Научная тема: «МЕХАНИЗМЫ ВЕРБАЛИЗАЦИИ МЕНТАЛЬНЫХ СТРУКТУР ЛЕКСЕМАМИ СО ЗНАЧЕНИЕМ «ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ» В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ДИСКУРСЕ»
Специальность: 10.02.04
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Тематическое единство лексических единиц, вербализующих психические процессы в английском языке (например, listen, hear, see, think, imagine, surprise, will, speak, heed etc.), обусловлено особым когнитивным статусом референта номинации. Знания о последнем хранятся, перерабатываются и передаются посредством вербализации гештальта психических процессов. Способность психических процессов отражаться на языковом уровне посредством вербализации гештальта психических процессов обусловлена экстралингвистическими факторами взаимосвязи психических процессов (рефлекторный механизм, единая теория психических процессов), что объясняет способность языковых единиц английского языка участвовать в номинации нескольких психических процессов одновременно, а последнее естественным образом отражается в их семантике и существенно затрудняет классификацию.
  2. Гештальт психических процессов представляет собой многомерное образование иерархического строения с включенными в него сферами, областями и полями, структурированными во фрейм и соответствующие аллотропные модификации, с одной стороны, и лексико-семантическую систему вербализаторов психических процессов английского языка, зеркально отражающую устройство ментальной структуры, с другой. Обе стороны такого билатерального образования тесно взаимосвязаны, коррелируют друг с другом и обеспечивают гармоничные условия для параллельного развития.
  3. Решение проблемы системного подхода к ментальному комплексу «гештальт психических процессов», вербализуемому лексическими единицами в современном англоязычном дискурсе, детерминировано разноуровневым характером последнего, обусловленного наличием уровня высокой степени абстракции и ментального уровня конкретного коммуниканта. Уровень высокой степени абстракции представляет собой инвариантный ментальный каркас, содержащий неизменяемые дистинктивные признаки. Уровень ментальности конкретного коммуниканта предполагает наличие факультативных вариативных составляющих, обеспечивающих постоянный приток информации из внешней (по отношению к системе) среде. Благодаря инвариантному каркасу гештальт психических процессов синкретичен, а благодаря дифференцирующим признакам гештальт рассматривается как дискретное образование.
  4. Прототипическая структура гештальта психических процессов, вербализуемого лексическими средствами английского языка, предопределена иерархией входящих в нее элементов высокой степени абстракции (гештальт-области, гештльт-сферы, поля, структурированные в аллотропные модификации фреймов в составе обязательных компонентов) и ментального уровня конкретного коммуниканта (факультативные компоненты аллотропов).
  5. В языковой проекции гештальт является лексико-семантической системой, обеспечивающей тематическое единство репрезентантов и их дифференциацию в англоязычной коммуникации одновременно. Организация такой лексико-семантической системы репрезентантов тождественна организации ментальной структуры: все репрезентанты психических процессов английского языка коррелируют с системой на основании способности актуализировать ее дистинктивные признаки - гештальт-классификаторы - и ранжируются в зависимости от полноты описания психических процессов. Выделяются прототипические лексемы (sense, perceive, concept, heed, imagine, think, speak, experience), репрезентанты ядра (notice, taste, hear, smell, listen, touch etc) и периферии (burn, dig into sth, drill, fight, follow, haunt, move, not to leave, pin, roll over, scorch, search, sink, sweep etc). Прототипические и ядерные репрезентанты коррелируют с высоким уровнем абстракции, а периферийные - с ментальным уровнем конкретного коммуниканта.
  6. Жизнеспособность динамичной структуры гештальта реализуется в дискурсе, когда интерпретатор воспринимает опорные лексемы (согласно вербоцентристской теории - предикаты), ассоциирует их с соответствующим гештальтом, далее - сферой и полем гештальта. Последнее структурируется в виде соответствующего аллотропа на уровне высокой степени абстракции. На ментальном уровне конкретного коммуниканта значение приобретает траекторию развития в зависимости от увеличения/уменьшения компонентов пропозициональной структуры аллотропа. Понимание между коммуникантами в современном англоязычном дискурсе базируется на инвариантном уровне высокой степени абстракции.
  7. Открытость, диссипативность и динамичный характер лексико-семантической системы вербализаторов гештальта преимущественно позволяет ей ассоциироваться с синергетической системой, которая при определенных условиях деятельности коммуникантов (прежде всего, речевой) реагирует на внешние и внутренние факторы, приходит в состояние хаоса и совершает флуктуации, стремясь к аттрактору. Флуктуациями в данном случае выступают внутрисистемные колебания, которые, в конечном счете, приводят к эволюционному витку и новому состоянию относительного равновесия. Аттракторами служат прототипические лексемы английского языка каждого поля, определяемые на основании способности наиболее полно и в общем виде вербализовывать тот или иной аллотроп в англоязычном дискурсе.
  8. Состояние относительной стабильности синергетической системы вербализаторов гештальта на определенном эволюционном витке поддерживается на уровне высокой степени абстракции. В плоскости устройства ментальной структуры такое состояние достигается посредством сбалансированного прототипического строения гештальта. На уровне языковой репрезентации средствами современного английского языка относительная стабильность есть состояние, когда ядерные репрезентанты стремятся к аттрактору (одному из прототипов - sense, perceive, concept, heed, imagine, think, speak, experience) своего поля. Стремление ядерных репрезентантов к аттракторам других полей выводит систему из равновесия и обусловливает внутрисистемные модификации значения. Особенные изменения происходят на уровне семантики периферийных вербализаторов, когда система приращивает семантические сведения извне, что обусловливает трансформации на уровне факультативных компонентов аллотропов. Эти принципы детерминируют модификации семантики лексических номинаций английского языка, получающих реализацию в англоязычной коммуникации.
  9. Изменения семантики лексических средств английского языка (вербализаторов гештальта) внутри синергетической системы и за ее пределами осуществляется в дискурсе под влиянием антропоцентрических процессуальных факторов (цели, условия, операции), которые в русле процессуально-синергетического подхода представляют собой комбинацию коммуникативной задачи (цель), хронотопичности (или понятия «здесь и сейчас» (условия)) и поиска средств решения коммуникативной задачи (операции). Выбор лексических средств из тезауруса вербализаторов психических процессов современного английского языка (burn, dig into sth, drill, fight, follow, haunt, move, not to leave, pin, roll over, scorch, search, sink, sweep, notice, taste, hear, smell, listen, touch etc) детерминирован конструктором дискурса, модификация их семантики осуществляются на ментальном уровне вариативных компонентов.
Список опубликованных работ
Монографические издания:

