Научная тема: «МЕСТО И РОЛЬ ОБЩЕЗНАЧИМЫХ МОРАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ И. КАНТА В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»
Специальность: 09.00.03
Год: 2014
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Этика Канта непосредственно связана с религиозными убеждениями ее создателя, признающего априорность морального закона и его равенство с законами природы как причину отвлечения всеобщих моральных норм от эмпирических условий. Его этикотеология испытывает на себе влияние идеи естественной религии.
  2. Определена совокупность основных объективных и субъективных причин, указывающих на герменевтическую проблему раскрытия содержания текстов Канта, проявившуюся в истории осмысления его идей. Учет более чем двухвекового опыта работы зарубежных и отечественных интерпретаторов способствует уяснению степени сложности и обусловленности адекватного прочтения его положений.
  3. Моральное доказательство бытия Бога не является для Канта случайным отклонением от постулирования, поскольку постулирование служит предварительной ступенью для этого доказательства. Кант последовательно связывает две свои принципиально значимые в этом отношении работы: докритического периода «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» (1762) и критического - «Критику способности суждения» (1790).
  4. Проблема определения сущности морального закона имеет у Канта многозначный характер, где есть моральный закон как формальный принцип (в категорическом императиве) и конкретные всеобщие нормы, играющие роль отдельных моральных законов при их соответствии принципу категорического императива. Моральный закон оказывается заключенным в архитектонике практического разума и одновременно расположен вне его в ноуменальной области, - он способен познаваться человеческим разумом и создан Богом.
  5. Понятие конститутивности, в отличие от понятия регулятивности, несет на себе печать достоверного знания, которое, по мнению Канта, возможно только в двух случаях. Во-первых, в области математики при подкреплении выдвигаемых положений созерцаниями, снимающими всякие сомнения. Во-вторых, в этике, при познании практическим разумом всеобщих норм морального закона. Редукция, предполагающая достоверность при выявлении упрощенной структуры объекта, проявляет себя в области научного знания, но не в философских построениях. Неокантианство стерло установленную Кантом четкую границу между регулятивными и конститутивными принципами, а понятие редукции перенесло из области научного знания в философские конструкции, что затем было подхвачено феноменологией и современной философией.
  6. Сущность кантовской мысли в области эстетики отражается в самом понятии «суждение вкуса», сочетающего сплав рационального и чувственного. Непроизвольной эмоциональной оценке предшествует, по мнению Канта, молниеносная работа априорной рефлективной способности суждения, ищущей и находящей целесообразную связь в совокупности множества уже имеющихся внутри нас субъективных значений. Сам же формальный принцип системности не содержит в себе истинной, (т.е. конститутивной) оценки.
  7. Кант антропоморфист, выступая религиозным миротворцем, поскольку он сторонник не «религии культа», разобщающей верующих, а «моральной религии», их объединяющей. Он стремится устранить разногласия между верующими с помощью критики всех искусственно созданных ими условностей как непреодолимых барьеров, сутью которых являются религиозные культовые действия. Всякий антропоморфизм, основанный не на единственном условии признания Бога моральным законодателем мира и априорного морального закона в нас, предполагающего следование общезначимым моральным нормам, Кант считает демонологией и идолопоклонством.
  8. Теорию справедливости Ролза на основе кантовской общезначимой нормы честности следует считать бесплодной попыткой найти компромисс между капиталистическим способом производства и социалистическим принципом перераспределения материальный благ на стыке двух формаций. Аналогичное действие по поиску промежуточной формы правления при переходе от феодализма к капитализму ранее предпринимал и Кант. Гипотетические средства, предлагаемые Ролзом (социальная амнезия тех, кто занят в общественном производстве при игнорировании собственных интересов в «занавесе неведения» в процессе создания законов; фактическое наличие абсолютной всеобщей честности; единство мнений, достигаемое в общественных дискуссиях и т.д.) нереальны.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Кучеренко А.В., Е.В. Кучеренко. Доопытные формы чувственности, их отношение к рассудку и речевой деятельности // Монография. Курск, 2004 С. 4-93. (5/4 п. л.).

