2. Триединство правовых основ инновационного развития общества составляют: 1) государственная инновационная политика, осуществляемая как средство реализации инновационной функции государства, отражающая результат правового оформления государственно-властной воли, оказывающая непосредственное влияние на правовое регулирование, имеющая свои принципы и систему нормативного закрепления; 2) специфическая система средств нормативного и индивидуального правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу инноваций, которой присущи особые юридические формы; 3) разработанный совместно экономикой и юриспруденцией на базе исследования потребностей в правовом регулировании инновационных отношений и закрепленный в законодательстве терминологический аппарат, отражающий сущность инноваций и связанных с ними явлений.
3. Сущность инновации может быть раскрыта как образ поэтапного перехода информации в инновацию: через приобретение свойства системности и осмысленности информация превращается в знание, через акт творчества - в новое знание, через свойства экономической и социальной пользы - в новое полезное знание, через юридическую форму - в оформленное знание, которое в итоге и трансформируется в готовый продукт. Таким образом, инновация имеет три сущностных свойства: информационную природу, полезность (не без относительную, а для данного общества на данном уровне его развития) и юридическую форму. В совокупности они свидетельствуют об информационно- правовой природе инновации. При этом правовая форма инновации может быть разной и создаваться на уровне как диспозитивных, так и императивных начал.
4. При том, что конечный продукт является обязательной составляющей при юридическом понимании инновации, главенствующее значение здесь имеет информационно-правовая природа нового знания, ибо одно и то же знание может быть реализовано в различных продуктах и в разных временных отрезках благодаря «неиссякаемости» информации при ее передаче. Отсюда возникает экономический и правовой феномен множественности инновации. Также на уровне практического регулирования инновационных отношений может появиться «нереализованная инновация» или «потенциальная инновация», которые не будут иметь признака конечного продукта, но обретут юридическую форму и возможность реализации.
5. Необходимое взаимодействие экономической и юридической наук при исследовании инноваций должно исходить из равноправного влияния двух этих систем регулирования на общественные отношения в сфере инноваций и учитывать их зависимость друг от друга, а не из формулы соотношения экономики и права как содержания и формы. В частности, при разработке единого терминологического аппарата, при соотнесении системы правового регулирования с микро- и макроэкономическим уровнями, экономическими и социальными интересами, при организации совместного экономического и правового моделирования. Кроме того, развитие инновационных отношений само оказывает влияние на изменение структуры и функций экономики и права. Инновационные отношения, являясь новыми, не основанными на должном экономическом и правовом опыте, требуют новых подходов (средств, способов) к регулированию в экономике и праве и тем самым создают инновационные изменения в структуре самих экономики и права как институтов регулирования.
6. Правовое регулирование инновационных отношений, включая непосредственный правотворческий процесс, основывается в большей степени на моделировании будущих правоотношений, прогнозировании их влияния на фактическую реальность и «реакции» на них других социальных связей и в меньшей степени (чем регламентация других видов отношений) - на исследовании общественных отношений «как они есть» и использовании правового опыта. В этом смысле право опережающе воздействует на инновационные отношения. В силу большого влияния экономического и правового моделирования на правовое регулирование инновационных отношений последнее связано с созданием новых видов и субъектов правоотношений, что доказывается, в частности, появлением технико-внедренческих, промышленно-производственных зон, техно парков, инновационного центра и т. д.
7. Специфика субъектного состава инновационных отношений, стадий инновационных процессов и предметной области инновационной сферы, а также логика исторического развития правовой организации инноваций обусловливают появление в праве самостоятельных юридических форм. Юридические формы инноваций разнообразны и в частном, и в публичном праве. Многие их специальные виды закреплены в действующих нормативных правовых актах (интеллектуальная собственность), другие, имея универсальный характер, могут быть применимы к инновациям или выполнять «замещающую» функцию (договоры на выполнение работ, оказание услуг), третьи пока еще не нашли надлежащего нормативного закрепления (правовая охрана идей). Юридическая форма не меняет само знание, но может влиять на варианты его возможной реализации. Множественность инноваций как явления и множественность юридических форм инноваций взаимообусловлены и взаимозависимы.
8. Система правовых институтов, регулирующих инновационное развитие общества, включает в себя: институт общих принципов, целей и задач правового регулирования и государственной политики в сфере инновационного развития общества; институт стимулирования и поощрения инновационной деятельности, создания специальных условий для благоприятного развития творчества, изобретательства, внедрения инноваций, инновационного бизнеса; институт специального образования, науки и научно-технической деятельности; институт интеллектуальной собственности; институт инновационного предпринимательства и управления индивидуальными инновационными проектами; институт реализации некоммерческих инноваций. Данные институты не образуют новой отрасли права, но в большинстве своем имеют межотраслевой характер, сочетают нормы и методы частного и публичного права и в совокупности могут рассматриваться как единый комплексный межотраслевой институт правового регулирования инновационного развития общества.
