- выявлены специфические черты парадигмальной трансформации образования, обусловленные сменой типа цивилизационного развития, при котором нарождающееся «общество знания» принципиально меняет характер образования от дискретного к непрерывному; от воспроизводящего к производящему знание;
- определены особенности трансформации педагогического образования как социокультурного феномена, позволяющие преодолеть разрыв между рациональностью обучения и гуманитарностью образования;
- показаны основные методологические подходы к исследованию процессов трансформации педагогического образования, опирающиеся на различное понимание образования (от трансляции основ наук, до пространства развертывания сущностных сил человека);
- обозначены истоки появления и формы выражения основных философско-педагогических идей в процессе становления и развития социально-гуманитарного знания;
- выявлена специфика становления антропологического подхода в процессе развития российской педагогической действительности, опирающаяся на своеобразие русской философии;
- выделен хронологически и содержательно этап становления философской антропологии как самостоятельной сферы знания, тесно связанный с появлением педагогической антропологии;
- определены антропополого-гуманистические направления в российском педагогическом образовании по- разному трактующие способ взаимодействия педагогики как социализирующей деятельности и антропологии как человековедческого ядра ;
- выявлен антрополого-акмеологический преобразовательный потенциал профессионального педагогического образования в современной России;
- обоснованы контуры (культурные границы) образовательного пространства деятельностного становления антрополого-гуманистической профессионально-педагогической культуры;
- сформулирована концепция целостного человекоцентрированного подхода к профессиональному образованию социальных педагогов, построенная на интерпретации холистического принципа;
- разработана теоретическая модель индивидуализации профессионального образования социальных педагогов в сочетании с акмеологической направленностью профессионально-личностной позиции;
- обоснованы принципы системного проектирования педагогических условий и способов реализации философско-антропологического подхода в практике профессионального образования акмеологически ориентированных социальных педагогов.
1.Скуднова Т.Д. Философские основы антропологизации педагогического образования. Монография. Ростов-н/Д, изд. СКНЦ. 2007. - с. 352 (18,5 п.л.).
2.Скуднова Т.Д. Психолого-педагогические аспекты социализации личности. Колл. монография. Совм с Молодцовой Т.Д., Гурой В.В. и др. Таганрог, 2006-с.179 Глава 3. Теория и практика педагогической социализации молодежи.(2,2 п.л.)
3.Скуднова Т.Д. Компетентностный подход в подготовке социальных педагогов. Колл. монография. Совм. с Гурой В.В., Целых М.П. и др. Таганрог, 2008.- с.227. Глава 1. Антропологический подход в профессиональном образовании (3,5п.л.)
Статьи, опубликованные в изданиях Перечня ВАК
Минобрнауки России:
4.Скуднова Т.Д. Антропологический подход к профессиональной подготовке специалистов // Известия ТРТУ №2. Гуманитарные науки в современном мире. - Таганрог, 2006., с. 159-167. (0,4 п.л.).
5.Скуднова Т.Д. Теоретико-методологические основы профессионального образования социальных педагогов. // Научная мысль Кавказа. Спецвыпуск №1. - Ростов-н/Д, 2006. С. 49-53. (0,3 п.л.)
6.Скуднова Т.Д. Философская антропология - методологическая основа педагогического образования. // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2006. - №10. С. 23-29 (0,4 п.л.).
7.Скуднова Т.Д. Философско-антропологический подход к профессиональному педагогическому образованию. // Научная мысль Кавказа. Ростов-н/Д, 2006. - №6. С. 72-76. (0,4 п.л.).
8.Скуднова Т.Д. Акмеологический аспект профессионального образования социальных педагогов. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Спецвыпуск, 2006. С. 70-73. (0,4 п.л.).
9.Психолого-педагогическая поддержка профессионального саморазвития в системе лицей-вуз. // Преподаватель XXI век. - №3. - 2006. – с.55-60 (0,2 п.л.).
