- Психологическое содержание профессионального педагогического образования, представленное исследовательской позицией, способствует: осмысленному выбору стратегий взаимодействия в деятельности с непредрешенным результатом; формированию толерантности к неопределенности; осознанному созидательному влиянию на развитие личности другого; профилактике синдрома эмоционального выгорания; ориентации на достижение гуманистических и духовных ценностей.
- Ведущими психологическими условиями организации развивающего профессионального педагогического образования выступают: развитие его исследовательской позиции; использование ситуаций неопределенности как средств развития исследовательской позиции и психологического здоровья; оценка качества образования на основе соответствия его результатов развитию профессионального здоровья педагога.
- В основе развивающего профессионального педагогического образования лежит идея развития исследовательской позиции педагога как целостного, психического образования и механизма, обеспечивающего готовность педагога действовать в ситуации неопределенности, возникающей в процессе профессионального становления и педагогической деятельности.
- Ситуация неопределенности является психологическим средством развития исследовательской позиции, так как появляется в структуре познавательной деятельности как ситуация препятствия на пути к достижению цели; она возникает не только при дефиците информации, но при ее избыточности и вызывает неоднозначную субъективную оценку восприятия информации о ней; погружение в ситуации неопределенности и решение их должно стать составной частью технологии развития исследовательской позиции.
- Критерием качества организации профессионального образования педагога, обеспечивающего подготовку к действиям в ситуации неопределенности, является психологическое здоровье педагога, а центральными показателями - эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.
- Теоретическим основами модели развивающего профессионального педагогического образования являются идеи гуманитаризации образовательного процесса, единства аффекта и интеллекта, значения и смысла, трансформации спонтанного обучения в реактивное, профессионального и личностного саморазвития, построения образовательного процесса в логике ценностно-смыслового самоопределения, сотрудничества и сотворчества, обогащения мотивов познания, построения диалогических отношений.
- Технология развития исследовательской позиции педагога основывается на идеях обеспечения учета и специфики структуры ситуации неопределенности, необходимости прохождения личностью определенной последовательности этапов для выхода из ситуации неопределенности и соблюдения ряда условий, задающих неопределенность.
- Процесс формирования исследовательской позиции педагогов осуществляется на этапе профессиональной подготовки как процесс реализации психологического содержания, интегрированного в решение задач профессионального самоопределения, профессиональной самоорганизации и становления научно-исследовательской деятельности студентов через решение ситуаций неопределенности, возникающих соответственно каждой задаче в социально-профессиональной идентичности, в проектировании профессиональной педагогической деятельности, в овладении методологической рефлексией.
- Профессиональная коррекция развития исследовательской позиции на этапе повышения квалификации обеспечивается путем дифференциации непрерывного профессионального становления и построением системы развития исследовательской позиции вокруг его центральных задач: самопознания, самоутверждения, самосовершенствования и самоактуализации, приводящих к появлению новообразований путем овладения целевыми и смысловыми ориентировочными основами развития исследовательской позиции педагога; организацией совместно-группового генерирования гипотез по разрешению противоречий, возникающих в педагогической деятельности и рефлексией предложенных способов решения; организацией проектной деятельности и совместной рефлексией её результатов; включенностью в инновационные процессы.
1.Кригер, Е.Э. Основные стратегии сбережения и развития профессионального здоровья педагога / Е.Э. Кригер // «Мир науки, культуры и образования». – Горно-Алтайск, – 2010. – № 2. – С. 127-130. ИФ РИНЦ – 0,059. – (0,7 п.л.).
2.Кригер Е.Э. Предпосылки развития профессионального здоровья педагога в процессе профессиональной подготовки / Е.Э. Кригер // «Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета». – Владимир, – 2011. – № 11 (30). – С. 441-445. ИФ РИНЦ – 0,031. – (0,7 п.л.).