2.Кучеренко А.В.Феноменологический метод познания // Монография. Курск, 2009. 113 с. (8,1 п. л.).

3.Кучеренко А.В. Кант и немецкая философия ХХ века. // Монография. Курск, 2010. 357 с. (23,3 п. л.).

4.Кучеренко А.В. Кант и немецкая феноменологическая традиция первой половины ХХ века // Монография. Курск, 2011. 313 с. (21,5 п. л.).

Публикации в научных журналах, аккредитованных ВАК РФ:

1.Кучеренко А.В. Эпистемологическая функция понятия эпохе в феноменологии Э. Гуссерля // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». 2008. № 4. С. 64-71 (0,75 п. л.).

2.Кучеренко А.В. Эмоция как одна из отправных точек трансцендентальной феноменологии // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал № 3. Том 1. Серия философия. Санкт-Петербург. 2009. С. 17-26 (0,5 п. л.).

3.Кучеренко А.В. Эмоциональная и рациональная деятельность сознания при определении эстетической целесообразности // Научные проблемы гуманитарных исследованиях. Научно-теоретический журнал. Пятигорск. 2010. Выпуск 1. С. 279-286 (0,5 п. л.).

4.Кучеренко А.В. Ещё раз об этическом учении Канта // Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал. Москва. № 4. 2010. С. 4-9 (0,5 п. л.).

5.Кучеренко А.В. Категорический императив И. Канта и благо // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал № 1. Том 2. Философия. Санкт-Петербург 2010. С. 74-82 (0,5 п. л.).

6.Кучеренко А.В. Противоречие внутри кантовского понятия «эстетическое суждение вкуса» в свете трансверсальной философии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия и социология; культурология. Научный журнал. Киров. № 1(4). 2010. С. 32-37 (0,6 п. л.).

7.Кучеренко А.В. Свойства априорных принципов морали в этике И. Канта // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск № 6. Философия, социология, политология, культурология. Улан-Уде. Издательство Бурятского госуниверситета. 2010. С. 3-8 (0,75 п. л.).

8.Кучеренко А.В. Методология проникновения в область чистого сознания: Кант или Гуссерль? // Вестник Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Философия. Социология. Москва. Издательство РГГУ. Выпуск № 13. 2010. С. 273-283 (0,5 п. л.).

9.Кучеренко А.В. Сопоставление содержания априорных форм в гносеологии и этике И. Канта // Философия и общество. Научно-теоретический журнал. Москва. Издательство «Учитель». № 4 (60). 2010. С. 126-144 (1 п. л.).

10.Кучеренко А.В. Совокупность противоречий на априорном уровне в этическом учении И. Канта // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Научный рецензируемый журнал. Серия: Философия. Социология. Право. № 20(91) 2010, Выпуск 14, 2010. С.242-253 (0,5 п. л.).

11.Кучеренко А.В. Проблема антропоморфизма как формы чистого сознания в феноменологическом исследовании // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2011. № 8(14): в 4-х ч. Ч III. С. 123-125 (0,26 п. л.).

12.Кучеренко А.В. Кант в борьбе с антропоморфизмом // Философия и общество. Научно-теоретический журнал. Москва. Издательство «Учитель». № 4 (64). 2011. С. 163-174 (0,65 п. л.).

13.Кучеренко А.В. Источник априорного морального закона в этике И. Канта // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. Серия 6, выпуск №1. 2012. С. 45-49 (0,4 п. л.).

14.Кучеренко А.В. Кант, неокантианство и представители феноменологии о рефлексии и редукции // Кантовский сборник. Научный журнал. Калининград. Издательство Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта. № 1 (39). 2012. С. 7-13 (0,5 п. л.).

