Научная тема: «ТРЕВОЖНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ»
Специальность: 19.00.04
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Психологически тревога является нормальным переживанием угрозы и стимулом поведения, направленного на её устранение. В этом аспекте тревога является важным психологическим механизмом регуляции поведения, в том числе социального. Фиксация тревоги как привычного способа реагирования определяет формирование тревожности как состояния предуготованности к существующей или воображаемой угрозе. Утрата тревогой реактивного характера и стереотипизация тревожного реагирования является важным дифференциально-диагностическим признаком психологических и психопатологических состояний.
  2. Тревожность является индикатором напряжения адаптационных механизмов и в своей структуре отражает наиболее значимые сферы психологических отношений формирующейся личности на разных этапах ее психического онтогенеза. Выраженные изменения уровня тревожности в сторону усиления или ослабления являются неблагоприятными признаками нарушения психического развития (дизонтогенеза) и могут свидетельствовать о регистре развивающихся психических расстройств.
  3. Школьный возраст является критическим для формирования личности ребенка, поскольку учебная деятельность предполагает существенный рост объёма и интенсивности социальных интеракций, и т.к. в этот период риск фиксации тревожного реагирования наиболее высок, тревожность впервые оформляется как личностная характеристика.
  4. Подростковый возраст является сензитивным периодом формирования личности в силу генерализованных изменений психосоматической организации и оформления полоролевых идентификаций, когда тревожность, как предуготованность к психотравматизации определяет пути ее нормального или нарушенного развития (соматического, невротического, психотического).
  5. Истинно «кризисной» в подростковом возрасте является фаза перехода из негативных проявлений (свертывание, отмирание прежней системы интересов, снижение работоспособности, ухудшение успеваемости и навыков, грубость и повышенная раздражительность, недовольство собой и внутреннее беспокойство) к позитивным (зарождение новых, более широких и глубоких интересов, интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным, обращенность в будущее). Фаза перехода (неопределенности, диффузии идентичности) хронологически длится не более года, имеет четкие возрастные границы в зависимости от пола и является критической для направления дальнейшего формирования в сторону нормальной или аномальной личности.
  6. Разработанная методика многомерной диагностики тревожности позволяет осуществлять дифференцированную диагностику тревожных состояний в детском и подростковом возрасте и отвечает психометрическим требованиям (валидности, надёжности).
  7. Мероприятия психологической профилактики нарушений психического развития и психологической коррекции нарушений психической адаптации должны быть дифференцированы в соответствии с выделенными стадиями «кризисного» развития и структурой тревожных состояний.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Малкова, Е. Е. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика / В.М.Астапов, Е.Е. Малкова. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 368 с. (23 / 12 п.л.)

2.Малкова, Е. Е. Тревожность и развитие личности / Е.Е. Малкова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 268 с. (17,69 п.л.)

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах

3.Малкова, Е.Е. Материалы к апробации опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» / И.А. Горьковая, Е.Е. Скворцова (Малкова) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. –1991. – № 3. – С. 76–78. (0,19 / 0,1 п.л.)

4.Малкова, Е.Е. Опыт применения опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) у подростков, страдающих неврозами / Е.Е. Скворцова (Малкова) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1991. – № 4. – С. 70–72. (0,19 п.л.)

5.Малкова, Е.Е. Опыт применения опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) у подростков с делинквентным поведением / Е.Е. Ромицына (Малкова) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1992. – № 1. – С. 70–72. (0,19 п.л.)

6.Малкова, Е.Е. Роль родительской семьи в возникновении и развитии неврозов у детей и подростков. Статья первая. / Е.Е. Ромицына (Малкова) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. –1998. – № 2. – С. 39–42. (0,25 п.л.)

7.Малкова, Е.Е. Роль родительской семьи в возникновении и развитии неврозов у детей и подростков. Статья вторая. / Е.Е. Ромицына (Малкова) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1999. – № 3. – С. 35–38. (0,25 п.л.)

8.Малкова, Е.Е. Методика «Подростки о родителях» (ПоР): основные этапы апробации русскоязычной версии / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына (Малкова) // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21, № 5. – С. 86–95. (0,63 / 0,21 п.л.)

