Научная тема: «ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Ценностное самоопределение личности в литературном образовании - это сознательное определение себя относительно общекультурных ценностей с целью выявления и обоснования собственных ценностных ориентаций и установок. Психологический механизм ценностного самоопределения связан с движением личности от отражения смыслов к их порождению и принятию в качестве личностных ценностей. Экстраполяция деятельностного механизма ориентации личности в мире ценностей (поиск - оценка - выбор - проекция) как на познавательную, читательскую и литературно-творческую деятельность, так и на их методическую организацию - условие ценностного самоопределения учащихся в процессе литературного образования.
  2. Аксиологизация квалифицируется в исследовании, во-первых, как способ реализации аксиологической функции литературного образования в культурологическом контексте; во-вторых, как интегративная концепция ценностно ориентированного литературного образования, актуализирующая его ценностно-смысловую направленность и обеспечивающая результат образовательной деятельности. Базовой для литературного образования становится смыслоцентрическая парадигма, являющаяся метасистемой инновационной смысловой дидактики. Концепция аксиологизации литературного образования задает ценностно-смысловой вектор качественным изменениям всех компонентов его целостной системы (цели, принципы, условия, содержание, методы и формы обучения и диагностики), а также субъектов образовательной деятельности, предполагая свободу и вариативность конкретных тактических решений.
  3. В изменившейся социокультурной ситуации необходимо новое целеполагание воспитания в сфере литературного образования. Воспитательная цель - ценностное самоопределение учащихся в процессе освоения литературы через смыслопонимание и смыслопорождение, личностную рефлексию смыслов и ценностей искусства и своей жизни, что направлено на формирование творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.
  4. К методическим принципам литературного образования, ориентированного на ценностное самоопределение учащихся, относятся принципы его читательской направленности, аксиоцентризма, диалогизма, коммуникативно-деятельностного контекста литературного образования, его личностно-смысловой направленности.
  5. Педагогические условия ценностного самоопределения учащихся в литературном образовании - постановка ученика в позицию субъекта своего образования; наличие со-бытийной общности, связующей участников культурного диалога в литературном образовании; приоритет смыслообразования; рассмотрение диалога и полилога как основных методов представления ценностей; организация творческой деятельности учащихся; развитие рефлексивной позиции учащихся; возможность личностного выбора учащимися содержания и способов деятельности; наличие ценностно-развивающей образовательной среды; педагогика поддержки как способ управления литературным образованием. Комплекс методических условий включает формирование у учащихся мотивации чтения художественной литературы, ее изучения; актуализацию ценностно-смысловых аспектов изучения истории литературы, биографии писателя, теоретико-литературных понятий, а также анализа и интерпретации литературных произведений; использование разнообразных диалоговых, интерпретационных приемов, техник понимания, технологий, стимулирующих творческую деятельность учащихся; активизацию воображения, эмоционального отклика, значащего переживания, интеллектуальной и личностной рефлексии при изучении литературы, ее оценке; включение субъектного опыта читателей-школьников в литературное образование; использование вариативных форм самостоятельной деятельности (индивидуальных, групповых), возможность их выбора учащимися; использование многообразных каналов освоения учащимися литературы и искусства.
  6. В основу системы читательских умений, необходимых для ценностного самоопределения учащихся, положено представление о взаимодействии смысловых миров автора и читателя. Это умения:
    • определять ценностно-смысловые доминанты произведения и формы их выражения (проблематика, ценности автора, ценности героев, логика развития сюжета, композиции, особенности хронотопа, система образов, образы-символы, деталь, смысловые оппозиции и др.);
    • понимать смысл произведения (смыслопонимание: выявление «задач на смысл», решаемых автором, понимание авторской концепции художественного мира произведения на уровне идеи, понимание смыслов, определяемых авторским решением отдельных проблем произведения);
