- Теоретико-методической основой концепции коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании является интеграция личностно ориентированного, семиотического и герменевтического подходов, отражающих единство теоретической, методической и технологической сторон данного процесса и обеспечивающих ее структурную взаимосвязь и методологическую многоуровневость.
- Разработку научно-методической концепции коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании определяют социально-исторические (аксиологические, экономические, межкультурные) предпосылки и теоретико-педагогические (развитие теории и методики обучения и воспитания, потребности коммуникативной ориентированности современного языкового образования, обогащение понятийно-терминологического поля языкового образования, нацеленность современного языкового образования на личностные, предметные и метапредметные результаты освоения начального курса «Русский язык») предпосылки.
- Инструментальное выражение концепции коммуникативной подготовки младших школьников, отражающей единую методику на ступени начального общего образования, представлено педагогическими закономерностями коммуникативной подготовки младших школьников, выявленными в результате функционального анализа структуры и содержания начального языкового образования и системой принципов, которые обеспечивают целостность, системность, управление и реконструкцию образовательного процесса в соответствии с выявленными противоречиями и проблемой исследования, предполагают взаимосвязь форм, методов, приемов, средств, а также совместную партисипативную деятельность педагога и родителей младшего школьника.
- Основополагающий замысел концепции заключается в научно-методическом обеспечении и внедрении в контекст личностно ориентированной развивающей парадигмы начального языкового образования методики коммуникативной подготовки младших школьников, предполагающей устойчивость взаимосвязей ее компонентов, структурно-функциональное содержание и взаимодействие концептуального, проектно-теоретического и организационно-управленческого полей, учитывающих взаимосвязь блоков: целевого, организационно-исполнительного, содержательного, технологического и результативно-оценочного.
- Технологической составляющей методики коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании является «герменевтический круг», опирающийся на коммуникативно-ориентированный анализ фрагмента (блок-концепта) естественнонаучного, учебного текста или художественного произведения, представляющего собой коммуникативную задачу, решение которой завершается в целостном осмыслении и понимании имеющихся в тексте языковых знаний, речевых особенностей и этико-нравственной проблемы, а также система дидактического материала, осуществляющего комплексный методический и технологический процесс становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника с целенаправленным достижением фактических результатов повышения уровня практического владения языком младшего школьника.
- Успешность реализации методики коммуникативной подготовки младших школьников обеспечивается внедрением комплекса организационно-педагогических условий, учитывающего назначение и содержание учебно-познавательной и коммуникативно-творческой деятельности учащихся в языковом образовании, возможности личностно ориентированного, семиотического и герменевтического подходов. К ним относятся:
- содержательные условия (создание диалогической дидактико-коммуникативной среды; ориентация младших школьников на языковую толерантность; реализация в образовательном процессе начальной школы авторского курса «Культура речи и этика общения»);
- процессуально-технологические условия (организация индивидуально-групповых «контрактов» на основе мотивированного выбора форм коммуникативной подготовки младших школьников; применение системы речетворческих и риторических задач в процессе обучения русскому языку; создание младшими школьниками портфолио по русскому языку как средства контроля и обобщения личностно значимого социально-коммуникативного опыта).
1. Мишанова, О.Г. Педагогические средства развития речевого этикета младших школьников: традиции и инновации : монография / О.Г. Мишанова. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008. – 168 с. (10,5 п.л.).
2. Мишанова, О.Г. Научно-методическая концепция педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: методология и теория : монография / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова. – М.: МАНПО, 2011. – 144 с. (9 / 4,5 п.л.).
3. Мишанова, О.Г. Научно-методическое сопровождение проблемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников : монография / О.Г. Мишанова. – М.: Издательство «Спутник +», 2012. – 146 с. (9 п.л.).
4. Мишанова, О.Г. Методология и технология педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников : монография / О.Г. Мишанова. – Челябинск: ООО Издательство «Элит-Печать», 2013. – 250 с. (16 п.л.).
5. Мишанова, О.Г. Коммуникативная компетенция в системе профессионального образования / О.Г. Мишанова // Подготовка студентов вузов к осуществлению деловой коммуникации : коллективная монография. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – С. 207-225. (1,2 п.л.).
