Научная тема: «ЭПИСТЕМОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (МОДЕЛИ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ)»
Специальность: 09.00.08
Год: 2014
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Теоретическая модель истории представляет собой одновременно и высшую форму её культурно-цивилизационных и антропологических репрезентаций, служащих сложно-опосредованным выражение доминирующих стратегий эпистемологической осмысленности природы социально-исторического гнозиса, идентификации имманентных ему типов рациональности и предметного самоопределения. Взаимодополнительность методов диалектики, феноменологии и исторической герменевтики в построении теории, -необходимое условие её аутентичной предметной и смысловой оформленности, и тем самым преодоления ошибочных практик отождествления объекта и предмета социально-исторического познания, являющихся источником культурно-цивилизационных утопий и философско-антропологических фантазий.

2. Кризис культуры и рациональности начала ХХ века кардинальным образом изменил отношение европейского человечества к статусу истории и социально-исторического знания. Осознание факта релятивности оснований науки (математика, физика, логика...) обнаружило её очевидную зависимость от исторической относительности явлений культуры. Утрата ценностями культуры значения абсолютных, раз и навсегда данных, над исторических норм жизненно-практического поведения, ознаменовалась существенным расширением пространства инициатив их произвольного конструирования. Овладение своей историчностью означало, одновременно, и снижение роли историзма как практически доминирующего принципа социальной жизни и её познания.

3. Историческое знание образует в современности поле возможностей эпистемологически непосредственного опыта переживания исторического события. Потребность такого рода порождается динамикой современной массовой культуры, осваивающей прошлое человечества в целях обоснования современного состояния массовости («массовое сознание», «массовый человек»...) как выражения смысла исторического процесса. Такой опыт переживания исторического бытия создает иллюзию единства социально-исторической реальности.

4. Парадокс интерпретации в случае рефлексии исторического является мнимым. Динамика рефлексирующего исторического мышления свидетельствует, что понимание социальных явлений не может быть завершено не в силу пространственно-временной ограниченности, а потому, что её актами осуществляется историческая эволюция. Основание подлинного исторического сознания составляет практическая моральная сила, реализующая творческие смыслополагающие акты и действия. Относительность смыслов не исключает абсолютности фактов наличного бытия субъекта в мире. Историческое сознание современности представляет собой, поэтому, антропологическое измерение обновленного историзма, взятое в двух модусах - дискурсивном, или теоретическом, и духовно-практическом, или социально-этическим.

5.Современное историческое сознание амбивалентно и противоречиво. Элитарная его часть интерпретирует профанную, а последняя отвергает притязания элитарной в связи с ее неспособностью к ценностному выбору и практическому действию.

6. Эпистемология социально-исторического знания принципиально диалогична. Она основывается на двух различных и вместе с тем взаимодополнительных предпосылках.

Первая из них - органика истории. Вторая - символические конструкции истории. В пункте пересечения этих предпосылок и возникает эпистемология истории современности. Социально-историческое знание формируется не только посредством творческого освоения и перераспределения «символического капитала» истории, но и путем постоянной актуализации жизненного опыта «органики истории».

7. Органические образы истории «действуют» в коллективной памяти и в памяти интеллектуальных сообществ как формообразующие принципы организации социальной истории и процессов её познания. Так восстанавливается органическая стихия языка, в котором история осознается (тематизируется чувственная сторона мысли, актуализируются сферы органической жизни ,антропологические практики, проекты образования и др.). Из органической компоненты истории могут быть выведены силы «живой истории» каждого сообщества, а значит и возможности его идентификации. Органика бытия вводит процессуальность социально-исторического события в определенную форму жизненно-практической упорядоченности, придавая эпистемологии истории содержательность и аксиологическую аутентичность.

8. Теоретическое моделирование логико-процессуальной истории социума может быть последовательно конструктивным только при условии эпистемологической осмысленности проблематики социальной субъективности. Подобная эпистемология процессуальности истории приобретает вид синтетической эпистемологией. В ее пределах диалогическое рассмотрение современной исторической ситуации может служить основой построения релевантной современности эпистемологической прагматики. Реализующиеся здесь «транс-эпистемологические тенденции» совпадают с трансверсальным поворотом в современной философии.

9. «Транс-эпистемологический дискурс» - важнейший фактор понимания, как истории, так и современности. Для обоих случаев характерно наличие «конфликта интерпретативных схем» как актуальной стратегии современного социально-исторического познания в единстве его структур и ценностных интенций. Эпистемология истории оказывается именно тем связующим началом, которое удерживает пространство познания в единстве.

10. В эпистемологии процессов истории выстраивается внутреннее единство между различными «дискурсивными проектами» (искусство, философия, религия, политэкономическая организация общества). В этом топологическом взаимодействии обнаруживается внутренний диалогизм культуры как естественной основы «дискурсивная энергия» эпистемологического единства социально-исторического знания.

Список опубликованных работ
Монографии:

1.Бахтин М.В. Модели истории: социально-антропологический анализ. М.: Московский государственный социальный университет, 2004. – 11 п.л., 176 с.

