Научная тема: «АНГЛИЙСКИЙ ИСПОВЕДАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН 1980-2000 ГГ.»
Специальность: 10.01.03
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Художественная практика английского постмодернистского романа 1980-1990 гг., во многом ассоциируемого с поколением Мартина Эмиса, Джулиана Барнса, Кадзуо Исигуро, Иэна Макьюэна, Грэма Свифта, отмечена интересом к исповедальному «Я», страдающему и вопрошающему субъекту. Избранный ведущими писателями эпохи вектор движения в сторону отражения опыта и ранимости «Я» определяет значимый поворот от игровой (де)конструкции как философской и эстетической установки раннего постмодернизма к обнаружению эмоциональных и этических граней памяти и опыта «Я», обретающих самостоятельную ценность.
  2. «Воскрешение субъекта» в романах Эмиса, Барнса, Исигуро, Томаса, Макьюэна, Свифта не упраздняет эпистемологическое сомнение и не воссоздает целостный характер; напротив, субъект остается незавершенным для самого себя, вопрошающим об опыте страдания, непоправимости существования и возможности его осмысления.
  3. Исповедальность постмодернистского романа 1980-2000 гг., восходящая к исповедальному роману эпохи романтизма, демонстрирует предельную заостренность нескольких эстетических и структурно-тематических элементов жанрового облика исповедально-философского романа: обращение к травматическому и экзистенциальному опыту становится центральным эмоциональным переживанием и объектом тематизации; амбивалентная логика композиции повествования составляет основу парадоксального бегства повествователя от болезненного самораскрытия в диалогические рефлексии («лазейки» и «оглядки» М. Бахтина), подчас нацеленные на «самооговор» или «самооправдание» (П. Аксельм), «переписывание» (Ж. Деррида), театрализацию и «срывание масок» без обнаружения подлинного лица (П. Брукс); самосознание героя «живет своей незавершенностью, своей незакрытостью и нерешенностью» (М. Бахтин), бесконечно балансируя на гранях подлинной исповеди и откровенной фабрикации.
  4. Центральным звеном проблематики и художественной формы современного английского романа становится сюжет об открытии условности нарратива, бессильного перед опытом и ранимостью «Я». Эмоциональную и этическую неизбывность опыта утрат (как в романах Эмиса и Барнса), стыда и вины (как в романах Исигуро и Макьюэна) всегда сопровождает признание экзистенциальной хрупкости человеческого бытия, необратимой в слове исповедального воспоминания.
  5. В романах исследуемых нами авторов избегание / обнажение болезненной правды личной истории исповедального героя осмысляется им в тесной связи с сокрытием / вынесением на публику травматических сюжетов истории (Холокост, утрата Британией имперского статуса) и современности (отчужденность общества тэтчеристской и посттэтчеристской эпохи; деградация городов; угроза ядерной катастрофы и пр.). Любая историческая модель, поданная как нарратив (часто ненадежного) исповедального повествователя, превращает постмодернистский текст в эмоционально и этически заряженную рефлексию о личном и историческом опыте как травме, сопротивляющейся вербальному (как правило, идеологическому) конструированию.
  6. Связная интерпретация современного исповедально-философского романа в той или иной степени соотносится с наблюдениями над его жанровой поэтикой, сочетающей приемы саморефлексии как эскапистского ресурса и лейтмотивной связности как способа исповедального самообнажения. Двойничество персонажей, избранная композиция монтажа воспоминаний, маркеры ненадежности повествования, приемы mise-en-abyme, повествовательный металепсис, парадоксальность как риторическая стратегия и другие приемы, ассоциируемые с постмодернистским саморефлексивным инструментарием, функционируют как знаки бегства повествователя от завершенной концепции «Я» и признания опыта. С другой стороны, выявление лейтмотивных парадигм в повествовании позволяет обнаружить специфическую манифестацию подлинности и неизбывности травматического опыта, опровергающую его сознательное упразднение или переписывание в эстетизированной исповеди повествователя.
  7. Рассмотрение английского романа 1980-2000 гг. с точки зрения анализа художественных форм исповедально-философского вопрошания, провозглашающего поворот к «воскрешению субъекта» в английском постмодернизме, позволяет выявить единство философско-эстетических и структурно-тематических элементов его жанровой поэтики на современном этапе, что предполагает возможность его связной интерпретации.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК

1.Джумайло, О. А. За границами игры: английский постмодернистский роман. 1980-2000 гг. / О. А. Джумайло // Вопросы литературы. – 2007. – № 5. – С. 5-45. (2 п.л.)

