- доказано, что сфера образования существует как особая - образовательная - реальность, которая представляет собой сложнейший социокультурный феномен, обуславливающий значительную степень ее автономности и как социального института, и как важнейшей сферы духовной жизни современного общества;
- выявлено, что в качестве социальной матрицы современной образовательной реальности выступают объективированные условия существования современной системы образования, которые создаются и поддерживаются хабитуализацией, интернализацией и институционализацией социального хронотопа и символических рядов;
- установлено, что образовательная реальность, в отличие от образовательной действительности, может конструироваться субъектами образовательной деятельности с помощью рациональных практик;
- доказано, что принципиальной сущностной особенностью образовательной реальности является конфликт культуры и повседневности, который обуславливает для каждого субъекта необходимость осуществления собственного смыслостроительства в образовании;
- обнаружено, что в современной социальности сфера образования переживает глубокий смысловой кризис на всех трех уровнях жизнедеятельности системы образования: на макро-уровне (взаимодействия общества и системы образования), на мезо-уровне (взаимодействия между профессиональными сообществами), на микро-уровне (непосредственных образовательных интеракций);
- установлено, что современное учительство находится в эпицентре смыслового кризиса в образовании и является тем обобщенным субъектом, который в своей непосредственной практической деятельности имеет актуальную потребность и возможность решения смысловой проблематики образования;
- обосновано, что решение проблемы сверхвыбора культурных смыслов и форм образовательной деятельности требует развития горизонтальных способов коммуникации, формирования герменевтических практик рационально-критической интерпретации множественного теоретического содержания и дидактико-методического континуума;
- выявлена недостаточность методологии классической педагогической науки в решении проблемы смыслового кризиса в современном образовании;
- установлены теоретико-методологические границы применения социотехнической и гуманитарной стратегий развития системы образования;
- обосновано, что в современных условиях наиболее адекватным способом конструирования образовательной реальности, интегрирующим процессы самоорганизации и развития образовательных систем и субъектов образовательной деятельности, является социокультурное проектирование, основанное на самоопределении субъектов образования
- разработана теория социокультурного проектирования в образовании как эффективного механизма конструирования образовательной реальности в современных условиях.
1.Имакаев В.Р. Педагогическое знание // Философские науки. - 2005. № 3. - С.104-124.
2.Имакаев В.Р. Педагогическая реальность: проектно-коммуникативный подход // Высшее образование в России. — 2006. № 7. — С. 47-53.
3.Имакаев В.Р. Учитель и ученик: сотворчество образовательной ре-альности // Высшее образование в России. — 2006. № 10. — С. 113-120.
4.Имакаев В.Р. Герменевтический подход к построению содержания образования // Философские науки. – 2007. - № 5. - С 115-136.
5.Имакаев В.Р., Новикова О.Н., Шубин С.В. Образовательные центры для старшеклассников – актуальный механизм модернизации обще-образовательной школы // Народное образование. – № 9. – 2007. — С. 99-105.
6.Имакаев В.Р., Гаврилов Н.А., Хеннер Е.К. Модель открытой органи-зации профильного обучения на региональном уровне // Образование и наука. - № 12.- 2007. – С. 15-23.
7.Имакаев В.Р. Образовательная реальность: хронотоп, знание, комму-никация. // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том III. – Новосибирск: Параллель, 2009. С. 350-351.
Другие публикации:
8.Имакаев В.Р. Феномен учительства в социально-философском и гу-манитарно-проектном измерениях. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2004. - 260 с.
9.Кайдалов В.А., Имакаев В.Р., Железняк В.Н. Философия и педагоги-ческая теория. - Пермь: Пермский гос. техн. ун-т, 2005. — 272 с.
10.Кайдалов В.А., Имакаев В.Р., Железняк В.Н. Философские основания теоретической педагогики. - Пермь, 2004. В 2 кн. - Кн. 1, 68 с. Кн. 2, 89 с.
11.Имакаев В.Р. Кризис предметного образования// Сборник материалов II конференции педагогов-инноваторов Пермской области. Пермь, 1995. — С.33-41
12.Имакаев В.Р. Значение моделирования в педагогическом проектиро-вании (на материале становления инновационных школ Пермской об-ласти). Автореферат дис... канд. пед. наук. — М., 1997. — 32 с.
13.Имакаев В.Р., Шубин С.В. Методология использования идеальных моделей в преподавании физики в средней школе. // Модели и моде-лирование в методике обучения физики. Сборник материалов феде-ральной научно-практической конференции. — Киров, 1998 — С. 56-58.
14.Имакаев В.Р. Конструктивная критика развивающего обучения. — Вестник ПОИПКРО. № 1. — Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2001. с. 47-59.
15.Имакаев В.Р. Летняя проектная школа: замысел и воплощение. // Лет-няя проектная школа — 2001: Сборник научных, проектных методи-ческих материалов. Кн. 1. — Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2002. — С. 3-9.
16.Имакаев В.Р. Лингвистические аспекты преподавания математики // Летняя проектная школа — 2001. Сб. научных, проектных, методиче-ских материалов. Кн. 1. — Пермь, Изд-во ПОИПКРО, 2002, с. 64-72.
