Научная тема: «ОНТО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЯЗЫКА МУЗЫКИ»
Специальность: 09.00.01
Год: 2009
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Музыка обладает специфическим языком. Язык музыки - особая система музыкальных знаков (символов), сложившаяся в процессе исторического развития музыки, обладающая универсальностью. Язык музыки - сложноорганизованная информационно-коммуникативная система. Посредством языка музыки передается музыкальная информация, под которой понимается система образов, передающаяся выразительными (изобразительными) средствами музыкального искусства при помощи сложной системы знаков, обладающая особенностями на таких этапах музыкальной деятельности, как создание, восприятие и воздействие музыкальных феноменов.
  2. Осознание человеком окружающего его мира и осознание им самого себя невозможно без обращения к бытию музыкальных феноменов, так как музыка являет собой особый язык, который пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, способствуя формированию развитого мировоззрения, созданию общеродовых ценностей. Музыка - искусственный язык, оперирующий многообразными знакообразованиями: от простейших сигналов до более сложноорганизованных знаковых систем и символов, в свою очередь дифференцирующихся на единичные и синтетические. Под синтетическим символом подразумевается знак, наделенный переносным значением, имеющим социальную значимость, содержащий в своем составе символы различных видов искусств.
  3. Символизация в музыке - процесс наделения переносным значением музыкальных феноменов. Процесс символизации базируется на сохранении традиций, опираясь на стандартизированные ритмо-формулы в области ритмической организации музыки и мелодические, гармонические формы, наделенные каноническими чертами. Эти черты существуют на звуковысотном уровне музыкальной системы, наряду с соотношением с импровизационностью символотворчества.
  4. Музыкальный образ существует (и создается) через систему музыкальных знаков (символов). Музыкальный образ определяется как вид художественного образа, воспроизводящий эстетические качества субъективной и объективной действительности при помощи музыкальных звуков; как сложная иерархическая система, доносимая посредством музыкального языка, являющегося своеобразным способом передачи эстетической информации.
  5. Исследование музыкального образа привело к выработке критерия принадлежности звука музыкальному искусству - звук может выступать в роли музыкального при соблюдении следующих условий: использование в музыкальном сообщении; комплексное восприятие свойств звука с выявлением основного качества звучания; рассмотрение звука в сочетании с другими звуками музыки в единстве с ними (лад).
  6. Музыкальный образ существует (и создается) через систему музыкальных знаков (символов). Целостный музыкальный образ в процессе функционирования переходит в музыкальный символ («макросимвол»), в свою очередь могущий быть представленным как совокупность двух или более символов («микросимволов»). Музыкальное произведение складывается из элементов («микросимволов»), которые доносят до слушателя определенный смысловой знак (потенциальный «макросимвол»).
  7. Музыкальный образ и символ как категории музыкального творчества универсальны. Музыкальный символ - знак, имеющий переносное значение (второе), характеризующийся общезначимостью; универсальная категория музыкального творчества, функционирующая на всех уровнях организации системы музыки. Символ в музыке используется на индивидуальном, межгрупповом, социальном и родовом уровнях.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в ведущих журналах, определенных ВАК

1.Лазутина, Т.В. Символотворчество в музыке И.С. Баха / Т.В. Лазутина // Вестник Томского государственного университета. № 300 (1) июль. – Томск: ТГУ, 2007. - С.55-61. (0,8 п.л.).

2.Лазутина, Т.В. Язык музыки в онтологическом аспекте / Т.В. Лазутина // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. № 5 / 2 (55). - Самара, 2007, С.15-23. (0,9 п.л.).

3.Лазутина, Т.В. Колокольность как выражение национального самосознания в русской музыке / Т.В. Лазутина // Вестник Томского государственного университета. №. 306 (1) сентябрь. - Томск: ТГУ, 2008. - С.55-61. (0,5п.л.).

4.Лазутина, Т.В. Жест в языке музыки / Т.В. Лазутина // Вестник Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 2 (70). - Тамбов, 2009. С. 91-93. (0,5п.л.).

5.Лазутина, Т.В. Мир ценностей в музыке / Т.В. Лазутина // Вестник БГУ. Серия: Философия. Социология. Политология. Культурология. Вып.6 а. – Улан-Удэ, 2009. - С. 256-258. (0,5п.л.).

