Научная тема: «ЦВЕТОВЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО ГОРОДА»
Специальность: 24.00.01
Год: 2014
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В пространстве города социальные группы и индивидуальные социальные агенты обозначают зоны контроля над территориями и ресурсами, маркируя их своими особыми цветовыми символами. Цветовые маркеры образуют подвижное социальное поле - смысловую и аксиологическую интегративную систему с многомерной композицией позиций, в основе онтологической организации которой лежат унифицированные, конвенциональные, понятные для членов социальных групп символы и нормы их использования. Социализация и воспроизводство знаково-символических кодов цветового поля в культуре осуществляется на основе волнового принципа. В результате нелинейной эволюции цветовое поле города имеет многоуровневую организацию и обладает полимодальной (гетерогенной и гетерохронной) онтологией.
  2. Расположение цветовых доминант в городском пространстве и их содержание коррелируют с характером социальных сил того или иного исторического типа культуры. При создании цветовых образов социальные смыслы адаптируются к существующим социокультурным условиям с использованием репрезентаторов различной природы (морфологических, операциональных, онтологических). Синхронные срезы цветового поля, обладая  целостностью составляющих их разделенных в пространстве цветовых фрагментов, показывают особенности взаимоотношений индивидуальных и коллективных агентов социального поля, характерные знаково-символические коды, механизмы цветовой репрезентации и сохранения цветовых значений. При анализе срезов цветового поля в диахронии в истории его развития различимы по крайней мере две эпистемы, граница между которыми пролегает на рубеже XVIII-XIX веков и обусловлена изменением аксиологической и этической оценки справедливости материального и социального неравенства и, как следствие, сменой принципа символико-образной манифестации идеологических постулатов.
  3. Репрезентация властных приоритетов общины в пространстве городов Античности реализовалась в отчетливом выделении в цветовом поле главного элемента - общественного пространства, резко контрастировавшего с монохромностью других частей города. Цветовое акцентирование центров городских поселений, имевших религиозный и политический характер, выражало демократические начала, символизировало солидарность и равенство. Цветовая структура городов вписывала социальный порядок в развиваемую античной философией тему гармонии человека и мира, в изначальный космический порядок, который имел божественную природу и синкретично соединял небесное и земное. Цветовые доминанты  символизировали свет, показывали союз с богами, отделяли священное от профанного, поддерживали идею гетерономности существующего социального распределения.   
  4. В западноевропейской культуре Средневековья место законодателя цветового рисунка заняла церковь. Появление в социальной структуре могущественного социального агента и безраздельное господство христианства, которое было одновременно и религией, и духовным стержнем, и на протяжении всего Средневековья сохраняло ведущую роль в обществе, привело к формированию закрытых, отграниченных от земного мира, построенных по принципам обратной перспективы и ориентированных вовнутрь пространств, где цвет служил референтом сакрального, а его характерное распределение в городском пространстве репрезентировало христианскую идею двумирности и указывало на путь спасения через подчинение церковной власти.
  5. Цветовое формирование в пространстве средневековых городов Руси особого «двойного» пространства через систему сосуществующих христианских и языческих цветовых символов показывало основную линию силовых отношений в обществе - противостояние светской и духовной властей. Цветовые символы церкви ограничивались внутренним пространством храмов. Внешние, общественные, цветовые пространства, стали более масштабными и яркими, но продолжили строиться из языческих знаков. Древние цветовые символы использовались в качестве важного средства поддержания территориальной идентичности, укрепления светской власти и репрезентатора политической самостоятельности княжеств, поскольку были консервативны в силу традиционности народной культуры, сохраняли оригинальные отличия, демонстрировали выраженную территориальную дифференциацию и отражали самобытную культуру региона.
  6. Цветовая маркировка ступеней социальной пирамиды в европейских городах Нового времени осуществлялась с помощью действовавшей в городской культуре строгой, основанной на общественных и экономических ценностях иерархии цветов. Более дорогие цвета закреплялись за представителями наиболее высоко расположенного в структуре общества социального класса. Цветовые доминанты в городском пространстве демонстрировали ранг и престиж, сохраняли, с одной стороны, общность внутри обозначенных границ и, с другой - действовали как маркеры различия. Отчетливое обозначение верха и низа социальной пирамиды через жесткое разделение насыщенного цветами народного искусства и высокой профессиональной аристократической цветовой культуры выполняло социальные функции, утверждало безличный универсальный закон социального неравенства и персонифицировало политическую силу в фигуре абсолютного монарха, который занял ни для кого недоступную позицию сверхсилы и расположился над социальной системой.
