Научная тема: «КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Теоретико-методической основой концепции коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании является интеграция личностно ориентированного, семиотического и герменевтического подходов, отражающих единство теоретической, методической и технологической сторон данного процесса и обеспечивающих ее структурную взаимосвязь и методологическую многоуровневость.
  2. Разработку научно-методической концепции коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании определяют социально-исторические (аксиологические, экономические, межкультурные) предпосылки и теоретико-педагогические (развитие теории и методики обучения и воспитания, потребности коммуникативной ориентированности современного языкового образования, обогащение понятийно-терминологического поля языкового образования, нацеленность современного языкового образования на личностные, предметные и метапредметные результаты освоения начального курса «Русский язык») предпосылки.
  3. Инструментальное выражение концепции коммуникативной подготовки младших школьников, отражающей единую методику на ступени начального общего образования, представлено педагогическими закономерностями коммуникативной подготовки младших школьников, выявленными в результате функционального анализа структуры и содержания начального языкового образования и системой принципов, которые обеспечивают целостность, системность, управление и реконструкцию образовательного процесса в соответствии с выявленными противоречиями и проблемой исследования, предполагают взаимосвязь форм, методов, приемов, средств, а также совместную партисипативную деятельность педагога и родителей младшего школьника.
  4. Основополагающий замысел концепции заключается в научно-методическом обеспечении и внедрении в контекст личностно ориентированной развивающей парадигмы начального языкового образования методики коммуникативной подготовки младших школьников, предполагающей устойчивость взаимосвязей ее компонентов, структурно-функциональное содержание и взаимодействие концептуального, проектно-теоретического и организационно-управленческого полей, учитывающих взаимосвязь блоков: целевого, организационно-исполнительного, содержательного, технологического и результативно-оценочного.
  5. Технологической составляющей методики коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании является «герменевтический круг», опирающийся на коммуникативно-ориентированный анализ фрагмента (блок-концепта) естественнонаучного, учебного текста или художественного произведения, представляющего собой коммуникативную задачу, решение которой завершается в целостном осмыслении и понимании имеющихся в тексте языковых знаний, речевых особенностей и этико-нравственной проблемы, а также система дидактического материала, осуществляющего комплексный методический и технологический процесс становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника с целенаправленным достижением фактических результатов повышения уровня практического владения языком младшего школьника.
  6. Успешность реализации методики коммуникативной подготовки младших школьников обеспечивается внедрением комплекса организационно-педагогических условий, учитывающего назначение и содержание учебно-познавательной и коммуникативно-творческой деятельности учащихся в языковом образовании, возможности личностно ориентированного, семиотического и герменевтического подходов. К ним относятся:
    • содержательные условия (создание диалогической дидактико-коммуникативной среды; ориентация младших школьников на языковую толерантность; реализация в образовательном процессе начальной школы авторского курса «Культура речи и этика общения»);
    • процессуально-технологические условия (организация индивидуально-групповых «контрактов» на основе мотивированного выбора форм коммуникативной подготовки младших школьников; применение системы речетворческих и риторических задач в процессе обучения русскому языку; создание младшими школьниками портфолио по русскому языку как средства контроля и обобщения личностно значимого социально-коммуникативного опыта).
Список опубликованных работ
Монографии

1. Мишанова, О.Г. Педагогические средства развития речевого этикета младших школьников: традиции и инновации : монография / О.Г. Мишанова. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008. – 168 с. (10,5 п.л.).

2. Мишанова, О.Г. Научно-методическая концепция педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: методология и теория : монография / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова. – М.: МАНПО, 2011. – 144 с. (9 / 4,5 п.л.).

3. Мишанова, О.Г. Научно-методическое сопровождение проблемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников : монография / О.Г. Мишанова. – М.: Издательство «Спутник +», 2012. – 146 с. (9 п.л.).

4. Мишанова, О.Г. Методология и технология педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников : монография / О.Г. Мишанова. – Челябинск: ООО Издательство «Элит-Печать», 2013. – 250 с. (16 п.л.).

5. Мишанова, О.Г. Коммуникативная компетенция в системе профессионального образования / О.Г. Мишанова // Подготовка студентов вузов к осуществлению деловой коммуникации : коллективная монография. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – С. 207-225. (1,2 п.л.).

