- Этика Канта непосредственно связана с религиозными убеждениями ее создателя, признающего априорность морального закона и его равенство с законами природы как причину отвлечения всеобщих моральных норм от эмпирических условий. Его этикотеология испытывает на себе влияние идеи естественной религии.
- Определена совокупность основных объективных и субъективных причин, указывающих на герменевтическую проблему раскрытия содержания текстов Канта, проявившуюся в истории осмысления его идей. Учет более чем двухвекового опыта работы зарубежных и отечественных интерпретаторов способствует уяснению степени сложности и обусловленности адекватного прочтения его положений.
- Моральное доказательство бытия Бога не является для Канта случайным отклонением от постулирования, поскольку постулирование служит предварительной ступенью для этого доказательства. Кант последовательно связывает две свои принципиально значимые в этом отношении работы: докритического периода «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» (1762) и критического - «Критику способности суждения» (1790).
- Проблема определения сущности морального закона имеет у Канта многозначный характер, где есть моральный закон как формальный принцип (в категорическом императиве) и конкретные всеобщие нормы, играющие роль отдельных моральных законов при их соответствии принципу категорического императива. Моральный закон оказывается заключенным в архитектонике практического разума и одновременно расположен вне его в ноуменальной области, - он способен познаваться человеческим разумом и создан Богом.
- Понятие конститутивности, в отличие от понятия регулятивности, несет на себе печать достоверного знания, которое, по мнению Канта, возможно только в двух случаях. Во-первых, в области математики при подкреплении выдвигаемых положений созерцаниями, снимающими всякие сомнения. Во-вторых, в этике, при познании практическим разумом всеобщих норм морального закона. Редукция, предполагающая достоверность при выявлении упрощенной структуры объекта, проявляет себя в области научного знания, но не в философских построениях. Неокантианство стерло установленную Кантом четкую границу между регулятивными и конститутивными принципами, а понятие редукции перенесло из области научного знания в философские конструкции, что затем было подхвачено феноменологией и современной философией.
- Сущность кантовской мысли в области эстетики отражается в самом понятии «суждение вкуса», сочетающего сплав рационального и чувственного. Непроизвольной эмоциональной оценке предшествует, по мнению Канта, молниеносная работа априорной рефлективной способности суждения, ищущей и находящей целесообразную связь в совокупности множества уже имеющихся внутри нас субъективных значений. Сам же формальный принцип системности не содержит в себе истинной, (т.е. конститутивной) оценки.
- Кант антропоморфист, выступая религиозным миротворцем, поскольку он сторонник не «религии культа», разобщающей верующих, а «моральной религии», их объединяющей. Он стремится устранить разногласия между верующими с помощью критики всех искусственно созданных ими условностей как непреодолимых барьеров, сутью которых являются религиозные культовые действия. Всякий антропоморфизм, основанный не на единственном условии признания Бога моральным законодателем мира и априорного морального закона в нас, предполагающего следование общезначимым моральным нормам, Кант считает демонологией и идолопоклонством.
- Теорию справедливости Ролза на основе кантовской общезначимой нормы честности следует считать бесплодной попыткой найти компромисс между капиталистическим способом производства и социалистическим принципом перераспределения материальный благ на стыке двух формаций. Аналогичное действие по поиску промежуточной формы правления при переходе от феодализма к капитализму ранее предпринимал и Кант. Гипотетические средства, предлагаемые Ролзом (социальная амнезия тех, кто занят в общественном производстве при игнорировании собственных интересов в «занавесе неведения» в процессе создания законов; фактическое наличие абсолютной всеобщей честности; единство мнений, достигаемое в общественных дискуссиях и т.д.) нереальны.
1.Кучеренко А.В., Е.В. Кучеренко. Доопытные формы чувственности, их отношение к рассудку и речевой деятельности // Монография. Курск, 2004 С. 4-93. (5/4 п. л.).
