Научная тема: «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОРДОВИИ КАК ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН»
Специальность: 24.00.01
Год: 2014
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Музыкальное искусство Мордовии как предмет научного рассмотрения представляет сложную и многообразную по своим проявлениям систему, воспринимаемую как хранилище фольклорных и академических традиций, отличающихся ярким и самобытным характером. Их исконные характеристики: природа, ракурсы, смыслы, явились для автора стимулом в создании концептосферы - теоретической базы для формирования целостной концепции изучения музыкального искусства Мордовии с точки зрения этнокультурного феномена. Это нашло свое отражение в понятийном аппарате, который условно делится на два уровня. Первый - фундаментально-общетеоретический («пространство», «время», «мышление», «сознание», «ментальность», «символ», «коллективное творчество», «личность», «индивидуальность», «выразительные средства» и др.); второй - музыкально-специфический («музыкальное искусство этноса», «месторазвитие», «региональные характеристики», «музыкальный язык», «традиции», «композиторское творчество», «самость», «сокровенный мир» и др.).
  2. Внутренние и внешние иновлияния относятся к процессам формирования музыкального искусства этноса, его творческого облика и обращает внимание на особенности межкультурного синтеза (диалог Востока и Запада). Параллели и взаимодействия в музыке открывают двери в мир художественных превращений и осознаются в нем как закономерные величины. Яркость диалоговых отношений органично формирует представление об этническом музыкальном искусстве в масштабе целого, становится неотъемлемой частью его развития. Прежде всего, это музыкальный язык, характеризующийся пентатонной звуковой организацией, ангемитонной (бесполутоновой) интонационностью, ритмической структурой, жанровыми особенностями.
  3. Музыкальное искусство этноса во многом становится более объемным явлением в связи с тем, что теоретический анализ его концептосферы впервые был дополнен региональными характеристиками: природно-географическими, историческими, религиозными, социальными и даже экономическими. Они позволили выделить структурные особенности региональной и этнической музыки в соотношении целого и частного, влияющего на развитие профессионального музыкального искусства. Большая роль в этом процессе отведена музицирующему человеку - композитору, исполнителю, слушателю, творцу и мыслителю. В единстве этих компонентов заключается возможность обнаружить бытийные и творческие взаимосвязи в сюжетных линиях, в жанровых основах, в принципах работы с фольклорным материалом, а также связать их развитие с евразийскими особенностями регионального устройства - внутренней и внешней музыкальной спецификой: текстом, формой, мышлением.
  4. Музыкальная пассионарность этнических культур обращает внимание на целый ряд гуманитарных проблем, касающихся анализа роли личности в истории, ее творческой преобразовательной энергии. Важен принцип стадиального развития, а также генетический, этологический, физический, психофизиологический, психологический и социокультурный факторы, настроенные на «этническую волну». С этой точки зрения музыкальная пассионарность наиболее гармонично выглядит с позиций этнической истории, которая создает свою пассионарную летопись в искусстве. Это дает возможность по-новому представить личность композитора в процессе формирования этнической музыкальной школы, выявить в его деятельности черты созидательного свойства.
  5. Самость как смысловая составляющая творчества совершенствует духовный потенциал, расширяет музыкальную интуицию и исполняет важную роль в формировании национального самосознания. Самость позволяет глубже понять этнический менталитет, быть посвященным в его символику и, благодаря этому, стать более восприимчивым к проявлениям исконного колорита в произведениях различных стилей и жанров. Поэтому самость отражается в творческом credo мастера, делая его внутренне зрелым и совершенным, а именно: самобытностью и яркой индивидуальностью в переосмыслении этнического музыкального языка, созданием атмосферы со-творчества и со-причастности историческому времени, неповторимой музыкальной образностью.
  6. Рассмотренный в диссертации хронотоп вокально-хоровой музыки Мордовии, по мнению диссертанта, расширяет представление о происхождении и эволюции музыкальных традиций, открывает перспективу их более подробного изучения в произведениях современных мордовских композиторов с точки зрения реального, концептуального и перцептуального пространств. При помощи формально-феноменологического и культурно-антропологического методов выявлены: ландшафтные и исторические основания вокально-хоровой музыки Мордовии, диалоговые переклички в искусстве мордовских сказителей, особенности самодеятельных и ранних профессиональных форм музицирования, обоснована роль русского духовно-певческого искусства; указаны научные системы, в фокусе которых фольклоризм как источник творческого мышления представлен в творчестве Л.П. Кирюкова, Г.Г. Вдовина и других авторов; сформулировано обоснование информационного (семиотического) обмена в хронотопе вокально-хоровой музыки Мордовии.
