- Музыкальное искусство Мордовии как предмет научного рассмотрения представляет сложную и многообразную по своим проявлениям систему, воспринимаемую как хранилище фольклорных и академических традиций, отличающихся ярким и самобытным характером. Их исконные характеристики: природа, ракурсы, смыслы, явились для автора стимулом в создании концептосферы - теоретической базы для формирования целостной концепции изучения музыкального искусства Мордовии с точки зрения этнокультурного феномена. Это нашло свое отражение в понятийном аппарате, который условно делится на два уровня. Первый - фундаментально-общетеоретический («пространство», «время», «мышление», «сознание», «ментальность», «символ», «коллективное творчество», «личность», «индивидуальность», «выразительные средства» и др.); второй - музыкально-специфический («музыкальное искусство этноса», «месторазвитие», «региональные характеристики», «музыкальный язык», «традиции», «композиторское творчество», «самость», «сокровенный мир» и др.).
- Внутренние и внешние иновлияния относятся к процессам формирования музыкального искусства этноса, его творческого облика и обращает внимание на особенности межкультурного синтеза (диалог Востока и Запада). Параллели и взаимодействия в музыке открывают двери в мир художественных превращений и осознаются в нем как закономерные величины. Яркость диалоговых отношений органично формирует представление об этническом музыкальном искусстве в масштабе целого, становится неотъемлемой частью его развития. Прежде всего, это музыкальный язык, характеризующийся пентатонной звуковой организацией, ангемитонной (бесполутоновой) интонационностью, ритмической структурой, жанровыми особенностями.
- Музыкальное искусство этноса во многом становится более объемным явлением в связи с тем, что теоретический анализ его концептосферы впервые был дополнен региональными характеристиками: природно-географическими, историческими, религиозными, социальными и даже экономическими. Они позволили выделить структурные особенности региональной и этнической музыки в соотношении целого и частного, влияющего на развитие профессионального музыкального искусства. Большая роль в этом процессе отведена музицирующему человеку - композитору, исполнителю, слушателю, творцу и мыслителю. В единстве этих компонентов заключается возможность обнаружить бытийные и творческие взаимосвязи в сюжетных линиях, в жанровых основах, в принципах работы с фольклорным материалом, а также связать их развитие с евразийскими особенностями регионального устройства - внутренней и внешней музыкальной спецификой: текстом, формой, мышлением.
- Музыкальная пассионарность этнических культур обращает внимание на целый ряд гуманитарных проблем, касающихся анализа роли личности в истории, ее творческой преобразовательной энергии. Важен принцип стадиального развития, а также генетический, этологический, физический, психофизиологический, психологический и социокультурный факторы, настроенные на «этническую волну». С этой точки зрения музыкальная пассионарность наиболее гармонично выглядит с позиций этнической истории, которая создает свою пассионарную летопись в искусстве. Это дает возможность по-новому представить личность композитора в процессе формирования этнической музыкальной школы, выявить в его деятельности черты созидательного свойства.
- Самость как смысловая составляющая творчества совершенствует духовный потенциал, расширяет музыкальную интуицию и исполняет важную роль в формировании национального самосознания. Самость позволяет глубже понять этнический менталитет, быть посвященным в его символику и, благодаря этому, стать более восприимчивым к проявлениям исконного колорита в произведениях различных стилей и жанров. Поэтому самость отражается в творческом credo мастера, делая его внутренне зрелым и совершенным, а именно: самобытностью и яркой индивидуальностью в переосмыслении этнического музыкального языка, созданием атмосферы со-творчества и со-причастности историческому времени, неповторимой музыкальной образностью.
- Рассмотренный в диссертации хронотоп вокально-хоровой музыки Мордовии, по мнению диссертанта, расширяет представление о происхождении и эволюции музыкальных традиций, открывает перспективу их более подробного изучения в произведениях современных мордовских композиторов с точки зрения реального, концептуального и перцептуального пространств. При помощи формально-феноменологического и культурно-антропологического методов выявлены: ландшафтные и исторические основания вокально-хоровой музыки Мордовии, диалоговые переклички в искусстве мордовских сказителей, особенности самодеятельных и ранних профессиональных форм музицирования, обоснована роль русского духовно-певческого искусства; указаны научные системы, в фокусе которых фольклоризм как источник творческого мышления представлен в творчестве Л.П. Кирюкова, Г.Г. Вдовина и других авторов; сформулировано обоснование информационного (семиотического) обмена в хронотопе вокально-хоровой музыки Мордовии.