9.Малкова, Е.Е. Сравнительный анализ тестов тревожности (на материале детей и подростков) / Е.Е. Малкова // Сибирский психологический журнал. – 2004. – № 20. – С.120–128. (1,13 п.л.)

10.Малкова, Е.Е. Особенности проявлений тревожности и депрессивности в связи с родительским отношением у подростков, совершивших попытку суицида / Е.Е. Малкова, А.О.Алюшина // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2005. – № 4. – С.27–30. (0,51 / 0,26 п.л.)

11.Малкова Е.Е. Здоровье глазами детей: опыт психологического анализа детских рисунков / Е.Е. Ромицына (Малкова) // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – С. 39–47. (0,56 п.л.)

12.Малкова, Е.Е. Основные этапы и процедура создания методики «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) / Е.Е. Малкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Серия Психолого-педагогические науки. – 2009. – № 83. – С. 119–133. (0,98 п.л.)

13.Малкова, Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников / Е.Е. Малкова // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 24–32. (0,66 п.л.)

14.Малкова, Е.Е. Роль этнокультуральных факторов в психологической диагностике и коррекции эмоционально-поведенческих расстройств у детей и подростков / Е.Е. Малкова // Вестник психотерапии. – 2011. – № 38 (43). – С. 47–58. (0,75 п.л.)

15.Малкова, Е.Е. Особенности психологических защит и их связь с тревогой у подростков с шизотипическим расстройством / Е.Е. Малкова // 2012. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П.Павлова. – 2011. – Т. XVIII, № 4. – С. 48–49. (0,25 п.л.)

16.Малкова, Е.Е. Семантико- этимологический анализ понятия и термина «тревога» при использовании его в современной отечественной и зарубежной психологии / Е.Е. Малкова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология, Вып. 15. – 2011. – № 42 (259). – С. 25–29. (0,48 п.л.)

17.Малкова, Е.Е. Динамика связанных с полом проявлений тревожности у подростков при патологии психотического уровня / Е.Е. Малкова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология, Вып. 16. – 2012. – № 6 (265). – С. 80–89. (0,85 п.л.)

18.Малкова, Е.Е. Соматоформные и соматические расстройства у школьников как психогенные реакции в социально-стрессовых ситуациях / Е.Е. Малкова // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2012. – № 2. – С. 77–85. (0,90 п.л.)

19.Малкова, Е.Е. Патопсихологические проявления тревоги при психозах в подростковом возрасте / Е.Е. Малкова // Вестник психотерапии. – 2012. – № 41 (46). – С. 81–98. (1,13 п.л.)

20.Малкова, Е.Е. Клинико-психологическая типология нарушений психической адаптации в подростковом возрасте / Е.Е. Малкова, Н.И. Калин // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2012. – № 2. – С. 86–91. (0,78 / 0,39 п.л.)

21.Малкова, Е.Е. Виртуальные формы замещения информативно-коммуникативного поведения современных подростков (клинико-психологический аспект) / Е.Е. Малкова, Н.И. Калин // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2012. – № 3 – С. 79–86. (1,04 / 0,52 п.л.)

22.Малкова, Е.Е. Сферы актуализации тревожности в формирующейся системе личностных отношений у младших школьников в норме и при психогенно обусловленных аномалиях развития личности / Е.Е. Малкова // Профилактическая и клиническая медицина. – 2012. – № 4(45). – С. 71–76. (0,61 п.л.)

23.Малкова, Е.Е. Психологическая сущность тревоги в норме и при аномалиях развития личности / Е.Е. Малкова // Вестник психотерапии. –2013. – № 46(51). – C. 69–88. (1,19 п.л.)

Учебные и методические пособия

24.Малкова, Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. – 2-е изд. / авторы-сост.: Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына (Малкова). – М.: Фолиум, 1995. – Выпуск 9. – 56 с. (3,5 / 1,2 п.л.)

