Научная тема: «РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПАНСОФИЙНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ Я.А. КОМЕНСКОГО»
Специальность: 13.00.01
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Идея пансофийности в педагогических трудах Я.А.Коменского, понимаемая в значении «педагогическая идея, ориентирующая педагогическую науку и практику на формирование целостного образа мира и человека», проходит в своем развитии несколько этапов, отражающих становление её концептуального ядра и принципов реализации в педагогической науке и практике, формирование категориального аппарата и методов достижения пансофического знания, обоснование учения о трехступенчатом знании.

Периодизация процесса развития идеи пансофийности в педагогических трудах Я.А.Коменского позволяет выявить в нем четыре этапа:

  • становление концептуального ядра идеи пансофийности, которое состоит в восприятии пансофического знания как «искусства жить», умения «отличать нужное от ненужного» в постоянно меняющемся целостном мире («Лабиринт света и рай сердца», «Энциклопедия всеобщей мудрости»). Здесь раскрывается социальный характер формирования пансофического знания, задающий вектор развития разработки методов непрерывного образования в более поздних педагогических трудах Коменского («Всеобщий совет», «Единственно необходимое»).
  • формирование категориального аппарата - «пансофического лексикона» в «Предвестнике всеобщей мудрости» на основе понятий, введенных в учениях Платона («софия», «пайдейя» и др.), Аристотеля («движение», «бесконечность», «случайность», «необходимость» и др.), стоиков («система», «структура», «общие понятия», «врожденные понятия» и др.), Августина, Р. Луллия, Николая Кузанского («интеллект», «искусство познания», «направленность воли», «искусство памяти», «знающее незнание» и др.), а также - метода достижения пансофического знания на основе анализа, синтеза и синкризиса (сравнения), который делает педагогическую систему Коменского системой сравнительных связей («Великая дидактика», «Аналитическая дидактика»);
  • развитие концептуально-содержательного и методического аспектов идеи пансофийности (выявление концептуального значения идеи пансофийности как теоретической и методологической базы дидактики, разъяснение содержания и структуры предметов учебного плана латинской школы, предложенного в «Великой дидактике», уточнение вопросов применения синтетического метода, организации единого и целостного процесса обучения, обоснование приоритета нравственного воспитания перед ученостью и т.д.) в учебниках и «панметодических» книгах, адресованных учителям («Физика», «Мир в картинках», «Пансофическая школа», «Похвала истинному методу»);
  • изложение педагогического аспекта идеи пансофийности, окончательное формирование её концептуального ядра, обоснование учения о «трехступенчатом знании», о трех ступенях к пансофическому (истинному) знанию - эмпирической, эпистемической и эвристической в «Пансофии» - третьей части «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих».

2. Принципами реализации идеи пансофийности в педагогической теории и практике, выявленными при анализе и обобщении педагогических трудов Я.А. Коменского, являются:

  • троичность, объединяющая рациональный, эмоциональный и интуитивный аспекты знаний;
  • диалогичность как одна из основ методологии педагогического образования, способствующая формированию целостного образа мира;
  • междисциплинарность как основа диалога между науками, группами ученых, академиями, университетами разных стран;
  • многомерность, способствующая формированию ценностной вертикали как в теоретических основах, так и в практике педагогической деятельности;
  • метафоричность, способствующая становлению и развитию общего понятийного поля разных дисциплин, формированию целостного образа мира.

3. Явные и латентные проявления идеи пансофийности в контексте истории педагогической мысли XVII в. Представлены главным образом в педагогике янсенистов и пиетистов; братских школ «Херрнхутских братьев», в педагогической системе Ю. Крижанича. Идея пансофийности не была востребована педагогической мыслью XVII-XVIII вв., для которой характерна ориентация на развитие педагогики как инструментального знания.

