Научная тема: «НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ)»
Специальность: 13.00.02
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Реализация условий систематического информационного взаимодействия между обучающим, обучающимися и интерактивными электронными образовательными ресурсами на базе сервисов системы дистанционного обучения обеспечивает: регулярное осуществление педагогической коммуникации; использование коллективного информационного ресурса в условиях удаленного доступа; оперативную модификацию электронных образовательных ресурсов адекватно авторским методикам обучения; осуществление учебного процесса в урочное и внеурочное время, а также в период временного отсутствия обучающегося при осуществлении мониторинга результатов усвоения учебного материала на базе систем дистанционного обучения.
  2. Теоретические основания создания и использования электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения включают: их типизацию по методическому, функциональному назначению и по технологической реализации; требования к характеристикам, а также описание этапов экспертной оценки их педагогико-эргономического качества; обоснование выбора сервисов системы дистанционного обучения для представления контента и осуществления информационного взаимодействия как между обучающимися, так и с интерактивными электронными образовательными ресурсами, а также для управления учебной деятельностью обучающихся в информационной среде дистанционного обучения.
  3. Реализация научно-методических подходов к организации учебного процесса в информационной среде дистанционного обучения общеобразовательной школы, включающих: систематизацию видов организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий на основе дидактической конструкции, интегративную организацию учебного процесса в информационной среде дистанционного обучения, а также методические и организационно-инструктивные материалы его поддержки, обеспечивает: систематическое использование электронных образовательных ресурсов; индивидуализацию учебной, исследовательской работы обучающихся; автоматизацию процессов управления обучением, планирования вариативных форм, методов обучения при регламентации деятельности участников учебного процесса.
  4. Теоретико-методическое обеспечение подготовки учителя в области создания и использования электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения содержит: компоненты информационной деятельности учителя по созданию и использованию ЭОР ИСДО; структуру содержания; учебно-методические материалы; оценку уровня обученности; средства формирования практических умений по использованию сервисов системы дистанционного обучения при реализации вариативных форм и методов обучения.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК МОН РФ:

1. Лапенок, М. В. Дистанционные технологии как основа интеграционного взаимодействия образовательных учреждений [Текст] / М. В. Лапенок // Образование и наука. – 2007. – № 6. – С. 113-119.

2. Лапенок, М. В. Информационная среда дистанционного обучения как средство развития классно-урочной формы в общеобразовательной школе [Текст] / М. В. Лапенок // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 3. – С. 147-155.

3. Лапенок, М. В. Информационная среда дистанционного обучения как средство реализации индивидуализированного обучения в общеобразовательной школе [Текст] / М. В. Лапенок // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. / Серия «Педагогика и психология». – 2011. – № 4. – С. 18-27.

4. Лапенок, М. В. Использование информационной среды дистанционного обучения для организации самостоятельной работы [Текст] / М. В. Лапенок // Открытое и дистанционное образование. – 2009. – № 2. – С. 29-33.

5. Лапенок, М. В. О функционировании в учебном процессе школы информационной среды дистанционного обучения [Текст] / М. В. Лапенок // Электронное периодическое изд-е межд. форума «Образовательные Технологии и Общество», Вост.-Европ. подгруппа IEEE Learning Technology Task Force, 2009. URL: / http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i1/html/14.htm

6. Лапенок, М. В. Об использовании мультимедиа и дистанционных технологий при обучении общей биологии [Текст] / М. В. Лапенок // Биология в школе. – 2010. – № 4. – С. 48-52.

7. Лапенок, М. В. Организация познавательной деятельности учащихся на основе школьной системы дистанционного обучения [Текст] / М. В. Лапенок // Образование и наука. – 2009. – № 6. – С. 97-106.

8. Лапенок, М. В. Организация познавательной деятельности школьников на основе системы дистанционного обучения [Текст] / М. В. Лапенок // Образование и общество. – 2009. – № 2 – С. 60-64.

9. Лапенок, М. В. Подготовка педагогов для дистанционного образования [Текст] / М. В. Лапенок // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 1. – С. 191-197.

10. Лапенок, М. В. Подготовка педагогов к реализации дистанционного обучения школьников [Текст] / М. В. Лапенок // Педагогическая информатика. – 2011. – № 1. – С. 34-39.

11. Лапенок, М. В. Подготовка учителей к созданию и использованию электронных ресурсов для информационной среды образовательного учреждения [Текст] / М. В. Лапенок // Педагогическое образование в России. – 2013. –№ 1. – С. 36-41.

