.М. Мишина. – М. : МГОУ, 2012. – 171 с. ISBN: 978-5-7017-1876-8. (10,75 п.л.)
2.Мишина, М.М. Разработка системной концепции интеллектуальной деятельности личности : монография / М.М. Мишина. – М. : МГОУ, 2012. – 146 с. ISBN: 978-5-7017-2038-9. (9,25 п.л.)
3.Мишина, М.М. Системная детерминация продуктивности интеллектуальной деятельности личности : монография / М.М. Мишина. – М. : МГОУ, 2012. – 118 с. ISBN: 978-5-7017-2005-1. (7,5 п.л.)
4.Мишина, М.М. Динамика процесса интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина. – LAP LAMBERT Acfdemic Publishing. – 2012. – 105 с. ISBN: 978-3-8465-4226-2. (6,5 п.л.)
5.Мишина, М.М. Типологические различия структурной организации интеллектуальной деятельности личности : монография / М.М. Мишина. – М. : МГОУ, 2013. – 96 с. ISBN: 978-5-7017-2019-8.(6 п.л.)
6.Мишина, М.М. Системная концепция интеллектуальной деятельности личности : монография / М.М. Мишина. – М : ИИУ МГОУ, 2013. – 556 c. ISBN: 978-5-7017-2106-5. (34,75 п.л.)
7.Мишина, М.М. Феномен интеллектуальной деятельности личности (теоретико-методологические основания и особенности проявления в разновозрастной студенческой среде) : монография / М.М. Мишина. – М. : ИИУ МГОУ, 2013. – 410 с. ISBN: 978-5-7017-2125-6. (25,75 п.л.)
8. Мишина, М.М. Становление личностной рефлексии будущих специалистов : монография / В.С. Агапов, М.М. Мишина, Е.И. Мишина. – М. : МГОУ, 2012. – 243 с. ISBN: 978-5-7017-1878-2. (15,25 / 5 п.л.)
Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК и размещенных в национальной информационно-аналитической системе РИНЦ
9.Мишина, М.М. Изучение личностных особенностей учащихся при формировании познавательных способностей и профессиональной ориентации / М.М. Мишина // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. – 2003. – № 3. – С. 25-35. (0,7 п.л.)
10.Мишина, М.М. Исследование эмоционально-волевой сферы личности и мотивации к достижению успеха у учащихся физико-математических классов / М.М. Мишина.– М., 2003. – 12 с. – Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 11.08.03, № 58201. (0,8 п.л.)
11.Мишина, М.М. Изучение познавательных способностей в структуре личности подростков и юношей / М.М. Мишина // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2005. – № 40.– С. 158-165. ISBN 978-5-88648-461-2. (0,7 п.л.)
12.Мишина, М.М. Исследование познавательных способностей подростков в условиях напряженной образовательной среды / М.М. Мишина // Вестник университета (Государственный университет управления). Социология и управление персоналом. – 2006. – № 9. – С. 104-106. ISSN 1816-4277. (0,7 п.л.)
13.Мишина, М.М. Структура познавательных способностей школьников / М.М. Мишина // Вестник МГОУ. – 2007. – № 1. – С. 21-28. ISSN 978-5-7017-1014-4. (0,7 п.л.)
14.Мишина, М.М. Интеллектуальная деятельность человека в семейно-родовых отношениях / М.М. Мишина // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2011. – № 14. – С.80-84. ISSN 1816-4277. (0,7 п.л.)
15.Мишина, М.М. Индивидуально-типологические различия структурной организации интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Акмеология. – 2011. – № 3.– С. 40-47. ISSN 2075-7577. (0,7 п.л.)
16.Мишина, М.М. Сущностные признаки интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Вестник МГАДА. – 2011 – № 5. – C. 84-90. ISSN 2077-7361. (0,7 п.л.)
17.Мишина, М.М. Индивидуально-психологические различия интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Акмеология. – 2012. – № 4. – С. 94-103. ISSN 2075-7577. (0,7 п.л.)
