Научная тема: «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ»
Специальность: 12.00.13
Год: 2014
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
В области теории обеспечения информационной безопасности:

1. В результате комплексного научного исследования проблемы обеспечения информационной безопасности сформулированы определения следующих базовых понятий:

 информационная безопасность - отвечающее сбалансированным интересам личности, общества и государства состояние информационных технологий, информационных ресурсов, информационной среды в целом, позволяющее сохранять гарантированную устойчивость заданных параметров инфокоммуникационной системы и отношений информационного взаимодействия ее пользователей;

обеспечение информационной безопасности - поддержание состояния гарантированной устойчивости безопасного функционирования инфокоммуникационных систем и информационных ресурсов, комплексной реализации сбалансированной совокупности потребностей социума, государства, человека в условиях развития глобального информационного общества, предотвращение и устранение воздействия внутренних и внешних информационных угроз национальной безопасности государства посредством целевого использования потенциала технических, технологических, информационных, организационных, правовых и других средств адаптивной подсистемы безопасности;

правовое обеспечение информационной безопасности - разработка и применение правовых средств и механизмов правовой системы государства в области организации охраны и защиты инфокоммуникационных и информационных ресурсов в целях поддержания их свойств в состоянии гарантированной устойчивости и соблюдения законности информационного взаимодействия субъектов в процессе решения задач безопасности развития государства, общества, создания условий реализации прав и интересов личности, защиты интересов государства в рамках международного сотрудничества.

В области методологии исследования и решения проблемы правового обеспечения информационной безопасности:

2. Доказывается, что сложный, технически обусловленный, институционально неоднозначный феномен информационной безопасности раскрывает свои свойства и особенности только в процессе его всестороннего изучения посредством научно-методологического комплекса познания феноменологической сущности, онтологической категориальной структуры и семантической природы механизмов обеспечения безопасности информационного взаимодействия государственно-властных структур и других акторов гражданского общества. Названный комплекс образует необходимо достаточную для изучения феномена информационной безопасности методологическую систему, позволяющую более глубоко понять природу и назначение правовых средств обеспечения безопасности и сделать их более эффективными.

3. Аргументируется методологическая зависимость правовой защищенности информационного взаимодействия субъектов от соотношения обеспечивающих и охранительных правовых регуляторов как основы формирующегося международного и национального «права безопасности».

Обосновывается концепция расширения фронта и методов информационного взаимодействия от ориентации на средства охранительного порядка - охраны и защиты от внешних и внутренних угроз, к созданию идеологии и инструментария парадигмы безопасного развития информационного общества.

В области научно-практических методов и средств обеспечения информационной безопасности:

4. Обосновывается сущностная характеристика правового обеспечения информационной безопасности как системоорганизующей и системно обеспечивающей категории в структуре национальной безопасности, которая реализуется на основе государственной политики, международного и национального права в целях регулирования отношений внутри государства и в области международного взаимодействия государств - участников СНГ.

5. Предложена теоретическая модель правового обеспечения информационной безопасности как система научно-правовых взглядов, институтов и категорий, позволяющих выявить причинную связь между правом и совокупностью отношений по обеспечению информационной безопасности посредством проектирования правового воздействия государства на информационные отношения в области обеспечения безопасности с учетом процессов социально-информационной саморегуляции и самозащиты.

Данная модель включает: 1) научно обоснованные базовые категории «объект информационной безопасности», «субъекты обеспечения информационной безопасности», «деятельность по обеспечению информационной безопасности» и др.; 2) системообразующие принципы правового обеспечения информационной безопасности («безопасность через развитие», «равнозначность свободы и безопасности информации»); 3) юридические конструкции правового обеспечения информационной безопасности (правовой информационный статус безопасности субъекта отношений как интегрированная совокупность гарантированных возможностей реализации субъектом своих прав и интересов во всех видах информационных отношений); 4) закономерности развития отношений по обеспечению информационной безопасности, а также зависимости системы в исследуемой сфере от качественных характеристик угроз, воздействующих на защищаемые данной системой интересы.

В области научно-практических проблем обеспечения информационной безопасности государств - участников СНГ:

6. Сформулирован тезис о новых требованиях к содержанию деятельности в области правового обеспечения информационной безопасности. В качестве определяющих факторов предложены: а) формирование информационных отношений стран Содружества и возникновение угроз их развитию на национальном и региональном уровнях; б) учет состояния обеспечения информационной безопасности каждого государства Содружества; в) развитие объективных потребностей необходимого взаимодействия и интеграции инфокоммуникационных и информационных систем, используемых в области национальной безопасности и при совместном решении общих проблем развития в пределах рассматриваемого регионального объединения.