2.Кучеренко А.В.Феноменологический метод познания // Монография. Курск, 2009. 113 с. (8,1 п. л.).
3.Кучеренко А.В. Кант и немецкая философия ХХ века. // Монография. Курск, 2010. 357 с. (23,3 п. л.).
4.Кучеренко А.В. Кант и немецкая феноменологическая традиция первой половины ХХ века // Монография. Курск, 2011. 313 с. (21,5 п. л.).
Публикации в научных журналах, аккредитованных ВАК РФ:
1.Кучеренко А.В. Эпистемологическая функция понятия эпохе в феноменологии Э. Гуссерля // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». 2008. № 4. С. 64-71 (0,75 п. л.).
2.Кучеренко А.В. Эмоция как одна из отправных точек трансцендентальной феноменологии // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал № 3. Том 1. Серия философия. Санкт-Петербург. 2009. С. 17-26 (0,5 п. л.).
3.Кучеренко А.В. Эмоциональная и рациональная деятельность сознания при определении эстетической целесообразности // Научные проблемы гуманитарных исследованиях. Научно-теоретический журнал. Пятигорск. 2010. Выпуск 1. С. 279-286 (0,5 п. л.).
4.Кучеренко А.В. Ещё раз об этическом учении Канта // Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал. Москва. № 4. 2010. С. 4-9 (0,5 п. л.).
5.Кучеренко А.В. Категорический императив И. Канта и благо // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал № 1. Том 2. Философия. Санкт-Петербург 2010. С. 74-82 (0,5 п. л.).
6.Кучеренко А.В. Противоречие внутри кантовского понятия «эстетическое суждение вкуса» в свете трансверсальной философии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия и социология; культурология. Научный журнал. Киров. № 1(4). 2010. С. 32-37 (0,6 п. л.).
7.Кучеренко А.В. Свойства априорных принципов морали в этике И. Канта // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск № 6. Философия, социология, политология, культурология. Улан-Уде. Издательство Бурятского госуниверситета. 2010. С. 3-8 (0,75 п. л.).
8.Кучеренко А.В. Методология проникновения в область чистого сознания: Кант или Гуссерль? // Вестник Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Философия. Социология. Москва. Издательство РГГУ. Выпуск № 13. 2010. С. 273-283 (0,5 п. л.).
9.Кучеренко А.В. Сопоставление содержания априорных форм в гносеологии и этике И. Канта // Философия и общество. Научно-теоретический журнал. Москва. Издательство «Учитель». № 4 (60). 2010. С. 126-144 (1 п. л.).
10.Кучеренко А.В. Совокупность противоречий на априорном уровне в этическом учении И. Канта // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Научный рецензируемый журнал. Серия: Философия. Социология. Право. № 20(91) 2010, Выпуск 14, 2010. С.242-253 (0,5 п. л.).
11.Кучеренко А.В. Проблема антропоморфизма как формы чистого сознания в феноменологическом исследовании // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2011. № 8(14): в 4-х ч. Ч III. С. 123-125 (0,26 п. л.).
12.Кучеренко А.В. Кант в борьбе с антропоморфизмом // Философия и общество. Научно-теоретический журнал. Москва. Издательство «Учитель». № 4 (64). 2011. С. 163-174 (0,65 п. л.).
13.Кучеренко А.В. Источник априорного морального закона в этике И. Канта // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. Серия 6, выпуск №1. 2012. С. 45-49 (0,4 п. л.).
14.Кучеренко А.В. Кант, неокантианство и представители феноменологии о рефлексии и редукции // Кантовский сборник. Научный журнал. Калининград. Издательство Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта. № 1 (39). 2012. С. 7-13 (0,5 п. л.).
15.Кучеренко А.В. Кантовская, неокантианская и феноменологическая концепции регулятивности и конститутивности. // Философия и общество. Научно-теоретический журнал. Москва. Издательство «Учитель». № 1 (69). 2013. С. 159-172 (0,75 п. л.).