18.Мишина, М.М. Интеллектуальная деятельность персонала в структуре социального капитала / М.М. Мишина // Вестник МГАДА. – 2012. – № 3. – C. 36-44. ISSN 2077-7361. (0,7 п.л.)
19.Мишина, М.М. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и характера профессиональной деятельности личности / М.М. Мишина // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 3 – С. 206-209. ISSN 2075-9908 (PRINT); ISSN 2219-6048 (ONLINE). (0,5 п.л.)
20.Мишина, М.М. Соотношение смыслообразования, целеобразования и рефлексивности в зависимости от структурной организации интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 2 (9). – С. 105-108. – Meždunarodnyj naučno-issledovatel´skij žurnal. www.research-journal.org.(с).– «Литера». ISSN 2303-9868. (0,5 п.л.)
21.Мишина, М.М. Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Акмеология. – 2013. – № 2 (46). – С. 35-40. ISSN 2075-7577. (0,7 п.л.)
22.Мишина, М.М. Эмпирическое исследование интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Наука. Техника. Технологии (Политехнический Вестник). – 2013. – № 1-2. – С. 151-158. ПИ № ФС77-53093. (0,75 п.л.)
23.Мишина, М.М. Возрастные особенности интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде / М.М. Мишина // Вестник МГОУ. – 2013. – № 4. – С. 15-19. ISSN 978-5-7017-1014-4. (0,7 п.л.)
24.Мишина, М.М. Продуктивное развитие интеллектуальной деятельности личности как стратегия создания социального капитала / М.М. Мишина // Вестник МГАДА. – 2013. – № 3 (24). – C. 20-28. ISSN 2077-7361. (0,7 п.л.)
25.Мишина, М.М. Атрибуты интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Акмеология. – 2013. – Специальный выпуск. – С. 103-107. ISSN 2075-7577. (0,5 п.л.)
26.Мишина, М.М. Проявление интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде / М.М. Мишина // Акмеология. – 2014. – № 1. – С. 155-161. ISSN 2075-7577. (0,7 п.л.)
27.Мишина, М.М. Специфика интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Вестник МГОУ. – 2014. – № 1. – С. 6-12. ISSN 978-5-7017-1014-4. (0,7 п.л.)
Статьи и тезисы выступлений на международных и всероссийских конференциях
28.Мишина, М.М. Психологические особенности работы с одаренными детьми / М.М. Мишина // Университетская наука – региону : материалы научной конференции. – Ставрополь : СГУ, 1996. – 197 с. – С.75-76. (0,2 п.л.)
29.Мишина, М.М. Психологические условия развития творческой личности / М.М. Мишина // Университетская наука – региону : материалы научной конференции. – Ставрополь : СГУ, 1996. – 204 с. – С. 77-78. (0,2 п.л.)
30.Мишина, М.М. Психологические проблемы исследования личности одаренных детей / М.М. Мишина // Место психоанализа в современной науке и практике : материалы краевой научной конференции. – Ставрополь : СГУ, 1996. – 167 с. – С. 21-22. (0,2 п.л.)
31.Мишина, М.М. Развитие познавательных способностей старшеклассников с целью профориентации / М.М. Мишина // Теоретические и прикладные проблемы психологии : материалы научной конференции. – Ставрополь : СГУ, 1997. – 217 с. – С. 97-98. (0,3 п.л.)
32.Мишина, М.М. Экспериментальные исследования одаренности / М.М. Мишина // Теоретические и прикладные проблемы психологии : материалы научной конференции. – Ставрополь : СГУ, 1997. – 299 с. – С. 116-118. (0,3 п.л.)
33.Мишина, М.М. Детская одаренность и методы ее выявления / М.М. Мишина // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона : материалы ХY1 Южно-Российских психолого-педагогических чтений. – Волгоград : ВГПУ, 1997. – 205 с. – С. 89-92. (0,3 п.л.)
34.Мишина, М.М. Целенаправленное развитие познавательных способностей старшеклассников с целью профориентации / М.М. Мишина // Эвристическое образование : материалы региональной научно-практической конференции. – Ставрополь : СГУ, 1998. – 115 с. – С. 8-11. (0,3 п.л.)