  7. Проекты идеального общества представляют собой аппроксимативную репрезентацию и содержат механизмы опытного познания мира социальными реформаторами. Конструируя цветовую структуру города, они «закладывают» в нее привлекательные для дискриминированных социальных групп характеристики будущей жизни - моделируют городское пространство общества, в котором нет социального неравенства и социальной сегрегации. Знаково-символические коды используются здесь для того, чтобы заставить адресатов полюбить эту жизнь, поэтому доминируют репрезентаторы понятных, характерных для народной культуры красок природы и эсхатологического мистического света.
  8. Проекты равноправного общества сформировались как попытка объединения и «примирения» представителей четко очерченных в социальной структуре антагонистических классов городского общества. Цветовые образы в этом случае создавались социально и экономически сильными агентами поля и адресовались универсальному, усредненному, среднестатистическому человеку. Стремясь стать доступными и понятными для как можно большего числа адресатов, цветовые репрезентаторы приобрели черты, характерные для средств массовой информации, и цветовым образам стали свойственны анонимность, серийность, конструирование из привычного материала, упрощение языка за счет сокращения количества знаков.
  9. Проекты развивающегося общества предполагают перераспределение социальной структуры, содержат механизм оптического «исправления» социального неравенства и создания иллюзии изменения социального статуса пространства для управления территориальной мобильностью определенных социальных групп горожан. Цвет в этом случае выполняет, прежде всего, сигнальную функцию. Поэтому доминируют цветовые репрезентаторы, способные привлечь к себе внимание и сместить акцент в восприятии и понимании образа города и в расстановке сил в его социальной структуре.
  10. В характерных для советских городов проектах бесклассового общества и «обнуления» социальной структуры цвет, продолжая сохраняться в городском пространстве, перестает восприниматься в качестве выразительного средства и превращается в нулевой знак цветовой репрезентации. Противопоставление отсутствия цвета его наличию воплощает здесь оппозицию реально существующего и лишь кажущегося, отражает дихотомию сущности и явления и служит не просто для оптического устранения социальной сегрегации (как в проектах равноправного общества), а для формирования ощущения причастности всех без исключения горожан к высокой культуре, которая в новом, социально справедливом обществе стала доступна всем.
  11. Цветовые символы сформировавшихся в постиндустриальных городах проектов целостного общества отражают сетевую стратегию расстановки социальных сил. В связи с изменением социального портрета участников коммуникации здесь меняются основные принципы репрезентации, и доминирующим средством выражения социальных смыслов становится метафора. Следуя логике изменений в социальной структуре (теперь это не система, а неупорядоченное мозаичное образование), цветовая репрезентация используется не для того, чтобы выражать особенности существующей социальной иерархии (как в европейских городах Античности, Средневековья или Нового времени), и даже не для того, чтобы маскировать или искажать ее (как в социальных проектах идеального, равноправного, развивающегося или бесклассового общества), а для того, чтобы подвергать сомнению эту структуру, стараясь вернуть ей целостность с помощью определенным образом подобранных цветовых цитат.
  12. Перенос акцента с парадигматических отношений между элементами цветового языка на синтагматические и анализ топологического измерения цветового поля показывает, что значимым фактором территориальных различий цветовых доминант города является оппозиция официального и бытового цветовых пространств. Уровень обыденной цветовой культуры образует фон, на котором размещается и хорошо читается рисунок официального цветового пространства. Бытовые цветовые образы представляют собой особую форму культурного ландшафта и имеют выраженные устойчивые природно-детерминированные различия. Сформировавшиеся под влиянием физико-географических факторов цветовой родины цветовые доминанты постепенно закрепляются во всех сферах жизни, но наиболее ярко проявляются в оформлении предметов повседневного быта, используемых в течение исторически длительного времени. Цветовая родина определяет цветовосприятие, цветоощущение, цветовое мышление, цветовые установки. Она представляет собой своего рода цветовой код человека как часть его территориальной идентичности и маркера «своего» пространства. 
  13. В современной ситуации глобализации цветовой образ родины представляет собой особый эталон, инвариантную универсальную схему, аутентично отраженную в строительной обрядности и законсервированную в различного рода метатекстах культуры (языке, обрядах, фольклоре, мифологии), а потому имеет выраженную инертность и стилизованную, всеми узнаваемую форму, в которой важны не детали и не качественные характеристики отдельных оттенков, а соотношение и взаиморасположение цветовых пятен в общей структуре. Перекраска городских объектов выполняет функцию способа символического освоения новой территории и эксплуатируется в политических целях. При воспроизведении параметров цветовой родины на новом материале совпадение формы и размеров прототипа и реципиента не является обязательным, одну и ту же картину мира в равной степени могут представлять отдельный город, улица или отдельный дом.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Грибер, Ю.А. Эпистема цвета в смоленской архитектуре и живописи / Ю.А. Грибер. – Смоленск: Маджента, 2008. – 296 с. – (18,5 п.л.).