  7. Музыкальный театр Мордовии в контексте евразийского культурного диалога представляет многогранный феномен, в котором соединились исторические вехи в формировании этнического сознания и менталитета. Музыкальный театр Мордовии как форма выражения этнических бытийных контекстов: обрядов, ритуалов и молений - наиболее ярко создает пространственно-временные параллели между архаикой и современностью. В академическом музыкальном искусстве Мордовии это нашло отражение в мифологических, исторических и сказочных сюжетах, в реконструкциях древних обрядовых и необрядовых форм, в широком использовании жанрово-стилистических особенностей народной музыки: хорового многоголосия, подлинных или стилизованных фольклорных материалов, имитации звучания народных инструментов.
  8. Народные музыкальные инструменты Мордовии показаны с точки зрения евразийской и региональной специфики научно-исследовательских прочтений. Они создают панораму взаимосвязей, показывающих развитие инструментальной культуры финно-угорских и тюркоязычных народностей Волго-Уральского региона при обращении к таким фольклорным универсумам, как продольная флейта, волынка и ее разновидности, натуральная труба. Опираясь на исследования Н.И. Бояркина, Л.Б. Бояркиной, Г.М. Макарова, И.В. Пчеловодовой и др., которые продолжаются и сегодня, диссертант представил систему творческих соотношений между инструментальными фольклорными традициями и музыкой композиторов Волго-Уральского региона: в преимуществе камерно-инструментальных жанров; в характерных особенностях музыкального текста (волыночных квинтах, бурдонирующих голосах, оригинального и стилизованного мелодического материала, ладообразования, интонационной выразительности и др.); в показе мордовских народных инструментов (продольной флейты, нюди, скрипки и др.) в качестве этнических музыкальных символов.
  9. Сокровенный мир музицирующего человека впервые представлен как сложное понятие, через которое происходит понимание творческого процесса в его целостном виде, включающем в себя мироощущение, миропереживание, миропонимание, миропредставление, миропроектирование и другие ассоциации. В них формируется специфическая уникальность человека, его музыкальная индивидуальность, которая оживает в музыке и делает ее узнаваемой. Сокровенный мир становится синонимом музыкального бытия, проводником в мир духовных ценностей, запечатленных в интонации, форме, ритме и звуке. Благодаря этому, музыкальная природа человека становится более близкой и понятной, а следовательно, есть возможность приблизиться к пониманию композиторского замысла, встретиться с его собственным «Я». Поэтому сокровенный мир в системе музыкального общения и самовыражения выступает как духовная вершина, внутренний мир автора, исполнителя и слушателя в их неразрывной взаимосвязи.
  10. Образная палитра мордовского композитора Н.В. Кошелевой впервые проанализирована в научно-исследовательском контексте. Он предполагает всестороннее погружение в этнические особенности, которые связываются с природно-этическими и профессионально-эстетическими принципами развития музыкального мышления и сознания автора. Они воспринимаются как ценностный потенциал индивидуальности с точки зрения ее месторазвития (мокшанские корни, мокшанский язык, мокшанский мелодизм), выступающего в качестве источника формирования отличительных свойств музыкального почерка и стиля. Это большой спектр характеристик, связанный с фольклорными традициями: народными песнями, обрядовыми комплексами, легендами, мифами и сказаниями, а также с важными для исследования биографическими материалами. Они воспринимаются как ценностный потенциал индивидуальности и интерпретируются как отражение женского архетипа в региональном пространстве, разнообразно представленного, прежде всего, в вокально-хоровых сочинениях Н.В. Кошелевой, в ее произведениях для музыкального театра.
  11. Героическое и лирическое в творчестве мордовского композитора Н.В. Кошелевой находится в близком родстве с характерными особенностями эволюции и роста региональных композиторских школ, для которых фольклорные традиции являются главным источником музыкальных образов и идей. В диссертации по-новому представлены причинно-следственные взаимосвязи, которые повлияли на создание первого в истории мордовской музыки балета Н.В. Кошелевой «Алена Арзамасская». Впервые был проведен анализ музыкального текста, отражающего основные черты композиторского почерка и стиля Н.В. Кошелевой: ярко выраженная мелодическая основа, привязанность к фольклорным истокам, академическая манера изложения музыкального материала; обозначены приоритеты музыкальной драматургии на основе контрастного сопоставления сил Добра и Зла; рассмотрена специфика формирования образа главной героини и других персонажей балета с точки зрения их музыкально-лексических характеристик: лейттем, лейтритмов, лейттембров. Лирическая музыкальная атрибутика сосредоточена в мелодиях песенного характера, в инструментовке оркестровой ткани, в ясных гармонических последовательностях, в использовании танцевальных жанров и других средств музыкальной выразительности. Героические сферы подчеркнуты фанфарными интонациями в партии медных духовых инструментов, остинатными и синкопированными ритмами, аккордовой фактурой, жесткими диссонансными созвучиями, предельной оркестровой динамикой и другими сходными чертами.
Список опубликованных работ
Ведущие рецензируемые журналы ВАК:

1.Радзецкая О.В. Интеграционные характеристики финно-угорской музыкальной культуры в контексте региональности // Обсерватория культуры. Журнал-обозрение. – М.: Изд-во ФГБУ РГБ, 2011. – № 4. – С. 42–46.

2.Радзецкая О.В. Музыкальная культура этнических сообществ в контексте пассионарной доминанты // Регионология. Науч.-публиц. журнал. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – № 2 (79). – С. 226–231.

3.Радзецкая О.В. Музыкальная пассионарность // Регионология. Науч.-публиц. журнал. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – № 2 (79). –С.184–185.

4.Радзецкая О.В. Процессы интеграции этнической музыкальной культуры в контексте единого информационного пространства финно-угорских регионов // Регионология. Науч.-публиц. журнал. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – № 3 (80). – С. 208–209.

5.Радзецкая О.В. Региональные характеристики академической музыкальной культуры этнических сообществ // Регионология. Научно-публицистический журнал. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. – № 1 (82). – С.140–144.

6.Радзецкая О.В. Бинарные композиции этнической музыкальной культуры в контексте теории евразийства // Обсерватория культуры. Журнал-обозрение. – М.: Изд-во ФГБУ РГБ, 2013. – № 1. – С. 102–106.

7.Радзецкая О.В. Музыкальные проекции культурного диалога Востока и Запада в контексте Волго-Уральской цивилизации // Финно-угорский мир. Международный журнал. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. – № 1 (14). – С. 71–75.

8.Радзецкая О.В. Сокровенный мир в системе музыкального общения и самовыражения // Известия Самарского научного центра РАН, 2013. – № 2 (4). – Т. 15. – С. 1102–1105.

9.Радзецкая О.В. Культуротворческие контексты балета Н.В. Кошелевой «Алена Арзамасская» // Финно-угорский мир. Международный журнал. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. – № 3 (16). – С. 75–79.

10.Региональные особенности камерно-инструментальной музыки композиторов Волго-Уралья // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс], 2013. – № 12. – Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-12-2013/culturology/radzetskaya. pdf

11.Самость и идентичность в динамике творчества // Гуманитарные науки и образование. Научно-методический журнал. – Саранск: Изд-во МГПИ, 2013 – № 4 (16). – С. 153–155 .

12.Радзецкая О.В. Евразийский ракурс в научных исследованиях народных инструментов Волго-Уральского региона // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс], 2013. – № 1. – Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-1-2014/culturology/radzetskaya. pdf

13.Радзецкая О.В. Мордовский композитор Н.В. Кошелева: истоки творчества // Регионология. Науч.-публиц. журнал. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. – № 1. – С. 179–190.

14.Радзецкая О.В. Евразийские контексты музыкального театра Мордовии // Известия Самарского научного центра РАН, 2014 – № 2. – т. 16. – С. 1097–1100 .

15.Радзецкая О.В., Воронина Н.И. Истоки инструментальной музыки Мордовии как объект научных исследований // Известия Самарского научного центра РАН, 2014 – № 2 – т. 16. – С. 1109–1112.

16.Радзецкая О.В. Евразийские контексты хронотопа вокально-хоровой культуры Мордовии // Интеграция образования. Научный журнал. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. – № 2. – С. 124–132.

Монографии:

17.Радзецкая О.В. Музыкальное искусство Мордовии как этнокультурный феномен. – Саранск: Изд-во «Саранскэкспоцентр», 2014. –230 с.

18.Радзецкая О.В. Творческий потенциал этнической музыкальной культуры: теоретический анализ. – Саранск: Изд-во «Саранскэкспоцентр», 2012. – 96 с.

19.Радзецкая О.В. Музыкальная культура Мордовии: параллели и взаимодействия. – Саранск: Изд-во «Саранскэкспоцентр», 2012. – 108с.

Статьи в сборниках материалов международных научных конференций и в других научных сборниках

20.Радзецкая О.В. Концептосфера музыкального искусства этноса: концепции и интерпретации // Российский научный мир, 2014. – № 1. – С. 62–71.