10.Скуднова Т.Д. Акмеологический подход в профессиональном педагогическом образовании. Акмеология №3, 2007 с. 17-21 (0,4 п.л.)
11.Скуднова Т.Д. Социально-философский анализ трансформации педагогического образования. Социально-гуманитарные знания. №12, 2008
12.Скуднова Т.Д. Философско-антропологические основания трансформации социально-педагогического образования. Вестник АГУ. Выпуск 8. Майкоп, 2008 с. 28-35.
13.Скуднова Т.Д. Философско-антропологический фундамент современного педагогического образования. Философия права. РЮИ МВД России №6, 2008 с. 32-35
14.Скуднова Т.Д. Аксиологическая позиция личности как стратегическая цель образования. Вестник АГУ. Выпуск 1. Майкоп, 2008с. 34-39
15.Скуднова Т.Д. Образование как способ ценностно-смыслового самоопределения человека в культуре. Философия права №5 РЮИ МВД России , 2009.
Научные статьи, учебно-методические пособия
16.Скуднова Т.Д. Критерии определения уровня развития коллектива. // Москва АН ВИНИТИ № 5523, 1983. – 17 с. (0,9 п.л.).
17.Скуднова Т.Д. Применение ценностно-нормативной методики для определения уровня сформированности убеждений учащихся. // Методики изучения сформированности основ мировоззрения школьников. М., 1983. - С.23-39. (0,3 п.л.).
18.Скуднова Т.Д. О зависимости воспитательного влияния коллектива от уровня его сформированности. // Проблемы совершенствования воспитания студентов в вузе. Сыктывкар, 1984.- С.27-33. (0,5 п.л).
19.Скуднова Т.Д. О применении ценностно-нормативной методики в исследовании коллективистской направленности личности. // Методы исследования эффективности идейно-нравственного воспитания в школе. Ростов н/Д, 1985.- с. 124-129 (0,2 п.л.).
20.Скуднова Т.Д. Развитие навыков самостоятельной работы студентов. // Самостоятельная работа студентов. Новочеркасск, 1990.- с.53-65 (0,5 п.л.).
21.Скуднова Т.Д. Гуманистическая ориентация студентов педагогических вузов. // Становление личности учителя-профессионала. Ставрополь, 1993.- С. 65-66 (0,1 п.л.).
22.Скуднова Т.Д. Формирование у студентов педвузов умений самостоятельной работы. // Самостоятельная работа студентов педвузов. Опыт и проблемы. Армавир, 1993.- С.126-127 (0,1 п.л.).
23.Скуднова Т.Д. Молодцова Т.Д. К проблеме формирования профессионально-гуманистической позиции будущего учителя. // Материалы международной научно-практической конференции «Педагогическое образование для XXI веке» М., 1994.-С. 15-17 (0,2 п.л.) (80% авт.уч.).
24.Скуднова Т.Д. Становление гуманистической педагогической позиции педагога. // Проблемы качества и гуманизации образования. М., 1996.- С.34-35 (0,2 п.л.).
25.Скуднова Т.Д. Формирование гуманистической направленности личности будущего социального педагога. // Материалы XXXIX научно-практ. конференции ТГПИ. Таганрог, 1996.- С.27-32 (0,5 п.л.).
26.Скуднова Т.Д. Педагогическая культура учителя - воспитателя. // Развитие личности в образовательных системах. Волгоград, 1997.- с.7 (0,1 п.л.).
27.Скуднова Т.Д. Гуманистическая ориентация современного социального педагога. // Развитие личности в образовательных системах. Пятигорск, 1998.- с.26 (0,1 п.л.).
28.Скуднова Т.Д. Духовная культура современного педагога. // Материалы науч.-практ. конференции. Ростов н/Д, 1999.- с.59-61 (0,1 п.л.).
29.Скуднова Т.Д. Становление профессионально-педагогической позиции студентов в процессе образования. // I Всероссийская научно-практ. конференция МУ ВМУ «Образование - основной фактор развития культуры и духовности человека». Волгодонск, 1999.- с. 67. (0,5 п.л.).