9. Государственная инновационная политика является результатом воплощения государственно-властной воли, средством реализации инновационной функции государства и имеет особое значение для инновационного развития общества, так как во многом предшествует правовому регулированию в данной сфере. Это связано с тем, что конкретные инновационные отношения не всегда складываются в обществе в силу определенных экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности и в ряде случаев нуждаются в стимулировании и даже «навязывании» обществу с точки зрения его глобальных интересов и потребностей (пример - необходимость перехода от сырьевой экономики к экономике знаний). Речь идет об использовании программно-целевого метода, при котором общественные отношения регулируются не только из-за необходимости юридического закрепления уже сложившихся общественных отношений, но и в связи с необходимостью придать им некий импульс развития, т. е. смоделировать отношения, которые должны сложиться в будущем.
Государственная инновационная политика определяет направления и приоритеты инновационного развития общества, степень соотношения рыночной и нерыночной составляющей экономического регулирования этой сферы, контролирует процессы стимулирования и ограничения технологий и т. д., выступая, таким образом, фактором, непосредственно влияющим на правовое регулирование инновационных отношений. В то же время государственная инновационная политика не может рассматриваться как доминанта по отношению к праву, поскольку объективно ограничена принципами права и существующими юридическими конструкциями, которые сами по себе являются основой для государственной политики, ее естественным ограничителем и необходимым условием ее юридического оформления.
10. Государственная инновационная политика может быть определена как политика государства, представляющая собой систему принципов, стратегий и программ инновационного развития общества, осуществляемая в правовой форме правовыми средствами. На каждом из этих уровней решаются определенные правовые и политические задачи и используются свои формы нормативного закрепления. Например, к этим формам относятся такие сложные специальные документы, как концепции, стратегии и программы, имеющие политико-правовую сущность и содержание. Адекватная правовая организация системы государственной инновационной политики существенным образом улучшит непосредственное регулирование инновационных отношений и в целом повысит эффективность национальной инновационной системы.
11. Инновации влияют на содержание и реализацию многих основных прав и свобод человека и гражданина и на общественные отношения, возникающие при этом. Так, политическое право избирать с разработкой и внедрением в избирательный процесс электронных систем различного рода реализуется с помощью новых форм голосования, форм контроля за законностью голосования и учета его результатов. Право на доступ к информации реализуется, в том числе, в кибернетическом пространстве с помощью специальных устройств в виде компьютеров, смартфонов и т. д. Такие права человека, как право искать, получать и производить информацию, заниматься научным, техническим и иным творчеством, свободно использовать при этом свои способности к труду и предпринимательской деятельности - объединяются полностью или частично в особый комплекс прав человека в сфере инноваций. Причем формы их реализации достаточно быстро совершенствуются, поскольку совокупность конкретных правомочий, им соответствующих, постоянно расширяется и видоизменяется параллельно с инновационным развитием общества в целом. Таким образом, права человека в целом и права человека в сфере инноваций выступают важнейшим фактором и показателем взаимовлияния инноваций и права, критерием оценки эффективности государственной инновационной политики и правового регулирования в инновационной сфере.
12. Эффективность функционирования инновационных систем различного уровня должна оцениваться исходя не только из экономических показателей, но и юридических, учитывающих, в первую очередь, состояние нормативных правовых актов соответствующего уровня, результаты их реализации и применения. Причем система анализа законодательства как показателя инновационной эффективности предполагает наличие организованной совокупности методик и критериев как общеправового (соответствие норм в сфере инноваций правилам юридической силы, правовой логики, юридической техники и т. д.), так и специального, «инновационно-правового» характера (определение приоритетных стратегических направлений инновационного и научно-технического развития, закрепление системы мер государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, наличие целевых программ развития научного и инновационного потенциала и т. д.).
Такой комплексный анализ особенно полезен, например, при оценке инновационной активности субъектов Российской Федерации. В работе предлагаются варианты схематичной (табличной) формы изложения его результатов.
1.Грибанов Д. В. Правовые основы формирования инновационных систем: монография. Екатеринбург: УрГЮА, 2013. – 296 с. (17,2 п. л.).
2.Белоусова О. М., Грибанов Д. В., Шаповал А. Б., Строев П. В. Сравнительный анализ инновационной активности субъектов Российской Федерации: монография / под науч. ред. О. М. Белоусовой. М.: ИД Академии естествознания, 2011. – 196 с. (авторский вклад – 1,9 п. л.).