2.Грибер, Ю.А. Методы изучения и проектирования цветового пространства города / Ю.А. Грибер. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011. – 150 с. – (12,5 п.л.).

3.Грибер, Ю.А. Цветовое поле города в истории европейской культуры / Ю.А. Грибер. – Москва: Согласие, 2012. – 304 с. – (11,5 п.л.).

4.Грибер, Ю.А. Цветовые репрезентации социального пространства европейского города / Ю.А. Грибер. – Москва: Согласие, 2013. – 480 с. – (15 п.л.).

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ

5.Грибер, Ю.А. Хроматические особенности средневековой архитектуры Смоленска / Ю.А. Грибер // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 119. – С. 133–141. – (0,5 п.л.).

6.Грибер, Ю.А. Явление социальной мимикрии в архитектуре / Ю.А. Грибер // Обсерватория культуры. – 2009. – № 4. – С. 106–109. – (0,5 п.л.).

7.Грибер, Ю.А. Анализ письменных и иконографических документов как метод изучения колористики в социологии архитектуры / Ю.А. Грибер // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. – 2010. – Вып. 16. – С. 145–148. – (0,4 п.л.).

8.Грибер, Ю.А. Доминанты цветовых выборов в городском пространстве (опыт экспериментального исследования) / Ю.А. Грибер, Й. Йошизава // Известия Смоленского государственного университета. – 2011. – № 1 (13). – С. 270–283. – (0,6 п.л.).

9.Грибер, Ю.А. Компаративный анализ цветовых предпочтений в городских пространствах России и Японии / Ю.А. Грибер, Й. Йошизава // Известия Смоленского государственного университета. – 2011. – № 2 (14). – С. 362–372. – (0,5 п.л.).

10.Грибер Ю.А. Общественно-политическое содержание цветовых проектов Бруно Таута / Ю.А. Грибер // Гуманитарный вектор. – 2011. – № 2 (26). – С. 76–81. – (0,65 п.л.).

11.Грибер, Ю.А. Особенности проектирования цветового пространства Смоленска в послевоенный период / Ю.А. Грибер // Вестник Военного университета. – 2011. – № 2 (26). – С. 141–144. – (0,5 п.л.).

12.Грибер, Ю.А. Первые европейские письменные проекты цветовой организации города / Ю.А. Грибер // Обсерватория культуры. – 2011. – № 6. – С. 61–64. – (0,5 п.л.).

13.Грибер, Ю.А. Цветовые аспекты проектирования джентрификации в европейских городах / Ю.А. Грибер // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. – № 9 (63). – С. 36–39. – (0,35 п.л.).

14.Грибер, Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства / Ю.А. Грибер, А.Г. Егоров // Известия Смоленского государственного университета. – 2011. – № 3 (15). – С. 345–353. – (0,4 п.л.).

15.Грибер, Ю.А. Многоцветная открытка как источник изучения колористики города начала ХХ века / Ю.А. Грибер // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). – Тамбов: Грамота, 2011. – № 6. Ч. 3. – С. 68–72. – (0,5 п.л.).

16.Грибер, Ю.А. Цветовое проектирование в социальных утопиях XIX вв. / Ю.А. Грибер // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2012. – № 1 (15). Ч. 2. – С. 54–56. – (0,4 п.л.).

17.Грибер, Ю.А. Колористика «бумажной» архитектуры Германии в начале ХХ века / Ю.А. Грибер // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2012. – № 1 (15). Ч. 2. – С. 50–53. – (0,4 п.л.).