7. Предложена категориальная матрица информационной безопасности государств - участников СНГ, включающая системно зависимые, корреспондирующие категории: современные национальные интересы в информационной сфере, основные угрозы национальным интересам, систематизированные актуальные направления обеспечения информационной безопасности и выработанные в соответствии с ними меры обеспечения информационной безопасности.

В области теоретико-прикладного решения проблемы защиты информационных ресурсов в интересах обеспечения информационной безопасности:

8. Сформулирован тезис о правовом оформлении правил общественного поведения по поводу информации с ограниченным доступом, позволяющих рассматривать ее безопасность как качественное устойчивое проявление ее полезных свойств в условиях неосведомленности о ней третьих лиц.

9. Дана характеристика тайны как социального явления,  представляющего собой отражение в информационной сфере конкурентного состояния субъектов, обеспеченного правовым институтом информации с ограниченным доступом.

Обоснована необходимость расширения методологической основы правового обеспечения безопасности тайн путем перехода от концепта защиты прав обладания информацией с ограниченным доступом (что предполагает жесткую связь с правами на носитель информации, а в качестве правового метода обеспечения безопасности - режим ее хранения), к сбалансированной реализации неимущественных прав: «права знать» и «права на тайну».

10. На основе авторского методологического подхода определять государственные секреты как сведения о свойствах предметов, веществ, явлений и событий, относящихся к сфере национальной безопасности, существующих в рамках феноменологической парадигмы соотношения полезности и опасности, определяемого требованием конфиденциальности.

Аргументируется, что в рамках принципа «обусловленной эффективности» основным сущностным качеством государственных секретов является их полезность в реализации национальных интересов, в то время как угрозоспособность национальной безопасности, связанная с утратой конфиденциальности, рассматривается как «побочный эффект» и не является определяющей характеристикой данного феномена.

Обосновывается необходимость эволюционного перехода от доминанты пассивного владения государственными секретами к активному извлечению их полезных свойств.

11. Дается теоретико-правовая характеристика института государственных секретов, включающая: классификацию его категорий по сферам национальной безопасности и степени важности; обоснование закономерностей развития отношений в сфере государственных секретов; обусловленную институциональной принадлежностью систему методов правового обеспечения возникающих по поводу государственных секретов отношений; определение комплекса обеспечивающих реализацию правомочий владения, пользования и распоряжения государственными секретами административных процедур (засекречивание, рассекречивание, допуск, доступ, передача государственных секретов).

12. Предложена теоретическая модель правового обеспечения защиты государственных секретов в современных условиях, направленная на создание правовых условий воспрепятствования осведомленности политических конкурентов о защищаемых сведениях, включающая: построение иерархической системы субъектов защиты государственных секретов; определение их полномочий и сущности деятельности по защите государственных секретов; использование в качестве основного правового средства обеспечения безопасности государственных секретов режима секретности.

В области научно обоснованных практических рекомендаций повышения эффективности обеспечения информационной безопасности:

13. Обосновывается тезис о необходимости и возможности решения проблемы правового обеспечения международной информационной безопасности в рамках СНГ посредством сближения и гармонизации законодательства государств - участников СНГ по направлениям унификации понятийно-категориального аппарата, совершенствования и синхронизации механизмов обеспечения информационной безопасности, создания системы субъектов обеспечения международной информационной безопасности в рамках Содружества.

14. Предложены меры по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности государств - участников СНГ, в том числе защиты государственных секретов, включающие:

  1. разработку концепции стратегии обеспечения информационной безопасности государств - участников СНГ, целями которой являются выработка, правовое оформление приоритетов обеспечения безопасности складывающихся общественных отношений в информационной сфере государств Содружества, определение актуальных направлений, форм и методов обеспечения информационной безопасности;
  2. разработку концепции модельного закона МПА СНГ «Об обеспечении информационной безопасности». Основным назначением данного закона является правовое регулирование государственной политики государств - участников СНГ по обеспечению информационной безопасности; регламентация системы субъектов обеспечения информационной безопасности; нормативное закрепление условий обеспечения безопасной реализации прав и интересов граждан и общества в информационной сфере; определение основных принципов, направлений и механизмов обеспечения информационной безопасности; определение содержания правовых статусов личности, общества и государства в информационной сфере; определение перечня деяний, признаваемых противоправными;
  3. дополнение Модельного Уголовного кодекса государств - участников СНГ в части криминализации похищения либо собирания сведений, составляющих государственные секреты, в целях их разглашения или незаконного использования; а также незаконного использования данных сведений лицом, которому они были доверены;
  4. изменения и  дополнения Модельного  закона государств - участников СНГ «О государственных секретах».
Список опубликованных работ
I. Монографии, учебные пособия и иные издания

1. Макаров О.С. Актуальные аспекты обеспечения информационной безопасности государств – участников СНГ: Монография. Минск, 2013. – 270 с. – 31,2 п.л.

