Научная тема: «ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ВО ФРАНЦУЗСКОМ НЕОМАРКСИЗМЕ: ПОЛЕМИКА 1950-70-Х ГОДОВ»
Специальность: 09.00.03
Год: 2009
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Прежде всего, она состоит в самой постановке проблемы: неомарксизм перестал быть объектом анализа в отечественной философской науке после обвинений в ревизионизме и ренегатстве. «Приговор» просуществовал как неподлежащий пересмотру более четверти века.
  2. Систематически раскрыто содержание французского неомарксизма, он представлен как самостоятельное, целостное философское направление, определена логика его развития, причины «взлета и падения».
  3. Ретроспектива позволила обнаружить то, что ускользало от оценки современников в силу незавершенности тенденций развертывания. Неомарксизм рассмотрен не только как противостояние Гароди и Альтюссера, но более широко и философски: оппозиция сциентизма и антисциентизма, теоретического антигуманизма и гуманистической интерпретации марксизма как философии действия.
  4. Преодолено идеологизированное отношение к неомарксизму, выявлено соотношение теоретической и политической ревизии в философской эволюции основных представителей французского неомарксизма.
  5. В научный оборот введен ряд новых источников, среди авторов которых есть и представители неомарксизма, и его зарубежные аналитики, стоящие на марксистских и немарксистских позициях.
  6. Новизна связана с актуализацией для обсуждения малоисследованных граней концепций Лефевра (теория повседневности, концепция «модернити», феномен кибернантропа); Гароди (диалог культур, его условия, концепция субъективности и трансцендентности); Гольдмана и Альтюссера (идеологические аппараты государства).
  7. Философские концепции, составляющие содержание французского неомарксизма, представлены как сплав эмоционально-личностного переживания и рационально-академического познания, как поведенческое воплощение мировоззренческих установок, делающих творческое философствование индивидуально неповторимым актом.
  8. Конкретизированы онтологический и аксиологический аспекты философии Лефевра. Рассмотрены предлагаемые им новая форма философской мысли - метафилософия, его концепция превышения марксизма.
  9. Определены источники движения Гароди от марксизма к неомарксизму как поиска синтеза философии духа и философии практики. Дана оценка понимания им корней и сущности марксистского гуманизма.
  10. Обоснован политический характер проекта Альтюссера, его теоретический антигуманизм представлен как специфически французский вариант догматического рационализма, который игнорирует человека как субъекта истории.
  11. Приведены доводы в обоснование гипотезы: способ выхода за пределы марксизма определяет дальнейшую принадлежность к гуманистической парадигме. Гуманизм как мировоззренческая доминанта предстает в качестве аксиологического антропоцентризма в гуманистических версиях французского неомарксизма, и его сфера значительно сужается в версиях сциентистских.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК:

1.Шихардин Н.В. Валюативная и рефлективная парадигмы марксизма: версия Роже Гароди // Философия и общество. – 2007. – №3. – С. 169-181.

2.Шихардин Н.В. Вкус жизни без отчуждения: май 1968 года сквозь призму гуманистической парадигмы французского неомарксизма // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – №48. – Серия 3. «Общественные науки». – Вып. 2. – С. 200-215.

3.Шихардин Н.В. Концепция отчуждения в философском наследии Анри Лефевра // Труд и социальные отношения. – 2008. – № 12. – С. 139-143.

4.Шихардин Н.В. Концепция этатизации: А. Лефевр и Л. Альтюссер // Вестник Новосибирского государственного университета. – Серия «Философия». – 2008. – Т. 6. – Вып. 3. – С. 166-171.

5.Шихардин Н.В. Концепция повседневности в неомарксистской концепции А. Лефевра // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2008. – № 1. – Серия 7. «Философия. Социология и социальные технологии». – С. 16-19.

6.Шихардин Н.В. Литература как предмет анализа во французском неомарксизме // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 11. – Серия «Философия. Социология. Культурология». – Вып. 11. – С. 148-154.

7.Шихардин Н.В. Луи Альтюссер: критика, реконструкция и защита марксизма // Вестник Самарского государственного университета. – 2009. – №. 1. – Гуманитарная серия. – С. 11-17.

8.Шихардин Н.В. Ислам в философской концепции и судьбе Роже Гароди // Вестник Московского государственного областного университета. – Серия «Философские науки». – 2009. – № 2. – С. 180-186.

9.Шихардин Н.В. Гуманистическая интерпретация марксизма: выбор Анри Лефевра // Известия Уральского государственного университета. 2009. №1/2. – Серия 3. «Общественные науки». – С. 194-199.

Монографии:

10.Шихардин Н.В. Гуманистическая парадигма во французском неомарксизме: pro et contra: Монография. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2006. – 118 с.

11.Шихардин Н.В. От анафемы к диалогу. Гуманистический проект Роже Гароди: Монография. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2007. – 110 с.