6. Мишанова, О.Г. Социально-исторические предпосылки педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся: факторный анализ / О.Г. Мишанова // Педагогика высшей школы: актуальные проблемы : коллективная монография. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – С. 178-192. (0,9 п.л.).

7. Мишанова, О.Г. Теоретико-методологическая основа концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова // Образование и духовность в современном российском обществе : коллективная монография. – М.: Издательство Перо, 2010. – С. 88-116. (1,8 п.л.).

8. Мишанова, О.Г. Концептуальные основания педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова // Образование и безопасность : методология, теория, практика : коллективная монография. – Челябинск: ООО ЛИР, 2011. – С. 60-83. (1,5 п.л.).

9. Мишанова, О.Г. Проектирование концептуальной модели педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / О.Г. Мишанова // Педагогическая наука: ведущие тенденции : коллективная монография. – М.: АПКиППРО, 2012. – С. 120-132. (1,2 п.л.).

10. Мишанова, О.Г. Методика коммуникативной подготовки как инновационная стратегия начального языкового образования / О.Г. Мишанова // Инновационные тренды в современной образовательной деятельности : коллективная монография. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – С. 275-304. (2 п.л.).

11. Мишанова, О.Г. Комплекс педагогических условий коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании / О.Г. Мишанова // Языковое образование учащихся младших классов : коллективная монография. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – С. 80-101. (1,5 п.л.).

Статьи в рецензируемых научных изданиях

12.Мишанова, О.Г. Теоретические аспекты проблемы развития речевого этикета младших школьников / О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2006. – № 5. Ч. 3. – С. 47-54. (0,5 п.л.).

13.Мишанова, О.Г. Пространственный подход к осознанию и построению профессиональной коммуникации / О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2009. – №11. – С. 84-91. (0,5 п.л.).

14.Мишанова, О.Г. Теоретико-педагогические предпосылки методики управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2010. – № 11. – С 125-134. (0,6 п.л.).

15.Мишанова, О.Г. Теоретико-методологические основания концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 11. – С. 142-149. (0,5 п.л.).

16.Мишанова, О.Г. Личностно ориентированный подход как общенаучная основа концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2011. – № 5. – С. 107-116. (0,6 п.л.).

17.Мишанова, О.Г. Семиотический подход как конкретно-научная основа концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2011.– № 2. – С. 112-120. (0,6 п.л.).

18.Мишанова, О.Г. Герменевтический подход как методико-технологическая основа концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2011. – № 3. – С. 109-117. (0,6 п.л.).

19.Мишанова, О.Г. Общедидактические принципы концепции педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / О.Г. Мишанова // Европейский журнал социальных наук. – Рига: Европейское научное общество; М.: Международный исследовательский институт. – 2011. – № 3.– С. 161-168. (0,5 п.л.).

20.Мишанова, О.Г. Принципы научно-методической концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 12. – С.41-45. (0,4 / 0,2 п.л.).

21.Мишанова, О.Г. Общедидактические методы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 2. – С. 59-63. (0,4 / 0,2 п.л.).

22.Мишанова, О.Г. Принципы теории педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / О.Г. Мишанова // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 7. – С. 188-192. (0,3 п.л.).

23.Мишанова, О.Г. Функции педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / О.Г. Мишанова // Европейский журнал социальных наук. – Рига: Европейское научное общество; М.: Международный исследовательский институт. – 2012.– № 6. – С. 42-50. (0,6 п.л.).

24.Мишанова, О.Г. Применение системы речетворческих и риторических задач в процессе обучения русскому языку / О.Г. Мишанова // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11(4). – С.878-882. (0,4 п.л.).

25.Мишанова, О.Г. Процессуально-технологические условия педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2012. – № 9. – С. 95-106. (0,8 п.л.).

26.Мишанова, О.Г. Основы авторского курса «Культура речи и этика общения» и особенности его реализация в образовательном процессе начальной школы / О.Г. Мишанова // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. – Луганск. – 2012. – № 22. – С. 37-43. (0,4 п.л.).

27.Мишанова, О.Г. Педагогические условия методики управления коммуникативным образованием младших школьников / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2012. – № 10. – С. 130-145. (1 / 0,5 п.л.).

