- Необходимо развитие междисциплинарной практики оказания помощи детям с тяжелой травмой мозга за счет включения коррекционного обучения на этапе их стационарного лечения и реабилитации.
- Коррекционное обучение детей, перенесших тяжелую травму мозга, направлено на восстановление психической активности и развитие доступных детям форм взаимодействия с близкими взрослыми и с окружением.
- Предметом внимания специалиста-дефектолога при работе с детьми после ТЧМТ являются проявления психической активности ребенка и их динамика в процессе коррекционного обучения.
- Педагогическая работа с детьми после ТЧМТ проводится дифференцированно в зависимости от выявленного актуального уровня и потенциальных возможностей развития активности ребенка во взаимодействии со взрослым. Показателем продуктивности обучения являются изменение качества реагирования ребенка на воздействия взрослого и появление новых форм активности, значимых для развития его взаимодействия с окружением.
- Обучение близких взрослых приемам стимуляции активности у ребенка с ТЧМТ и построение на этой основе возможных форм развивающегося взаимодействия является обязательным условием реабилитационного процесса.
1.Закрепина, А.В. Игры, направленные на социальное развитие / А. В. Закрепина, Л. Ф. Хайртдинова // Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: метод. пособие; под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2 изд. - М.: Экзамен, 2006. - С. 7-19 (авт. вклад - 50%.).
2.Закрепина, А.В. Игры, направленные на физическое развитие / А. В. Закрепина, М. В. Браткова, Е. А. Кинаш, Л. В. Пронина // Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: метод. пособие; под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2 изд. - М.: Экзамен, 2006. - С. 25-41 (авт. вклад - 25%.).
3.Закрепина, А.В. Трудный ребенок: пути к сотрудничеству / А.В. Закрепина. - М.: Дрофа, 2007. - 141 с.
4.Закрепина, А.В. Педагогическое сопровождение детей с органическим поражением центральной нервной системы в первые годы жизни / А. В. Закрепина, Е. А. Стребелева // Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития; под общ. ред. Ю. А. Разенковой. - М.: Школьная Пресса, 2012. - С. 130-147 (авт. вклад - 50%.)
5.Закрепина, А.В. Педагогические технологии в комплексной реабилитации детей, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму: монография / А. В. Закрепина. - М.: Парадигма, 2012. - 302 с.
6.Закрепина, А.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым: практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений / М. В. Браткова, А. В. Закрепина, Л. В. Пронина; под ред. М. В. Братковой. - М.: Парадигма, 2013. - 128 с. (авт. вклад - 35%).
7.Закрепина, А.В. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением интеллекта, посещающими центры психолого-педагогического - социального сопровождения / А. В. Закрепина, Е. С. Тихонова // Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: методическое пособие; под ред. Е. А. Стребелевой, А. В. Закрепиной. - М.: ЛОГОМАГ, 2013. - С. 44-91 (авт. вклад - 50%).
Программы
8.Закрепина, А.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью // Сборник программ дисциплин психолого-педагогической и предметной подготовки по специальности 050714.65 - «Олигофренопедагогика». Часть II; науч. ред. и сост. И. М. Яковлева. - М.: МГПУ, 2010. - C. 115 - 130.
Патенты
9.Способ восстановления двигательной активности и познавательной деятельности детей на ранней стадии реабилитации тяжелой черепно-мозговой травмы: пат. 2009125592 Рос. Федерация / Т. А. Кузьминова, А. В. Закрепина, М. В. Браткова; заявитель и патентообладатель НИИ НДХ и Т ДЗ г. Москвы. - Заявл. 06. 07. 2009; опубл. 20. 01. 2011, Бюл. N 2. - 12 с. (авт. вклад - 33%).
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК
10.Закрепина, А.В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью // Дефектология. - 2004. -N 2. - С. 33-40.
11.Закрепина, А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Дефектология. - 2005. - N 1. - С. 3-11 (авт. вклад - 50%.).
12.Закрепина, А.В. Пример индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольника с умственной недостаточностью (умственная отсталость) / М. В. Браткова, А. В. Закрепина // Дефектология. - 2005. - N 5. - С. 55-61 (авт. вклад - 50%.).
13.Закрепина, А.В. Использование коррекционно-педагогических технологий в комплексной реабилитации детей и подростков, перенесших черепно-мозговую травму / М. В. Браткова, А. В. Закрепина // Дефектология. - 2006. – N 6. - С. 74-78 (авт. вклад - 50%.).