    • выражать личностное понимание смысла произведения, что проявляется в смыслопорождении (выбор позиции по отношению к художественному миру: сопричастность, соприсутствие; конкретизация в воображении прочитанного; выражение личностного переживания, в т.ч. «значащего»; открытие личностно значимых смыслов; соотнесение авторского смысла и своего, личностного);
    • выражать личностное отношение к произведению через рефлексию (оценка, выбор ценностей, ценностной позиции, соотнесение произведения с актуальным жизненным и культурным контекстами)
    • Будучи специальными, предметными, данные умения являются метапредметными.
  7. Необходимо формирование внутренних мотивов, которые побуждают к читательской деятельности, придают ей личностный смысл (мотивы эстетические, познавательные, деятельностные, мотивы творческой деятельности, личностные, социальные), поддерживает процесс ценностного самоопределения читателя- школьника.
  8. Аксиологизация «знаниевого» компонента содержания литературного образования предполагает:
    • актуализацию ценностного потенциала теоретико-литературных понятий, а также расширение круга изучаемых в школе теоретико-литературных и эстетических категорий («художественный мир писателя», «художественный мир литературного произведения», «ценность», «идеал»);
    • при изучении биографии писателя создание установки на осознание учащимися своей сопричастности художнику, на понимание знакомства с ним как Встречи, ведущей к диалогу о сущем с писателем и собственной личностью.
  9. Выделение содержательных единиц обучения и воспитания - духовных, бытийных смыслов и ценностей, являющихся «фокусом», «ценностной осью» курса литературы 9-11 классов, - позволяет зафиксировать в программах по литературе ценностно-смысловые доминаты художественного мира литературного произведения и доминанты поэтики, а также аксиологический диалог разных авторов.
  10.  Аксиологически ориентированный школьный анализ предполагает выявление ценностных установок автора, определяющих органическую целостность художественного мира произведения, и направлен на реализацию ценностного отношения ученика-читателя к произведению, его оценку.
  11. Концепция аксиологизации литературного образования системно реализуется и в выборе методов, приемов, технологий, организационных форм обучения литературе, ориентированных на ценностное самоопределение школьников. Диалог - взаимодействие позиций автора и читателя-школьника - является условием и базовым методом ценностного самоопределения учащихся в ходе школьного анализа литературного произведения. Приемы предкоммуникативной фазы анализа произведения направлены на актуализацию смыслов литературного произведения, сопряжение литературного и современного социального контекстов, личного жизненного опыта ученика. Традиционные и инновационные приемы, технологии анализа и интерпретации, стимулирующие со творчество, со-мышление, образную конкретизацию, со-переживание, «значащее» переживание, эмпатию, рефлексию, помогают освоить художественный мир произведения через «вживание, вчувствование», обнаружив в нем личностный смысл. В посткоммуникативной фазе анализа объективация читателем диалога с самим собой, личностного «опыта отношения» посредством итоговой интерпретации, осознания смысла как личностной ценности (оценка, рефлексия) становятся основным содержанием творческой деятельности читателя-школьника, включающей оценку, выбор, проекцию открытых смыслов.
  12. Принцип ситуативности предполагает наличие в образовательном процессе аксиологических ситуаций. Аксиологическая ситуация в литературном образовании - это спонтанно возникающая или организуемая учителем событийная ситуация смыслопорождения в процессе освоения литературы, сопровождающаяся актуализацией потенциальных ценностей культуры, их оценкой, сознательным выбором учащимися личностно значимых ценностей. Она разворачивается в режиме технологии образовательной ситуации и предполагает решение на разных этапах художественных аксиологических задач - установочных, аналитических и интерпретационных, рефлексивных.
  13.  Готовность учащихся к ценностному самоопределению является личностным результатом литературного образования, определившего его воспитательную цель. В качестве критериев определения уровня готовности выступают умения выбирать целевые и смысловые установки чтения, изучения художественной литературы; интерпретировать литературное произведение; выражать свое отношение к произведению, давать его оценку; соотносить литературу с собственным жизненным контекстом (рефлексия); видеть ценностные смыслы в явлениях литературы и жизненных ситуациях; совершать ценностный выбор и формулировать собственные ценностные ориентиры.
Список опубликованных работ
I. Монографии

