Научная тема: «МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ДИАЛОГ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»
Специальность: 23.00.04
Год: 2014
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1.Научный анализ концептуальных положений отечественных и зарубежных исследователей, посвященных содержанию и закономерностям межцивилизационного взаимодействия, показывает, что, несмотря на множественность подходов, проблема цивилизаций на протяжении длительной истории человеческого сообщества является важной составляющей мирового развития.

Интерпретативно-гносеологический потенциал цивилизационного подхода к оценке перспектив будущего человечества позволяет выявить общезначимые резервы диалоговых механизмов для сближения,  сотрудничества между народами, представляющими разные этно- религиозные, культурные сообщества.  Несмотря на современные угрозы межцивилизационного раскола возможность согласования существующих в мире ценностных систем генерируется развитием тенденций взаимозависимости и взаимопроникновения различных культур и народов в современном мире.

2. Объективная оценка возрастания значимости процессов межцивилизационного взаимодействия выявляет их взаимосвязь с возникновением следующих основных тенденций в системе международных отношений в результате развития  динамичных и противоречивых глобальных процессов:

  • рост экономической конкурентоспособности афро-азиатских народов;
  • ослабление военно-политического превосходства европейской цивилизации (создание атомного оружия в Китае, Индии, Пакистане, Иранская ядерная программа);
  • отчуждение от европейских приоритетов в политическом развитии (создание исламских республик в Пакистане, Иране, Мавритании и т.д. на основе исламских ценностей, победа исламистов на выборах в Египте после  революции в период «арабской весны», рост политического индуизма в Индии);
  • рост политических, религиозных, экономических противоречий в едином цивилизационном пространстве (раскол среди стран исламской цивилизации);
  • развитие межцивилизационной интеграции в рамках международных организаций и форумов в целях совместного решения проблем новых вызовов и угроз («Альянс цивилизаций», ШОС, БРИКС, АТЭС );
  • резкое усиление миграционных процессов и проблем депопуляции;
  • экстремизм, сепаратизм, рост транснациональной преступности;
  • распад СССР, возникновение новых государств в евразийском пространстве.

3. Культурно-цивилизационное многообразие следует рассматривать как одну из важных характеристик современных международных отношений, оказывающих воздействие на ее развитие. Несмотря на тенденции универсализации планетарного масштаба, возрастающее стремление народов к сохранению этнической, культурной, религиозной  идентичности оказывает все большее воздействие  на мировую политику, систему международных институтов, методам разрешения международных конфликтов.

4. Условия сохранения цивилизационной самобытности не противоречат общности человеческой природы и осмыслению интегративных ценностных начал. Новые трансформации в межцивилизационном взаимодействии как часть динамичной общественной реальности обусловливают актуальность диалога цивилизаций, его созидательный потенциал и онтологическую ценность для противодействия  разрушительным конфронтационным тенденциям в мировых политических процессах.

5. В деятельности международных  организаций   необходимо расширить форматы, позволяющие охватывать функциональную среду негосударственных участников мировой политики как альтернативу силовым методам решения международных проблем.

6. В условиях острых кризисных тенденций в современных международных отношениях государства в целях противодействия глобальным вызовам и угрозам должны усилить развитие культурного вектора внешней политики с использованием различных форматов межцивилизационного  диалога в целях преодоления отчужденности и противоречий между представителями разных этносов, культур, конфессий. Необходимость сосредоточения усилий государств на культурно-просветительской деятельности и развития духовно-нравственного потенциала неразрывно связана с поддержкой функционирования зарождающихся институтов гражданского общества. Повышение духовно-нравственного уровня если не всего населения, то, по крайней мере, значительной его части - важное условие интеграции системы общества  в общее мировое пространство.

