- В пространстве города социальные группы и индивидуальные социальные агенты обозначают зоны контроля над территориями и ресурсами, маркируя их своими особыми цветовыми символами. Цветовые маркеры образуют подвижное социальное поле - смысловую и аксиологическую интегративную систему с многомерной композицией позиций, в основе онтологической организации которой лежат унифицированные, конвенциональные, понятные для членов социальных групп символы и нормы их использования. Социализация и воспроизводство знаково-символических кодов цветового поля в культуре осуществляется на основе волнового принципа. В результате нелинейной эволюции цветовое поле города имеет многоуровневую организацию и обладает полимодальной (гетерогенной и гетерохронной) онтологией.
- Расположение цветовых доминант в городском пространстве и их содержание коррелируют с характером социальных сил того или иного исторического типа культуры. При создании цветовых образов социальные смыслы адаптируются к существующим социокультурным условиям с использованием репрезентаторов различной природы (морфологических, операциональных, онтологических). Синхронные срезы цветового поля, обладая целостностью составляющих их разделенных в пространстве цветовых фрагментов, показывают особенности взаимоотношений индивидуальных и коллективных агентов социального поля, характерные знаково-символические коды, механизмы цветовой репрезентации и сохранения цветовых значений. При анализе срезов цветового поля в диахронии в истории его развития различимы по крайней мере две эпистемы, граница между которыми пролегает на рубеже XVIII-XIX веков и обусловлена изменением аксиологической и этической оценки справедливости материального и социального неравенства и, как следствие, сменой принципа символико-образной манифестации идеологических постулатов.
- Репрезентация властных приоритетов общины в пространстве городов Античности реализовалась в отчетливом выделении в цветовом поле главного элемента - общественного пространства, резко контрастировавшего с монохромностью других частей города. Цветовое акцентирование центров городских поселений, имевших религиозный и политический характер, выражало демократические начала, символизировало солидарность и равенство. Цветовая структура городов вписывала социальный порядок в развиваемую античной философией тему гармонии человека и мира, в изначальный космический порядок, который имел божественную природу и синкретично соединял небесное и земное. Цветовые доминанты символизировали свет, показывали союз с богами, отделяли священное от профанного, поддерживали идею гетерономности существующего социального распределения.
- В западноевропейской культуре Средневековья место законодателя цветового рисунка заняла церковь. Появление в социальной структуре могущественного социального агента и безраздельное господство христианства, которое было одновременно и религией, и духовным стержнем, и на протяжении всего Средневековья сохраняло ведущую роль в обществе, привело к формированию закрытых, отграниченных от земного мира, построенных по принципам обратной перспективы и ориентированных вовнутрь пространств, где цвет служил референтом сакрального, а его характерное распределение в городском пространстве репрезентировало христианскую идею двумирности и указывало на путь спасения через подчинение церковной власти.
- Цветовое формирование в пространстве средневековых городов Руси особого «двойного» пространства через систему сосуществующих христианских и языческих цветовых символов показывало основную линию силовых отношений в обществе - противостояние светской и духовной властей. Цветовые символы церкви ограничивались внутренним пространством храмов. Внешние, общественные, цветовые пространства, стали более масштабными и яркими, но продолжили строиться из языческих знаков. Древние цветовые символы использовались в качестве важного средства поддержания территориальной идентичности, укрепления светской власти и репрезентатора политической самостоятельности княжеств, поскольку были консервативны в силу традиционности народной культуры, сохраняли оригинальные отличия, демонстрировали выраженную территориальную дифференциацию и отражали самобытную культуру региона.
- Цветовая маркировка ступеней социальной пирамиды в европейских городах Нового времени осуществлялась с помощью действовавшей в городской культуре строгой, основанной на общественных и экономических ценностях иерархии цветов. Более дорогие цвета закреплялись за представителями наиболее высоко расположенного в структуре общества социального класса. Цветовые доминанты в городском пространстве демонстрировали ранг и престиж, сохраняли, с одной стороны, общность внутри обозначенных границ и, с другой - действовали как маркеры различия. Отчетливое обозначение верха и низа социальной пирамиды через жесткое разделение насыщенного цветами народного искусства и высокой профессиональной аристократической цветовой культуры выполняло социальные функции, утверждало безличный универсальный закон социального неравенства и персонифицировало политическую силу в фигуре абсолютного монарха, который занял ни для кого недоступную позицию сверхсилы и расположился над социальной системой.
