- При построении модели прогностического опыта реализован междисциплинарный подход, опирающийся на идею становления различных форм социального порядка и контингентности универсалий интерсубъективного познавательного опыта, его зависимости от результатов процесса межсубъектной коммуникации. Данный подход учитывает нелинейность эмерджентных изменений, как в самом процессе познания, так и в развертывании окружающих социальных процессов; неоднозначность выделения вектора развития в ряду альтернативных путей полисценарного и творческого толкования становящегося универсума. Научная новизна полученного результата состоит в своеобразном применении междисциплинарного подхода, как интегративного направления научного исследования, к проблеме предвосхищения будущего.
- Установлено, что основой предвосхищения является человеческая способность, представляющая собой сложный природно-социальный процесс. Он, как интегративное начало, лежит в основе человеческой деятельности, которая реализуется в различных видах опыта. Определены психофизиологические, когнитивные и социальные предпосылки подобного вида опыта. Природные предпосылки, являющиеся наследием биологической сущности человека и предопределяющиеся его психической организацией (особенности функционирования полушарий мозга, экстраполяционные рефлексы, опережающее отражение, автопоэзис), сопрягаются с социальными предпосылками. В основе последних лежит осознание отдельными личностями и обществом безусловной необходимости представлений о возможном развитии событий в будущем с целью оптимизации деятельности, об оценке рисков в результатах опытных данных, о возможности целерационального конструирования желаемого будущего. Научная новизна этого результата состоит в интеграции разрозненных фактов в опытной деятельности, иллюстрирующих и доказывающих несомненную реальность природных и социальных, в том числе познавательных и научных предпосылок феномена предвосхищения.
- Установлено, что проблема постижения будущего является традиционным объектом внимания для различных религиозных и художественных течений мысли и чувств, философских направлений и научных школ на всем протяжении человеческой культуры. Выявлено несколько вариантов понимания будущего: 1) в обыденном предвосхищении - предугаданное будущее; 2) в религиозных системах - предопределенное будущее; 3) в утопиях - желаемое будущее; 4) в фантастике - возможное будущее; 5) в классических научно-философских концепциях - вероятное будущее; 6) в постнеклассической науке - конструируемое будущее. Научная новизна данного результата состоит в том, что впервые систематизирована историография проблемы будущего в социокультурном контексте, выявлены основные подходы, встречающиеся в литературе по данной проблеме.
- Обосновано как аналитический прием условное структурное разделение способов предвосхищения будущего на интуитивные и дискурсивные. Дискурсивные прогностические практики представлены различными вариантами концептуального выражения общественной практики предвосхищения будущего, упорядоченного и систематизированного особым образом с использованием языка, за которым стоит идеологически и национально-исторически обусловленная психофизическая ментальность. К дискурсивным отнесены обыденная прогностическая практика, научное прогнозирование, философская рефлексия будущего. Интуитивные прогностические практики, также нередко использующие язык и речь для выражения своих предчувствий, тем не менее, отличаются большей степенью субъективности, не вполне осознаваемыми механизмами получения знаний о будущем и эмоциональностью. Они представлены социальным пророчеством, религиозными провиденциями и прозрениями в искусстве. Интуитивные прогностические практики могут не нуждаться в вербальном обосновании своих предвосхищений. Они в основном сориентированы на образ, яркую картину будущего, как бы данную уже в готовом виде, опуская промежуточные этапы формирования этого образа, формируясь по схеме интуитивного получения результата через проспективный инсайт и прозрение. Рассмотрение прогностического опыта через демаркацию и сочетание в нем интуитивного и дискурсивного может рассматриваться как новация в такого рода деятельности.
- Впервые дана трактовка интуитивного предвосхищения как возможной формы кризисного сознания, характерного для нестабильного общества, и превращенного способа преодоления неполноты знания о будущем, реализующегося в религиозных, художественных и прочих не вполне объективизированных и вербализованных прогностических практиках.
- Раскрыта сущность феномена социального (светского) пророчества, выделены отличительные проявления, ставящие его в положение особого способа предвосхищения, смысл которого не столько в предсказании будущего, сколько в стремлении осмыслить настоящее, оценить возможности выхода из критической ситуации и выступить катализатором познавательных, социальных, экзистенциальных трансформаций без опоры на авторитет той или иной религиозной конфессии. Научная новизна данного результата состоит в принципиально новой гносеологической интерпретации явления социального пророчества, заключающейся в характеристике его особенностей как социокультурного феномена, ориентированного по преимуществу на настоящее.
