- Ключевым фактором институциональной трансформации хозяйства в монопродуктовом регионе является реструктуризация отраслей хозяйственной специализации. С начала 1990-х гг. последствия реструктуризации определяли и определяют социально-экономические проблемы региона, решение которых находится в сфере институциональных изменений. Именно институциональные результаты трансформации отношений собственности в отраслях специализации монопродуктового региона формируют как предпосылки, так и барьеры для реализации долгосрочной стратегии развития региона.
- Институциональная трансформация хозяйства в монопродуктовом регионе с начала 1990-х гг. как продукт противоречий, обусловленных социально-экономическими последствиями реструктуризации, представляет собой процесс образования и укоренения специфичной конфигурации формальных и локальных неформальных, а также частично формализованных институтов, воспроизводимой и поддерживаемой специфическими социальными практиками. Локальные нормы и практики в совокупности с формальными (федеральными) институтами формируют локальную институциональную среду хозяйственной деятельности, жизнедеятельности в регионе. Данная среда может создавать как стимулы, так и препятствия для реализации долгосрочной стратегии развития региона.
- Под локальным СМ институциональной трансформации хозяйства в монопродуктовом регионе понимается система действий и взаимодействий социальных субъектов, обусловленная реальной практикой реструктуризации, по поводу применения, реформирования формальных норм федерального значения, регулирующих процесс реструктуризации; а также формирования, применения, изменения локальных (формальных и неформальных) институтов, дополняющих, компенсирующих несовершенство и противоречивость федеральных норм. Институциональную основу регулирования отношений субъектов составляют, без сомнения, федеральные нормативно-правовые институты. При этом существенное значение имеют локальные неформальные нормы и практики, деформализующие формальные институты. Решающую роль в создании и поддержании устойчивости локальных неформальных институтов играют органы региональной власти, деятельность которых подвержена значительному влиянию регионального лидера. В системе локальных институтов важное место занимает, исторически сформированная в советский период архаичная структура правил, которая воспроизводится в социальных практиках, имеющих специфичность в конкретном регионе.
- В условиях юридической детализации рыночных правил в российской экономике в 2000-е гг. функционирование локального СМ определяется не этими правилами, а устойчивостью деформализованной системы институтов, которая обеспечивает на региональном уровне достижение социально-приемлемого для сторон отношений баланса текущих интересов, политическую и социальную стабильность в регионе, а также баланс интересов региона и федерального центра.
- Эффективность функционирования локального СМ оценивается на основе целевых ориентиров институциональной трансформации через систему взаимосвязанных показателей экономической и социальной результативности: а) структурные изменения в экономике региона (состояние основных фондов, ассортимент продукции, производительность труда, инновационность хозяйства региона, структура занятости и др.); б) качество институтов и институциональной среды (соотношение нормативной и реальной модели, соответствие результатов функционирования института его функциональной необходимости, масштабы и укорененность неправовых практик); в) социальные показатели (уровень жизни, условия труда, объемы социальных инвестиций, состояние экологии, индекс развития человеческого потенциала, качество работников, социальная стабильность и др.).
- В условиях реструктуризации угольной и металлургической отраслей промышленности Кузбасса в трансформации отношений собственности с начала 1990-х гг. выделяются периоды асоциального собственника и собственника с активной социальной политикой (с начала 2000-х гг.). При этом выявлена тенденция углубления сырьевой специализации экономики региона и обоснована укоренность неправовых трудовых практик. Это свидетельствует о незавершенности институциональных преобразований в сфере отношений собственности, целью которых является формирование эффективного собственника. Эффективный собственник, руководствуясь мотивами эффективности, конкурентоспособности и социальной ответственности, обеспечивает прибыльное и устойчивое развитие предприятия в длительной перспективе на основе использования передовых технологий, внедрения инноваций и развития человеческого потенциала.
