- Принцип историзма определяется как систематически организованная форма исторического сознания, предполагающая рассмотрение социальной реальности в динамике ее изменения, в закономерном историческом развитии и требующая анализировать многообразные социокультурные феномены в связи с конкретно-историческими условиями их существования. Выделены следующие обязательные элементы классической формы историзма: идея развития, понимаемого как изменение, предполагающее возникновение нового, а также определенную направленность; идея исторической бесконечности, противоречащая представлениям о циклическом круговороте исторических изменений, а также эсхатологическим концепциям конца истории; представление о человеке как субъекте истории, возлагающее на человечество ответственность за все, что происходит в истории и исключающее отношение к человеку как к объекту воздействия каких-либо трансцендентных инстанций; представление об «идеальном обществе», которое должно возникнуть как следствие исторического созидания человека; концепция истории как царства свободы, где будущее является результатом деятельности человека.
- Античные концепции циклического развития, христианские концепции историзма (Августин Аврелий, Иоахим Флорский), историософские концепции Возрождения (Н. Макиавелли, Дж. Вико) обнаруживают лишь отдельные элементы из числа вышеперечисленных. Эти концепции могут рассматриваться как предпосылки для формирования принципа историзма.
- Принцип историзма формируется в рамках немецкого романтизма и Просвещения. Первыми его формами были: вселенский историзм И. Гердера, основанный на понимании истории как продолжения развития природы, романтическая идея Фр. Гёльдерлина о двух замкнутых мирах - античности и европейского мира - одновременный доступ к которым открыт лишь поэтам, учение И. Фихте о пяти эпохах земной жизни человечества, философско-эстетические представления Фр. Шлегеля о развитии человечества от первобытного варварства через прекрасную античность к утонченной культуре современности.
- Классической формы историзм достигает в философии истории Гегеля, где каждая последующая эпоха развития рассматривается как результат разрешения противоречий, внутренне присущих предшествующей эпохе, а сама история выступает прогрессом в сознании свободы, выражающимся в поступательном движении от восточных деспотий, где свободен один, через античность, где свободны некоторые, к германскому миру, в котором созревают формальные условия для свободы всех.
- К классической форме необходимо отнести и марксистский историзм, в рамках которого разрешение противоречий определенной исторической эпохи неизбежно выражается в драматической форме, так как марксизм, являясь формой материализма, видит в материальной стороне человеческого бытия основание, существенно ограничивающее свободу исторического творчества человека. Фундаментальным противоречием человеческой предыстории является противоречие между сущностным ядром человеческого существования и его отчужденными, овеществленными формами. Гегелевский идеал общества, предоставляющий свободу всем, в марксизме приобретает форму идеала справедливого (коммунистического) общества.
- Первый опыт критики классического историзма связан с философией жизни В. Дильтея, который, основываясь на разделении «наук о природе» и «наук о духе», полагает, что в феномене всеобъемлющей жизни субъект исторического познания и историческая реальность не могут быть разделены. Историчностью обладает феномен всеобъемлющей жизни, что лишает человека его статуса субъекта истории. В области исторического познания предполагается замена рационального знания герменевтикой, которая нацелена не на раскрытие сущности исторических явлений, а на их описание.
- Более радикальную форму критика классического историзма приобретает у Ф. Ницше, который, подчиняя рациональное воле к власти, утверждает, что любые целостные представления о прошлом субъективны, так как выражают не столько реальность, сколько стремление к господству. Вследствие этой установки отвергается идея развития в истории (в ее классической интерпретации), а также идея исторической бесконечности. В то же время представление о человеке как субъекте истории гипертрофируются у Ницше до такой степени, что объективное историческое знание становится вообще невозможным. Взамен Ницше выдвигает генеалогию как методологический инструмент, ограниченный в познании любого социокультурного феномена лишь фиксацией его перехода от одного состояния к другому и установлением связи между этими состояниями.