4. В педагогической мысли Просвещения восприятие идеи пансофийности определялось суммативным пониманием целостности. Педагогические труды Коменского воспринимались главным образом как свод правил по организации классно-урочной системы обучения. Латентные проявления идеи пансофийности установлены в педагогике И. Канта, для которой характерно извлечение педагогики из сферы исключительно эмпирического опыта и обращение к её философско-методологическому основанию, в педагогическом аспекте философии всеединства (В.В. Зеньковский, В.Н. Ильин и др.), в трудах российских педагогов XIX - XX вв. (С.И. Миропольский, Л.Н. Модзалевский, К.Д. Ушинский, С.И. Гессен и др.), и отдельных универсальных дидактических моделях («Флатландия» Э. Эбботта).

5. Прочтение трудов Коменского как «открытых произведений» позволяет выявить новые педагогические смыслы категории целостности мира и человека в социокультурном контексте эпохи Коменского и нашего времени (сопоставление научных и вненаучных представлений о целостности мира и человека, выявление антропологической направленности пансофического знания, формирование представления о непрерывном образовании как процессе самопознания и т.д.). Раскрытию этих смыслов способствует применение следующих критериев открытого педагогического произведения:

  • 1) замысел открытого произведения отражает целостное представлении о культуре определенной исторической эпохи;
  • 2) целью открытого произведения является прояснение культурной ситуации в обозначении связей между различными отраслями знания и видами человеческой деятельности;
  • 3) в открытом произведении присутствуют ассоциации, которые свидетельствуют о взаимосвязи проблем из разных областей современной культуры, указывая на общие элементы миропонимания;
  • 4) функция открытого произведения состоит в выполнении посреднической роли между абстрактной категорией научной методологии и живой материей нашего восприятия;
  • 5) в открытом произведении отражена позиция наблюдателя, который переживает и переосмысливает свой собственный опыт истолкования и подражания;
  • 6) открытое произведение имеет явно выраженную педагогическую функцию: содержанием такого произведения становится способ восприятия мира и человека;
  • 7) открытое произведение как «эпистемологическая метафора» связывает представленную в нём историческую ситуацию с нашим временем;
  • 8) открытое произведение предстает как открытая структура, которая воссоздает относительность научных знаний о человеке;
  • 9) открытое произведение - органичное произведение, способное привести читателя к состоянию самопознания путем выявления целостности представлений о мире и человеке;
  • 10) части открытого произведения таким образом расположены в контексте целого, что целостность направляет свое собственное выявление.

6. Осмысление концептуального ядра идеи пансофийности и принципов её реализации в педагогической науке и практике позволяет применить разработанные в исследовании эвристические методы работы с педагогическими и историко-педагогическими источниками на трех уровнях:

  • теоретико-методологическом (использование троичности в методологии современного образования; разработка системы критериев современного осмысления педагогических трудов Я.А. Коменского на основе теории «открытого произведения» У. Эко; раскрытие ценностно - смысловых основ внеаудиторного образования в педагогических трудах Коменского, современное осмысление «Лабиринта света» как педагогического произведения и др.);
  • концептуально-содержательном (выявление и обоснование актуальности исторического метода становления знаний, положенного в основу программы латинской школы в «Великой дидактике»; современное прочтение содержания учебного курса «История естествознания», предложенного Коменским в программе латинской школы; анализ современных интерпретаций «Великой дидактики», «Лабиринта света» и «Мира в картинках» в отечественной и зарубежной комениологии и т.д.);
  • методико-технологическом (актуализация методико - технологического значения «Великой дидактики» и «Мира в картинках» на примерах их современных интерпретаций; раскрытие значения «Флатландии» как универсальной дидактической модели, позволяющей использовать эвристический потенциал идеи пансофийности и т.д.).
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Марчукова, С. М. Ян Амос Коменский: приглашение к диалогу : монография / С. М. Марчукова. — СПб. : Европейский Дом, 2008. — 126 с. Объем 8 п.л.

2.Марчукова, С. М. Идея пансофийности : генезис, развитие, педагогический потенциал / Светлана Марчукова. — Saarbrücken : Lambert Acad. Publ., 2011. — 254 с. Объем 14 п.л.