14.Закрепина, А.В. Изучение особенностей психической деятельности детей, перенесших тяжелые сочетанные черепно-мозговые травмы / А. В. Закрепина, О. С. Исхаков // Дефектология. - 2008. - N 6. - С. 38-44 (авт. вклад - 75%.).
15.Закрепина, А.В. Особенности психической деятельности детей, перенесших тяжелые сочетанные черепно-мозговые травмы / А. В. Закрепина, М. В. Браткова, О. С. Исхаков // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. - 2009. - Т. 87. - N 2. - С. 82-85 (авт. вклад - 75%.).
16.Закрепина, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 4. - С. 94-101.
17.Закрепина, А.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста / А. В. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 11. - С. 72-80.
18.Закрепина, А.В. Роль социальных факторов в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 12. - С. 66-74.
19.Закрепина, А.В. Изучение особенностей социального развития детей дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии / А. В. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 1. - С. 86-93.
20.Закрепина, А.В. Коррекционно-педагогическая работа по социальному развитию детей дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии / А. В. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 3. - С. 73-79.
21.Закрепина, А.В. Создание условий для продуктивного общения между ребенком и педагогом / А. В. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 7. - С. 72-78.
22.Закрепина, А.В. Изучение особенностей психической деятельности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой как начальный этап реабилитации средствами образования / А. В. Закрепина // Педиатрическая фармакология. - 2012. - N 9 (5). - С. 75-79.
23.Закрепина, А.В. Особенности восстановления психической деятельности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой в раннем этапе реабилитации / А. В. Закрепина // Педиатрическая фармакология. - 2013. - N 10 (6). - С. 62-68.
24.Закрепина, А.В. Дети с тяжелой черепно-мозговой травмой: специфика педагогической работы при восстановлении психической деятельности / А. В. Закрепина // Дефектология. - 2013. - N 1. - С. 49-54.
25.Закрепина, А.В. Дети с тяжелой черепно-мозговой травмой: результаты диагностического обучения в раннем периоде реабилитации / А. В. Закрепина // Дефектология. - 2013. - N 2. - С. 83-92.
26.Закрепина, А.В. Дети с отклонениями в развитии: от изучения к коррекционному обучению / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2013. - N 12. - С. 82-86 (авт. вклад - 50%.).
Статьи в журналах и сборниках
27.Закрепина, А.В. Педагогические основы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с умственной недостаточностью / А. В. Закрепина // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: сб. материалов научно-практической конференции, посвященной 10-летию МГПУ. Т.1. «Инновационные подходы к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями». - М.: МГПУ, 2005. - С. 238-246.
28.Zakrepina, A. A study of the peculiarities of the mental activity in children with severe combined craniocerebral traumas / Eripedagoogika. Teadus ja praktika 2008 // Konferentsi teesid. Tartu, 31.10. - 1.11.2008. - p. 118.
29.Закрепина, А.В. Педагогические технологии в комплексной реабилитации детей, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму (ТЧМТ) / А. В. Закрепина // Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды: междунар. науч.-практ. конф. Т. II. - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2008. - С. 115-118.
30.Закрепина, А.В. Разработка индивидуальной программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - N 2. - С. 9-20 (авт. вклад - 50%.).
31.Закрепина, А.В. Консультируем семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Закрепина, М. В. Браткова, Е. А. Кинаш // Здоровье дошкольника. - 2008. - N 5. - С. 33-38 (авт. вклад – 35%).
32.Закрепина, А.В. Актуальные проблемы церебральных поражений при тяжелой нейротравме у детей / В. Г. Амчеславский, Р. А. Кешишян, О. С. Исхаков, Т. А. Кузьминова и др. // Восстановительная медицина и реабилитация 2009: сб. материалов VI Международного конгресса, 28 - 29 сентября 2009 г. - М., 2009. - С. 20-21 (авт. вклад - 15%).
33.Закрепина, А.В. Дифференцированно-адаптивный подход как методологическая составляющая к обоснованию ранней реабилитации средствами образования детей, перенесших тяжелые черепно-мозговые травмы / А. В. Закрепина // Современная образовательная среда: приоритетные направления развития: сб. статей Международной научной конференции 22-23 октября 2009 г. - Минск, 2009. - Ч.3. - С. 329-334.
34.Закрепина, А.В. Консультируем семьи: создание педагогических условий для воспитания и обучения детей с отклонениями в умственном развитии / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Здоровье дошкольника. - 2009. - N 2. - С.25-31 (авт. вклад - 50%).