7. Цивилизационный ресурс России, накопленный в результате исторической эволюции ее государственности в условиях  многонационального и поликонфессионального своеобразия создает предпосылки для укрепления ведущей роли страны в продвижении институтов межцивилизационного диалога на региональном и универсальном уровнях системы международных отношений. Для сохранения и развития отечественной цивилизации, решения проблем межнационального согласия в условиях развития демократических основ российской государственности необходимо создание устойчивой институциональной среды для  диалога и сближения между народами великой многонациональной страны, формирования  гражданского сознания принадлежности к единому цивилизационному обществу и государству.

8. Анализ тенденций эволюции цивилизаций, их архетипа  и самоидентификации показывает, что фундаментальные культурные, духовные ценности социально-исторических общностей прочно сохраняются и представляют собой  мобилизационный потенциал в условиях сложных периодов политических трансформаций.

9.Современная фаза развития межцивилизационного диалога имеет следующие качественные отличия, определяемые ускоряющимися темпами общественного развития в новых глобальных условиях;

  • усиление позиций стран, незападных цивилизаций в современной системе международных отношений;
  • рост конфликтного потенциала в государствах так называемых «буферных» зон;
  • глобальные демографические и миграционные проблемы как фактор  межцивилизационную конкуренцию;
  • рост центробежных тенденций внутри государств, распад крупных полиэтничных национальных государств;
  • усиление напряженности в отношениях между государствами общей культурно-цивилизационной идентичности;
  • возрастание влияния внешних факторов во внутригосударственных политических конфликтах;
  • активизация различных форм и методов информационно-психологического воздействия на общественно-политические отношения.

10. В условиях динамичных и противоречивых глобальных процессов определение концептуальных подходов к модели межцивилизационного диалога в системе международных отношений способствует поиску сценариев, направленных на преодоление угрозы культурно-цивилизационной конкуренции и признания приоритета общечеловеческих ценностей.

11. Исследование концептуальных подходов к формированию и развитию модели межцивилизационного диалога позволяет выделить в качестве ключевой цели - содействие стабильному и гармоничному мировому развитию, на основе поведенческой парадигмы признания приоритетности общих ценностных критериев мирового сообщества одновременно с правом на сохранение культурно-цивилизационной идентичности человека.

12. Практические меры по развитию институциональных механизмов межцивилизационного диалога в целях устойчивого развития системы международных отношений должны быть направлены на :

  • разработку международно-правовых регуляторов формирования диалоговых моделей, объединяющих государственных и негосударственных участников для решения глобальных задач;
  • создание и развитие соответствующих структур в составе действующих международных организаций для расширения и углубления международного сотрудничества, решения сложных задач одновременно государствами и их организационными блоками с учеными, политиками, представителями бизнес-структур, деятелями искусства и другими выдающимися представителями стран и народов;
  • формирование на основе общих ценностей мировоззренческих позиций для сближения, взаимообогащения,  взаимопонимания,  признания равных прав различных народов в полицивилизационном мировом сообществе.

13. При моделировании структурных параметров межцивилизационного диалога следует основываться на следующих общих принципах, реализация которых будет способствовать политической стабильности системы международных отношений: многоуровневость, равенство, сотрудничество, толерантость, справедливость, гуманизм, терпимость, признание приоритета общих ценностей человеческого сообщества, уважение культурного, национального, религиозного многообразия, принятие прогрессивного исторического опыта развития разных цивилизационных культурно-цивилизационных общностей.

14. Межцивилизационный  диалог в зависимости от его участников различается по своему содержанию, целям и задачам. К его субъектам можно отнести: - государства, международные правительственные организации, национально-освободительные движения, федеративные субъекты и административно-территориальные образования государств, государственные образования, заявляющие свое право на международное признание статуса суверенного государства, международные неправительственные  организации, внутригосударственные политические оппозиционные блоки, преследующие цели мирного разрешения конфликтов, религиозные объединения, международные форумы, гуманитарные фонды, общественные движения, средства массовой информации,  научные и образовательные организации, национально-культурные учреждения, институты гражданского общества, физические лица.

