Научная тема: «МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МУЗЕЯ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЕВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ)»
Специальность: 13.00.05
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Обоснование нового социально значимого направления научного знания и общественной практики, отражающего раскрытие сущности, специфики и механизмов педагогики реализации воспитательного потенциала музея.

2. Концепция возможности и целесообразности обеспечения относительной завершенности педагогического воздействия музея на посетителей посредством их последовательного включения в различные формы социально-культурного творчества, способствующего преобразованию историко-культурных знаний в нравственно - эстетические убеждения, нормы и принципы жизнедеятельности, умения и навыки креативного решения социальных и личностных проблем.

3. Механизм оптимизации сотворчества музея, средней и высшей школы в процессе реализации Федеральных Государственных стандартов, позволяющего художественно-выразительными средствами музейной деятельности вовлекать учащуюся молодежь в осмысленное освоение учебных программ, формирование научного мировоззрения; стимулировать их интерес к познанию и интеллектуальному творчеству.

4. Модель функционирования естественнонаучного музея XXI века, которая наряду с традиционными компонентами современного музея включает в себя:

  • обоснование методологии социально-культурной деятельности музея XXI века, в основе которой субъект-субъектные отношения специалистов музейного дела и участников экскурсий или иных музейных акций, опирающиеся на учет, удовлетворение и последовательное возвышение реально проявляемых духовных интересов и потребностей посетителей;
  • комплекс новейших технических средств, позволяющих обеспечить научную информацию, ориентированную на конкретного посетителя с учетом его возраста, образования и круга интересов;
  • педагогическую технологию «Обучающих гидов», обеспечивающую индивидуальное изучение экспозиции;
  • интерактивные комплексы, дающие возможность посетителям музея активизировать процесс познания экспозиции;
  • систему научно-просветительного воздействия, опирающуюся на единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, педагогику сотворчества и другие средства и методы социально-культурной деятельности, способствующие преобразованию посетителя из объекта информационного влияния в субъект природокультурного творчества.

5. Программа преобразования естественнонаучных музеев из учреждений эпизодического просвещения в стабильные социально-культурные центры непрерывного экологического воспитания.

Логика исследования предопределила структуру диссертации, включающую два тома. Первый том состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения и библиографии; второй том (Приложение)  состоит из пяти глав, раскрывающих исторический процесс зарождения и развития музеев естественнонаучного профиля.
Список опубликованных работ
1.Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК, в материалах международных конференций и иностранных журналах:

1.Соколов В.Е., Клюкина А.И., Шубина Ю.В. Дарвиновский музей - дар серебряного века // Вестник Российской академии наук. - 1997. – Т. 67. - № 8. – С. 734-740/

2.Клюкина А.И. Естественнонаучный музей в культурной жизни общества // Вестник Московского государственного университета. – 2009. - №5.- С.78-83.

3.Клюкина А.И. Естественноисторические экспозиции. Традиции и инновации на примере экспозиции Государственного Дарвиновского музея // Вестник Московского государственного университета. – 2009. - №6.- С.91-98.

4.Клюкина А.И. Научно-исследовательская работа в естественнонаучных музеях в контексте педагогики социально-культурной деятельности //Международный научный журнал Мир науки, культуры, образования. -2010. – №2[21].- C. 94-96.

5.Клюкина А.И. Научное осмысление проблемы включения музеев в процесс естественнонаучного познания мира //Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарные науки. – 2010. – Вып. 6.- С.180-183.

6.Клюкина А.И. К истории создания естественнонаучных музеев в России //Вестник Московского государственного университета. – 2010. - №1.- С.76-82.

7.Клюкина А.И.Становление музейной педагогики в контексте развития социальных институтов образования и воспитания//Человек и образование. 2010.-№2.-С.9-13.

8.Клюкина А.И. Эволюция музея эволюции // Сб. Сотрудничество и партнерство.Российский комитет международного совета музеев. Иком России. - М., 1997. - С. 38-39.