18.Грибер, Ю.А. Архитектура как индикатор хромодинамики городского пространства / Ю.А. Грибер, А.Г. Егоров // Известия Смоленского государственного университета. – 2012. – № 1 (17). – С. 270–276. – (0,4 п.л.).

19.Грибер, Ю.А. Культура формирования городских цветовых пространств Античности / Ю.А. Грибер // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 9 (23). Ч. 1. – С. 59–63. – (0,5 п.л.).

20.Грибер, Ю.А. «Люминизм» городской полихромии Античности / Ю.А. Грибер // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 9 (23). Ч. 2. – С. 45–47. – (0,4 п.л.).

21.Грибер, Ю.А. Антропологический диспозитив цветового текста города / Ю.А. Грибер // Известия Смоленского государственного университета. – 2012. – № 4 (20). – С. 248–255. – (0,5 п.л.).

22.Грибер, Ю.А. «Эманация» общества в материю городского пространства [Электронный ресурс] / Ю.А. Грибер // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. – 2012. – № 9 (17). – Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/griber.pdf (дата обращения: 20.10.2012). – (0,7 п.л.).

23.Грибер, Ю.А. Хроматическое исследование цветового поля города / Ю.А. Грибер, Н.В. Серов // Известия Смоленского государственного университета. – 2013. – № 4 (24). – С. 283-291. – (0,5 п.л.).

Другие публикации

24.Грибер, Ю.А. Диалектика и истина мифа: компаративный анализ концепций А.Ф. Лосева и К. Хюбнера / Ю.А. Грибер // Панорама философской мысли в России ХХ в.: материалы Российской научно-практической конференции. Рязань, 2001. – С. 247–250. – (0,25 п.л.).

25.Грибер, Ю.А. Мифология цвета / Ю.А. Грибер // Дифференциация и интеграция психолого-педагогического знания в науке, социальной практике и научных исследованиях: материалы международной научно-практической конференции. Смоленск: СГПУ, 2001. – С.106–110. – (0,3 п.л.).

26.Грибер, Ю.А. Проблема репрезентации в теории социальных эстафет М.А. Розова: эпистемические трансляции в сферу искусства / Ю.А. Грибер // Социальные трансформации. – 2005. – Вып. 9. – С. 20-29. – (0,6 п.л.).

27.Грибер, Ю.А. Эпистемологические основания художественного творчества (на материале мифологии импрессионизма) / Ю.А. Грибер // Конкурс молодых ученых: сборник материалов. – Смоленск: Универсум, 2005. – С. 26–29. – (0,25 п.л.).

28.Грибер, Ю.А. Цветовая репрезентация в живописи импрессионистического направления / Ю.А. Грибер // Хроматическое содержание искусства: сборник статей / под ред. Ю.А. Грибер. – Смоленск: Принт-Экспресс, 2007. – С. 31–76. – (3 п.л.).

29.Грибер, Ю.А. Эпистема цвета в смоленской живописи / Ю.А. Грибер // Хроматическое содержание искусства: сборник статей / под ред. Ю.А. Грибер. – Смоленск: Принт-Экспресс, 2007. – С. 83–155. – (4,5 п.л.).

30.Грибер, Ю.А. Социальная мимикрия как атрибут живописи социалистического реализма / Ю.А. Грибер // Социальные трансформации. – 2007. – Вып. 14. – С. 26–34. – (0,5 п.л.).

31.Грибер, Ю.А. Мимикрия в смоленской архитектуре / Ю.А. Грибер // Социальные трансформации. – 2008. – Вып. 15. – С. 16–28. – (0,8 п.л.).

32.Грибер, Ю.А. Два способа членения цветового языка живописи / Ю.А. Грибер // Известия Смоленского государственного университета. – 2008. – № 3. – С. 156–164. – (0,5 п.л.).

33.Грибер, Ю.А. Искусство и массовая культура: семиотическое измерение / Ю.А. Грибер // Социальные трансформации. – 2008. – Вып. 16. – С. 9–18. – (0,6 п.л.).

34.Грибер, Ю.А. Колористика смоленской архитектуры / Ю.А. Грибер // Конкурс молодых ученых: сборник материалов. – Смоленск: Универсум, 2008. – С. 20–25. – (0,4 п.л.).