28.Мишанова, О.Г. Портфолио по русскому языку как средство контроля и обобщения личностно значимого социально-коммуникативного опыта младших школьников / О.Г. Мишанова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 12. – С. 69-73. (0,3 п.л.).

29.Мишанова, О.Г. Индивидуально-групповые «контракты» младших школьников на уроках русского языка / О.Г. Мишанова // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 1. – С. 85-89. (0,4 п.л.).

30.Мишанова, О.Г. Коммуникативная подготовка младших школьников в языковом образовании / О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2013.– № 1. – С. 79-90. (0,9 п.л.).

Учебные пособия, методические рекомендации

31. Мишанова, О.Г. Основы педагогического управления общением обучающихся : Учебное пособие / О.Г. Мишанова. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011. – 163 с. (10 п.л.).

32. Мишанова, О.Г. Культура речи и этика общения : программа коммуникативного образования младших школьников / О.Г. Мишанова. – Челябинск: Изд-во «ЧГПУ», 2012. – 55 с. (3 п.л.).

33.Мишанова, О.Г. Педагогическое управление коммуникативным образованием младших школьников : методическое пособие для учащихся / О.Г. Мишанова. – Челябинск: Изд-во «ЧГПУ», 2012. – 79 с. (5 п.л.).

34.Мишанова О.Г. Тематические опорные схемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников : учебное пособие для учителя / О.Г. Мишанова. – Челябинск: Изд-во «ЧГПУ», 2012. – 47 с. (3 п.л.).

35.Мишанова, О.Г. Комплексная субъектно-ориентированная педагогическая диагностика коммуникативных действий младших школьников : методические рекомендации для учителей начальных классов / О.Г. Мишанова. – Челябинск: Изд-во «ЧГПУ», 2012. – 31 с. (2 п.л.).

36. Мишанова, О.Г. Послевузовское профессиональное образование по отрасли «педагогические науки» специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык; уровень начального образования) : учебно-методические материалы для подготовки аспирантов / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова. – М..: Издательский дом Академии Естествознания, 2013. – 158 с. (11 п.л.).

Статьи в сборниках трудов и материалов конференций

37.Мишанова, О.Г. Развитие речевого этикета как педагогический аспект формирования речевой культуры младших школьников / О.Г. Мишанова // «Этнодидактика народов России: преемственность, традиции, инновации»: III Всероссийская научно-практич. конф. – Нижнекамск: Изд-во НМИ «Чишмэ», 2005. – С. 213-216. (0,3 п.л.).

38.Мишанова, О.Г. Развитие речевого этикета младших школьников как коммуникативная технология в начальном образовании / О.Г. Мишанова // «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве»: тез. докл. междунар. науч.-прак. конф. / НОУ ВИБ; ИЯ РАН. – Волгоград: Прин Терра-Дизайн, 2005. – С. 213-215. (0,2 п.л.).

39.Мишанова, О.Г. К вопросу об истории проблемы развития речевого этикета младших школьников / О.Г. Мишанова // «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования»: материалы 3-й международной научно-практ. конф. Ч. 4. – Тамбов: Першина, 2005. – С. 184-187. (0,3 п.л.).

40.Мишанова, О.Г. Речевой этикет как фактор совершенствования профессиональной подготовки современного учителя в условиях модернизации системы образования / О.Г. Мишанова // «Профессиональная подготовка учительства: история, современность и перспективы»: труды всероссийской научно-практ. конф. – Пенза, 2005. – С. 116-119. (0,3 п.л.).

41.Мишанова, О.Г. Моральное чувство: его формирование у младших школьников с помощью художественной литературы / О.Г. Мишанова // «Интеллектуальные технологии в образовании, экономике и управлении»: сб. статей II международной конференции. – Воронеж, 2005. – С. 343-344. (0,1 п.л.).

42.Мишанова, О.Г. Роль родного языка в развитии речевого этикета младших школьников / О.Г. Мишанова // Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов: материалы 3-й международной научно-практической конференции / Красноярский гос. ун-т цвет. металлов и золота. – Красноярск, 2005. – С. 105-107. (0,2 п.л.).