15.Кучеренко А.В. Кантовская, неокантианская и феноменологическая концепции регулятивности и конститутивности. // Философия и общество. Научно-теоретический журнал. Москва. Издательство «Учитель». № 1 (69). 2013. С. 159-172 (0,75 п. л.).

Научные статьи:

16.Кучеренко А.В. Диалектика содержания понятия ноумена и его взаимосвязи с вещью в себе // Проблемы истории отечественной и зарубежной философии и современность: Сб. научн. ст. аспирантов.Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 1999.– С. 66-83 (0,75 п. л.).

17.Кучеренко А.В. Проблемы современной общественной жизни и учение о нравственности И. Канта // Сборник научных трудов. Сборник. -Курск: КФ ОрЮИ МВД России, 2005. – С. 5-21 (1 п. л.).

18.Кучеренко А.В. Кант о возможности доказательства бессмертия // Конференция. Проблемы жизни и смерти в современном Российском обществе. Материалы научно-практической конференции 25 мая 2006 г. Курск-2006. – С. 39-45 (0,5 п. л.).

19.Кучеренко А.В. Поппер об этике Канта // Проблема свободы личности и общества в социально-гуманитарном дискурсе: материалы всероссийской научной конференции (Курск, 16-17 мая 2006 г.).- Курск: Курск. Гос. ун-т, 2006. – С. 65-70 (0,4 п. л.).

20.Кучеренко А.В. Свобода и необходимость в учении о нравственности И. Канта // Человек в третьем тысячелетии: Рабочие тетради гуманитарного семинара / научн. ред. А.В. Дьяков. Курск. гос. ун-т, 2007. С. 45-53 (0,5 п. л.).

21.Кучеренко А.В. Духовные ценности человека с точки зрения православия // Церковь и общество: проблема взаимодействия религиозного и научного знания. Текст: материалы II научно-образовательных Знаменских чтений (28 февраля – 3 марта 2006): В 2 т. Т.1.; Курск. гос. ун-т. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – С. 283-287 (0,5 п. л.).

22.Кучеренко А.В. Связь нравственных и интеллектуальных идей на доопытном уровне // Международный симпозиум «Путь, истина и жизнь». Альманах. Выпуск 2. Курск: Издательство Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, 2007. С. 59-61 (0,3 п. л.).

23.Кучеренко А.В. Проблема человека в интерпретации философии И.Канта и феноменологии Э. Гуссерля // Компаративистское видение истории философии. – СПб., 2008. – С.18-26 (0,5 п. л.).

24.Кучеренко А.В. Проблемы формирования мировоззрения на основе христианских нравственных ценностей // Материалы межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы государства, права и управления в российском обществе», 3 декабря 2008 года, Курск. 2008. С. 63-68. (0,5 п. л.).

25.Кучеренко А.В. Центральное понятие феноменологии Э. Гуссерля // Вестник Воронежского государственного университета. № 1. 2008. С. 132-146 (0,75 п. л.).

26.Кучеренко А.В. Подходы к осмыслению творчества Канта // Компаративистское видение современной философии: Материалы международной конференции. – СПб., 2009. С. 172-198 (1 п. л.).

27.Кучеренко А.В. Герменевтическая проблема создания образа феноменологии // Компаративистское видение современной философии: Материалы международной конференции. – СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2009. С. 82-104. (1 п. л.).

28.Кучеренко А.В. Отклик на отдельные критические замечания по поводу оценки философского наследия И. Канта // Человек познающий, человек созидающий, человек верующий: Сб. ст./ Ред. кол.: Ю.Н. Солонин (пред.) и др. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2009. С. 76-85 (0,5 п. л.).

29.Кучеренко А.В. Государственная власть и христианские православные ценности // Молодежь. Общество. Религия: Современная модель взаимодействия (электронный ресурс: E:materials3-4.htm) Материалы V Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтений (16 марта – 20 марта 2009 г.). – Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2010. (1 п. л.).

30.Кучеренко А.В. Фрагменты соотношения этических и эстетических значений в мировоззрении Канта // Диалог культур и становление трансверсальной философии: материалы межвузовской конференции. – СПб.: Санкт-Петербургское философское сообщество, 2010. С.160-167 (0,5 п. л.).