12. Лапенок, М. В. Развитие познавательного интереса учащихся при изучении общей химии с применением информационных технологий [Текст] / М. В. Лапенок // Химия в школе. – 2010. – № 4. – С. 37-40.

13. Лапенок, М. В. Теоретико-методические основы организации информационной среды обучения в общеобразовательной школе [Текст] / М. В. Лапенок // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 2. – С. 170-177.

14. Лапенок, М. В. Теоретические модели осуществления учебного информационного взаимодействия в информационной среде дистанционного обучения [Текст] / М. В. Лапенок // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 2. – С. 214-217.

15. Лапенок, М. В. Теоретические подходы и практическая оценка качества информационной среды дистанционного обучения [Текст] / М. В. Лапенок // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 3. – С. 134-138.

16. Лапенок, М. В. Технология реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося школы с использованием электронных образовательных ресурсов [Текст] / М. В. Лапенок, В. В. Макеева // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 6. – С. 60-63.

17. Лапенок, М. В. Формирование компетенции интерактивной педагогической коммуникации в условиях информационной среды дистанционного обучения [Текст] / М. В. Лапенок, А. М. Лозинская // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 5. – С. 78-82.

18. Лапенок, М. В. Формирование умений дистанционного интерактивного взаимодействия [Текст] / М. В. Лапенок // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 1. – С. 267-271.

19. Лапенок, М. В. Школьная система дистанционного обучения: от проектирования к экспериментальному внедрению [Текст] / М. В. Лапенок // Информатика и образование. – 2008. – № 9. – С. 88-89.

Монографии:

20. Лапенок, М. В. Научно-методические условия применения ролевых игр для формирования у учителей практических умений по использованию сервисов системы дистанционного обучения при реализации вариативных форм и методов обучения [Текст] / М. В. Лапенок // Создание системы естественнонаучной и технологической подготовки молодежи к инновационной деятельности: коллективная монография / под ред. Шамало Т. Н., Усольцева А. П. / Урал.гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2013. – С. 152-182.

21. Лапенок, М. В. Создание и использование образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения для обеспечения вариативности организационных форм обучения [Текст] / М. В. Лапенок. – Екатеринбург, 2012. – 295 с.

22. Лапенок, М. В. Школьная система дистанционного обучения: от проектирования до внедрения [Текст] / М. В. Лапенок // Информационные технологии: особенности применения и приоритетные направления развития: монография [Е.Д. Баран и др.] ; под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: СибПринт, 2008. – С. 8-29.

Статьи в научных изданиях, зарегистрированных Thomson Reuters Web of Knowledge:

23. Lapenok, M. Teachers training for using of distance learning system at schools / M. Lapenok // 9th IEEE conference on advanced learning technologies (Riga, Latvia, July 15–17, 2009). – Riga, 2009. – Р. 602-603.

Учебные, учебно-методические пособия, программы:

24. Лапенок, М. В. Рабочая учебная программа по дисциплине «Дистанционные технологии в обучении школьников» [Текст] // Сборник рабочих учебных программ кафедры ИВТ и МОИ УрГПУ / под ред. Н. Л. Грохульской. – Екатеринбург, 2010. – С. 160-172.

25. Лапенок, М. В. Технология ведения дистанционных учебных курсов: руководство для педагога: учеб.-метод. пособие [Текст] / М. В. Лапенок, И. В Рожина. – Екатеринбург, 2009. – 34 с.

26. Лапенок, М. В. Дистанционные образовательные технологии в школе: рабочая учебная программа дополнительного образования [Текст] / М. В. Лапенок, И. В. Рожина. – Екатеринбург, 2011. – 17 с.

Статьи:

27. Лапенок, М. В. Из опыта применения информационной среды дистанционного обучения на уроках русского языка [Текст] / М. В. Лапенок // Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе обучения физике, информатике, математике (Екатеринбург, 6–7 апреля 2010 г.): материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / отв. ред. Т. Н. Шамало.– Екатеринбург, 2010. –Ч. 2. –С. 55-61.

28. Лапенок, М. В. Информационная среда дистанционного обучения для школы – результаты экспериментального внедрения [Текст] / М. В. Лапенок // Ученые записки ИИО РАО. – 2009. – Вып. 30. – С. 109-119.

29. Лапенок, М. В. Подготовка педагогов к использованию дистанционных технологий в общеобразовательной школе [Текст] / М. В. Лапенок // Ученые записки ИИО РАО. – 2010. – Вып. 34. – С. 209-214.

30. Лапенок, М. В. Подготовка педагогов к использованию информационной среды дистанционного обучения в общеобразовательной школе [Текст] / М. В. Лапенок, А. И. Газейкина // Наука – образованию: материалы окружной науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2010. – Ч. 1. – С. 406-412.

