- Современная теория метафоры формируется с учетом достижений таких продуктивных направлений современной антропоцентрической парадигмы, как когнитивная лингвистика, лингвокультурология и теория дискурса. Соответственно, анализ национальной метафорики должен проводиться с непременным учетом когнитивной обусловленности метафор, их лингво-культурного своеобразия и дискурсивной закрепленности соответствующих метафорических моделей.
- Метафоры - мотивированные по своей сущности объекты, имеющие собственную историю возникновения и функционирования. Метафорическая система динамична по своей природе, ее эволюция во многом определяется мифологическим, религиозным, литературным, культурным и историческим наследием нации. Диахронический подход к исследованию процессов мета-форизации обладает высоким объяснительным потенциалом, поскольку позволяет выявить древнейшие когнитивные механизмы, установить особенности национального мировидения в соответствующие эпохи, продемонстрировать эволюцию метафорической системы и даже отчасти наметить тенденции ее дальнейшего развития.
- Наиболее эффективным методом описания метафорических объектов в диахронии является метод метафорического моделирования, дающий возможность продемонстрировать специфику доминантных метафорических моделей на каждом этапе, в частности, представить их фреймово-слотовую организацию, выявить прототипический признак, являющийся основанием метафорического переноса, определить его культурную и историческую обусловленность, и, в итоге, установить особенности когнитивных механизмов миромоделирования, продемонстрировать специфику постижения абстрактного мира через мир конкретный.
- Русское метафорическое мировидение души возникло под влиянием двух типов культуры - сотериологического и эвдемонического. Сотериологический тип культуры ориентирован на духовные ценности, детерминирован идеями искупления и спасения, приобщения к Богу и обретения жизни вечной. Он связан с сакральным текстом и возникающими на его основе древнерусскими и церковнославянскими текстами (XI-XVII вв.). Эвдемонический тип культуры основывается на стремлении к счастью, к удовольствиям жизни, его возникновение связано с секуляризацией, с расцветом рационалистического, а позднее идеалистико-романтического мировоззрения просвещения и сентиментализма и сменяющих их романтизма и реализма (XVIII-XХI вв.).
- В древнерусских текстах (XI-XVII вв.) на протяжении всего периода в текстах разных жанров функционирует единообразная система концептуальных метафор, сформировавшаяся под воздействием Священного Писания и святоотеческого наследия, что обусловлено особым религиозным мировоззрением, пронизывающим всю средневековую культуру.
- В текстах нового времени (XVIII-XXI вв.) концептуальные метафоры отличаются заметным разнообразием, что проявляется как в увеличении числа исходных сфер метафорической экспансии, так и в разноплановом прагматическом потенциале доминантных метафорических моделей. Метафорическое многообразие во многом обусловлено ускорением темпа жизни человека нового времени, интенсивным развитием общества, усложнением системы социальных отношений, бурным развитием науки и техники, быстрой сменой идеологических ориентиров, господствующих философских и литературных направлений, изменениями в религиозной жизни (от православия к атеизму с последующим обращением к религии в конце ХХ века) и т.д.
- Среди метафорических моделей выделяются модели (например, биоморфная и социоморфная), продуктивные на всех этапах развития русской лингвокультуры, и модели, характерные исключительно для отдельных периодов (например, метафорическая модель механизма, характерная для эпохи нового времени).
- Изменения в метафорической системе касаются не только доминирования отдельных метафорических моделей в разные эпохи, но и содержательной стороны изучаемых моделей. В частности, одна и та же метафорическая модель обладает разным содержанием в разные временные периоды (например, ‘жизнь´ души в древнерусских текстах связана с праведностью, а ‘смерть´ - с греховностью, в новое время ‘жизнь´ и ‘смерть´ души соотносятся уже с наличием/отсутствием желаний, увлечений, стремлений, эмоций).
- Метафоры, репрезентирующие внутренний мир человека, обладают дискурсивным своеобразием: одна и та же метафорическая модель обладает в разных дискурсах неодинаковым содержанием и прагматическим потенциалом. В целом, можно отметить, что религиозный дискурс сохраняет семантику и прагматический потенциал метафор, возникших в древнерусской куль туре, что объясняется традиционностью, каноничностью данного типа дискурса, ориентацией на прецедентные образцовые тексты - Священное Писание и святоотеческое наследие. В художественном дискурсе традиционные метафоры обретают новое содержание и иные прагматические характеристики.