- Установлена взаимосвязь между изменениями в отношениях собственности и развитием трудовых отношений. Периоду асоциального собственника соответствует асоциальный период в трудовых отношениях (неправовой характер отношений), периоду собственника с активной социальной политикой - период социально-приемлемого компромисса сторон трудовых отношений на основе роста заработной платы и социальных льгот. При этом сохраняется несоответствие между нормативной и реальной практикой трудовых отношений. Правонарушения и нарушения социокультурных норм в сфере труда и занятости как неправовые трудовые практики имеют устойчивый характер с начала 1990-х гг. и тенденцию к расширению в условиях кризиса. Неправовые трудовые практики ограничивают инвестиции в человека и не совместимы с задачами модернизации и инновационного развития, но они не нарушают социальную стабильность.
- Масштабное (более 50 %) сокращение занятости в отраслях специализации Кузбасса в соответствии с рыночными принципами эффективности и роста производительности труда с начала 1990-х гг. имеет отраслевые различия. Эти различия, как установлено, характеризуются институциональными особенностями, периодами, влиянием процесса сокращения занятости на состояние рынка труда и социальную стабильность в регионе. При этом сформированные в 1990-е гг. локальные институты и действующие административные методы регулирования рынка труда и поддержания занятости свидетельствуют о незавершенности институциональных преобразований, предусматривающих переход от планово-административного к рыночному регулированию занятости, где доминирующими являются нормы права, договорные институты, конкурентоспособность, обеспечивающие достижение эффективной занятости.
- Основные тенденции развития МСП свидетельствуют, что без изменения институциональной среды МСП не превратится в значимый фактор диверсификации экономики и расширения занятости, уровень которой в подавляющем большинстве моногородов области оценивается как небольшой (в среднем 12,8 % в настоящее время). Изменение институциональной среды связано с замещением неформальных практик и неформальных норм во взаимоотношениях власти и бизнеса, бизнеса и наемных работников формализованными договорными отношениями; привлечением в МСП квалифицированных кадров как на уровне субъекта предпринимательской деятельности, так и наемной рабочей силы.
- Со второй половины 1990-х гг. в Кузбассе ключевым субъектом институциональной трансформации стал региональный лидер. Губернатор персонально стал оказывать и оказывает решающее влияние на формирование локальных правил и норм, социальных практик, с одной стороны, стимулирующих социальную направленность институциональных реформ в регионе, с другой - усиливающих административную централизацию управления и деформализацию локальной институциональной среды. Следствием этого становится сохранение и упрочение политического и административного монополизма, проявляющегося в административно-командном воздействии региональной власти на систему рыночных отношений, монополизация регионального рынка на основе административного ресурса, что не соответствует дальнейшему развитию институтов рынка, главным из которых является конкуренция.
- Локальный СМ, регулирующий институциональную трансформацию хозяйства Кемеровской области, в настоящее время не адекватен задачам долгосрочной стратегии региона, что не соответствует долгосрочным интересам власти, бизнеса и населения региона. Во-первых, углубление сырьевой специализации снижает потенциал долгосрочного устойчивого развития и повышает социальные риски. Во-вторых, локальная институциональная среда содержит институциональные препятствия для модернизации и инновационного развития. В-третьих, в условиях сырьевой экономики позитивная тенденция роста благосостояния не создает устойчивую основу для повышения качества жизни и роста человеческого потенциала. При этом локальные институты и административно-командные методы в управлении, усиливающие социальную ответственность бизнеса и социальную защиту населения, соответствуют в целом текущим интересам населения и продолжают оставаться относительно результативными, особенно в кризис.
1.Урбан О. А. Концептуальная основа изучения социального механизма институциональной трансформации хозяйства в монопродуктовом регионе // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. 2013. № 2. С.300–309 (1,2 п. л.).
2.Урбан О. А. Субъекты модернизации в монопродуктовом регионе // ЭКО. 2013. № 4. С.101–118 (1,2 п. л.).
3.Урбан О. А., Урбан Н. А. Инновационный потенциал малого бизнеса (по результатам социологического исследования) // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. 2013. № 1. С. 295–299 (0,7 п. л.; 0,6 п. л. – авт.).
4.Урбан О. А. Региональная практика социального партнерства // Труд и социальные отношения. 2012. №11. С.60–69 (0,7 п. л.).
5.Урбан О. А. Социально-трудовые и коллективно-договорные практики в Кузбассе // Труд и социальные отношения. 2010. № 11. С. 95–104 (0,7 п. л.).