43.Мишанова, О.Г. Проблема развития культуры речевого общения младших школьников в теории и практике начального образования / О.Г. Мишанова // Интеллектуальный потенциал ВУЗов – на развитие дальневосточного региона России: материалы VII международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных в 8 кн. Кн. 2 / Институт психологии, педагогики и социальной работы. – Владивосток, 2005. – С. 157-159. (0,2 п.л.).

44.Мишанова, О.Г. Психолого-педагогический аспект развития речевого этикета младших школьников / О.Г. Мишанова // Наука и образование: проблемы и перспективы: труды 7-й региональной научно-практической конф., В 2-х частях. – Бийск: Изд-во БПГУ имени В.М. Шукшина, 2005. – Ч. 2. – С. 234-237. (0,3 п.л.).

45.Мишанова, О.Г. Речевой этикет как фактор совершенствования культуры общения младших школьников в условиях модернизации начального образования / О.Г. Мишанова // Научное творчество молодёжи: материалы IX всероссийской научно-практ. конф. Ч. 2. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. – С. 38-40. (0,2 п.л.).

46.Мишанова, О.Г. Вежливость как функция речевого этикета в воспитании младших школьников / О.Г. Мишанова // Начальное образование: проблемы и перспективы развития в условиях модернизации: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», Часть I, 2005. – С. 92-96. (0,3 п.л.).

47.Мишанова, О.Г. Применение системы коммуникативных ситуаций как педагогическое условие совершенствования речевой культуры в образовании / О.Г. Мишанова // Речевая коммуникация на современном этапе: социальные, научно-теоретические и дидактические проблемы: материалы международной научно-метод. конф. в 2-х ч. Ч. 2. – М.: Изд-во «МГУС», 2006. – С. 128-130. (0,2 п.л.).

48.Мишанова, О.Г. Использование дидактической игры как педагогическое условие развития у младших школьников речевого этикета / О.Г. Мишанова // Коммуникативные аспекты языка и культуры: сборник материалов VI международной научно-практ. конф. студентов и молодых учёных / Гл. ред. С.А. Песоцкая. – Томск: Изд-во Том. политех. ун-та, 2006. – С. 197-199. (0,2 п.л.).

49.Мишанова, О.Г. Текст как средство развития у младших школьников ценностных представлений и способности к поступку / О.Г. Мишанова // «Образование и наука – основной ресурс социально-экономического развития»: сб. науч. тр. международной научно-практической конф. / Науч. ред. С.С. Светашев. – Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2006. – С. 310-311. (0,1 п.л.).

50.Мишанова, О.Г. Организация обучения в малых учебных группах как педагогическое условие развития речевого этикета младших школьников / О.Г. Мишанова // Содержание филологического образования в период детства: материалы VII всероссийской науч.-прак. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – С. 116-121. (0,4 п.л.).

51.Мишанова, О.Г. К вопросу о культурно-речевом педагогическом общении младших школьников / О.Г. Мишанова // Проблемы и перспективы начального и дошкольного образования и их профессионального обеспечения на современном этапе: сб. материалов международной научно-практической конференции. - Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. – С. 113-116. (0,3 п.л.).

52.Мишанова, О.Г. Ценностно-нравственные основания организации педагогических условий развития речевого этикета младших школьников / О.Г. Мишанова // Воспитание в начальной школе: перспективные пути: материалы международной научно-практической конференции. – Челябинск: Изд-во ООО «РЕКПОЛ», 2007. – С. 135-137. (0,2 п.л.).

53.Мишанова О.Г. Этнокультурные особенности профессионального общения современного педагога / О.Г. Мишанова // Роль государственно-общественного управления в обеспечении комплексной безопасности объектов и субъектов образовательной системы: сб. материалов междунар. науч.-практ. конфер. – Челябинск: Изд-во «РЕКПОЛ», 2008. – Ч.1. – С. 208 – 213. (0,4 п.л.).

54.Мишанова, О.Г. Риторико-коммуникативное моделирование профессионального общения педагога / О.Г. Мишанова // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XI междунар. науч.-практ. конфер. – Екатеринбург: Минитиполаборатория факультета политологии и социологии УрГУ, 2009. – С. 235 – 239. (0,3 п.л.).