1.Терентьева, Н.П. Концепция аксиологизации литературного образования: монография / Н.П. Терентьева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. – 352 с. (18 п.л.).

2.Терентьева, Н.П. О «духовной вертикали» школьных программ по литературе / Н.П. Терентьева // Духовность как антропологическая универсалия в современном литературоведении: коллективная монография по материалам Всероссийской научно-исследовательской конференции. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. – С. 32–36. (0,5 п.л.).

3.Терентьева, Н.П. Проблема мотивации читательской деятельности школьников в контексте современной социокультурной ситуации / Н.П. Терентьева // Чтение и литературное образование в информационном обществе. Коллективная монография по материалам Х научно-практической конференции «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» / Под ред. Е.С. Романичевой. – М.: Изд-во МГПИ, 2011. – С. 135–142. (0,4 п.л.).

4.Терентьева, Н.П. Об актуализации чтения и интерпретации литературных произведений школьниками / Н.П. Терентьева // Поддержка и развитие чтения: современные технологии и актуальные практики. Коллективная монография по материалам ХI научно-практической конференции «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» / Под ред. Е.С. Романичевой. Серия «Стратегии современного гуманитарного образования». Вып. 4. – М.: Изд-во МГПИ, 2012. – С. 24–29. (0,4 п.л.).

5.Терентьева, Н.П. Аксиологический потенциал литературного образования / Н.П. Терентьева // Чтение как искусство: герменевтический аспект: коллективная монография / сост. и науч. ред. Е.О. Галицких. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – С. 281–286. (0,4 п.л.).

II. Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах и изданиях для опубликования основных положений диссертаций

6.Терентьева, Н.П. Формула жизни Андрея Платонова / Н.П. Терентьева // Литература в школе. – 1995. – №2. – С. 72–75. (0,4 п.л.).

7.Терентьева, Н.П. Уметь любить человека / Н.П. Терентьева // Литература в школе. – 1997. – № 2. – С. 131–134. (0,3 п.л.).

8.Терентьева, Н.П. Школа научного поиска: исследовательская деятельность учащихся по литературе / Н.П. Терентьева // Русская словесность. – 2002. – № 2. – С. 25–30. (0,5 п.л.).

9.Терентьева, Н.П. Вечное возвращение: Школьники читают рассказ А. Платонова «Возвращение» / Н.П. Терентьева // Литература в школе.– 2005. – № 2. – С. 32–35. (0,5 п.л.).

10.Терентьева, Н.П. Художественный мир писателя как предмет школьного изучения / Н.П. Терентьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия 3. Филология. – 2005. – С. 300–307. (0,5 п.л.).

11.Терентьева Н.П. На пути к «Котловану» А.П. Платонова // Литература в школе. – 2008. – №6. – С. 23–27. (1 п.л.).

12.Терентьева, Н.П. Чтобы слово «не утрачивалось в своей глубине и ценности»: язык А.П. Платонова в школьном изучении / Н.П. Терентьева // Русский язык в школе. – 2009. – №6. – C. 20–24. (0,5 п.л.).

13.Терентьева, Н.П. Понятие «смысл жизни» в сознании читателей-старшеклассников / Н.П. Терентьева // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – №10. – С. 10–14.(0,4 п.л.)

14.Терентьева, Н.П. Воспитание в системе литературного образования: «век нынешний и век минувший» / Н.П. Терентьева // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 9. – С. 49–52. (0,4 п.л.).

15.Терентьева, Н.П. Школьный читательский блог как пространство диалога и ценностного самоопределения учащихся / Н.П. Терентьева // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 6. – С. 44–48. (0,4 п.л.).

16.Терентьева, Н.П. Ценностное самоопределение школьников при освоении биографии писателя / Н.П. Терентьева // Литература в школе. – 2011. – №10. – С. 22–24. (0,3 п.л.).

17.Терентьева, Н.П. Мотивация читательской и литературно-творческой деятельности старшеклассников / Н.П. Терентьева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 9. – С. 86–92. (0,4 п.л.).