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК для публикации основных положений научных диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук
3.Грибанов Д. В. Насыров М. Ю. Кодификация норм об интеллектуальной собственности в РФ: четвертая часть Гражданского кодекса // Российский юридический журнал. 2007. № 2 (0,2 п. л.).
4.Грибанов Д. В. Проблемы правового регулирования инновационной деятельности // Бизнес. Менеджмент. Право. 2008. № 2 (0,3 п. л.).
5.Грибанов Д. В. Авторское право в науке, образовании и издательском бизнесе // Российский юридический журнал. 2009. № 4 (67) (0,5 п. л.).
6.Грибанов Д. В. Ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики // Российский юридический журнал. 2010. № 4 (0,9 п. л.).
7.Грибанов Д. В. Правовое регулирование деятельности инновационного центра в условиях государственной инновационной политики // Бизнес. Менеджмент. Право. 2010. № 2 (0,5 п. л.).
8.Грибанов Д. В. Аспекты понятия инноваций в экономике и праве // Право и политика. 2010. № 12 (0,8 п. л.).
9. Грибанов Д. В. К вопросу о правовой теории кибернетического пространства // Государство и право. 2010. № 4 (0,7 п. л.).
10.Грибанов Д. В. Взаимодействие экономики и юриспруденции при исследовании проблем инновационной деятельности // Российский юридический журнал. 2011. № 1 (0,7 п. л.).
11.Грибанов Д. В. Теоретико-правовое осмысление инновационного развития общества // Государство и право. 2011. № 5 (0,5 п. л.).
12.Грибанов Д. В. Правовое регулирование инновационных отношений в Советском Союзе и Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2011. № 1 (0,6 п. л.).
13.Грибанов Д. В. Научный анализ Федерального закона «Об инновационном центре „Сколково“» и предложения по его совершенствованию // Имущественные отношения в РФ. 2011. № 5 (1,1 п. л.).
14.Грибанов Д. В. Опыт совершенствования регионального законодательства в инновационной сфере // Федерализм. 2011. № 2 (62) (0,4 п. л.).
15.Грибанов Д. В. Зарубежный опыт правового регулирования отношений в сфере инновационного развития // Вестник Тюменского государственного университета. Право. 2011. № 3 (0,5 п. л.).
16.Грибанов Д. В. Государственная инновационная политика: понятие, уровни, принципы // Вестник Финансового университета при Правительстве РФ. 2011. № 3 (0,8 п. л.).
17.Грибанов Д. В. Проблемы и перспективы развития государственной инновационной политики Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 28 (121) (1 п. л.).
18.Грибанов Д. В. Развитие регионального законодательства в научно-технической сфере // Право и политика. 2011. № 5 (137) (0,7 п. л.).
19.Грибанов Д. В. Влияние глобализации на инновационное развитие (правовой аспект) // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2011. № 3 (0,6 п. л.).
20.Грибанов Д. В. Кибернетическое пространство и инновационное развитие общества: правовые проблемы взаимодействия // Вопросы правоведения. 2011. № 2 (0,4 п. л.).
21.Грибанов Д. В. Стратегии и программы как специфические правовые документы в сфере инновационного развития // Российская юстиция. 2011. № 11 (0,6 п. л.).
22.Грибанов Д. В. Правосознание общества и чувство права индивидов в сфере инновационного развития // Российский юридический журнал. 2011. № 5 (0,5 п. л.).
23.Перевалов В. Д., Грибанов Д. В. Право и экономика как институты регулирования инновационной деятельности // Государство и право. 2011. № 12 (1 п. л.).
24.Грибанов Д. В. Инновации и модернизация в жизни, экономике и праве: понятийный аппарат // Бизнес. Менеджмент. Право. 2012. № 1 (0,5 п. л.).
25.Грибанов Д. В. Роль и значение института интеллектуальной собственности в инновационном развитии общества // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2011. № 12 (0,4 п. л.).
26.Грибанов Д. В. Правовая модель инновационного развития общества // Правоведение. 2011. № 1 (0,5 п. л.).
27.Грибанов Д. В. Совершенствование законодательства об инновационном развитии с учетом изменений Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 21 июля 2011 года // Имущественные отношения в РФ. 2011. № 12 (1 п. л.).
28.Грибанов Д. В. История российского и зарубежного законодательства об инновациях // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 6. Ч. 3 (0,5 п. л.).
29.Грибанов Д. В. Правовое обеспечение инноваций // Закон и право. 2011. № 9 (0,2 п. л.).
30.Грибанов Д. В. Научный правовой анализ соотношения понятий инновация, модернизация и государственная инновационная политика // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2011. № 5 (0,6 п. л.).
31.Грибанов Д. В. Научный анализ изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» // Российский юридический журнал. 2011. № 6 (0,8 п. л.).
32.Грибанов Д. В. Правовое обеспечение информатизации как фактора инновационного развития общества // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2012. № 6 (0,5 п. л.).