1.Куприева, И. А. Вербализация ментальных структур психических процессов в аспекте процессуально-синергетического подхода : монография / И. А. Куприева. – Москва : Флинта : Наука, 2014. – 192 с. (11,8 п.л.).

2.Куприева, И. А. Внимание – фрейм «внимание» : семантико-синтаксические характеристики глаголов и глагольно-именных словосочетаний с общим значением «внимание» : монография / И. А. Куприева, О. Н. Прохорова. – Саарбрюккен, Германия : Lap Lambert Acadемic Publishing, 2012. – 225 с. (8,9/6 п.л.).

3.Куприева, И.А. Лексическая репрезентация фрейма «внимание»: семантический аспект : монография / О. Н. Прохорова, И. В. Чекулай, Ж. Багана, И. А. Куприева. – Москва : ИНФРА – М, 2013. – 108 с. – (Научная мысль) (7,1/3 п.л.).

4.Куприева, И.А. Ментальные структуры и их репрезентация лексическими средствами в германских и романских языках : монография / И. А. Куприева, О. Н. Прохорова, И. В. Чекулай, Ж. Багана. – Москва : ФЛИНТА : Наука, 2012. – 336 c. (12/5 п.л.).

5.Куприева, И.А. Принцип оценочной актуализации в современном английском языке : монография / И. В. Чекулай, О. Н. Прохорова, И. А. Куприева, Ж. Багана. – Москва : ИНФРА – М, 2013. – 160 с. – (Научная мысль) (9,8/2,4 п.л.).

Статьи в ведущих периодических изданиях:

6.Куприева И. А. Ментальная структура «психические процессы»: факультативные компоненты / И.А. Куприева // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки.– № 24 (95). вып. 8. – 2010. – С. 145 – 151 (0,6 п.л.).

7.Куприева, И. А. Лингвокультурологические аспекты языковой репрезентации ментальных культур / И.А. Куприева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – №4 (11). – Тамбов: Грамота, 2011.– C. 105 – 109 (0,4 п.л.).