3.Кригер Е.Э. Основные подходы, модели и психолого-педагогические условия созидания профессионального здоровья педагога / Е.Э. Кригер // «Образование и саморазвитие». – Казань, – 2012. – № 1 (29). – С.118-123. ИФ РИНЦ – 0,040. – (0,7 п.л.).
4.Кригер Е.Э. Проблема психологического здоровья педагога в психолого-педагогической науке / Е.Э. Кригер // «Известия государственного педагогического университета им. Белинского». – Пенза, – 2012. – № 5. – С. 822-826. ИФ РИНЦ – 0,035. – (0,7 п.л.).
5.Кригер Е.Э. Компетентностный подход в научно-методическом сопровождении профессионального здоровья педагога / Е.Э. Кригер // «Вестник Томского государственного педагогического университета». – Томск,– 2012. – № 5. – С. 72-75. ИФ РИНЦ – 0,134. – (0,7 п.л.).
6.Кригер Е.Э. Профессионально-психологические риски здоровья педагога / Е.Э. Кригер // «Мир науки, культуры и образования». – Горно-Алтайск, – 2012. – № 3. – С. 20-23. ИФ РИНЦ – 0,059. – (0,7 п.л.).
7.Кригер Е.Э. Обоснование проблемы поиска психологических основ профессионального педагогического образования / Е.Э. Кригер // «Актуальные проблемы психологического знания». – Москва, – 2012. – С. 149-154. ИФ РИНЦ – 0,134. ИФ РИНЦ – 0,024. – (0,7 п.л.).
8.Кригер Е.Э. Особенности профессионального становления педагога / Е.Э. Кригер // «Психологическая наука и образование psyde.ru.». [Электронный ресурс]. – Москва, 2013. – № 4. – Режим доступа: URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Kriger.phtml ИФ РИНЦ – 0,016. – (0,7 п.л.).
9.Кригер Е.Э. Исследовательская позиция педагога / Е.Э. Кригер // «Современные проблем науки и образования». [Электронный ресурс]. – Пенза, 2013. – № 6. – Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/113-11582. ИФ РИНЦ – 0,199. – (0,5 п.л.).
10.Кригер Е.Э. Типы ситуаций неопределенности в профессиональной деятельности педагога/ Е.Э. Кригер // «Вестник Томского государственного педагогического университета». –Томск, – 2014. – № 1. – С. 9-12. ИФ РИНЦ – 0,134. – (0,7 п.л.).
11.Кригер Е.Э. Неопределенные ситуации и их роль в развитии исследовательской позиции педагога / Е.Э. Кригер // «Научное мнение». – Санкт-Петербург, – 2014. – № 1. – С. 169-172. ИФ РИНЦ – 0,053. – (0,5 п.л.).
12.Кригер Е.Э. Источники неопределенности в современной педагогической деятельности / Е.Э. Кригер // «Мир науки, культуры и образования». – Горно-Алтайск, – 2014. – №1. ИФ РИНЦ – 0,059. – (0,7 п.л.).
13.Кригер Е.Э. Профессиональное здоровье педагога как критерий оценки качества профессионального педагогического образования / Е.Э. Кригер // «Научное мнение». – Санкт-Петербург, – 2014. – № 2. ИФ РИНЦ – 0,053 – (0,6 п.л.).
14.Кригер Е.Э. Уровневая направленность исследовательской позиции педагога / Е.Э. Кригер // «Современные проблем науки и образования». [Электронный ресурс]. – Пенза, 2014. – № 1. – Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/115-11849 (дата обращения: 28.01.2014). – (0,5 п.л.).
15.Кригер Е.Э. Ситуации неопределенности и проблемные ситуации: общее и особенное / Е.Э. Кригер // «Современные проблем науки и образования». [Электронный ресурс]. – Пенза, 2014. – № 2. – Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/116-12030 (дата обращения: 11.02.2014). ИФ РИНЦ – 0,010. – (0,4 п.л.).