2. Макаров О.С. Обеспечение информационной безопасности государств – участников СНГ: теоретико-методологические подходы. Монография. М., 2012. – 278 с. – 32, 1 п.л.

3. Баньковский А.Л., Макаров О.С., Богославский Е.Е. и др. Деятельность органов государственной безопасности Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности в информационной сфере: Монография. Минск, 2009. – 198 с. – 7,7 п.л.

4. Макаров О.С. Теоретико-методологические аспекты обеспечения безопасности информации. Монография. Минск, 2006. – 193с.– 22,3 п.л.

5. Макаров О.С. Организационно-правовое регулирование оборота охраняемой информации в сфере обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Минск, 2005. .– 19с.– 2,2 п.л.

6. Макаров О.С. Основы защиты государственных секретов: Учеб. пособие. Минск, 2012. – 195 с. – 22, 5 п.л.

7. Глоссарий основных понятий в законодательстве о государственной тайне государств – членов ОДКБ. Сборник / Сост. И.Л. Бачило, М.А. Вус, В.С. Гусев, О.С. Макаров. СПб., 2011. – 79 с. – 2,3 п.л.

II. Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ для публикации результатов диссертационного исследования

8. Макаров О.С. О некоторых аспектах характеристики правовых мер защиты государственных секретов // Право и государство: теория и практика. 2014. № 1(109). – С. 121–127 – 1,7 п.л.

9. Макаров О.С. Результаты одного методологического подхода к проблеме правового обеспечения информационной безопасности // Аграрное и земельное право. 2014. № 1(108). – С.100–108. – 2,1 п.л.

10. Вус М.А., Макаров О.С. В интересах национальной и международной информационной безопасности // Информатизация и связь. 2013. № 6. – С. 14–16 – 0,4 п.л.

11. Бачило И.Л., Бондуровский В.В., Вус МЛ., Кучерявый М.М., Макаров О.С. О совершенствовании и гармонизации и национального законодательства государств – участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности // Информационное право. 2013. № 1 (32). – С. 24–27 – 0,2 п.л.

12. Макаров О.С. Правовая характеристика феномена тайны // Аграрное и земельное право. 2013. № 11(107). – С.104–108 – 1,2 п.л.

13. Макаров О.С. Некоторые заметки в обоснование методологического подхода к сближению и гармонизации законодательства государств – членов ОДКБ в сфере защиты государственной тайны // Информатизация и связь. 2013. № 6. – С. 17–19 – 0,7 п.л.

14. Макаров О.С. К вопросу о принципах обеспечения информационной безопасности // Вопросы правоведения. 2013. № 3. – С. 192–200 – 0,8 п.л.

15. Вус М.А., Кучерявый М.М., Макаров О.С. О защите государственных секретов в ОДКБ // Информатизация и связь. 2013. № 6. – С. 22–24 – 0,2 п.л.

16. Макаров О.С. Теоретико-методологический обзор проблемы правового обеспечения информационной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2013. № 12(108). – С. 116–127 – 2,8 п.л.

17. Макаров О.С. Сравнительно-правовой обзор особенностей правового обеспечения безопасности государственных секретов государств – участников СНГ // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013. № 10. Т. 2. – С. 522–528 – 2,1 п.л.

18. Макаров О.С. Актуальные вопросы теории защиты государственных секретов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013. № 10. Т. 1. – С. 494–504 – 1,6 п.л.

19. Макаров О.С. Обоснование и общие положения методологии правового обеспечения информационной безопасности // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013. № 9. Т. 2. – С. 551–560 – 1,3 п.л.

20. Бачило И.Л., Вус М.А., Кучерявый М.М., Макаров О.С. К вопросу о концептуальных направлениях организационно-правового обеспечения информационной безопасности // Информатизация и связь. 2012. № 4. – С.4–12 – 0,5 п.л.

21. Вус М.А., Макаров О.С. К вопросу о разработке рекомендаций по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности // Информатизация и связь. 2012. № 1. – С.5–9 – 0,5 п.л.

