- Одним из организующих начал любого текста является авторская стратегия его создания, отражающая интенции автора. Активным средством вербального воплощения и выражения этой стратегии является модус - как эксплицированный, так и имплицитный.
- Рассмотренный на фоне сферных различий, модус дает основания утверждать, что любой автор, работающий в различных сферах и жанрах, прежде всего, в публицистической, научной и художественной сфере, с одной стороны, испытывает давление законов и традиций сферы и жанра, но, с другой стороны, стремится сохранить единство себя самого как создателя текста.
- Один из главных текстообразующих механизмов модуса состоит в том, что он способен создавать сложные модусные перспективы - логические, эмоциональные и выразительные линии, по которым из отдельного высказывания распространяются определенные модусные смыслы на определенные дистанции текста, решая задачи воплощения авторских интенций: оценки предметов и явлений, их достоверности или не достоверности, чаще - именно с точки зрения того или иного источника информации, кроме того, вообще прочертание линий нескольких разных источников информации; изменения предметов и явлений во времени и пространстве, сравнения их действительных и/или возможных состояний; линии самокомментирования автором композиции и содержания своего текста (метатекст в тексте) и т.д.
- Одна из текстообразующих ролей модуса - это создание автором сложных модусных структур. Они представляют собой отношения между линиями сложных модусных перспектив.
- Модус на пространстве текста имеет синтагматическую природу: он складывается в тексте в определенные перспективы как последовательности элементов модусов высказываний, по принципу соединения подобных качеств в синергетические комплексы и по принципу соединения - иногда похожих, иногда разных элементов, но ради некой единой цели, создания автором некоторого эффекта, который в процессе восприятия будет рационально или интуитивно зафиксирован адресатом.
- Модус на пространстве текста может иметь полевую природу: например, в художественном тексте изначально задано поле Образа, куда модус, так же как диктум, вкладывает свои элементарные знаки и смыслы, чтобы уже на выходе создать Образ как цельную вещь. Так же в научном тексте - задается поле Концепции, или в публицистическом тексте - задается поле Позиции Автора по важной общественной проблеме. В публицистическом тексте могут работать имеющие природу поля рамки модуса - например, в первых же абзацах текста может быть задана рамка оценки - положительной или отрицательной - предмета речи, и отдельные модусы высказываний будут в этих рамках накапливаться, усиливая иллокутивную силу всего текста, и в конечном итоге привести к перлокутивному эффекту, то есть полному осознанию адресатом текста того, что эта оценка единственно правильная из возможных.
- Текстообразующую роль может выполнять как один модусный смысл, например, авторизации, так и комплексы модусных смыслов, наиболее тесно взаимодействующий - авторизационно-персуазивный. Взаимодействуют на пространстве текста смыслы одной модусной категории, например, квалификативной, и разных модусных категорий, например, квалификативный смысл персуазивности - с временными, локальными и персональными смыслами актуализационной модусной категории.
- Модусная составляющая текста оказывается важнейшим стилеобразующим моментом, опора на модус в тексте позволяет формировать портреты авторов, создающих тексты в разных сферах речи. Технология создания таких портретов аккумулирует все знания о модусе на пространстве текста и направлена в стилистику текста и авторскую стилистику.
1. Копытов О.Н. Модус на пространстве текста: монография. Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. ин-та искусств и культуры, 2012. 248 с. (11.45 п.л.).
2. Копытов О.Н. Модус и текст (к проблеме описания модуса текста): монография. Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. ин-та искусств и культуры, 2011. 100 с. (8,2 п.л.).
Учебные пособия
3.Копытов О.Н. Теория и практика массовой информации: курс лекций. Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. ин-та международ. отношений, 2013. 56 с. (2,3 п.л.).
4.Копытов О.Н. Литературное редактирование: конспект лекций. Владивосток: Изд-во Мор. гос. ун-та им. адмирала Г.И. Невельского, 2009. 38 с. (1,5 п.л.).
5.Копытов О.Н. Семиотика и лингвистика: учебное пособие. Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. ин-та искусств и культуры, 2008. 72 с. (3,4 п.л.).
6.Копытов О.Н. Русский язык и культура речи: курс лекций. Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. ин-та искусств и культуры, 2007. 56 с. (3,1 п.л.).
