- трансцендентальный подход к телеологии содержит философско-методологические предпосылки, необходимые для развития концептуального аппарата современной теории цели и целеполагания в науке;
- рациональная реконструкция учения о телеологии, изложенного в наиболее развернутом виде в последнем критическом сочинении Канта, доказывает, что «Критика способности суждения» является программным сочинением не только для истории эстетической науки, но и для дисциплинарного поля философии и методологии науки;
- трансцендентальная телеология позволяет преодолеть натурализм, свойственный телеологическим концепциям в науке (как в их теологических формах в дотрансценденталистской традиции, так и в ряде современных форм телеономизма);
- центральным элементом философско-методологических идей Канта выступает «трансцендентальный аргумент», предложенный им для решения телеологической проблемы и заключающийся в том, что в основе телеологических суждений о природе лежит не целесообразное устройство природных объектов, но познавательный механизм самого субъекта;
- эпистемологический потенциал телеологических суждений в науке, раскрытый в трансцендентальной телеологии, не ограничивается их применением в отдельной области познания природы, в которой предметом изучения выступают организмы (в биологии), но имеет значимость для процесса научного познания в целом, т. е. применение телеологического принципа в науке представляет собой универсальную методологическую установку, разделяемую ученым;
- трансцендентальная телеология Канта выступает философско-методологическим базисом для обоснования науки теологии (исходя из принципов моральной телеологии);
- трансцендентальное обоснование применимости телеологических принципов в науке является важным эвристическим решением, повлиявшим на становление исследований интерсубъективных оснований научного знания и на дальнейшее развитие философско-методологических исследований процесса научного познания в целом.
1.Разеев Д. Н. Телеология Канта. СПб.: СПбФО, 2009. — 17 п. л.
2.Вера и знание: Соотношение понятий в немецкой классической философии / Отв. ред. Д. Н. Разеев. СПб.: СПбГУ, 2008. — 20 п. л. (автора — 0,7 п. л.)
3.Актуальность Канта / Отв. ред. Д. Н. Разеев. СПб.: СПбГУ, 2005. — 24 п. л. (автора — 1,0 п. л.)
4.Разеев Д. Н. В сетях феноменологии. СПб.: СПбГУ, 2004. — 12 п. л.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК:
5.Разеев Д. Н. О конечной цели мира (критические размышления Канта о возможностях физической и моральной телеологии) // Этносоциум и межнациональная культура. М., 2009. № 5 (21). — 1 п. л.
6.Разеев Д. Н. Решение Кантом антиномии телеологической способности суждения // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. Серия «Философия». СПб., 2009. № 3. — 0,5 п. л.
7.Разеев Д. Н. Критическая интерпретация кантовской аналитики телеологической способности суждения // Философские науки. М., 2009. № 11. — 1,0 п. л.
8.Разеев Д. Н. Об эпистемологическом значении телеологических суждений в третьей «Критике» Канта // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. СПб., 2009. Вып. 3. — 0,5 п. л.
9.Разеев Д. Н. Какая философия науки нам нужна? // Этносоциум и межнациональная культура. М., 2008. № 2 (10). — 0,5 п. л.
10.Разеев Д. Н., Иванова Н. Н. Между собственным и чужим: онтологические проблемы современной респонсивной феноменологии // Философские науки. С. выпуск. № 1. М., 2004. — 1,1 п. л. (автора — 0,6 п. л.)
11.Разеев Д. Н. Феноменология науки // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. СПб., 2004. Вып. 1. — 0,5 п. л.
Работы, опубликованные в материалах всероссийских и международных конференций и симпозиумов:
12.Razeev D. Pluralität des Denkens // Wittgenstein-Studien. № 8. 2003. Frankfurt am Main, 2004. — 0, 8 п. л.
13.Razeev D. Das Ge-stell. Vom Wesen der Technik im XXI. Jahrhundert // Technologies of the 21st century: biological, physical, informational and social aspects. The 2nd St. Petersburg Humboldt-Kolleg Conference. St. Petersburg, 2008. — 0, 2 п. л.