Монографии/коллективные монографии:
16.Кригер Е.Э. Развитие исследовательской позиции педагогов : монография / Е.Э. Кригер. – Барнаул : АлтГПА, 2013. – 159 с. – (10 п.л.).
17.Кригер Е.Э. Психологическое сопровождение становления педагога в процессе профессиональной подготовки: монография / Е.Э. Кригер. – Барнаул : АлтГПА, 2013. – 158 с. – (10 п.л.).
18.Кригер Е.Э. Профессиональное здоровье педагога: феноменология и психологическое сопровождение / Е.Э. Кригер. – Барнаул : АГАКИ, 2014. – 158 с. – (10 п.л.).
19.Кригер Е.Э. Психолого-педагогические проблемы развития профессионального здоровья будущих педагогов / Е.Э. Кригер //Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в ВУЗе (коллективная монография) / – Георгиевск: Георгиевский технологический институт (филиал) ГОУ ВПО «Северокавказкий технический университет». – 2010. С. 244-257. – (1п.л.).
20.Кригер Е.Э. Методологические основы научно-методического сопровождения профессионального здоровья педагога в системе непрерывного педагогического образования / Е.Э. Кригер // Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной социализации кадров в процессе их подготовки и переподготовки (коллективная монография) /– Пенза: Изд. – во ПГПУ им. Белинского; под научной и общей редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В. Сохранова. – 2011. С. 156-169. – (1,5 п.л.).
Учебные пособия:
21.Кригер Е.Э. Учебно-методический комплекс «Методология и методы психолого-педагогических исследований» / Е.Э. Кригер / Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. –114с. – (7,1 п.л.).
22.Кригер Е.Э. Аттестационно-педагогические измерительные материалы: Методология и методы психолого-педагогических исследований / Е.Э. Кригер / Барнаул: Изд-во БГПУ, 2007. – 28 с. – (2 п.л.).
23.Кригер Е.Э. Профессиональное самоопределение будущего педагога в вузе / Профессиональное становление будущего педагога на разных ступенях профессионального становления : учебно-методическое пособие / сост. Е.Э.Кригер. – Барнаул : АлтГПА, 2012. – С. 47-61. – ( 2/ 3,7 п.л.).
Научны публикации в других изданиях:
24.Кригер, Е.Э. Психолого-педагогические аспекты деятельности кафедры педагогики в условиях модернизации образования / Е.Э. Кригер // «Стратегии деятельности кафедры педагогики в условиях модернизации образования» : материалы всероссийской научной конференции. – РГГУ им. А.И. Герцена, – СПб., 2006. – С. 220-236. – (0,4 п.л.).
25.Кригер, Е.Э. Технология адаптации студентов в педагогическом вузе в условиях европейской интеграции / Е.Э. Кригер // Международная конференция, «Стратеги качества в промышленности и образовании» : материалы IV международной научно-практической конференции. – Варна, Болгария, 2008. – С.134-135. – (0,1 п.л.).
26.Кригер, Е.Э. Здоровье сберегающий подход к обеспечению качества образования / Е.Э. Кригер, Е.Э. Маркявичене // «Стратеги качества в промышленности и образовании» : материалы V международной научно-практической конференции. – Варна, Болгария, 2009. – С. 147-151. – (0,15 /0,2 п.л.).
27.Кригер Е.Э. Адаптационные параметры профессионального здоровья/ «Профессиональное самосознание и экономическое поведение» : материалы международной интернет-конференция [Электронный ресурс] / Е.Э. Кригер, Е.Э. Маркявичене // https://sites.google.com/site/konfep/Home/2-sekcia/kriger – (0,6/ 0,7 п.л.).
28.Кригер, Е.Э. Ситуации неопределенности в деятельности современного педагога / Е.Э. Кригер // Всероссийские педагогические чтения «Педагогическое наследие С.П. Титова» : сборник материалов / Алтайская государственная педагогическая академия, Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина ; [под ред. В. М. Лопаткина]. – Барнаул, 2010. – С. 308. – (0,09 п.л.).