- Проекты идеального общества представляют собой аппроксимативную репрезентацию и содержат механизмы опытного познания мира социальными реформаторами. Конструируя цветовую структуру города, они «закладывают» в нее привлекательные для дискриминированных социальных групп характеристики будущей жизни - моделируют городское пространство общества, в котором нет социального неравенства и социальной сегрегации. Знаково-символические коды используются здесь для того, чтобы заставить адресатов полюбить эту жизнь, поэтому доминируют репрезентаторы понятных, характерных для народной культуры красок природы и эсхатологического мистического света.
- Проекты равноправного общества сформировались как попытка объединения и «примирения» представителей четко очерченных в социальной структуре антагонистических классов городского общества. Цветовые образы в этом случае создавались социально и экономически сильными агентами поля и адресовались универсальному, усредненному, среднестатистическому человеку. Стремясь стать доступными и понятными для как можно большего числа адресатов, цветовые репрезентаторы приобрели черты, характерные для средств массовой информации, и цветовым образам стали свойственны анонимность, серийность, конструирование из привычного материала, упрощение языка за счет сокращения количества знаков.
- Проекты развивающегося общества предполагают перераспределение социальной структуры, содержат механизм оптического «исправления» социального неравенства и создания иллюзии изменения социального статуса пространства для управления территориальной мобильностью определенных социальных групп горожан. Цвет в этом случае выполняет, прежде всего, сигнальную функцию. Поэтому доминируют цветовые репрезентаторы, способные привлечь к себе внимание и сместить акцент в восприятии и понимании образа города и в расстановке сил в его социальной структуре.
- В характерных для советских городов проектах бесклассового общества и «обнуления» социальной структуры цвет, продолжая сохраняться в городском пространстве, перестает восприниматься в качестве выразительного средства и превращается в нулевой знак цветовой репрезентации. Противопоставление отсутствия цвета его наличию воплощает здесь оппозицию реально существующего и лишь кажущегося, отражает дихотомию сущности и явления и служит не просто для оптического устранения социальной сегрегации (как в проектах равноправного общества), а для формирования ощущения причастности всех без исключения горожан к высокой культуре, которая в новом, социально справедливом обществе стала доступна всем.
- Цветовые символы сформировавшихся в постиндустриальных городах проектов целостного общества отражают сетевую стратегию расстановки социальных сил. В связи с изменением социального портрета участников коммуникации здесь меняются основные принципы репрезентации, и доминирующим средством выражения социальных смыслов становится метафора. Следуя логике изменений в социальной структуре (теперь это не система, а неупорядоченное мозаичное образование), цветовая репрезентация используется не для того, чтобы выражать особенности существующей социальной иерархии (как в европейских городах Античности, Средневековья или Нового времени), и даже не для того, чтобы маскировать или искажать ее (как в социальных проектах идеального, равноправного, развивающегося или бесклассового общества), а для того, чтобы подвергать сомнению эту структуру, стараясь вернуть ей целостность с помощью определенным образом подобранных цветовых цитат.
- Перенос акцента с парадигматических отношений между элементами цветового языка на синтагматические и анализ топологического измерения цветового поля показывает, что значимым фактором территориальных различий цветовых доминант города является оппозиция официального и бытового цветовых пространств. Уровень обыденной цветовой культуры образует фон, на котором размещается и хорошо читается рисунок официального цветового пространства. Бытовые цветовые образы представляют собой особую форму культурного ландшафта и имеют выраженные устойчивые природно-детерминированные различия. Сформировавшиеся под влиянием физико-географических факторов цветовой родины цветовые доминанты постепенно закрепляются во всех сферах жизни, но наиболее ярко проявляются в оформлении предметов повседневного быта, используемых в течение исторически длительного времени. Цветовая родина определяет цветовосприятие, цветоощущение, цветовое мышление, цветовые установки. Она представляет собой своего рода цветовой код человека как часть его территориальной идентичности и маркера «своего» пространства.