18.Терентьева, Н.П. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по литературе: компетнтностный и аксиологический аспекты / Н.П. Терентьева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. – 2011. – №3 (3). – С. 90–93. (0,4 п.л.).

19.Терентьева, Н.П. Аксиологический аспект изучения в школе теоретико-литературных понятий / Н.П. Терентьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 12.2. – С. 221–228. (0,4 п.л.).

20.Терентьева, Н.П. Педагогические условия ценностного самоопределения учащихся в процессе литературного образования / Н.П. Терентьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – №1. – С. 188–196. (0,4 п.л.).

21.Терентьева, Н.П. Аксиологический подход к литературному образованию / Н.П. Терентьева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 8. – С. 81–85. (0,4 п.л.).

22.Терентьева, Н.П. Педагогические и методические принципы литературного образования, ориентированного на ценностное самоопределение учащихся / Н.П. Терентьева // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 8. – С. 80–84. (0,4 п.л.).

III. Учебные издания, учебно-методические пособия

23. Терентьева, Н.П. Чарльз Диккенс / Н.П. Терентьева // Литература Западной Европы: приложение к учебнику русской литературы 2-й половины ХIХ века. 11 класс. Под общ. ред. В.Г. Маранцмана. – Даугавпилс: Антарес, 1993. – С. 80–92. (0,5 п.л.).

24.Терентьева, Н.П. Внеклассная работа по литературе / Н.П. Терентьева // Методика преподавания литературы. Учебник для пед. вузов / Под. ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.– С. 256–279. (1 п.л.).

25.Терентьева, Н.П. Формула жизни Андрея Платонова: Учебное пособие / Н.П. Терентьева. – Киров, 1996. – 35 с. (1,5 п.л.).

26.Терентьева, Н.П. Внеклассная работа по литературе. Жизнь и творчество А.С. Пушкина: Учебное пособие / Н.П. Терентьева. – М: Владос, 1999. – 127 c. (8 п.л.).

27. Терентьева, Н.П. Методика преподавания литературы (1980–2000 гг.): библиографический указатель / Н.П. Терентьева. – М.: БМЦ, 2002. – 240 с. (12,6 п.л.).

28.Терентьева, Н.П. Россия – Франция: диалог культур в исследованиях учащихся / Сост. и общая ред. Н.П. Терентьевой. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2002. – 196 с. (11,2 п.л.).

29.Терентьева, Н.П. Литература в школе (1985–2003): тематический библиографический указатель для учителя-словесника (учебно-методическое пособие) / Н.П. Терентьева. – Челябинск: Взгляд, 2005. – 208 с. (12 п.л.).

30.Терентьева, Н.П. А.П. Платонов Разноцветная бабочка / Н.П. Терентьева // Программа литературного образования: 5–9 классы / под ред. В.Г. Маранцмана. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – С. 30. (0,1 п.л.).

31.Терентьева, Н.П. Чарльз Диккенс. Большие надежды / Н.П. Терентьева // Программа литературного образования: 10 – 11 классы / под ред. В.Г. Маранцмана. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – С. 71–72. (0,1 п.л.).

32.Терентьева, Н.П. Платонов в школе: книга для учителя / Н.П. Терентьева. – М.: Дрофа, 2008. – 156 с. (8,4 п.л.).

33.Терентьева, Н.П. «Формула жизни» А. Платонова / Н.П. Терентьева // Литература: 5 кл.: метод. рекомендации / [В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, Е.Р. Ядровская и др.]; под ред. В.Г. Маранцмана; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008. – С. 146–154. (0,4 п.л.).

34.Терентьева, Н.П. «Война и мир» в рассказе А.П. Платонова «Возвращение» / Н.П. Терентьева // Литература. Метод. рекомендации. 11 класс / В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман; под ред В.Г. Маранцмана; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – (Академический школьный учебник). – М.: Просвещение, 2009. – С. 252–259. (0,4 п.л.).

35.Терентьева, Н.П. Ч. Диккенс / Н.П. Терентьева // Литература. 10 класс. Учебник. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 2 / [В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, О.Д. Полонская и др.]; под ред. В.Г. Маранцмана; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С. 370–379. (Академический школьный учебник). (0,4 п.л.).