- Исследована проблема предвосхищения будущего с точки зрения религиозного мировоззрения. Подчеркнуто, что миссия предсказания будущего отводится пророку как глашатаю божественной воли. На примере проблемы предвосхищения выделены различия между иудаизмом и христианством. Определены цели пророческого служения: воплощение педагогического умысла Бога по возвращению людей на путь истинный; объединение божественного вдохновения и напряженной работы избранника Бога как социального лидера; осмысление и оценка исторических перспектив; выступление в качестве морального «индикатора» во имя религиозной идеи. Пророк охарактеризован как особый тип личности, отличающийся активной позицией, готовностью к самопожертвованию, фанатизмом и максимализмом. Научная новизна данного результата состоит в анализе разрозненных данных и синтетической экспликации суждений о сущности предвосхищения в религиозных текстах и философских произведениях.
- Рассмотрено представление о будущем, выраженное средствами художественного творчества, на основе синергетической идеи многовариантности познавательной динамики и взаимообусловленности явлений, ориентированных на выяснение перспектив человеческого существования. Выяснен механизм возникновения профетических образов в искусстве, выявлены моменты проникновения интуитивных предчувствий художника в дискурсивное поле оформленных, означенных предсказаний, сформулированы существенные функции предвосхищения средствами искусства: эвристическая, информационно-познавательная, аксиологическая. Научная новизна данного результата состоит в выявлении особого сочетания интуитивных и дискурсивных моментов в реализации профетического потенциала искусства.
- Выявлены прогностические элементы обыденного сознания, представленные своеобразным соотношением интуитивных и дискурсивных, рациональных и внерациональных компонентов. Интуитивное достраивание недостающих информационных звеньев в ориентации на будущее развитие событий оформляется обыденным сознанием в сложившихся в соответствующем историческом периоде дискурсивных схемах и правилах. Рационально-прогностические компоненты базируются на здравом смысле, на научно установленных взаимосвязях между вещами и явлениями, на известной схеме объяснения неизвестного через известное на основе логического приема аналогии, что позволяет предполагать будущее развитие событий. Внерациональные варианты обыденного предвосхищения основаны на вере в сокрытые, неявные связи окружающего мира. Определены условия использования обыденного предвосхищения не только в повседневной практике, но и как восполняющее средство недостаточности научного и философского методологического аппарата в ситуации кризиса. Научная новизна полученного результата состоит в том, что выявление интуитивных и дискурсивных, рациональных и внерациональных аспектов в обыденном предвосхищении позволяет включить его в сферу философского и научного осмысления и выявить его специфичность как варианта предвосхищения, являющегося проекцией здравого смысла и житейского опыта на будущее.
- Охарактеризован и концептуализирован ряд особенностей научного прогнозирования в его постнеклассической интерпретации. К качественным отличиям предвосхищения в современной науке относятся: 1) признание сосуществования различных типов рациональности, соотносящих научную вероятностную трактовку динамики бытия и осмысление всего многообразия «практического жизненного мира» (Э. Гуссерль); 2) косвенная эмпиричность, когда предвосхищение не может опираться на наблюдение, эксперимент, так как его объект еще не сформировался в действительности, но лишь опосредованным образом связан с настоящим; 3) представленность прогнозирования в форме особых дискурсивных концептов, синтезирующих в себе акт ретроспективного анализа как выявление тенденций развития из прошлого, акт логического суждения как попытку осмыслить настоящее и акт воображения и интуитивного выбора субъекта прогноза как вариант проспективного видения; 4) целерациональность, нацеленность на достижение реально воплотимого результата, который с течением времени при условии правильного расчета с необходимостью может стать частью наступившего настоящего; 5) осознание частичной обоснованности прогнозов в условиях сложных, саморазвивающихся систем, стремление к высокой степени объективности прогнозов лишь на небольшом «горизонте будущего» в относительно стабильный период; 6)научное прогнозирование представляет собой вероятностное знание, показывающее направления и результаты развития явлений и процессов объективной действительности, для которых к моменту построения модели найден причинно-следственный механизм объяснения изменений, в том числе в рамках постнеклассических образов научной рациональности; 7) констатация подверженности прогнозируемого явления субъективному влиянию, вследствие чего он меняет свою траекторию развития и затрудняет однозначное предсказание; 8) научные предсказания направлены на ослабление влияния «анти-гносеологической эмоциональности», снижающей адекватность и объективность познания. Научная новизна данного результата состоит в концептуализации возможностей и пределов научного предвосхищения будущего.