29.Кригер, Е.Э. Психологическое здоровье личности как предпосылка профессионального здоровья педагога / Е.Э.Кригер // «Здоровье педагога: проблемы и пути их решения» : материалы 1 заочной всероссийской научно-практической интернет-конференции [ отв. ред. Е.С. Асмаковец]. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010. – С.24-30. – (0,1 п.л.).
30.Кригер, Е.Э. Научно-методическое сопровождение профессионального здоровья педагога в процессе переподготовки к осуществлению предшкольного образования / Е.Э. Кригер // «Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения» : сборник научных статей / Алтайская государственная педагогическая академия ; [ под ред. Л.С. Колмогоровой]. – Барнаул : АлтГПА, 2010. – С.157-161. – (0,2 п.л.).
31.Кригер, Е.Э. Принцип обучающе-исследовательской деятельности в созидании профессионального здоровья педагога / Е.Э. Кригер // «Культура здоровья и образование: состояние, проблемы, перспективы» : материалы всероссийской научной конференции. – Екатеринбург, 2011. – С.78-81. – (0,2 п.л.).
32.Кригер, Е.Э. Регуляторы профессионального здоровья педагога / Е.Э. Кригер // «Психология здоровья: спорт, профилактика, образ жизни» : материалы всероссийской научной конференции. – Москва, 2011. – С. 205-207. – (0,1 п.л.).
33.Кригер, Е.Э. Модели сбережения и развития профессионального здоровья педагога в системе непрерывного педагогического образования / Е.Э. Кригер // «Современные проблемы непрерывного образования» : материалы международной научно-практической конференции. – Барнаул, 2011. – С. 200-203. – (0,1 п.л.).
34.Кригер, Е.Э. Психолого-педагогические условия созидательного развития профессионального здоровья будущего педагога в вузе / Е.Э. Кригер // «Высшее образование ХXI века» материалы международной научно-практической конференции. – Санкт – Петербург, 2011. – С. 78-80. – (0,1 п.л.).
35.Кригер, Е.Э. Профессиональное здоровье педагога как эффективное условие функционирования образовательных учреждений в рамках инновационной педагогической деятельности / Е.Э. Кригер // «Актуальные вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе» материалы международной научно-практической конференции. – Нижний Тагил, 2012. – С. 123-126. – (0,2 п.л.).
36.Кригер, Е.Э. Психолого-педагогическая технология созидания профессионального здоровья педагога в системе непрерывного педагогического образования / Е.Э. Кригер // «Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации» : материалы международной научно-практической конференции. – Новокузнецк. 2012. – С. 258-260. – (0,2 п.л.).
37.Кригер, Е.Э. Роль исследовательской позиции в созидании профессионального здоровья педагога / Е.Э. Кригер // «Российская школа в международном образовательном пространстве». Актуальный опыт реализации программы «Модернизация регионального образования»: материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся 15-16 ноября, 2011/ – Белгород – Йссык-Куль – Нови Сад – Старый Оскол : Изд-во «Оскол-Информ»/ СОФ НИУ «БелГУ», – 2011. – С. 38-40. – (0,1 п.л.).
38.Кригер, Е.Э. Проблема сопровождения профессионального здоровья педагога / Е.Э. Кригер // Современные социально-психолого-педагогические технологии в профессиональной подготовке в условиях модернизации высшего педагогического образования : материалы 4-й международной научно-практической конференции, посвящённой памяти академика РАО В.А. Сластёнина, 30-31 мая 2012 г. / Алтайская государственная педагогическая академия, Институт психологии и педагогики ; Семипалатинский государственный педагогический институт ; [под ред. П.А. Шептенко ; редкол.: С.Д. Каракозов и др.]. – (0,2 п.л.).
39.Кригер Е.Э. Психологические критерии и показатели оценки качества профессионального педагогического образования / Е.Э. Кригер // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: материалы международной научно-практической конференции, 5-9 июля 2012г. – Барнаул, 2012.– С. 132-133. – (0,2 п.л.).