8.Куприева И. А. Преимущества когнитивного картирования в изучении лексики с общим значением «психические процессы»: на материале англ. яз. / И. А. Куприева, О. Н. Прохорова, И. В. Чекулай // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. – № 18 (113), вып. 11. – 2011. – С. 134 – 141 (0,6/0,3 п.л.).

9.Куприева, И. А. Опыт компаративно-семантического анализа «универсальных» глаголов в английском и французском языках / И. А. Куприева, О. Н. Прохорова, И. В. Чекулай // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. – № 18 (137), вып. 15. – 2012. – С. 76 – 81 (0,5/0,3 п.л.).

10.Куприева, И. А. О преимуществах представления ментальной структуры психических процессов (на материале английского языка) / И. А. Куприева // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. – №24 (143), вып. 16. – 2012. – С. 67 – 74 (0,7).

11.Куприева, И.А. Отражение процесса познания в языке: в поисках концептуальных оснований / И. А. Куприева, О. Н. Прохорова, И. В. Чекулай, Ж. Багана, Е.А. Сапронова // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. – № 24 (143), вып. 16. – 2012. – С. 104 – 110 (0,7/0,3 п.л.).

12.Куприева, И. А. Функциональный синкретизм концептуальных сфер ВИДЕТЬ и ЗНАТЬ в различных европейских языках / И. А. Куприева, О. Н. Прохорова, И. В. Чекулай, Ж. Багана // Научная мысль Кавказа. – № 3, 2012. – С. 129 – 134 (0,5/0,3 п.л.).

13. Куприева, И. А. Национальный компонент семантики абстрактных лексических и фразеологических единиц / И. А. Куприева, О. Н. Прохорова, И.

B. Чекулай // Язык и культура. – № 2. – 2013. – С. 68 – 81 (0,8/0,4 п.л.).

14.Куприева, И. А. «Вещь в себе» или менталистский подход к вербализации психических процессов в английском дискурсе / И. А. Куприева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – № 91. – Ст. 0911307047. – Краснодар, 2013. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/47.pdf (0,7 п.л.).

15.Куприева, И. А. О специфике вербализации дискретности и синкретизма динамической характеристики психики / И.А. Куприева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. – № 2. – 2013.

C. 45 –50 (0,4 п.л.).

16.Куприева, И. А. Концептуальные основания формирования значения лексики, номинирующей психические процессы в современном английском дискурсе / И.А. Куприева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – № 10 (138). – 2013.– С. 24 – 31 (0,8 п.л.).

17.Куприева, И. А. Синтаксическая специфика вербализации ментальных структур / И. А. Куприева, О. Н. Прохорова, И. В. Чекулай, Ж. Багана // Современные проблемы науки и образования : электрон. науч. журн. – № 5. – 2013.– Режим доступа: http://www.science-education.ru/111-10393 (0,5/0,3 п.л.).

18.Куприева, И.А. Процессуально-синергетический подход в исследовании вербализации ментальных структур психических процессов / И. А. Куприева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – № 3, ч. 1. – Тамбов, 2014.– C. 110 –113 (0,3 п.л.).

19.Куприева, И.А. Организация ментальных структур психических процессов (на материале вербализаторов английского языка) / И. А. Куприева // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. – №27 (170), вып. 20. – 2013. – С. 45 – 55 (0/9 п.л.).

20.Куприева, И. А. Инструментальная роль психических процессов в исследовании проблем вербализации действительности / И. А. Куприева // Современные проблемы науки и образования. – № 1. – 2014.– Режим доступа: http://www.science-education.ru/115-11897 (0,3 п.л.).

Публикации в других изданиях:

21. Куприева, И. А. Использование метода фреймового моделирования в анализе особенностей представления экстралингвистического феномена «внимание» в английском языке / И. А. Куприева // Концептуальная лингвистика. Опыт исследования II : сборник научных трудов / науч. ред. С. Г. Проскурина, Е. В. Ковган. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2007. – С. 29 – 34 (0,2 п.л.).

22.Куприева, И. А. Функциональная репрезентация фрейма «внимание»: на материале глагольной лексики некоторых тематических групп / И. А. Куприева // Актуальные проблемы коммуникации и культуры. Вып. 6. : международный сборник научных трудов. – Москва – Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2007. – С. 92 – 104 (0,4 п.л.).