9.Клюкина А.И. Новый проект. Семья в музее // Тезисы и доклады участников международной конференции “Музейный менеджмент». г. Вологда, 20-22 сентября 2000 г. - С. 20-23.

10.Клюкина А.И. Использование муляжей в экспозиции Государственного Дарвиновского музея // Сб. Материалы Международной научно-практической конференции «Будущее прошлого: расширение доступа и сохранность коллекций». 20-22 сентября 2000 г. - СПб.,2000.– С. 18-22.

11.Klyukina Anna, Kuular Urana. The Experience of the Darwin Museum //Abstracts. 3 conferences 2003 (CIMUSET ICTOP MPR). Ljubljana, Slovenia, 12-17 September. ICOM. - S. 51-52.

12.Klyukina Anna, Kuular Urana. Ecological Education and Transmission of Intangible Heritage // Nature Korea.- 2005.- Vol. 4, No. 1 February. - S. 18.

13.Клюкина А.И. Естественнонаучный музей как центр экологического просвещения населения // Сб. Современный музей как важный ресурс развития города и региона: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию Казани и 110-летию Национального музея Республики Татарстан 12-17 сентября 2005 г. - Казань, 2005. – С. 137-140.

14. Клюкина А.И. Дарвиновский музей //Большая российская энциклопедия. М.: БРЭ, 2007. - Т. 8. - С. 327.

15. Klukina A. La historia de la creación de la exposición en el Museo Darwin // Darwin in memoriam: Las teorías de la evolución hoy. – Seminario. Tomo I. – Universidad Internacional Menédez Pelayo, Valencia, 2008. – P. 73–79.

16. Klyukina Anna, Kontorshchikov Vitaly, Kurilin Gennady. The Darwin museum and its role in the ecological education, protection and studying of the nature of the Moscow regin // IInd Scienctific Symposium with international participation. Jn the occasion of its 130-th anniversary of establishment and 60-th anniversary of public activity of the Natural History Museum Rijeka. - P.100.

17. Клюкина А.И. Педагогическая культурология в просветительной и воспитательной деятельности естественнонаучных музеев / Педагогическая культурология как область науки и социальной практики. Материалы Академических чтений. Вестник Северо-Западного отделения РАО.- 2013, № 3. – С. 52-68.

18.Клюкина А.И. Музей естественнонаучного профиля в духовной жизни общества/Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2014. - №1. – С.81-89.

2. Монографии:

1.Клюкина А.И. От эпизодических форм просвещения к системе интерактивного постижения природной среды.–Спб.:Концерт, 2008.- 271 с.

2.Клюкина А.И. Естественнонаучные музеи в духовной жизни России. –Спб., Арт-студия «Концерт», 2009,- 298 с.

3. Клюкина А.И., Кубасова Т.С. Государственный Дарвиновский музей Концепция развития 2013-2020. М.: ГДМ, 2012. – 160 с.

3. Текущие публикации

1. Клюкина А.И. Сокровищница естественных наук // Музеи России.- 1992.- №1.- С.8-11.

2. Клюкина А.И. Строительство здания для Дарвиновского музея // Труды Государственного Дарвиновского музея. - М., 1997. - С. 46-60.

3. Клюкина А.И. Государственный Дарвиновский музей 1986-1996 гг. // Труды Государственного Дарвиновского музея. – М., 1997. - С. 61-81

4. Клюкина А.И. Научная концепция экспозиции Государственного Дарвиновского музея // Труды Государственного Дарвиновского музея. - М., 1997. - С. 82-93

5. Клюкина А.И Дарвиновский музей // Москвоведение.-1998. - № 4.–С.13-15

6. Клюкина А.И. В музей всей семьей // Тезисы докладов III Всероссийской научно-практической конференции Ассоциации естественноисторических музеев России “Музей на рубеже веков. Опыт прошлого, взгляд в будущее”. - М., 2000. - С. 30-33.

