Научная тема: «КАТЕГОРИЯ ГРАНИЦЫ В МУЗЫКЕ: СМЕНА КУЛЬТУРНЫХ ПАРАДИГМ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2014
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • граница в ее философско-культурологическом истолковании неотделимаот природы и сущности искусства. Ее изучение представляется продуктивнымдля понимания как внутренних закономерностей становления и развития искусства, так и многообразия внешних его связей;
  • концептуальной основой культурологического исследования феномена границы является осмысление ее полифункциональности и проникаемостиво все уровни существования музыки;
  • категория границы позволяет выявить единство и различение метафизического, метафорического и имманентно-художественного аспектов музыки;
  • граница ка к полифункциональная иерархическая система является фу н да ментальным основанием художественной целостности музыкального произведения;
  • принципиальным для понимания роли границы музыкальном искусстве является определение механизмов смены классической и неклассической культурных парадигм в единстве их «вертикального» и «горизонтального» измерений: генезис и становление парадигм связаны с определенными культурно-историческими условиями, в то же время как универсальные модели сознания, они имеют надвременную и метастилевую значимость;
  • «поведение» границы в различных парадигмах отличается специфическим балансом ее функциональных качеств: если в классической культурной парадигме доминирует граница как «изоляция», «различение» и «упорядочивание», то в неклассической парадигме ключевыми являются объединяющая, диалогическая и «хаотизирующая» функции границы;
  • в классической культурной парадигме музыка понимается как символ архитектонической стройности и совершенства, для неклассической парадигмы принципиальной является акцентуация в музыке стихийности и нерегламенти-рованной свободы;
  • актуализация «пограничного сознания» происходит в ситуации смены парадигм, поэтому принципиальным становится определение «межпарадигмальных» периодов, отражающих состояние «перехода», пребывание на «пороге». Среди других «рубежных» периодов одним из наиболее репрезентативных является Серебряный век русской культуры, находящийся между его отречениемот «классического» прошлого и неприятием со стороны модернизма;
  • основанный на иронически-скептическом переосмыслении принципов классики и нонклассики, постмодернизм является завершением неклассической парадигмы, в то же время он сочетает константные признаки нонклассики с качествами межпарадигмальной переходности;
  • постнеклассическая парадигма в искусстве является его целью, сверхидеей, побуждающей к преодолению границ и превращению художественного опыта в «жизнетворчество», «теургию», жизнеосуществление, связанные с наделением искусства особыми «полномочиями» и символизирующие утверждение безграничности его возможностей;
  • категории «граница», «рама», «порог», «пограничье» дают ключевое обоснование открытости художественной целостности, одновременно они показывают, что динамичное, исторически изменяемое развертывание искусства базируется на неизменных концептуальных основаниях;
  • подвижность и открытость границ музыки является подтверждением ее диссипативности и нелинейности, что позволяет глубже понять природу музыки как саморазвивающейся «человекоразмерной» системы.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Сиднева, Т. Б. Искусство как метафора бытия: монография / Т.Б. Сиднева. - М.: Прогресс-Традиция, 2013. – 320 с. (20,0 п.л.).

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах

2. Сиднева, Т. Б. К вопросу о понятии «религиозный эстетизм»/ Т. Б. Сиднева // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. - №5. - С. 89-93. (0,6 п.л.)

3. Сиднева, Т. Б. О философско-эстетических основаниях музыки/ Т. Б. Сиднева // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. - №6. - С. 104-106. (0,5 п.л.)

4.Сиднева, Т. Б. Искусство в поисках истины: между элитой и массой / Т. Б. Сиднева // Вопросы культурологии. - 2009. - № 1. - С. 18-22. (0,8 п.л.)

5.Сиднева, Т. Б. Музыка в ситуации смены мировоззренческих парадигм / Т. Б. Сиднева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2011. - № 3 (1). - С. 361–366. (0,9 п.л.)

6.Сиднева, Т. Б. Музыкально-философские рефлексии Жана-Поля Сартра / Т. Б. Сиднева // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2011. - № 3 (19). - С. 56-68. (1,0 п.л.)

7.Сиднева, Т. Б. Музыка как метафора Серебряного века / Т. Б. Сиднева // Вопросы культурологии. - 2011. - №7. - С. 42-48. (0,9 п.л.)