23.Куприева, И. А. Анализ фрагмента концептуального пространства, фиксируемого фразеологическими единицами со значением «внимание» / И. А. Куприева // Фразеология и когнитивистика : материалы I междунар. конф., Белгород, 4 – 6 мая 2008 г. : в 2 т. / отв. ред. Н. Ф. Алефиренко. – Т. 1 : Идиоматика и познание. – Белгород, 2008.– С. 188 – 191 (0,3 п.л.).

24.Куприева, И. А. Когнитивные основания языковой объективации психологического феномена внимания: на материале глагольной лексики современного английского языка / И. А. Куприева // Язык. Коммуникация. Культура : сб. материалов всерос. науч.-практ. электрон. конф. с междунар. участием, Курск, 21 – 28 янв. 2008 г. – Курск: КГМУ, 2008. – С. 155 – 159 (0,2 п.л.).

25.Куприева, И. А. Некоторые особенности концепта «внимание» / И. А. Куприева // Международный конгресс по когнитивной лингвистике, Тамбов, 8 – 10 окт. 2008 г. : сб. материалов / Ин-т языкознания РАН, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, Рос. ассоц. лингвистов-когнитологов [и др.] ; отв. ред. Н. Н. Болдырев. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – С. 789 – 791 (0,1 п.л.).

26.Куприева, И. А. Особенности репрезентации фрейма «внимание» глагольно-именным словосочетанием pay attention / И. А. Куприева // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах : сб. ст. участников IV междунар. науч. конф., Челябинск, 25 – 26 апр. 2008 г. : в 3 т. / отв. ред. Л. А. Нефедова. – Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2008. – С. 149 – 152 (0,3 п.л.).

27.Куприева, И. А. Особенности синтаксических конструкций, образуемых лексическими репрезентантами фрейма «внимание» / И. А. Куприева // Актуальные проблемы коммуникации и культуры. Вып. 7. Международный сборник научных трудов. – Москва – Пятигорск : Пятигорский государственный лингвистический университет, 2008. – С. 56 – 64 (0,4).

28.Куприева, И. А. Преимущества использования метода фреймовой семантики в изучении вербализации феномена внимания (на материале глаголов и глагольно-именных словосочетаний современного английского языка) / И.А. Куприева // Современная парадигма лингвистических исследований: методы и подходы: Сборник материалов международной научно-практической конференции. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2008. – С. 52 – 60 (0,4 п.л.).

29.Куприева, И. А. Актуализация фрейма «внимание» лексическими единицами с общим значением «интерес» / И. А. Куприева // Язык и межкультурная коммуникация : материалы VI межвуз. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 23 – 24 апр. 2009 г. / С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов ; под ред. С. Р. Абрамова. – Санкт-Петербург: Издательство СПбГУП, 2009. – С. 83 – 85 (0,3 п.л.).

30.Куприева, И. А. Лексические репрезентанты микрофрейма «вынужденное непроизвольное внимание» / И. А. Куприева // Актуальные проблемы коммуникации и культуры. Вып. 9 : международный сборник научных трудов / [отв. ред. Н. Л. Грейдина]. – Москва – Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2009. – С. 102 – 109 (0,4 п.л.).

31.Куприева, И. А. Концептуальные основы формирования фрейма «внимание» / И. А. Куприева // Когнитивная лингвистика: механизмы и варианты языковой репрезентации : сб. ст. к юбилею д-ра филол. наук, проф. Новеллы Александровны Кобриной / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Фак. иностр. яз. ; [редкол.: О. Е. Филимонова и др.]. – Санкт- Петербург, 2010. – С. 328 – 333 (0,4 п.л.).

32.Куприева, И. А. Лексические репрезентанты микрофрейма «привычное непроизвольное внимание» / И. А. Куприева // Язык и культура : к юбилею проф. Эммы Федоровны Володарской / Рос. акад. лингв. наук, Моск. ин-т иностр. яз., Науч. совет РАН по изучению и охране культур. и природ. наследия ; под ред. Ю. Л. Воротникова. – Москва: Издательство института иностранных языков, 2010. – С. 107 – 110 (0,2 п.л.).

33.Куприева, И. А. Концептуальное содержание ментальной структуры психических процессов и специфика ее вербализации средствами САЯ / И. А. Куприева // Комунікативно-когнітивний підхід до викладання філологічних та психолого-педагогічних дисциплін у вищій школі : зб. материалiв мiжвуз. наук.-практ. конф., Євпаторiя, Ялта, 25 лютого 2011 р. – Євпаторiя: РВВ КГУ, 2011. – C. 155 – 156 (0,1 п.л.).