- В концепциях замкнутых культурно-исторических типов О. Шпенглера и А. Тойнби отвергается представление о единстве человеческой истории, идея развития редуцируется до циклического движения через стадии рождения, роста, расцвета и гибели любой культуры. Идея исторической бесконечности уступает место представлению о частной культурной форме, мыслимой по образцу органических животных и растительных форм. Каждая из этих форм имеет свои законы и свои критерии развития, поэтому понятие «идеального общества» у Шпенглера и Тойнби также утрачивает свой смысл. Концепции замкнутых культурно-исторических типов фактически возвращают историческое сознание к древним концепциям циклического развития человечества.
- В экзистенциализме история предстает как пространство свободного, ничем не предопределенного выбора, но если у К. Ясперса - это личностный выбор, лежащий в основе выбора человечества, то у М. Хайдеггера - это выбор народом своей судьбы, который должен разделяться и принадлежащим к данному народу индивидом. Таким образом, представления о человеке как субъекте истории и об истории как царстве свободы раскрывают в философии истории экзистенциализма новые аспекты своего содержания. В то же время идея исторического развития утрачивает в экзистенциализме свою объективность: направленность этого развития всегда определяется свободой и субъективностью выбора, а представления об «идеальном обществе» воспринимаются как извне ограничивающие эту свободу и субъективность.
- Формой редукции классического историзма, парадоксальным образом основанной на философии истории Гегеля, выступает концепция «конца истории» А. Кожева, согласно которой история исчерпывает свое содержание в момент соединения высшего деятельного и высшего мыслящего начал, которые могут олицетворять собой великие исторические личности. Хотя идея «конца истории» явным образом противоречит такому элементу классического историзма, как историческая бесконечность, в неогегельянской философии истории Кожева очевидно стремление вернуться к гегелевскому историзму и соединить его с новыми экзистенциалистскими интерпретациями человека как субъекта истории и истории как той области бытия, где только и может быть осуществлен свободный выбор.
- Первой формой рецепции идеи историзма в России была официальная историография (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин), представлявшая собой специфическую форму интерпретации исторического прошлого, основанную не на стремлении установить объективную истину, а на особой субъективистской стратегии, предполагающей селекцию исторических фактов и феноменов с целью конструирования определенной картины единого исторического процесса. Показано, что эта идеологически ангажированная форма идеи историзма оказывала весомое влияние на иные формы исторического сознания в русской культуре.
- Родившаяся в рамках официальной историографии идея особой исторической миссии России получает свое религиозно-философское обоснование в идущей от Вл. Соловьева софиологической историософской традиции. В рамках этой традиции тематизируется «русская идея», основанная на утверждении уникальности исторической судьбы русского народа и его культуры. Софиологическая рецепция таких элементов классического историзма, как идея развития, идея исторической бесконечности и представление о человеке как субъекте истории, ограничивается религиозно-философским представлением о «конце истории». В то же время представление об «идеальном обществе» и об истории как царстве свободы находят свое выражение в неортодоксальном учении о богочеловечестве как о достигаемом в конце истории состоянии общества, которое регулируется исключительно нравственными законами.
- Другой распространенной формой русского исторического мессианизма в начале XX столетия становится традиция русского литературного мистицизма (А. Белый, М. Волошин, В. Хлебников, Д. Андреев), заимствующего свои построения не только из отечественной софиологии, но и из немецкой классической философии и из традиции оккультизма. Эти разнородные источники предопределили эклектизм данной формы историзма, которая, тем не менее, оказалась весьма удобной для освоения в русской культуре таких элементов классической формы историзма, как идея развития и идея исторической бесконечности. В то же время очевидно, что мистицизм, предполагающий действие в истории сверхъестественных сил, несовместим с представлением о человеке как субъекте истории.
- В конце XIX - начале XX столетия в русской литературе рождается жанр антиутопии, в рамках которого утверждается негативное восприятие истории и самого принципа историзма, основанное на деконструкции социалистических и либеральных утопических идеалов и демонстрирующее неустранимый антагонизм индивида и социальной машины.
- Постмодернистские проекты в историографии начинаются с «лингвистического поворота» (Р. Барт, А. Данто), делающего главным объектом исторического познания не саму историческую реальность, а используемый историком язык, и предполагающего лингвистическую критику всей предшествующей историографической западноевропейской традиции.
