- Интернационализация профессиональной подготовки специалиста в условиях глобализации является центральной проблемой интернационализации высшего профессионального образования, решению которой должны быть подчинены все иные направления деятельности высших учебных заведений в связи с активизацией мировых интеграционных процессов. Интернационализация профессиональной подготовки специалиста предполагает целенаправленное создание условий предметно-специализированного развития личности, в которых ИЯ выступает в качестве необходимого средства формирования профессионального сознания специалиста неязыкового профиля. За основу стратегии формирования профессиональной компетенции современного специалиста средствами предмета «Иностранный язык» целесообразно принять опережающее развитие мотивационно-личностного аспекта профессионального сознания, при этом «вторичное» лингвокогнитивное основание межкультурного профессионального общения должно осваиваться студентом как реализация осознанной им личностной потребности в профессиональном развитии. Исходя из этой стратегии, лингводидактическая модель интернационализации профессиональной подготовки специалиста должна обеспечивать становление осознанного ценностно-смыслового отношения к межкультурному аспекту осваиваемой предметной области и ее ключевым задачам в свете глобального развития, создавая условия для полноценной самореализации личности в сознательно выбранной профессии.
- Существенным условием интернационализации профессиональной подготовки специалиста является реализуемое в ходе педагогического взаимодействия сотрудничество всех субъектов учебного процесса, обеспечивающее полисубъектное регулирование процесса целенаправленного освоения социального опыта и обусловливающее развитие способности и готовности субъектов учения к самоуправлению на индивидуальном и коллективно-групповом уровнях.
- В качестве содержательной основы лингводидактической модели интернационализации профессиональной подготовки специалиста целесообразно принять структурно-динамическую модель МИП(К)К, отражающую логику освоения содержания обучения с учетом системных связей (уровневых, межуровневых, трансуровневых, коррелятивных).
- На технологическом уровне процесс формирования МИП(К)К целесообразно спроектировать как сценарий активного и целенаправленного профессионального самоопределения студента. В связи с этим стратегия преподавания ИЯ на первом этапе обучения в вузе должна обеспечивать осознание студентом уникальных возможностей ИЯ в формировании профессионализма современной личности, необходимости углубленной работы над ИЯ для расширения своих профессиональных возможностей.
- В условиях активизации глобализационных процессов из непрофильного в неязыковом вузе предмета «Иностранный язык» превращается в системообразующий предмет профессиональной подготовки специалиста, необходимый инструмент профессионализации в любой предметной области. В связи с этим понятие «интернационализация профессиональной подготовки специалиста» целесообразно рассматривать в качестве лингводидактического принципа высшего профессионального образования.
1. Контроль в продуктивной парадигме лингводидактики: монография [Электронный ресурс] / Л. В. Яроцкая. – Saarbrüchen: LAP, 2011. – 179 S. (11,2 п. л.). ISBN 978-3-8454-7583-7; www.lap-publishing.com
Статьи в журналах перечня ВАК
2. Некоторые проблемы формирования письменной речевой компетенции на среднем этапе в языковом вузе / Л. В. Яроцкая // Лексика в разных типах дискурса. – М.: МГЛУ, 2003. – С. 135–137. (Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; вып. 478). (0,2 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
3. Развитие умений профессионального общения на иностранном языке у студентов психологических специальностей, обучающихся в условиях языкового вуза / Л. В. Яроцкая // Проблемы соотношения культуры, языка и мышления в парадигме современной английской лексикологии. – М.: МГЛУ, 2004. – С. 139–143. (Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; вып. 489. Сер. Лингвистика). (0,35 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
4. Специфика формирования коммуникативной компетенции у студентов гуманитарного профиля в лингвистическом университете / Л. В. Яроцкая // Разноуровневая подготовка по иностранному языку в вузах неязыковых специальностей. – М.: МГЛУ, 2006. – С. 60–67. (Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; вып. 509. Сер. Лингводидактика). (0,4 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
5. Когнитивная организация обучения профессиональной иноязычной коммуникации неязыковых специалистов в условиях лингвистического университета / Л. В. Яроцкая // Лексическая система как результат и инструмент познания. – М.: МГЛУ, 2006. – С. 143–149. (Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; вып. 512. Сер.Лингвистика). (0,37 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
6. Профессионально ориентированный учебник английского языка для студентов-нефилологов / Л. В. Яроцкая // Актуальные проблемы профессионально-методической подготовки преподавателей иностранного языка. – М.: Рема, 2007. – С. 157–162. (Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; вып. 516. Сер. Лингводидактика). (0,35 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
7. Специфика английских терминов подъязыка психологии (лингводидактический аспект) / Л. В. Яроцкая // Теория и практика лексикологических исследований. – М.: Рема, 2007. – С. 260–364. (Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; вып. 532. Сер. Лингвистика). (0,25 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
8. Специфика формирования профессионально значимых умений письменной речи у студентов гуманитарного профиля (лингвистический университет) / Л. В. Яроцкая // Лингводидактические аспекты обучения профессиональному общению. Часть II. – М.: Рема, 2007. – С. 31–37. (Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; вып. 519. Сер. Лингводидактика). (0,45 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
9. Компетентностный подход к профессионально ориентированному обучению иностранному языку на разных этапах учебного курса / Л. В. Яроцкая // Компетентностный подход как основа совершенствования методики обучения иностранному языку в неязыковых вузах: проблемы и перспективы. – М.: Рема, 2008. – С. 79–86. (Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; вып. 546. Сер. Лингводидактика). (0,52 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