8.Сиднева, Т. Б. «Открытое произведение» Умберто Эко и проблема границы в искусстве / Т. Б. Сиднева // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2011. - № 5 (21). - С.44-49. (0,6 п.л.)

9.Сиднева, Т. Б. Шум и музыка: логика взаимопревращений / Т. Б. Сиднева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2012. - № 146. - С. 25-33. (0,8 п.л.)

10.Сиднева, Т. Б. Творчество И.С.Баха в контексте культуры барокко: риторика и мистика / Т.Б. Сиднева, В.Г. Зусман // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2012. - № 4 (25). - С. 17-21. (0,7 п.л.)

11.Сиднева, Т. Б. Классическое искусство в глобальном мире: о границах художественного опыта / Т. Б. Сиднева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2013. - №1. - С. 371-374. (0,6 п.л.)

12.Сиднева, Т. Б. Музыка, музыкальное, музыкальность: к вопросу о границах понятий / Т. Б. Сиднева // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2013. - № 1 (27). - С. 70-75. (0,6 п.л.)

13.Сиднева, Т. Б. Концепт «искусство» как предмет современных культурологических рефлексий / Т. Б. Сиднева // Вестник Вятского гуманитарного университета. - 2013. - №1 (2). - С. 142-145. (0,6 п.л.)

14.Сиднева, Т. Б. Творчество И.С. Баха: границы искусства, религии и мистики / Т. Б. Сиднева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - №9 (35). - Ч. I. - С. 157-160. (0,5 п.л.)

15.Сиднева, Т. Б. Музыка: границы искусства и повседневности / Т. Б. Сидне-ва // Научное мнение. 2013. - № 8. - С. 99-105. (0,7 п.л.)

16.Сиднева, Т. Б. Мультикультурализм и границы национального в искусстве / Т. Б. Сиднева // Казанская наука. - 2013. – №7. - С. 139-141. (0,5 п.л.)

17.Сиднева, Т. Б. Художественная практика и теоретическая рефлексия музыкального постмодернизма: игра с рубежами и пределами / Т. Б. Сиднева // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2013. - № 4 (30). - С. 70-75. (1 п.л.).

Учебные и учебно-методические пособия

18. Сиднева, Т. Б. Эстетика в художественном вузе: к проблеме межпредметнойкоммуникации / Т. Б. Сиднева // Межкультурная коммуникация. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «культурология»,«русский язык и литература», «иностранные языки». Н.Новгород: Деком, 2001. - С. 287-288. (0,3 п.л.)

19.Сиднева, Т. Б. Содержание и форма художественного произведения: Учебное пособие по курсу «Эстетика» для студентов консерватории / Т. Б. Сиднева. -Н.Новгород: ННГК, 2007. - 40 с. (2,4 п.л.)

20.Сиднева, Т. Б. Проблемы художественного творчества в эстетике постмодернизма: Учебное пособие по курсу «Эстетика» / Т. Б. Сиднева. - Н.Новгород: ННГК, 2007. - 44 с. ( 2,5 п.л.)

21.Сиднева, Т. Б. Эстетика постмодернизма: Учебное пособие по курсу «Эстетика» / Т. Б. Сиднева. - Н.Новгород: ННГК, 2012. - 5,0 п.л. - 80 с. ( 5,0 п.л.). Рекомендовано Минобрнауки РФ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению «Музыкальное искусство».

22. Сиднева, Т. Б. Эстетика: Учебное пособие / Т. Б. Сиднева. – М.: Прообраз, 2012.

- 168 с. ( 12,0 п.л.)

23.Сиднева, Т. Б. Теория и история культуры: Учебное пособие / Т. Б. Сиднева. – Н.Новгород: ННГК, 1997. - 28 с. ( 1,7 п.л.)

24.Сиднева, Т. Б., Евдокимова, А. А. Психология художественного творчества: Учебное пособие / Т. Б. Сиднева, А. А. Евдокимова. – Н.Новгород: ННГК, 2002. 20 с. ( 1,5 п.л.)

25.Сиднева, Т. Б. Эстетика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Дирижирование», «Композиция», «Музыковедение», «Музыкальная звукорежиссура» / Т. Б. Сиднева. – Н.Новгород: ННГК, 2007. - 48 с. ( 2,7 п.л.)

