- В России накануне реформ 1860-х гг. существовали две полярные друг другу историко-культурные реалии: народная и элитная, дворянская. Между ними лежала громадная пропасть, в преодолении которой и состояла одна из задач реформ в социокультурном контексте. При этом наибольшему воздействию подверглась народная составляющая формирующегося культурно-образовательного пространства российской провинции.
- Именно в связи с последовавшими за 1861 годом реформами начинают оформляться основные структурные компоненты культурно-образовательного пространства страны: складывается система народного образования как школьного, так и внешкольного; получают организованное развитие многие социокультурные практики: библиотеки, книжные склады и магазины, музеи, театры, просветительские общества и пр. Тем не менее, истоки и начало формирования основных тенденций развития большинства культурно-образовательных институтов следует искать в предшествующем реформам периоде.
- В предшествующую реформам эпоху были заложены также основы взаимоотношений в сфере культурно-образовательной деятельности православного ведомства и светских институтов. Приемниками последних стали учрежденные в 1864 году земские органы самоуправления, активно включившиеся в культурно-образовательный процесс.
- Одна из ведущих ролей в формирования культурно-образовательного пространства российской провинции во второй половине XIX - начале ХХ вв. принадлежала земским органам самоуправления и Русской Православной церкви в лице ее епархиальных структур, которые оказались тесно связанными друг с другом в этом процессе.
- Именно характер взаимоотношений православного ведомства и земских учреждений на протяжении всего исследуемого периода определяющим образом влиял на динамику культурно-образовательных процессов в земских губерниях Российской империи.
- Исходя из определения взаимодействия, как процесса непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга в ходе осуществления ими социальных действий, составляющие культурно-образовательное пространство компоненты можно структурировать по степени корреляции субъектов, каковыми в данном исследовании являются земство и Русская Православная церковь - от прямых действий и обмена информацией до обмена смыслами без активного прямого воздействия друг на друга.
- Одновременно существует прямая зависимость характера и форм взаимодействия епархиальных структур православной Церкви и земских учреждений от степени их включенности в ту или иную сферу культурно- образовательного процесса: чем она сильнее, тем более активный характер принимают взаимоотношения Церкви и земства. Данное наблюдение убедительно просматривается на примере развития начального народного образования в провинции, где установлены наиболее тесные контакты Церкви и земства, и одновременно имели место наиболее ярко выраженные конфликтные ситуации.
- Сфера начального народного образования является структурообразующей во всей системе культурно-образовательного пространства российской провинции, базисом для возникновения и развития других культурно-образовательных практик, поэтому закономерно наибольшее внимание к ней всех участников культурно- образовательного процесса, включая государство, Русскую Православную церковь и земство.
- Взаимодействие земства и Церкви в области среднего образования можно отнести к категории отношений с низкой долей прямых контактов, наблюдавшихся главным образом по вопросу преподавания Закона Божьего и в единичных случаях обращений местных церковных структур к земским учреждениям за финансовой поддержкой своих средних учебных заведений.
- В области подготовки кадров преподавателей для начальной школы РПЦ и земство демонстрируют не только активную деятельность, но и стремление использовать положительный опыт друг друга.
- В таких сферах культурно-образовательного пространства как организация библиотек, народных чтений и распространение книг среди населения провинции наблюдается тесный контакт и взаимодействие земских учреждений и епархиальных структур православной церкви, особенно на уездном уровне. Несмотря на различные целевые установки, в данных направлениях деятельности у них наблюдаются идентичный алгоритм развития и схожие формы культурно-просветительских учреждений.
- В области организации музеев, народных театров, кинематографа, различных культурно-просветительских обществ взаимодействие между Церковью и земством осуществляется в основном на уровне личностных контактов их представителей. В данных сферах деятельности приоритет следует отдать частной и общественной инициативе.
- В процессе формирования культурно-образовательного пространства, любого его структурного компонента, будь то открытие начального училища, библиотеки или организация чтений для народа, большую роль играл личностный фактор. Присутствие активных личностей, священника или земского деятеля, всегда придавало процессу устойчивую положительную динамику.
- Нельзя отрицать имевших место противоречий в отношениях между РПЦ и земством в процессе осуществления ими культурно- образовательной деятельности, особенно заметных в области народного начального образования. В их основе - различия в мировоззрение и целевых установках. Между тем источники убедительно демонстрируют, что возникавшие конфликтные ситуации не были порождены участниками культурно-образовательного процесса, а, наоборот, они оказались втянутыми в него вследствие проводимой государством политики и вмешательства средств массовой информации, на страницах которых данный конфликт в основном и разворачивался, не затрагивая область практических взаимоотношений земских органов самоуправления и церкви.
1. Монякова О.А. Церковь и земство в формировании уездного образовательного пространства: историография вопроса // Федерализм. 2009. № 4. С. 161-170 (0,6 п.л.).