Научные статьи, опубликованные в ведущих российских изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных положений докторских диссертаций
7. Копытов О.Н. О сложных модусных перспективах // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2012. № 5. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. С. 174 – 182 (0,52 п.л.).
8. Копытов О.Н. «Квадрат авторизации» в художественном повествовании // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 1 (19). Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева, 2012. С. 268 – 273 (0,44 п.л.).
9. Копытов О.Н. Замечания об общефилологических методах анализа текста как источниках построения модусно-пропозициональных моделей текста // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 356. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2012. С. 23 – 29 (0,71).
10. Копытов О.Н. Авторское начало текста и типизированность коммуникации // Филология и человек. 2011, № 2. Барнаул: Изд-во Алтай. гос. ун-та, 2011. С. 48 – 58 (0,66 п.л.).
11.Копытов О.Н. Метод лингвистического автопортрета (на примере исследования модуса текста) // Вестник Военного университета. 2011. № 3 (27). М.: Изд-во Воен. ун-та, 2011. С. 89 – 93 (0,4 п.л.).
12.Копытов О.Н. О фундаментальных категориях текста // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Серия Филология. 2011. № 3 (15). Иркутск: Изд-во Иркут. гос. лингвист. ун-та, 2011. С. 149 – 157 (1 п.л.).
13.Копытов О.Н. Модус публицистического текста // Политическая лингвистика. 2011, № 1 (35). Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2011. С. 224 – 230 (0,8 п.л.).
14.Копытов О.Н. Образ автора и авторское начало: разграничение и области применения понятий // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 334. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2010. С. 11 – 14 (0,5 п.л.).
15. Копытов О.Н. Авторское начало текста и границы жанра // Вестник Новгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 52. Великий Новгород: Изд-во Новгород. гос. ун-та, 2009. С. 52 – 54 (0,5 п.л.).
16. Копытов О.Н. Модус – в школу // Русский язык в школе. 2008. № 8. М., 2008. С. 34 – 37 (0,7 п.л.).
Статьи и материалы конференций в прочих изданиях
17. Копытов О.Н. Образ лектора – образ автора // Акмеология профессионального образования: материалы 10-й научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. профессионально- педагогического ун-та, 2013. С. 78 – 81 (0,22 п.л.).
18. Копытов О.Н. О модусе текста // Moderni vymoženosti vèdy – 2013: Materialy IX Mezinarodni vèdecko-prakticka konference. 27 ledna – 05 unora 2013 roku. Dil 43. Filologicke vědy: Publishing House «Education and Science» s.r.o. Praha, 2013. С. 34 – 36 (0,2 п.л.).
19.Копытов О.Н. Сложные модусные перспективы как инструмент анализа текста (на примере публицистического) // Вторые Ознобишинские чтения: сборник материалов. Инза; Самара, 2012. Т. 2. С. 56 – 61 (0,5 п.л.).
20.Копытов О.Н. Глазами лингвиста // «…И ропщет мыслящий тростник». Слово как фрагмент религиозного самосознания. Апология искупления: выбранные статьи, трактаты, послания, эссе / Юрий Кабанков. – Владивосток: Изд-во Дальневосточ. федер. ун-та, 2012. Ч. 2. С. 648 – 658 (0,5 п.л.).
21.Копытов О.Н. О способах лингвистического обоснования кредо автора (модусный аспект) // Язык и социальная действительность. 2011, № 2. Красноярск: Изд-во Сибир. федер. ун-та, 2011. С. 73 – 80 (0,6 п.л.).
22.Копытов О.Н. Авторское «я» в публицистическом тексте: взгляд со стороны модуса // Семиозис и культура: от текста к реальности – от реальности к тексту: сборник научных статей. Выпуск 7. Сыктывкар: Изд-во Коми гос. пед. ин-та, 2011. С. 302 – 304 (0,23 п.л.).
23.Копытов О.Н. Эмотивно-волюнтативный модус в газетном тексте (наблюдения над модусными словами конечно, естественно, разумеется, несомненно, безусловно, бесспорно) // Лингвистические идеи В.А. Белошапковой и их воплощение в современной русистике: коллективная монография / сост., отв. ред. Л.М. Байдуж. Тюмень: Мандр и Ка, 2010. С. 200 – 210 (0,7 п.л.).