22. Вус М.А., Макаров О.С. К вопросу о разработке рекомендаций по совершенствованию и гармонизации законодательства о защите государственной тайны для государств – членов ОДКБ // Информатизация и связь. 2010. № 1. – С.88–95 – 0,9 п.л.

III. Статьи в рецензируемых изданиях Республики Беларусь

23. Макаров О.С. Сравнительно-правовой анализ закона Республики Беларусь «О государственных секретах» и закона Российской Федерации «О государственной тайне» // Актуальные проблемы обеспечения безопасности Союзного государства. Сб. научных статей. Минск, 2009. № 2. – С 104–113 – 1,0 п.л.

24. Макаров О.С. На специальную тему // Труды Института национальной безопасности Республики Беларусь. Минск, 2007. № 23. – С. 186–191 – 0,6 п.л.

25. Макаров О.С. На специальную тему // Труды Института национальной безопасности Республики Беларусь. Минск, 2007. № 24. – С. 5–8 – 0,5 п.л.

26. Макаров О.С. Уголовно-правовая оценка незаконного использования сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь // Труды Института национальной безопасности Республики Беларусь. Минск, 2005. № 20. – С. 143–149 – 0,8 п.л.

27. Кривогин А.Н., Макаров О.С. На специальную тему // Труды Института национальной безопасности Республики Беларусь. Минск, 2005. № 21. – С. 28 –33– 0,4 п.л.

28. Макаров, О.С., Петрик И.Л. На специальную тему // Труды Института национальной безопасности Республики Беларусь. Минск, 2005. № 22. – С.139–150– 0,7 п.л.

29. Макаров О.С. Понятие охраняемой информации // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2004. № 5. – С. 127–135. – 1,0 п.л.

30. Макаров О.С. Отдельные вопросы регулирования правоотношений, объектом которых выступают государственные секреты Республики Беларусь // Труды Института национальной безопасности Республики Беларусь. 2004. № 18. – С. 163–170 – 0,9 п.л.

31. Макаров О.С. Правовая природа обязательств о неразглашении информации с ограниченным доступом // Проблемы правовой информатизации. Минск, 2004. № 2. – С. 33–37 – 0,6 п.л.

32. Макаров О.С. Правомочия государственных органов в отношениях, объектом которых выступает охраняемая информация субъектов хозяйствования Республики Беларусь // Труды БГТУ. Сер. 5. Политология, философия, история, филология. Минск, 2004. № 12. – С. 220–224 – 0,5 п.л.

33. Макаров О.С. Правовая природа служебной тайны как вида охраняемой информации // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2003. № 14. – С. 125–132 – 0,9 п.л.

34. Богустов А.А., Макаров О.С. Правовая природа коммерческой тайны // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2001. № 2. – С.233–251 – 1,1 п.л.

IV. Публикации в иных изданиях

35. Вус М.А., Макаров О.С. Информационная безопасность как составляющая национальной безопасности // Вестник МПА СНГ. 2014. № 1. – С. 149–156 – 0,4 п.л.

36. Макаров О.С. К вопросу о сущностной характеристике государственных секретов как источника повышенной опасности // Информационная безопасность регионов России (ИБРР-2013). VIII Санкт-Петербургская межрегиональная конференция (Санкт-Петербург, 23–25 октября 2013 г.). СПб., 2013. – 470с.– С. 44–45 – 0,2 п.л.

37. Макаров О.С. О некоторых аспектах характеристик правовых мер защиты государственных секретов государств – участников СНГ // Информационная безопасность регионов России (ИБРР-2013). VIII Санкт-Петербургская межрегиональная конференция (Санкт-Петербург, 23–25 октября 2013 г.). СПб., 2013. – 470с. – С. 42–44 – 0,2 п.л.

38. Вус М.А., Макаров О.С. О разработке Рекомендаций в рамках ОДКБ // Информационная безопасность как составляющая национальной безопасности государства: Материалы международной науч.-практ. конференции (Минск, 11–13 июля 2013 г.). В 3 т. Т. 1 / Редкол.: С.Н. Князев и др. Минск, 2013. – 174с. – С.43 – 0,1 п.л.

39. Макаров О.С. Основные факторы, влияющие на развитие института тайн в современных условиях: Тезисы доклада // Теоретические и прикладные проблемы информационной безопасности Республики Беларусь. Сб. материалов науч.-практ. конференции (Минск, 21 июня 2010 г.). Минск, 2012. – 234с. – С. 57–61 – 0,4 п.л.

