Научная тема: «ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСАЛИЗМ КАК ПАРАДИГМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ»
Специальность: 09.00 11
Год: 2010
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Выявлены исторические предпосылки гуманистического универсализма в виде идей древнегреческих философов о всеединстве (Гераклит, Анаксагор), тождестве бытия и мышления (Парменид), иерархии бытия (Пифагор, Платон), формировавших парадигму универсализма. Суть этой парадигмы в том, что мир (универсум) рассматривается как упорядоченная целостность (система), из оснований которой выводятся и объясняются, путём ступенчатой конкретизации, отдельные её части. Универсализм исторически видоизменялся, приобретая формы неоплатонизма, средневекового реализма, пантеизма Просвещения, немецкого классического идеализма, философии всеединства Вл. Соловьева и др. Выделены основные принципы универсализма - принципы целостности (примата целого над своими частями), общности (примата общего над единичным), универсальности (всеединства на основе всеобщего сущностного изоморфизма).
  2. Определены принципиальные отличия гуманистического универсализма от предшествующих форм универсализма, состоящие в следующем: исключается субстанциальность Универсума и, соответственно, редукционизм при объяснении его составляющих; материальное и идеальное рассматриваются не как отдельные виды бытия, а как стороны, аспекты одной реальности; философское знание строится не в форме статичной системы, а в форме тенденции процесса постоянного универсального синтеза знаний. Гуманистический (антропологический) аспект универсализма рассматривается автором диссертации как важнейший. Основные понятия гуманистического универсализма - Универсум, универсальное, синтез; его основные идеи - это идеи несубстанциальности бытия, статуса философии как тенденции универсального синтеза знаний, взаимной дополнительности различных философских учений и синтеза их жизнеспособных элементов; его основные принципы - принципы универсальности, автономности, динамического равновесия, неопределённости, соревнования-синтеза, критического гуманизма, духовной свободы.
  3. Категория «универсальное» определена как высшее, наиболее полное единство общего, особенного и единичного, имеющее такие аспекты: многосторонность и многофункциональность целого, его индивидуальность и автономность, его подобие Универсуму. Универсальное выступает в разных видах, формах и степенях.
  4. Сущность человека определена как потенциальная универсальность высшей после Универсума степени. Человек исторически стремится полностью реализовать её, но не достигает этого ввиду действия законов разделения труда и конкуренции. Частично он реализует свою универсальность в самодеятельности, играх и увлечениях.
  5. Выявлен современный массовидный тип россиянина - человек переходный (homo transcendens), отражающий нестабильный характер российского государства, особенно последнего столетия. Ему свойственны неустойчивость, нетерпимость, дисгармоничность, иждивенчество у государства, широта души, общительность, мечтательность.
  6. Выделены основные проблемы человека - проблемы его сущности, свободы, смысла жизни, истины, взаимопонимания, справедливости, идеала, безопасности, счастья. Произведен философский анализ этих проблем как проявлений его универсальности и особых универсумов.
  7. Выделены основные, массовые роды деятельности человека - экономическая, идеологическая, управленческая, просветительская, познавательная, художественная, оздоровительная, обслуживающая, игровая и три вида каждого из родов. Выявлены две формы реализации универсальности человека в деятельности на примере этих её массовых родов - экстенсивная и интенсивная, преобладающая по мере развития специализации и конкуренции в деятельности.
Список опубликованных работ
1. Гарпушкин В. Е. Прагматический аспект знаков и челоческое взаимопонимание // Философские науки. 1977. № 1. С. 136―140 (0,8 п.л.).

2. Гарпушкин В. Е. Универсализм в философии и человек // Общественные науки и современность. 1991. № 5. С. 118―123 (1 п.л.).

3. Гарпушкин В. Е. Универсализм в философии и политике: про-шлое и перспектива // Преподаватель ХХI век. 2007. № 4. С. 169―175 (0,6 п.л.).

4. Гарпушкин В. Е. Универсализм как парадигма философии: прошлое и перспектива // Философия и общество. 2008. № 2. С. 89―98 (1 п.л.).

5. Гарпушкин В. Е. Философия И. Канта как версия универсализ-ма // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 2. С. 69―81 (1 п.л.).

6. Гарпушкин В. Е. «Скандал в философии» и новый универса-лизм // Социально-гуманитарные знания. 2008. №4. С. 285―297 (0,8 п.л.).

7. Гарпушкин В. Е. Человек как универсум: проблемы и деятель-ности // Преподаватель ХХI век. 2008. № 3. С. 80―85 (0,5п.л.).