25.Скуднова Т.Д. Опыт допрофессиональной подготовки социальных педагогов. // Журнал «Таганрог: Мир образования», № 4 1999.- с.50-52. (0,1 п.л).
26.Скуднова Т.Д. Педагогическое образование как гуманитарная ценность в современной культуре. //XIX региональные психолого-педагогические чтения Юга России Ч.1, 2000.- с. 78 (0,5 п.л).
27.Скуднова Т.Д. Педагогическое образование как гуманитарная ценность в современной культуре. // II Всероссийская научно-практическая конференция МУ ВМУ Образование - основной фактор развития человека и общества. Волгодонск, 2000.- с.30-31 (0,1 п.л.).
28.Скуднова Т.Д. Возникновение и становление социально-педагогической теории и практики. // Теоретические и практические проблемы социальной педагогики. Таганрог: ТГПИ, 2001.- С.14-36. (1 п.л.).
29.Скуднова Т.Д. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности. // Теоретические и практические проблемы социальной педагогики. Таганрог, 2001.- С.95-102 (0,5 п.л.).
30.Скуднова Т.Д. Формирование профессиональной культуры будущих социальных педагогов. // Гуманитарная культура специалиста, Таганрог, 2001.- с. 27-38 (0,5 п.л.).
31.Скуднова Т.Д. Акмеологический подход к профессиональной подготовке социальных педагогов. //Мат. Науч.-практ. конф. «Проблемы научной и учебно-методической работы в системе проф. образования», Волгодонск, 2002.- С.49-50 (0,1 п.л.).
32.Скуднова Т.Д. Гуманизм как теоретико-методологическая основа профессиональной подготовки педагогов. // Тенденции развития гуманистической педагогики. Матер. межрегиональной науч.-пр. конф. ТГПИ, 2003.- С.94-96. (0,5 п.л.).
33.Скуднова Т.Д. Педагогическое наследие А.С.Макаренко сегодня. // Макаренковские чтения. Материалы III межвузовской научно-практ. конф. Волгодонск, 2003.- С.17-20. (0,25 п.л.).
34.Скуднова Т.Д., Ивченкова О.М. Проблемы социализации детей-инвалидов. // Проблемное детство: диагностика и коррекция. Таганрог, 2003.- С.112-118 (0,3 п.л.) (75% авт.уч.).
35.Скуднова Т.Д. Антропологический подход к проблеме подготовки социальных педагогов. // Повышение качества профессионального образования на основе его духовно-этической ориентации. Волгодонск, 2003.- С.43-45. (0,15 п.л.).
36.Скуднова Т.Д. Ромашева Н.В. Диагностика профессиональной направленности учащихся областного педагогического лицея (ОПЛ) // Теория и практика проведения социально-педагогического исследования. - Таганрог, 2004.- С. 7-15. (0,5 п.л) (50% авт.уч.).
37.Скуднова Т.Д. Подготовка творческой личности профессионала как социально-педагогическая проблема. // Развитие самостоятельности и творческой активности студентов в учебном процессе. Таганрог, 2005.- С. 73-77. (0,2 п.л.).
38.Скуднова Т.Д. Психолого-педагогическая поддержка личностного развития в сфере профессионального образования социальных педагогов. // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века». - Кисловодск, 2006. - С. 197-199. (0,1 п.л.).
39.Скуднова Т.Д. Теория и практика педагогической социализации студентов. // Психолого-педагогические аспекты социализации личности. Таганрог, 2006.- с. 120-142 (1п.л.).
40.Скуднова Т.Д. Аксиологический аспект профессиональной подготовки социальных педагогов. // Модернизация отечественного педагогического образования и проблемы студенчества. Волгодонск, 2006. - с. 41-46 (0,2 п.л.).
41.Скуднова Т.Д. Психолого-педагогическое образование: философско-антропологическая рефлексия.// Материалы II международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века». Кисловодск, 2007. - С. 74-76. (0,1 п.л.).