17.Имакаев В.Р. Образование и ось времени / Философия образования и реформа современной школы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Пермь, 2002. — С. 25-28.
18.Имакаев В.Р. Герменевтические проблемы преподавания математики. / Проблемы модернизации школьного математического образования: Материалы науч.- практ. конференции учителей математики и препо-давателей вузов / Под ред. В.Л. Пестеревой; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2003, с. 37-45.
19.Имакаев В.Р. Модернизация и хабитуализация. // Модернизация рос-сийского образования. Эксперимент по совершенствованию содержа-ния и структуры общего образования в Пермской области: Сборник статей. — Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2003. — С. 7-11.
20.Имакаев В.Р., Чарный Б.М. Концепция модернизации областной ме-тодической службы (соавт. Чарный Б.М.) // Проектирование модерни-зации регионального образования: Сборник научных, проектных, аналитических материалов. – Пермь, издательство ПОИПКРО, 2004. - Кн. 1, с.44-55.
21.Имакаев В.Р. Педагогическая герменевтика. Принципиальная плюра-листичность современной культурно-образовательной ситуации. // Образование в культуре и культура образования: Материалы межре-гион. науч.-практ. конф. — Ч. 1 /Перм. гос. ин-т искусств и культуры. — Пермь, 2003. — С. 21-31.
22.Имакаев В.Р. Педагогические сообщества как ведущий фактор мо-дернизации образования. // Летняя проектная школа – 2003. Сборник научных, методических, проектных материалов. — Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2003.— С. 3-26.
23.Имакаев В.Р. Проблема субъекта в современном образовании. // Ин-новационные процессы в образовании Пермской области: проблемы и перспективы / Материалы IV регион. науч. – практ. конференции. Ч.1. — Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2001. — С. 38-40.
24.Имакаев В.Р., Кайдалов В.А., Коптева Н.В. Философско-методологические основания концепции старшей ступени общеобра-зовательной школы в крупном научном и промышленном центре (со-авт. Кайдалов В.А., Коптева Н.В.) / Философия образования и рефор-ма современной школы. Материалы городской научно-практической конференции. — Пермь, 2002. — С. 29-43.
25.Имакаев В.Р. Проблема универсальности общего образования. / Про-ектирование модернизации регионального образования: Сб. научных, проектных, аналитических материалов. Кн. 1.— Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2004. — С. 80-87.
26.Имакаев В.Р. Самоопределение в традиции научной школы // Сб. ма-териалов I конференции педагогов-инноваторов Пермской области "Традиции и инновации". — Пермь, 1994. С.57-60.
27.Имакаев В.Р. Соотношение предмета и науки и подходы к воспроиз-водству научного способа мышления в предметном образовании// "Психологическое обеспечение инновационных процессов" Сб. тези-сов докладов и выступлений научно-практической конференции "Ин-новационные процессы в образовании: опыт, проблемы, решения". — Новокузнецк, 1993. — С.64-67.
28.Имакаев В.Р. Становление философии образования с позиций педаго-гического проектирования. // Философия образования начала третьего тысячелетия: взгляд в будущее / Материалы областной научно-практической конференции. Ч. 1. — Пермь, Изд-во ПОИПКРО, 2000. — С. 22-26.
29.Имакаев В.Р. Теоретические основы проектирования муниципальных систем профильного обучения // Профильное обучение как социаль-но-педагогическая проблема. Проектирование муниципальных систем профильного обучения: Сб. научных и методических материалов — Пермь, 2005. — С. 18-38.
30.Имакаев В.Р. Теоретические основы проектирования муниципальных систем профильного обучения // Профильное обучение как социаль-но-педагогическая проблема. Проектирование муниципальных систем профильного обучения: Сб. научных и методических материалов — Пермь, 2005. — С. 18-38.
31.Имакаев В.Р. Дистанционное образование студентов: ограничения и возможности // Проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности выпускника университета начала XXI века: материалы всерос. науч.-практ. конференции / Перм. гос. ун-т. — Пермь, 2007. С. 112-116.
32.Имакаев В.Р. Самоопределение преподавателя высшей школы // Мо-дернизация дополнительного профессионального образования препо-давателей высшей школы: материалы всерос. конференции (17-20 июня 2008г.). / Казанский гос. энерг. ун-т. – Казань, 2008. С. 45-47.
33.Имакаев В.Р., Ильясов Р.Р. Как научиться быть праздным: опыт не-профессионалов // Здоровье как социально-философская проблема. Сб. статей всерос. научно-практ. конф. Вып. 3. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – С. 124-127.
34.Имакаев В.Р. Культура и повседневность в образовании // Образова-ние и культура как фактор развития малого города: Материалы Все-российской научно-практической конференции. Тара, 2009, С. 78-79.
35.Имакаев В.Р. Некоторые аспекты маркетинговой деятельности клас-сического университета в современной социокультурной ситуации // Вестник Пермского университета. Серия «Университетское образова-ние» / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2009. Вып. 6 (32). –– С. 81-84.