26.Сиднева, Т. Б. Философия искусства: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Дирижирование», «Композиция», «Музыковедение», «Музыкальная звукорежиссура» / Т. Б. Сиднева. – Н.Новгород: ННГК, 2008. - 32 с. ( 2,0 п.л.)

27.Сиднева, Т. Б. История эстетики: Учебное пособие / Т. Б. Сиднева. – Н.Новгород: ННГК, 2011. - 24 с.( 1,6 п.л.)

28.Сиднева, Т. Б. Современные эстетические концепции: Учебное пособие / Т. Б. Сиднева. – Н.Новгород: Кириллица, 2012. - 28 с. (1,7 п.л.)

29.Сиднева, Т. Б. Современные эстетические концепции: Учебное пособие для аспирантов / Т. Б. Сиднева. – Н.Новгород: ННГК, 2012. - 80 с. (5 п.л.)

30.Сиднева, Т. Б. Эстетика: Учебное пособие для аспирантов / Т. Б. Сиднева. - Н.Новгород: ННГК, 2012. - 80 с. (5 п.л.)

31.Сиднева, Т. Б. Содержание и форма в искусстве: Учебное пособие / Т. Б. Сиднева. - Н.Новгород: ННГК, 2012. - 40 с. (2,5 п.л.)

32.Сиднева, Т. Б. История и философия искусства и культуры: Учебное пособие для ассистентов-стажеров / Т. Б. Сиднева, Н. Б. Долгова, Е. И. Булычева. – Н.Новгород: ННГК, 2013. - 52 с. (3,5 п.л.)

Статьи и материалы научных конференций:

33. Сиднева, Т. Б. К методологии критического анализа художественного произведения как нравственно-эстетической целостности / Т. Б. Сиднева // Искусство и эстетическая культура. – СПб.: РИИИ 1992. - С. 139–149. (1,0 п.л.)

34.Сиднева, Т. Б. К проблеме свободы эстетического творчества / Т. Б. Сиднева // Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений. – Н.Новгород: ВВАГС, 1993. - С. 134-135. (0,2 п.л.)

35.Сиднева, Т. Б. Христос или Дионис? (Духовный облик А.Скрябина с позиции хрис тианской дог мат ик и) / Т. Б. Си д нева // Н и жег ородск ий ск рябинск и й а льма-нах. – Н.Новгород: ННГУ, 1995. С. 81-99. (1,2 п.л.)

36.Сиднева, Т. Б. О смысле художественной традиции в различных типах культуры / Т. Б. Сиднева // Традиции и обновление. Материалы международного симпозиума «Диалог мировоззрений». 6 – 8 июня 1996 г. – Н.Новгород: ВВАГС, 1996. - С. 100-102. (0,3 п.л.)

37.Сиднева, Т. Б. Исчерпание великого опыта (о судьбе русского символизма) / Т. Б. Сиднева // Искусство ХХ века: уходящая эпоха? - Н.Новгород: ННГУ, 1997. - С. 39-53. (1, 2 п.л.)

38.Сиднева, Т. Б. Искусство в условиях государственных перемен / Т. Б. Сиднева // Государственное устройство и народ. Диалог мировоззрений. - Н.Новгород: ВВАГС, 1997. - С. 137-138. (0,2 п.л.)

39.Сиднева, Т. Б. О влиянии музыки на стабильность государства / Т. Б. Сиднева // Первая сессия молодых ученых-гуманитариев «Проблема стабильности в России и мире». – Н.Новгород: ННГУ, 1998. - С. 204-205. (0,2 п.л.)

40.Сиднева, Т. Б. Искусство и религия в России на рубеже XIX-ХХ веков (метаморфозы вечного диалога) / Т. Б. Сиднева // Искусство ХХ века: диалог эпох и поколений / Под ред. Гецелева Б.С., Сидневой Т.Б. - Н.Новгород: ННГУ, 1999. – Т.1. - С. 20-29. (1,0 п.л.)

41.Сиднева, Т. Б. Религия в зеркале художественных исканий ХХ века / Т. Б. Сид-нева // Материалы международного симпозиума «Диалог мировоззрений». – Н.Новгород: ВВАГС, 1999. - С. 97-99. (0,4 п.л.)