8. Гарпушкин В. Е. Философия универсализма и проблемы человека: Монография. М.: Прометей, 2002. 128 с. (8 п.л.).

9. Гарпушкин В. Е. Универсализм как тенденция развития философии и культуры // Философские исследования. 1994. № 2. С. 182―198 (1 п.л.).

10. Гарпушкин В. Е., Неведомская Л. Е., Шиповская Л. П. Звучащий дух бытия. М.: Институт искусствознания, 1997. 132 с. (8,5 /6 п.л.).

11. Гарпушкин В. Е. Некоторые методологические вопросы определе-ния значения «значения» //Проблемы методологии философского исследо-вания: Ученые записки Горьковского государственного университета. Вып. 131. Горький, 1972. С. 90—98 (1 п.л.).

12. Гарпушкин В. Е. Анализ некоторых аспектов прагматики // Известия Академии Наук Латвийской ССР. 1974. № 2. С. 68—80 (1 п.л.).

13. Гарпушкин В. Е. О диалектике развития социальной коммуникации // НТР и развитие коммунистических начал при социализме: Материалы IХ межзонального симпозиума Горький, 1981. С. 171—173 (0,3 п.л.).

14. Гарпушкин В. Е. Об основаниях деления человеческой деятельно-сти // Методология и теория деятельности: Материалы Х межзонального симпозиума. Горький, 1982. С. 100—102 (0,3 п.л.).

15. Гарпушкин В. Е. О семантическом и прагматическом аспектах ис-тины // Истина как гносеологическая категория: Сборник научных трудов Уральского государственного университета. Свердловск, 1983. С. 61—67 (0,8 п.л.).

16. Гарпушкин В. Е. Функции мировоззрения в сфере научного позна-ния // Марксистко-ленинское мировоззрение: сущность, пути формирова-ния. Минск: Издательство «Университетское», 1986. С. 155—166 (1 п.л.).

17. Гарпушкин В. Е. Проблема человеческого взаимопонимания // Обучение как проблема активизации человеческого фактора: Межвузов-ский сборник научных трудов Московского государственного педагогиче-ского института им. В. И. Ленина. М., 1987. С. 109—116 (0,8 п.л.).

18. Гарпушкин В. Е. «Отношение» в контексте категорий диалектики// Диалектический материализм и философские вопросы естествознания: Межвузовский сборник научных трудов Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. М., 1987. С. 93—101 (1 п.л.).

19. Гарпушкин В. Е. Духовное производство и духовное общение // Социально-философские и методологические проблемы развития духовно-го производства: Материалы докладов республиканской научной конфе-ренции Ульяновского педагогического института. Ульяновск, 1990. С. 40—42 (0,3 п.л.).

20. Гарпушкин В. Е. К общей теории человека и человечества // Человек — мера всех вещей: Материалы ХVIII межзонального симпо-зиума Горьковского архитектурно-строительного института. Горький, 1990. С. 24—27 (0,3 п.л).

21. Гарпушкин В. Е. Новая философия и человек // Проблемы антро-пономии: Материалы ХIХ межзонального симпозиума Нижегородской ар-хитектурно–строительной академии. Нижний Новгород, 1991. С. 149—152 (0,3 п.л.).

22. Гарпушкин В. Е. К философии гуманистического универсализма // Проблемы формирования личности инженера: Материалы докладов рес-публиканской научной конференции Ульяновского педагогического ин-ститута. Ч. 1. Ульяновск, 1993. С. 34—37 (0,3 п.л.).

23. Гарпушкин В. Е. Гуманистический универсализм как тенденция современной философии // ХХ век и философия: Материалы докладов и сообщений международной конференции Московской государственной академии полиграфии. М., 1994. С. 11—13 (0,3 п.л.).

24. Гарпушкин В. Е. Познание в свете гуманистического универсализ-ма // Познание и его возможности: Материалы международной научно-методологической конференции Московского педагогического государст-венного университета. М., 1994. С. 200—204 (0,5 п.л.).

25. Гарпушкин В. Е. Универсализация культуры и новый гуманизм // Человек в системе сфер общественной жизни: Материалы ХХII академиче-ского симпозиума Нижегородской архитектурно-строительной академии. Нижний Новгород, 1994. С. 94—96 (0,3 п.л.).

26. Гарпушкин В. Е. Универсализм и перемена философии и науки // Философия и наука: Материалы научной конференции СПбГУ. СПб., 1995. С. 53—56 (0,4 п.л.).