36.Терентьева, Н.П. Библейский контекст в рассказе А. Платонова «Юшка» / Н.П. Терентьева // Литература. Методические рекомендации. 7 класс. / [В.Г. Маранцман, А.В.Белова, И.Н. Гуйс и др.]; под ред. В.Г. Маранцмана. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. – С. 264–272. (0,4 п.л.).

37.Терентьева, Н.П. А.П. Платонов. Разноцветная бабочка. Индивидуальный стиль писателя / Н.П. Терентьева // Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. В.Г. Маранцман, О.Д. Полонская, Е.К. Маранцман и др.]; под ред. В.Г. Маранцмана. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – С. 124–134. (0,3 п.л.).

38.Терентьева, Н.П. А.П. Платонов / Н.П. Терентьева // Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 2 / [В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, Е.Р. Ядровская и др.]; под ред. В.Г. Маранцмана; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2012. – С. 168–179. (Академический школьный учебник). (0,5 п.л.).

IV. Научно-методические статьи

39.Терентьева, Н.П. Работа с одарёнными детьми: методика научного поиска / Н.П. Терентьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия 3. Филология.– 1997. – №2. – С. 165–190. (1 п.л.).

40.Терентьева, Н.П. История изучения Пушкина в школе / Н.П. Терентьева // А.С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение, 1999. – С. 744–745. (0,3 п.л.).

41.Терентьева, Н.П. «Детские» рассказы А. Платонова в контексте повести «Котлован» / Н.П. Терентьева // Детская литература на рубеже веков: Интерпретация и преподавание: Сб. науч. ст. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С. 148 – 151 (0,4 п.л.).

42.Терентьева, Н.П. «Величие простых сердец»: рассказ «Жена машиниста» А. Платонова (VI класс) / Н.П. Терентьева // Открытый урок по литературе. 5-11 классы (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей / Редакторы-сост. И.П. Карпов, Н.Н. Старыгина. – М.: Московский Лицей, 2002. – С. 30–39 (0,5 п.л.).

43.Терентьева, Н.П. Уроки памяти (изучение повести Ф. Абрамова «Поездка в прошлое» в 11 классе) / Н.П. Терентьева // Проблемы изучения литературы: Анализ художественного текста: Сб. научн. статей. Вып. 4. – Челябинск, 2003. – С. 119–124. (0,3 п.л.).

44.Терентьева, Н.П. Методика преподавания литературы на рубеже XX и XXI столетий: актуальные проблемы / Н.П. Терентьева // Проблемы филологии в синхронии и диахронии. Сборник статей к юбилею профессора Л. А. Глинкиной / отв. ред. С. Г. Шулежкова. – Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-мастер», 2005. – С. 409–413. (0,3 п.л.).

45.Терентьева, Н.П. Технология развития критического мышления через чтение и письмо при изучении в школе повести А. Платонова «Котлован» / Н.П. Терентьева // Непрерывное образование в свете модернизации высшей школы: актуальные проблемы и перспективы. СПб.: Изд-во «Осипов», 2005. – С. 44–45. (0,3 п.л.).

46.Терентьева, Н. П. «Синквейн» по «Котловану»? / Н.П. Терентьева // Литература. – №4. – 2006. – С. 38–39. (0,3 п.л.).

47.Терентьева, Н.П. От чтения – к исследованию: изучение творчества А. Платонова в школе / Н.П. Терентьева // Филологический класс. – №16. – 2006. – С. 15–20. (0,4 п.л.).

48.Терентьева, Н.П. Индивидуально-личностные читательские маршруты в исследовании литературы школьниками: ценности и смыслы / Н.П. Терентьева // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России. – М.: МЦБС, 2007. –С. 79–86. (0,4 п.л.).

49.Терентьева, Н.П. Чтение как сфера ценностного выбора старшеклассников / Н.П. Терентьева // Рус. словесность. – 2009. – №3. – С. 42–45. (0,4 п.л.).