3. Марчукова, С.М. Эвристический потенциал идеи пансофийности в педагогическом наследии Я.А. Коменского: монография / С.М. Марчукова; под науч.ред. И.И. Соколовой. – СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. – 152 с. Объем 9 п.л.

Научные статьи, опубликованные в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

4.Марчукова, С. М. Изучение истории науки – средство преодоления сциентизма в содержании образования / С. М. Марчукова // Вестник Университета Российской академии образования. — 2009. — № 2 (45). — С. 131–133. Объем 0,3 п.л.

5.Марчукова, С. М. Конструирование интегрированного курса «Окружающий мир» в начальной школе / С. М. Марчукова // Начальная школа плюс До и После. — 2009. — № 8. — С. 70–75. Объем 0,4 п.л.

6.Марчукова, С. М. «Лабиринт света и рай сердца» Я. А. Коменского и современная педагогика / С. М. Марчукова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 102. — С. 83–93. Объем 0,4 п.л.

7.Марчукова, С. М. О структуре и содержании межпредметного элективного курса для школьников «Флатландия и трехмерный мир» / С. М. Марчукова // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». — 2009. — № 5. — С. 144–150. Объем 0,4 п.л.

8.Марчукова, С. М. Пансофия как междисциплинарное знание / С. М. Марчукова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 98. — С. 50–58. Объем 0,5 п.л.

9.Марчукова, С. М. Троичность как основополагающий концепт пансофии Я. А. Коменского (1592–1670) / С. М. Марчукова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 109. — С. 21–28. Объем 0,5 п.л.

10.Марчукова, С. М.Идеи гуманизма в учении Я. А. Коменского / С. М. Марчукова // Вестник Санкт–Петербургского государственного университета. Сер. 12, Психология, социология, педагогика. — 2010. — Вып. 4. — С. 56–60. Объем 0,4 п.л.

11.Марчукова, С. М. О преемственности педагогических систем Я. А. Коменского и С. И. Гессена / С. М. Марчукова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии — 2011. — Т. 12, вып. 2. — С. 190–197. Объем 0,5 п.л.

12.Марчукова, С. М. О ранних этапах формирования идеи пансофийности в творчестве Я. А. Коменского (1611–1623 гг.) / С. М. Марчукова // Новое в психолого– педагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. — 2011. — № 2 (22). — С. 168–177. Объем 0,5 п.л.

13.Марчукова, С. М. О становлении и развитии идеи пансофийности в античной педагогической культуре / С. М. Марчукова // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. — 2011. — Вып. 30. — С. 219–228. Объем 0,5 п.л.

14.Марчукова, С. М. «Путешествие по Флатландии»: начало формирования многомерного мышления / С. М. Марчукова // Начальная школа плюс До и После. — 2011. — № 7. — C. 77–81. Объем 0,3 п.л.

15.Марчукова, С. М. Эвристический потенциал идеи пансофийности в педагогическом наследии Я. А. Коменского / С. М. Марчукова // Человек и образование. — 2012. — № 4 (33). — С. 130–134. Объем 0,4 п.л.

16.Марчукова, С.М. Об актуальности введения дефиниции «пансофийность» в тезаурус современного образования // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Июнь 2013, ART 2013. - CПб., 2013 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2013.htm, ISSN 1997-8588. – Объем 0,5 п.л.

17.Марчукова, С.М. Новое осмысление учения о педагогических формациях на основе эпистемологии Я. А. Коменского / С.М. Марчукова // Человек и образование. — 2013. — № 2 (33). — С. 130–134. Объем 0,4 п.л.

18. Марчукова, С.М. Троичность в методологии современного образования: историко-педагогический аспект проблемы / С.М. Марчукова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2013. - № 9, с. 58 - 72. Объем 0,9 п.л.