31.Кучеренко А.В. Общая априорная основа этических и эстетических ценностей в философии И. Канта // Диалог культур и становление трансверсальной философии: материалы межвузовской конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское сообщество, 2010. С. 237-245 (0,5 п. л.).

32.Кучеренко А.В. Кант о доказательствах существования Бога // Международный симпозиум «Путь, истина и жизнь». Альманах. Изд-во МЭБИК, 2010. № 5. С. 61-66 (0,5 п. л.).

33.Кучеренко А.В.Содержание понятия «конститутивность» у Канта и в неокантианстве // Диалог философских культур: Россия – Восток – Запад: Материалы межвузовской конференции. – СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество. 2011. С. 71-76 (0,5 п. л.).

34.Кучеренко А.В. Личностное общение человека и Бога в философии М. Шелера. Макс Шелер и Россия. Информационная система. Проект поддержан грантом РГНФ № 08 03 12 137в. Научный руководитель сайта: Д.Ю. Дорофеев (0,1 п. л.) http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/148/3/

35.Кучеренко А.В. Моральные и деловые качества сотрудника и руководителя госслужбы как компоненты коммуникативной компетенции // Развитие коммуникативной компетентности государственных и муниципальных служащих [Текст]: Монография / Т.Н. Балобанова, Е.А. Кудрина, А.В. Кучеренко и др. – Курск: Изд-во Академии госслужбы, 2012. С. 154-171 (0,8 п. л.).

36.Кучеренко А.В. Ценностное значение методологии освоения метасистемы кантовского дуализма // Сборник. Ценностные миры в современной философии: компаративистский горизонт. СПб, Геликон Плюс. 2012. С. 130-138 (0,5 п. л.).

37.Кучеренко А.В. Кант о морали и религии в свете его морального доказательства бытия Бога // Международный симпозиум «Путь, истина и жизнь». Материалы научно-практической конференции «Картина мира и судьба человека: как смена парадигм в науке и культуре влияет на образ жизни» / В авторской редакции. Альманах. Выпуск 8. – Курск. Издательство Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, 2013. – С. 121-123 (0,5 п. л.).

38.Кучеренко А.В. Неосвоенные уроки Канта (к вопросу о компаративной педагогике в обновлении образования) // Компаративная педагогика в обновлении образования / Научный центр философской компаративистики и социально-гуманитарных исследований. Санкт-Петербургское философское общество. Геликон Плюс. 2013. С.71-78 (0,5 п. л.).

Учебник для ВУЗов:

39. Кучеренко А.В. Немецкая классическая философия // Под редакций А.С. Колесникова. История философии / Учебник для вузов. СПб:

Питер. 2010. С. 198-217 (1 п. л.).

Учебно-методическое пособие:

40. Кучеренко А.В., Федотова Л.Г. // Философия. Учебное пособие / Курск: КФ ОрЮИ МВД России, 2007. С. 75-154 (5/2,5 п. л.).

Публикации в зарубежных издательствах:

41.Кучеренко А.В. Кант и немецкая феноменология / Познание. Религия. Этика. Эстетика. Издательство «LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co». Saarbrücken, Germany, 2011.– 437 с. (21,5 п. л.).

42.Кучеренко А.В. Методология разрушения дуализма Канта / Концептуальный анализ. Издательство «LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co». Saarbrücken, Germany, 2011. – 328 с. (16,0 п. л.).

43.Кучеренко А.В., Кучеренко Е.В. Доопытные формы сознания и языка / Априорность и криптоклассы. Издательство «LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co». Saarbrücken, Germany, 2012. – 185 с. (7,5/6,6 п.л.).

44.Кучеренко А.В. Формальная этика в общественной жизни / Ограниченность всеобщности. Издательство «LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co». Saarbrücken, Germany, 2013. – 116 c. (5 п.л.).