10. К проблеме контроля профессионально значимых умений межкультурного общения / Л. В. Яроцкая // Лингводидактические аспекты обучения профессиональному общению. – М.: Рема, 2009. – С. 75–84. (Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; вып 564. Сер. Педагогические науки). (0,52 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
11. К проблеме адекватности оценки преподавателем иностранного языка уровня развития умений межкультурного общения в специальной сфере / Л. В. Яроцкая // Актуальные вопросы профессиональной подготовки преподавателей иностранного языка. – М.: Рема, 2010. – С. 35–51. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 3 (582). Сер. Педагогические науки). (1,1 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
12. Объекты обучения и контроля сформированности умений межкультурного профессионального общения на разных уровнях подготовки студентов-документоведов / В. В. Семенова, Л. В. Яроцкая // Лингводидактические технологии формирования межкультурной среды профессионального общения. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2010. – С. 147–157. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 26 (605). Серия Педагогические науки.) (0,76 п. л.; доля автора – 0,56 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
13. Релевантные объекты контроля как условие адекватной реализации целей обучения / Л. В. Яроцкая //Лингводидактические технологии формирования межкультурной среды профессионального общения. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2010. – С. 183–195. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 26 (605). Серия Педагогические науки.) (0,9 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
14. Сформированность межкультурной компетенции как объект педагогического контроля / Л. В. Яроцкая // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам. – М.: Рема, 2010. – С. 139–149. (Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; вып 12 (591). Сер. Педагогические науки) (0,72 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
15. Требования к контролю как средству системного управления формированием межкультурной компетенции специалиста / Л. В. Яроцкая // Обучение межкультурному общению в профессиональной среде. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. – С. 94–105. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 26 (632). Серия Педагогические науки.) (0,8 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
16. Контроль готовности к профессиональному общению в поликультурном контексте / Н. Г. Акмаева, Л. В. Яроцкая // Обучение межкультурному общению в профессиональной среде. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. – С. 7–12. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 26 (632). Серия Педагогические науки.) (0,5 п. л.; доля автора – 0,3 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
17. Контроль процесса формирования межкультурной компетенции / Л. В. Яроцкая // Приоритетные направления в обучении иностранным языкам. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. – С. 163–174. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 12 (618). Серия Педагогические науки.) (0,77 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
18. Контроль сформированности межкультурной компетенции специалиста в области документоведения / О. Ю. Любимова, Л. В. Яроцкая // Обучение межкультурному общению в профессиональной среде. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. – С. 30–38. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 26 (632). Серия Педагогические науки.) (0,6 п. л.; доля автора – 0,4 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
19. Виды контроля в процессе обучения межкультурной коммуникации / Л. В. Яроцкая. // Актуальные вопросы теории и методики преподавания иностранных языков. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2012. – С. 151–162. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 3 (636). Серия Педагогические науки.) (0,8 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
20. К проблеме контроля сформированности лексической компетенции студентов нелингвистического профиля / Е. С. Комолова, Л. В. Яроцкая // Актуальные вопросы теории и методики преподавания иностранных языков. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2012. – С. 62–69. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 3 (636). Серия Педагогические науки.) (0,55 п. л.; доля автора – 0,3 пл.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
21. Контроль сформированности межкультурной компетенции в программно-методическом обеспечении учебного процесса по иностранному языку в вузе / Л. В. Яроцкая // Модернизация системы подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2012. – С. 72–82. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 12 (645). Серия Педагогические науки.) (0,75 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
22. Анализ системы сертифицирования документоведческого образования во Франции / И. К. Мельник, Л. В. Яроцкая // Актуальные вопросы повышения качества специального лингвистического образования / И. К. Мельник, Л. В. Яроцкая. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2012. – С. 77–85. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 26 (659). Серия Педагогические науки.) (0,6 п. л.; доля автора – 0,3 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
23. Методологические основы исследования вопросов управления учебной деятельностью студентов / Л. В. Яроцкая // Актуальные вопросы повышения качества специального лингвистического образования. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2012. – С. 126–137. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 26 (659). Серия Педагогические науки.) (0,8 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
24. Реализация межкультурной парадигмы лингводидактики в предметном поле «Защита информации» (на примере специализированного учебного пособия) [Электронный ресурс] / Л. В. Яроцкая, И. И. Желнов // Интернет-журнал «Науковедение». – 2013. – № 2 (15). – С. 48. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/41pvn213.pdf, свободный –Загл. с экрана. ISSN 2223–5167. Идентиф. номер статьи в журнале: 41ПВН213. (0,6 п. л.; доля автора – 0,3 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,000; кол-во цитирований: 40.