12.Шихардин Н.В. Французский неомарксизм: противостояние гуманизма и сциентизма: Монография. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2009. – 132 с.

Статьи:

13.Шихардин Н.В. Диалогический подход к изучению истории // Новые идеи в философии: Межвузовский сборник научных трудов. – Вып. 5. – Пермь, 1996. – С. 173-175.

14.Шихардин Н.В. Диалог как способ теоретического отношения к историко-философскому наследию // Человек в истории: теория, методология, практика: Тезисы докладов Российской научной конференции. – Ч. 1 – Челябинск, 1998. – С. 31-33.

15.Шихардин Н.В. Плюрализм как принцип «современного гуманизма» Р. Гароди // Религия. Человек. Общество: Тезисы сообщений Международного научного религиоведческого конгресса. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 1998. – С. 119-121.

16.Шихардин Н.В. «Фихтеанский момент» эволюции философской концепции Роже Гароди // ХХI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса. В 4-х т. – Т. 4: Философия духовности, образования, религии. – Ч. 1. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999. – С. 69-70.

17.Шихардин Н.В. Роже Гароди: от анафемы к диалогу // Проблемы свободы совести, веротерпимости и преодоления религиозного и этноконфессионального экстремизма: Сб. науч. тр. – Курган, 2000. – С. 150-154.

18.Шихардин Н.В. «Проект надежды» в философии Роже Гароди // Культура и цивилизация: Сб. науч. тр. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного университета, 2001. – С. 163-167.

19.Шихардин Н.В. Российские версии марксизма в философии Роже Гароди // Маркс и Россия: рубежи столетий: Сб. науч. тр. – Екатеринбург Изд-во Уральского государственного университета, 2002. – С. 196-198.

20.Шихардин Н.В. Глобализация гегемонизма и её альтернатива // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса. В 3 т. – Т. 3. – Ростов н / Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. – С. 222-223.

21.Шихардин Н.В. Глобализация как фактор формирования новой парадигмы в социологии: взаимодействие или воздействие? // Система ценностей человека как социокультурная реальность: Сб. науч. тр. – Курган: Изд-во КГУ, 2002. – С. 87-99.

22.Шихардин Н.В. Глобализация нетерпимости и её альтернативы // Толерантность в культуре, этнических и межконфессиональных отношениях. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Курган, 3 декабря 2002 г.). – Курган, 2003. – С. 230-234.

23.Шихардин Н.В. Ж. Бодрийар: ценностная составляющая глобализации (тезисы) Философия ценностей: Материалы Российской конференции (Курган, 15-16 апреля 2004г.). – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2004. – Вып. 2. – С. 239-242.

24.Шихардин Н.В. Роже Гароди о методологическом характере марксистского атеизма // Проблемы социального гуманизма: история и современность. Четвертые Марксовские чтения. – Нижневартовск: НЭМИ ТюмГУ, 2004. – С. 288-294.

25.Шихардин Н.В. Теория отчуждения в зеркале двойной эволюции // Проблемы социального гуманизма: история и современность. Четвертые Марксовские чтения. – Нижневартовск: НЭМИ ТюмГУ, 2004. – С. 294-298.

26.Шихардин Н.В. Антигуманный гуманизм в философии Л. Альтюссера // Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса: В 5 т. – Т. 5. – М.: Современные тетради, – 2005. – С. 179.

27.Шихардин Н.В. Роже Гароди: валюативная и рефлективная парадигмы марксизма // Система ценностей человека как социокультурная реальность: Сборник научных трудов. – Вып. 2. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. – С. 231-240.

28.Шихардин Н.В. Л. Альтюссер и Р. Гароди: где пересекаются параллельные линии? // Сборник материалов Республиканской научной конференции «Гуманизм социальный, либеральный и религиозный: проблемы диалога» (Нижневартовск, 17 ноября 2005 г.). – Нижневартовск: НЭПИ ТюмГУ, 2006. – С. 232-235.

29.Шихардин Н.В. Диалог марксизма и христианства: гуманистический проект Роже Гароди // Здравый смысл. – 2006 / 07. – № 1. – С. 48-54.

30.Шихардин Н.В. Май 1968 года: конфликт поколений или бунт против отчуждения? // политическая коммуникация и идеологическая социализация молодежи в контексте властных отношений / Вторые уральские молодежные социологические чтения: Всероссийская научная конференция. Сб. науч. статей. – Екатеринбург: УРАГС, 2007. – С. 60-65.

31.Шихардин Н.В. Кибернантроп versus субъективность: позиция А. Лефевра // Воля к диалогу: проблемы современного гуманизма: Материалы международной научной конференции, посвященной памяти профессора В.Д. Жукоцкого. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. Ун-та, 2007. – С. 274-279.

32.Шихардин Н.В. Анри Лефевр: от марксизма к неомарксизму // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. – Т. II. – Новосибирск: Параллель, 2009. – С. 54-55.