- В современной ситуации глобализации цветовой образ родины представляет собой особый эталон, инвариантную универсальную схему, аутентично отраженную в строительной обрядности и законсервированную в различного рода метатекстах культуры (языке, обрядах, фольклоре, мифологии), а потому имеет выраженную инертность и стилизованную, всеми узнаваемую форму, в которой важны не детали и не качественные характеристики отдельных оттенков, а соотношение и взаиморасположение цветовых пятен в общей структуре. Перекраска городских объектов выполняет функцию способа символического освоения новой территории и эксплуатируется в политических целях. При воспроизведении параметров цветовой родины на новом материале совпадение формы и размеров прототипа и реципиента не является обязательным, одну и ту же картину мира в равной степени могут представлять отдельный город, улица или отдельный дом.
1.Грибер, Ю.А. Эпистема цвета в смоленской архитектуре и живописи / Ю.А. Грибер. – Смоленск: Маджента, 2008. – 296 с. – (18,5 п.л.).
2.Грибер, Ю.А. Методы изучения и проектирования цветового пространства города / Ю.А. Грибер. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011. – 150 с. – (12,5 п.л.).
3.Грибер, Ю.А. Цветовое поле города в истории европейской культуры / Ю.А. Грибер. – Москва: Согласие, 2012. – 304 с. – (11,5 п.л.).
4.Грибер, Ю.А. Цветовые репрезентации социального пространства европейского города / Ю.А. Грибер. – Москва: Согласие, 2013. – 480 с. – (15 п.л.).
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ
5.Грибер, Ю.А. Хроматические особенности средневековой архитектуры Смоленска / Ю.А. Грибер // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 119. – С. 133–141. – (0,5 п.л.).
6.Грибер, Ю.А. Явление социальной мимикрии в архитектуре / Ю.А. Грибер // Обсерватория культуры. – 2009. – № 4. – С. 106–109. – (0,5 п.л.).
7.Грибер, Ю.А. Анализ письменных и иконографических документов как метод изучения колористики в социологии архитектуры / Ю.А. Грибер // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. – 2010. – Вып. 16. – С. 145–148. – (0,4 п.л.).
8.Грибер, Ю.А. Доминанты цветовых выборов в городском пространстве (опыт экспериментального исследования) / Ю.А. Грибер, Й. Йошизава // Известия Смоленского государственного университета. – 2011. – № 1 (13). – С. 270–283. – (0,6 п.л.).
9.Грибер, Ю.А. Компаративный анализ цветовых предпочтений в городских пространствах России и Японии / Ю.А. Грибер, Й. Йошизава // Известия Смоленского государственного университета. – 2011. – № 2 (14). – С. 362–372. – (0,5 п.л.).
10.Грибер Ю.А. Общественно-политическое содержание цветовых проектов Бруно Таута / Ю.А. Грибер // Гуманитарный вектор. – 2011. – № 2 (26). – С. 76–81. – (0,65 п.л.).
11.Грибер, Ю.А. Особенности проектирования цветового пространства Смоленска в послевоенный период / Ю.А. Грибер // Вестник Военного университета. – 2011. – № 2 (26). – С. 141–144. – (0,5 п.л.).
12.Грибер, Ю.А. Первые европейские письменные проекты цветовой организации города / Ю.А. Грибер // Обсерватория культуры. – 2011. – № 6. – С. 61–64. – (0,5 п.л.).
13.Грибер, Ю.А. Цветовые аспекты проектирования джентрификации в европейских городах / Ю.А. Грибер // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. – № 9 (63). – С. 36–39. – (0,35 п.л.).
14.Грибер, Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства / Ю.А. Грибер, А.Г. Егоров // Известия Смоленского государственного университета. – 2011. – № 3 (15). – С. 345–353. – (0,4 п.л.).
15.Грибер, Ю.А. Многоцветная открытка как источник изучения колористики города начала ХХ века / Ю.А. Грибер // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). – Тамбов: Грамота, 2011. – № 6. Ч. 3. – С. 68–72. – (0,5 п.л.).
16.Грибер, Ю.А. Цветовое проектирование в социальных утопиях XIX вв. / Ю.А. Грибер // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2012. – № 1 (15). Ч. 2. – С. 54–56. – (0,4 п.л.).
17.Грибер, Ю.А. Колористика «бумажной» архитектуры Германии в начале ХХ века / Ю.А. Грибер // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2012. – № 1 (15). Ч. 2. – С. 50–53. – (0,4 п.л.).