33.Грибанов Д. В. Национальная инновационная система в структуре гражданского общества (теоретико-правовой аспект) // Российский юридический журнал. 2012. № 5 (0,2 п. л.).
34.Грибанов Д. В. Государственная поддержка инновационной деятельности в современном законодательстве // Бизнес. Менеджмент. Право. 2013. № 1 (0,5 п. л.).
Работы, опубликованные в сборниках материалам международных и всероссийских конференций
35.Грибанов Д. В., Шульгин Д. Б. Роль вузов в повышении эффективности развития института интеллектуальной собственности в Уральском регионе // Россия и регионы. Новые информационные продукты Роспатента: тезисы докладов Совещания руководителей опорных организаций в регионах Российской Федерации и научно-практического семинара. М.: ФГУ ФИПС, 2007 (0,1 п. л.).
36.Грибанов Д. В. Правовое положение автора разработки при ее реализации // Управление интеллектуальной собственностью предприятия: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2007 (0,1 п. л.).
37.Грибанов Д. В. Понятие и юридическая природа авторского права // Авторское право в науке, образовании и бизнесе: материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2008 (0,5 п. л.).
38. Грибанов Д. В. Информационный ресурс: понятие и роль в инновационном развитии общества // Эволюция российского права: материалы VII Всероссийской научной конференции (Екатеринбург, 17–18 апреля 2009 г.). Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2009 (0,3 п. л.).
39.Грибанов Д. В. Предпосылки и проблемы научного исследования инновационного развития общества (правовой аспект) // Интеллектуальные ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики. Кадры и технологии: тезисы докладов V Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2009. Т. 1 (0,4 п. л.).
40.Грибанов Д. В. Правовой статус хозяйственных обществ, осуществляющих внедрение результатов интеллектуальной деятельности, участниками (учредителями) которых выступают бюджетные научные и образовательные учреждения // Интеллектуальные ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики. Кадры и технологии: тезисы докладов V Международной научно-практической конференции. Том 1. Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2009. Т. 1 (0,4 п. л.).
41.Грибанов Д. В. Право. Экономика. Инновации // Эволюция российского права: тезисы докладов VIII Всероссийской научной конференции (Екатеринбург, 23–24 апреля 2010 г.). Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2010 (0,3 п. л.).
42.Грибанов Д. В. Защита интеллектуальной собственности в аспекте международной деятельности // Правовая защита, экономика и управление интеллектуальной собственностью: материалы научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ-УПИ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2010 (0,1 п. л.).
Работы, опубликованные в иных изданиях
43. Грибанов Д. В. Теоретические и практические проблемы противодействия контрафакту в свете тенденций развития российского законодательства об интеллектуальной собственности // Контрафакт как угроза экономической без опасности России (политико-правовые, оперативно-розыскные и морально- психологические проблемы противодействия): сборник статей. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2006 (1,1 п. л.).
44.Грибанов Д. В. Важнейший нематериальный актив (тезисы) // Национальные проекты России: итоги года 2007: Ежегодный каталог. Екатеринбург: АрТ-Медиа, 2008 (0,1 п. л.).
45.Грибанов Д. В. К вопросу о проблеме правового положения автора // Проблемы методологии междисциплинарных исследований и комплексного обеспечения научно-исследовательской деятельности: информационный сборник научных трудов. Екатеринбург: Центральная научная библиотека УРО РАН, 2008 (0,2 п. л.).
46.Грибанов Д. В. К вопросу о структуре информационного правового отношения // Условия реализации прав граждан и организаций на основе информационных технологий: сборник научных статей. М.: Институт государства и права РАН, 2010 (0,2 п. л.).
47.Грибанов Д. В. V Международная конференция по интеллектуальной собственности и инновационному развитию. Актуальность и перспективы // Российское право: образование, практика, наука. 2010. № 1 (0,2 п. л.).
48.Грибанов Д. В. Информатизация как фактор инновационного развития общества (правовой аспект) // Общественные науки. 2012. № 3 (0,4 п. л.).
49.Грибанов Д. В. Инновации в международном праве // Проблемы права и экономики / Костанайский социально-технический университет им. академика З.Алдамжар. Казахстан, 2012. №1–2 (0,9 п. л.).
50.Грибанов Д. В. Государственная инновационная политика в условиях информационного общества // Эволюция государственных и правовых институтов в условиях развития информационного общества: сборник научных работ. М.: ИГП РАН, 2012 (0,5 п. л.).
51.Грибанов Д. В. Человек в национальной инновационной системе (государственно-правовой аспект) // Проблемы права и экономики / Костанайский социально-технический университет им. академика З. Алдамжар. Казахстан, 2012. № 4 (0,5 п. л.).