21.Радзецкая О.В. Самость в музыкальной культуре: гармония и нюансы смысловых ориентиров // Философия и искусство: Материалы III Международной конференции. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2014. – С. 53–56.

22.Радзецкая О.В. Культуротворческие контексты музыкального театра мордвы // Искусство глазами молодых: материалы V Международной (IХ Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 17-19 апреля 2013г. / Красноярская гос. академия музыки и театра. – Красноярск, 2013. – С. 213–216.

23.Радзецкая О.В. Человек в мире культуры // Феникс. Научный ежегодник кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. – С. 58–61.

24.Радзецкая О.В. Женщина-композитор в эволюции музыкальной культуры: к истории вопроса // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XVI международной научно-практической конференции 9 октября 2013 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – М.: Изд-во «Спецкнига», 2013. – С. 230–233.

25.Радзецкая О.В. Национальные традиции финно-угорской музыкальной культуры в контексте теории евразийства // ХХ Международные Рождественские образовательные чтения (Х направление «Церковь, государство и общество»). Секция: национальные традиции в экономике, торговле, политике и культуре России / коллектив авторов: материалы Международной научной конференции. – М.: Издательство РГТЭУ, 2013. – С. 217–225.

26.Радзецкая О.В. Самость как динамический элемент диалога культур в инфосфере // Инфосфера финно-угорского мира в XXI веке: социо-культурные константы и векторы модернизации: материалы Всерос. науч. –практич. конф. с междунар. участием, Саранск, 25–26 апр. 2012 г. – Саранск, 2012. – С. 47–48.

27.Радзецкая О.В. Самость как универсальный механизм творческого процесса // Искусство глазами молодых: материалы IV Международной (VIII Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 26-27 апреля 2012 г. / Красноярская гос. академия музыки и театра. – Красноярск, 2013. – С. 195–198.

28.Радзецкая О.В. Творческая личность как пассионарная величина в динамике этнической музыкальной культуры // Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения. Материалы V международной конференции. В 2 т. – Т. 2. – М.: ФИЯР МГУ, 2012. – С. 200–208.

29.Радзецкая О.В. Финно-угорская академическая музыка в контексте евразийства // Интеграционные процессы в финно-угорском мире: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Саранск, 22 дек. 2011г. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – С. 130–133.

30.Радзецкая О.В. Вокально-хоровая культура Мордовии в этническом пространстве и времени // Российские «Духовидцы»: традиции и современность: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Саранск, 13 дек. 2012 г. – Саранск, 2013. – С.168–173.

31.Радзецкая О.В. Пассионарные ориентирования в музыкальной культуре этнических сообществ // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – № 1. – С. 52–57.

32.Радзецкая О.В. Региональная культура как макропространство целого и частного // Феникс. Научный ежегодник кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – С. 100–104.

33.Радзецкая О.В. Евразийский акцент в финно-угорской академической музыке // Феникс. Научный ежегодник кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. – С. 101–108.

34.Радзецкая О.В. Теоретические аспекты процесса исторического становления финно-угорской музыки // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сб. науч. трудов ОГИИ. Вып.9. –Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, 2011. – С.115–119.

35.Радзецкая О.В. Задачи музыкальной педагогики в процессе воспитания творческой личности на примере репертуарной концепции класса камерного ансамбля // Электронное научное издание «Труды МГТА» № гос. регистрации 0421000074 Вып. № 16 (4). Экономика и Финансы, Психология и Педагогика. – М. – 2010. Идентификационный номер статьи 0421000074/0054.

36.Радзецкая О.В. Роль педагогики в формировании национального самосознания малых народностей в классе камерного ансамбля // Казанская наука. Сборник научных статей, Вып.2. – Казань: Казанский издательский дом, 2010 – № 8. – С. 430–432.

37.Радзецкая О.В. Музыкальное произведение как способ духовного общения (тезисы) // Феникс. Ежегодник кафедры культурологии. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. – С. 89–91.

38.Радзецкая О.В. Сокровенный мир как духовный потенциал личности // Феникс. Ежегодник кафедры культурологии. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. – С. 163–165.

39.Радзецкая О.В. Актуальность изучения российского меценатства (тезисы) // Актуальные проблемы общества: философия, информатика, образование. – Саранск: МГПИ, 1998. – С. 88–89.

40.Радзецкая О.В. Благотворительность как тип культуры (тезисы) // История, образование и культура народов Среднего Поволжья. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. – С. 83–84.

41.Радзецкая О.В. Феномен меценатства в музыке (тезисы) // История культуры, теория культуры и проблемы гуманитаризации высшего образования. – Пермь: ПГТУ, 1996. – С. 146.