15. В спектре осознания практической ценности межцивилизационного диалога следует исходить из объективного характера иерархии интересов участвующих в диалоге субъектов. Мировой опыт показывает, что амбициозные интересы политических элит могут противоречить реальным общественным интересам, несмотря на попытки обоснования своих действий вполне гуманными целями. Существует также совокупность интересов общества, отдельных его групп и личности. В условиях формирования системы глобальных социальных отношений и возрастающих  масштабов взаимосвязей в современном мире одним из важных условий  эффективности диалога является его социальная значимость.

Межцивилизационный диалог носит уровневый характер,   реализуясь  на уровнях межгосударственного, межличностного, межгруппового взаимодействия, а также уровне мультдиалога с участием государственных и негосударственных  субъектов

16.Концептуальные подходы к модели диалога не ограничиваются  структурными параметрами. Не менее важным аспектом является духовно-нравственная «надстройка», мировоззренческое и ценностное наполнение, определяемое культурно-цивилизационной идентичностью субъектов диалога. Модель межцивилизационного диалога  представляет собой вариант структурирования межцивилизационных взаимосвязей участников современных международных отношений на основе приоритетов общечеловеческих ценностей и верховенства права в условиях формирования полицентричного миропорядка.

Список опубликованных работ
Монографии:

1.Садыкова Э.Л., Бойко Ю.П. Право и политика государств в современном мире. - М.: ООО «ИПЦ Маска», 2009, 338с.

2.Садыкова Э.Л., Бойко Ю.П. Проблемы обеспечения национальной безопасности в сфере международных и внешнеэкономических связей регионов России.- М.: ООО «ИПЦ Маска», 2009, 320 с.

3.Садыкова Э.Л. Перспективы России в партнерстве цивилизаций.- М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2009, 240 с.

4.Садыкова Э.Л. Устойчивое развитие глобального мира. Цивилизационное измерение.- М.: ООО «ИПЦ Маска», 2010, 343 с.

5.Садыкова Э.Л. Концептуальные вопросы модели межцивилизационного диалога в современных международных отношениях. Москва: ОРБИТА – М., 2012. 279 с.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1.Садыкова Э.Л. Контртеррористическое сотрудничество государств в борьбе с терроризмом. Современные проблемы международных отношений. // Ученые записки. Вып. 2, под общей ред. В.М.Татаринцева. М., ДА МИД России, 2008.

2.Садыкова Э.Л. Теоретические основы цивилизационного подхода в исследовании мировых процессов. // Ученые записки. М., ДА МИД России, 2011.

3.Садыкова Э.Л., Бойко Ю.П. Статус межгосударственных объединений на постсоветском пространстве. // Обозреватель - Observer. Научно-аналитический журнал, № 7. М., июль 2008.

4.Садыкова Э.Л., Бойко Ю.П. Политико-правовые аспекты международного сотрудничества в борьбе с терроризмом в рамках ШОС. // Обозреватель - Observer. Научно-аналитический журнал, № 8 (222). М., август 2008.

5.Садыкова Э.Л., Бойко Ю.П. Реализация права законодательной инициативы Советом Федерации. // Обозреватель - Observer. Научно-аналитический журнал, № 9 (223). М., сентябрь 2008.

6. Садыкова Э.Л., Бойко Ю. П. Национальные государства в современных мировых процессах. // Обозреватель - Observer. Научно-аналитический журнал. № 2 (241). М., февраль 2010.

7.Садыкова Э.Л. Геополитические особенности российских регионов. // Обозреватель - Observer. Научно-аналитический журнал. № 8. М., 2010.

8.Садыкова Э.Л. Цивилизационные аспекты модернизации внешней политики России. // Обозреватель - Observer. Научно-аналитический журнал №3 (266), 2012.