50.Терентьева, Н.П. Правила жизни: читаем юношеские дневники Л.Н. Толстого / Н.П. Терентьева // Литература. – 2009. – №1. – С. 16–19. (0,4 п.л.).

51.Терентьева, Н.П. Роман «Оскар и Розовая Дама» Э.-Э. Шмитта в школьном читательском блоге / Н.П. Терентьева // Литература. – 2009. – №13. – С. 40–42. (0,3 п.л.).

52.Терентьева, Н.П. О воспитательных целях литературного образования / Н.П. Терентьева // Филологический класс. – 2009. – №21. – С. 36–40. (0,4 п.л.).

53.Терентьева, Н.П. Строки, написанные для меня … (И вновь о целях изучения литературы в школе) / Н.П. Терентьева // Русская словесность. – 2010. – №2. – С. 13–16. (0,3 п.л.).

54.Терентьева, Н.П. «Котлован» А. Платонова в восприятии школьников / Н.П. Терентьева // Творчество Андрея Платонова: Исследования и материалы. Кн. 4. / Отв. ред. Е.И. Колесникова; Институт русской литературы (Пушкинский Дом). – СПб.: Наука, 2008. – С. 304–312. (0,5 п.л.).

55.Терентьева, Н.П. К вопросу об аксиологизации школьного литературного образования / Н.П. Терентьева // Профессиональное образование: теория, практика, инновации. – Челябинск, 2010. – №1. – С. 123–128. (0,5 п.л.).

56.Терентьева, Н.П. Внеклассное чтение в школьном блоге / Н.П. Терентьева // Мода в книжной культуре: границы дозволенного: сб. науч. статей / науч. ред., сост. В.Я. Аскарова. – Челябинск, 2010. – С. 64–81. (0,7 п.л.).

58.Терентьева, Н.П. Афоризмы А.П. Чехова в пространстве ценностного выбора учащихся / Н.П. Терентьева // Филологический класс. – 2010. – № 24. – С. 56–59. (0,3 п.л.).

59.Терентьева, Н.П. Проблема ценностного самоопределения учащихся в контексте современных стратегий образования и воспитания / Н.П. Терентьева // Корпоративная культура организации: формирование инновационной образовательно-профессиональной среды лицея: опыт инновационной деятельности / Под ред. А.Г. Гостева, Е.В. Киприяновой. – Челябинск: Цицеро, 2010. – С. 40–54. (0,5 п.л.).

60.Терентьева, Н.П. Школьная программа по литературе: духовное воспитание как составляющая литературного образования (старшие классы) / Н.П. Терентьева // Наша новая школа – путь к культуре гражданина и развитию общества: науч.- попул. изд. в 6 т. / под общ. Ред. А.Ф. Аменда. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2011. – Т. 5: Воспитание в общеобразовательных учреждениях будущего гражданина России. – С. 211–227. (0,7 п.л.).

61.Терентьева, Н.П. Исследовательская деятельность по литературе: этап послепроектной рефлексии // Вопросы организации системной работы по выявлению, развитию и поддержке интеллектуально и творчески одаренных учащихся. Сб. статей / Под ред. О.М. Исаевой. – Челябинск: Проспект-центр, 2011. – С. 74–80. (0,3 п.л.).

62.Терентьева, Н.П. Аксиологизация как стратегия литературного образования / Н.П. Терентьева // Филологическое образование: современные стратегии и практики: сб. науч.-метод. ст. Вып. 1. / отв. ред. В.А. Доманский, Л.И. Коновалова. – СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2011. – С. 62–68. (0,4 п.л.).

63.Терентьева, Н.П. Смыслоактуализирующая рецепционная установка на анализ и интерпретацию литературного произведения / Н.П. Терентьева // Филологическое образование: современные стратегии и практики: сб. научно-методических статей. Вып. 2. – СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2012.– С. 41–47. (0,4 п.л.).