42.Сиднева, Т. Б. Христианство как основание музыкального космоса А.Скрябина / Т. Б. Сиднева //Христианство в истории человечества. Третья Международная нижегородская ярмарка идей. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2000. - С. 65-67. (0,3 п.л.)

43.Сиднева, Т. Б. К вопросу о постсимволизме в русской культуре начала ХХ века / Т. Б. Сиднева // Свое и чужое в европейской культурной традиции / Под ред. Кирнозе З.И., Зусмана В.Г., Пеер Л.Г., Сидневой Т.Б. - Н.Новгород: Деком, 2000.

- С. 332-336. (0,5 п.л.)

44. Сиднева, Т. Б. Содержание и форма художественного произведения (К методологии анализа) / Т. Б. Сиднева // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки. – Воронеж: ВГПУ, 2000. - С. 27-42. (1,2 п.л.)

45. Сиднева, Т. Б. Сакральное и профанное в русском мистицизме / Т. Б. Сиднева// Искусство ХХ в.: парадоксы смеховой культуры. - Н.Новгород: ННГУ, 2001. - С. 14-24. (1,0 п.л.)

46.Сиднева, Т. Б. Искусство и управление социальными процессами / Т. Б. Сидне-ва // Управление и самоуправление в обществе. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Н.Новгород: ВВАГС, 2002. – С. 105-108. (0,4 п.л.)

47.Сиднева, Т. Б. К вопросу о диалоге искусства и религии / Т. Б. Сиднева // Серебряковские чтения. – Волгоград: ВМИИ, 2003. - С. 22–28. (0,6 п.л.)

48.Сиднева, Т. Б. Религиозный эстетизм как феномен русской духовности / Т. Б. Сиднева // Серебряковские чтения. – Волгоград: ВМИИ, 2003. - С. 29-33. (0,5 п.л.)

49.Сиднева, Т. Б. Элитарное и массовое в музыкальном обра зовании / Т. Б. Сидне-ва // Образование в условиях формирования нового типа культуры: III Между-народные Лихачевские научные чтения, 22 –23 ма я 20 03 г ода. – СПб.: СПб ГУ П, 2003. - C. 99-102. (0,4 п.л.)

50.Сиднева, Т. Б. Возможна ли истина в искусстве? (В диалоге с Г.Гадамером) / Т. Б. Сиднева // Искусство ХХ века: элита и массы. - Н.Новгород: ННГУ, 2004. - С. 121-132. (1,0 п.л.)

51. Сиднева, Т. Б. Музыка в философии экзистенциализма / Т. Б. Сиднева // Концепты языка и культуры в творчестве Франца Кафки. Материалы Международного интердисциплинарного симпозиума. – Н.Новгород: Деком, 2004. - С. 45–50. (0,7 п.л.)

52. Сиднева, Т. Б. Музыка как метафора современной культуры / Т. Б. Сиднева //Образование в процессе гуманизации современного мира: IV Междунар. Лихачевские научные чтения. – СПб.: СПбГУП, 2004. - С. 166–168. (0,4 п.л.)

53.Сиднева, Т. Б. Музыка как метафора гармонии и благоденствия (Опыт прочтения новеллы Ф.Кафки «Жозефина, или Мышиный народ») / Т. Б. Сиднева // Гармония и дисгармония в искусстве. – Н.Новгород: ННГК, 2007. - С. 194 –207. (1,0 п.л.)

54. Сиднева, Т. Б. Звуковая среда в современной культуре России / Т. Б. Сиднева // Культура и глобальные вызовы мирового развития: V Международные Лихачевские научные чтения, 19–20 мая 2005 г. - СПб.: СПбГУП, 2005. - С.123-124. (0,3 п.л.)

55.Сиднева, Т. Б. Эстетика в пространстве гуманитарных дисциплин музыкального вуза / Т. Б. Сиднева // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. Материалы Х Международной научно-методической конференции. - СПб.: СПбГУП, 2005. - С.153-154. (0,2 п.л.)

56.Сиднева, Т. Б. Эстетика в эпоху всеобщей «эстетизации» / Т. Б. Сиднева // Материалы ХI Международной научно-методической конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе». - СПб.: СПбГУП, 2006. - С. 168-169. (0,3 п.л.)