25. Концептуальные основы информационно-образовательного ресурса «Межкультурная профессиональная коммуникация» [Электронный ресурс] / Л. В. Яроцкая, О. И. Титкова, И. А. Смольянникова, И. И. Желнов // Интернет-журнал «Науковедение». – 2013. – № 2 (15). – С. 49. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/42pvn213.pdf, свободный –Загл. с экрана. ISSN 2223–5167. Идентиф. номер статьи в журнале: 42ПВН213. (1,2 п. л.; доля автора – 0,3 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,000; кол-во цитирований: 40.
26. Трансформация системы управления учебным процессом в соответствии с современной образовательной парадигмой / Л. В. Яроцкая // Иностранный язык как компонент профессиональной подготовки в неязыковом вузе. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2013. – С. 102–113. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 12 (672). Серия Педагогические науки.) (0,82 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
27. Актуальные вопросы организации итогового контроля при обучении студентов-документоведов межкультурной профессиональной коммуникации / Л. В. Яроцкая, М. К. Мельник // Традиции и инновации в реализации современных целей профессионально ориентированного обучения иностранному языку. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2013. – С. 139–152. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 14 (674). Серия Педагогические науки.) (0,9 п. л.; доля автора – 0,6 пл.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
28. Revisiting the problem of differentiation between C 1 and C 2 levels of the ELP / Л. В. Яроцкая // Традиции и инновации в реализации современных целей профессионально ориентированного обучения иностранному языку. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2013. – С. 134–138. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 14 (674). Серия Педагогические науки.) (0,3 п. л.); РИНЦ; импакт-фактор журнала: 0,008; тираж: 500 экз.; кол-во цитирований: 110; ISSN печатной версии: 1993-4750.
Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалах научных конференций
29. Возможности формирования дискурсивной компетенции на II курсе языкового вуза / Л. В. Яроцкая // Английский лексикон в когнитивно-дискурсивной парадигме: сб. науч. тр. / Моск. гос. лингвист. ун-т. – М., 2001. – Вып. 457. – С. 68–74. (0,3 п. л.)
30. Межкультурная компетенция // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С. 308. (90,56 у-и. л.; доля автора – 0,13 п. л.)
31. Межкультурная компетенция коммуникативная // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С. 308–309. (90,56 у-и. л.; доля автора – 0,1 п. л.)
32. Обучение студентов нелингвистического профиля межкультурному общению в профессиональной среде / Л. В. Яроцкая // Современный образовательный контекст: традиции и инновации в обучении иностранным языкам: сб. научн. тр., Часть 1: Современные тенденции в обучении иностранным языкам студентов нелингвистических специальностей. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2012. – С.110 –117. (0,52 п. л.)
33. К вопросу об организации контроля при обучении межкультурному профессиональному общению студентов-юристов / Л. В. Яроцкая // Современный образовательный контекст: традиции и инновации в обучении иностранным языкам: сб. научн. тр., Часть 2: Лингводидактические основы обучения иноязычному профессиональному общению. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2012. – С.140 –146. (0,44 п. л.)
Учебники, учебные и учебно-методические пособия
34. Учимся правильно формулировать и излагать мысли: Учебное пособие по развитию умений письменного речевого общения (для студентов I курса языкового вуза) / Л. В. Яроцкая, И. И. Градышкевич-Радышкевич. – М.: Рема, 2001. – 47 с. (2,0 п. л.; доля автора – 1,7 п. л.; тираж: 700 экз.)
35. Развитие навыков английской речи: Учебное пособие для студентов второго курса. Ч. II / А. В. Беккер, А. Д. Прянишникова, Г. М. Фролова и др. – М.: МГЛУ, 2001. – 70 с. (4,5 п. л.; доля автора – 1,0 п. л.; тираж: 700 экз.)
36. Постигая английский язык и культуру: Лингво-страноведческое пособие по практике устной речи. Ч. I / Л. В. Яроцкая, И. И. Градышкевич-Радышкевич. – М.: Рема, 2002. – 76 с. (4,8 п. л.; доля автора – 2,8 п. л.; тираж: 500 экз.)