- Рассмотрено философское предвидение как форма осмысления будущего, связанная с построением мысленной модели предстоящего развития какого-либо процесса или явления, обеспечивающей движение по пути целостного методологического обобщения, направленного на поиск недостающих средств познания будущего и интеграцию существующих форм прогностического опыта. Установлены особенности философской рефлексии предвосхищения, которые проявляются: 1)в философско-этической экспертизе при прогнозировании, направленной на переоценку устаревших универсалий культуры, сопоставлении их смыслов с изменившимися реалиями бытия и проектировании новых вариантов универсального на будущее; 2) в формулировании аксиологических ориентиров культурного развития, отражении мира в динамике соотношения возможного и должного; 3) в профетической философской рефлексии, рассмотренной на примере русской философии XIX - начала XX веков. Выявлены два направления, различающихся по содержанию смысловыми нюансами. Первое направление основывается на выяснении сущности пророческого призвания, черпающее материал для размышления на примерах мирового художественного, философского и богословского наследия. Второму направлению рассуждений о будущем в русской философии рубежа XIX - XX веков принадлежат художники и мыслители, в своих произведениях предсказывающие личностно-переживаемое будущее. Научная новизна данного результата состоит в выявлении и анализе многообразных форм философской рефлексии предвосхищения будущего.
- Выявлены особенности прогностической ситуации, представляющей собой диалектическое единство объективных тенденций развития событий и активного участия субъективного фактора предвосхищения будущего. Сформулированы критерии действенности прогностической информации (массовая осведомленность, смысложизненное значение, осознанность общих интересов, совпадение желаний многих людей, возможность влияния на ситуацию и т.д.). Обозначена зависимость между осуществлением или саморазрушением предсказания и эффективностью субъективных усилий в этом направлении. Научная новизна данного результата состоит во включении в процедуру предвосхищения субъективного фактора и разработке целостной концепции прогностической ситуации.
- Содержательно введено понятие «прогностического опыта», которое в диссертации интерпретируется как систематизированная совокупность разнообразных знаний и специальной деятельности, направленных на получение, осмысление и оформление информации о будущем, продуцированной разнообразными социокультурными прогностическими практиками. На основе концепции функциональной асимметрии полушарий головного мозга, идеи распределения и дополнительности способов обработки и аспектов информации об окружающем мире, соответствующих пропорций осознанного-неосознанного, вербализируемого-невербализируемого, оптимистического-пессимистического, логического-образного, детализированного-единого, аналитического-эмоционального, интуитивного-дискурсивного, рационального-иррационального и др., предложена новая обобщающая модель, выявляющая интегральную архитектонику предвосхищения будущего, синтезированного в единый прогностический опыт человека.
1.Пророчество как способ предвосхищения социального бу-дущего. – Курск, 2006. – 150 с. – 9 п.л.
2.Прогностические практики в науке и культуре. – Курск, 2009. – 232 с. – 8,5 п.л.
Статьи в периодических изданиях,
рекомендованных ВАК для защиты
докторских диссертаций по философии:
1.Рациональные и иррациональные аспекты обыденного предвосхищения // Философские науки № 9/1, 2004. С. 30-44. – 1,5 п.л.
2.Философско-методологические проблемы социального прогнозирования // Социально-гуманитарные знания. – М., 2007. № 6. С.229-240. – 0,6 п.л.
3.Проблема будущего и судьбы России в русской филосо-фии на рубеже XIX-XX в.в. // Вестник Томского государственного университета. № 317 (ноябрь 2008 г.). С. 65-72. – 0,8 п.л.
4.Философская рефлексия будущего (на материале русской философии рубежа XIX – XX веков) // Вестник Томского государ-ственного университета. № 318 (январь 2009 г.). С. 52-59. – 0,9 п.л.