35.Грибер, Ю.А. Цветовые традиции архитектуры Смоленска в эпоху Российской империи (XVIII – начало XX вв.) / Ю.А. Грибер // Смоленщина: триста лет перемен (к 300-летию образования Смоленской губернии): материалы научно-практической конференции. – Смоленск: СГУ, 2008. – С. 71–80. – (0,6 п.л.).

36.Грибер, Ю.А. Этнохроматические традиции и инновации смоленской усадебной архитектуры / Ю.А. Грибер // Социальные трансформации. – 2009. – Вып. 18. – С. 10–15. – (0,5 п.л.).

37.Грибер, Ю.А. Цветовой язык смоленской живописи / Ю.А. Грибер // Вестник Магаданского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики. – Вып. 1 (4). – 2009. – С.151–157. – (0,5 п.л.).

38.Грибер, Ю.А. Опыт применения метода экспертных оценок при изучении цветовой системы живописи / Ю.А. Грибер // Культурологічний альманах: збiрник наукових праць. – Вип. 3. – Киiв.: ІМВ НАУ, 2009. – С.149–170. – (1,3 п.л.).

39.Грибер, Ю.А. Хроматическое содержание древней смоленской живописи / Ю.А. Грибер // Культурологічний альманах: збiрник наукових праць. – Вип. 4. – Киiв.: ІМВ НАУ, 2009. – С. 140–147. – (0,5 п.л.).

40.Грибер, Ю.А. Глиняный фольклор Смоленской губернии: традиции и новации / Ю.А. Грибер // Фольклор в контексте культуры: материалы Всероссийской научной конференции. – Махачкала: ДГПУ, 2009. – С. 136–138. – (0,2 п.л.).

41.Грибер, Ю.А. Цветовое пространство этнической идентичности / Ю.А. Грибер // Проблемы развития личности. – Ереван: Изд-во Ереванского государственного университета, 2009. – С. 267–270. – (0,25 п.л.).

42.Грибер, Ю.А. Какого цвета Смоленск? / Ю.А. Грибер // Смоленск. – 2009. – № 8 (108). – С. 40–43; № 9 (109). – С. 42–43. – (0,4 п.л.).

43.Грибер, Ю.А. Знаковые системы: практикум / Ю.А. Грибер. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. – 172 с. – (11 п.л.).

44.Грибер, Ю.А. Инновационный проект по внедрению новой технологии фиксации традиционных цветов смоленской архитектуры / Ю.А. Грибер // Конкурс молодых ученых: сборник материалов. – Смоленск: Универсум, 2009. – С. 141–145. – (0,3 п.л.).

45.Грибер, Ю.А. Конференция «Искусство и массовая культура сегодня» / Ю.А. Грибер // Известия Смоленского государственного университета. – 2009. – № 2 (6). – С. 321–323. – (0,2 п.л.).

46.Griber, Y. Introduction of new technology of fixing traditional colours of the architecture of Smolensk / Y. Griber// Applied tecnologies and innovations. International peer-reviewed research journal. – Volume 2. – 2010. – P. 55–61. – (0,6 п.л.).

47.Грибер, Ю.А. Цветовые слои смоленской архитектуры / Ю.А. Грибер // Revista de etnologie si culturologie. – Chisinau. – 2010. – Volumul VIII. – C. 77–81. – (0,3 п.л.).

48.Грибер, Ю.А. Хроматическое содержание архитектуры постмодернизма / Ю.А. Грибер // Социально-политические и культурные проблемы современности. – Симферополь: ДИАЙПИ, 2010. – С.171–174. – (0,25 п.л.).

49.Грибер, Ю.А. Цветовые детерминанты бытия: международная научная конференция «Цвет в образовании», Галле (Германия), 27-31 октября 2010 года / Ю.А. Грибер, А. Бютер // Известия Смоленского государственного университета. – 2010. – № 4 (12). – С. 441–443. – (0,2 п.л.).

50.Грибер, Ю.А. Визуальные источники изучения динамики образа Смоленска / Ю.А. Грибер // Социальные трансформации. – 2010. – Вып. 19. – С. 9–14. – (0,3 п.л.).

