- представлена авторская концепция, согласно которой концепт лада в контексте русского культурного дискурса есть самобытный, интерактивный, многогранный, многоóбразный, звучащий языково-речевой феномен, связанный с идеей Творения, миропорядка, фокусируемый на смысле Любви, тяготения и выражаемый в диалектически-динамизированной архетипической структуре - принципе неустойчивого равновесия между мужским и женским началами в природе и культуре, который порождает, структурирует и интегрирует все смыслоформы жизни и является действенным фактором ее преобразования;
- предложен новый подход к анализу феномена лада, предполагающий системный анализ различных форм его выражения, обнаруженных в связанных между собой эволюционно-семиотических рядах и уровнях языка и речи народа, теории музыки, естествознания, музыкального искусства, русской философии, мифологии, религии; на этой основе выделена инвариантная модель концепта лада и показана эффективность её использования в этнической идентификации и анализе культурных ценностей русского философского дискурса начала XXI века;
- выявлено многообразие смыслов слова «лад» в русской устной речи, сосредоточенное в многозначной образной символике его троичной письменной формы, которая актуализирует смысл Любви в триединстве Истины, Добра и Красоты как архетипическую основу уклада жизни русского народа, определяющую весь спектр отношений русского человека к миру и самому себе;
- показано, что русское слово «лад» в начале XX века трансформировалось в понятие уникальной теории музыки, означающее закон тяготения в музыкально-звуковой сфере, а к концу ХХ века - в философский концепт, который в авторской интерпретации служит для обозначения феномена неустойчивого равновесия между тяготением к себе и тяготением к другому; отмечено, что такая интерпретация концепта лада уточняет смысл Любви и допускает его абдукцию в иные познавательные сферы;
- выявлена когерентность концепта лада и естественнонаучных положений о важнейшей роли смысла Любви, положительной гравитации, неустойчивого равновесия, взаимодействия мужского и женского начал в порождении, формировании, развитии, одушевлении, одухотворении и интеграции любых физических, химических, биологических и психических структур и процессов, обогащаемых идеями голографии, фрактальности, единого энергоинформационного поля Вселенной и вызывающих аналогии с языком и речью музыки;
- обнаружено, что в информационно-коммуникативном поле концепта лада невербальный язык музыки более других языков культуры приближен к языку природы и выполняет метасмысловую функцию как функцию высочайшего смысла Любви, направленную на интеграцию всех вещей и смыслов в природе и культуре; обосновано, что язык музыки адекватен Космическому Порядку (Божественной Музыке, Слову, Абсолюту), в свете которого все сферы бытия и познания подчиняются диалектике самопорождения и саморазвития, требующих Другого при руководящей Воле Творца;
- установлено, что смыслы концепта лада как принципа неустойчивого равновесия между «любовью к себе» и «любовью к другому» получили наиболее полное выражение в русской религиозно-философской мысли конца XIX - первой половины ХХ вв., где Смысл Любви в индивидуально расцвеченных оттенках концепта лада - от «лада» до «ада» - обогащен идеями Власти, Воли, Свободы, Всеединства, соборности, Софии, Великой Женственности;
- показано, что смыслы и ценности русского концепта лада обусловливают такое решение проблемы этнической идентификации и самоидентификации, когда сравнительный критический анализ своей и иных этнокультур, выявляя общее и различное между ними, способствует не разъединению, а примирению, интеграции, совершенствованию, взаимообогащению и позитивному взаимодействию различных культур при исключении права на диктат любой из них;
- на основе обращения к гендерным ценностям, отраженным в истории мировой и отечественной культуры, мифологии и религии, обоснован универсальный принцип индивидуации концепта лада как закона жизни и всего живого, где мужское и женское начала - его первичные интегрально-дифференциальные показатели, отношения между которыми, основанные на принципе тяготения, Любви в состоянии неустойчивого равновесия, определяют суть, состояние и способность к саморазвитию любого объекта (субъекта) природы и культуры как свободного в своем выборе созидателя целого;
- показано, что культурные ценности России начала XXI в., манифестируемые в русском философском дискурсе, сохраняют существенные свойства концепта лада и свидетельствуют об опасной раскачке «ладовых качелей» в сторону мужского начала, способствующей, с одной стороны, разладу и «аду» в социокультурной и природной сферах, а с другой - необходимости поворота «ладьи» в сторону женского начала, который может привести к устойчивому развития Русского Лада при соответствующих усилиях каждого.
1. Миклина Н.Н. Русский лад как принцип миропорядка. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - 272 с.
2. Миклина Н.Н. Современная социокультурная интеграция в моделиро-вании миропорядка. СГУ. - Ставрополь, 2006. - Деп. в ИНИОН РАН 29.05.06. № 59765 - 368 с.
Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах
и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией
3. Миклина Н.Н. О научно-философских основаниях морфологии культу-ры // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2005. - Вып. 41. - С. 46 - 53.
4. Миклина Н.Н. Трансцендентное и имманентное в ракурсе ладового принципа // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2006. - Вып. 45. - С. 28 - 35.
5. Миклина Н.Н. Духовные искания В.Розанова с позиций ладового прин-ципа // Философские науки. - 2006. - № 11. - С. 56 - 71.
6. Миклина Н.Н. Учение В.Соловьева в аспекте ладового принципа //Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 11. - С. 225 - 232.
7. Миклина Н.Н. «Лад» и «ад» в русском философском дискурсе //Полигнозис. - 2008. - № 3. - С. 120 – 132.
8. Миклина Н.Н. Гуманистические тенденции в метафизических построе-ниях современных отечественных философов и ученых //Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 11. - С. 207 - 212.
9. Миклина Н.Н. Русский лад и принцип Дао //Вопросы культурологии. - 2008. - № 12. - С. 59 - 61.