Научные статьи:
16.Кучеренко А.В. Диалектика содержания понятия ноумена и его взаимосвязи с вещью в себе // Проблемы истории отечественной и зарубежной философии и современность: Сб. научн. ст. аспирантов.Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 1999.– С. 66-83 (0,75 п. л.).
17.Кучеренко А.В. Проблемы современной общественной жизни и учение о нравственности И. Канта // Сборник научных трудов. Сборник. -Курск: КФ ОрЮИ МВД России, 2005. – С. 5-21 (1 п. л.).
18.Кучеренко А.В. Кант о возможности доказательства бессмертия // Конференция. Проблемы жизни и смерти в современном Российском обществе. Материалы научно-практической конференции 25 мая 2006 г. Курск-2006. – С. 39-45 (0,5 п. л.).
19.Кучеренко А.В. Поппер об этике Канта // Проблема свободы личности и общества в социально-гуманитарном дискурсе: материалы всероссийской научной конференции (Курск, 16-17 мая 2006 г.).- Курск: Курск. Гос. ун-т, 2006. – С. 65-70 (0,4 п. л.).
20.Кучеренко А.В. Свобода и необходимость в учении о нравственности И. Канта // Человек в третьем тысячелетии: Рабочие тетради гуманитарного семинара / научн. ред. А.В. Дьяков. Курск. гос. ун-т, 2007. С. 45-53 (0,5 п. л.).
21.Кучеренко А.В. Духовные ценности человека с точки зрения православия // Церковь и общество: проблема взаимодействия религиозного и научного знания. Текст: материалы II научно-образовательных Знаменских чтений (28 февраля – 3 марта 2006): В 2 т. Т.1.; Курск. гос. ун-т. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – С. 283-287 (0,5 п. л.).
22.Кучеренко А.В. Связь нравственных и интеллектуальных идей на доопытном уровне // Международный симпозиум «Путь, истина и жизнь». Альманах. Выпуск 2. Курск: Издательство Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, 2007. С. 59-61 (0,3 п. л.).
23.Кучеренко А.В. Проблема человека в интерпретации философии И.Канта и феноменологии Э. Гуссерля // Компаративистское видение истории философии. – СПб., 2008. – С.18-26 (0,5 п. л.).
24.Кучеренко А.В. Проблемы формирования мировоззрения на основе христианских нравственных ценностей // Материалы межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы государства, права и управления в российском обществе», 3 декабря 2008 года, Курск. 2008. С. 63-68. (0,5 п. л.).
25.Кучеренко А.В. Центральное понятие феноменологии Э. Гуссерля // Вестник Воронежского государственного университета. № 1. 2008. С. 132-146 (0,75 п. л.).
26.Кучеренко А.В. Подходы к осмыслению творчества Канта // Компаративистское видение современной философии: Материалы международной конференции. – СПб., 2009. С. 172-198 (1 п. л.).
27.Кучеренко А.В. Герменевтическая проблема создания образа феноменологии // Компаративистское видение современной философии: Материалы международной конференции. – СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2009. С. 82-104. (1 п. л.).
28.Кучеренко А.В. Отклик на отдельные критические замечания по поводу оценки философского наследия И. Канта // Человек познающий, человек созидающий, человек верующий: Сб. ст./ Ред. кол.: Ю.Н. Солонин (пред.) и др. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2009. С. 76-85 (0,5 п. л.).
29.Кучеренко А.В. Государственная власть и христианские православные ценности // Молодежь. Общество. Религия: Современная модель взаимодействия (электронный ресурс: E:materials3-4.htm) Материалы V Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтений (16 марта – 20 марта 2009 г.). – Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2010. (1 п. л.).
30.Кучеренко А.В. Фрагменты соотношения этических и эстетических значений в мировоззрении Канта // Диалог культур и становление трансверсальной философии: материалы межвузовской конференции. – СПб.: Санкт-Петербургское философское сообщество, 2010. С.160-167 (0,5 п. л.).