V. Материалы конференций, научные доклады

63.Терентьева, Н.П. Понятие «ценностные ориентации» в контексте методики преподавания литературы / Н.П. Терентьева // Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и вуза: Тезисы докладов XXV Межвузовского научно-практического семинара. Часть II. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1995. – С. 100–101. (0,1 п.л.).

64.Терентьева, Н.П. Диалог культур в исследованиях учащихся по литературе / Н.П. Терентьева // Воспитание языковой личности и изучение литературы: Сб. статей по итогам Всероссийской научно-методической конференции. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. – С. 55–59. (0,4 п.л.).

65.Терентьева, Н.П. Подходы к освоению художественного мира писателя в работах В.Г. Маранцмана и его учеников / Н.П. Терентьева // Литературное и художественное образование школьников: Материалы международной научно-практической конференции 25-27 сентября 2002 года. – СПб.: Изд-во Союз, 2002. – С. 15–17. (0,3 п.л.).

66.Терентьева, Н.П. Подходы к созданию системы школьного изучения творчества А. Платонова / Н.П. Терентьева // Герменевтика в гуманитарном знании: Материалы международной научно-практ. конференции. СПб.: Политехника, 2004. – С. 307–308. (0,3 п.л.).

67.Терентьева, Н. П. Современный школьник на пути к «трудному» писателю / Н.П. Терентьева // Актуальные проблемы формирования культуры и самореализации подрастающего поколения XXI века: Материалы международной науч.-практ. конференции. 24–26 октября 2005 г. Ч. I / под ред. Р.А. Литвак и др. – Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2005. – С. 174–178. (0,3 п.л.).

68.Терентьева, Н.П. Ценностное самоопределение школьников в процессе исследования литературы в научном обществе учащихся / Н.П. Терентьева // Ребёнок в современном мире. Семья и дети: тезисы докладов на XII Международной конференции 20–22 апреля 2005 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена , 2005. – С. 401–404. (0,3 п.л.).

69.Терентьева, Н.П. Технологический аспект школьного изучения творчества А.П. Платонова / Н.П. Терентьева // XI Пушкинские чтения: материалы междунар. науч. конф. 6 июня 2006 г. / под общ. ред. В. Н. Скворцова, СПб.: Идд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина. – Т. 1., 2006. – С. 323–325. (0,3 п.л.).

70.Терентьева, Н.П. Влияние внеклассной работы по пушкинской теме на ценностные ориентации учащихся / Н.П. Терентьева // VIII Ручьевские чтения. Изменяющаяся Россия в литературном дискурсе: исторический, теоретический, методический аспекты: Сб. материалов международной научной конференции / Сост., ред. М.М. Полехина. – Магнитогорск: Изд-во МагПУ, 2007. – С. 319–321. (0,3 п.л.).

71.Терентьева, Н.П. «Платоновский ряд» в программе В.Г. Маранцмана / Н.П. Терентьева // Академический школьный учебник – дорога в будущее: материалы I Международной научно-практической конференции памяти В.Г. Маранцмана. – СПб.: Изд-во «Академия», 2007. – С. 211–216. (0,4 п.л.).

72.Терентьева Н.П. «Нужные книги» в представлении старшеклассников / Н.П. Терентьева // Чтение детей и взрослых в изменяющемся мире. Семейное чтение: Сб. статей и учебно-методических материалов к международной конференции / ред.-сост. Т.Г. Браже, Т.И. Полякова. – СПб.: Изд-во СПбАППО, 2008. – С. 23–27. (0,4 п.л.).

73.Терентьева, Н.П. «Правила жизни» в юношеских дневниках Л.Н. Толстого и в сознании современных старшеклассников: попытка диалога / Н.П. Терентьева // Многоликий Толстой: Материалы Третьей Всерос. науч. конф. «Многоликий Толстой: Материалы Третьей Всерос. науч. конф. «Многоликий Толстой», 18 – 19 ноября 2008 г. / М-во культуры РФ, СГАКИ – Самара: Изд-во СГАКИ, 2008. – С. 131–139. (0,4 п.л.).