51.Griber, Y. The interaction of colour and light in the works of Smolensk artists: a quantitative analysis / Y. Griber // Zprávy vědecké ideje – 2011: Materiály VII mezinárodní vědecko - praktická konference. Díl 16. Filosofie / Šéfredaktor Z. Černák. – Praha: Publishing House «Education and Science», 2011. – S. 31–34. – (0,25 п.л.).

52.Грібер, Ю.О. Кольорова динаміка міського простору Смоленська в литовсько-польського періоду (XV–XVII століття) / Ю.О. Грібер // Вісник Державної академії керівних кадрів культури і мистецтв: наук. журнал. – Київ: Міленіум, 2011. – № 4. – С. 10–14. – (0,3 п.л.).

53.Грібер, Ю.О. Досвід кількісного опису колірних домінант ландшафтної архітектури / Ю.О. Грібер // Актуальні проблеми історії, теорії та практики художньої культури [зб. наук. праць; вип. ХХVII]. – Київ: Міленіум, 2011. – C. 119–126. – (0,5 п.л.).

54.Грібер, Ю.О. Трансформація уявлень про колірне проектування міського простору в суспільствах другого модерну / Ю.О. Грібер // Вісник Луганського національного університету імені Тараса Шевченка. Соціологічні науки. – Том 2. – 2011. – № 12 (223). – С. 177–182. – (0,4 п.л.).

55.Грыбер, Ю.А. Гісторыка-культурны аналіз каляровага асяроддзя гарадоў прыгранічных раёнаў Беларусі і Расіі / Ю.А. Грыбер // Актуальные проблемы приграничных районов Беларуси и Российской Федерации. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. – С. 224–226. – (0,25 п.л.).

56.Грибер, Ю.А. Видовой пейзаж как источник изучения трансформаций архитектурного облика города / Ю.А. Грибер // Социальные трансформации. – 2011. – Вып. 21. – С. 12–29. – (1,2 п.л.).

57.Грибер, Ю.А. Социокультурная динамика образа Смоленска в живописи и графике XVI – начала XXI вв. / Ю.А. Грибер // Конкурс молодых ученых: сборник материалов. – Смоленск: Смоленская городская типография, 2011. – С. 13–18. – (0,4 п.л.).

58.Грибер, Ю.А. Хроматическая карта традиционных цветов смоленской архитектуры / Ю.А. Грибер // Дизайн в решении задач создания культурно-этнографической региональной среды: сборник статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции. – Смоленск: Смоленский областной центр народного творчества, 2011. – С. 68–77. – (0,6 п.л.).

59.Грибер, Ю.А. Понимание целостности в проектировании цветового пространства города / Ю.А. Грибер // Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания: сборник статей и тезисов докладов II Всероссийской научной конференции с международным участием. – Липецк–Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2012. – С. 155–158. – (0,25 п.л.).

60.Грибер, Ю.А. Образы Смоленска / Ю.А. Грибер // Край Смоленский. – 2012. – № 4. – С. 12–19. – (0,5 п.л.).

61.Грибер, Ю.А. Культура проектирования цветовых пространств в древних городах Европы / Ю.А. Грибер // Европа: актуальные проблемы этнокультуры: материалы конференции / отв. ред. В.В. Тугай [и др.]. – Минск: БГПУ, 2012. – C. 9–11. – (0,25 п.л.).

62.Грибер, Ю.А. «Градостроительная живопись» в современном обществе: российский опыт и мировые тенденции / Ю.А. Грибер // Архитектура и дизайн в современном обществе: российский опыт и мировые тенденции / под ред. С.П. Постникова [и др.]. – Екатеринбург: Архитектон, 2012. – С. 124–126. – (0,25 п.л.).

63.Грибер, Ю.А. Социальная хромодинамика городского пространства / Ю.А. Грибер // Город и время: в 2 т. Life sciences: интернациональный научный альманах. – Т. 2. – Самара: Самарское книжное издательство, 2012. – С. 158–160. – (0,25 п.л.).

64.Griber, Y. Social chromodynamics of urban space / Y. Griber // Город и время: в 2 т. Life sciences: интернациональный научный альманах. – Т. 2. – Самара: Самарское книжное издательство, 2012. – С. 161–162. – (0,2 п.л.).