24.Копытов О.Н. Журналистское образование и обучение в России (на примере Хабаровского края) // Roles of Communication for Better Understanding and Cooperation between Russia and Korea (О роли СМИ и коммуникации для развития взаимопонимания и кооперации между Республикой Корея и Российской Федерацией): материалы Международной конференции 11 июня 2010 г. в ДВГУПС. Seoul, 2010. С. 13 – 27 (1 п.л.).
25.Копытов О.Н. Еще раз о глобальных категориях и определении текста // Языковые измерения: пространство, время, концепт: материалы IV Международной научной конференции по актуальным проблемам теории языка и коммуникации / Военный ун-т Минобороны России, ф-т иностранных языков (Москва, 2 июля 2010 г.). М.: ЗАО «Книга и бизнес», 2010. Том II. С. 168 – 176 (0,5 п.л.).
26.Копытов О.Н. Метод экспликации модусных смыслов в тексте // Актуальные задачи лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации: сборник научных трудов / под ред. доцента Е.П. Сосниной. Ульяновск: Изд-во Ульянов. гос. техн. ун-та, 2010. С. 36 – 40 (0,3 п.л.).
27.Копытов О.Н. «Ключ персональности» в художественной прозе // Современные наукоёмкие технологии. 2009. № 2. М., 2009. С. 25 – 29 (0,4 п.л.).
28.Копытов О.Н. Смерть романа // Сихотэ-Алинь – 2008. Владивосток: Изд-во Мор. гос. ун-та им. Г.И. Невельского, 2009. С. 140 – 143 (0,3 п.л.).
29.Ерофеев Е.А., Копытов О.Н. «Большая Сибирь» против Москвы: авторский модус литературной проекции // Актуальні проблеми слов’янської
філології. Серія: Лінгвістика і літературознавство: Міжвуз. зб. наук. ст. 2009. Вип. XXII. Бердянськ: Изд-во БДПУ. С. 243 – 255 (1,2 / 1 п.л.).
30. Копытов О.Н. Образ автора и модусное авторское начало: перспективы развития понятий // Я и Другой в пространстве текста: сборник научных трудов / Перм. ун-т в Любляне. Пермь; Любляна, 2007. С. 149 – 154 (0,3 п.л.).
31. Копытов О.Н. Наблюдения над поворотом «ключа персональности» в положение 2-го лица в художественной прозе // В.А. Богородицкий: научное наследие и современное языковедение: труды и материалы международной научной конференции (Казань, 4 – 7 мая 2007 г.). Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та им. В. И. Ульянова-Ленина, 2007. Т. 1. С. 230 – 232 (0,3 п.л.).
32. Копытов О.Н. О категоризации авторского начала в художественном тексте // Художественно-эстетическое образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы Межрегиональной научно-практической конференции 28 – 30 марта 2007 г. Хабаровск: Изд-во КНОТОК; ДВГНБ, 2007. Т. 3. С. 161 – 163 (0,3 п.л.).
33. Копытов О.Н. О модусно-диктумной дихотомии как разделе предмета «Русский язык» в школе» // Школьное филологическое образование в современных условиях: содержание, технологии, учебно-методическое обеспечение: материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Биробиджан: Изд-во Обл. ин-та упр. образованием, 2007. С. 39 – 41 (0,3 п.л.).
34. Копытов О.Н. Основные особенности языка рекламы // Рекламодатель. 2006. № 58. М., 2006. С. 12 – 14 (0,3 п.л.).
35.Копытов О.Н. Авторское «ты» как лингвохудожественный прием // Проблемы функционирования русского языка в республике Армения: материалы Международной научной конференции 6 – 7 ноября 2006 г. Ереван: Лингва, 2006. С. 31 – 32 (0,1 п.л.).
36.Копытов О.Н. Концепт «терроризм» в свете модуса именования // Международный терроризм: внутренняя структура понятия и его роль в политическом дискурсе: сборник научных трудов. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2005. С. 55 – 59 (0,3 п.л.).