10. Миклина Н.Н. Мир А.Ф.Лосева как мир «чистого музыкального бы-тия» //Философские науки. - 2008. - № 10. - С. 131 - 137.
Статьи и брошюры
11. Миклина Н.Н. Формирование нравственной активности учащихся средствами музыкального искусства //Коммунистическое воспитание детей и подростков: Сборник научных статей.- Вып.4. - Деп. в НИИОП АПН СССР, № 091-2500, 1990. - С.102 - 113.
12. Миклина Н.Н. Подготовка студентов к работе по интернационально-патриотическому воспитанию учащихся на уроках музыки //Формирование профессиональной готовности студентов к воспитательной работе в школе: Межвузовский сборник научных трудов. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 1990. - С. 47 - 53.
13. Миклина Н.Н. Музыкальная культура современного слушателя и ее роль в духовном совершенствовании личности // Истоки российской духовной культуры: Материалы Российской межвузовской научной конференции. - Став-рополь: Изд-во СГПУ, 1996. - С. 158 - 160.
14. Миклина Н.Н. Лад и музыкальная культура //Актуальные философ-ские и методологические проблемы современного научного познания: Мате-риалы 44-ой научно-методической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - С. 154 - 156.
15. Миклина Н.Н. Понятие лада в музыкознании и музыкальной культуре //Проблемы философии культуры: Тематический сборник статей. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - С. 13 - 19.
16. Миклина Н.Н. К проблеме разрешения современной этнокультурной ситуации на Северном Кавказе // Региональные элиты в структуре обществен-ных отношений: Сборник научных статей. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - С. 93-97.
17. Миклина Н.Н. Нравственные аспекты коммуникативного взаимодей-ствия региональных элит на примере Северного Кавказа // Актуальные пробле-мы социогуманитарного знания: Сборник научных трудов. – Вып. 8. - Москва: Прометей, 2000. - С. 143 - 145.
18. Миклина Н.Н. Роль и место философии музыки в учебно-воспитательном процессе СГУ // Проблемы обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса: Материалы 46-ой научно-методической конферен-ции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 99 - 102.
19. Миклина Н.Н. Принцип лада и современная социокультурная ситуа-ция // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития: Материалы VII годичного научного собрания. - Ставрополь: Ставропольсер-висшкола, 2001. - С. 205 - 210.
20. Миклина Н.Н. Язык музыки: философский аспект //Философия науки, культуры, языка: Материалы 47-ой научно-методической конференции. - Став-рополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 87 - 91.
21. Миклина Н.Н. Роль донаучного и вненаучного знания в культуроло-гии // Актуальные проблемы филологии, журналистики и культурологии: Сборник статей. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. - С. 76 - 78.
22. Миклина Н.Н. Морфология культуры: культурология или идеология //Филология, журналистика, культурология в парадигме современного научного знания. – Ч.1. Литературоведение. Журналистика. Культурология: Материалы 49-ой научно-методической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. - С. 191 - 193.
23. Миклина Н.Н. Русский лад как принцип миропорядка // Философия науки, культуры, языка: Материалы 50-й юбилейной научно-методической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. - С. 62 - 64.
24. Миклина Н.Н. Советская песня в годы Великой Отечественной войны // Исторический опыт Великой Победы и современность: Материалы Россий-ской научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы в ВОВ. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. - С. 44 - 47.
25. Миклина Н.Н. Этническая музыка как фактор самопознания и взаимо-понимания // Национальные культурные формирования в этнокультурном раз-витии Ставропольского края: проблемы, современность, перспективы: Мате-риалы краевой научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СКДНТ, 2005. - С. 30 - 32.
26. Миклина Н.Н. Социокультурный аспект феномена Великой Отечест-венной войны с позиций ладового принципа // Вестник отдела социально-политических проблем Кавказа Южного научного центра РАН. - Вып. 1. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. - С. 113 - 114.
27. Миклина Н.Н. Вопросы методологии музыкальной педагогики // На-учно-методическое обеспечение учебного процесса - основа качества образова-ния по направлению «Культура и искусство»: Материалы 52-ой научно-методической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - С. 60 - 71.
28. Миклина Н.Н., Лаврентьева Л.И. Духовно-нравственное воспитание в МОУ СОШ № 34 г. Ставрополя в свете приоритетного национального проекта «Образование» // Культурно-образовательные инициативы городского педаго-гического сообщества: опыт, перспективы: Сборник статей. - Ставрополь: Изд-во МОС, 2008. - С. 199 - 203.
29. Миклина Н.Н.Ценностный и организационный потенциал русского слова «лад» // Россия: тенденции и перспективы развития: Сборник статей. - Вып. 4. - Ч. 1. - М.: Изд-во ИНИОН РАН, 2009. - С. 542 - 546.
Тезисы
30. Миклина Н.Н. Проблемы преподавания музыкальной культуры в пе-дагогическом вузе // Проблемы и перспективы преподавания культурологии в вузах России: Материалы Всероссийской конференции. - Вып. 1. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1993. - С. 71- 72.
31. Миклина Н.Н. Русский «лад» как принцип миропорядка // Язык и культура: Материалы Международной научной конференции. - М.: Изд-во РАН, 2001. - С. 107-108.
32. Миклина Н.Н. Язык музыки как культурно-смысловое образование // Русский язык и региональная языковая культура: История и современность: Материалы 48-ой научно-методической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - С. 216 - 217.
33. Миклина Н.Н. Экологические ценности экономического развития в аспекте ладового принципа // Глобализация, новая экономика и окружающая среда. Проблемы общества и бизнеса на пути к устойчивому развитию: Мате-риалы 7-ой Международной конференции. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - С. 228 - 229.