18.Грибер, Ю.А. Архитектура как индикатор хромодинамики городского пространства / Ю.А. Грибер, А.Г. Егоров // Известия Смоленского государственного университета. – 2012. – № 1 (17). – С. 270–276. – (0,4 п.л.).
19.Грибер, Ю.А. Культура формирования городских цветовых пространств Античности / Ю.А. Грибер // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 9 (23). Ч. 1. – С. 59–63. – (0,5 п.л.).
20.Грибер, Ю.А. «Люминизм» городской полихромии Античности / Ю.А. Грибер // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 9 (23). Ч. 2. – С. 45–47. – (0,4 п.л.).
21.Грибер, Ю.А. Антропологический диспозитив цветового текста города / Ю.А. Грибер // Известия Смоленского государственного университета. – 2012. – № 4 (20). – С. 248–255. – (0,5 п.л.).
22.Грибер, Ю.А. «Эманация» общества в материю городского пространства [Электронный ресурс] / Ю.А. Грибер // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. – 2012. – № 9 (17). – Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/griber.pdf (дата обращения: 20.10.2012). – (0,7 п.л.).
23.Грибер, Ю.А. Хроматическое исследование цветового поля города / Ю.А. Грибер, Н.В. Серов // Известия Смоленского государственного университета. – 2013. – № 4 (24). – С. 283-291. – (0,5 п.л.).
Другие публикации
24.Грибер, Ю.А. Диалектика и истина мифа: компаративный анализ концепций А.Ф. Лосева и К. Хюбнера / Ю.А. Грибер // Панорама философской мысли в России ХХ в.: материалы Российской научно-практической конференции. Рязань, 2001. – С. 247–250. – (0,25 п.л.).
25.Грибер, Ю.А. Мифология цвета / Ю.А. Грибер // Дифференциация и интеграция психолого-педагогического знания в науке, социальной практике и научных исследованиях: материалы международной научно-практической конференции. Смоленск: СГПУ, 2001. – С.106–110. – (0,3 п.л.).
26.Грибер, Ю.А. Проблема репрезентации в теории социальных эстафет М.А. Розова: эпистемические трансляции в сферу искусства / Ю.А. Грибер // Социальные трансформации. – 2005. – Вып. 9. – С. 20-29. – (0,6 п.л.).
27.Грибер, Ю.А. Эпистемологические основания художественного творчества (на материале мифологии импрессионизма) / Ю.А. Грибер // Конкурс молодых ученых: сборник материалов. – Смоленск: Универсум, 2005. – С. 26–29. – (0,25 п.л.).
28.Грибер, Ю.А. Цветовая репрезентация в живописи импрессионистического направления / Ю.А. Грибер // Хроматическое содержание искусства: сборник статей / под ред. Ю.А. Грибер. – Смоленск: Принт-Экспресс, 2007. – С. 31–76. – (3 п.л.).
29.Грибер, Ю.А. Эпистема цвета в смоленской живописи / Ю.А. Грибер // Хроматическое содержание искусства: сборник статей / под ред. Ю.А. Грибер. – Смоленск: Принт-Экспресс, 2007. – С. 83–155. – (4,5 п.л.).
30.Грибер, Ю.А. Социальная мимикрия как атрибут живописи социалистического реализма / Ю.А. Грибер // Социальные трансформации. – 2007. – Вып. 14. – С. 26–34. – (0,5 п.л.).
31.Грибер, Ю.А. Мимикрия в смоленской архитектуре / Ю.А. Грибер // Социальные трансформации. – 2008. – Вып. 15. – С. 16–28. – (0,8 п.л.).
32.Грибер, Ю.А. Два способа членения цветового языка живописи / Ю.А. Грибер // Известия Смоленского государственного университета. – 2008. – № 3. – С. 156–164. – (0,5 п.л.).
33.Грибер, Ю.А. Искусство и массовая культура: семиотическое измерение / Ю.А. Грибер // Социальные трансформации. – 2008. – Вып. 16. – С. 9–18. – (0,6 п.л.).
34.Грибер, Ю.А. Колористика смоленской архитектуры / Ю.А. Грибер // Конкурс молодых ученых: сборник материалов. – Смоленск: Универсум, 2008. – С. 20–25. – (0,4 п.л.).