6. Мишанова, О.Г. Социально-исторические предпосылки педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся: факторный анализ / О.Г. Мишанова // Педагогика высшей школы: актуальные проблемы : коллективная монография. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – С. 178-192. (0,9 п.л.).
7. Мишанова, О.Г. Теоретико-методологическая основа концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова // Образование и духовность в современном российском обществе : коллективная монография. – М.: Издательство Перо, 2010. – С. 88-116. (1,8 п.л.).
8. Мишанова, О.Г. Концептуальные основания педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова // Образование и безопасность : методология, теория, практика : коллективная монография. – Челябинск: ООО ЛИР, 2011. – С. 60-83. (1,5 п.л.).
9. Мишанова, О.Г. Проектирование концептуальной модели педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / О.Г. Мишанова // Педагогическая наука: ведущие тенденции : коллективная монография. – М.: АПКиППРО, 2012. – С. 120-132. (1,2 п.л.).
10. Мишанова, О.Г. Методика коммуникативной подготовки как инновационная стратегия начального языкового образования / О.Г. Мишанова // Инновационные тренды в современной образовательной деятельности : коллективная монография. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – С. 275-304. (2 п.л.).
11. Мишанова, О.Г. Комплекс педагогических условий коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании / О.Г. Мишанова // Языковое образование учащихся младших классов : коллективная монография. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – С. 80-101. (1,5 п.л.).
Статьи в рецензируемых научных изданиях
12.Мишанова, О.Г. Теоретические аспекты проблемы развития речевого этикета младших школьников / О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2006. – № 5. Ч. 3. – С. 47-54. (0,5 п.л.).
13.Мишанова, О.Г. Пространственный подход к осознанию и построению профессиональной коммуникации / О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2009. – №11. – С. 84-91. (0,5 п.л.).
14.Мишанова, О.Г. Теоретико-педагогические предпосылки методики управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2010. – № 11. – С 125-134. (0,6 п.л.).
15.Мишанова, О.Г. Теоретико-методологические основания концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 11. – С. 142-149. (0,5 п.л.).
16.Мишанова, О.Г. Личностно ориентированный подход как общенаучная основа концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2011. – № 5. – С. 107-116. (0,6 п.л.).
17.Мишанова, О.Г. Семиотический подход как конкретно-научная основа концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2011.– № 2. – С. 112-120. (0,6 п.л.).
18.Мишанова, О.Г. Герменевтический подход как методико-технологическая основа концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2011. – № 3. – С. 109-117. (0,6 п.л.).
19.Мишанова, О.Г. Общедидактические принципы концепции педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / О.Г. Мишанова // Европейский журнал социальных наук. – Рига: Европейское научное общество; М.: Международный исследовательский институт. – 2011. – № 3.– С. 161-168. (0,5 п.л.).
20.Мишанова, О.Г. Принципы научно-методической концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 12. – С.41-45. (0,4 / 0,2 п.л.).
21.Мишанова, О.Г. Общедидактические методы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 2. – С. 59-63. (0,4 / 0,2 п.л.).
22.Мишанова, О.Г. Принципы теории педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / О.Г. Мишанова // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 7. – С. 188-192. (0,3 п.л.).
23.Мишанова, О.Г. Функции педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / О.Г. Мишанова // Европейский журнал социальных наук. – Рига: Европейское научное общество; М.: Международный исследовательский институт. – 2012.– № 6. – С. 42-50. (0,6 п.л.).
24.Мишанова, О.Г. Применение системы речетворческих и риторических задач в процессе обучения русскому языку / О.Г. Мишанова // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11(4). – С.878-882. (0,4 п.л.).
25.Мишанова, О.Г. Процессуально-технологические условия педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2012. – № 9. – С. 95-106. (0,8 п.л.).
26.Мишанова, О.Г. Основы авторского курса «Культура речи и этика общения» и особенности его реализация в образовательном процессе начальной школы / О.Г. Мишанова // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. – Луганск. – 2012. – № 22. – С. 37-43. (0,4 п.л.).
27.Мишанова, О.Г. Педагогические условия методики управления коммуникативным образованием младших школьников / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2012. – № 10. – С. 130-145. (1 / 0,5 п.л.).