2.Монякова О.А. Организация начального образования в России во второй половине XIX – начале ХХ века (на материалах Владимирской губернии) // Федерализм. 2010. № 1. С. 195-208 (0,8 п.л.).
3.Монякова О.А. Культурно-образовательное пространство российской провинции 1860-е – 1917 год: структура и этапы формирования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 5. С. 245-255 (0,7 п.л.).
4. Монякова О.А. Первая межрегиональная научно- практическая конференция «Афанасьевские чтения» в Коврове // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия. История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. II:I (34). С. 145-148 (0, 25 п.л.).
5. Монякова О.А. Светское и духовное среднее образование в провинции в 1861-1917 гг. // Ученые записки Орловского государственного университета. 2011. № 11. С. 63-70 (0,5 п.л.).
6. Монякова О.А. Начальные школы при семинариях и училищах «девиц духовного звания» // Наука и школа. 2011. № 2. С. 138-140 (0,2 п.л.).
7. Монякова О.А. Нормативно-правовой механизм взаимоотношений Русской Православной Церкви и земства на религиозно-образовательном пространстве в провинции (1864-1917): исторический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3. Ч. III. С. 92-99 (0,4 п.л.).
8. Иванов Ю.А., Монякова О.А. Церковно-приходские попечительства и начальное народное образование в России в 1864- 1914 гг. // Вестник Тверского государственного университета. 2011. Вып. 4. Серия «История». С. 70-82 (0,8 п.л.).
9. Монякова О.А. Образовательные реалии провинциальной России накануне реформ 1860-х годов: духовный и светский аспекты (на материалах губерний Верхнего Поволжья) // Образование и общество. 2012. № 1. С. 100-106 (0,4 п.л.).
10. Монякова О.А. Нормативно-правовой механизм взаимоотношений Русской Православной Церкви и земства в области среднего образования в провинции (1864-1917): исторический аспект // Ученые записки Орловского государственного университета. 2012. № 1. С. 115-125 (0,7 п.л.).
11.Монякова О.А. Механизмы взаимодействия центральных и местных властей в решении церковно-школьных вопросов (1884-1917) // Преподаватель XXI век. 2012. № 3. С. 261-267 (0,4 п.л.).
12.Монякова О.А. Участие православной Церкви и земства в становлении начального народного образования в российской провинции (1864-1884): опыт взаимоотношений // Вестник Московского государственного областного университета. Серия. История и политические науки. 2012. № 4. С. 78-85 (0,5 п.л.).
13.Монякова О.А. Участие православной Церкви и земства в становлении начального народного образования в российской провинции в 1860-е годы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1. Ч. I. С. 138-143 (0,25 п.л.).
14. Монякова О.А. Церковные и светские библиотеки в российской провинции в середине XIX столетия (на материалах губерний Верхнего Поволжья) // Библиотековедение. 2013. № 1. С. 104-109 (0,4 п.л.).
15. Монякова О.А. Церковь, земство и организация начального образования в провинции в 1860-е годы // Российская история. 2013. № 2. С. 86-96 (0,7 п.л.).
2. Монографии
1. Монякова О.А. Исторические заметки о Коврове. Ковров: ООО НПО «Маштекс», 2003. 208 с. (13 п.л.).
2. Монякова О.А. «О местных делах и пользах»: деятельность земских учреждений в Ковровском уезде в 1866-1917 гг. // Ковровский музейный сборник. Вып. 1. Ковров, 2007. С. 5-78 (4,5 п.л.).
3. Монякова О.А. Культурно-исторические реалии провинциальной России накануне реформ 1860-х годов: светский и духовный аспекты (на материалах губерний Верхнего Поволжья). Шуя: Шуйский государственный педагогический университет, 2012. 186 с. (11,5 п.л.).
4. Монякова О.А. Земская и церковно-приходская школа в российской провинции: опыт взаимоотношений (1864-1917). Шуя: Шуйский государственный педагогический университет, 2012. 209 с. (13 п.л.).
3. Статьи и материалы
1.Монякова О.А. Подписка на первое посмертное издание сочинений А.С. Пушкина во Владимирской губернии // Рождественский сборник. Вып. VI. Ковров, 1999. С. 17-20 (0, 25 п.л.).
2.Монякова О.А. Писатель Н.И. Язвицкий. Новые факты биографии // Рождественский сборник. Вып.VI. Ковров, 1999. С. 23-27 (0,3 п.л.).
3.Монякова О.А. Шуйское и Ковровское земство: аспекты взаимоотношений // Провинциальный анекдот. Вып. V. Шуя, 2005. С. 97-99 (0,2 п.л.).
4. Монякова О.А. Ковровский библиограф генерала М.Д. Скобелева // Рождественский сборник. Вып. IX. Ковров, 2002. С. 28-34 (0,4 п.л.).
5. Монякова О.А. Яцунские //Рождественский сборник. Вып. Х. Ковров, Ковров, 2003. С. 168-176 (0,5 п.л.).
