Научная тема: «АРХАИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ»
Специальность: 09. 00.13
Год: 2014
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Мир как система является носителем порядка, отсюда человек как подсистема так же является заданным миром фрагментом этого порядка. Порядок мира определяет порядок сознания, порядок внимания человека, упорядочивает образы мира до понимания взаимосвязей, причинно-следственных связей. Архаический человек - существо, способное воспринять порядок мира парадоксально: с одной стороны, следовать ему, с другой - выйти за пределы его воспроизведения, отражения. Человек не просто отражает мир, он взаимодействует с ним, следовательно, из объекта ин-формирования миром становится субъектом информирования мира, т. е. со-субъектом. Т. е. отражение мира переходит во взаимодействие с ним. Мир, играя роль «демиурга», «выделяет» и «создает» человека из окружающей реальности, из себя самого, таким образом проявляя свою субъектность и воплощая в человеке свой креативный потенциал. Человек как со-субъект, вступая с ним во взаимодействие, воплощает в нем свой креативный потенциал. Отсюда архаическое сознание при своем рождении также парадоксально воспринимает мир, с одной стороны, как более высокое по разуму существо, создателя, с другой - как равного себе.
  2. Архаическая рациональность есть особый способ субъективного упорядочивания мира и достижения адекватности в нем. Для взаимодействия с миром человеку необходимо знать его язык, его логику. Поэтому рациональность человека задается порядком взаимосвязей мира, который и есть первичная, тотальная рациональность как упорядоченность системы. Отсюда архаическая рациональность - очеловеченное воспроизведение порядка и логичности мира, адекватность ему, изучение языка мира. Суть процесса рационализации, присущего архаическому сознанию и проводимого им, - установление и редукция цепочек взаимосвязей вещей и причинно-следственных связей мира, а также идеограмматическая фетишизация комплексов взаимосвязей и причинно-следственных связей, фрагментов реальности, собранных вниманием архаического человека.
  3. Конфликт является формой взаимодействия человека с миром. Осознавая свое единство с миром, человек осознает прежде всего самого себя, что уже по сути есть манифестация выделения человека из природы, из мира, латентное обособление от него, противопоставление себя ему и противостояние ему, т. е. осознание субъектности. На этом уровне конфликтность определена оппозицией двух субъектов: человека и мира. Однако конфликтность также порождается процессом «создания», репрессивного конструирования человека, репрессивной рационализацией части сознания человека неизменным порядком мира. Отсюда, человек по сути своей внутренне противоречив и конфликтен: в этой внутренней оппозиции одна из сторон - также мир, представленный сознанием (Я) человека, которое противостоит животному началу, бессознательному (Оно). Отсюда архаическое сознание по своей сути конфликтно, недовольно порядком мира и желает изменить его - от отражения мира перейти к взаимодействию с ним. Это стремление разрешить конфликт с миром проявляется в желании человека создать собственную (культурную) реальность, изменить репрессивный внешний мир. Оно является основанием креативности архаического сознания, которая может быть определена как позитивная и негативная.
  4. Архаическое сознание функционирует на основании принципов управления реальностью, принципа внимания, принципа ответственности, принципа коммуникации. Существуя в двух реальностях, внутренней и внешней, человек постоянно изменяет их в соответствии со своими желаниями. При невозможности изменить внешнюю реальность он возвращается к изменению внутренней реальности. Противостояние с миром и взаимодействие с ним являются основой коммуникативности. Принципиальная коммуникативность архаического сознания требует определения коммуниканта, извлекаемого человеком из внешней реальности с помощью различных конфигураций внимания. Человек вниманием собирает различные конфигурации мира, таким образом его рационализируя, собирая коммуниканта, придавая ему божественный смысл. Таким образом, принципиальная коммуникативность архаического сознания определяет его религиозность. Религия определяется как коммуникация человека и мира (или тео-социальная коммуникция), основанная на принципе обратной связи. Принцип ответственности основывается на осознании человеком строгости причинно-следственных связей внешней реальности и обязательности их исполнения.
  5. Архаическое сознание типологизируется на физиогенное и социогенное. Эта типология основана на глубинных антропологических основаниях - выборе человеком коммуникативной реальности, природной (естественной) или социальной (искусственной). А также коммуниканта, с которым осуществляется конфликт, порождающий архаическое сознание, - природной или социальной реальностью, реальностью, в которой он преимущественно желает проводить изменения. Социогенное архаическое сознание отличает нечеткое следование принципу ответственности как следствие нестрогого соблюдения причинно-следственных связей. Мифологичность архаического сознания выступает как доступный архаическому человеку способ образного, или идеограмматического описания реальности и ее фрагментов с их одновременной фетишизацией.
  6. Архаическое сознание современно и манифестирует себя через переход архаического содержания человеческого бессознательного в сознание человека. Архаическое сознание находило описание либо в прямой и непосредственной идеограмматической форме, либо в расширенной - мифологической, образной и эмоциональной. Отсюда доступ к архаическому сознанию идет обратно через образное, эмоциональное описание и наведение на рациональный архаический хронотоп, через рекультивирование архаического сознания в телесных практиках, ритуалах, в экстремальных ситуациях, в которых человек может ощутить близость смерти. Наряду с телесными практиками для описания архаического состояния сознания необходимо применение идеограмматического языка описания реальности. Отсюда миф - это архаическое описание реальности идеограмматическими знаками/хронотопами, фиксирующими присутствие человека в мире - пространстве и времени - через проживание этой реальности.
Список опубликованных работ
Статьи в научных изданиях, входящих в перечень ВАК для опубликования научных результатов диссертаций на соискание учёной степени доктора наук:

1.Першин Ю. Ю. Открытость мысли культурным практикам: проблема подлинной рациональности / Ю. Ю. Першин, И. А. Кребель // Личность. Культура. Общество. - 2007. -Т. 9, вып. 2 (36). - С. 230-240. (авт. - 50%).

2.Першин Ю. Ю. Агинская street, танец с огнем и алюминиевые стрелы: присвоение культурных ландшафтов / Ю. Ю. Першин, И. А. Кребель // Журнал социологии и социальной антропологии. - Санкт-Петербург, 2008. - Том XI, № 2 (43). - С. 205-208. (авт. - 50%).

3.Першин Ю. Ю. О формальном и содержательном критериях философского текста / Ю. Ю. Першин, В. Е. Семенков // Личность. Культура. Общество. - 2008. - Т. 10, вып. 2 (41). - С. 269-274. (авт. - 50%).

4. Першин Ю. Ю. Человек политический в контексте типологии социальных характеров Д. Рисмена / Ю. Ю. Першин, Л. Н. Кибардина // Личность. Культура. Общество. -2008. - Т. 10, вып. 3-4 (42-43). - С. 388-394. (авт. - 50%).

5.Першин Ю. Ю. Архаика re-ligio: символический порядок инобытия мысли (на примере мифопоэтики Серебряного века) / Ю. Ю. Першин, И. А. Кребель // Вестник Ленинград. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2009. - Т. 1, № 3. - С. 113-120. (авт. - 50%).

6.Першин Ю. Ю. К методологии исследования социальной политики / Ю. Ю. Першин, Л. Н. Кибардина // Личность. Культура. Общество. - 2009. - Т. 11, вып. 3 (50). - С. 402-408. (авт. - 50%).

7.Першин Ю. Ю. Археология религии: внимание / Ю. Ю. Першин // Вестник ОмГУ. – 2010. - № 3 (57). - С. 15-19.

8.Першин Ю. Ю. Политическая теология в топологии рационального дискурса / Ю. Ю. Першин // Личность. Культура. Общество. - 2011. - Т. 13, вып. 1 (61-62). - С. 246-252.

9.Першин Ю. Ю. Археология религии: пространство / Ю. Ю. Першин // Вестник ОмГУ. - 2011. - № 1 (59). - С. 22-25.

10.Першин Ю. Ю. Политическая теология в case study: теория и практика / Ю. Ю. Першин // Вестник ОмГУ. - 2011. - № 1 (59). - С. 258-262.

11.Першин Ю. Ю. Основания принципа управления реальностью / Ю. Ю. Першин // Вестник ОмГУ. - 2012. - № 1 (63). - С. 43-46.

12.Першин Ю. Ю. Археология религии: religio в дохристианской парадигме / Ю. Ю. Першин // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2012. - № 1 (15). - С. 11-18.

13.Першин Ю. Ю. Архаические константы природы человека и основания архаического сознания / Ю. Ю. Першин, В. И. Ахмадишина // Вестник ОмГУ. - 2013. - № 1 (67). - С. 18-20. (авт. - 80%).

14.Першин Ю. Ю. Археология религии: коммуникативность архаического сознания / Ю. Ю. Першин // Вестник ОмГУ. - 2013. - № 3 (69). - С. 20-22.