40.Кригер Е.Э. Технология научно-методического сопровождения созидания профессионального здоровья педагога на этапе профессионального самоопределения / Е.Э.Кригер //«Психодидактика высшего и среднего образования» : материалы девятой международной научно-практической конференции 1—12 апреля, 2012 г. Ч.1. – С. 249-252. – (0,2 п.л.).
41.Кригер Е.Э. Роль педагогических дисциплин в созидании профессионального здоровья будущего педагога / Е.Э. Кригер // «Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы» : материалы всероссийской научной конференции. – Барнаул. 2012. – С. 128-132. – (0,2 п.л.).
42.Кригер Е.Э. Стратегия профессионального становления педагога / Е.Э. Кригер // сборник научных статей международной школы-семинара «Ломоносовские чтения на Алтае», Барнаул, 20-23 ноября, 2012 : в 4ч. – Барнаул : АлтГПА, 2012. Ч.3. – С. 136-140. – (0,3 п.л.).
43.Кригер Е.Э. Модели психологических основ профессионального педагогического образования / Е.Э. Кригер // «Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы» : материалы международной научно-практической конференции 2012 года. – Барнаул: АлтГПА, 2012. – С. 185-187. – (0,1 п.л.).
44.Кригер Е.Э. Проблемы научно-методического сопровождения созидания профессионального здоровья педагога / Е.Э. Кригер // Вестник АлтГПА: Психолого-педагогические, Гуманитарные науки. – Барнаул :АлтГПА, 2012. – С. 5-10. – (0,5 п.л.).
45.Кригер Е.Э. Современные проблемы профессионального становления педагога / Е.Э. Кригер // «Личность как предмет классической и неклассической психологии» XIII Международные чтения памяти Выготского Л.С. 13 – 17 ноября 2012 г. ; [под ред. В.Т.Кудрявцева] Ч.2 М.: РГГУ, 2012. – С. 108-114. – (0,4 п.л.).
46.Кригер Е.Э. Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и здоровья педагога / Е.Э. Кригер // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: : материалы всероссийской научной конференции ; [ гл. ред.И. О. Логинова]. – Красноярск: Версо, 2012. – С. 277-283. – (0,5 п.л.).
47.Кригер Е.Э. Профессиональные деформации педагога / Е.Э. Кригер // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал : материалы всероссийской научно-практической конференции ; [гл. ред. И.О. Логинова]. – Красноярск: Версо, 2013. – С. 211-217. – (0,6 п.л.).
48.Кригер Е.Э. Этапы становления исследовательской позиции педагога / Е.Э. Кригер // Ⅳ Международные чтения памяти Выготского Л.С. 13 – 17 ноября 2012 г.; [под ред. В.Т. Кудрявцева] : В 2.т. Т.1 М.: РГГУ, 2013. – С. 337-343. – (0,4 п.л.).
49.Кригер Е.Э. Дифференциация развития исследовательской позиции педагога / Е.Э. Кригер // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы : материалы второй международной научно-практической конференции, г.Барнаул, 1 ноября 2013 ; [под ред. И.И. Макаровой]. – Барнаул : АлтГПА, 2013. – С. 14-17. – (0,1 п.л.).
50.Кригер Е.Э. Готовность действовать в ситуации неопределенности / Е.Э. Кригер // сборник научных статей международной школы-семинара «Ломоносовские чтения на Алтае», Барнаул, 5-8 ноября, 2013 : в 6ч. – Барнаул : АлтГУ, 2013. Ч.3.. – С. 150-156. – (0,4 п.л.).
51.Кригер Е.Э. Аспекты профессионального становления педагога / Е.Э. Кригер // Вестник АлтГПА: Психолого-педагогические, Гуманитарные науки. – Барнаул : АлтГПА, 2013. – С. 120-125. – (0,6 п.л.).