74.Терентьева, Н.П. Смыслопонимание и смыслопорождение как показатели качества чтения / Н.П. Терентьева // Чтение детей и взрослых: качество чтения: сб. статей и учебно-методических материалов к международной конференции / ред.-сост.: Т.Г. Браже, Т.И. Полякова – СПб: Изд-во СПбАППО, 2009. – С. 20–25. (0,4 п.л.).

75.Терентьева, Н.П. Поиск аксиологических оснований литературного образования в современной методике / Н.П. Терентьева // Классика и современность: проблемы изучения и обучения: материалы ХIV научно-практической конференции словесников. Екатеринбург, 26–28 февраля 2009 г. / РАПРЯЛ; УрО РАО; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», ИФИОС «Словесник». – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2009. – С. 385– 388. (0,3 п.л.).

76.Терентьева, Н.П. Ценностно-смысловые аспекты литературного образования в современных программах по литературе / Н.П. Терентьева // Я.А. Роткович: Материалы научно-практической конференции, посвященной столетию со дня рождения ученого 1-3февраля 2009 г. – Самара: СГПУ, 2009. Ч.1. Педагогические науки. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2010. – С. 135–145. (0,5 п.л.).

77.Терентьева, Н.П. Повесть А. Гавальда «35 кило надежды» в школьном читательском блоге / Н.П. Терентьева // Педагогика текста: Сборник материалов научно-практической конференции «Открытое образование. Педагогика текста», 28–29 января 2010 г., Санкт-Петербург / Под ред. М.И. Гриневой, Е.И. Казаковой, М.М. Эпштейна. – СПб,: АНО «Образовательный центр «Участие», 2010. – С. 143–145. (0,3 п.л.).

78.Терентьева, Н.П. Нобелевская лекция И.А. Бродского в школьном курсе литературы / Н.П. Терентьева // Иосиф Бродский в ХХI веке: материалы международной научно-исследовательской конференции / под ред. О.И. Глазуновой. СПБ.: Филологический факультет СПбГУ; МИРС, 2010. – С. 292–295. (0,3 п.л.).

79.Терентьева, Н.П. «Что ему Гекуба?»: читатели-старшеклассники и «последние вопросы» / Н.П. Терентьева // Чтение на евразийском перекрестке: Междунароный интеллектуальный форум: сб. материалов форума / сост. В.Я. Аскарова, Ю.В. Гушул. – Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2010. – С. 227–230. (0,5 п.л.).

80.Терентьева, Н.П. Диалог культур в школьном литературном образовании / Н.П. Терентьева // Диалог культур в условиях глобализации: ХI Международные Лихачевские чтения, 12 – 13 мая 2011 г. Т. 1: Доклады. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2011. – С. 583–585. (0,4 п.л.).

81.Терентьева, Н.П. Школьный читательский блог как интерактивная форма литературного образования / Н.П. Терентьева // Русский язык и литература: Проблемы изучения и преподавания в школе и вузе: Сб. науч. тр. – Киев: Изд-во КГПУ, 2011. – С. 494–497. (0,3 п.л.).

82.Терентьева, Н.П. Аксиологические ситуации при изучении литературы в школе: аспект диалога культур / Н.П. Терентьева // Диалог культур в условиях глобализации: ХII Международные Лихачевские чтения. 17–18 июня 2012 г. Т. 1. Доклады. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2012. – С. 498–499. (0,4 п.л.).

83.Терентьева, Н.П. Сочинение по литературе как способ ценностного самоопределения учащихся / Н.П. Терентьева // Теоретически и методические аспекты изучения литературы. Вторые Качуринские чтения: сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 18 мая 2012 г. / Отв. ред. А.С. Акбашева. В 2-х частях. – Ч. 1. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2012. – С. 210–219. (0,5 п.л.).

84.Терентьева, Н.П. Ценностное самоопределение читателей-школьников как проявление жизнетворчества / Н.П. Терентьева // Творческая личность: технологии и методики ее развития. Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 23–24 апр. 2013 г.: сб. статей: в 2 т. / отв. ред. В.Г. Рындак. – Т. 1. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. – С. 599–610. (0,5 п.л.).