- рассматриваются особенности бытования традиционной мусульманской культуры России (царского, советского и постсоветского периодов), сложившейся в контексте российской цивилизации, развиваясь во взаимодействии с культурами немусульманских народов (русских, финно-угорских и др.), формируя общие материальные и духовные ценности;
- установлена сущностная характеристика традиционной мусульманской культуры России, состоящая в том, что данный тип культуры развивался, находясь на периферии мусульманского мира, тесно контактируя с этнокультурными особенностями (языческими верованиями, обычаями и традициями, мировоззренческими установками), внося свой социокультурный вклад в российскую цивилизацию;
- выявлены региональные особенности традиционной мусульманской культуры России, обусловленные многоликостью российского ислама, сформировавшегося в ходе адаптации классического или нормативного ислама к этническим культурам народов, что позволяет выделить различные его формы, характерные разным российским этносам;
- раскрыты социокультурные составляющие российской модернизации, сопряженные с социально-экономическими, политико-идеологическими, правовыми и духовно-культурными переменами, отразившимися на мусульманской культуре России, придав ей динамический характер, приближаясь к зарубежной мусульманской культуре;
- эксплицированы исторические, социокультурные и цивилизационные условия зарождения и становления мусульманской культуры России, представляющей собой открытую систему, имеющую значительный потенциал для своего развития и завершения, что происходит в ходе аккультурационного воздействия зарубежного ислама и его культурных ценностей;
- установлено, что в ходе модернизационного воздействия российский традиционный ислам, его региональные формы бытования, а также материальные и духовные ценности общероссийской мусульманской культуры претерпевают заметные трансформации, придающие ей обновленческую форму;
- выявлены особенности современной мультикультурной ситуации в России, формирующейся на основе аккультурации этнокультурных и религиозно-культурных форм существования народов России;
- раскрыта политическая, миротворческая, созидательная роль конфессионального фактора в ходе взаимодействия культур народов России, а также и при формировании целостной социокультурной картины;
- выявлен противоречивый характер исламского возрождения в России, возникший в ходе активизации радикалистских и экстремистских проявлений, сопровождавшиеся исламскими лозунгами, а также неприятием традиционным исламом этих культурных установок;
- раскрыта значительная роль традиционного ислама в социокультурной стабилизации в России, что проявляется в социокультурной деятельности традиционного мусульманского духовенства и его лидеров, созидательной и культуротворческой деятельностью российских мусульман, отстаивающих общероссийские цивилизационные ценности, противодействуя радикалистско-экстремистским проявлениям.
1. Керимов М. М. Ислам в Чечне. – Грозный, 2006. – 4,5 п.л. В со-авторстве с В. Х. Акаевым.
2. Керимов М. М. Ислам в контексте традиционной культуры че-ченцев // Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН. Вып. 44. – Ростов н/Д., 2007. – 7,8 п.л.
3. Керимов М. М. Традиционная мусульманская культура России в условиях модернизации. – Грозный: Изд-во ЧГУ, 2009. – 10 п.л.
Статьи в научных изданиях, рецензируемых Высшей аттестацион-ной комиссией:
4. Керимов М. М. Этнические и региональные составляющие му-сульманской культуры народов Северного Кавказа // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия «Общественные науки». – 2008. - № 2. – 1п.л. В соавторстве с В. Х. Акаевым.
5. Керимов М. М. Суфизм Северо-Восточного Кавказа в условиях российской модернизации // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2008. - № 6. – 0,5 п.л.
6. Керимов М. М. Взаимовлияние культур народов России: роль конфессионального фактора // Научная мысль Кавказа. – 2009. - № 4. – 0,5 п.л.
7. Керимов М. М. Противоречивый характер исламского возрожде-ния в России // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2009. - № 6. – 0,5 п.л.
8. Керимов М. М. Традиционный ислам как фактор социокультур-ной стабилизации в регионе // Социально-гуманитарные знания. – 2009. - № 12. – 0,5 п.л.
9. Керимов М. М. Мусульманская культура России: этнорегио-нальные особенности // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2009. - № 1. – 0,5 п.л.
10. Керимов М. М. Эволюция мусульманской культуры на Север-ном Кавказе: исторические и цивилизационные аспекты // Социально-гуманитарные знания. – 2009. - № 8. – 0,5 п.л.