35.Грибер, Ю.А. Цветовые традиции архитектуры Смоленска в эпоху Российской империи (XVIII – начало XX вв.) / Ю.А. Грибер // Смоленщина: триста лет перемен (к 300-летию образования Смоленской губернии): материалы научно-практической конференции. – Смоленск: СГУ, 2008. – С. 71–80. – (0,6 п.л.).
36.Грибер, Ю.А. Этнохроматические традиции и инновации смоленской усадебной архитектуры / Ю.А. Грибер // Социальные трансформации. – 2009. – Вып. 18. – С. 10–15. – (0,5 п.л.).
37.Грибер, Ю.А. Цветовой язык смоленской живописи / Ю.А. Грибер // Вестник Магаданского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики. – Вып. 1 (4). – 2009. – С.151–157. – (0,5 п.л.).
38.Грибер, Ю.А. Опыт применения метода экспертных оценок при изучении цветовой системы живописи / Ю.А. Грибер // Культурологічний альманах: збiрник наукових праць. – Вип. 3. – Киiв.: ІМВ НАУ, 2009. – С.149–170. – (1,3 п.л.).
39.Грибер, Ю.А. Хроматическое содержание древней смоленской живописи / Ю.А. Грибер // Культурологічний альманах: збiрник наукових праць. – Вип. 4. – Киiв.: ІМВ НАУ, 2009. – С. 140–147. – (0,5 п.л.).
40.Грибер, Ю.А. Глиняный фольклор Смоленской губернии: традиции и новации / Ю.А. Грибер // Фольклор в контексте культуры: материалы Всероссийской научной конференции. – Махачкала: ДГПУ, 2009. – С. 136–138. – (0,2 п.л.).
41.Грибер, Ю.А. Цветовое пространство этнической идентичности / Ю.А. Грибер // Проблемы развития личности. – Ереван: Изд-во Ереванского государственного университета, 2009. – С. 267–270. – (0,25 п.л.).
42.Грибер, Ю.А. Какого цвета Смоленск? / Ю.А. Грибер // Смоленск. – 2009. – № 8 (108). – С. 40–43; № 9 (109). – С. 42–43. – (0,4 п.л.).
43.Грибер, Ю.А. Знаковые системы: практикум / Ю.А. Грибер. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. – 172 с. – (11 п.л.).
44.Грибер, Ю.А. Инновационный проект по внедрению новой технологии фиксации традиционных цветов смоленской архитектуры / Ю.А. Грибер // Конкурс молодых ученых: сборник материалов. – Смоленск: Универсум, 2009. – С. 141–145. – (0,3 п.л.).
45.Грибер, Ю.А. Конференция «Искусство и массовая культура сегодня» / Ю.А. Грибер // Известия Смоленского государственного университета. – 2009. – № 2 (6). – С. 321–323. – (0,2 п.л.).
46.Griber, Y. Introduction of new technology of fixing traditional colours of the architecture of Smolensk / Y. Griber// Applied tecnologies and innovations. International peer-reviewed research journal. – Volume 2. – 2010. – P. 55–61. – (0,6 п.л.).
47.Грибер, Ю.А. Цветовые слои смоленской архитектуры / Ю.А. Грибер // Revista de etnologie si culturologie. – Chisinau. – 2010. – Volumul VIII. – C. 77–81. – (0,3 п.л.).
48.Грибер, Ю.А. Хроматическое содержание архитектуры постмодернизма / Ю.А. Грибер // Социально-политические и культурные проблемы современности. – Симферополь: ДИАЙПИ, 2010. – С.171–174. – (0,25 п.л.).
49.Грибер, Ю.А. Цветовые детерминанты бытия: международная научная конференция «Цвет в образовании», Галле (Германия), 27-31 октября 2010 года / Ю.А. Грибер, А. Бютер // Известия Смоленского государственного университета. – 2010. – № 4 (12). – С. 441–443. – (0,2 п.л.).
50.Грибер, Ю.А. Визуальные источники изучения динамики образа Смоленска / Ю.А. Грибер // Социальные трансформации. – 2010. – Вып. 19. – С. 9–14. – (0,3 п.л.).