37.Копытов О.Н. Взаимодействие модусных смыслов авторизации и персуазивности в научном тексте // Русский литературный язык сегодня: проблемы и перспективы: материалы региональной научной конференции 20 – 21 марта 2003 г. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомол.-на-Амуре гос. пед. ун-та, 2004. С. 40 – 48 (0,6 п.л.).
38.Копытов О.Н. Проблематическая дискурсивная функция некоторых русских частиц // Материалы 42 итоговой научной конференции. Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. пед. ун-та, 1996. С. 13 – 15 (0,1 п.л.).
39. Копытов О.Н. Взаимодействие квалификативных модусных смыслов в публицистическом тексте // Русский язык: прошлое, настоящее, будущее: материалы Всеросийской научной конференции. Сыктывкар: Изд- во Коми гос. пед. ин-та, 1996. Ч 1. С. 90 – 95 (0,1 п.л.).
40.Копытов О.Н. Рематическая минимализация как особенность речи в ситуации торговли на Центральном рынке г. Хабаровска // Русский язык: прошлое, настоящее, будущее: материалы Всероссийской научной конференции. Сыктывкар: Изд-во Коми гос. пед. ин-та, 1996. Ч 2. С. 64 – 65 (0,4 п.л.).
41.Копытов О.Н.,Черкес В.П. О структурах, представляющих «модус русской культуры» // Литература в контексте культуры: материалы научно-практической конференции 26 – 28 окт. 1994 г. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомол.-на-Амуре гос. пед. ун-та, 1995. С. 19 – 26 (0,4 / 0,3 п.л.).
42.Копытов О.Н. Текстообразующий метод Льва Шестова // Русская идея: исторический смысл и современное значение: тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. пед. унта, 1995. Ч. 2. С. 53 – 56 (0,1 п.л.).
43.Копытов О.Н. Семантика астрологического прогноза // Язык – культура – личность: материалы межвузовской научной конференции 23 мая 1995 г. Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. пед. ун-та, 1995. С. 27 – 30 (0,1 п.л.).
44.Копытов О.Н. О словоформе «люблю» // Материалы 41 итоговой научной конференции. Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. пед. ун-та, 1995. Ч. 3. С. 96 – 97 (0,1 п.л.).
45.Копытов О.Н. «Модус-агрегат» и «суперсмысл модуса» // Язык и человек: материалы межрегиональной конференции. Краснодар; Сочи: Изд-во Краснодар. гос. пед. ин-та, 1995. С. 73 – 74 (0,1 п.л.).
46. Копытов О.Н. Речевая характеристика протопопа Аввакума в жанре коммуникативного описания // Вс. Н. Иванов и культура России: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск: Изд- во Хабар. гос. пед. ин-та, 1993. С.13 – 17 (0,3 п.л.).
47.Копытов О.Н. К вопросу о понятии «актант» в системном описании // Материалы XXXIX научной конференции Хабаровского государственного педагогического института 3 – 5 февр. 1993 г.: тезисы докладов. Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. пед. ин-та, 1993. С. 111 – 112 (0,1 п.л.).
48.Копытов О.Н. Конверсивы со значением «передачи» (описание с привлечением сопоставительного материала) // Языковые контакты и проблемы преподавания языков в условиях дву- и многоязычия: материалы научной конференции 4 – 5 ноября 1992 г. – Бишкек: Изд-во Бишкек. гос. пед. ин-та рус. языка и литературы, 1992. С. 15 – 16 (0,1 п.л.).
49. Копытов О.Н. Двухместные конверсивы в полипропозитивных простых предложениях с причинными отношениями между пропозициями // материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава Бишкекского педагогического института русского языка и литературы. 28 – 29 апр. 1992 г. Бишкек: Изд-во Бишкек. гос. пед. ин-та рус. языка и литературы, 1992. С. 57 (0,1 п.л.).
Учебно-методические разработки
50.Копытов О.Н. Традиционное и новое в синтаксисе: программа и материалы спецкурса для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования. Хабаровск: Изд-во Хабар. краев. ин-та переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования, 2013. 68 с. (2,48 п.л.).
51.Копытов О.Н. Русский язык и культура речи: примерная тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению для студентов 1 курса дневного отделения специальности «Связи с общественностью» (учебно-методическая разработка): Изд-во Хабар. гос. акад. экономики и права, 2006. 22 с. (0,7 п.л.).