34.Куприева, И. А. Особенности репрезентации универсального концепта «Психические процессы» лексическими средствами русского и английского языков / И. А. Куприева // Актуальные проблемы образования в высшей школе: сборник научно-методических статей. – Тула: изд-во ТулГу, 2011. – C. 150 – 159 (0,4 п.л.).

35.Куприева, И. А. О специфике вербализации универсального концепта внимания глагольными лексемами эмоциональных состояний / И. А. Куприева, С. Н. Погожая // Межкультурная коммуникация, современные методы преподавания иностранных языков, перевод: на материале романо-германских и восточных языков : материалы докл. и сообщ. междунар. конф., Москва, 26 – 27 апр. 2011 г. – Москва: РУДН, 2011. – C. 142 – 144. – (VIII Степановские чтения) (0,2/0,1 п.л.).

36.Куприева, И. А. Пропозициональная структура фрейма «внимание» / И. А. Куприева // Науковий вісник Херсонського державного університету. Сер. Лінгвістика. – Вип. XІІІ. – Херсон: Видавництво ХДУ, 2011.– C. 160 – 165 (0,5 п.л.).

37.Куприева, И. А. О преимуществах прототипического подхода в исследовании механизмов формирования значения / И. А. Куприева // Коммунікативно-когнітивный пiдхiд до викладання фiлологiчних та психолого-педагогiчних дисциплiн у вищій школі : матерiали всеукр. наук.-практ. конф. з мiжнар. участю, Євпаторiя, Ялта, 20 квитня 2012 р. – Євпаторiя: РВВ КГУ, 2012. – С. 134 – 137 (0,1 п.л.).

38.Куприева, И. А. Репрезентация процесса пересечения фрейма «память» и фрейма «чувственное восприятие» / И. А. Куприева, Ю. Н. Яценко // Современные подходы к изучению единиц языка и речи и вопросы лингводидактики : сб. науч. тр. / отв. ред.: О. Н. Прохорова, И. В. Чекулай. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2012. – С. 130 – 133 (0,3/0,2 п.л.).

39.Куприева, И. А. Языковые механизмы репрезентации ментальной структуры психических процессов / И. А. Куприева // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности : сб. науч. ст. / [отв. ред. Т. Н. Синеокова]. – Вып. 7.– Нижний Новгород: Нижегор. гос. лингв. ун-т им. Н. А. Добролюбова, 2012. – С. 139 – 145 (0,3 п.л.).

40.Куприева, И. А. Вербализация динамической характеристики психики фразеологическими единицами современного английского языка / И. А. Куприева // Фразеология в многоязычном обществе = Phraseology in Multilingual Society : сб. статей междунар. фразеол. конф. «EUROPHRAS», Казань, 19 – 23 авг. 2013 г. : в 2 т. – Казань: ООО «ХЭТЕР», 2013. – Т. 2. – С. 170 – 177 (0,7 п.л.).

41.Куприева, И. А. Из опыта исследования фразеологических единиц с общим значением «психические процессы» в современном английском языке / И. А. Куприева // Когнитивные факторы взаимодействия фразеологии со смежными дисциплинами : сб. науч. тр. по итогам III междунар. науч. конф., Белгород, 19 – 21 марта 2013 г. / отв. ред. Н. Ф. Алефиренко. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. – С. 208 – 211 (0,4 п.л.).

42.Куприева, И. А. Методологический сдвиг в исследовании сложных лингвистических объектов: на материале лексики группы «Психические процессы» / И. А. Куприева // Комунікативно-когнітивний підхід до викладання філологічних та психолого-педагогічних дисциплін у вищій школі : зб. материалiв мiжвуз. наук.-практ. конф. – Євпаторiя: РВВ КГУ, 2013. – C. 76 – 80 (0,2).

43.Куприева, И. А. Особенности методологии исследования механизмов вербализации ментальных структур психических процессов в современном языке // Методичнi та психолого-пеагогiчнi проблеми викладання iноземних мов на сучасному етапi : матерiали VI мiжнародної науково-методичної конференцiї. – Х.: ХНУ iменi В.Н. Каразiна, 2013. – С. 91 – 93 (0,1).