- В ходе развития языка и культуры происходит детализация структуры возникших в древнерусский период метафорических моделей, вы деление в их составе новых фреймов и слотов, вовлечение новых лексических единиц-репрезентантов концептов в процесс метафоризации (в том числе - и единиц заимствованных).
1. Кондратьева, О. Н. Метафорическое моделирование концепта «душа» в древнерусской лингвокультуре : монография [Текст] / О. Н. Кондратьева. – Москва: Перо, 2014. – 186 с.
2.Кондратьева, О. Н. Концепты внутреннего мира человека в русских летописях: монография [Текст] / О. Н. Кондратьева. – Saarbrucken : Lambert Academic Publishing, 2011. – 200 р.
3.Кондратьева, О. Н. Когнитивное описание метафорической системы русского языка (диахронический аспект) // Славянская историко-культурная и языковая ситуация: коллективная монография. – Славянск-на Кубани: Издательский центр филиала КубГУ в г. Славянске-на-Кубани, 2012. – С. 147-164.
4.Кондратьева, О. Н. Эволюция метафорических моделей в русской лингвокультуре [Текст] / О. Н. Кондратьева // A young scientist in the modern science world: new aspects of the scientific search: Monograph. – L&L Publishing, Ninusville, FL, USA, 2012. –Vol. 2– P. 75-89.
Учебные пособия
5.Пименова, М. В. Введение в концептуальные исследования: учебное пособие [Текст] / М. В. Пименова, О. Н. Кондратьева. – Кемерово : Кузбас-свузиздат, 2006. – 179 с. (личный вклад – 50%).
6.Пименова, М. В. Концептуальные исследования. Введение: учебное пособие [Текст] / М. В. Пименова, О. Н. Кондратьева. – М. : Флинта, Наука, 2011 – 176 с. (личный вклад – 50%).
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК Минобрнауки РФ
7.Кондратьева, О. Н. Методика концептуальных исследований древних текстов [Текст] / О. Н. Кондратьева // Вестник Новосибирского государственного университета. – Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2006. – Т.4. – Вып. 2. – С. 133–141.
8.Кондратьева, О. Н. Концепт «сердце» в текстах Древней Руси: опыт метафорического моделирования [Текст] / О. Н. Кондратьева // Сибирский филологический журнал. – 2007. – № 2. – С. 128–137.
9.Кондратьева, О. Н. Метафорическая концептуализация как способ познания внутреннего мира человека Древней Руси (на примере концепта «душа») [Текст] / О. Н. Кондратьева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – Вып. 570. Когнитивная лингвистика: традиции и инновации в работах молодых ученых. – Ч. 1. –2009. – С. 88–102.
10.Кондратьева, О. Н. Метафорическая репрезентация концепта «сердце» в сентиментальном дискурсе [Текст] / О. Н. Кондратьева // Вестник университета (РТСУ). – 2010. – № 4(30). – С. 187–194.
11.Кондратьева, О. Н. Метафора «душа – это стихия» в древнерусской культуре и ее мифологические истоки [Текст] / О. Н. Кондратьева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2011. – Вып. 1 (12). – С. 55– 62.
12.Кондратьева, О. Н. Метафора «пища душевная» в русской языковой картине мира (диахронический аспект) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Вестник Пермского государственного университета. – Сер. Российская и зарубежная филология. – 2011. – № 2. – С. 24–33.
13.Кондратьева, О. Н. Роль витальных метафор в концептуализации внутреннего мира человека (диахронический аспект) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Вестник Череповецкого государственного университета. Сер. : Филология и искусствоведение. – Череповец. – 2011. – № 2 (29). – Т. 2 – С. 78–81.
14.Кондратьева, О. Н. Диахронический аспект изучения концептуальных метафор [Текст] / О. Н. Кондратьева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2011. – № 2. – С. 171–175.
15.Кондратьева, О. Н. Концепт «душа» в зеркале орнитологической метафоры [Текст] / О. Н. Кондратьева // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. – Сер.: Филология, история, востоковедение. – 2011. – № 2 (37). – С. 63–67.
16.Кондратьева, О. Н. Зооморфные образы как источник осмысления концепта «душа» (диахронический аспект) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2011. – N 2. – С. 186–191.