35.Мишина, М.М. Психологическое консультирование учащихся физико-математических классов в выборе профессии / М.М. Мишина // Университетская наука – региону : материалы научной конференции. – Ставрополь : СГУ, 1998. – 204 с. – С. 10-11. ISBN 5-88648-117-6. (0,25 п.л.)
36.Мишина, М.М. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с высокими показателями творческих способностей / М.М. Мишина // Стратегия социального развития России и молодежь : материалы Российской научно-практической конференции. – Тула : ТГПУ, 2001. – 281 с. – С. 173-174. ISBN 5-87954-049-9. (0,2 п.л.)
37.Мишина, М.М. Повышение профессиональной компетентности специалистов социальной работы путем проведения тренинга личностного роста / М.М. Мишина // Образование и практика специалистов социальной работы: состояние, проблемы и перспективы : материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – Казань : КГМУ, 2001. – 307 с. – С. 201-202. (0,2 п.л.)
38.Мишина, М.М. Внедрение комплексной психологической технологии по развитию интеллектуальных способностей и личностных особенностей дезадаптированных подростков / М.М. Мишина // Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования : материалы Международной научно-практической конференции. – М. : МО РФ, 2001. – 284 с. – С. 107-108. (0,2 п.л.)
39.Мишина, М.М. Влияние развития когнитивной сферы на личностные качества подростков и юношей/ М.М. Мишина // Теоретические и прикладные проблемы психологии : материалы 11 Всероссийской научной конференции. – Ставрополь : СГУ, 2001. – 256 с. – С. 176-178. (0,3 п.л.)
40.Мишина, М.М. Внедрение психологических технологий при исследовании развития познавательных способностей в структуре личности / М.М. Мишина // Развитие личности как стратегия гуманизации образования : материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – Ставрополь : Северокавказский ГТУ, 2002. – 397 с. – С. 341-342. (0,26 п.л.)
41.Мишина, М.М. Изучение индивидуальных свойств личности старшеклассников системно-стилевым методом / М.М. Мишина // Научная мысль Кавказа. – 2003. – № 4. – С. 147-156. (0,7 п.л.)
42.Мишина, М.М. Системно-стилевой метод изучения индивидуально-типологических свойств личности при исследовании познавательных способностей старшеклассников / М.М. Мишина // III чтения памяти Л.С. Выготского. – М. : РГГУ, 2003. – 430 с. – С. 128-134. (0,7 п.л.)
43.Мишина, М.М. Взаимодействие психологов, педагогов и семьи в развитии личности одаренных детей / ММ. Мишина // Психологические проблемы современной российской семьи : материалы Всероссийской научной конференции. – М. : Государственный НИИ семьи и воспитания, 2003. – 328 с. – С. 137-142. (0,6 п.л.)
44.Мишина, М.М. Особенности личностной структуры учащихся, одаренных в области физико-математических наук / М.М. Мишина // Рабочая концепция одаренности в практику образования : материалы II Международной научно-практической конференции. – М. : ИП РАО, 2004. – 277 с. – С. 127-129. (0,3 п.л.)
45.Мишина, М.М. Некоторые особенности образовательной среды для детей с признаками одаренности / М.М. Мишина // Экологическая психология : материалы 4-ой Российской научной конференции. – М. : ИП РАО, 2005. – 334 с. – С. 195-197. (0,3 п.л.)
46.Мишина, М.М. Исследование межличностных отношений в современной семье / М.М. Мишина // Психологические проблемы современной российской семьи : материалы 2-й Всероссийской научной конференции. – М. : ИП РАО, 2005. – 560 с. – С. 53-57. (0,5 п.л.)
47.Мишина, М.М. Исследование познавательных способностей подростков и юношей / М.М. Мишина // VII Международные чтения памяти Л.С. Выготского. – М. : РГГУ, 2006. – 372 с. – С. 200-202. (0,3 п.л.)
48.Мишина, М.М. Развивающие игровые методы в работе с менеджерами / М.М. Мишина // Игра в неклассической психологии : материалы VIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского. – М. : РГГУ, 2007. – 154 с. – С. 124-128. (0,5 п.л.)