19. Марчукова, С.М. Идея пансофийности в педагогических трудах Я.А. Коменского: перспективы нового осмысления пансофии / С.М. Марчукова // Педагогика. –– 2013. –– № 9. –– С. 109 – 113. Объем 0,3 п.л.

20. Марчукова, С.М. Развитие идеи пансофийности в педагогических трудах Я.А. Коменского // Человек и образование. — 2013. — № 4 (37). — С. 170–173. Объем 0,4 п.л.

Статьи в материалах международных научно–практических конференций и семинаров, посвященных наследию Я. А. Коменского:

21.Марчукова, С. М. О «механическом методе образования» Я. А. Коменского: историко–педагогический аспект проблемы / С. М. Марчукова // Наследие Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного образования : материалы международной научно–практической конференции / Санкт–Петербургская академия постдипломного педагогического образования [и др. ; ред. С. М. Марчукова]. — СПб., 2007. — С. 25–32. Объем 0,4 п.л.

22.Марчукова, С. М. О «Лабиринте света» в творчестве Я. А. Коменского и И. Босха / С. М. Марчукова // Ян Амос Коменский и современный мир : материалы междунар. науч.–практ. конф., Санкт–Петербург, 15–16 нояб. 2010 г. / Санкт– Петербургский государственный университет [и др.]. — СПб., 2011. — С. 93–100. Объем 0,5 п.л.

23.Марчукова, С. М. О реализме в истории педагогической мысли: Я. А. Коменский, В. В. Зеньковский, М. Полани / С. М. Марчукова // Ян Амос Коменский и современный мир : материалы международной научно–практической конференции, Санкт–Петербург, 15–16 нояб. 2010 г. / С.–Петерб. гос. ун–т [и др.]. — СПб., 2011. — С. 173–179. Объем 0,4 п.л.

24. Марчукова С. М. Об эвристическим потенциале педагогического наследия Я. А. Коменского / С. М. Марчукова // Наследие Яна Амоса Коменского и современные междисциплинарное исследования : материалы международной научно–практической конференции, Санкт–Петербург, 29–30 марта 2012 г. / Исслед. пед. центр им. Я. А. Коменского, Гимназия «Петершуле» ; [ред. С. М. Марчукова]. — СПб., 2012. — С. 162–168. Объем 0,4 п.л.

Научные и научно–методические статьи:

25.Марчукова, С. М. О курсе «История естествознания» / С. М. Марчукова // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании: международная научно– практическая конференция / Санкт–Петербургский государственный университет педагогического мастерства. — СПб., 1993. — С. 67–69. Объем 0,3 п.л.

26.Марчукова, С. М. Некоторые аспекты обновления содержания естественнонаучного образования / С. М. Марчукова // Гуманитаризация естественнонаучного образования : проблемы и перспективы : материалы международной научно–практической конференции, 26 февр. – 2 марта / Санкт– Петербургский государственный университет педагогического мастерства. –– СПб., 1996. –– С. 14–16. Объем 0,3 п.л.

27.Марчукова, С. М. Реализация принципа историзма в контексте гуманитаризации естественнонаучного образования // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования / Санкт–Петербургский государственный университет педагогического мастерства. –– СПб., 1996. –– С. 47–60. Объем 0,3 п.л.

28.Марчукова, С. М. История науки на уроках естествознания / С. М. Марчукова // Образование в изменяющемся мире : материалы четвертой науч.–практ. конф. — СПб., 1998. — С. 55–59. Объем 0,3 п.л.

29.Марчукова, С. М. История науки как интегративная основа обновления содержания образования / С. М. Марчукова // Восточная и Западная Европа. Взаимодействие педагогических культур : материалы для обсуждения на международном семинаре, 4–7 окт. 2000 г., Санкт–Петербург / Институт европейского сотрудничества им. Герберта Ганна, Мангейм, Германия [и др.]. — СПб., 2000. — С. 141–158. Объем 0,5 п.л.