17.Кондратьева, О. Н. Роль метафор сна и бодрствования в концептуализации внутреннего мира человека (диахронический аспект) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Известия Тульского государственного университета. – Сер. Гуманитарные науки. – 2011. – Вып. 2. – С. 463–472.
18.Кондратьева, О. Н. Милитарная метафора и ее роль в концептуализации внутреннего мира человека (на материале литературы Древней Руси) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Вестник Военного университета. – 2011. – № 2 (26). – С. 54–57.
19.Кондратьева, О. Н. Метафорическое моделирование внутреннего мира как способ создания образа политического противника (образ Ивана Грозного в интерпретации Андрея Курбского) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Политическая лингвистика. – 2011. – № 3. – С. 220–226.
20.Кондратьева, О. Н. Метафорическая репрезентация религиозных концептов в литературе Древней Руси [Текст] / О. Н. Кондратьева // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2011. – № 4. – С. 36–47.
21.Кондратьева, О. Н. Биоморфная метафора как способ концептуализации души человека (на материале литературы Древней Руси) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. – 2011. – № 6. – Ч. 2. – С. 294 –298.
22.Кондратьева, О. Н. Натурморфная метафора как средство осмысления концепта «душа» в русской лингвокультуре (диахронический аспект) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. Шолохова. – Сер. Филологические науки. – 2012. – № 4. – С. 83–94
23.Кондратьева, О. Н. Метафоры возраста и их роль в концептуализации души человека [Текст] / О. Н. Кондратьева // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – № 4 (52). – Т. 3. – С. 270–274.
24.Кондратьева, О. Н. Метафоры родства как способ осмысления концепта «душа» в русской лингвокультуре [Текст] / О. Н. Кондратьева // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер.: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. – 2012. – №.4 – С. 36–44.
25.Кондратьева, О. Н. Метафорическое моделирование в педагогическом дискурсе [Текст] / О. Н. Кондратьева // Педагогическое образование в России. – 2013. – №1. – С. 116–122.
26.Кондратьева, О. Н. Новые тенденции в концептуализации внутреннего мира человека [Текст] / О. Н. Кондратьева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – №. 1(292) – С. 72–77.
27.Кондратьева, О.Н. Метеорологическая метафора как способ концептуализации внутреннего мира человека [Текст] / О. Н. Кондратьева // Когнитивные исследования языка. – Вып. 13. Ментальные основы языка как функциональной системы. – М.-Тамбов,– 2013. – С. 252-263.
Статьи в сборниках научных трудов, материалах всероссийских и международных конференций
28.Кондратьева, О. Н. Некоторые особенности концептуализации эмоциональной системы человека Древней Руси (сквозь призму концепта «душа» [Текст] / О. Н. Кондратьева // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2002. – Вып. 4(12). – C. 84–89.
29.Кондратьева, О. Н. Основные направления в области концептуальных исследований [Текст] / О. Н. Кондратьева // Филологический сборник. – Кемерово : Графика, 2002. – Вып. 2. – С. 83–88.
30.Кондратьева, О. Н. Душа, ум и сердце человека Древней Руси в свете «наивной анатомии» (материалы к спецкурсу) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Проблемы лингвистического образования. – Екатеринбург : Изд-во АМБ,
2003. – Ч. I. – С. 158–167.
31.Кондратьева, О. Н. Душа в системе внутреннего мира человека Древней Руси [Текст] / О. Н. Кондратьева // Образ человека в картине мира. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2003. – С. 230–235.
32.Кондратьева, О. Н. Типовые ситуации со значением совместности в древнерусском языке (на материале конструкций, описывающих внутренний мир человека) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Человек и его язык (к 75-летию проф. В. П. Недялкова). – Кемерово : Графика, 2003. – С. 72–77.
33.Кондратьева, О. Н. Земледельческая метафора в концептуализации внутреннего мира человека Древней Руси [Текст] / О. Н. Кондратьева // Men-talitat und Mentales. – Landau : Verlag Empirische Padagogik, 2003. – Р. 118– 122.
34.Кондратьева, О. Н. Роль пространственных представлений в концептуализации внутреннего мира человека [Текст] / О. Н. Кондратьева // Проблемы языковой концептуализации и категоризации действительности : мат-лы междунар. науч. конф. «Язык. Система. Личность». – Екатеринбург : УрГПУ 2004. – С. 43–51.