2.Джумайло, О. А. «Железная леди» в зеркале современной английской прозы / О. А. Джумайло // Научная мысль Кавказа. – 2008. – № 4. – С. 76-82. (0,5 п.л.)

3.Джумайло, О. А. «Органическая» жертвенность: мотив трансплантации сердца в современной зарубежной прозе / О. А. Джумайло // Научная мысль Кавказа. – 2009. – № 3. – С. 83-90. (0,5 п.л.)

4.Джумайло, О. А. Де/гуманизация: постмодернистские исторические рефлексии и образ Холокоста в «Стреле времени» М. Эмиса / О. А. Джумайло // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории: Институт всеобщей истории РАН. – М.: КРАСАНД, 2009. – Вып. 29. – С. 350-366. (0,4 п.л.)

5.Джумайло, О. А. Против сентиментальности: Иэн Макьюэн / О. А. Джумайло // Вопросы литературы. – 2010. – № 6. – С. 242-260. (0,8 п.л.)

6.Джумайло, О. А. Двойничество персонажей как ресурс постмодернистской исповедальности: роман Мартина Эмиса «Информация» / О. А. Джумайло // Вестник Пермского университета. – 2010. – № 6. – С. 163-171. (1,1 п.л.)

7.Джумайло, О. А. Простое сердце: Джулиан Барнс / О. А. Джумайло // Вопросы литературы. – 2011. – № 2. – С. 273-292. (0,8 п.л.)

8.Джумайло, О. А. Экзистенциальные парадоксы Джулиана Барнса: роман «Глядя на солнце» (1986) / О. А. Джумайло // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2011. – № 4. – С. 111-114. (0,5 п.л.)

9.Джумайло, О. А. Mise-en-abyme: автопортрет Рембрандта в исповедальном романе Джона Фаулза «Дэниел Мартин» (1977) / О. А. Джумайло // Известия ЮФУ. Филологические науки. – 2013. – № 1. – С. 8-16. (0,8 п.л.)

10.Джумайло, О. А. Нарцисс в поисках жанра: исповедальный роман Мартина Эмиса «Беременная вдова» / О. А. Джумайло // Ярославский педагогический вестник. Том I (Гуманитарные науки). – 2012. – № 1. – С. 269-273. (0,5 п.л.)

11.Джумайло, О. А. Специфика романной исповедальности / О. А. Джумайло // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2012. – № 2. – С. 95-100. (0,8 п.л.)

12.Джумайло, О. А. Экзистенциальный опыт и границы литературной саморефлексии в романе М. Эмиса «Записки о Рейчел» / О. А. Джумайло // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 3. – С. 233-237. (0,5 п.л.)

13.Джумайло, О. А. Поэтика переписывания в романе Томаса де Квинси «Исповедь англичанина, употреблявшего опиум» / О. А. Джумайло // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Филология. Журналистика». – 2012. – № 4. – С. 46-53. (0,8 п.л.)

14.Джумайло, О. А. «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского в истории зарубежного исповедально-философского романа / О. А. Джумайло // Известия ЮФУ. Филологические науки. – 2013. – № 1. – С. 74-87. (0,8 п.л.)

15.Джумайло, О. А. Трансформация жанра исповедально-философского романа в истории западноевропейской литературы / О. А. Джумайло // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – № 2. – С. 40-44. (0,5 п.л.)

16.Джумайло, О. А. Сильвия Зассе. Яд в ухо: исповедь и признание в русской литературе / О. А. Джумайло // Вопросы литературы. – 2012. – № 6. – С. 472-475. (0,3 п.л.)

Монография

17. Джумайло, О. А. Английский исповедально-философский роман 1980- 2000: Монография / О. А. Джумайло. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2011. – 320 с. (20,6 п.л.)

Статьи, опубликованные в других изданиях

18.Dzhumailo, O. «Never-Let-Me-Go» Wounds: Leitmotifs in Kazuo Ishiguro’s Novels / O. Dzhumailo; eds. by Ch. Bimberg, I. Volkov // Textual Intricacies: Essays on Structure and Intertextuality in Nineteenth and Twentieth Century Fiction in English. – Trier: WVT Wissenschaftlicher Verlag Trier, 2009. – 208 p. – P. 73-103. (2 п.л.)

19.Jumailo, O. English confessional and philosophical novel / O. Jumailo // Footpath = Тропа. Пермский государственный национальный исследовательский университет. – 2011. – № 5. – С. 61-72. (0,4 п.л.)