7. Клюкина А.И. О проблемах вовлечения одиночных посетителей в творческое осмысление музейной экспозиции // Труды Государственного Дарвиновского музея. – 2000. – Вып. III. - С. 67-78.

8. Клюкина А.И. Обучающий гид – новая форма музейной научно-просветительной работы // Музеи России. – 2001. – Вып. 8 . - С. 14-16

9. Клюкина А.И. Взаимодействие научного коллектива и художников при проектировании экспозиции // Сб. Теория и практика музейного дела в России на рубеже ХХ – ХХ1 веков. ГИМ. - 2001. - С. 366-375.

10. Клюкина А.И. О направлениях научно-исследовательской работы в Государственном Дарвиновском музее // Труды Государственного Дарвиновского музея. – 2001. - Вып. 4. - С. 35-41.

11. Клюкина А.И. Развитие выставочной деятельности в Государственном Дарвиновском музее за последние 15 лет //Труды Государственного Дарвиновского музея. – 2002. - Вып. 5. - С. 110-118.

12. Клюкина А.И. Музей и общество //Материалы международной научно-практической конференции «Музей и общество» Красноярск, Россия, 11-13 сентября 2002. - С. 87- 94.

13. Клюкина А.И. Как привлечь посетителя. Формирование музейной политики на основе анализа посещаемости //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003. - № 5. - С. 34-40.

14. Клюкина А.И., Куулар У.Ш., Иванова А.А. Посетитель в музее: случайный прохожий или желанный гость? //Дискуссия: Воспоминания о живом или парадоксальная действительность естественно-исторических музеев. Улан-Уде: Музей природы Бурятии. – 2003. – С. 14-18.

15. Клюкина А.И. Перспективные долговременные проекты Практика Государственного Дарвиновского музея // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. - № 4. - С. 30-36.

16. Клюкина А.И. Первые естественнонаучные музеи в России. // Сборник докладов участников V Всероссийской научно-практической конференции Ассоциации естественноисторических музеев России 1-5 марта 2004 года. «Место и роль естественнонаучных музеев в экологическом образовании» М., 2004. – С. 3-10.

17. Клюкина А.И. К 100-летию со дня рождения Веры Николаевны Игнатьевой – второго директора Государственного Дарвиновского музея // Труды Государственного Дарвиновского музея. – 2004. – Вып. VIII. - С.18-29.

18. Клюкина А.И. Перспективные проекты. Практика Государственного Дарвиновского музея // Музей. – 2005. - №1. – С. 40-43.

19. Клюкина А.И. Путешествие по спирали эволюции // Мир музея. – 2006. - №2. - С. 24-33

20. Клюкина А.И. Время создания естественнонаучных музеев в России и состав фонда (по данным, имеющимся в Государственном Дарвиновском музее) //Наука, искусство и новые технологии в современном музее. Тезисы докладов V1 Всероссийской научно-практической конференции Ассоциации естественноисторических музеев России. – М., 2006. - С. 66-67.

21. Клюкина А.И., Наседкин К.А. Компьютерная система анкетирования. Программа Дарвиновского музея по исследованию аудитории посетителей // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2006. - № 10. – С. 53-63.

22. Клюкина А.И., Наседкин К.А. Кто и зачем ходит в музей (на примере анализа компьютерного анкетирования посетителей в Дарвиновском музее // Труды Государственного Дарвиновского музея. – 2007. –Вып. Х. - С. 249-269.

23. Клюкина А.И. Ноев ковчег имени Дарвина // Московский экологический журнал ЭКОград. – 2007. - №1. - С. 24-33.

24. Клюкина А.И. История музея 1987-1994 гг. //Государственный Дарвиновский музей. - 2007. - С. 59-62.

25. Клюкина А.И. История музея 1994-1997 гг. //Государственный Дарвиновский музей. - 2007. - С. 63-66.

26. Клюкина А.И. Издательская деятельность музея. //Государственный Дарвиновский музей . - 2007. - С. 353.