- Музыкальный театр Мордовии в контексте евразийского культурного диалога представляет многогранный феномен, в котором соединились исторические вехи в формировании этнического сознания и менталитета. Музыкальный театр Мордовии как форма выражения этнических бытийных контекстов: обрядов, ритуалов и молений - наиболее ярко создает пространственно-временные параллели между архаикой и современностью. В академическом музыкальном искусстве Мордовии это нашло отражение в мифологических, исторических и сказочных сюжетах, в реконструкциях древних обрядовых и необрядовых форм, в широком использовании жанрово-стилистических особенностей народной музыки: хорового многоголосия, подлинных или стилизованных фольклорных материалов, имитации звучания народных инструментов.
- Народные музыкальные инструменты Мордовии показаны с точки зрения евразийской и региональной специфики научно-исследовательских прочтений. Они создают панораму взаимосвязей, показывающих развитие инструментальной культуры финно-угорских и тюркоязычных народностей Волго-Уральского региона при обращении к таким фольклорным универсумам, как продольная флейта, волынка и ее разновидности, натуральная труба. Опираясь на исследования Н.И. Бояркина, Л.Б. Бояркиной, Г.М. Макарова, И.В. Пчеловодовой и др., которые продолжаются и сегодня, диссертант представил систему творческих соотношений между инструментальными фольклорными традициями и музыкой композиторов Волго-Уральского региона: в преимуществе камерно-инструментальных жанров; в характерных особенностях музыкального текста (волыночных квинтах, бурдонирующих голосах, оригинального и стилизованного мелодического материала, ладообразования, интонационной выразительности и др.); в показе мордовских народных инструментов (продольной флейты, нюди, скрипки и др.) в качестве этнических музыкальных символов.
- Сокровенный мир музицирующего человека впервые представлен как сложное понятие, через которое происходит понимание творческого процесса в его целостном виде, включающем в себя мироощущение, миропереживание, миропонимание, миропредставление, миропроектирование и другие ассоциации. В них формируется специфическая уникальность человека, его музыкальная индивидуальность, которая оживает в музыке и делает ее узнаваемой. Сокровенный мир становится синонимом музыкального бытия, проводником в мир духовных ценностей, запечатленных в интонации, форме, ритме и звуке. Благодаря этому, музыкальная природа человека становится более близкой и понятной, а следовательно, есть возможность приблизиться к пониманию композиторского замысла, встретиться с его собственным «Я». Поэтому сокровенный мир в системе музыкального общения и самовыражения выступает как духовная вершина, внутренний мир автора, исполнителя и слушателя в их неразрывной взаимосвязи.
- Образная палитра мордовского композитора Н.В. Кошелевой впервые проанализирована в научно-исследовательском контексте. Он предполагает всестороннее погружение в этнические особенности, которые связываются с природно-этическими и профессионально-эстетическими принципами развития музыкального мышления и сознания автора. Они воспринимаются как ценностный потенциал индивидуальности с точки зрения ее месторазвития (мокшанские корни, мокшанский язык, мокшанский мелодизм), выступающего в качестве источника формирования отличительных свойств музыкального почерка и стиля. Это большой спектр характеристик, связанный с фольклорными традициями: народными песнями, обрядовыми комплексами, легендами, мифами и сказаниями, а также с важными для исследования биографическими материалами. Они воспринимаются как ценностный потенциал индивидуальности и интерпретируются как отражение женского архетипа в региональном пространстве, разнообразно представленного, прежде всего, в вокально-хоровых сочинениях Н.В. Кошелевой, в ее произведениях для музыкального театра.
- Героическое и лирическое в творчестве мордовского композитора Н.В. Кошелевой находится в близком родстве с характерными особенностями эволюции и роста региональных композиторских школ, для которых фольклорные традиции являются главным источником музыкальных образов и идей. В диссертации по-новому представлены причинно-следственные взаимосвязи, которые повлияли на создание первого в истории мордовской музыки балета Н.В. Кошелевой «Алена Арзамасская». Впервые был проведен анализ музыкального текста, отражающего основные черты композиторского почерка и стиля Н.В. Кошелевой: ярко выраженная мелодическая основа, привязанность к фольклорным истокам, академическая манера изложения музыкального материала; обозначены приоритеты музыкальной драматургии на основе контрастного сопоставления сил Добра и Зла; рассмотрена специфика формирования образа главной героини и других персонажей балета с точки зрения их музыкально-лексических характеристик: лейттем, лейтритмов, лейттембров. Лирическая музыкальная атрибутика сосредоточена в мелодиях песенного характера, в инструментовке оркестровой ткани, в ясных гармонических последовательностях, в использовании танцевальных жанров и других средств музыкальной выразительности. Героические сферы подчеркнуты фанфарными интонациями в партии медных духовых инструментов, остинатными и синкопированными ритмами, аккордовой фактурой, жесткими диссонансными созвучиями, предельной оркестровой динамикой и другими сходными чертами.