20.Джумайло, О. А. Город как палимпсест в романе Питера Акройда «Хоксмур» (1985) / О. А. Джумайло // Symbоlika Form Artystcznych w Europejskiej tradycji kulturowej: zdodla, funkcje, aktualizacja i redukcja. – Sciedlce, 2012. – P. 87-93. (0, 3 п.л.)

21.Джумайло, О. А. Мотив «разъятия на части» в смысловой структуре романа Кадзуо Исигуро «Не оставляй меня» / О. А. Джумайло // «Образ мира, в слове явленный…»: Сборник в честь 70-летия профессора Ежи Фарыно. – Sciedlce: Instytut Filolgii Polskiej i Lingwistyki Stosowanej, 2011. – С. 593-604. (0,8 п.л.)

22.Джумайло, О. А. «Историография» раны в романе Д. М. Томаса «Белый отель» (1981) / О. А. Джумайло // Литература в диалоге культур – 10: Материалы заочной международной научной конференции. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. – С. 56-63. (0,4 п.л.)

23.Джумайло, О. А. Война и насилие в романе Иэна Макьюэна «Искупление» (2001) / О. А. Джумайло // Литература и война: век двадцатый. Сборник статей к 90-летию Л. Г. Андреева. – Москва: МАКС Пресс, 2013. – С. 286-294. (0,5 п.л.)

24.Джумайло, О. А. Исповедальная саморефлексия и онейрический кошмар: Темницы Дж. Пиранези в романе Томаса де Квинси «Исповедь англичанина, употреблявшего опиум» / О. А. Джумайло; ред. Н. Т. Пахсарьян // XVIII век: литература в эпоху идиллий и бурь – XVIIIe siècle la littérature au temps des idylles et des tempêtes: Научный сборник. – М.: Экон-Информ, 2012. – С. 367-374. (0,5 п.л.)

25.Джумайло, О. А. Феномен постмодернистской исповедальности в фильме Майкла Уинтерботтома «Тристрам Шенди: История петушка и бычка» (2005) / О. А. Джумайло // Международный журнал исследований культуры. – 2012. – № 2. – С. 112-123. (1 п.л.)

26.Джумайло, О. А. Образ городского бродяги в романах Мартина Эмиса / О. А. Джумайло // Литература в диалоге культур – 9: Материалы заочной международной научной конференции. – Ростов-на-Дону: Foundation, 2011. – С. 58-61. (0,4 п.л.)

27.Джумайло, О. А. Исторический парк-музей как феномен конструирования национальной идентичности: современные стратегии проектирования идентичности в романе Дж. Барнса «Англия, Англия» / О. А. Джумайло // Cogito. Альманах истории идей. Выпуск 5. – Ростов-на-Дону: Foundation. 2011. – С. 169-180. (0,5 п.л.)

28.Джумайло, О. А. Ценности или импликации? Словарь Джулиана Барнса / О. А. Джумайло // Литература в диалоге культур – 8. Материалы конференции. – Ростов-на-Дону: Логос, 2010. – С. 50-52. (0,5 п.л.)

29.Джумайло, О. А. Сюжет воспоминаний в исповедальном романе / О. А. Джумайло // Память литературы и память культуры: механизмы, функции, репрезентации: Материалы Всероссийской научной конференции. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2009. – С. 38- 44. (0,4 п.л.)

30.Джумайло, О. А. Mise-en-abyme как постмодернистский ресурс исповедальности / О. А. Джумайло // Литература в диалоге культур – 7. Материалы межд. научной конференции (1-4 октября 2009 г.). – Ростов-на-Дону: НМЦ «Логос», 2009. – С. 227. (0,2 п.л.)

31.Джумайло, О. А. Экзистенциальные мотивы в романе Иэна Макьюэна «Цементный садик» / О. А. Джумайло // Литература в диалоге культур – 6. Материалы межд. научной конференции (1-4 октября 2008 г.). – Ростов-на-Дону: Логос, 2008. – С. 64-68. (0,5 п.л.)

32.Джумайло, О. А. Постмодернизм и / или исповедальность: английский роман 1980-2000 гг. / О. А. Джумайло // Литература в диалоге культур – 5. Материалы международной научной конференции (4-6 октября 2007 г.). – Ростов-на-Дону: Логос, 2007. – С. 64-66. (0,3 п.л.)

33.Джумайло, О. А. Мотив атомного апокалипсиса: документальное и художественное в английской прозе 1980-х / О. А. Джумайло // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сб. ст. и мат. междунар. науч. конф. (3-6 мая 2006 г.). – Казань: Изд-во Казанского ун-та. Казань, 2007. – С. 459-468.(0,6 п.л.)