35.Закрепина, А.В. Междисциплинарный подход к реабилитации детей, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму / А. В. Закрепина, М. В. Браткова, Т. А. Кузьминова // Cб. матер. VI Междунар. конгресса «Восстановительная медицина и реабилитация 2009», 28-29 сентября 2009 г., г. Москва. - М., 2009. - С. 86-87 (авт. вклад - 70%).
36.Закрепина, А.В. Методологические аспекты изучения психической деятельности детей, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму (ТЧМТ) / А. В. Закрепина // Cб. матер. VI Междунар. конгресса «Восстановительная медицина и реабилитация 2009», 28-29 сентября 2009 г. - М., 2009. - C. 87-88.
37.Закрепина, А.В. Методологические основы изучения психической деятельности детей, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму / А. В. Закрепина // Современность и пути развития специального образования: матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 45-летнему юбилею Института специального образования. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. - С. 130-138.
38.Закрепина, А.В. Педагогические условия реабилитации детей, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму / А. В. Закрепина // Сб. матер. VI Российского образовательного Форума в рамках одноименной 6 Медицинской специализированной выставки «Мир людей с ограниченными возможностями здоровья» (тезисы). Москва, 10-11 ноября 2009 г. - М., 2009. - С. 12.
39.Закрепина, А.В. Создание педагогических условий для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: сб. материалов научно-практической конференции. - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2009. - С. 130-135 (авт. вклад - 50 %.).
40.Закрепина, А.В. Теоретические основы изучения психической деятельности детей, перенесших тяжелые черепно-мозговые травмы (ТЧМТ) / А. В. Закрепина // Равные возможности – новые перспективы: сб. материалов городской научно-практической конференции, 30 ноября 2009 г.; ред. колл.: О. Г. Приходько, Е. В. Ушакова, Г. В. Парамонова, Е. В. Колтакова. - М.: МГПУ, 2009. - С. 329-341.
41.Закрепина, А.В. Теоретические подходы к изучению психической деятельности детей, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму (ТЧМТ) / А. В. Закрепина // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории и методологии: сб. матер. Междунар. теоретико-методологического семинара, 27 апреля 2009 г. - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2009. - Ч. II. - С. 55-61.
42.Закрепина, А.В. Создание педагогических условий для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии// Инклюзивное, интегративное и специальное образование: опыт работы и направления дальнейшего развития: матер. науч.-практ. конф.; отв. ред. Е. В. Ушакова. - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2009. - С. 130-135 (авт. вклад - 50%).
43.Закрепина, А.В. Научный поиск: роль педагогических технологий в комплексной реабилитации детей, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму / А. В. Закрепина // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: матер. Второго Междунар. теоретико-методологического семинара: в 2 т. - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. - Т. 2. - С. 41-51.
44.Закрепина, А.В. Дифференцированно-адаптивный подход в комплексной реабилитации детей, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму / А. В. Закрепина // Специальное образование: матер. Междунар. науч. конф. - СПб.: ЛГУ имени А. С. Пушкина, 2010. - С. 162-167.
45.Закрепина, А.В. К вопросу о педагогических условиях для проведения коррекционно-восстановительной работы с детьми, перенесшими тяжелую черепно-мозговую травму (ТЧМТ) / А. В. Закрепина // Сб. матер. 7-го Российского научно-образовательного Форума в рамках 7 специализированной выставки-ярмарки «Мир людей с инвалидностью», 18-19 ноября 2010 г. - М., 2010. - С. 18.
46.Закрепина, А.В. Консультирование ребенка и семьи / А. В. Закрепина // Здоровье дошкольника. - 2010. - N 2. - С. 45-47.
47.Закрепина, А.В. Стратегия коррекционной помощи детям с нарушениями интеллекта на этапе модернизации образования в России [Электронный ресурс] / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Сб. материалов по итогам проведения Всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии. 2010. - Режим доступа: http://www.ikprao.ru/index_konf.html (авт. вклад - 50%).
48.Закрепина, А.В. Восстановительное обучение детей, перенесших тяжелые черепно-мозговые травмы: варианты педагогических занятий [Электронный ресурс] / Актуальные проблемы педиатрии: сб. материалов XV Конгресса педиатров России с международным участием 14-17 февраля 2011 г. - М., 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
49.Закрепина, А.В. Индивидуальный подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью / А. В. Закрепина // Специальное образование: сб. матер. VII Междунар. науч. конф., 21-22 апр. 2011 г.; под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ имени А. С. Пушкина, 2011. - Т. II. - С. 115-122.