42.Скуднова Т.Д. Антрополого-акмеологические основы современного педагогического образования. Материалы 1У международной научно-практической конференции «Антропологические основы современного педагогического образования». Ставрополь, 2007 .c.27-32 ( 0,3 п.л.)
43.Скуднова Т.Д. Акмеологический аспект профессиональной подготовки социальных педагогов. Акмеология. Москва. 2007 №4.с. 37-42 ( 0,3 п.л.)
44.Скуднова Т.Д. Психолого-педагогическая поддержка личностного развития в сфере профессионального-педагогического образования. Известия Академии педагогических и социальных наук №12 Москва, 2008- С. 240-246 (0,5 п.л.).
45.Скуднова Т.Д. Философские основы антропологизации современного педагогического образования. «Диалог культур в изменяющейся России: исторический опыт региона и социокультурная реальность» Материалы межгрегиональной науч.практ. конф. . Ставрополь. 24-25 апреля 2008. с.101-103 ( 0,3 п.л.)
46.Скуднова Т.Д Социально-философские основания педагогического образования в России Сборник статей 5 Всероссийской научно-практической конференции «Философия отечественного образования: история и современность» Пенза, 2009 с. 73-75
47.Скуднова Т.Д. Акмеологические технологии актуализации личностно-профессионального роста. Международная научная конференция «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России». Кисловодск, 2009
48.Скуднова Т.Д. Философские основы антропологизации современного педагогического образования. «Диалог культур в изменяющейся России: исторический опыт региона и социокультурная реальность» Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Ставрополь, 2008
49.Скуднова Т.Д. Аксиолого-акмеологическая позиция как стратегическая цель образования студенческой молодежи. . Региональная научно-практическая конференция «Молодежь в современной социокультурной среде региона». Ставрополь, 2009.с. 134-139
50.Скуднова Т.Д. Воспитание активной позиции школьников. Книга для учителя. - Воспитание школьников. 1 глава - М., 1985. - с.8-48. (20% авт.уч.) ,( 2 п.л.)
51.Скуднова Т.Д. Методические рекомендации для оценки педагогической деятельности. Таганрог, 1987. - 10 стр.(2,4 п.л.).
52.Скуднова Т.Д. Основы педмастерства современного педагога. Уч.-метод. пособие Таганрог, 1997. - 29 с. (1,2 п.л.).
53.Скуднова Т.Д. 50 имен из истории отечественной социальной педагогики. Уч. пособие. Таганрог, 2000. - 117 стр. (5,8 п.л).
54.Скуднова Т.Д. Хоруженко К.М. Гуманистические традиции мировой социальной педагогики. Уч. пособие Таганрог, 2001. -176 с. (8,85 п.л.) (75 % авт.уч.).
55.Скуднова Т.Д. Основы педагогической деонтологии. Уч.-метод. пособие. Таганрог, 2002. -51 с. (2,6 п.л.).
56.Скуднова Т.Д. Педагогическая антропология. Уч. пособие. Таганрог, 2002. - 159 с. (10 п.л.).
57.Скуднова Т.Д. Еговцова Е.И. Человековедение. Уч.-метод. пособие. Таганрог, 2004. - 207 с. (13 п.л.) (75% авт.уч.).
58.Скуднова Т.Д. Профессионально-личностное развитие социального педагога. Уч.-метод. пособие. Таганрог, 2006. - 186 с. (9,3 п.л).
59.Скуднова Т.Д. Акме-тренинг профессионально-личностного саморазвития. Таганрог, 2007- 189 с. (9,5 п.л.)
60.Скуднова Т.Д. Акмеология. Аксиология.Антропология. Словарь-справочник современного педагогического образования. Таганрог, 2008 (4 п.л.)
61.Скуднова Т.Д. Развитие акмеологической культуры личности в образовании. Учебно-методическое пособие. Таганрог, 2009, 172 с. (7 п.л.)