34.Джумайло, О. А. Концепция истории в английском романе 1980-1990 гг. / О. А. Джумайло // Литература в диалоге культур – 4. Материалы международной научной конференции. – Ростов-на-Дону, 2006. – С. 113-122. (0,8 п.л.)

35.Джумайло, О. А. Пространственные мотивы в романе Кадзуо Исигуро «Художник уплывающего мира» / О. А. Джумайло // Художественный текст и текст в массовых коммуникациях: Материалы международной научной конференции. Вып. 3. Ч. 1. – Смоленск, 2006. – С. 71-83. (0,8 п.л.)

36.Джумайло, О. А. Мотивный анализ в исследовании исторической поэтики романа / О. А. Джумайло // Литература в диалоге культур – 3. Материалы международной научной конференции. – Ростов-на-Дону: Логос, 2006. – С. 82-94. (0,9 п.л.)

37.Джумайло, О. А. Время и нарратив в современном английском романе / О. А. Джумайло // Актуальные вопросы филологии. Теория и методика преподавания иностранных языков. Вып. 2. Межвузовский сборник научных статей. – Ростов-на-Дону, 2006. – С. 110-121. (0,9 п.л.)

38.Джумайло, О. А. Концепция английской сдержанности в романе Кадзуо Исигуро «Остаток дня» / О. А. Джумайло // Филология в системе современного университетского образования. Вып.8, Материалы научной конференции 21-22 июня 2005 года. – Москва, 2006. – С. 242-254. (0,9 п.л.)

39.Джумайло, О. А. Функции вещного мира в романах Кадзуо Исигуро / О. А. Джумайло // Pro=за 3. Предмет: Материалы к обсуждению. – Смоленск, 2005. – С. 67-70. (0,2 п.л.)

40.Джумайло, О. А. Поэтика целостности в зарубежном романе последнего двадцатилетия / О. А. Джумайло // Личность в современной научной парадигме. Материалы IX Научно-практической конференции вузов юга России. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 39-55. (0,9 п.л.)

41.Джумайло, О. А. Фрагментарность как концепт в романе К. Исигуро «Безутешные» / О. А. Джумайло // Художественный текст и текст в массовых коммуникациях – 2: Материалы международной научной конференции. Ч. 1. – Смоленск, 2005. – С. 69-76. (0,5 п.л.)

42.Джумайло, О. А. Функции интертекстуальности в романе К. Исигуро «Смутные очертания холмов» / О. А. Джумайло // Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Межвузовский сборник научных статей. Ч. 2. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 39-55. (0,9 п.л.)

43.Джумайло, О. А. Музыка в романе К. Исигуро «Безутешные» / О. А. Джумайло // Литература в диалоге культур – 2: Материалы международной научной конференции. – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 216-230. (0,8 п.л.)

44.Джумайло, О. А. К вопросу о мировоззренческих эмоциях в зарубежном постмодернистском романе / О. А. Джумайло // Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре: Сборник научных статей. – Волгоград, 2004. – С. 205-211. (0,5 п.л.)

45.Джумайло, О. А. «Игра» и «смерть» в современном английском романе / О. А. Джумайло // Человек в мире культуры: рефлексия и саморефлексия. Материалы международного симпозиума. – Рязань, 2004. – С. 167-173. (0,5 п.л.)

46.Джумайло, О. А. «Память жанра»: современные зарубежные модификации идейно-философского романа / О. А. Джумайло // Тезисы международной научной конференции «Поэтика прозы»: Строение текста. Синтагматика. Парадигматика. – Смоленск, 2004. – С. 131-134. (0,2 п.л.)

47.Джумайло, О. А. Мотив и цикличность в современном английском романе / О. А. Джумайло // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Т. 2. – Москва, 2003. – С. 212-216. (0,4 п.л.)

48.Джумайло, О. А. Функции времени и пространства в романе Г. Свифта «Водоземье» / О. А. Джумайло // Пространственно-временные модели художественного текста. Сборник статей. – Самара, 2003. – С. 239-244. (0,3 п.л.)

49.Джумайло, О. А. Символическая функция мотива в современном зарубежном романе / О. А. Джумайло // История языкознания, литературоведения и журналистики как основа современного филологического знания: Материалы Международной научной конференции. – Ростов-на-Дону, 2003. – С. 35-36. (0,2 п.л.)

50.Джумайло, О. А. Специфика интертекстуальных связей: Т. Манн и И. Макьюэн / О. А. Джумайло // Литература в диалоге культур: Материалы международной научной конференции. – Ростов-на-Дону: Логос, 2003. – С. 80-86. (0,4 п.л.)