- Такой элемент классического историзма как идея развития, а также закономерно вытекающее из нее требование объективности исторического познания окончательно устраняются в попытках построения «метаистории» (Х. Уайт, Ф. Анкерсмит), предлагающей основывать историческое знание на «префигурации» как акте предварительного конституирования исторического объекта. Основным методологическим инструментом становится «историческое воображение», предполагающее использование риторических приемов, с помощью которых историк должен достигать эффекта правдоподобия.
- В рамках «истории ментальностей», представленной в первую очередь «школой Анналов» (Л. Февр, М. Блок, Ж. Ле Гофф), а также «микроисторией» (К. Гинзбург, Э. Ла Руа Лядюри), целью исторического познания становится не установление объективной взаимосвязи совокупности фактов и событий, а реконструкция той картины прошлого, которая была дана восприятию людей, живших в ту или иную историческую эпоху. Таким образом, историческое сознание сводится к своеобразию «коллективных ментальностей».
- Влиятельным течением в историографии постмодерна является генеалогия М. Фуко, настаивающая на необходимости рассматривать любые исторические феномены и события как точки приложения отношений власти и подчинения. Генеалогия Фуко представляет собой разновидность намеренного субъективизма в историческом познании. Закономерным следствием требований генеалогического метода Фуко становится формирование направления «психоистории» (С. Фридлендер), нацеленного на исследование «глубинной памяти» и механизмов вытеснения травматических переживаний, а также появление феминистских интерпретаций истории (Дж. В. Скотт), усматривающих в классическом историзме форму господства в восприятии исторического прошлого интересов мужчин и настаивающих на новом толковании, в котором будет соблюдаться равенство полов.
- Закономерным следствием попыток создания новой исторической науки являются такие современные формы антиисторизма, как фолк-хистори, ретроальтернативистика и конспирология, отталкивающиеся от реальных трудностей исторического познания, но заводящие его в тупик.
1.Самылов О.В. Становление историзма в философии немецкого Просвещения (Иоганн Гердер) СПб.: СПбГУСЭ, 2011. – 160 с. – 11 п.л.
2.Самылов О.В. Принцип историзма в европейской интеллектуальной традиции СПб.: Издательство СПбГУСЭ, 2012.– 211 с. – 14,7 п.л.
Статьи, опубликованные по Перечню ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК РФ:
1.Ершов М.Н. Восток и Запад: прежде и теперь (отрывок из книги). (Вступление и публикация О.В. Самылова, комментарий В.В. Совастеева) // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. – 1992. – № 3-4.– С. 150–167. – 0,8 п.л.
2.Ершов М.Н. Анти-интеллектуалистическое движение в современной философии (публикация, предисловие, примечания О.В. Самылова) // Философские науки. – 1998. № 2. – С. 66–88. – 1 п.л.
3.Самылов О.В. К вопросу об истоках принципа историзма в немецкой классической философии (Рижский период творчества И.Г. Гердера) // Вестник Мурманского государственного технического университета. Изд-во МГТУ, 2011. Том 14 (2011 г.) № 2. С. –365–369 – 0,5 п.л.
4.Самылов О.В., Симоненко Т.И. Российский опыт взаимодействия власти и образования: к вопросу о значении официального историографического дискурса / Современные исследования социальных проблем. – URL: http: // sisp.nkras.ru/issues/2012/1/Simonenko. Pdf 0421200132/0079 – 0,8/0,4 п.л.
5.Самылов О.В. Циклические концепции культурно-исторического развития как форма философской апологетики теорий «догоняющей» модернизации // Теория и практика сервиса. Экономика, социальная сфера, технологии №1 (11) 2012. Изд-во СПбГУСЭ, 2012. – С. 86–98. – 0,8 п.л.
6.Самылов О.В. История как драма: к вопросу о формировании принципа историзма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. №3 (17). 2012. Часть 2. Изд-во Грамота, Тамбов 2012. – С. 159–163. – 0,6 п.л.