Публикации в других научных изданиях:
11. Керимов М. М. О ленинском характере национальной полити-ки СССР // Ленинское идейно-теоретическое наследие и современ-ность. Тезисы докладов и сообщений научной конференции ЧГПИ. - Грозный, 1990. – 3 с.
12. Керимов М. М. Как повысить роль партии и ее авторитет в обществе // Политический собеседник. – 1990. – № 2. – 0,5 п.л. В соав-торстве с А.Д. Яндаровым.
13. Керимов М.М. Шейх Мансур и суфизм // Тезисы докладов на международной научной конференции. – Грозный, 1992. – 3 с. В соав-торстве В.Х. Акаевым.
14. Керимов М. М. Политика и национальная культура, религия в советском тоталитарном государстве // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. – Грозный, 1992. – 0,5 п.л. В соавторстве Д. Д. Межидо-вым.
15. Керимов М. М. Судьбы национальных культур в советском тоталитарном государстве // Методическая разработка в помощь сту-дентам. – Грозный, 1992. – 1,5 п.л. В соавторстве Д. Д. Межидовым.
16. Керимов М. М. Русский ренессанс и национальный вопрос // Тезисы научно-практической конференции «К новым подходам в оте-чественной этнологии». – Грозный, 1992. – 3 с.
17. Керимов М. М. Ислам в системе культуры вайнахов // Тезисы научно-практической конференции «Культура чеченского народа и школа». – Грозный, 1994. – 3 с.
18. Керимов М. М. Ислам в системе национальной культуры вай-нахов // Тезисы межвузовской научно-практической конференции, по-священной 15-летию ЧГПИ. – Грозный, 1996. – 3 с.
19. Керимов М. М. Мирные пути распространения ислама среди вайнахов // Бюллетень № 9 Центра социальных и гуманитарных иссле-дований РСО-Алания. – Владикавказ, 2000. – 0,3 п.л.
20. Керимов М. М. Чечня и чеченцы: путь к возрождению // Бюл-летень № 2 Центра социальных и гуманитарных исследований РСО-Алания. – Владикавказ, 2001. – 0,3 п.л.
21. Керимов М. М. История религии. Методическое пособие. – Грозный: ЧГПИ, 2001. – 1,5 п.л.
22. Керимов М. М. Чеченцы: Судьбы национальной культуры в советском тоталитарном государстве: Методическое пособие по кур-сам: философия и культурология. – Грозный: ЧГПИ, 2002. – 2. п.л.
23. Керимов М. М. Чеченская Республика: выход из кризиса воз-можен // Труды Грозненского государственного нефтяного института им. акад. М.Д. Миллионщикова. Выпуск 1. – Грозный: ГГНИ, 2001. – 0,5 п.л.
24. Керимов М. М. Некоторые дискуссионные вопросы в освеще-нии движения горцев Северного Кавказа в конце XVIII в. // Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции посвящен-ной 20–летию Чеченского госуниверситета Грозный, 2001. – 3 с.
25. Керимов М. М. Культура и образование в жизни народа в со-временных условиях // Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции, посвященной 20-летию Чеченского гос-университета. - Грозный, 2001. – 5 с.
26. Керимов М. М. Исламская культура и духовная жизнь вайна-хов // Труды Грозненского государственного нефтяного института им. акад. М.Д. Миллионщикова Выпуск 2. - Грозный: ГГНИ, 2002. – 0,5 п.л.
27. Керимов М. М. Социокультурная ситуация в Чечне: кризис и обновление // Сборник материалов Всероссийская научно-практическая конференция «Наука, образование и производство». – Грозный: ГГНИ, 2003. – 0,3 п.л.
28. Керимов М. М. Ислам и нравственная культура чеченцев // Материалы регионально-практической конференции «Вузовская наука народному хозяйству». – Грозный: ЧГУ, 2003. – 3 с.
29. Керимов М. М. Динамика религиозно-чеченской политиче-ской-идеологии кавказских горцев в 20-70-х г.г. XIX столетия // Нана. Литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал / Министерство Чеченской Республики по национальной поли-тике, печати и информации. – 2005. - № 10. – 0,7 п.л. В соавторстве с В. Х. Акаевым и М. Д. Солтамурадовым.