35.Кондратьева, О. Н. Концепт «чистота» в Библии и древнерусской культуре (на примере концептосферы «внутренний мир человека») // Библия и национальная культура : межвуз. сб. науч. ст. и сообщ. / отв. ред. Н. С. Боч-карева. – Пермь : ПГУ, 2004. – С. 305–308.
36.Кондратьева, О. Н. Этногерменевтический подход в исследовании концептов внутреннего мира человека // Etnohermeneutik und antropologie / hrsg. von E.A. Pimenov, M.V. Pimenova. – Landau : Verlag Empirische Padagogik, 2004. – Р. 135–139.
37.Кондратьева, О. Н. Метафорический концепт «вместилище» и способы его языковой репрезентации в древнерусский период (на примере концепто-сферы «внутреннего мира человека») [Текст] / О. Н. Кондратьева // Языки и транснациональные проблемы : мат-лы междунар. науч. конф. Ин-т языкознания РАН – Москва-Тамбов : ТГУ, 2004. – Т. II. – С. 372–379.
38.Кондратьева, О. Н. «Наивная психология» : исторический аспект // Историческая психология, психоистория, социальная психология : общее и различия : мат-лы междунар. науч. конф. / под ред. С. Н. Полторака. – Санкт-Петербург : Нестор, 2004. – С. 41–45.
39.Кондратьева, О. Н. Особенности языкового воплощения концепта «внутренний человек» в русских летописях [Текст] / О. Н. Кондратьева // Концепт. Образ. Понятие. Символ: к 70-летию проф. В. В. Колесова / отв. ред. Е. А. Пименов, М. В. Пименова – Кемерово, 2004. – С. 157–174.
40.Пименова, М. В. Субсфера «артефакты» как источник концептуализации внутреннего мира человека (диахронический аспект) [Текст] / М. В. Пименова, О. Н. Кондратьева // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2005. – № 1. – С. 26–38. (личный вклад – 50%).
41.Кондратьева, О. Н. Гендерная характеристика концептов «душа», «сердце» и «ум» в древнерусских текстах [Текст] / О. Н. Кондратьева // Мужское и женское в культуре : мат-лы междунар. науч. конф. – СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. – С. 186–190.
42.Кондратьева, О. Н. Метафора «вес» в характеристике концептов внутреннего мира человека [Текст] / О. Н. Кондратьева // Филология и культура : мат-лы V междунар. науч. конф. Институт языкознания РАН, Российская ассоциация лингвистов-когнитологов. – Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. – С. 238–240.
43.Кондратьева, О. Н. Фитоморфные признаки в структуре концептов внутреннего мира человека (на материале текстов Древней Руси) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Новая Россия: новые явления в языке и науке о языке: мат-лы науч. конф. Институт языкознания РАН, Российская ассоциация лингвистов-когнитологов / под ред. Л. Г. Бабенко. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2005. – С. 75–83.
44.Кондратьева, О. Н. Субсфера «имущество» как источник концептуализации внутреннего мира человека [Текст] / О. Н. Кондратьева / Лингвистические парадигмы и лингводидактика : мат-лы. междунар. науч. конф. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2005. – Ч.1. – С. 205–209.
45.Кондратьева, О. Н. Сердце как орган религиозной жизни человека Древней Руси [Текст] / О. Н. Кондратьева // Человек верующий в культуре Древней Руси : мат-лы междунар. науч. конф. Сектор междисциплинарных исследований Института философии РАН / отв. ред. Т. В. Чумакова. – Санкт-Петербург : Лима, 2005. – С. 239–240.
46.Кондратьева, О. Н. Концептуальная метафора «Совесть – второе Я человека» в Библии и древнерусской культуре [Текст] / О. Н. Кондратьева // Библия и национальная культура : межвуз. сб. науч. ст. и сообщ. / отв. ред. Н. С. Бочкарева. – Пермь : ПГУ, 2005. – С. 23–26.
47.Кондратьева, О. Н. Роль артефактной метафоры в концептуализации внутреннего мира человека (на материале древнерусских текстов) // Текне Грамматике (Искусство грамматики) / отв. ред. Л. Г. Панин. – Новосибирск : Изд-во Новосибирского государственного университета, 2006. – С. 208–218.