6.Урбан О. А. Формирование эффективного собственника в базовых отраслях промышленности Кузбасса // Социс. 2010. №8. С. 26–34 (1,1 п. л.).
7.Урбан О. А. Проблемы занятости в Кузбассе: региональные особенности господдержки малого предпринимательства // Труд и социальные отношения. 2010. № 3. С. 48–56 (0,7 п. л.).
8.Урбан О.А. О развитии системы дополнительного образования (для предпринимательской деятельности) // Философия образования. 2010. №2. С.184–191 (0,5 п. л.).
9.Урбан О. А. Реструктуризация базовых отраслей промышленности Кузбасса: социальные проблемы в сфере труда и занятости // Труд и социальные отношения. 2010. № 1. С. 44–52 (0,7 п. л.).
10.Урбан О. А. Региональные проблемы занятости в условиях реструктуризации базовых отраслей промышленности Кузбасса // Человек и труд. 2010. № 1. С. 22–26 (0,6 п. л.).
11.Урбан О. А. Социологический анализ кадрового потенциала региона // Высшее образование сегодня. 2009. № 8. С. 43–45 (0,3 п. л.).
12.Урбан О. А. Уровни профессиональной подготовки выпускников вузов Кузбасса (типологический анализ) // Социс. 2007. № 11. С. 83–90 (0,9 п. л.).
13.Урбан О.А. Консалтинг как инструмент развития предпринимательства в условиях реструктуризации экономики Кузбасса // Российское предпринимательство. 2007. №10. С. 144–149 (0,3 п. л.).
14.Урбан О., Дейч И. Малое предпринимательство в условиях реструктуризации предприятий // Государственная служба. 2006. № 4. С. 110–115 (0,3 п. л.; 0,2 п. л.– авт.).
15.Урбан О. А. Информационно-аналитическое обеспечение практики управления в рамках региональных целевых программ // Государственная служба. 2006. № 3. С. 103–107 (0,3 п. л.).
16.Урбан О. А., Барыльников В. В., Гензель И. Н. Малый бизнес в свете социологического мониторинга // Уголь. 2008. № 9. С. 39-41 (0,4 п. л.; 0,3 п. л.– авт.).
17.Урбан О. А., Барыльников В. В., Гензель И. Н. Социальная среда региона для организации образовательной деятельности в сфере малого бизнеса // Уголь. 2008. № 10. С. 42–44 (0,4 п. л.; 0,3 п. л.– авт.).
Монографии и главы в монографиях:
18.Урбан О. А. СМ институциональной трансформации хозяйства в монопродуктовом регионе. Новокузнецк, 2013. 376 с. (21,6 п. л.).
19.Урбан О. А. Социальные трансформации в условиях структурной перестройки базовых отраслей промышленности в Кемеровской области (начало 90-х – 2010 гг.). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. 394 с. (22,5 п. л.).
20.Урбан О. А.Угольная промышленность Кузбасса в период реструктуризации: экономические и социальные аспекты // Экономика регионов: тенденции развития : коллектив. моногр. : под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. Кн. 4. Воронеж: ВГПУ, 2007. С. 148–186 (20 п. л.; 2,9 п. л. – авт.).
21.Урбан О. А., Урбан Н. А., Барыльников В. В. Особенности занятости в малом бизнесе // Современное предпринимательство : социально-экономическое измерение : коллектив. моногр. : под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. Кн. 8. Воронеж: ВГПУ, 2004. С. 69–94 (19,5 п. л.; 0,8 п.л. – авт.).
22.Урбан О. А., Урбан Н. А., Барыльников В. В. Потенциальные возможности и ключевые проблемы создания рабочих мест в сфере малого бизнеса // Современное предпринимательство : социально-экономическое измерение : коллектив. моногр. : под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. Кн. 8. Воронеж: ВГПУ, 2004. С. 37–58 (19,5 п. л.; 0,9 п. л. – авт.).