30.Марчукова, С. М. Место интегрированного курса «Окружающий мир» в формировании культурного поля школьника / С. М. Марчукова // Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля школьника : материалы Первой Всероссийской научно–методической конференции, Санкт–Петербург, 15–16 февр. 2006 г. / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — СПб., 2006. — С. 21–23. Объем 0,3 п.л.

31.Марчукова, С. М. Наука и религия в системе духовного воспитания и образования / С. М. Марчукова // Знаменские чтения : сборник материалов, 2000–2004 / Санкт–Петербургская академия постдипломного педагогического образования. — СПб., 2006. — С. 149–157. Объем 0, 4 п.л.

32.Марчукова, С. М. «Лабиринт света и рай сердца» Яна Амоса Коменского как исповедь и проповедь / С. М. Марчукова // Исповедальные тексты культуры : материалы Международной научной конференции, Санкт–Петербург, 18–19 нояб. 2006 г. / Санкт– Петербургский государственный университет [и др.]. — СПб., 2007. — С. 212–219. Объем 0,4 п.л.

33.Марчукова, С. М. О работе Э. Дюбуа–Реймона «Культурная история и естествознание» / С. М. Марчукова // Современное естественно–научное образование в гуманитарной парадигме : сборник статей аспирантов кафедры естественно–научного образования СПбАППО (1993–2007 годы обучения). — СПб., 2007. — С. 30–43. Объем 0,3 п.л.

34.Марчукова, С. М. Comenius und die Gegenwart / S. М. Martschukova // Studia Comeniana et historica. — 2007. — Roč. 37, č. 77/78. — S. 188–190. Объем 0,3 п.л.

35.Марчукова, С. М. Об актуальности пансофических трудов Я. А. Коменского (1592–1670) / С. М. Марчукова // Значение педагогики для возрождения нравственных основ общества : материалы международной научно–практической конференции / Научно–исследовательский институт им. Я. А. Коменского, Райхельсхайм, Германия. — СПб., 2008. — С. 100–104. Объем 0,4 п.л.

36.Марчукова, С. М. Образ Всеведа в сочинении Я. А. Коменского «Лабиринт света и рай сердца» / С. М. Марчукова // Историко–педагогическое знание в начале III тысячелетия: концепции и тематика историко–педагогических исследований : материалы Четвертой национальной научной конференции, Москва, 13 нояб. 2008 г. / Академия социального управления. — М., 2008. — C. 26–31. Объем 0,4 п.л.

37.Марчукова, С. М. «Школа – театр» Я. А. Коменского и современная педагогическая режиссура в системе повышения квалификации учителя / С. М. Марчукова // «Time content management» в системе педагогических технологий : сборник статей и методических материалов / Институт развития образования «Смена». — СПб., 2008. — С. 34–42. Объем 0,4 п.л.

38.Марчукова, С. М. Драма Я. А. Коменского «Лабиринт света и рай сердца» как средство духовно–нравственного воспитания / С. М. Марчукова // Концептуальные вопросы преподавания «Духовно–нравственной культуры» в школе : материалы междунар. науч.–практ. конф., Санкт–Петербург, 22 апр. 2009 г. / Исследовательский педагогический центр им. Я. А. Коменского ; [ред. С. М. Марчукова]. — СПб., 2009. — С. 102–115. Объем 0,4 п.л.

39.Марчукова, С. М. Образ природы в творчестве Я. А. Коменского – ученого и педагога XVII в. / С. М. Марчукова // Картина мира: наука, философия и религия : материалы международной научно–практической конференции, Санкт–Петербург, 6–7 нояб. 2008 / Центр системных исследований Санкт–Петербургского союза ученых [и др.]. — СПб., 2009. — С. 133–139. Объем 0,4 п.л.

40.Марчукова, С. М. Пансофия и метаметодика: историко–педагогический контекст / С. М. Марчукова // Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля школьника : материалы Четвертой Всеросссийской научно– методической конференции (Санкт–Петербург, 11–12 февр. 2009 г.) / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — СПб., 2009. — С. 9– 14. Объем 0,3 п.л.