49.Мишина, М.М. Влияние типа семьи на интеллектуальное развитие ребенка / М.М. Мишина // Психологические проблемы смысла жизни и акме : материалы ХIII симпозиума; под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Волковой. – М. : ПИ РАО, 2008. – С. 159-162 (Режим доступа: http: www.pirao.ru). (0,3 п.л.)
50.Мишина, М.М. Особенности «Я-концепции» подростка в зависимости от группового статуса / М.М. Мишина // Проблемы взаимодействия в психологии и социальной практике : материалы международной научно-практической конференции III Левитовские чтения в МГОУ. – М. : ООО «Диона», 2008. – 350 с. – С. 283-287. ISBN 978-5-7017-1372-5. (0,5 п.л.)
51.Мишина, М.М. Социально-психологические детерминанты развития личности / М.М. Мишина // Теоретические и практические проблемы психологии : материалы III Всероссийской научной конференции. – Ставрополь : Сервисшкола, 2009. – 340 с. – С. 308-310. (0,3 п.л.)
52.Мишина, М.М. Влияние семьи на интеллектуальное развитие ребенка / М.М. Мишина // Культурно-историческая теория и социальные практики : материалы Х Международных чтений памяти Л.С. Выготсткого. – М. : РГГУ, 2009. – 400 с. – С. 274-277. (0,3 п.л.)
53.Мишина, М.М. Социально-психологические детерминанты развития способностей человека / М.М. Мишина // Камень, который презрели строители : материалы ХI международных чтений памяти Л.С. Выготсткого. – М. : РГГУ, 2010. – 366 с. – С. 244-247. (0,35 п.л.)
54.Мишина, М.М. Роль социума в индивидуальном развитии личности [Электронный ресурс] / М.М. Мишина // Прикладная психология и психоанализ. – 2010. – N 4. – Режим доступа: http:// ppip.su (дата обращения 06.05.11).
55.Мишина, М.М. Особенности проявления индивидуальности человека в социальном пространстве / М.М. Мишина // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы IV Международной научно-практической конференции. – М. : РУДН, 2011. – 259 с. – С. 59-63. ISBN 978-5-209-04004-0. (0,4 п.л.)
56.Мишина, М.М. Влияние типа семьи на социально-психологическое развитие личности / М.М. Мишина // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы : материалы Всероссийской научно-практической конференции в 3 ч., Ч. 2. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 656 с. – С. 170-173. (0,5 п.л.)
57.Мишина, М.М. Психологические различия интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Актуальные проблемы науки в современном мире : материалы Междунар. науч.-практ. конф.; М-во обр. и науки РФ. – Тамбов : изд-во ТРОО «Бизнес-наука-общество», 2011. – 203 с. – С. 113-115. ISBN 978-5-4343-0047-6. (0,3 п.л.)
58.Мишина, М.М. Возрастные различия процесса развития интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры : материалы ХII Международных чтений памяти Л.С. Выготского. – М. : РГГУ, 2011. – 316 с. – С. 173-176. (0,4 п.л.)
59.Мишина, М.М. Особенности восприятия родительской семьи в зависимости от включенности в семейно-родовые отношения / М.М. Мишина // Социально-психологические проблемы современной семьи и воспитания : материалы Международной научно-практической конференции. – М. : РАН, 2011. – 334 с. – С. 83-84. ISBN 978-5-9270-0168-2. (0,4 п.л.)
60.Мишина, М.М. Влияние семьи на интеллектуальное развитие личности / М.М. Мишина // Психологические проблемы современной семьи : материалы V Международной научной конференции. – Минск : Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, 2011. – 610 с. – C. 130-133. ISBN 978-5-9903305-2-8. (0,4 п.л.)
61.Мишина, М.М. Психологическая регуляция интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности психолога образования : сборник научных статей. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. – 158 с. – С. 86-90. ISBN 978-5-87555-634-0. (0,5 п.л.)