6.Монякова О.А. У истоков Ковровской интеллигенции // Рождественский сборник. Вып. XIII. Ковров, 2006. С. 4-12 (0,5 п.л.).
7.Монякова О.А. Страницы истории Ковровского музея // Рождественский сборник. Вып. XIV. Ковров, 2007. С. 3-24 (1,3 п.л.).
8. Монякова О.А. Офени: историография вопроса // Офенство – малоизученный пласт народной жизни России. Материалы научной краеведческой конференции. 8 октября 2008 г. Иваново, 2009. С. 15-23 (0,5 п.л.).
9. Монякова О.А. Хозяйственная практика земских учреждений (К 140-летию открытия земства в Ковровском уезде) // Материалы областной краеведческой конференции 14 апреля 2006 г. Т.1. Владимир, 2007. С. 45-52 (0,5 п.л.).
10. Монякова О.А. Вклад дворян Смирновых в становление и развитие земских учреждений Владимирской губернии // Материалы областной краеведческой конференции 20 апреля 2007 г. Т.2. Владимир, 2008. С. 132-137 (0,35 п.л.).
11.Монякова О.А. Уездные города Шуя и Ковров 1830-х годов в воспоминаниях А.П. Смирнова // Уездная старина. Вып. 6. Шуя, 2008. С. 79-81 (0,2 п.л.).
12.Монякова О.А. Доктор медицины Иван Степанович Шмидт – гласный Шуйского и Ковровского земства // Уездная старина. Вып. 6. Шуя, 2008. С. 75-78 (0,25 п.л.).
13. Монякова О.А. Роль церковно-приходских школ в формировании культурно-образовательного пространства российской провинции (1861-1917 гг.) // Человек и общество на рубеже тысячелетий. Международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Вып. XLVII. Воронеж, 2010. С. 190-202 (0,8 п.л.).
14. Монякова О.А. Сравнительный образ «учащего» церковно приходской и земской школ конца XIX века (по данным земской статистики) // Религии России: проблемы социального служения. Сб. материалов конференции. М. – Н.Новгород, 2011. С. 161-167 (0,4 п.л.).
15. Монякова О.А. Шуйское духовное училище в контексте реформы 1867 года // Провинциальный анекдот. Чтения по региональной казуальной истории. Вып. 8. Шуя, 2011. С. 32-37. (0,36 п.л.).
16. Монякова О.А. Святые земли Ковровской // Афанасьевский сборник. Вып. 1. Материалы 1-й межрегиональной научно-практической конференции «Религиозно-образовательная среда российской провинции». Ковров – Шуя, 2011. С. 80-93. (0,6 п.л.).
17. Монякова О.А. Культурно-образовательное пространство уездного города Коврова в 1861-1917 гг.: структура и этапы формирования // Рождественский сборник. Вып. XVIII. Материалы конференции «Российская провинция: история, традиции, современность. Ковров, 2011. С. 50-60. (0,5 п.л.).
18.Монякова О.А. Среднее светское образование в российской провинции накануне реформ 1860-х гг. (на материалах Верхневолжских губерний) // Научный поиск. 2011. № 2. С. 62-66. (0,4 п.л.).
19.Монякова О.А. Русская Православная Церковь и земство в формировании культурно-образовательного пространства российской провинции в начале ХХ века // Государство, общество, церковь в истории России ХХ века. Материалы Х Международной научной конференции. Иваново, 16-17 февраля 2011 г. Ч. 2. Иваново, 2011. С. 152-159 (0,5 п.л.).
20. Монякова О.А. Культурно-образовательное пространство Владимирской губернии накануне реформ 1860-х годов // Научный поиск. 2012. № 2. С. 51-54 (0,25 п.л.).
21. Монякова О.А. Система патроната в светской и церковной начальной школе (на материалах Владимирской губернии) //Сборник материалов II-й научно-практической конференции «Меценаты русской провинции: история и современность». Иваново, 16 февраля 2012 г. Иваново, 2012. С. 134-141 (0,5 п.л.).
22. Монякова О.А. Образцовые церковно-приходские школы (1884-1917) // История церковно-школьного строительства в России (XIX–начало ХХ вв.). Материалы международной научной конференции. Шуя, 21 сентября 2012 г. С. 96-100 (0,3 п.л.).
23.Монякова О.А. Церковная и земская системы подготовки учителей для начальной школы: сравнительный аспект (на материалах Владимирской губернии) // Русская Православная Церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX – начале ХХ вв. Материалы международной научной конференции. Шуя, 3 октября 2012 г. С. 81-90 (0,6 п.л.).
24.Монякова О.А. Народные чтения как фактор повышения культурно-образовательного уровня населения в конце XIX – начале ХХ вв.: законодательный аспект // Научный поиск. 2013. № 2.2. С. 57-58 (0,13 п.л.).