41.Марчукова, С. М. Пансофия как методологическая основа метаметодики / С. М. Марчукова // Мастер–класс : приложение к журналу «Методист». — 2009. — № 6. — С. 10–13. Объем 0,3 п.л.

42.Марчукова, С. М. Пансофия Я. А. Коменского как единое знание: эпистемологический аспект проблемы / С. М. Марчукова // Картина мира: наука, философия и религия : материалы международной научно–практической конференции, Санкт–Петербург, 6–7 нояб. 2008 / Центр системных исследований Савнкт– Петербургского союза ученых [и др.]. — СПб., 2009. — С. 212–218. Объем 0,5 п.л.

43.Марчукова, С. М. О духовно–нравственном потенциале естественнонаучных знаний / С. М. Марчукова // Концептуальные вопросы преподавания «Духовно– нравственной культуры» в школе : материалы международной научно–практической конференции, Санкт–Петербург, 25 нояб. 2009 г. / Исследовательский педагогический центр им. Я. А. Коменского. — СПб., 2010. — С. 86–96. Объем 0,8 п.л.

44. Марчукова, С. М. О некоторых аспектах педагогики Русского зарубежья в Чехословакии 20–х гг. XX в. / С. М. Марчукова // Российская эмиграция в славянских странах : материалы XXXIX Международной филологической конференции, 19 марта 2010 г., Санкт–Петербург / Санкт–Петербургский государственный университет. — СПб., 2010. — С. 18–26. Объем 0,8 п.л.

45.Марчукова, С. М. Прообраз внеаудиторного образования в драме Я. А. Коменского «Лабиринт света и рай сердца» / С. М. Марчукова // Непрерывное образование взрослых: социокультурные аспекты : сборник научных статей / Учреждение Российской академии образования «Институт образования взрослых» (ИОВ РАО). –– СПб., 2010. –– С. 195–201. Объем 0,4 п.л.

46.Марчукова, С. М. Система исторических наук в педагогике Я. А. Коменского и С. И. Гессена / С. М. Марчукова // Историко–педагогическое знание в начале III тысячелетия: постижение педагогической культуры человечества : материалы Шестой национальной научной конференции, Москва, 11 нояб. 2010 г. / Академия социального управления. — М., 2010. — С. 89–92. Объем 0,3 п.л.

47.Марчукова, С. М. Философия образования Я. А. Коменского: взгляд из XXI века / С. М. Марчукова // Личность и культура. –– 2010. –– № 1. –– С. 56–60. Объем 0,3 п.л.

48.Марчукова, С. М. Идея пансофийности, междисциплинарный подход и метаметодика в современной педагогической деятельности / С. М. Марчукова // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения : сборник научных статей / Научно–исследовательский институт общего образования РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб., 2011. — Вып. 8. — С. 295–299. Объем 0,3 п.л.

49.Марчукова, С. М. История медицины в современном образовании / С. М. Марчукова // Историко–биологические исследования / Санкт – Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук — 2011. — Т. 3, № 1. — С. 76–89. Объем 0,8 п.л.

50.Марчукова, С. М. О педагогическом аспекте троичности / С. М. Марчукова // Гуманитарные основы естественнонаучных знаний : материалы Первых Чтений, посвященных памяти Т. Т. Буровцевой, Санкт–Петербург, 21 сент. 2011 г. / Исследовательский педагогический центр им. Я. А. Коменского. — СПб., 2012. — С. 43–52. Объем 0,7 п.л.

51.Марчукова, С. М. Об историко–научной направленности исследовательской деятельности учащихся / С. М. Марчукова // Исследовательская культура в школе и университете: историческая ретроспектива, реалии и перспективы / Владимирский государственный университет т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. — Владимир, 2012. — С. 113–119. Объем 0,4 п.л.