37. Учебное пособие по развитию умений письменного речевого общения «Учимся правильно формулировать и излагать мысли» (для студентов II курса языкового вуза). Ч. 2 / Л. В. Яроцкая, И. И. Градышкевич-Радышкевич. – М.: Рема, 2002. – 42 с. (2,75 п. л.; доля автора – 2,0 п. л., тираж: 500 экз.)
38. Учебное пособие по лингвострановедению «Постигая английский язык и культуру». Ч. II / Л. В. Яроцкая, И. И. Градышкевич-Радышкевич.– М.: Рема, 2002. – 57 с. (3,75 п. л.; доля автора – 2,0 п. л.; тираж: 500 экз.)
39. Учебник английского языка для студентов психологических специальностей. Ч. I, II / Л. В. Яроцкая. – М.: Рема, 2006. – 137 с. (6,5 п. л.; тираж: 200 экз.)
40. Учебник английского языка для студентов психологических специальностей. Часть III / Л. В. Яроцкая. – М., 2005. – 94 с. – Деп. в МГЛУ 07.12.05, № 266.
41. Учебно-методические рекомендации по проведению контрольных занятий по практике устной и письменной речи на II–III курсах / Л. В. Яроцкая. – М., 2006. – 25 с. – Деп. в МГЛУ 27.02.06, № 269.
42. Учебник английского языка для студентов психологических специальностей. Ч. III–VI / Л. В. Яроцкая. – М.: Рема, 2008. – 263 с. (16,5 п. л.; тираж: 500 экз.)
43. Учебное пособие по профессионально ориентированному переводу. Английский язык (для студентов-психологов) / И. И. Градышкевич-Радышкевич, Л. В. Яроцкая, К. И. Таунзенд. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2010. – 68 с. (4,25 п. л.; доля автора – 2,0 п. л.; тираж: 200 экз.)
44. Обучение переводу юридических документов: Учебное пособие для студентов-документоведов / Л. В. Яроцкая. – М., 2010. – 70 с. – Деп. в МГЛУ 27.01.10, № 307.
45. Развитие умений письменного речевого общения: Учебное пособие для документоведов / Л. В. Яроцкая. – М., 2010. – 97 с. – Деп. в МГЛУ 12.04.10, № 317.
46. Учебное пособие по профессионально ориентированному переводу (для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция») / Л. В. Яроцкая. – М., 2010. – 94 с. – Деп. в МГЛУ 12.04.10, № 316.
47. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие для документоведов / Л. В. Яроцкая. – М., 2011. – 93 с. – Деп. в МГЛУ 11.01.11, № 335.
Тезисы докладов и выступлений на конференциях
48. Структура современного учебника английского языка для студентов гуманитарного профиля / Л. В. Яроцкая // Нанотехнологии в лингвистике и лингводидактике: миф или реальность? Опыт создания общего образовательного пространства стран СНГ: сб. тезисов междунар. научно-практической конференции «Нанотехнологии в лингвистике и лингводидактике: миф или реальность? Опыт создания общего образовательного пространства стран СНГ». – М.: МГЛУ, 2007. – С. 70. (0,1 п. л.)
49. Актуальные вопросы обучения студентов-документоведов межкультурному деловому общению / Л. В. Яроцкая // Бизнес и образование: сб. тезисов семинара. – С.-П.: МГЛУ, 2008. – С. 40. (0.08 п. л.)
50. Специфика преподавания основ профессионально-ориентированного перевода студентам-юристам / Л. В. Яроцкая // Сб. тезисов научно-практической конференции по переводоведению. – М.: МГЛУ, 2008. – С. 31–32. (0,08 п. л.)
51. Контроль и оценка в системе обучения межкультурной профессионально ориентированной коммуникации / Л. В. Яроцкая // Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук: труды 53-й научной конференции МФТИ. Часть XII. – М.: МФТИ, 2010. – С. 30–31. (0,1 п. л.)
52. The problem of differentiating between C1 and C2 levels of the ELP revisited / Л. В. Яроцкая // Разработка критериев оценки профессиональной компетенции: современные подходы: тезисы докладов международного научно-практического семинара 13–14 ноября 2012 г. – М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. – С. 48–49. (0,1 п. л.)
Статьи, депонированные в МГЛУ
53. Развитие умений письменного речевого общения у студентов II – III курсов языкового вуза / Л. В. Яроцкая. – М., 2003. – 10 с. – Деп. в МГЛУ 15.01.04, № 235.
54. Особенности развития коммуникативной компетенции у студентов-психологов, обучающихся в языковом вузе / Л. В. Яроцкая. – М., 2005. – 10 с. – Деп. в МГЛУ 07.12.05, № 265.