62.Мишина, М.М. Методологические принципы исследования интеллектуальной деятельности взрослых / М.М. Мишина // Психолого-педагогические основы обучения взрослых : материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – Ставрополь : СтГМА, 2011. – 241 с. – С. 124-129. (0,5 п.л.)
63.Мишина, М.М. Сущностные признаки интеллектуальной деятельности личности. [Электронный ресурс] / М.М. Мишина // Прикладная психология и психоанализ. – 2012. – № 4. – Режим доступ: http://ppip.idnk.ru (дата обращения 10.09.13).
64.Мишина, М.М. Этнопсихологические детерминанты развития личности / М.М. Мишина // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики : сборник докладов Х-й Юбилейной Международной научной конференции. – Липецк : Издательский центр «Гравис», 2012. – 264 с. – С. 186-190. ISBN 978-5-4353-0037-6. (0,4 п.л.)
65.Мишина, М.М. Гендерные особенности личности / М.М. Мишина // Личность как предмет классической и неклассической психологии : материалы ХIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского. – М. : РГГУ, 2012. – 256 с. – С. 117-123. (0,5 п.л.)
66.Мишина, М.М. Индивидуально-типологические различия интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Психология индивидуальности : материалы IV Всероссийской научной конференции. – М. : Логос, 2012. – 354 с. – С. 55-56. ISBN 978-5-98704-705-7. (0,2 п.л.)
67.Мишина, М.М. Психологические особенности интеллектуальной деятельности личности/ М.М. Мишина // Экономические и социально-гуманитарные проблемы современности : материалы IV Международной заочной научно-практической конференции. – М. : Книгодел, 2012. – 190 с.– С. 138-143 ISBN 978-5-9659-0082-4 (0,5 п.л.)
68.Мишина, М.М. Особенности проявления стилей саморегуляции в интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы V Международной научно-практической конференции. – М. : РУДН, 2012. – 515 с. – С. 391-395. (0,4 п.л.)
69.Мишина, М.М. Роль смысложизненных ориентаций в процессе профессионального самоопределения / М.М. Мишина // Социальное развитие и духовно-нравственный мир современной личности: проблемы российского общества : Всероссийская научно-практическая конференция. – М. : ООО «Планета», 2012. – 328 с. – С. 162-165. ISBN 978-5-91658-323-6. (0,4 п.л.)
70.Мишина, М.М. Психологические различия интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Ученые записки. Выпуск 26 : материалы Международной научно-практической конференции «Модернизация экономики и общества в России с ХХI века. – М. : НОУ ВПО «СФГА», 2012. – 114 с. – С. 52-58. ISBN 978-5-903360-67-3. (0,5 п.л.)
71.Мишина, М.М. Соотношение смыслообразования, целеобразования и рефлексивности при различных типах интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Проблемы подготовки специалистов высшей школы в современных социокультурных условиях : Всероссийская научно-практическая конференция. – Ставрополь : Изд-во Ст ГМУ, 2013. – 317 с. – С. 173-178. ISBN 978-5-89822-333-5. (0,4 п.л.)
72.Мишина, М.М. Влияние развития Я - концепции на интеллектуальную деятельность личности / М.М. Мишина // Развитие концепции Я и самости субъекта познания, общения и деятельности. Сборник статей / Под ред. В.С. Агапова, Я.В. Артемовой и Т.И. Сытько. – СПб. : Контраст, 2013. – 248 с. – С. 130-135. ISBN 978-5-4380-0023-5. (0,4 п.л.)
73.Мишина, М.М. Соотношение интеллектуальной активности, креативности и мотивации с различным типом интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Экономические и социально-гуманитарные проблемы современности : материалы V Межвузовской заочной научно-практической конференции. – М. : Спутник +, 2013. – 218 с.– С. 132-136 ISBN 978-5-9973-2668-5 (0,5 п.л.)
74.Мишина, М.М. Феномен проявления интеллектуальной деятельности личности в разновозрасной студенческой среде / М.М. Мишина // Психология сознания: Истоки и перспективы изучения : материалы ХIV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. – М. : РГГУ, 2013. – 444 с. – С. 216-222. ISBN 978-5-7281-1552-6 (0,5 п.л.)