52.Марчукова, С. М. Осмысление драмы Я. А. Коменского «Лабиринт света и рай сердца» в свете теории «открытого произведения» (У. Эко) / С. М. Марчукова // Славянский мир: единство и многообразие : международный научно–практический симпозиум / Санкт–Петербургский государственный университет [и др.]. — СПб., 2012. — С. 162–166. Объем 0,3 п.л.

53.Марчукова, С. М. Ретроинновация как предмет историко–педагогического исследования / С. М. Марчукова // Педагогическое образование в государствах – участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теория и практика : сб. науч. ст. V Международной научно–практической конференции (Санкт–Петербург, 25–26 окт. 2012 г.) / Федеральное государственное научное учреждение «Институт педагогического образования и образования взрослых» Российская академия образования [и др.]. — СПб., 2012. — С. 49–57. Объем 0,4 п.л.

54. Марчукова, С. М. Театральное искусство и искусство памяти в истории педагогической мысли // Школьная театральная педагогика: история, теория и методики//Материалы межвузовского научно-практического семинара «Театр и образование» - 26.03.2004; материалы Всероссийской научно-практической конференции «Школьная театральная педагогика» - 27.03.2007; материалы Межрегиональной научно- практической конференции «Будущее театрального образования» - 20.03.2012. – Издательство Смольного института Российской академии образования, 2012. – с. 151 – 162. Объем 0,6 п.л.

55. Марчукова, С. М. Идея синтеза и реализм в педагогике: Я.А. Коменский, В.В. Зеньковский, М. Полани / С. М. Марчукова // Российская эмиграция в славянских странах: материалы XL Международной филологической конференции, 14 – 15 марта 2011 г., Санкт–Петербург / Санкт–Петербургский государственный университет. — СПб., 2012. — С. 37–45. Объем 0,5 п.л.

56. Марчукова, С.М. Об эвристических методах работы с историко- педагогическими источниками [Электронный ресурс] / С.М. Марчукова // Проблемы современного образования. – 2013. - № 2. – С.39-53. – Режим доступа: http://www.pmedu.ru/res/2013_2_4.pdf. Объем 0,9 п.л.

57. Марчукова, С.М. О прообразе междисциплинарного знания в педагогическом наследии Я.А. Коменского / С.М. Марчукова // Междисциплинарность в современном образовании: Материалы Вторых Чтений, посвященных памяти Тамары Трофимовны Буровцевой (Санкт-Петербург, 20 сентября 2012г.) / Редактор С.М. Марчукова.-СПБ.:Петершуле,2013. – С. 28 – 33. Объем 0,4 п.л.

58. Марчукова, С.М. Об актуальности исследования пансофии в педагогических трудах Яна Амоса Коменского (1592 – 1670) / С.М. Марчукова // Развитие психологической науки в регионах России: прошлое и современность: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (Иваново, 9 ноября 2013 г.)— Издательство «Ивановский государственный университет». — Иваново, 2013. — С. 196 – 199. Объем 0,3 п.л.

Учебно–методический комплекс:

59.Марчукова, С. М. Наука. История. Культура : метод. основы спецкурса по естествознанию для старшей школы / С. М. Марчукова, Д. Д. Утешинский. — М. : Ин–т новых образовательных систем, 2001. — 47 с. Объем 3 п.л.

60.Марчукова, С. М. Флатландия и трехмерный мир : учеб. пособие по математике для учащихся 9–10 классов / С. М. Марчукова. — СПб. : СМИО Пресс, 2006. — 192 с. Объем 12 п.л.

61.Марчукова, С. М. История естествознания в школе XXI века : кн. для учителя / С. М. Марчукова. — СПб. : Петершуле, 2010. — 160 с. Объем 10 п.л.

62.Марчукова, С. М. Учебно–методический комплекс «Гуманитарный потенциал естественно–научного знания как средство духовно–нравственного воспитания» (надпредметный цикл) / С. М. Марчукова // Инновации петербургской школы / Комитет по образованию Санкт-Петербурга. — СПб., 2010. — С. 5–20. Объем 1 п.л.