51.Griber, Y. The interaction of colour and light in the works of Smolensk artists: a quantitative analysis / Y. Griber // Zprávy vědecké ideje – 2011: Materiály VII mezinárodní vědecko - praktická konference. Díl 16. Filosofie / Šéfredaktor Z. Černák. – Praha: Publishing House «Education and Science», 2011. – S. 31–34. – (0,25 п.л.).
52.Грібер, Ю.О. Кольорова динаміка міського простору Смоленська в литовсько-польського періоду (XV–XVII століття) / Ю.О. Грібер // Вісник Державної академії керівних кадрів культури і мистецтв: наук. журнал. – Київ: Міленіум, 2011. – № 4. – С. 10–14. – (0,3 п.л.).
53.Грібер, Ю.О. Досвід кількісного опису колірних домінант ландшафтної архітектури / Ю.О. Грібер // Актуальні проблеми історії, теорії та практики художньої культури [зб. наук. праць; вип. ХХVII]. – Київ: Міленіум, 2011. – C. 119–126. – (0,5 п.л.).
54.Грібер, Ю.О. Трансформація уявлень про колірне проектування міського простору в суспільствах другого модерну / Ю.О. Грібер // Вісник Луганського національного університету імені Тараса Шевченка. Соціологічні науки. – Том 2. – 2011. – № 12 (223). – С. 177–182. – (0,4 п.л.).
55.Грыбер, Ю.А. Гісторыка-культурны аналіз каляровага асяроддзя гарадоў прыгранічных раёнаў Беларусі і Расіі / Ю.А. Грыбер // Актуальные проблемы приграничных районов Беларуси и Российской Федерации. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. – С. 224–226. – (0,25 п.л.).
56.Грибер, Ю.А. Видовой пейзаж как источник изучения трансформаций архитектурного облика города / Ю.А. Грибер // Социальные трансформации. – 2011. – Вып. 21. – С. 12–29. – (1,2 п.л.).
57.Грибер, Ю.А. Социокультурная динамика образа Смоленска в живописи и графике XVI – начала XXI вв. / Ю.А. Грибер // Конкурс молодых ученых: сборник материалов. – Смоленск: Смоленская городская типография, 2011. – С. 13–18. – (0,4 п.л.).
58.Грибер, Ю.А. Хроматическая карта традиционных цветов смоленской архитектуры / Ю.А. Грибер // Дизайн в решении задач создания культурно-этнографической региональной среды: сборник статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции. – Смоленск: Смоленский областной центр народного творчества, 2011. – С. 68–77. – (0,6 п.л.).
59.Грибер, Ю.А. Понимание целостности в проектировании цветового пространства города / Ю.А. Грибер // Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания: сборник статей и тезисов докладов II Всероссийской научной конференции с международным участием. – Липецк–Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2012. – С. 155–158. – (0,25 п.л.).
60.Грибер, Ю.А. Образы Смоленска / Ю.А. Грибер // Край Смоленский. – 2012. – № 4. – С. 12–19. – (0,5 п.л.).
61.Грибер, Ю.А. Культура проектирования цветовых пространств в древних городах Европы / Ю.А. Грибер // Европа: актуальные проблемы этнокультуры: материалы конференции / отв. ред. В.В. Тугай [и др.]. – Минск: БГПУ, 2012. – C. 9–11. – (0,25 п.л.).
62.Грибер, Ю.А. «Градостроительная живопись» в современном обществе: российский опыт и мировые тенденции / Ю.А. Грибер // Архитектура и дизайн в современном обществе: российский опыт и мировые тенденции / под ред. С.П. Постникова [и др.]. – Екатеринбург: Архитектон, 2012. – С. 124–126. – (0,25 п.л.).
63.Грибер, Ю.А. Социальная хромодинамика городского пространства / Ю.А. Грибер // Город и время: в 2 т. Life sciences: интернациональный научный альманах. – Т. 2. – Самара: Самарское книжное издательство, 2012. – С. 158–160. – (0,25 п.л.).
64.Griber, Y. Social chromodynamics of urban space / Y. Griber // Город и время: в 2 т. Life sciences: интернациональный научный альманах. – Т. 2. – Самара: Самарское книжное издательство, 2012. – С. 161–162. – (0,2 п.л.).