75.Мишина, М.М. Проявление индивидуально-психологических особенностей личности в зависимости от типа семьи / М.М. Мишина // Образование и межнациональные отношения. Education and Interethnic Relation – IEIR2013 / Под ред. Э.Р. Хакимова. – Ижевск : Удмуртский государственный университет, 2013. – 185 с. – C. 42-47 (0,5 п.л.)
76.Мишина, М.М. Внешние и внутренние факторы, обеспечивающие продуктивность интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Проблемы подготовки специалистов высшей школы в современных социокультурных условиях : Всероссийская научно-практическая конференция. – Ставрополь : Изд-во Ст ГМУ, 2014. – 342 с. – С. 165-171. ISBN 979-5-89822-318-2. (0,5 п.л.)
77.Мishina, М.М. Typology of personal intellectual activity in mixed-age groups of students / М.М. Мishina Science and Technology : materials of the V international research and practice conference, Vol. II, Munich, October 3-4, 2013 / publishing office Vela Verlag Waldkraiburg – Munich – Germany, 2013 – 472 p. – P. 384-387. ISBN 978-3941352-91-9
Учебные пособия и программы
78.Мишина, М.М. Тренинг по развитию познавательных способностей : практикум по психологии / О.В. Соловьева, М.М. Мишина. – Ставрополь : Институт развития образования, 1999. – 80 с. (4,8 / 2,4 п.л.)
79.Мишина, М.М. Педагогическая психология : программа курса / В.П. Озеров, О.В. Соловьева, М.М. Мишина. – Ставрополь : СГУ, 1999. – 16 с. (1 / 0,3 п.л.)
80.Мишина, М.М. Диагностика профессиональных способностей старшеклассников : учебно-методическое пособие по исследованию профессиональных склонностей и способностей / М.М. Мишина. – Ставрополь : СГУ, 1999. – 40 с. (2,5 п.л.)
81.Мишина, М.М. Кроссворды по психологии. Учебные задания : пособие для студентов психологических факультетов / О.В. Соловьева, М.М. Мишина. – Ставрополь : Институт развития образования, 1999. – 56 с. (3,5 / 1,8 п.л.)
82.Мишина, М.М. Практическая психология : сборник программ / В.П. Озеров, О.В. Соловьева, М.М. Мишина. – Ставрополь : СГУ, 2001. – 152 с. (9,5 / 3 п.л.)
83.Мишина, М.М. Методологические принципы исследования интеллектуальной деятельности личности: учебно-методическое пособие / М.М. Мишина. – М. : МГОУ, 2011. – 53 с. (3,5 п.л.).
84.Мишина, М.М. Программа и методы эмпирического исследования интеллектуальной деятельности личности : учебное пособие / М.М. Мишина. – М. : МГОУ, 2012. – 102 с. ISBN 978-5-7017-1974-1. (6,5 п.л.)
85.Мишина, М.М. Программа развития интеллектуальной деятельности студентов «Техника интеллектуального труда» : учебное пособие / М.М. Мишина. – М. : ИИУ МГОУ, 2013. – 74 с. ISBN 978-5-7017-2111-9. (4,75 п.л.)
86.Мишина, М.М. Социально-психологические механизмы интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде : учебное пособие / М.М. Мишина. – М. : ИИУ МГОУ, 2013. – 94 с. ISBN 978-5-7017-2121-8. (6 п.л.)
87.Мишина, М.М. Закономерности структурной организации интеллектуальной деятельности студентов: учебное пособие / М.М. Мишина. – М. : ИИУ МГОУ, 2013. – 98 с. ISBN 978-5-7017-2119-5. (6,25 п.л.).
88.Мишина, М.М. Теоретическое моделирование интеллектуальной деятельности личности : учебное пособие / М.М. Мишина. – М. : ИИУ МГОУ, 2013. – 22 с. (1,5 п.л.)
89.Мишина, М.М. Соотношение интеллектуальной деятельности и личности студентов : учебное пособие / М.М. Мишина. – М. : ИИУ МГОУ, 2013. – 36 с. (2,25 п.л.).