15.Першин Ю. Ю. Архаическое сознание в контексте «военного метадействия» / Ю. Ю. Першин // Армия и общество. - 2014. - № 1 (38). Февраль - С. 6-12.

16.Першин Ю. Ю. Археология религии: к вопросу о рациональности архаического сознания / Ю. Ю. Першин // Вестник ОмГУ. - 2014. - № 1 (71). - С. 13-15.

Монографии

17.Першин Ю. Ю. Феномен сублимации: опыт философско-антропологического исследования / Ю. Ю. Першин. - Омск : СИБИТ, 2007. - 148 с. - (ISBN 978-5-98867-017-9).

18.Першин Ю. Ю. Археология религии: со-бытие рациональностей / Ю. Ю. Першин // Общество как со-бытие: «система» и «жизненный мир»: коллективная монография. - Омск: СИБИТ, 2007. - С. 27-48. - (ISBN 978-5-98867-009-4).

19.Першин Ю. Ю. Архаическое сознание и религиозность человека: очерки по археологии религии / Ю. Ю. Першин, В. И. Ахмадишина ; науч. ред. В. И. Разумов. - Омск : Социокосмос, 2012. - 469 с. - (ISBN 978-5-904258-04-7).

Статьи, доклады, тезисы в других научных сборниках и журналах:

20.Першин Ю. Ю. К вопросу о соотнесении понятий «креативность» и «творчество» / Ю. Ю. Першин // Человек в современных философских концепциях : материалы третьей Междунар. науч. конф. : в 2-х ч. - Волгоград : ПРИНТ, 2004. - Ч. 2. - С. 410-414.

21.Першин Ю. Ю. Попытка онтологизации понятия «сублимация» / Ю. Ю. Першин // Университеты как регионообразующие научно-образовательные комплексы : тезисы докл. Регион. науч. конф., посвященной 30-летию ОмГУ им. Ф. М. Достоевского : в 5 ч. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. - Ч. 4. - С. 341-346.

22.Першин Ю. Ю. Три очерка по психоаналитической философии и антропологии / Ю. Ю. Першин // Философия: история и современность. 2004-2005 : сб. науч. тр. / Ин-т философии и права Объединенного ин-та истории, филологии и философии СО РАН, НГУ, ОмГУ. – Новосибирск ; Омск, 2005. - С. 301-318.

23.Першин Ю. Ю. Антропологические направления философии XX века и перспективы философской антропологии / Ю. Ю. Першин // Молодежь и ценности современного российского общества : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. 28-29 апреля 2005 г. – Омск : Ютон, 2005. – С. 301-305.

24.Першин Ю. Ю. Социально-историческая обусловленность генезиса греческой философии: апология Homo Religiosus / Ю. Ю. Першин // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы : материалы I Всероссийской науч. конф. 15 мая 2006 г. -Омск : СИБИТ, 2006. - С. 310-334.

25.Першин Ю. Ю. Археология религии: поиск первичных принципов / Ю. Ю. Першин // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. 15-16 мая 2007 г. - Омск : СИБИТ, 2007. - С. 100-113.

26.Першин Ю. Ю. Археология религии: предварительные замечания / Ю. Ю. Першин // Человек в современных философских концепциях : материалы Четвертой Междунар. науч. конф. : в 4-х т. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. - Т. 2. - С. 516-519.

27.Першин Ю. Ю. Археология религии: «Человек архаический» versus «Человек экологический» / Ю. Ю. Першин // Труды II Международной науч.-практ. конф. молодых ученых «Жас Галым - 2007». Тараз (Казахстан) 18-19 апреля 2007 в 12 томах / Таразский гос. педагог. ин-т. - Тараз, 2007. - Т. 3. - С. 64-70.

28.Першин Ю. Ю. Мысль и рациональность: ритуальное единство действия / Ю. Ю. Першин, И. А. Кребель // Социально-экономические системы: современное видение и подходы : материалы III междунар. науч.-практ. конф. 8 февраля 2008 г. - Омск : СИБИТ, 2008. - С. 385-390. (авт. - 50%).

29.Першин Ю. Ю. Археология религии: музыка сфер / Ю. Ю. Першин // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы : материалы Третьей Всероссийской науч. конф. 1-3 октября 2008 г. – Омск : АнтропоТопос, 2008. – С. 260-270.

30.Першин Ю. Ю. Археология религии: предчувствие жертвы / Ю. Ю. Першин // АнтропоТопос : теоретический журнал в области философских наук. - 2008. - Вып. 1-2. - С. 41-49.