9.Садыкова Э.Л., Бойко Ю.П. Цивилизационные аспекты развития Европейского Союза. // Обозреватель - Observer. Научно-аналитический журнал № 4(267), 2012.

10.Садыкова Э.Л. Проблемы межцивилизационного взаимодействия и негосударственные акторы в современных международных отношениях. // Международная жизнь № 4, 2012.

11.Садыкова Э.Л., Бойко Ю.П. Российские регионы в системе геополитических интересов государства. // Мир и политика №12 (75), декабрь 2012.

12.Садыкова Э.Л., Сергеева Г.И. Правовые основы взаимодействия государства и гражданского как фактор стратегии стабильности государства. Опыт Татарстана. // Евразийский юридический журнал № 11(66), 2013.

Публикации в материалах научных конференций:

1.Садыкова Э.Л., Бойко Ю.П. Социальные и правовые аспекты этнополитического развития народов постсоветского пространства. // Международная научно-практическая конференция «Этнические и межэтнические проблемы современного российского общества», Пенза, июнь 2008.

2.Садыкова Э.Л. Роль России в партнерстве цивилизаций. Система ценностей современного общества. / Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Чернова С.С. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010.

3.Садыкова Э.Л. Политико-правовые аспекты роли государств в современном межцивилизационном измерении мировых процессов. // Наука и современность, 2010, сборник материалов IV Международной научно-практической конференции в 2-х частях. Часть 1 под общ. Ред. С.С.Чернова. Новосибирск, Издательство НГТУ, 2010.

4.Садыкова Э.Л. Цивилизационное измерение современного международного права. Диалог культур в условиях глобализации: // XII Международные Лихачевские научные чтения, 17-18 мая 2012 г. Т. 1 :Доклады, - СПб. : СПбГУП, 2012.

5.Садыкова Э.Л. Культурно-цивилизационное измерение конкуренции в глобальном мировом развитии. // Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникации: XIII Международные Лихачевские научные чтения, 16-17 мая 2013 г. - СПб: СПбГУП, 2013

Статьи в научных сборниках:

1.Садыкова Э.Л. Контртеррористическое сотрудничество государств в борьбе с терроризмом. Современные проблемы международных отношений. Ученые записки. Вып. 2, под общей ред. В.М.Татаринцева. М., ДА МИД России, 2008.

2.Садыкова Э.Л. Теоретические основы цивилизационного подхода в исследовании мировых процессов. Ученые записки. М., ДА МИД России, 2011.

3.Садыкова Э.Л. Межцивилизационный диалог как институт системы международных отношений. Вестник дипломатической академии МИД России «Международное право», 2013.

4.Садыкова Э.Л. Межцивилизационные отношения и проблемы миграции в современном мире.- Сборник «Проблемы канадоведения в российских исследованиях». Вып. 7 // Москва-Казань: ЯЗ, 2013

Зарубежные публикации:

5.Садыкова Э.Л. Теоретические аспекты цивилизационного подхода в исследовании мировых процессов. Сравнительно-правовые исследования. Украинско-греческий международный научный юридический журнал. 2009, №2. Киев

6.Садыкова Э.Л. Новый мировой порядок и межцивилизационный диалог. Актуальные вопросы судебной экспертизы, криминалистики и криминологии. Сборник научных трудов, выпуск №53 Баку 2011.

7. Садыкова Э.Л. Эволюция теоретических подходов в исследовании современных мировых процессов. Международный научный и теоретический журнал. Институт философии, социологии и права Азербайджанской Национальной Академии Наук.№1 (16) Баку 2011.

8.Бойко Ю.П., Садыкова Э.Л. Вопросы сравнительно-правовых исследований взаимоотношений нации и государства. Сравнительное правоведение: философские, историко-теоретические и социальные аспекты: материалы II Всеукраинского круглого стола. Украина, г. Львов, 28 мая 2010, Львовский государственный университет внутренних дел, Львов: ЛьвДУВС, 2010, С.119-124.