1.Радзецкая О.В. Интеграционные характеристики финно-угорской музыкальной культуры в контексте региональности // Обсерватория культуры. Журнал-обозрение. – М.: Изд-во ФГБУ РГБ, 2011. – № 4. – С. 42–46.
2.Радзецкая О.В. Музыкальная культура этнических сообществ в контексте пассионарной доминанты // Регионология. Науч.-публиц. журнал. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – № 2 (79). – С. 226–231.
3.Радзецкая О.В. Музыкальная пассионарность // Регионология. Науч.-публиц. журнал. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – № 2 (79). –С.184–185.
4.Радзецкая О.В. Процессы интеграции этнической музыкальной культуры в контексте единого информационного пространства финно-угорских регионов // Регионология. Науч.-публиц. журнал. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – № 3 (80). – С. 208–209.
5.Радзецкая О.В. Региональные характеристики академической музыкальной культуры этнических сообществ // Регионология. Научно-публицистический журнал. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. – № 1 (82). – С.140–144.
6.Радзецкая О.В. Бинарные композиции этнической музыкальной культуры в контексте теории евразийства // Обсерватория культуры. Журнал-обозрение. – М.: Изд-во ФГБУ РГБ, 2013. – № 1. – С. 102–106.
7.Радзецкая О.В. Музыкальные проекции культурного диалога Востока и Запада в контексте Волго-Уральской цивилизации // Финно-угорский мир. Международный журнал. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. – № 1 (14). – С. 71–75.
8.Радзецкая О.В. Сокровенный мир в системе музыкального общения и самовыражения // Известия Самарского научного центра РАН, 2013. – № 2 (4). – Т. 15. – С. 1102–1105.
9.Радзецкая О.В. Культуротворческие контексты балета Н.В. Кошелевой «Алена Арзамасская» // Финно-угорский мир. Международный журнал. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. – № 3 (16). – С. 75–79.
10.Региональные особенности камерно-инструментальной музыки композиторов Волго-Уралья // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс], 2013. – № 12. – Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-12-2013/culturology/radzetskaya. pdf
11.Самость и идентичность в динамике творчества // Гуманитарные науки и образование. Научно-методический журнал. – Саранск: Изд-во МГПИ, 2013 – № 4 (16). – С. 153–155 .
12.Радзецкая О.В. Евразийский ракурс в научных исследованиях народных инструментов Волго-Уральского региона // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс], 2013. – № 1. – Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-1-2014/culturology/radzetskaya. pdf
13.Радзецкая О.В. Мордовский композитор Н.В. Кошелева: истоки творчества // Регионология. Науч.-публиц. журнал. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. – № 1. – С. 179–190.
14.Радзецкая О.В. Евразийские контексты музыкального театра Мордовии // Известия Самарского научного центра РАН, 2014 – № 2. – т. 16. – С. 1097–1100 .
15.Радзецкая О.В., Воронина Н.И. Истоки инструментальной музыки Мордовии как объект научных исследований // Известия Самарского научного центра РАН, 2014 – № 2 – т. 16. – С. 1109–1112.
16.Радзецкая О.В. Евразийские контексты хронотопа вокально-хоровой культуры Мордовии // Интеграция образования. Научный журнал. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. – № 2. – С. 124–132.
Монографии:
17.Радзецкая О.В. Музыкальное искусство Мордовии как этнокультурный феномен. – Саранск: Изд-во «Саранскэкспоцентр», 2014. –230 с.
18.Радзецкая О.В. Творческий потенциал этнической музыкальной культуры: теоретический анализ. – Саранск: Изд-во «Саранскэкспоцентр», 2012. – 96 с.
19.Радзецкая О.В. Музыкальная культура Мордовии: параллели и взаимодействия. – Саранск: Изд-во «Саранскэкспоцентр», 2012. – 108с.
Статьи в сборниках материалов международных научных конференций и в других научных сборниках
20.Радзецкая О.В. Концептосфера музыкального искусства этноса: концепции и интерпретации // Российский научный мир, 2014. – № 1. – С. 62–71.
21.Радзецкая О.В. Самость в музыкальной культуре: гармония и нюансы смысловых ориентиров // Философия и искусство: Материалы III Международной конференции. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2014. – С. 53–56.