28.Мишанова, О.Г. Портфолио по русскому языку как средство контроля и обобщения личностно значимого социально-коммуникативного опыта младших школьников / О.Г. Мишанова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 12. – С. 69-73. (0,3 п.л.).
29.Мишанова, О.Г. Индивидуально-групповые «контракты» младших школьников на уроках русского языка / О.Г. Мишанова // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 1. – С. 85-89. (0,4 п.л.).
30.Мишанова, О.Г. Коммуникативная подготовка младших школьников в языковом образовании / О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2013.– № 1. – С. 79-90. (0,9 п.л.).
Учебные пособия, методические рекомендации
31. Мишанова, О.Г. Основы педагогического управления общением обучающихся : Учебное пособие / О.Г. Мишанова. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011. – 163 с. (10 п.л.).
32. Мишанова, О.Г. Культура речи и этика общения : программа коммуникативного образования младших школьников / О.Г. Мишанова. – Челябинск: Изд-во «ЧГПУ», 2012. – 55 с. (3 п.л.).
33.Мишанова, О.Г. Педагогическое управление коммуникативным образованием младших школьников : методическое пособие для учащихся / О.Г. Мишанова. – Челябинск: Изд-во «ЧГПУ», 2012. – 79 с. (5 п.л.).
34.Мишанова О.Г. Тематические опорные схемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников : учебное пособие для учителя / О.Г. Мишанова. – Челябинск: Изд-во «ЧГПУ», 2012. – 47 с. (3 п.л.).
35.Мишанова, О.Г. Комплексная субъектно-ориентированная педагогическая диагностика коммуникативных действий младших школьников : методические рекомендации для учителей начальных классов / О.Г. Мишанова. – Челябинск: Изд-во «ЧГПУ», 2012. – 31 с. (2 п.л.).
36. Мишанова, О.Г. Послевузовское профессиональное образование по отрасли «педагогические науки» специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык; уровень начального образования) : учебно-методические материалы для подготовки аспирантов / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова. – М..: Издательский дом Академии Естествознания, 2013. – 158 с. (11 п.л.).
Статьи в сборниках трудов и материалов конференций
37.Мишанова, О.Г. Развитие речевого этикета как педагогический аспект формирования речевой культуры младших школьников / О.Г. Мишанова // «Этнодидактика народов России: преемственность, традиции, инновации»: III Всероссийская научно-практич. конф. – Нижнекамск: Изд-во НМИ «Чишмэ», 2005. – С. 213-216. (0,3 п.л.).
38.Мишанова, О.Г. Развитие речевого этикета младших школьников как коммуникативная технология в начальном образовании / О.Г. Мишанова // «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве»: тез. докл. междунар. науч.-прак. конф. / НОУ ВИБ; ИЯ РАН. – Волгоград: Прин Терра-Дизайн, 2005. – С. 213-215. (0,2 п.л.).
39.Мишанова, О.Г. К вопросу об истории проблемы развития речевого этикета младших школьников / О.Г. Мишанова // «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования»: материалы 3-й международной научно-практ. конф. Ч. 4. – Тамбов: Першина, 2005. – С. 184-187. (0,3 п.л.).
40.Мишанова, О.Г. Речевой этикет как фактор совершенствования профессиональной подготовки современного учителя в условиях модернизации системы образования / О.Г. Мишанова // «Профессиональная подготовка учительства: история, современность и перспективы»: труды всероссийской научно-практ. конф. – Пенза, 2005. – С. 116-119. (0,3 п.л.).
41.Мишанова, О.Г. Моральное чувство: его формирование у младших школьников с помощью художественной литературы / О.Г. Мишанова // «Интеллектуальные технологии в образовании, экономике и управлении»: сб. статей II международной конференции. – Воронеж, 2005. – С. 343-344. (0,1 п.л.).
42.Мишанова, О.Г. Роль родного языка в развитии речевого этикета младших школьников / О.Г. Мишанова // Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов: материалы 3-й международной научно-практической конференции / Красноярский гос. ун-т цвет. металлов и золота. – Красноярск, 2005. – С. 105-107. (0,2 п.л.).