23.О. А., Урбан Н. А., Барыльников В. В. Состояние и ключевые проблемы взаимоотношения малого предпринимательства с органами государственной власти и организациями инфраструктуры поддержки МБ // Современное предпринимательство : социально-экономическое измерение : коллектив. моногр. : под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. Кн. 7. Воронеж: ВГПУ, 2004. С. 5 – 29 (17,5 п. л.; 0,9 п.л. – авт.).
24.Урбан О. А., Урбан Н. А., Барыльников В. В. Социальная среда малого бизнеса крупного промышленного города в условиях реструктуризации // Современное предпринимательство : социально-экономическое измерение : коллектив. моногр. : под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. Кн. 7. Воронеж: ВГПУ, 2004. С .100–120 (17,5 п. л.; 0,8 п.л. – авт.).
Работы, опубликованные в иных изданиях, в частности:
25.Урбан О..А. Институциональные проблемы снижения негативного воздействия угольной отрасли Кузбасса на окружающую природную среду // Перспективы развития технологий переработки вторичных ресурсов в Кузбассе. Экол., экон. и соц. аспекты: сб. науч. тр. НФИ КемГУ; под. общ. ред. Ф. И.Иванова. Новокузнецк, 2012. С. 15–28. (0,5 п. л.).
26.Урбан О. А. Социальные аспекты правонарушений в сфере трудовых отношений (на примере базовых отраслей промышленности Кузбасса) // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях : мат. Межд. науч..-практ. конф. Вып. 9. Тюмень, 2012. Тюменская гос. акад. мировой экон., управл. и права. С. 205–310. (0,7 п. л.).
27.Урбан О..А.Институциональные особенности взаимодействия бизнеса и власти в Кемеровской области // Россия и мировое сообщество перед вызовами нестабильности экономических и правовых систем : мат. Межд. научн.-практ. конф. в 6 ч. Ч. 5 / Межд. ин-т экономики и права ; под общ. ред. Ф. Л. Шарова. М, 2012. С. 185–194 (0,6 п. л.).
28.Урбан О. А. Институциональные проблемы модернизации и инновационного развития базовых отраслей промышленности Кузбасса в посткризисный период // Россия и мировое сообщество в контексте посткризисного развития : материалы Межд. научн. конф. в 5 ч. Ч. 5 / Межд. ин-т экономики и права ; под общ. ред. Ф. Л. Шарова. М, 2011.. С. 7–14 (0,6 п. л.).
29.Урбан О. А. Занятость и безработицы в период реструктуризации угольной отрасли Кузбасса // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов: сб. науч. ст. Межд. научн.-практ. конф. / Сиб. гос. индустр. ун-т; под общ. ред. В. Н. Фрянова. Новокузнецк, 2011. С. 225–232. (0,6 п. л.).
30.Урбан О. А. Практики нецелевого использования института банкротства в период реструктуризации базовых отраслей промышленности в Кузбассе // Казан. наука. 2011. № 2. С. 272–274 (0,5 п. л.).
31.Урбан О. А. Особенности институциональных преобразований отношений собственности в период реструктуризации базовых отраслей промышленности в Кузбассе // Институц. изменения в экономике, праве и образовании современ. рос. общества: сб. научн. тр. Всерос. заочн. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Шабашева В. А. Т. 1. Новокузнецк, 2009. С. 152–155 (0,3 п. л.).
32.Урбан О. А. Методологические подходы к изучению структурной перестройки экономики региона // Динамика соц.-территор. структуры соврем. рос. общества: мат. Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. А. Огарков. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2008. С.51–53 (0,3 п. л.).
33.Урбан О. А. Социальные аспекты структурной трансформации предприятий металлургической и угольной отраслей промышленности // Сибир. общество в период соц. трансформаций ХХ в.: мат. Всерос. науч. конф. (Томск, 19–21 октября 2005 г.) / под ред. д-ра ист. наук В. Н.Зиновьева. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007.С. 294–299 (0,3 п. л.).
34.Урбан О. А. Проблемы административного регулирования предпринимательской деятельности в Кузбассе // Россия XXI века: пути и перспективы развития: сб. тез. Всерос. науч. -практ. конф. / под общей ред. Дубяги В. Ф. М.: Фонд «Общество», 2007. С. 425–428 (0,3 п. л.) и др.