Научная тема: «ИСКУССТВО ТИБЕТА (XI-XX ВВ.) КАК ЕДИНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА: ИКОНОЛОГИЯ И ЯЗЫК ОБРАЗОВ»
Специальность: 17.00.04
Год: 2014
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Искусство Тибета обнаруживает себя как самостоятельная художественная система, как внутренне обусловленное культурное целое, на зрелых стадиях своего развития не зависимое от внешних влияний других культур и не определяемое ими. Самостоятельность искусства Тибета опирается на его включение в уникальный духовно-культурный комплекс тибетского буддизма и тибетской государственности. Осознание своих духовных лидеров в качестве «тулку» великих деятелей буддизма позволяло тибетцам видеть свою страну во вневременности, как проекцию сакрального мира на мир сансары, и воплощать это видение в памятниках искусства.
  2. Развитие искусства Тибета как целостной художественной системы обусловлено особой структурой взаимодействия духовно-религиозных и формально-стилистических факторов. Религиозная доктрина и путь духовного совершенствования находили последовательное иносказательное выражение в иконографических и иконометрических канонах изобразительного искусства Тибета, а также неизобразительных видов искусства (архитектуры, прикладного искусства). Искусство, выражая определенное сакральное содержание, было методом освоения бытия. Иносказательное духовное значение приобретал каждый из объектов ежедневного использования.
  3. Композиция и семантика мандалы концентрируют в себе важнейшие философские проблемы буддизма, связанные с взаимоотношениями индивида и Вселенной. Сложное устройство космологии, позаимствованной тибетским буддизмом из индийской мифологии, стало базисом для изобразительных тенденций искусства, в частности, символики стихий и элементов пейзажа, а также для обоснования антропологии буддизма. Искусство Тибета являлось не только результатом усилий буддийской мысли, но и одним из способов осмысления природы божественного, одним из философских аргументов. С другой стороны, структурная основа мандалы указывает на наличие сквозных закономерностей формообразования, канонов пространственной организации, определяющих структуры, формы и композиции в архитектуре, живописи, прикладном искусстве.
  4. Искусство Тибета рассматривается с позиций его духовного наполнения. Многообразие форм выступает как воплощение содержания искусства, однако такой подход выражает не аллегорический аспект (образ дистанцирован от смысла), но символический (образ сливается со знаком, един). Иконография Тибета, как показывает история тибетологии, накопила богатый материал; иконология, являющаяся специальным методом исследования канонического, «сакрального» искусства, искусства традиционалистской эстетики, каким является искусство Тибета, может и должна взять на себя задачи, которые неразрешимы в проблематике иконографии.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Курасов С.В. Предметно-пространственная среда и культура Тибета (структура, символика, смыслы и образы). М: Аналитика Родис, 2013. 172 с. 8,6 а.л.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России

1.Курасов С.В. Иконологический подход в приложении к традиционному искусству Тибета // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2012. № 1, часть 1. С. 28-36. 0,5 а.л.

2.Курасов С.В. Иконология как герменевтика сакрального искусства. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2012. № 1, часть 2. С. 11-22. 0,7 а.л.

3.Курасов С.В. Картина мира в тибетском буддизме и ее отражение в искусстве // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2012. № 2, часть 1. Стр. 12-22. 0,6 а.л.

4.Курасов С.В. Образы и символы тибетского буддизма: к иконологии культуры // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2012. № 2, часть 2. Стр. 13-25. 0,75 а.л.

5.Курасов С.В. Тибетская живопись в системе традиционного искусства. Жанры и школы тибетской живописи // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2012. № 3. Стр. 3-15. 0,7 а.л.

6.Курасов С.В. Искусство Тибета. Исследовательский дискурс // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2013. Т. 111. № 1. С. 70-79. 0,56 а.л.

7.Курасов С.В. Декоративно-прикладное искусство Тибета: символика и структура ритуальных объектов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2013. № 1-1. С. 104-111. 0,4 а.л.

8.Курасов С.В. Скульптура Тибета: пластика духа // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1-2 (24). С. 56-61. 0,37 а.л.

9.Курасов С.В. Мандала как специфический жанр живописи Тибета // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2013. Вып. 2. С. 91-100. 0,56 а.л.