55.Мишанова, О.Г. Научно-технологическое обоснование внедрения педагогических инноваций в систему образования / О.Г. Мишанова // Безопасность пространства образования: материалы всеросс. науч.-практ. конфер. – Челябинск: СИМАРС; Чел. гос. пед. ун-т, 2009. – С.40-46. (0,4 п.л.).

56.Мишанова, О.Г., Куринина, Д.В. Ораторское искусство как условие профессиональной культуры педагога / О.Г. Мишанова, Д.В. Куринина // Безопасность пространства образования: материалы всеросс. науч.-практ. конфер. – Челябинск: СИМАРС; Челяб. гос. пед. ун-т, 2009. – С.46-49. (0,4 / 0,2 п.л.).

57. Мишанова, О.Г. Гуманитарные основания структуры и содержания образовательного процесса / О.Г. Мишанова // Профессиональное образование: традиции и инновации: сб. ст. по результатам работы регион. межвуз. науч. лаб. «Актуальные проблемы проф.-пед. образования». – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – Вып. 4. – С.183-190. (0,5 п.л.).

58. Мишанова, О.Г., Платонова, Л.И. Современный русский язык как объект национальной безопасности / О.Г. Мишанова, Л.И. Платонова // Безопасность пространства образования объектов и субъектов социальной сферы: сб. материалов всеросс. науч.-практ. конфер. с межд. участ. 24-25 ноября 2010 г. / ред. кол. В.В. Латюшин, Б.У. Хашагульгов, В.В. Базелюк, Е.А. Гнатышина и др. – Челябинск: Изд-во ООО «Дитрих», 2010. – С. 92-97. (0,4 / 0,2 п.л.).

59. Мишанова, О.Г. Русский язык как фактор воспитания коммуникативно грамотной языковой личности обучающихся / О.Г. Мишанова // Лингвистика в современном мире: материалы II Международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во «Перо», 2010. – С.133-137. (0,3 п.л.).

60. Мишанова, О.Г., Куринина, Д.В. Коммуникационный процесс субъектов образования как способ разрешения культурно-информационных и психологических противоречий / О.Г. Мишанова, Д.В. Куринина // Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития): материалы II Международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во «Перо», 2010. С. 34-38. (0,4 / 0,2 п.л.).

61. Мишанова, О.Г. Педагогические закономерности и методические принципы концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: сб. научных трудов. Выпуск 14. Ч. 1. / под ред. докт. филол. наук, проф. О.В. Загоровской. – Воронеж: Научная книга, 2010. – С.194-200. (0,4 п.л.).

62. Мишанова, О.Г. Концептуальные основы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / О.Г. Мишанова // Формирование компетенций учащихся и студентов в общем и профессиональном образовании: материалы V междунар. науч.-практ. конфер. – Челябинск, Россия – Щецин, Польша. – 2011.– № 3. – С. 21-27. (0,4 п.л.).

63. Мишанова, О.Г. Принципы осуществления коммуникативного образования младших школьников / О.Г. Мишанова // Педагогический журнал. – М.: Аналитика Родис. – 2012. – № 2(3). – С. 95-110. (0,4 п.л.).

64.Мишанова, О.Г. Создание диалогической дидактико-коммуникативной среды на уроках русского языка как условие педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / О.Г. Мишанова // Актуальные проблемы современной науки: информационно-аналитический журнал. – М.: Спутник+. – 2012. – № 4. – С. 75-81. (0,4 п.л.).

65.Мишанова, О.Г. Ориентация младших школьников на языковую толерантность как условие педагогического управления коммуникативным образованием на уроках русского языка / О.Г. Мишанова // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Материалы IX Международной научной конференции, 18-19 августа 2012 г., Мадрид. – М.: МАНПО, 2012. – С. 331-336. (0,4 п.л.).

66. Мишанова, О.Г. Становление коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника в системе коммуникативного образования на уроках русского языка / О.Г. Мишанова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: сб. научных трудов. Выпуск 20 / [под ред. докт. филол. наук, проф. О.В. Загоровской]. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2012. – С. 140-153. (0,9 п.л.).

67. Мишанова, О.Г. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников / О.Г. Мишанова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III международной заочной научной конференции. – Санкт-Петербург: Изд-во «Молодой ученый». – 2013. – С. 102-106. (0,4 п.л.).