57.Сиднева, Т. Б. Парадоксы музыкального мышления / Т. Б. Сиднева // Мистецтво та освiта сьогодення: Збiрник наукових праць. – Харкiв: Вид-во «Кортес», 2006. - № 18. - С. 178-185. (1,0 п.л.)

58.Сиднева, Т. Б. Моцарт в духовных исканиях Серебряного века / Т. Б. Сиднева // Моцарт в России / Под ред. Гецелева Б.С., Зусмана В.Г., Сидневой Т.Б. и др. -Н.Новгород: Деком, 2006. - С.220-225. (0,6 п.л.)

59.Сиднева, Т. Б., С. Музыка как язык повседневности / Т. Б. Сиднева // Гуманитарные проблемы современной цивилизации: VI Международные Лихачевские научные чтения, 26–27 мая 2006 г. - СПб.: СПбГУП, 2006. - С.179-181. (0,3 п.л.)

60.Сиднева, Т. Б. Современное искусство: трудный путь к истине? / Т. Б. Сиднева // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире: VII Международные Лихачевские научные чтения, 24–25 мая 2007 г. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. - С. 302-304. (0,4 п.л.)

61.Сиднева, Т. Б. Фундаментальное и прикладное в музыкальном образовании / Т. Б. Сиднева // «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» Материалы Международной научно-методической конференции. – СПб.: СПбГУП, 2007. - С. 73-74. (0,2 п.л.)

62.Сиднева, Т. Б. Искусство как художественная метафора Серебряного века / Т. Б. Сиднева // Диалог культур и партнерство цивилизаций: VIII Международные Лихачевские научные чтения. – СПб.: СПбГУП, – 2008. (0,4 п.л.)

63.Сиднева, Т. Б. Музыка в условиях глобализации: выявление природного потенциала или аномалия развития? / Т. Б. Сиднева // Современное искусство в контексте глобализации: Наука, образование, художественный рынок. – СПб.: СПбГУП, 2008. - С. 218-219. (0,3 п.л.)

64.Сиднева, Т. Б. Искусство как предмет изучения в художественном вузе / Т. Б. Сиднева // Негосударственное образование в России: традиции и перспективы. Материалы конференции XV фестиваля «Рождественские дни православной культуры». – М.: Гуманитарный институт, 2008. - С.70-75. (0,6 п.л.)

65.Сиднева, Т. Б. Освоение музыкально-информационного пространства образовательном процессе художественного вуза / Т. Б. Сиднева // Проблемы управ-лени я качеством обра зования в гу ман и тарном ву зе. Материа л ы ХI II Меж д у народной научно-методической конференции. – СПб.: СПбГУП, 2008. - С. 192-193. (0,2 п.л.)

66.Сиднева, Т. Б., Зусман В. Г. Творчество Баха и религиозно-мистическая проблематика барокко / Т. Б. Сиднева, В. Г. Зусман // Традиции И.С.Баха в современной культуре: музыка, литература, живопись, кино. - Н.Новгород: НГЛУ-Н-НГК, 2008. - С. 31–40. (0,8 п.л.)

67.Сиднева, Т. Б. Диалог элитарного и массового как проблема философии искусства / Т. Б. Сиднева // Негосударственное образование в России: традиции и перспективы»: Материалы конференции XVI фестиваля «Рождественские дни православной к ульт у ры». – М.: Гу ман итарный инсти т у т, 20 09. – С.70 -76. (0,6 п.л.)

68.Сиднева, Т. Б. Звуковая среда как фактор динамики современной отечественной культуры / Т. Б. Сиднева // Социогуманитарная ситуация в России в свете глобализационных процессов. – М.: МГУ, 2008. - С. 409-412. (0,7 п.л.)

69.Сиднева, Т. Б. О понятии качества в подготовке музыканта-профессионала / Т. Б. Сиднева // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. Материалы ХIII Международной научно-методической конференции. – СПб.: СПбГУП, 2009. - С. 80-81. (0,2 п.л.)

70.Сиднева, Т. Б. Власть музыки и магия тишины / Т. Б. Сиднева // Литературоведение и герменевтика. Феномен границы в литературе. Граница и опыт границы в художественном языке. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2010. - Вып. 7. - С.208-219. (0,8 п.л.)