44.Куприева, И. А. Процесс познания в свете когнитивной парадигмы / И. А. Куприева // Studia linguistica : сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – Вып. XXII : Язык. Текст. Дискурс: соврем. аспекты исслед. / отв. ред. И. А. Щирова. – Санкт-Петербург: Политехника-сервис, 2013. – С. 17 – 26 (0,7 п.л.).

45. Куприева, И.А. Факторы, затрудняющие поиск механизма вербализации познавательных процессов в современном английском дискурсе / И. А. Куприева // Язык и культура в современном мире: на материале романо- германских и восточных языков : материалы докл. и сообщ. междунар. науч.- практич. конф., Москва, 23 – 24 апр. 2013 г. – Москва: РУДН, 2013. – C. 79 – 80. – (IX Степановские чтения) (0,1 п.л.).

Статьи в зарубежных научных журналах и сборниках научных трудов:

46. Куприева, И. А. Глагольно-именное словосочетание attract attention как прототип подфрейма «непроизвольное внимание» // Acta Linguistica/ - Vol 3, No 2 (2009). – С. 86 – 92. – Режим доступа: www.actalinguistica.com/arhiv/index.php/als/article/view/186/297 (0,4 п.л.).

47.Куприева, И. А. Особенности вербализации стенических эмоций в русском и английском языках / И. А. Куприева, С. Н. Погожая // Русистика и современность : XIII междунар. науч. конф, Рига, 2010 г. : сб. науч. ст. / редкол.: Э. Архангельская [и др.]. – Рига: Балтийская международная академия, 2011. – C. 378 – 382 (0,5/0,3 п.л.).

48.Куприева, И. А. Semantic Peculiarities of Verbs Describing Attention / И.А. Куприева // Context of Language: How to Analyse Context? Book of Abstracts of the Symposium in Helsinki. – Finland, December 10 – 11, 2010. – Режим доступа: http://www.protsv.fi/ficla/context_abstraktikirja.pdf (0,1 п.л.).

49.Куприева, И. А. Синонимический потенциал лексем с общим значением «внимание» в современном русском и английском языках / И. А. Куприева // XXI Olomoucké Dny Rusistů : sborník příspěvků z mezinárodní konference Univerzita Palackého v Olomouci, 7 – 9 wrzesień 2011. – Olomouc, 2011. – С. 193 – 197 (0,3 п.л.).

50.Куприева, И. А. Специфика вербализации эмоции восхищения в русском и английском языках / И.А. Куприева, С. Н. Погожая // Communicator Academic Library. – Riga, 2011. – P. 57 – 63 (0,5/0,3 п.л.).

51.Куприева, И. А. Некоторые аспекты метода лингвокогнитивного моделирования в анализе функциональных особенностей глагольных лексем со значением внимания: на материале соврем. рус. и англ. языка / И. А. Куприева // Язык и метод. Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века : I междунар. конф., Краков, 5 – 6 мая 2011 г. / Ягеллонский ун-т, Ин-т восточнославян. филологии : ред. D. Szumska. – Краков, 2012. – С. 193 – 205 (0,6 п.л.).

52. Куприева, И. А. Прототипический подход к исследованию ментальных структур в русском и английском языках / И. А. Куприева // Актуальные проблемы обучения русскому языку X : sbornik praci Pedagogicke fakulty Masarikova univerzita, Řada jazykova a literaturni / ed. S. Koryčankova. – Vyd. 10. – Brno, 2012.– S. 198 – 205 (0,4 п.л.).

53.Куприева, И. А. Когнитивный подход к исследованию лексики, номинирующей психические процессы в САЯ / И. А. Куприева // Moderní vymoženosti vêdy – 2013 : materiály IX mezinárodní vêdecko-praktická conference, Praha, 27.01.2013 – 05.02.2013. – Praha: Publishing house «Education and Science» s.r.o., 2013. – Díl 40 : Filologické vêdy. – P. 69 – 72. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/4_SND_2013/Philologia/3_127802.doc.htm (0,3 п.л.).

54.Куприева, И. А. The problem of contextual meaning of verbs describing attention / I. Kuprieva // Science, technology and higher education : materials of the II intern. research and pract. conf., Westwood, April 17th. 2013. – Vol. 1.– Westwood: publishing office Accent Graphics communications, 2013. – P. 430 – 433 (0,3 п.л.).