65.Грибер, Ю.А. Цветовая динамика городского пространства Смоленска в литовский и польский периоды (XV–XVII века) / Ю.А. Грибер // Науки про мистецство: актуальнi питання мистецтвознавства та фiлософii мистецства: Збiрник матерiалiв конференцii /под ред. В.Г. Чернець, Н.В. Голiк, Ю.О. Грибер. – Киiв: НАККIМ, 2012. – С. 35–41. – (0,5 п.л.).

66.Грибер, Ю.А. Цвет в пространстве культуры: международная научная конференция «Цвет, в котором мы живем», Тайбей (Тайвань), 21-25 сентября 2012 года / Ю.А. Грибер, Т.-Р. Ли // Известия Смоленского государственного университета. – 2012. – № 4 (20). – С. 597–599. – (0,25 п.л.).

67.Griber, Y. The use of digital codes in color fixing of museum pieces / Y. Griber, O. Erdman // European Science and Technology: Materials of the International Research and Practice Conference. – Wiesbaden: publishing office «Bildungszentrum Rodnik e.V.», 2012. – P. 1555–1559. – (0,25 п.л.).

68.Griber, Yu. Color design of urban space as a symbolic resource of political authority / Yu. Griber // Symbol w polityce / Redakcja naukowa Iw. Massaka. – Toruń: DUET, 2012. – P. 157–165. – (0,5 п.л.).

69.Griber, Yu. The Chromatic Specifics of Domestic Constructions Located in the Borderland Territories of Russia and Belarus / Y. Griber, A. Egorov, S. Timoshenkov // Studia Sociologica. – 2012. – No. IV. Pogranicza: kultury, enklawy, epoki. Borderlands: cultures, enclaves, epochs. 116 Annales Universitatis Paedagogicae Cracoviensis. – P. 43–51. – (0,4 п.л.).

70.Griber, J. Die ersten schriftlichen Projekte der farbigen Gestaltung des städtischen Raums (komparative Untersuchung der deutschen und russischen Kulturtradition) / J. Griber // Materialien zum wissenschaftlichen Seminar der Programme «Michail Lomonosov II» und «Immanuil Kant II» 2011/2012. – Bonn: DAAD, 2012. – S. 223–226. – (0,25 п.л.).

71.Griber, Yu. Models of Architectural Mimicry / Yu. Griber // In Color We Live: Color and Environment. Conference Proceedings / Ed. T.-R. Lee, J. Shyu. – Taipei: Color Association of Taiwan, 2012. – P. 442–445. – (0,25 п.л.).

72.Грибер, Ю.А. Специфика мифопоэтической предметности живописи / Ю.А. Грибер // Миф, рассказывание, катарсис: культурные основания социальной действительности. Коллективная монография / под ред. В.А. Нехамкина. – Москва: АНАЛИТИКА РОДИС, 2013. – С. 13–54. – (3 п.л.).

73.Почему и как изменяются наука и культура: коллективная монография / под ред. А.Г. Егорова. – Москва: Новый хронограф, 2013. – С. 11–31, 92–107, 151–192. – (5 п.л.).

74.Грибер, Ю.А. Городская колористика в эпоху «диджитализации цвета» / Ю.А. Грибер // Науки о культуре в перспективе «digital humanities»: материалы международной конференции 3-5 октября 2013 года, Санкт-Петербург / под ред. Л.В. Никифоровой, Н.В. Никифоровой. – Санкт-Петербург: Астерион, 2013. – С. 459–465. – (0,5 п.л.).

75.Грибер, Ю.А. Хроматические особенности построек усадебного типа российско-белорусского приграничья / Ю.А. Грибер // Образы России и Белоруссии в контексте приграничья: монография / под ред. В.Ю. Пименова. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2013. – С. 225–233. – (0,5 п.л.).

76.Грибер, Ю.А. AIC 2013. XII Конгресс Международной ассоциации цвета (Ньюкасл, Ньюкаслский университет, 8–12 июля 2013 года) / Ю.А. Грибер // Известия Смоленского государственного университета. – 2013. – № 4 (24). – С. 525–527. – (0,2 п.л.).

77.Griber, Y. Cultural Traditions of Colour Designing in Urban Space: the Case Study of Smolensk / Y. Griber // AIC Colour 2013. Proceedings / Ed. by L. MacDonald, St. Westland, S. Wuerger. – Vol. 4. – Newcastle upon Tyne: The Colour Group of Great Britain, 2013. – P. 1525–1528. – (0,25 п.л.).