25.Малкова, Е.Е. Адаптация и опыт практического использования методики «Поведение родителей и отношение к ним подростков»: пособие для врачей и психологов / НИПНИ им. В. М. Бехтерева; авторы-сост.: Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына (Малкова). – СПб., 1995. – 60 с. (3,75 / 1,25 п.л.)

26.Малкова, Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение: методическое пособие / авторы: Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына (Малкова). – СПб.: «ФАРМиндекс», 2001. – 68 с. (4,25 / 1,42 п.л.)

27.Малкова, Е.Е. Компьютерный психодиагностический инструментарий в практической работе медицинского психолога: методическое пособие / НИПНИ им. В. М. Бехтерева; авторы-сост.: Л.И. Вассерман, В.В. Бочаров, Е.Л. Вассерман и др. – СПб., 2002, 84 с. (5,25 / 0,58 п.л.)

28.Малкова, Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике: учеб.пособие / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына (Малкова). – СПб.: Речь, 2004. – 256 с. (16 / 6,94 п.л.)

29.Малкова, Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ): учебно-методическое пособие / Е.Е. Малкова. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с. (7 п.л.)

30.Малкова, Е.Е. Психодиагностическая методика многомерной оценки детской тревожности: пособие для врачей и психологов / НИПНИ им. В. М. Бехтерева; автор: Е.Е. Малкова. – СПб, 2007. – 34 с. (2,13 п.л.)

31.Малкова, Е.Е. Психическое здоровье школьников: пособие для педагогов и социальных работников / В.М. Астапов, Е.Е. Малкова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 66 с. (4,13 / 2,06 п.л.)

32.Малкова, Е.Е. Практикум по детской клинической психологии: учебно-методический комплекс / Е.Е. Малкова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. – 67 с. (4,19 п.л.)

Научные статьи

33.Малкова, Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности» / Е.Е. Малкова // Новости науки и техники. Серия: Медицина. Психиатрия. – 2007. – № 2. – С. 134– 134. (0,06 п.л.)

34.Малкова, Е.Е. Динамика проявлений тревожности, как механизма дезадаптации у школьников при патологии невротического уровня / Е.Е. Малкова // Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии). – СПб.: НП Стратегия будущего, 2010. – С.173–181. (0,56 п.л.)

35.Малкова, Е.Е. Тревога при соматических расстройствах у детей и подростков / Е.Е. Малкова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – № 3 (14). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://medpsy.ru (0,83 п.л.)

36.Малкова, Е.Е. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков / Е.Е. Малкова, Н.И. Калин // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – № 4 (15). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://medpsy.ru (1,09 / 0,55 п.л.)

37.Малкова, Е.Е. Cаморазрушающее поведение подростков – феномен и научная проблема / А.Н. Алехин, Е.Е. Малкова // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2012. – № 2. – С. 191–198. (0,56 / 0,28 п.л.)

38.Малкова, Е.Е. Отрочество как клинико-психологический феномен в науке и культуре / Е.Е. Малкова, А.А. Наумова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – № 6 (17). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://medpsy.ru (1,33 / 0,62 п.л.)

39.Малкова, Е.Е. Пiдлiтковий перiод формування особистостi як фундаментальна проблема науки i практики / Е.Е. Малкова, А.А. Наумова // Практична психологiя та соцiальна робота (Киiв). – 2012. – № 12. – С. 29–37. (1,32 / 0,66 п.л.)

Патент на изобретение

40. Малкова, Е.Е. Патент Российской Федерации на изобретение № 2297180 «Способ многомерной психологической диагностики детской тревожности»; Автор: Е.Е.Ромицына (Малкова), заявка № 2004113010, приоритет изобретения 27 апреля 2004 г., зарегистрировано в Государственном реестре изобретений Российской Федерации 20 апреля 2007 г.

Свидетельство о государственной регистрации прав на интеллектуальную собственность

41. Малкова, Е.Е. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2013620501 «База ситуационных задач»; Авторы: А.Н.Алехин, Е.А.Трифонова, Е.Е.Малкова, А.В.Чернорай, А.А.Наумова, заявка № 2013620154, дата поступления 15 февраля 2013 г., зарегистрировано в реестре баз данных 11 апреля 2013 г.