43.Мишанова, О.Г. Проблема развития культуры речевого общения младших школьников в теории и практике начального образования / О.Г. Мишанова // Интеллектуальный потенциал ВУЗов – на развитие дальневосточного региона России: материалы VII международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных в 8 кн. Кн. 2 / Институт психологии, педагогики и социальной работы. – Владивосток, 2005. – С. 157-159. (0,2 п.л.).
44.Мишанова, О.Г. Психолого-педагогический аспект развития речевого этикета младших школьников / О.Г. Мишанова // Наука и образование: проблемы и перспективы: труды 7-й региональной научно-практической конф., В 2-х частях. – Бийск: Изд-во БПГУ имени В.М. Шукшина, 2005. – Ч. 2. – С. 234-237. (0,3 п.л.).
45.Мишанова, О.Г. Речевой этикет как фактор совершенствования культуры общения младших школьников в условиях модернизации начального образования / О.Г. Мишанова // Научное творчество молодёжи: материалы IX всероссийской научно-практ. конф. Ч. 2. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. – С. 38-40. (0,2 п.л.).
46.Мишанова, О.Г. Вежливость как функция речевого этикета в воспитании младших школьников / О.Г. Мишанова // Начальное образование: проблемы и перспективы развития в условиях модернизации: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», Часть I, 2005. – С. 92-96. (0,3 п.л.).
47.Мишанова, О.Г. Применение системы коммуникативных ситуаций как педагогическое условие совершенствования речевой культуры в образовании / О.Г. Мишанова // Речевая коммуникация на современном этапе: социальные, научно-теоретические и дидактические проблемы: материалы международной научно-метод. конф. в 2-х ч. Ч. 2. – М.: Изд-во «МГУС», 2006. – С. 128-130. (0,2 п.л.).
48.Мишанова, О.Г. Использование дидактической игры как педагогическое условие развития у младших школьников речевого этикета / О.Г. Мишанова // Коммуникативные аспекты языка и культуры: сборник материалов VI международной научно-практ. конф. студентов и молодых учёных / Гл. ред. С.А. Песоцкая. – Томск: Изд-во Том. политех. ун-та, 2006. – С. 197-199. (0,2 п.л.).
49.Мишанова, О.Г. Текст как средство развития у младших школьников ценностных представлений и способности к поступку / О.Г. Мишанова // «Образование и наука – основной ресурс социально-экономического развития»: сб. науч. тр. международной научно-практической конф. / Науч. ред. С.С. Светашев. – Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2006. – С. 310-311. (0,1 п.л.).
50.Мишанова, О.Г. Организация обучения в малых учебных группах как педагогическое условие развития речевого этикета младших школьников / О.Г. Мишанова // Содержание филологического образования в период детства: материалы VII всероссийской науч.-прак. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – С. 116-121. (0,4 п.л.).
51.Мишанова, О.Г. К вопросу о культурно-речевом педагогическом общении младших школьников / О.Г. Мишанова // Проблемы и перспективы начального и дошкольного образования и их профессионального обеспечения на современном этапе: сб. материалов международной научно-практической конференции. - Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. – С. 113-116. (0,3 п.л.).
52.Мишанова, О.Г. Ценностно-нравственные основания организации педагогических условий развития речевого этикета младших школьников / О.Г. Мишанова // Воспитание в начальной школе: перспективные пути: материалы международной научно-практической конференции. – Челябинск: Изд-во ООО «РЕКПОЛ», 2007. – С. 135-137. (0,2 п.л.).
53.Мишанова О.Г. Этнокультурные особенности профессионального общения современного педагога / О.Г. Мишанова // Роль государственно-общественного управления в обеспечении комплексной безопасности объектов и субъектов образовательной системы: сб. материалов междунар. науч.-практ. конфер. – Челябинск: Изд-во «РЕКПОЛ», 2008. – Ч.1. – С. 208 – 213. (0,4 п.л.).
54.Мишанова, О.Г. Риторико-коммуникативное моделирование профессионального общения педагога / О.Г. Мишанова // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XI междунар. науч.-практ. конфер. – Екатеринбург: Минитиполаборатория факультета политологии и социологии УрГУ, 2009. – С. 235 – 239. (0,3 п.л.).