7.Самылов О.В. Принцип историзма в историософских концепциях Ф. Гёльдерлина и Ф. Шлегеля // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. №4(18) 2012 Часть 1. Изд-во Грамота, Тамбов, 2012. – С. 169–174. – 0,8 п.л.
8.Самылов О.В Становление принципа историзма в немецкой классической философии (Кант, Гегель) // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. – С. 56–67. – 0,8 п.л.
9.Самылов О.В. Идея «конца истории» в неогегельянстве А. Кожева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. № 2. – С. 48–51. – 0,6 п.л.
10.Самылов О.В Принцип историзма в философии В. Дильтея // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 5. – С. 69–79. – 0,6 п.л.
11.Самылов О.В. «Альтернативная история» и классическая интерпретация принципа историзма // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 1. – С.56–68. – 0,6 п.л.
12.Самылов О.В Идеи историзма в русской антиутопии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Т. 13. № 2. – С. 154–164. – 0,8 п.л.
13.Самылов О.В. Античность как начало всемирной истории в воззрениях немецких философов XVIII – XIX веков (к проблеме формирования принципа историзма) // Вестник Мурманского государственного технического университета. Изд-во МГТУ, 2013. Том 16 (2013 г.) №2. С. – 367–373. – 0,6 п.л.
14.Самылов О.В. Генеалогический метод М. Фуко и перспективы исторического познания // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 6. 2013. Выпуск 2. С. 21–30. – 0,7 п.л.
15.Самылов О.В. Историософские искания в русском мистицизме начала XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 12 (38) 2013. Изд-во Грамота, Тамбов, 2013. С. 174–178. – 0,5 п.л.
16.Самылов О.В. К вопросу о границах научного познания: историзм против антиисторизма // Теория и практика сервиса. Экономика, социальная сфера, технологии №4 (18) 2013. Изд-во СПбГУСЭ, 2013. – С. 63–69. – 0,7 п.л.
Статьи и тезисы:
1.Самылов О.В. К проблеме историзма И.Г. Гердера // Социально-философские исследования и разработки. – Л.: 1985. Ч. 2. С. 181–185. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР от 14.03.85. № 19955. – 0,4 п.л.
2.Самылов О.В. О генезисе принципа историзма в системе философского знания // Специфика философского знания и общественная практика. Вып. П. Единство и многообразие философского знания. Тезисы выступлений слушателей VI Всесоюзной школы молодых ученых (Тбилиси, 1986). – М.: 1986. – С. 88–92. – 0,2 п.л.
3.Самылов О.В. Об этапах формирования принципа историзма в истории философии // Социально-философские проблемы общественного развития. – Л.: 1987. Ч.2. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР от 19.03.87. № 28625 – 0,4 п.л.
4.Самылов О.В. Формирование принципа историзма в истории философии // Философия и мировоззрение. – Л.: 1987, Ч. 2. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР от 19.03.87. № 29216. – 0,4 п.л.
5.Самылов О.В. Специфика выражения объективного процесса развития в принципе историзма // Материалистическая диалектика и стратегия ускорения. Тезисы региональной научной конференции. – Хабаровск, 1988. – С. 20–22. – 0,2 п.л.
6.Самылов О.В. Человек, природа, культура в философии И.Г. Гердера // Человек, культура, техника. – Владивосток, 1989. Рукопись деп. ИНИОН АН СССП от 20.12.89. № 40500. – 0,5 п.л.
7.Самылов О.В., Савитский А.Л. Проблема воспитания и образования в гуманистической программе И.Г. Гердера // Проблемы перестройки идеологической работы в ВУЗе. Тезисы докладов и сообщений межвузовской районной научно-практической конференции. Владивосток, 24–25 октября 1989 года.– Владивосток, 1989. – С. 14–17. – 0,3/0,15 п.л.
8.Самылов О.В., Дробышев В.Н. Проблема антиномичности философского знания (историзм или антиисторизм) // Проблемы перестройки идеологической работы в ВУЗе. Тезисы докладов и сообщений межвузовской районной научно-практической конференции. Владивосток, 24–25 октября 1989 года. – Владивосток, 1989. – С. 116–119. – 0,2/0,1 п.л.