48.Кондратьева, О. Н. Концепт «душа» в текстах Древней Руси (опыт метафорического моделирования) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Известия Уральского государственного педагогического университета. Лингвистика. – Вып. 17. – Екатеринбург : УрГПУ, 2006. – С. 197–207.
49.Кондратьева, О. Н. Внутренний мир человека Древней Руси в зеркале религиозной метафоры [Текст] / О. Н. Кондратьева // Ethnohermeneutik und cognitive linguistic / hrsg. von R.D. Kerimov. – Landau : Verlag Empirische Padagogik, 2007. – Р. 386–392.
50.Кондратьева, О.Н. Душа, сердце, ум [Текст] / О. Н. Кондратьева // Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. – Москва : Гно-зис, 2007. – С. 60–69
51.Кондратьева, О. Н. Теория «концептуальной метафоры» и ее роль в современных лингвистических исследованиях [Текст] / О. Н. Кондратьева // Studia methodologica. – 2007. – Вып. 21. – С. 111–118.
52.Кондратьева, О. Н. Концептуальный анализ как средство исследования индивидуально-авторской картины мира [Текст] / О. Н. Кондратьева // Studia methodologica. – 2007. – Вып. 22. – С. 54– 62.
53.Кондратьева, О. Н. Когнитивная лингвистика и лингвокультурология: разные грани единой науки [Текст] / О. Н. Кондратьева // Язык. Миф. Этно-культура: подходы и методы исследования / отв. ред. Л. А. Шарикова. – Кемерово-Москва : Российские университеты, Кузбассвузиздат, 2007. – Вып. 4. – 242–253.
54.Кондратьева, О. Н. Когнитивная парадигма в современной лингвистике [Текст] / О. Н. Кондратьева // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: сб. ст. участников IV меж-дунар. науч. конф. Т. 1 / отв. ред. Л. А. Нефедова. – Челябинск : ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2008. – С. 137–141.
55.Кондратьева, О. Н. Особенности концептуализации внутреннего мира человека (на примере концепта «память») [Текст] / О. Н. Кондратьева // Русский язык: человек, культура, коммуникация: сб. статей. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. – С. 251–256.
56.Кондратьева, О. Н. Концептуальная метафора «болезнь души» и способы ее реализации в древнерусских текстах [Текст] / О. Н. Кондратьева // Труды по когнитивной лингвистике: сб. науч. ст., посвященный 30-летнему юбилею кафедры общего языкознания и славянских языков КемГУ / отв. ред. М. В. Пименова. – Кемерово : КемГУ, 2008. – С. 597–605.
57.Кондратьева, О. Н. Специфика концепта «сердце» в индивидуально-авторской картине мира И. Анненского [Текст] / О. Н. Кондратьева // Концепт и культура. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. – С. 434–441.
58. Кондратьева, О. Н. Особенности коцептуализации внутреннего мира человека (на примере концепта «ум») // Вестник Российско-Таджикского (славянского) университета. –2008. –№ 2 (20). – С. 150–161.
59.Кондратьева, О. Н. Функционирование лексем с базовым значением ‘твердый vs мягкий’ в пределах концептосферы «внутренний мир человека» (на материале текстов Древней Руси) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Менталь-ность народа и его язык : новое в лингвистике : сб. ст. / отв. ред. М. В. Пименова. – Севастополь : Рибэст, 2009. – С. 300–308.
60.Кондратьева, О. Н. К истокам формирования морбиальных метафор в политической коммуникации (на материале произведений А. Курбского) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Политика в зеркале языка и культуры : сб. науч. ст., посвященный 60-летнему юбилею проф. А. П. Чудинова. – Москва : ИЯ РАН, 2010. – С. 266–272.
61.Кондратьева, О. Н. Внутренний мир человека сквозь призму гендер-ной метафоры (на материале текстов Древней Руси) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Концептуальные исследования в современной лингвистике : сб. ст. / отв. ред. М. В. Пименова. – СПб.-Горловка: Издательство ГГПИИЯ, 2010. – С. 398–404.
62.Кондратьева, О. Н. Особенности реконструкции концептов в древних текстах [Текст] / О. Н. Кондратьева // Концепты культуры в языке и тексте : теория и анализ. – Olztyn : Centrum Badan Europy Wschodniej, 2010 – С. 71–91 (Серия «Современная русистика: направления и идеи).