50.Закрепина, А.В. Особенности начального этапа педагогической работы с детьми, перенесшими тяжелую черепно-мозговую травму / А. В. Закрепина // Реабилитация и санаторно-курортное лечение. Современные этапы послеоперационной реабилитации: сб. тез. докл. междунар. конгресса, 26-27 сентября 2011 г. - М.: Экспопресс, 2011. - C. 47- 48.
51.Закрепина, А.В. Причинные факторы черепно-мозговой травмы у детей: пути профилактики [Электронный ресурс] / А. В. Закрепина, М. В. Браткова, Н. Г. Сомикова // Актуальные проблемы педиатрии: сб. материалов XV Конгресса педиатров России с международным участием 14-17 февраля 2011 г. - М., 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM) (авт. вклад - 40%).
52.Закрепина, А.В. Восстановление социальных навыков у детей с поражением центральной нервной системы (ЦНС) травматического генеза / А. В. Закрепина // Актуальные проблемы педиатрии: сб. матер. XVI Конгресса педиатров России с междунар. участием, 24–27 февраля 2012 г. - М., 2012. - С. 270.
53.Закрепина, А.В. Дети с тяжелой черепно-мозговой травмой: коррекционно-педагогическая помощь в ранние этапы реабилитации / А. В. Закрепина // Сб. матер. 9-го Российского научно-образовательного Форума в рамках 9 специализированной выставки - ярмарки «Мир людей с инвалидностью» The World of people with limited abillities. Москва, 15-16 ноября 2012 г. - М., 2012. - С. 23.
54.Закрепина, А.В. Начальный этап формирования социальности в ранний период детства у детей с умеренной умственной отсталостью / А. В. Закрепина // Ранняя комплексная помощь в образовательном пространстве / Материалы международной научно-практической конференции. - М.: Русская речь, 2012. - С. 51-54.
55.Закрепина, А.В. Программа «Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью»: вкладка / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2012. - N 4. - б/c (авт. вклад - 50%).
56.Закрепина, А.В. Трудный ребенок: особенности развития (статья 1) / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Здоровье дошкольника. - 2012. - N 2. - С. 39-43 (авт. вклад - 50%).
57.Закрепина, А.В. Трудный ребенок: особенности развития. Случай из практики (статья 2) / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Здоровье дошкольника. - 2012. - N 3. - С. 36-40 (авт. вклад - 50%).
58.Закрепина, А.В. Дети с тяжелой черепно-мозговой травмой: способ восстановления сенсомоторной активности в раннем этапе реабилитации / А. В. Закрепина // Специальное образование: сб. материалов IX междунар.науч. конф., 24-25 апр. 2013 г. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ имени А. С. Пушкина. - 2013. - С. 56-78.
59.Закрепина, А.В. Средства образования в раннем этапе реабилитации детей с тяжелой черепно-мозговой травмой / А. В. Закрепина // Мультидисциплинарная реабилитация когнитивных и психоэмоциональных расстройств: сб. материалов V международн. конгресса «Нейрореабилитация - 2013» 3-5 июня 2013 г. - М., 2013. - С. 109-111.
60.Закрепина, А.В. Оценка рисуночной деятельности детей 6–7лет для педагогического прогнозирования «школьной зрелости» / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Воспитание и обучение детей с отклонениями развития. - 2013. - N 4. - С. 24-33 (авт. вклад - 50%).
61.Закрепина, А.В. Группы для дошкольников со сложными нарушениями в образовательных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина, Е. А. Кинаш // Воспитание и обучение детей с отклонениями развития. - 2013. - N 7. - С. 3-11 (авт. вклад - 40%).
62.Закрепина, А.В. Педагогические условия восстановления активности психики детей с тяжелой черепно-мозговой травмой / А. В. Закрепина // Реабилитация и санаторно-курортное лечение 2013: сб. материалов Международного конгресса 24-25 сентября 2013 г. - М.: 2013. - С. 149.
63.Zakrepina, A.V. Pedagogical approaches to the problems of physical and psychic health in children suffering of consequences of severe brain trauma injury / A. V. Zakrepina, S. A. Valiullina, N. A. Mamontova, T. A. Kuzminova // 8 th World Congess for neurorehabilitation «Towards New Horizons in NeuroRehabilitation» Istambul - Tyrkey, 2014 г. (авт. вклад - 35%).