14.Разеев Д. Н. «Критика способности суждения» Канта в эпистемологической перспективе // Классический разум и вызовы современной цивилизации. Материалы международной научной конференции «Х Кантовские чтения». Калининград, 2009. — 0, 2 п. л.
15.Разеев Д. Н. Феноменологический подход к проблеме классификации наук // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Т. 2. Новосибирск, 2009. — 0, 1 п. л.
Статьи в других изданиях:
16.Разеев Д. Н. Феноменология Гуссерля и трансцендентальная философия Канта // Смыслы культуры. Материалы международной научной конференции. Вып. 1. СПб., 1996. — 0,5 п. л.
17.Разеев Д. Н. Учение о феноменальности (феноменология) Канта // Метафизические исследования. Вып. 1. СПб., 1997. — 1,8 п. л.
18.Разеев Д. Н. «Явление» и «феномен» в теоретической философии Канта // Мысль. Ежегодник Петербургской философской ассоциации. Выпуск 1. СПб., 1997. — 0,6 п. л.
19.Разеев Д. Н. Какое значение имеет воображение для сознания? // Метафизические исследования. Вып. 7. СПб., 1998. — 0,5 п. л.
20.Разеев Д. Н. Трансцендентальное рождение воображения // Социальное воображение / Под ред. К. С. Пигрова. СПб., 2000. — 0,2 п. л.
21.Разеев Д. (Россия), Шильц С. (ФРГ), Х. Зангене (США). Математически возвышенное у Канта // Метафизические исследования. Вып. 13. Искусство. СПб., 2000. — 1,2 п. л. (автора — 0,6 п. л.)
22.Разеев Д. Н. Культура и наука // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. СПб., 2001. — 0,5 п. л.
23.Разеев Д. Н. Предмет философии науки в горизонте феноменологии // Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э. Ф. Караваева, Д. Н. Разеева. СПб., 2002. — 0,6 п. л.
24.Разеев Д. Н. Феноменологическая концепция философии науки // Дни Петербургской философии: Философия науки и техники. СПб., 2002. — 0,5 п. л.
25.Разеев Д. Н. Феноменологический проект гуманитарных наук // Гумбольдтовские чтения. СПб., 2003. — 0,25 п. л.
26.Разеев Д. Н. Плюральность мышления // Studia Culturae. Вып. 3. СПб., 2003. — 0,8 п. л.
27.Разеев Д. Н. Философия как регулятивная телеология // Дни Петербургской философии: Философская компаративистика. СПб., 2004. — 0,4 п. л.
28.Razeev D. Vom Marxismus zur Phänomenologie // Philosophieren im Ostseeraum / Hrsg. von C. Häntsch. Wiesbaden, 2004. — 1,0 п. л.
29.Разеев Д. Н. Университет в пределах только разума (актуальность трансцендентализма в вопросах образования) // Актуальность Канта / Отв. ред. Д. Н. Разеев. СПб., 2005. — 1,0 п. л.
30.Razeev D. Das Mathematisch-Erhabene bei Kant // Gedachter Glaube. Würzburg, 2005. — 0,8 п. л.
31.Разеев Д. Н. Философия науки в университетском образовании // Философия и наука. Вып. 2. СПб., 2006. — 0,5 п. л.
32.Разеев Д. Н. Нашел ли Кант место для веры, ограничив наше знание? // Вера и знание: Соотношение понятий в классической немецкой философии / Отв. ред. Д. Н. Разеев. СПб., 2008. — 0,6 п. л.
33.Разеев Д. Н. О герменевтическом понятии истины // Философия в поисках и спорах. Петербургские сюжеты / Под ред. Б. В. Маркова, Ю. М. Шилкова. СПб., 2007. — 1,1 п. л.
34.Разеев Д. Н. «Критика способности суждения» Канта — сочинение по философии науки? // Мысль. 2008. Выпуск 1 (7). СПб., 2008. — 2,0 п. л.