63.Кондратьева, О. Н. Температурная метафора как способ репрезентации концепта «душа» [Текст] / О. Н. Кондратьева // Научное обозрение : гуманитарные исследования. – 2011. – № 3. – С. 83–90.
64.Кондратьева, О. Н. Концепт «душа» в политическом дискурсе (к истокам формирования концепта) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Лингвокульту-рология. – 2011. – № 5. – С. 43–53.
65.Кондратьева, О.Н. Субсфера «небо и небесные тела» как источник метафорической концептуализации внутреннего мира [Текст] / О. Н. Кондратьева // Когнитивная лингвистика : новые парадигмы и новые решения / отв. ред. М. В. Пименова. – Москва : ИЯ РАН, 2011. – С. 618–624.
66.Кондратьева, О. Н. Концепты внутреннего мира человека в зеркале соматической метафорики (диахронический аспект) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Концептуальные и семантико-грамматические исследования / отв. ред. М.В. Пименова. – М. : ИЯ РАН, 2011. – С. 168–173.
67.Кондратьева, О. Н. Концепт «ветер» как источник метафорического осмысления души в русской лингвокультуре [Текст] / О. Н. Кондратьева // Мат-лы всерос. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания». – Москва : РУДН, 2012. – С. 98–103.
68.Кондратьева, О. Н. Метафорическое моделирование в религиозном дискурсе [Текст] / О. Н. Кондратьева // Научный диалог. – Екатеринбург, 2012. – Вып. 8. – С.191–208
69.Кондратьева, О. Н. Метафора как способ аргументации в политическом дискурсе Древней Руси [Текст] / О. Н. Кондратьева // Теории и технологии аргументации : мат-лы всерос. молодежной конф. – Москва : РУДН, 2012. – С. 41–43.
70.Кондратьева, О. Н. Ландшафт русской души (метафорический аспект) [Электронный ресурс] / О. Н. Кондратьева // JAZYK a KULTÚRA: Internetový časopis Lingvokulturologického a prekladateľsko-tlmočníckeho centra excelentnosti pri Filozofickej fakulte Prešovskej univerzity v Prešove). – 2012. – № 9. – Режим доступа : http://www.ff.unipo.sk/jak/9_2012/ kondratieva.pdf
71.Кондратьева, О.Н. Особенности метафорической репрезентации концепта «душа» в русской языковой картине мира [Текст] / О. Н. Кондратьева // Русский язык в современном Китае : сб. науч.-метод. статей / отв. ред. Л. В. Воронова. – Чита-Хайлар, 2012. – С. 142–148.
72.Кондратьева, О. Н. Метафоры со сферой-источником «металлы» как репрезентанты душевных качеств человека [Текст] / О. Н. Кондратьева // Восточнославянские языки и литературы в историческом и культурном контекстах : когнитивная лингвистика и концептуальные исследования / отв. ред. М. В. Пименова. – Киев : Издательский дом Дмитрия Бураго, 2012. – С. 266–271.
73.Кондратьева, О. Н. Горячая русская душа (лингвистический анализ) [Текст] / О. Н. Кондратьева // Материали за VIII международна научна практична конференция « Настоящи изследования и развитие –2012». – Т. 16. «Филологични науки. Философия. Музика и живот» / ред. Милко Тодоров Петков. – София : Бял ГРАД-БГ, 2012. – С. 37–40.
74.Кондратьева, О. Н. Метафоры ценности как средство репрезентации концепта «душа» в русской лингвокультуре [Текст] / О. Н. Кондратьева // Materialy VIII mezinarodni vedecko-praktika conference “DNY VEDY-2012”/ Prof. JUDr Zdenĕk Černák. – Díl 51. Filologické vědy. – Praha : Publishing House «Education and Science» s.r.o, 2012. – Р. 50–52.
75.Кондратиева, О. Фитоморфната метафора в руската лингвокултура [Текст] / О. Кондратиева // Проглас. – Велико Търново. – 2012. – Кн. 2. – С. 109–128.
76.Кондратьева, О. Н. Метафорическое представление внутреннего мира человека в педагогическом дискурсе [Текст] / О. Н. Кондратьева // Человек. Язык. Культура : сб. науч. ст., посвященных 60-летнему юбилею В. И. Кара-сика. – Киев : Издательский дом Д. Бураго, 2013. – С. 677–686.