5.К вопросу об основаниях предвосхищения будущего:
междисциплинарный аспект // Полигнозис, № 1, 2009. С. 44-52. – 0,8 п.л.
6.Этико-аксиологические аспекты медицинского прогнози-рования // Философские науки, № 1/2009. С. 114-120. – 0,4 п.л.
7.Профетический потенциал искусства в ракурсе функцио-нального подхода // Философские науки, № 9/2009. С. 147-156. – 0,5 п.л.
Другие публикации
(статьи в научных сборниках, материалы коллективных изданий и конференций) общим объемом 4 п.л.:
1.Пророчество как момент социального познания и дейст-вия // Тезисы докладов международной научно-практической кон-ференции «Философия социального действия и перспективы демо-кратии». Ч.1. - Минск,1994. С. 44-46.
2.Пророческие традиции в русской культуре // Философия. История. Культура. Книга для высших и средних учебных заведе-ний. Ч.1. - Курск, 1995. С. 332-337.
3.Предсказание будущего в нестабильном обществе // Илиадиевские чтения: тезисы докладов и выступлений междуна-родной научной конференции. - Курск,1998. С. 107-111.
4.Пророческая миссия русской философии // Наследие Н.П.Огарева и ХХ век: традиции и современность в диалоге. - Са-ранск, 1999. С. 164-165.
5.Понятие пророчества и его место среди других способов предвосхищения будущего // Философия ХХ века: школы и кон-цепции. Тезисы докладов научной конференции. - СПб, 2000. С. 407-408.
6.Философское предвидение как форма осмысления буду-щего // Четвертые илиадиевские чтения: Цивилизация на рубеже тысячелетий: проблемы, закономерности, тенденции. Материалы международной научно-практической конференции. - Курск, 2002. С. 103-104.
7.Прогностическая функция философии // Сборник работ 68-й итоговой сессии КГМУ и отделения медико-биологических наук Ценр.-Чернозем. Научного центра РАМН. Ч. II. - Курск, 2002 г. C. 318-319.
8.Прогноз или прорицание? // III Международный фило-софский конгресс. Сборник материалов. - Ростов-на-Дону, 2002. С. 315-316.
9.Рациональность предсказаний будущего // Тезисы науч-ной конференции «Рациональность и вымысел». - С-Пб, 2003. С. 116-117.
10.Прогностические компоненты обыденного сознания // Сборник работ 69-й итоговой сессии КГМУ и отделения медико-биологических наук Ценр.-Чернозем. Научного центра РАМН. Ч. II. - Курск, 2004 г. C. 333-334.
11.Проблема предвосхищения в религии и религиозной фи-лософии // Социальное партнерство государства и церкви – объек-тивное условие стабильности политической системы гражданского общества. - Курск, Курский технический университет, 25-26 июня 2004 г. С. 444-452.
12.Диалог когнитивных практик познания социального бу-дущего в традициях постмодернизма // Международный симпозиум «Путь, истина и жизнь». - Курск, 2006. С. 117-126.
13.О специфике научного познания будущего // Компетент-ность как проблема повышения качества учебного процесса в уни-верситете. - Курск, 2007. С.25-28.
14.Будущее человечества: теории, идеалы и реалии // Меж-дународный симпозиум «Путь, истина и жизнь». Научно-практическая конференция «Человек и общество ХХI века. Идеи и идеалы». Альманах. Выпуск 2. - Курск, 2007. С. 50-54.
15.Субъект и предвосхищение будущего // Человек в треть-ем тысячелетии. Рабочие тетради гуманитарного семинара. Выпуск 1. - Курск, 2007. С.84-91.
16.О философском постижении будущего // Международ-ный симпозиум «Путь, истина и жизнь». Научно-практическая конференция «Время и вечность в науке, религии, культуре». - Курск, 2008. С. 45-50.
17.Русская философия XIX – начала XX века о судьбе Рос-сии // Актуальные проблемы повышения эффективности агропро-мышленного комплекса. - Курск, 23-25 янв. 2008. Ч.3. С. 257-259.
18.Философия и медицина: методологические и этические проблемы прогнозирования // Вестник истории и философии Кур-ского государственного университета. Серия «Философия». 2008, № 1. С.103-109.