10. Курасов С.В. Пантеон тибетского буддизма – отражение сложности человеческой психики. (к проблеме сложения иконографии в искусстве)// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2013. № 4 С. 3-8. 0,34 а.л.

11. Курасов С.В. Космологические символы в искусстве Тибета// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2013. № 4. С. 9-15. 0,38 а.л.

12.Курасов С.В. Проблемы изучения канонического ритуального действия на примере создания песочных мандала// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2013. № 4. С. 16-22. 0,38 а.л.

13.Курасов С.В. Буддизм махаяны и ваджраяны как концептуальная основа содержания тибетского искусства. Перспективы науки. 2013. № 11. С. 50-53. 0,25 а.л.

14.Курасов С.В. Тибетская живопись в жанре танка: технология изготовления. Перспективы науки. 2013. № 12. С. 61-63. 0,3 а.л.

15.Курасов С.В. Иконография, технология и символика металлической скульптуры Тибета. Глобальный научный потенциал. 2013. № 12. С. 40-44. 0,32 а.л.

16.Курасов С.В. Ритуальная символика и структура ступы как пограничного объекта между архитектурой и скульптурой. Российский научный журнал. 2013. № 6. С. 80-83. 0,3 а.л.

Статьи и тезисы

1.Курасов С.В. Самобытность художественного содержания образа жилой среды народов Юго-Восточной Азии // Алхимия путешествий. 2006. №3. 0,4 а.л.

2.Курасов С.В. Наивное искусство в формировании образа. Жилища народов колыбельных цивилизаций // Технология строительства. 2006. № 9. 0,5 а.л.

3.Kurasov S. Il mito del Tibet nella cultura artistica russa // Verso Oriente – Tendenze Orientaliste e arte russa fra Otto e Novecento. Napoli, 2011. (Курасов С.В. Тибетский миф в русской культуре // Тенденции ориентализма в русской культуре: Тезисы международной конференции, Неаполитанский университет, 12-13 декабря 2011 г. Неаполь, 2011). 0,1 а.л.

4.Курасов С.В. На пути к иконологическому исследованию искусства Тибета // Строгановские чтения-2012. Искусство, наука, технология и проблемы художественно-промышленного образования: тезисы межвузовской научной конференции, ФГБОУ ВПО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строгангова», 15-16 марта 2012 г. М.: Редакционно-издательская группа МГХПА им. С.Г.Строганова, 2012. С. 39-41. 0,18 а.л.

5.Курасов С.В. К проблеме сложения принципов пространственной организации предметной среды. Формы, духовные смыслы и образы в архитектуре Тибета // Исторические традиции и формы художественно-образного и пространственно-средового взаимодействия архитектуры, дизайна и декоративно-прикладного искусства: Коллективная монография. М., МГХПА им. С.Г. Строганова, 2012. С. 36-43. 0,43 а.л.

6.Курасов С.В. Символизм и проблемы интерпретации художественной культуры Тибета // Символизм как художественное направление: взгляд из XXI века: Сборник материалов конференции «Символизм как художественное направление: взгляд из XXI века», М., 16-19 апреля 2012, МГХПА им. С.Г. Строганова, Государственный институт искусствознания. М.: Государственный институт искусствознания, 2013. С. 398-407. 0,45 а.л.

7.Курасов С.В. Иконология и проблемы интерпретации канонического искусства // Актуальные проблемы искусствознания. Дизайн, декоративно-прикладное, монументально-декоративное и изобразительное искусство, архитектура: сб. тезисов научной конференции от 26 апреля 2013 г. М.,МГХПА им. С.Г. Строганова, 2013. 0,3 а.л.

8.Курасов С.В. Традиционная архитектура Тибета. Структура бытовых построек: материал, элементы, особенности планировки // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. 2013. № 10 (апрель-май). 0,35 а.л.

9.Курасов С.В. Преходящее как жанр: особые виды изобразительного искусства Тибета. Культура и цивилизация. 2013. № 5-6. С. 61-70. 0,25 а.л.

10.Курасов С.В. Тибетский буддизм как преемник индийской традиции буддизма. Язык. Словесность. Культура. 2013. № 6. С. 12-19. 0,2 а.л.

11.Курасов С.В. История исследования искусства Тибета до китайского завоевания. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2013. № 6-6. С. 67-95. 1,2 а.л.