65.Грибер, Ю.А. Цветовая динамика городского пространства Смоленска в литовский и польский периоды (XV–XVII века) / Ю.А. Грибер // Науки про мистецство: актуальнi питання мистецтвознавства та фiлософii мистецства: Збiрник матерiалiв конференцii /под ред. В.Г. Чернець, Н.В. Голiк, Ю.О. Грибер. – Киiв: НАККIМ, 2012. – С. 35–41. – (0,5 п.л.).
66.Грибер, Ю.А. Цвет в пространстве культуры: международная научная конференция «Цвет, в котором мы живем», Тайбей (Тайвань), 21-25 сентября 2012 года / Ю.А. Грибер, Т.-Р. Ли // Известия Смоленского государственного университета. – 2012. – № 4 (20). – С. 597–599. – (0,25 п.л.).
67.Griber, Y. The use of digital codes in color fixing of museum pieces / Y. Griber, O. Erdman // European Science and Technology: Materials of the International Research and Practice Conference. – Wiesbaden: publishing office «Bildungszentrum Rodnik e.V.», 2012. – P. 1555–1559. – (0,25 п.л.).
68.Griber, Yu. Color design of urban space as a symbolic resource of political authority / Yu. Griber // Symbol w polityce / Redakcja naukowa Iw. Massaka. – Toruń: DUET, 2012. – P. 157–165. – (0,5 п.л.).
69.Griber, Yu. The Chromatic Specifics of Domestic Constructions Located in the Borderland Territories of Russia and Belarus / Y. Griber, A. Egorov, S. Timoshenkov // Studia Sociologica. – 2012. – No. IV. Pogranicza: kultury, enklawy, epoki. Borderlands: cultures, enclaves, epochs. 116 Annales Universitatis Paedagogicae Cracoviensis. – P. 43–51. – (0,4 п.л.).
70.Griber, J. Die ersten schriftlichen Projekte der farbigen Gestaltung des städtischen Raums (komparative Untersuchung der deutschen und russischen Kulturtradition) / J. Griber // Materialien zum wissenschaftlichen Seminar der Programme «Michail Lomonosov II» und «Immanuil Kant II» 2011/2012. – Bonn: DAAD, 2012. – S. 223–226. – (0,25 п.л.).
71.Griber, Yu. Models of Architectural Mimicry / Yu. Griber // In Color We Live: Color and Environment. Conference Proceedings / Ed. T.-R. Lee, J. Shyu. – Taipei: Color Association of Taiwan, 2012. – P. 442–445. – (0,25 п.л.).
72.Грибер, Ю.А. Специфика мифопоэтической предметности живописи / Ю.А. Грибер // Миф, рассказывание, катарсис: культурные основания социальной действительности. Коллективная монография / под ред. В.А. Нехамкина. – Москва: АНАЛИТИКА РОДИС, 2013. – С. 13–54. – (3 п.л.).
73.Почему и как изменяются наука и культура: коллективная монография / под ред. А.Г. Егорова. – Москва: Новый хронограф, 2013. – С. 11–31, 92–107, 151–192. – (5 п.л.).
74.Грибер, Ю.А. Городская колористика в эпоху «диджитализации цвета» / Ю.А. Грибер // Науки о культуре в перспективе «digital humanities»: материалы международной конференции 3-5 октября 2013 года, Санкт-Петербург / под ред. Л.В. Никифоровой, Н.В. Никифоровой. – Санкт-Петербург: Астерион, 2013. – С. 459–465. – (0,5 п.л.).
75.Грибер, Ю.А. Хроматические особенности построек усадебного типа российско-белорусского приграничья / Ю.А. Грибер // Образы России и Белоруссии в контексте приграничья: монография / под ред. В.Ю. Пименова. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2013. – С. 225–233. – (0,5 п.л.).
76.Грибер, Ю.А. AIC 2013. XII Конгресс Международной ассоциации цвета (Ньюкасл, Ньюкаслский университет, 8–12 июля 2013 года) / Ю.А. Грибер // Известия Смоленского государственного университета. – 2013. – № 4 (24). – С. 525–527. – (0,2 п.л.).
77.Griber, Y. Cultural Traditions of Colour Designing in Urban Space: the Case Study of Smolensk / Y. Griber // AIC Colour 2013. Proceedings / Ed. by L. MacDonald, St. Westland, S. Wuerger. – Vol. 4. – Newcastle upon Tyne: The Colour Group of Great Britain, 2013. – P. 1525–1528. – (0,25 п.л.).