40. Вус М.А., Макаров О.С. Теоретико-правовое обоснование актуальных подходов обеспечения информационной безопасности: Тезисы доклада // Теоретические и прикладные проблемы информационной безопасности Республики Беларусь. Сб. материалов науч.-практ. конференции (Минск, 31 марта 2010 г.). Минск, 2011. – 234с. – С. 34–38 – 0,3 п.л.

41. Макаров О.С. Правовое регулирование отношений в сфере государственных секретов Республики Беларусь // Информационное общество и социальное государство. Сб. научных работ. М., 2011 – 248с. – С. 211–220– 0,9 п.л.

42. Макаров О.С. Сравнительно-правовой анализ Закона Республики Беларусь «О государственных секретах» и Закона Российской Федерации «О государственной тайне» // Условия реализации прав граждан и организаций на основе информационных технологий. М., 2010. – 248с. – С. 180–190 – 1,2 п.л.

43. Макаров О.С., Орлов А.В., Тепляков А.А. Концепция правового регулирования электронного документооборота // Комплексная защита информации. Сб. материалов 12-й международной конференции (Ярославль, 13–16 мая 2008 г.). М., 2008. – 190 с. – С. 131–134. – 0,1 п.л.

44. Макаров О.С. Совершенствование учебно-методического процесса и ведения научной деятельности на основе использования практических результатов органов государственной безопасности по контролю за обеспечением защиты государственных секретов. Тезисы доклада // Подготовка специалистов для органов государственной безопасности. Сб. материалов науч.–практ. конференции (Минск, 3 ноября 2006 г.). Минск, 2007. – С. 70–73 – 0,3 п.л.

45. Макаров О.С. К вопросу о понятии охраняемой информации: Доклад // Комплексная защита информации. Сборник материалов 12-й международной конференции (Ярославль, 13–16 мая 2008 г.). М., 2008. – С. 129–131– 0,2 п.л.

46. Макаров О.С. Об охраняемой информации Союзного государства // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Беларусь: Тезисы докладов на Международной научн.–практ. конференции, посвящ. Дню белорусской науки (Минск, 24 января 2007 г.). Минск, 2007. – С. 29–30 – 0,2 п.л.

47. Макаров О.С. О некоторых аспектах совершенствования законодательства в области обеспечения информационной безопасности // Управление защитой информации. Минск, 2006. № 1. Т. 10. – С. 114–116. – 0,2 п.л.

48. Макаров О.С. Отдельные аспекты совершенствования законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности. Тезисы доклада // Обеспечение безопасности информации в информационных системах. Материалы науч.-практ. конференции (Минск, 10 ноября 2005 г.). Минск, 2005. – С. 76–78. – 0,2 п.л.

49. Макаров О.С. Гражданско-правовая природа обязательства о неразглашении коммерческой тайны // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Беларусь. Сб. материалов науч.–практ. конференции (Минск, 30 января 2004 г.) / Под общ. ред. И.И. Басецкого. Минск, 2004. – С.47–48. – 0,1 п.л.

50. Макаров О.С. Правовая природа обязательства о неразглашении информации с ограниченным доступом // Право Беларуси: истоки, традиции, современность. Материалы Международной научно–практической конференции (Новополоцк, 21–22 мая 2004 г.). Новополоцк, 2004. Ч. 1. – С. 259–262. – 0,3 п.л.

51. Макаров О.С. К вопросу о понятии охраняемой информации // Обеспечение безопасности в информационных системах. Материалы конференции (Минск, 11 ноября 2004 г.). Минск, 2004. – С. 46–49. – 0,3 п.л.

52. Макаров О.С. Правовое регулирование деятельности государственных органов в сфере охраняемой информации Республики Беларусь // Эффективность осуществления и защиты права как гарантия создания правового государства. Материалы Международной научно–практической конференции (Минск, 2–3 декабря 2004 г.). Минск, 2004. – С. 114–116. – 0,2 п.л.

53. Макаров О.С. Правовое регулирование деятельности государственных органов в сфере охраняемой информации Республики Беларусь (тезисы доклада) // Эффективность осуществления и защиты права как гарантия создания правового государства. Материалы Международной науч.–практ. конференции (Минск, 2–3 декабря 2004 г.). Минск, 2004. – С. 114–116.– 0,2 п.л.

54. Макаров О.С. Ответственность лиц за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну субъекта хозяйствования // Современные социально–экономические и правовые проблемы развития региона. Материалы 2–й Международной научной конференции преподавателей и студентов (Гродно, 20 апреля 1998 г.). Гродно, 1998. – С. 96–98.– 0,2 п.л.