9.Самылов О.В., Симоненко Т.И. К определению специфики русского самосознания (размышления над книгой Н. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма») // Русская идея. Проблемы духовной культуры в философском наследии Н.А. Бердяева: Тезисы докладов и сообщений Пятых философских чтений участников философских (методологических) семинаров (Владивосток, 23–25 октября 1990 года). – Владивосток, 1990. – С. 39–41. – 0,4/0,2 п.л.
10.Самылов О.В. Идея гуманизации исторического пространства в философии И.Г. Гердера // Человек. Гуманизация. Образование. Культур службы быта. Тезисы докладов участников I Всесоюзных Приморских чтений Владивосток 28–31 мая 1990 г. Часть Ш. Проблемы теоретической подготовки инженерных кадров / Отв. ред. Л.Д. Ерохина. – Владивосток, 1990. – С. 46–48. – 0,2 п.л.
11.Самылов О.В., Савитский А.Л. Онтология Гердера в контексте формирования историзма в новоевропейской философии // Культура, техника, человек. Диалектика взаимосвязи. Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.И. Залунин. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1991. – С.111–116. – 0,8/0,4 п.л.
12.Самылов О.В., Симоненко Т.И. Особенности народного миросозерцания в свете историософии Николая Бердяева // Брега Тавриды. -1992. № 5.– С. 144–153. – 0,8/0,4 п.л.
13.Самылов О.В., Симоненко Т.И. Метафизические основы русского миросозерцания // Возрождение русской религиозно-философской мысли. (Материалы Международной конференции 22.03 – 24.03.93 г.). – СПб.: «Глагол» – 1993. – С.64–65. – 0,4/0,2 п.л.
14.Самылов О.В. Матвей Николаевич Ершов. Еще одна страница отечественной философии // М.Н. Ершов. Проблема богопознания в философии Мальбранша. – СПб.: Наука, 2005. – С. 305–328. – 0,6 п.л.
15.Самылов О.В. Феноменология историзма // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2. – СПб.: Издательский Дом «РУССКИЙ ОСТРОВ» 2008. – С. 35–39. – 0,4 п.л.
16.Самылов О.В. О феноменологии историзма // Формирование университетских комплексов – путь стратегического инновационного развития образовательных учреждений. Том III. Сборник научных трудов. Издательство СПбГУСЭ, 2008. – С. 165–168. – 0,4 п.л.
17.Самылов О.В. К специфике неклассического историзма в европейской философии // Актуальные проблемы социогуманитарного знания Межвузовский сборник научных трудов с международным участием. Выпуск 3. – СПб.: Издательский Дом «РУССКИЙ ОСТРОВ» 2009. – С.19–24. – 0,4 п.л.
18.Самылов О.В. Коллизии историзма в ХХ веке // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4. – СПб.: Издательский Дом «РУССКИЙ ОСТРОВ» 2010. – С.14–19. – 0,3 п.л.
19.Самылов О.В. Репрезентации историзма в европейской философии ХХ века // Бренное и вечное: власть и общество в мифологиях модернизации. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием 16–17 ноября 2010 года. Великий Новгород, Издательство Новгородского государственного университета, 2010. – С. 327–331. – 0,4 п.л.
20.Самылов О.В. Идея развития в контексте динамического пантеизма И.Г. Гердера // История философии: традиции и современность. – СПб.: Изд-во СПБГУ, 2011 – С.149–162. – 0,9 п.л.
21. Самылов О.В. Официальный историографический дискурс в системе взаимоотношений власти и образования в России // Инновационные образовательные технологии в социогуманитарной сфере: история и современность. Сборник материалов участников международной научно-практической конференции 24–26 мая 2012 года. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ. – 2012. – С. 61– 64. – 0,5 п.л.
22. Самылов О.В. Принцип историзма в философии немецкого экзистенциализма // Вестник Пермского университета. Философия. Психология Социология. – 2012. № 2. – С. 80–86. – 0,7 п.л.