27. Гарпушкин В. Е. Гуманистический универсализм и образование // Проблемы дидактики высшей школы в контексте новой парадигмы обра-зования: Материалы научно-практической конференции Московского пе-дагогического государственного университета. М., 1995. С. 49—50 (0,25 п.л.).

28. Гарпушкин В. Е. Homo transcendens — российский тип человека // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. Ч. 1: Сборник науч-ный трудов социологического факультета Московского педагогического государственного университета. М., 1996. С. 71—73 (0,25 п.л).

29. Гарпушкин В. Е. Сознание как порождение, актуализация и взаи-модействие смыслов // Проблема сознания в философии и науке: Материа-лы IХ ежегодной научно-практической конференции кафедры философии РАН. М., 1996. С. 79—80 (0,3 п.л.).

30. Гарпушкин В. Е. Универсализм как будущее философии, культуры и образования // Философия: проблематика и структура курса для молодых ученых: Материалы Х ежегодной научно-практической конференции ка-федры философии РАН. М., 1997. С. 90—91 (0,3 п.л.).

31. Гарпушкин В. Е. Универсализм как тенденция и принцип искусст-ва // Творчество Ст. Эрьзи в контексте диалога культур ХХ века: Материа-лы докладов I международных Эрьзинских чтений. Ч. 1. Саранск: Изд-во Мордовского государственного университета, 1997. С. 12—14 (0,3 п.л.).

32. Гарпушкин В. Е. Универсализм как тенденция и перспектива // I Российский философский конгресс «Человек—Философия—Гуманизм»: Материалы докладов. Т. V. СПб., 1997. С. 238—240 (0,3 п.л.).

33. Гарпушкин В. Е. Проблемы социального взаимопонимания и со-гласия // Актуальные проблемы социальной философии: Материалы ХI ежегодной научно-практической конференции кафедры философии РАН. М., 1998. С. 94—96 (0,3 п.л.).

34. Гарпушкин В. Е. Понимание и взаимопонимание: аспекты и факто-ры // Гуманитарные исследования. Выпуск 4. Уссурийск: Уссурийский го-сударственный педагогический институт, 2000. С. 30—31 (0,4 п.л.).

35. Гарпушкин В. Е. Возможное будущее человека, культуры и фило-софии // Гуманитарные исследования. Выпуск 4. Уссурийск: Уссурийский государственный педагогический институт, 2000. С. 31—32 (0,3 п.л.).

36. Гарпушкин В. Е. О законах общества // Законы развития человече-ского общества: Материалы докладов XXX академического симпозиума Нижегородского государственного архитектурно-строительного универси-тета. Нижний Новгород, 2002. С. 82—83 (0,3 п.л.).

37. Гарпушкин В. Е. Философия универсализма и принципы педагоги-ки // Законы педагогической сферы общества: Материалы XXXI академи-ческого симпозиума Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Нижний Новгород, 2003. С. 50—51 (0,3 п.л.).

38. Гарпушкин В. Е. Управление и свобода // Законы управленческой сферы общества: Материалы XXXII академического симпозиума Нижего-родского государственного архитектурно-строительного университета. Нижний Новгород, 2004. С. 165—166 (0,3 п.л.).

39. Гарпушкин В. Е. Законы эффективного управления // Законы управленческой сферы общества: Материалы XXXII академического сим-позиума Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Нижний Новгород, 2004. С. 78—79 (0,3 п.л.).

40. Гарпушкин В. Е. Альтернативы и соблазны социального управле-ния // Законы управленческой сферы общества: Материалы XXXII акаде-мического симпозиума Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Нижний Новгород, 2004. С. 166—168 (0,3 п.л.).

41. Гарпушкин В. Е. Смысл жизни: потребность и прояснение, поиск и построение // Философия — Культура — Философия культуры: Сборник трудов кафедры философии и гуманитарных дисциплин Московского со-циально-педагогического института. М., 2004. С. 167—174 (0,8 п.л.).

42. Гарпушкин В. Е. О статусе экологии и экологической этики // Законы экологической сферы общества: Материалы XXXIII академиче-ского симпозиума Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Нижний Новгород, 2005. С. 70—72 (0,3 п.л.).

43. Гарпушкин В. Е. Универсальность и закономерность экономиче-ской деятельности // Законы экономической сферы общества: Материалы XXXIV академического симпозиума Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Нижний Новгород, 2006. С. 190—191 (0,3 п.л.).

44. Гарпушкин В. Е. Универсализм как закономерность искусства // Законы художественной сферы общества: Материалы XXXVI академи-ческого симпозиума Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Нижний Новгород, 2008. С. 19—20 (0,3 п.л.).