31.Першин Ю. Ю. Археология религии: культура смерти / Ю. Ю. Першин, А. Н. Се-верьянов // Религия в диалоге культур : сборник науч. трудов. - Санкт-Петербург, 2008. - С. 15-21. (авт. - 50%).

32.Першин Ю. Ю. Археология религии: жертва и жертвенность / Ю. Ю. Першин // Credo new : теоретический журнал. - Санкт-Петербург, 2009. - № 3(59). - С. 126-138.

33.Першин Ю. Ю. Полемос: жизнь и смерть / Ю. Ю. Першин, А. Н. Северьянов // АнтропоТопос : теоретический журнал в области философских наук. - 2009. - Вып. 3-4. - С. 63-70. (авт. - 50%).

34.Першин Ю. Ю. Античная магия: терминология как топология рациональности / Ю. Ю. Першин // АнтропоТопос : теоретический журнал в области философских наук. -2009. - Вып. 5-6. - С. 105-116.

35.Першин Ю. Ю. Интерпретация археологических источников как философская проблема / Ю. Ю. Першин // АнтропоТопос : теоретический журнал в области философских наук. - 2009. - Вып. 5-6. - С. 117-127.

36.Першин Ю. Ю. Ф. Рабле и его Гаргантюа. «ИМХО» на полях стенограммы / Ю. Ю. Першин // АнтропоТопос : теоретический журнал в области философских наук. – 2009. – Вып. 7. – С. 80-85.

37.Першин Ю. Ю. Археология религии / Ю. Ю. Першин // АнтропоТопос : теоретический журнал в области философских наук. - 2010. - Вып. 8. - С. 48-59.

38.Першин Ю. Ю. Археология религии: жертва и жертвенность : Философское эссе, отклик на книгу: В. В. Савчук. Кровь и культура (СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.) / Ю. Ю. Пер-шин // Мысль : Журнал Петербург. филос. об-ва. - 2010. - Вып. 9, № 1. - С. 169-176.

39.Першин Ю. Ю. Истоки религиозного сознания: от антропоида к антропосу / Ю. Ю. Першин // АнтропоТопос : теоретический журнал в области философских наук. -2011. - Вып. 9-10. - С. 12-23.

40.Першин Ю. Ю. К этимологии слова религия: парадигма Цицерона / Ю. Ю. Першин // АнтропоТопос : теоретический журнал в области философских наук. -2011. - Вып. 9-10. - С. 24-38.

41.Першин Ю. Ю. Феноменология религии: внеконфессиональный подход / Ю. Ю. Першин // Сибирский научный журнал. Серия: Гуманитарные и социально-экономические проблемы развития современного общества / СибАДИ. - Омск, 2011. - № 2. - С. 44-51.

42.Першин Ю. Ю. Конфликтность архаического сознания / Ю. Ю. Першин, В. И. Ахмадишина // Реальность. Человек. Культура: философия конфликта : материалы Всероссийской науч. конф. в 2 ч. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2012. - Ч. 1. - С. 3-6. (авт. - 50%).

43.Першин Ю. Ю. Антропологические основания типологии религиозности / Ю. Ю. Першин // Религиозная ситуация в российских регионах : тезисы докладов и сообщений Третьей Всероссийской науч.-практ. конф. (Омск, 23-24 ноября 2012 г.) / Омская академия МВД России. - Омск, 2012. - С. 126-128.

44.Першин Ю. Ю. Труд и рациональность в генезисе архаического сознания // NB: Философские исследования [Электрон. ресурс]. - 2013. - № 6. - С. 625-633. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.611 - URL: http://e-notabene.ru/fr/article_611.html

45.Першин Ю. Ю. Типология архаического религиозного сознания: антропологические основания // NB: Философские исследования. [Электрон. ресурс]. - 2013. - № 7. - С. 471-495. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.7.650. - URL: http://e-notabene.ru/fr/article_650.html

46.Першин Ю. Ю. Мифология и архаическое сознание // Концепт. [Электрон. ресурс] - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13071. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13071.htm

47.Першин Ю. Ю. Religio: attention in the archaic religiosity // NB: Философские исследования. [Электрон. ресурс]. - 2013. - № 8. - С. 423-431. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.8.630. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_630.html

48. Першин Ю. Ю. Архаическое сознание и архаическое время // NB: Философские исследования. [Электрон. ресурс]. - 2013. - № 9. - С. 64-85. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.9.811. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_811.html