2.Бахтин М.В. Богословское осмысление истории: – М.: Московский институт духовной культуры, 2006. – 8 п.л. – 128 с.

3.Бахтин М.В. История государства и церкви в России. Том 1. М.: Институт деловых коммуникаций, 2012. – 32.75 п.л. - 522 с.

4.Бахтин М.В. Эпистемология социально-исторического знания (модели истории и философско-антропологические репрезентации). М.: Институт деловых коммуникаций, 2012. – 19.6 п.л. – 306 с.

5. Бахтин М.В. Человек и история: очерки философско-историческихучений. М.: Институт деловых коммуникаций, 2013. - 36 п.л. – 576 с.

Статьи в периодических рецензируемых научных изданиях из перечня российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук:

6. Бахтин М.В. Постмодернистская модель социальной истории: поиск «новой» социальности. // (В соавторстве с Шлыковым В.М., Прохоровым В.Л.). Учёные записки РГСУ. 2009. - 0.5 п. л. – С.178-185.

7.Бахтин М.В. Развитие принципов причинности и телеологизма в моделях истории А.Тойнби и М.Вебера // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. Белинского 2011. – Пенза. -0.5 п.л. – С. 90-94.

8.Бахтин М.В. Кризис европейской культуры начала ХХ века и историческое познание // Вестник МГОУ». 2011. № 3. - 0.8 п. л. – С. 60-66.

9. Бахтин М.В. Историческое знание в эпоху кризиса культуры //Философия права. 2011. № 5. - Ростов-на-Дону. - 0.7 п. л. - С. 69-75.

10.Бахтин М.В. Модели истории М.Вебера и К.Поппера // Философия права. 2011. № 6. - Ростов-на-Дону. - 0.6 п.л. – С. 67-70.

11.Бахтин М.В. Фактор времени в массовом сознании: эпистемологический аспект проблемы (в соавт. Мурейко Л.В., Клименко И.И.) // «Вестник МГОУ» 2012. №1 – 0,6 п.л. – С. 20-33.

12. Бахтин М.В. Историческое знание в эпоху цинического разума //Философия права. 2012. №1. - Ростов-на-Дону. - 0.5 п.л. – С. 102-106.

13. Бахтин М.В. Органические образы в структуре теоретическогомоделирования истории. // Вестник МГОУ. 2012. № 2. - 0.7 п. л. – С. 75-80.

14.Бахтин М.В. Проблема совмещения позиций понимания бытия и структурности в отечественной философии истории // Мир науки, культуры и образования. №4. Горно-Алтайск, 2012.– 0,8 п.л. – С. 120-122.

15.Бахтин М.В. Историческое сознание и рефлексия исторического // «Вестник Московского государственного областного университета». 2012 № 3 – 0,9 п.л. – С. 17-27.

16.Бахтин М.В. Историческое сознание и время постмодерна // «Вестник Московского государственного областного университета». 2012 № 4. – 1 п.л. – С. 19-32.

17.Бахтин М.В. Концептуальная преемственность и специфика теоретического моделирования структурной организации исторического процесса в философии Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева и В.С.Соловьева // Мир науки, культуры и образования. 2012.№5. - Горно-Алтайск. – 1 п.л. – С. 211-213.

18.Бахтин М.В. Стратегии историчности и проблема идентификации субъектов истории // Мир науки, культуры и образования. 2012. №6. Горно-Алтайск,– 1 п.л. – С. 442-446.

19.Бахтин М.В. Дискурс исторической эпистемологии и субъективность (социально-антропологические аспекты) // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2012. № 153 (1) – 1 п.л. – С. 24-33.

20.Бахтин М.В. Кризис рациональности и здравый смысл // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 156 - СПб. – 0.8 п.л. – С. 86-101

21.Бахтин М.В. Субъекты социальной памяти и трансляция историчности // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2013. № 160 – СПб. – 0.8 п.л. – С. 58-64.

22.Бахтин М.В. Процедуры объяснения и интерпретации истории: исторический и логико-методологический аспекты // Санкт-Петербургский университет МВД России. 2013. – 0.8 п.л. – С. 194-201.

Статьи и другие научные публикации

23.Бахтин М.В. Антропология экологического кризиса / М.В. Бахтин // Экология и нравственное сознание в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции. – Сергиев Посад, 2003. - 0.4 п.л., - С. 61-67.

24.Бахтин М.В. Возможности органических образов в пространстве временной дифференциации истории и универсализации форм типологизации исторического процесса / М.В. Бахтин // Патриотизм в диалоге поколений. – СПб.: СПбГТУ, 2012. - 0.6 п.л., - С. 254-260.

25.Бахтин М.В. Историческое мышление в эпохи катастроф / М.В. Бахтин //Социальный кризис. Социальная катастрофа: Материалы конференции. – СПб.: СПбГУ, 2002. - 0.4 п.л., - С. 107-110.

26.Бахтин М.В.; Шлыков В.М. Историческое мышление и переходные периоды / М.В. Бахтин, В.М. Шлыков // Цивилизация знаний: российские реалии: Труды VII Всероссийской научной конференции. –М.: РосНОУ, 2006. - 0.2 п.л., - С. 312-315.