22.Радзецкая О.В. Культуротворческие контексты музыкального театра мордвы // Искусство глазами молодых: материалы V Международной (IХ Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 17-19 апреля 2013г. / Красноярская гос. академия музыки и театра. – Красноярск, 2013. – С. 213–216.
23.Радзецкая О.В. Человек в мире культуры // Феникс. Научный ежегодник кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. – С. 58–61.
24.Радзецкая О.В. Женщина-композитор в эволюции музыкальной культуры: к истории вопроса // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XVI международной научно-практической конференции 9 октября 2013 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – М.: Изд-во «Спецкнига», 2013. – С. 230–233.
25.Радзецкая О.В. Национальные традиции финно-угорской музыкальной культуры в контексте теории евразийства // ХХ Международные Рождественские образовательные чтения (Х направление «Церковь, государство и общество»). Секция: национальные традиции в экономике, торговле, политике и культуре России / коллектив авторов: материалы Международной научной конференции. – М.: Издательство РГТЭУ, 2013. – С. 217–225.
26.Радзецкая О.В. Самость как динамический элемент диалога культур в инфосфере // Инфосфера финно-угорского мира в XXI веке: социо-культурные константы и векторы модернизации: материалы Всерос. науч. –практич. конф. с междунар. участием, Саранск, 25–26 апр. 2012 г. – Саранск, 2012. – С. 47–48.
27.Радзецкая О.В. Самость как универсальный механизм творческого процесса // Искусство глазами молодых: материалы IV Международной (VIII Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 26-27 апреля 2012 г. / Красноярская гос. академия музыки и театра. – Красноярск, 2013. – С. 195–198.
28.Радзецкая О.В. Творческая личность как пассионарная величина в динамике этнической музыкальной культуры // Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения. Материалы V международной конференции. В 2 т. – Т. 2. – М.: ФИЯР МГУ, 2012. – С. 200–208.
29.Радзецкая О.В. Финно-угорская академическая музыка в контексте евразийства // Интеграционные процессы в финно-угорском мире: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Саранск, 22 дек. 2011г. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – С. 130–133.
30.Радзецкая О.В. Вокально-хоровая культура Мордовии в этническом пространстве и времени // Российские «Духовидцы»: традиции и современность: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Саранск, 13 дек. 2012 г. – Саранск, 2013. – С.168–173.
31.Радзецкая О.В. Пассионарные ориентирования в музыкальной культуре этнических сообществ // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – № 1. – С. 52–57.
32.Радзецкая О.В. Региональная культура как макропространство целого и частного // Феникс. Научный ежегодник кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – С. 100–104.
33.Радзецкая О.В. Евразийский акцент в финно-угорской академической музыке // Феникс. Научный ежегодник кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. – С. 101–108.
34.Радзецкая О.В. Теоретические аспекты процесса исторического становления финно-угорской музыки // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сб. науч. трудов ОГИИ. Вып.9. –Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, 2011. – С.115–119.
35.Радзецкая О.В. Задачи музыкальной педагогики в процессе воспитания творческой личности на примере репертуарной концепции класса камерного ансамбля // Электронное научное издание «Труды МГТА» № гос. регистрации 0421000074 Вып. № 16 (4). Экономика и Финансы, Психология и Педагогика. – М. – 2010. Идентификационный номер статьи 0421000074/0054.
36.Радзецкая О.В. Роль педагогики в формировании национального самосознания малых народностей в классе камерного ансамбля // Казанская наука. Сборник научных статей, Вып.2. – Казань: Казанский издательский дом, 2010 – № 8. – С. 430–432.
37.Радзецкая О.В. Музыкальное произведение как способ духовного общения (тезисы) // Феникс. Ежегодник кафедры культурологии. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. – С. 89–91.
38.Радзецкая О.В. Сокровенный мир как духовный потенциал личности // Феникс. Ежегодник кафедры культурологии. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. – С. 163–165.
39.Радзецкая О.В. Актуальность изучения российского меценатства (тезисы) // Актуальные проблемы общества: философия, информатика, образование. – Саранск: МГПИ, 1998. – С. 88–89.
40.Радзецкая О.В. Благотворительность как тип культуры (тезисы) // История, образование и культура народов Среднего Поволжья. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. – С. 83–84.
41.Радзецкая О.В. Феномен меценатства в музыке (тезисы) // История культуры, теория культуры и проблемы гуманитаризации высшего образования. – Пермь: ПГТУ, 1996. – С. 146.