31. Лапенок, М. В. Подготовка учителей к введению в школах системы дистанционного обучения [Текст] / М. В. Лапенок, И. В.Рожина // Инновационные технологии в педагогике высшей школы: материалы V Междунар. науч. конф. – Екатеринбург, 2008. – С. 235-241.

32. Лапенок, М. В. Подготовка учителей к созданию и использованию образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения [Текст] / М. В. Лапенок // Ученые записки ИИО РАО. – 2013. – Вып. 46. – С. 31-42.

33. Лапенок, М. В. Подготовка учителя-предметника к использованию информационной среды дистанционного обучения в учебном процессе школы [Текст] / М. В. Лапенок // Инновационные технологии в образовательном процессе высшей школы: материалы VII Междунар. науч. конф. – Екатеринбург, 2010. – Ч. 2. – С. 208-214.

34. Лапенок, М. В. Построение школьной системы дистанционного обучения [Текст] / М. В. Лапенок, И. Е. Ерофеев // Информатизация педагогического образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Ч. I. – Екатеринбург, 2007. – С. 82-88.

35. Лапенок, М. В. Проект «Внедрение информационных технологий в общее образование через развитие условий доступности информационных образовательных ресурсов» [Текст] / М. В. Лапенок, И. В. Рожина // Современные информационные и тестовые технологии в школе: сб. науч.-метод. материалов. – Екатеринбург, 2008. – С. 90-103.

36. Лапенок, М. В. Система дистанционного обучения для школы – первые результаты экспериментального внедрения [Текст] / М. В. Лапенок // Ученые записки ИИО РАО. – 2008. – Вып. 28. – С. 73-78.

37. Лапенок, М. В. Создание и внедрение школьной системы дистанционного обучения [Текст] / М. В. Лапенок // Информационные и математические технологии в науке и управлении : труды XIII Байкал. Всерос. конф. (Иркутск, 7–17 июля 2008 г.): в ч. – Ч. 2. – Иркутск, 2008. – С. 326-333.

38. Лапенок, М. В. Формирование компетенции интерактивной педагогической коммуникации в информационной среде дистанционного обучения [Текст] / М. В. Лапенок, А. М. Лозинская // Инновационные технологии в образовательном процессе высшей школы: материалы VIII Междунар. науч. конф. – Екатеринбург, 15-17 октября 2012. – С. 113-119.

39. Лапенок, М. В. Школьная информационная среда дистанционного обучения [Текст] / М. В. Лапенок, И. В. Рожина // Актуальные вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе: материалы ежегод. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Нижний Тагил, 24 января 2010 г.). – Нижний Тагил, 2010. – С. 60-71.

40. Lapenok, M. Creation of school distance learning system / M. Lapenok // 10th IASTED International Conference Computers and Advanced Technology in Education (Beijing, China, September 24-26, 2007). – Beijing, 2007. – Р. 132-136.

41. Lapenok, M. Distance learning system: from designing to introduction at schools / M. Lapenok, I. Rozhina // Computers and advanced technology in education: Proceedings of the 11th IASTED international conference (Crete, Greece, September 29-October 1, 2008). – Crete, 2008. – Р. 100-108.

42. Lapenok, M. Teacher’s training for creation and usage of infomedia distant learning technologies’ educational resource at comprehensive secondary school / M. Lapenok, I. Rozhina // Education and development: Proceedings of the eight Tomorrow people organization’s conference (Bangkok, Thailand, March 5-7, 2013). – Bangkok, 2013. – Р. 595-600.

43. Lapenok, M. Teacher’s training for the educational process in the distance learning information environment in order to ensure the availability and quality of secondary education / M. Lapenok, O. Lapenok // Contemporary Issues in Higher Education: The Ethos of the Academe - Standing the Test of Time: рapers of the 10th international conference (Ariel, Israel, September 10-12, 2013). – Ariel, 2013. – Р. 224-232.

44. Lapenok, M. Training at schools of Yekaterinburg city with technologies of distance learning / M. Lapenok, T. Onohova // Pedagogical aspects of emerging methodologies in higher education: рapers of 4th international conference (Ariel, Israel, September 3-6, 2007). – Ariel, 2007. – Р. 194-204.

45. Lapenok, M. Use of distant learning technologies in a computer science department / M. Lapenok, J. Kuzmin, A. Gazeykina // Pedagogical aspects of emerging methodologies in higher education: рapers of 4th international conference (Ariel, Israel, September 3-6, 2007). – Ariel, 2007. – Р. 186-193.