27.Бахтин М.В. К вопросу об ограниченности плюралистического понимания истории / М.В. Бахтин // Идеалы и реальности культуры российского города: Материалы конференции. Апрель 2003. – Пенза, 2003. - 0.1 п.л., - С. 15-17.

28.Бахтин М.В. Категория «история» в исторической гносеологии / М.В. Бахтин // Ценности детства. – СПб.: СПбГТУ, 2013. - 0.7 п.л., - С. 49-56.

29.Бахтин М.В. Культурные ценности как основа периодизации истории в теориях О. Шпенглера и А.Тойнби / М.В. Бахтин // Гуманитарные практики в современном социуме: модернизация и глобализация: Сборник научных трудов. – СПб.: СПбГТУ, 2011. - 0.5 п.л., - С. 111-115.

30.Бахтин М.В. Метафизические основания нравственности / М.В. Бахтин // Современные проблемы философского знания: Сборник научных трудов. – Пенза: ПГПУ, 1999. - 0.5 п.л., - С. 52-61.

31.Бахтин М.В. Метод вариативного моделирования в стратегическом управлении / М.В. Бахтин // Глобальная динамика социальных процессов современности: Материалы международной конференции «Социализация личности в глобальном мире». – СПб.: СПбГТУ, 2009. - 0.7 п.л., - С. 231-235.

32.Бахтин М.В. Некоторые социальные аспекты христианской антропологии / М.В. Бахтин // Ребенок в современном мире: Материалы IX международной конференции. – СПб.: РГПУ, 2002. - 0.6 п.л., - С. 26-34.

33.Бахтин М.В. О бытии человека в мире / М.В. Бахтин // Ребенок в современном мире: Материалы XIV международной конференции. – СПб.: СПбГТУ, 2007. - 0.3 п.л., - С. 53-59.

34.Бахтин М.В.; Клименко И.И. Образовательные возможности понимания и интерпретации в языковой реальности переходного общества / М.В. Бахтин, И.И. Клименко // Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема. – СПб.: СПбГТУ, 2012. - 0.5 п.л., - С. 143-147.

35.Бахтин М.В. Постмодернистская модель культуры / М.В. Бахтин // Идеалы и реальности культуры российского города. – Пенза: ПГПУ, 2014. -0.5 п.л., - С. 18-25.

36.Бахтин М.В. Православие как онтологическое основание российской государственности / М.В. Бахтин // Духовность и государственность: Сборник научных трудов. – Оренбург: ОГПИ, 2001. - 0.5 п.л., - С. 71-79.

37.Бахтин М.В. Православие: национализм или патриотизм? / М.В. Бахтин // Духовность и государственность: Сборник научных трудов. Вып. III. – Оренбург: ОГПИ, 2002. - 0.5 п.л., - С. 26-31.

38.Бахтин М.В. Проблема теоретического моделирования современных тенденций развития истории / М.В. Бахтин // А.И.Герцена: идеи образования и науки: Сборник трудов. – СПб.: РГПУ, 2012.- 0.5 п.л., - С. 133-137.

39.Бахтин М.В. Русская духовная культура на рубеже эпох / М.В. Бахтин // Ребенок в современном мире: Материалы XV международной конференции. – СПб.: СПбГТУ, 2008. - 0.3 п.л., - С. 23-28.

40.Бахтин М.В. Славянофильское исповедание веры как онтологическое основание модели социального устройства современной России / М.В. Бахтин // Ребенок в современном мире: Материалы X международной конференции. – СПб.: СПбГТУ, 2003. - 0.4 п.л., - С. 47-54.

41.Бахтин М.В. Специфика метода вариативного моделирования истории / М.В. Бахтин // Философия ХХ века: школы и концепции. Материалы конференции, посвященной 60-летию философского факультета СПбГУ. – СПб.: СПбГУ, 2000. - 0.4 п.л., - С. 234-236.

42.Бахтин М.В. Теолого-историческая концепция Блаженного Августина / М.В. Бахтин // Сборник трудов молодых ученых Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – Пенза: ПГПУ, 1998. - 1.2 п.л., - С. 84-104.

43.Бахтин М.В. Философско-исторические воззрения Л.П.Карсавина / М.В. Бахтин // Материалы ХХ международной конференции «Ребенок в современном мире». – СПб., СПбГТУ, 2013. - 0.3 п.л., - С. 232-236.

44.Бахтин М.В. Целостная картина человека в христианской антропологии / М.В. Бахтин // Человек. Целостность. Духовность: Материалы заочной межвузовской научно-теоретической конференции. – Оренбург: ОГПИ, 2001. - 0.2 п.л., - С. 51-58.

45.Бахтин М.В. Ценность семьи и личности в свете христианской антропологии / М.В. Бахтин // Ребенок в современном мире: Материалы XII международной конференции в Санкт-Петербурге. – СПб.: СПбГТУ, 2005. - 0.3 п.л.,- С. 41-52.

46.Бахтин М.В. Час исторической вариативности / М.В. Бахтин // Актуальные проблемы социальной философии: Материалы международной научно-практической конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, 2005. - 0.3 п.л., - С. 22-29.