6.Лазутина, Т.В. Специфика языка музыки / Т.В. Лазутина // Омский научный вестник. № 3 (78). – Омск: ОГТУ, 2009. - С. 110-113. (0,5 п.л.).

7.Лазутина, Т.В. Символичность музыкального жанра / Т.В. Лазутина // Вестник Томского государственного университета. №324 июль.– Томск: ТГУ, 2009. С.123-126. (0,5п.л.).

8.Лазутина, Т.В. К вопросу генезиса языка музыки / Т.В. Лазутина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. № 3 (4). – Вятка: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 93-97. (0,5 п.л.)

9.Лазутина, Т.В. Философия музыки: музыкальная картина мира и ее соответствие реальности / Т.В. Лазутина // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. Т. 7. Вып. № 3.– Новосибирск: Изд-во НГУ, 2009. С.34-37. (0,5 п.л.)

Монографии:

1.Лазутина, Т.В. Символичность музыки: монография / Т.В. Лазутина. - Екатеринбург: Изд-во Банк культурной информации, 2005. – 124 с. (7,21 п.л.).

2.Лазутина, Т.В. Язык музыки: монография / Т.В. Лазутина. - Екатеринбург: Изд-во Банк культурной информации, 2008. - 192 с. (12,12 п.л.).

Другие научные публикации:

1.Лазутина, Т.В. Символы в музыке / Т.В. Лазутина // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений Четвертого Российского философского конгресса. – Москва, 2005, С. 329-330. (0,16 п.л.).

2.Лазутина, Т.В. Символика в искусстве музыки / Т.В. Лазутина // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия. Материалы Третьей Международной научной конференции 8-9 декабря 2005 г. - Нижневартовск, 2005, С. 312-314. (0,24 п.л.).

3.Лазутина, Т.В. Аксиологический аспект бытия музыкальных феноменов / Т.В. Лазутина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень, 2005, С. 322-325. (0,32 п.л.).

4.Лазутина, Т.В. Духовные ценности в современной России / Т.В. Лазутина // Общее в судьбах и традициях народов Сибири. Материалы Круглого стола 10 ноября 2005 г. - Тюмень, 2005, С.126-129. (0,32 п.л.).

5.Лазутина, Т.В. Бытие музыки: аксиологический аспект / Т.В. Лазутина // Машины. Люди. Ценности. Материалы Международной междисциплинарной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения проф. С.М. Шалютина 20-21 апреля 2006 г. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006, С.129-130. (0,32 п.л.).

6.Лазутина, Т.В. Проблемы и перспективы современной философии / Т.В. Лазутина // Человек и мир. Социально-гуманитарные исследования: наука в современном обществе. Материалы Всероссийской научной конференции. - Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2006, С.61-64. (0,4 п.л.).

7.Лазутина, Т.В. Искусство хореографии: язык танца в свете аксиологии / Т.В. Лазутина // Ценности и оценки: проблемы философии и науки. Сборник научных статей Всероссийской научной конференции. - Смоленск: Универсум, 2006, С. 65-66. (0,18 п.л.).

8.Лазутина, Т.В. Возвышенное в музыкальном творчестве / Т.В. Лазутина // Художественная культура Тюменской области. Материалы научно-практической конференции 13-14 апреля 2006.- Тюмень: РИЦ ТГИИК, 2006, С. 55-57. (0,18 п.л.).

9.Лазутина, Т.В. Звук как феномен музыкального искусства / Т.В. Лазутина // Труды 2-го Международного форума (7-й Международной конференции) молодых ученых и студентов). Гуманитарные науки. Ч. 32-35. Философия. Социология. Политология. Международные отношения. - Самара: Самар.гос.техн. ун-т, 2006, С. 33-36. (0,18 п.л.).

10.Лазутина, Т.В. Аксиологический аспект музыкальной практики / Т.В. Лазутина // Универсалии культуры. Материалы Всероссийской научной конференции 19-20 декабря 2006. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2006, С. 242-247. (0,4 п.л.).

11.Лазутина, Т.В. Прекрасное в музыкальном творчестве / Т.В. Лазутина // Сборник научных трудов сотрудников и преподавателей Технологического института. Вып. 1. - Тюмень: Изд-во Вектор Бук, 2006, С.118-121. (0,4 п.л.).