71.Сиднева, Т. Б. Диалог традиционного и современного в истолковании границ искусства / Т. Б. Сиднева // Диалог культур и партнерство цивилизаций : станов лен ие глоба льной к ул ьт у ры : X Меж д у народн ые Л и хачевск ие нау ч ные ч т е -ния, 13–14 мая 2010 г. – СПб.: СПбГУП, 2010. - С. 350-351. (0,3 п.л.)

72.Сиднева, Т. Б. Классическая парадигма музыкального искусства в эпоху глобализации / Т. Б. Сиднева // Сборник материалов V международной научной конференции «Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок». - СПб.: СПбГУП, 2011. - С. 20-23. (0,4 п.л.)

73.Сиднева, Т. Б. Диалог классического и неклассического искусства в условиях глобализации: возможности и пределы / Т. Б. Сиднева // Диалог культур в условиях глобализации : XI Международные Лихачевские научные чтения, 12–13 мая 2011 г. Т. 1: Доклады. – СПб.: СПбГУП, 2011. - С. 389-390. (0,3 п.л.)

74.Сиднева, Т. Б. Актуальность классического искусства в современной культуре / Т. Б. Сиднева // «Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок». – СПб.: СПбГУП, 2012. - С. 20–23. (0,4 п.л.)

75.Сиднева, Т. Б. Национально-духовное единство и границы мультикультурализма в искусстве / Т. Б. Сиднева // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры: XII Международные Лихачевские научные чтения, 17–18 мая 2012 г. Т. 1: Доклады. - СПб. : СПбГУП, 2012. - С. 355-356. (0,3 п.л.)

76.Sidneva, T. B. Johann Sebastian Bachs Schaffen im Kontext des Barock: Rhetorik und Mystik / T. B. Sidneva, V. G. Sussman, // Deutschsprachige Literatur im westeuropäischen und slavischen Barock. - München: Wilhelm Fink, 2012. - P. 247 – 256. (1,0 п.л.)

77.Сиднева, Т. Б. Классическая парадигма искусства и ее актуальность в современной культуре / Т. Б. Сиднева // Материалы V Овсянниковской международной эстетической конференции «Синхрония и модели смыслополагания в современной эстетике». – М.: МГУ, 2012. - С. 40-44. (0, 5 п.л.)

78.Сиднева, Т. Б. Диалог элитарного и массового в искусстве / Т. Б. Сиднева // Вопросы музыкального образования. – Арзамас: АМУ, 2012. - С. 57-65. (0, 8 п.л.)

79.Сиднева, Т. Б. Современное искусство в ситуации смены парадигм / Т. Б. Сид-нева // Теория художественной культуры. Труды государственного института искусствознания / Отв ред. Н.А.Хренов. - М.: ГИИ, 2012. - Вып.14. - С. 120-134. (1, 0 п.л.)

80.Сиднева, Т. Б. Классические художественные ценности в смысловом пространстве современной культуры / Т. Б. Сиднева // Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникации: XIII Международные Лихачевские научные чтения, 16–17 мая 2013 г./ науч. ред. А.С. Запесоцкий. - СПб.: СПбГУП, 2013. - С. 348-350. (0, 4 п.л.)

81.Сиднева, Т. Б. «Темного хаоса светлая дочь! (к вопросу о границах музыкального искусства) / Т. Б. Сиднева // Концепты хаоса и порядка в естественных и гуманитарных науках. – Н.Новгород, 2011. - 414-421. (0, 8 п.л.)

82.Sidneva, T. B. The music in the era of aesthetic / T. B. Sidneva // 23rd World Congress of Philosophy «Philosophy as Inquiry and Way of Life». - Athens: University of Athens, 2013. - P. 670. (0,1 п.л.)

83.Сиднева, Т. Б. Границы мультикультурализма в музыкальном искусстве: герменевтический аспект / Т. Б. Сиднева, В. Г. Зусман // Мультикультурализм или интеркультурализм? Опыт Австрии, России и Европы / Науч. ред.: В. Г. Зусман, Т. Б. Сиднева, Н. Э. Гронская, В. С. Ахамер. Т. 9. Н. Новгород: Деком, 2013. - С. 124-131. (0,8 п.л.).