31.Кучеренко А.В. Общая априорная основа этических и эстетических ценностей в философии И. Канта // Диалог культур и становление трансверсальной философии: материалы межвузовской конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское сообщество, 2010. С. 237-245 (0,5 п. л.).
32.Кучеренко А.В. Кант о доказательствах существования Бога // Международный симпозиум «Путь, истина и жизнь». Альманах. Изд-во МЭБИК, 2010. № 5. С. 61-66 (0,5 п. л.).
33.Кучеренко А.В.Содержание понятия «конститутивность» у Канта и в неокантианстве // Диалог философских культур: Россия – Восток – Запад: Материалы межвузовской конференции. – СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество. 2011. С. 71-76 (0,5 п. л.).
34.Кучеренко А.В. Личностное общение человека и Бога в философии М. Шелера. Макс Шелер и Россия. Информационная система. Проект поддержан грантом РГНФ № 08 03 12 137в. Научный руководитель сайта: Д.Ю. Дорофеев (0,1 п. л.) http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/148/3/
35.Кучеренко А.В. Моральные и деловые качества сотрудника и руководителя госслужбы как компоненты коммуникативной компетенции // Развитие коммуникативной компетентности государственных и муниципальных служащих [Текст]: Монография / Т.Н. Балобанова, Е.А. Кудрина, А.В. Кучеренко и др. – Курск: Изд-во Академии госслужбы, 2012. С. 154-171 (0,8 п. л.).
36.Кучеренко А.В. Ценностное значение методологии освоения метасистемы кантовского дуализма // Сборник. Ценностные миры в современной философии: компаративистский горизонт. СПб, Геликон Плюс. 2012. С. 130-138 (0,5 п. л.).
37.Кучеренко А.В. Кант о морали и религии в свете его морального доказательства бытия Бога // Международный симпозиум «Путь, истина и жизнь». Материалы научно-практической конференции «Картина мира и судьба человека: как смена парадигм в науке и культуре влияет на образ жизни» / В авторской редакции. Альманах. Выпуск 8. – Курск. Издательство Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, 2013. – С. 121-123 (0,5 п. л.).
38.Кучеренко А.В. Неосвоенные уроки Канта (к вопросу о компаративной педагогике в обновлении образования) // Компаративная педагогика в обновлении образования / Научный центр философской компаративистики и социально-гуманитарных исследований. Санкт-Петербургское философское общество. Геликон Плюс. 2013. С.71-78 (0,5 п. л.).
Учебник для ВУЗов:
39. Кучеренко А.В. Немецкая классическая философия // Под редакций А.С. Колесникова. История философии / Учебник для вузов. СПб:
Питер. 2010. С. 198-217 (1 п. л.).
Учебно-методическое пособие:
40. Кучеренко А.В., Федотова Л.Г. // Философия. Учебное пособие / Курск: КФ ОрЮИ МВД России, 2007. С. 75-154 (5/2,5 п. л.).
Публикации в зарубежных издательствах:
41.Кучеренко А.В. Кант и немецкая феноменология / Познание. Религия. Этика. Эстетика. Издательство «LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co». Saarbrücken, Germany, 2011.– 437 с. (21,5 п. л.).
42.Кучеренко А.В. Методология разрушения дуализма Канта / Концептуальный анализ. Издательство «LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co». Saarbrücken, Germany, 2011. – 328 с. (16,0 п. л.).
43.Кучеренко А.В., Кучеренко Е.В. Доопытные формы сознания и языка / Априорность и криптоклассы. Издательство «LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co». Saarbrücken, Germany, 2012. – 185 с. (7,5/6,6 п.л.).
44.Кучеренко А.В. Формальная этика в общественной жизни / Ограниченность всеобщности. Издательство «LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co». Saarbrücken, Germany, 2013. – 116 c. (5 п.л.).