12.Лазутина, Т.В. Философия искусства: музыкальные эмоции как ценность / Т.В. Лазутина // Наука. Технологии. Инновации. Материалы Всероссийской научной конференции молодых ученых в 7-ми частях. Часть 6. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006, С. 121-122. (0,18 п.л.).

13.Лазутина, Т.В. Онтологический аспект музыки / Т.В. Лазутина // Культурогенез и проблемы актуализации культурного наследия народов Тюменской области. Материалы научно-практической конференции 20 апреля 2007 года в 2-х частях. Часть 1. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2007, С. 95-97. (0,18 п.л.).

14.Лазутина, Т.В. Язык музыки в свете онтологии / Т.В. Лазутина // Нефть и газ Западной Сибири. Материалы всероссийской научно-технической конференции 16-17 октября 2007. Т. 3. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2007, С. 133-136. (0,18 п.л.).

15.Лазутина, Т.В. Музыка и моральные ценности / Т.В. Лазутина // Этика, мораль, нравственность: Россия и современный мир. 40-летию этико-философской школы Тюмени. Материалы Всероссийского симпозиума 26-27 октября 2006. - Тюмень: РИЦ ТГИИК, 2006, С. 74 -76. (0,3 п.л.).

16.Лазутина, Т.В. Библейская символика в музыке И.С.Баха / Т.В. Лазутина // Межконфессиональные отношения на рубеже тысячелетий. Материалы международной научно-практической конференции 14-15 июня 2007. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007, С. 229-235. (0,8 п.л.).

17.Лазутина, Т.В. Музыкальная онтология: к вопросу о картине мира / Т.В. Лазутина // Третьи Лойфмановские чтения (к 80-летию И.Я. Лойфмана): Образы науки в культуре на рубеже тысячелетий. Материалы Всероссийской научной конференции 17-18 дек. 2007 г. - Екатеринбург, С. 229-234. (0,2 п.л.).

18.Лазутина, Т.В. Бытие музыки: социологический аспект / Т.В. Лазутина // Актуальные проблемы социальной философии. Сборник статей Третьей Всероссийской научно-практической конференции 23-24 октября 2007, Вып.5. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2007, С. 71-74. (0,46 п.л.).

19.Лазутина, Т.В. Ценностно-мировоззренческие установки в музыке / Т.В. Лазутина // Духовно-нравственные чтения в образовательном пространстве России» (7 Рождественские образовательные чтения). Материалы всероссийской научно-практической конференции 5-6 февраля. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2008, С. 337-342. (0,2 п.л.).

20.Лазутина, Т.В. Музыка и эмоции / Т.В. Лазутина // Истина и благо (Селивановские чтения): материалы всероссийской научной конференции 23 мая 2008 г. – РИЦ ТГАКИ: Тюмень, 2008, С.117-120. (0,2 п.л.).

21.Лазутина, Т.В. Символические концепции искусства / Т.В. Лазутина // Русский мир в духовном сознании народов России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008, С.98-104. (0,8 п.л.).

22.Лазутина, Т.В. Духовные трансформации в музыкальной культуре / Т.В. Лазутина // Материалы Международной научно-практической конференции №Гуманитарные стратегии российских трансформаций. Т.1.- Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2008, С. 85-88. (0,18 п.л.).

23.Лазутина, Т.В. Мир ценностей в музыкальной культуре / Т.В. Лазутина // Кризис: гуманитарные стратегии преодоления. Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2009, С. 134-138. (0,16 п.л.).

24.Лазутина, Т.В. К вопросу о музыкальной танатологии / Т.В. Лазутина // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. № 1 январь. – Курск, 2009, С. 84-86. (0,3 п.л.).

25.Лазутина, Т.В. Системный анализ языка музыки / Т.В. Лазутина // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. № 1 январь. – Курск, 2009, С. 86-87. (0,2 п.л.).

26.Лазутина, Т.В. Философские проблемы языка музыки / Т.В. Лазутина // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. № 2 февраль. – Курск, 2009, С. 94-95. (0,2 п.л.).

27.Лазутина, Т.В. Мир эмоций в музыке / Т.В. Лазутина № 2 февраль. – Курск, 2009, С. 95-97. (0,3 п.л.).