55.Мишанова, О.Г. Научно-технологическое обоснование внедрения педагогических инноваций в систему образования / О.Г. Мишанова // Безопасность пространства образования: материалы всеросс. науч.-практ. конфер. – Челябинск: СИМАРС; Чел. гос. пед. ун-т, 2009. – С.40-46. (0,4 п.л.).
56.Мишанова, О.Г., Куринина, Д.В. Ораторское искусство как условие профессиональной культуры педагога / О.Г. Мишанова, Д.В. Куринина // Безопасность пространства образования: материалы всеросс. науч.-практ. конфер. – Челябинск: СИМАРС; Челяб. гос. пед. ун-т, 2009. – С.46-49. (0,4 / 0,2 п.л.).
57. Мишанова, О.Г. Гуманитарные основания структуры и содержания образовательного процесса / О.Г. Мишанова // Профессиональное образование: традиции и инновации: сб. ст. по результатам работы регион. межвуз. науч. лаб. «Актуальные проблемы проф.-пед. образования». – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – Вып. 4. – С.183-190. (0,5 п.л.).
58. Мишанова, О.Г., Платонова, Л.И. Современный русский язык как объект национальной безопасности / О.Г. Мишанова, Л.И. Платонова // Безопасность пространства образования объектов и субъектов социальной сферы: сб. материалов всеросс. науч.-практ. конфер. с межд. участ. 24-25 ноября 2010 г. / ред. кол. В.В. Латюшин, Б.У. Хашагульгов, В.В. Базелюк, Е.А. Гнатышина и др. – Челябинск: Изд-во ООО «Дитрих», 2010. – С. 92-97. (0,4 / 0,2 п.л.).
59. Мишанова, О.Г. Русский язык как фактор воспитания коммуникативно грамотной языковой личности обучающихся / О.Г. Мишанова // Лингвистика в современном мире: материалы II Международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во «Перо», 2010. – С.133-137. (0,3 п.л.).
60. Мишанова, О.Г., Куринина, Д.В. Коммуникационный процесс субъектов образования как способ разрешения культурно-информационных и психологических противоречий / О.Г. Мишанова, Д.В. Куринина // Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития): материалы II Международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во «Перо», 2010. С. 34-38. (0,4 / 0,2 п.л.).
61. Мишанова, О.Г. Педагогические закономерности и методические принципы концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: сб. научных трудов. Выпуск 14. Ч. 1. / под ред. докт. филол. наук, проф. О.В. Загоровской. – Воронеж: Научная книга, 2010. – С.194-200. (0,4 п.л.).
62. Мишанова, О.Г. Концептуальные основы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / О.Г. Мишанова // Формирование компетенций учащихся и студентов в общем и профессиональном образовании: материалы V междунар. науч.-практ. конфер. – Челябинск, Россия – Щецин, Польша. – 2011.– № 3. – С. 21-27. (0,4 п.л.).
63. Мишанова, О.Г. Принципы осуществления коммуникативного образования младших школьников / О.Г. Мишанова // Педагогический журнал. – М.: Аналитика Родис. – 2012. – № 2(3). – С. 95-110. (0,4 п.л.).
64.Мишанова, О.Г. Создание диалогической дидактико-коммуникативной среды на уроках русского языка как условие педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / О.Г. Мишанова // Актуальные проблемы современной науки: информационно-аналитический журнал. – М.: Спутник+. – 2012. – № 4. – С. 75-81. (0,4 п.л.).
65.Мишанова, О.Г. Ориентация младших школьников на языковую толерантность как условие педагогического управления коммуникативным образованием на уроках русского языка / О.Г. Мишанова // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Материалы IX Международной научной конференции, 18-19 августа 2012 г., Мадрид. – М.: МАНПО, 2012. – С. 331-336. (0,4 п.л.).
66. Мишанова, О.Г. Становление коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника в системе коммуникативного образования на уроках русского языка / О.Г. Мишанова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: сб. научных трудов. Выпуск 20 / [под ред. докт. филол. наук, проф. О.В. Загоровской]. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2012. – С. 140-153. (0,9 п.л.).
67. Мишанова, О.Г. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников / О.Г. Мишанова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III международной заочной научной конференции. – Санкт-Петербург: Изд-во «Молодой ученый». – 2013. – С. 102-106. (0,4 п.л.).