27. Клюкина А.И. Международное сотрудничество.// Государственный Дарвиновский музей. - 2007. - С. 354.

28. Калачева И.П., Клюкина А.И. 100 лет жизни Дарвиновского музея //Труды Государственного Дарвиновского музея. – 2007. -Вып.XI. - С. 64-205.

29. Клюкина А.И. Быть интересным для всех // Музей. – 2007. - №2. – С. 20-26. Клюкина А.И. Эволюция в музее //Наше наследие,2007.- № 82.-С.150-151.

30. Клюкина А.И. Создание Дарвиновского музея в Москве // Тезисы Международной конференции ICOM NATHIST «Отражение эволюции в музейных экспозициях» (9 –12 июня). – М., 2008. – С. 5–6.

31. Клюкина А.И. Кризис или виток в развитии //Музей.–2009.- №2.– С.56-57.

32. Клюкина А.И., Косова И.М. Государственный Дарвиновский музей // Культура и время. – 2009. - № 2. - С. 110-125

33. Клюкина А.И. Использование новых технологий в экспозициях музеев (На примере экспозиции Государственного Дарвиновского музея). //Тезисы докладов Международной конференции, посвященной 250-летию Государственного геологического музея им. В.И.Вернадского РАН «Геология: история, теория, практика». – М., 2009. – С. 103-105.

34. Клюкина А.И. Моя жизнь неразрывно связана с музеем // Женщина и политика. - 2009. - № 7.- С. 90-94.

35. Клюкина А.И. Основатель Дарвиновского музея – Александр Федорович Котс //Охота и рыбалка. – 2010.- № 3.- С.140-144.

36. Клюкина А.И. Интеграция вместо резервации //Тематическое приложение к журналу «Мир музея». -2009. - №12.- С.54-72.

37. Клюкина А.И. Финансовый кризис не способствует музейному буму, но посещаемость музеев будет расти //Музей. – 2010. - №5.- С.82-83.

38. Клюкина А.И. «Заповеди» архитектору, строящему музей //Мир музея.-2010.-№7.- С. 13-14.

39. Клюкина А.И. Инновации в экспозициях естественнонаучных музеев (на примере экспозиции Государственного Дарвиновского музеяю//Культурное наследие и стратегии регионального развития: Материалы Сибирского музейного форума. Красноярск, Россия 20-21 февраля 2009 г.- Красноярск: Красноярский краевой музей краеведческий музей. – 2010.- С.109-116.

40. Клюкина А.И. Только в России мог появиться Дарвиновский музей// Родник знаний.-2010. -№ 2(5). С. 16-20.

41. Клюкина А.И. О проблемах вовлечения школьников в творческое осмысление музейной экспозиции //Стандарты и Мониторинг в образовании и .2010.- №3.- С.47-51

42.Клюкина А.И. Дарвиновские показатели //Мир музея,2011.-№ 10.С. 13-17.

43. Клюкина А.И. Роль музеев в процессе социализации инвалидов (на примере работы Дарвиновского музея)// Реабилитация инвалидов музейными средствами: Материалы круглого стола (29 июня- 1 июля 2011 года). М. – 2011. – С. 49-56.

44. Клюкина А.И. Социализация инвалидов музейными средствами.// Творчество инвалидов – неограниченные возможности. Материалы обучающего семинара 18 октября 2011 года. М. – 2011– С. 5-22.

45. Клюкина А.И. Вторая жизнь Государственного Дарвиновского музея. // Родник знаний. – 2011. - №1(6). – С. 17-20.

46. Клюкина А.И. Музей и социализация инвалидов.Музей № 2.-2012.-С.8-10.

47. Anna Klyukina. Biodiversity Decline and Climate Changes in Darwin Museum Exhibitions// Biodiversity and Climate Changes – a multicultural approach. Beijing Science and Technology Press. 2011. S 30-45.

48. Клюкина А.И. Музейные истории для всех и каждого. Музей № 9. - 2013. - С. 19-21.